В интерьере четыре мощных пилона переходят в трапециевидные паруса, на которые опирается купол храма, завершённый световой главой. За пилонами - северный и южный притворы с четвертными сводами и угловые ячейки с крестовыми сводами. Алтарь перекрыт гранёной конхой с длинными распалубками. Арки, перекинутые со столбов трапезной, делят трапезную на восемь ячеек с парусными и циркульными сводами. Сохранились роспись клеевыми красками и резной некрашеный иконостас в русском стиле. Храм нуждается в реставрации уникального резного иконостаса, а также росписи летней части храма. По материалам официального сайта Тверской епархии Кладбищенская церковь Спаса Нерукотворного образа – это одна из архитектурных достопримечательностей города Бежецка, что в Тверской области России, расположена по адресу: улица Нечаева, дом 29. Комплекс зданий находится на западной части городского кладбища. Здание кладбищенской церкви Спаса Нерукотворного Образа было сооружено из кирпича в 1895 году. Инициатором возведения стал протоиерей И.И. Преображенский. Когда-то на этом месте стоял деревянный храм. Немного позже была построена трапезная. В 1902 году появилась также и трехъярусная отдельно стоящая колокольня. Примерно в это же время были возведены здания церковно-приходской школы и богадельни, примыкающие к западной стороне оградки. По сторонам церкви находятся небольшие часовни. В 1930-х годах эта обитель была закрыта по приказу советской власти. Тогда же была разрушена колокольня. Снова церковь Спаса Нерукотворного образа в Бежецке была открыта в 1940-х годах. Она действует и сейчас. Каждый день здесь совершаются службы. В праздничные дни осуществляется служение ранней и поздней литургий. 29 августа - престольный праздник бежецкой Спасо-кладбищенской церкви. Церковь Спаса Нерукотоврного образа в городе Бежецке " была вызвана к бытию Екатерининским указом 1771 года о закрытии кладбищ при городских церквах " . Первоначально было решено возвести " над могилами " каменный храм Воскресения Христова. Строителем был избран купец Илья Фёдорович Неворотин. Строительство было начато в 1787 году и закончено в 1796-м. Утварь для храма получена из упразднённой перед тем церкви села Шеломени, согласно желанию потомка ея вкладчиков Карамзиных помещика Зилова. В 1796 году " именитое купечество обще с градским главою Михаилом Лукичем Ревякиным просило храм переименовать и праздновать праздник вместо Воскресения Христова в день Нерукотворного образа Спасителя нашего Иисуса Христа августа 16 дня " . Решение было получено, главный престол храма в 1800 году был освящён в честь Нерукотоврного образа. Церковь была приписана к городскому собору. Самостоятельный причт при открытиии кладбищенской церкви не был назначен и богослужения отправлялись всеми городскими священниками по установленной очереди. Порядок этот держался до 1882 года, когда стараниями соборного священника о. И. Преображенского кладбищенская церковь была отписана от городского собора и при ней был учреждён самостоятельный причт.

http://sobory.ru/article/?object=07755

Второе чудо от иконы Нерукотворного Спаса произошло в этот же день: по совершении крестного хода шествие направилось в Успенский собор, но, когда поравнялось с часовней, «тайная сила остановила несших чудный образ; никак не могли они двинуться с места». Восприняв произошедшее как знамение, «ибо возлюбил Господь это место», горожане решили построить около часовни церковь во имя иконы Спаса Нерукотворного. На следующее утро в Ярославль прибыл митрополит Ростовский Кирилл (IV), он благословил соорудить общими силами деревянную церковь, освятил ее этим же вечером и поставил в нее чудотворную икону. Во время освящения храма от чудотворного образа «многим излияся благодать Божия: слепым, хромым, и всякими недугами страждущии здравие получиша». Язва вскоре прекратилась. Церковь, построенную в один день, стали называть обыденной. По преданию, во вновь построенной церкви перед чудотворной иконой Спаса в числе первых молились Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. По словам Н.Г. Первухина, «последняя надежда Руси - ополчение чуть было не погибло» в Ярославле, но, «укрепленное чудесным знамением, двинулось спасать Москву и родину». В 1613 г. новое бедствие постигло ярославские земли - засуха настолько сильная, что «во все лето не бысть дождя, ни же росы, и от жару солнечного все древа аки опалены зряхуся, и ни же какого-либо овощия и плода земля произрастила». Только по совершении 8 июля крестного хода с иконой Спаса Нерукотворного и молебна Илье Пророку «в самое всенощное бдение дождь превелий ниспаде, винограды и древа и всякое овощие проросли и плод сотвориша, и преста бездождие». Новое чудо от святыни произошло в 1614 г., когда «учинися пожар велик во граде Ярославле». Спасо-Пробоинский храм, как многие другие деревянные церкви, во время пожара сгорел, но чудотворный образ был найден на пепелище неповрежденным. Ещё дважды в XVII в. «церковь древяна во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Образа» погибала в огне, в 1658 и 1670 г.г., но каждый раз отстраивалась вновь, и «в сих такожде пожарах сия святая пречудная Всемилостивого Спаса икона пребываше невредима».

http://sobory.ru/article/?object=05737

Но наступают другие времена, и храм " превращается " в памятник архитектуры, который, однако, государство берет под охрану. В 1973 году собор уничтожают: растаскивают тракторами, камни сбрасывают в реку. А еще через 20 лет по указу Б. Ельцина " охраняемый памятник архитектуры " , уже давно не существующий, снимают с охраны государства. В 2000 году на месте храма Нерукотворного Образа был установлен памятный крест, освящение которого совершил 2 июня настоятель кафедрального Свято-Ильинского собора Архангельска протоиерей Владимир Кузив, посетивший Красноборск во время крестного хода по Северной Двине. С того времени утраченная традиция возобновилась. По материалам сайта: www.arhpress.ru. http://arhispovedniki.ru/gallery/ Первое письменное упоминание о Красноборске относится к началу XVII века. «В 1620 году на Юрьеве-Наволоке отдан был на пустом гарном месте дикий лес крестьянину Игнатию Яковлевичу Ожегову (Рудачку), с обязательством платить в казну оброка 16 алтын и 3 деньги». Построив свои дома и освоив землю, Ожегов стал получать доходы и в 1627 году на свои средства построил деревянную церковь во имя Спаса Нерукотворного. Постепенно здесь начинают селиться жители из окружающих селений и приезжие. Увеличивающееся селение стало именоваться слободкой, затем посадом. В 1775 году в посаде насчитывалось 102 дома с численностью населения 500 человек, с гостиным рядом в 105 лавок, с широко развитой торговлей. В 1780 году в результате административных преобразований по указу Екатерины II посаду Красный Бор присвоен статус – уездный город Красноборск. В 1781 году утвержден герб города. С сайта Красноборского районного музея: http://krasnoborskmuseum.ru/history.html Церковь Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, что в заштатном городе Красноборске, находится на левом гористом берегу реки Северной Двины, при устье речки зовомой Нечмежа. Она остоит от уездного города Сольвычегодска в 70 верстах. Первоначальное существование свое восприяли по явлению нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 7135-е (1627) при державе Благоверного и Благочестивого Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России. Предание говорит, что образ тот явился в пустом лесистом месте на березе. На том месте тогда и была построена деревянная церковь во имя Нерукотворенного Образа. Построена же церковь та неизвестно кем именно, а только летописец говорит так: «есть село нарицаемое Красной бор, в том же селе возграждена церковь деревянна во имя Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 7135 Создатель же церкви оной бысть некий муж Боголюбец того же села насельник».

http://sobory.ru/article/?object=38324

Путь в месте аварии проходил по насыпи высотой более 10 метров, и часть вагонов, сойдя с рельсов, буквально слетели вниз. Именно такая участь постигла и вагон, в котором располагалась императорская столовая, где в момент крушения находилась вся царская семья: Александр III, его жена Мария Федоровна с детьми и свитой. Этот вагон был сброшен на левую сторону – после аварии он полулежал на насыпи без колес, со сплюснутыми и разрушенными стенами. Все, кто находился в императорской столовой, чудом уцелели, отделавшись легкими ушибами, ссадинами и царапинами. Зато вагон, в котором находились придворно-служащие и буфетная прислуга, был полностью уничтожен, а все его пассажиры погибли. Всего при крушении императорского поезда пострадало 68 человек, среди которых 21 погибший. При этом никто из членов царской семьи не получил серьезных повреждений. В столовом вагоне находилась икона Нерукотворного Спаса, которая уцелела во время аварии – даже стекло в раме осталось целым. Члены императорской семьи были убеждены, что именно этот Образ спас их от верной гибели. Позже Священный Синод признал данную икону чудотворной, и ее стали почитать на богослужениях 17 октября, в день чудесного спасения царской семьи. В то время в Павлограде жил известный меценат, 73-летний купец Яков Федорович Голубицкий. Он был одним из самых влиятельных людей в городе, в течение всей жизни активно занимался общественной деятельностью и благотворительностью. Его избирали гластным (по-нашему – депутатом) городской думы, и дважды – городским головой (с 1877 по 1881, а также с 1889 по 1992 гг). Голубицкий был убежденным монархистом, и чудесное спасение царской семьи во время крушения поезда потрясло его до глубины души. К тому же, будучи в преклонных годах, Яков Федорович задумывался над тем, чтобы увенчать свои труды каким-нибудь особенно важным богоугодным делом. После описанной выше аварии Голубицкий принял решение построить в Павлограде собор в честь Образа Нерукотворного Спаса, который сохранил жизнь императору и его родным. В то время в Павлограде была только одна церковь – Свято-Вознесенский собор на центральной площади (который большевики взорвали в 1936 г.). Этот храм постоянно был переполнен, а в праздники не вмещал всех прихожан. Поэтому Яков Федорович принял решение построить второй собор примерно в 400 метрах от Вознесенского. Для этого он выкупил участок в центре города, на котором было озеро. Чтобы осушить его, пришлось завезти очень много земли.

http://sobory.ru/article/?object=20130

Отдельно хотелось бы рассказать о храме и великих людях, причастных к нему. Пушкин А.С. и история Конюшенной церкви неотделимы. Это " Пушкинский храм " . Поселившись на Мойке Пушкин оказался между двумя храмами: Спаса на Конюшенной и церковью в Зимнем дворце, тоже Спаса Нерукотворного образа. Перед смертью исповедовал Пушкина священник Конюшенной церкви отец Петр Песоцкий. Выходя после исповеди из комнаты Пушкина, он сказал: " Я хотел бы умереть, как умирает этот человек! " Первоначально предполагалось отпевать Пушкина в Исаакиевском соборе. Считается, что Николай I хотел унизить поэта, поэтому его стали отпевать в Конюшенной церкви. Но Исакиевский собор только строился и там не было места. Статус же Конюшенной церкви был придворный. На отпевание в ней всегда нужно было получать особое разрешение. Николай I дал это разрешение, чем оказал большое уважение поэту. Отпевание состоялось 1 февраля 1837 г., на котором присутствовали все власти, вся знать Петербурга. И отсюда поэт отправился в свой последний путь в Святые Горы. 2 марта 1857 г. в этой же церкви отслужили первую в России панихиду по скончавшемуся в Берлине М.И.Глинке. В 60-е годы 18 в. здесь венчался известный церковный композитор М.С.Березовский. В 1736 году, по желанию служащих при Главных Придворных конюшнях иметь свой храм и своего пастыря, повелением императрицы Анны Иоанновны устроена деревянная церковь в главном здании придворных конюшен, на Конюшенной площади, в палате, что над воротами, и освящена во имя " Нерукотворенного Спасителева Образа " в 1737 г., в присутствии самой императрицы. Через 10 лет по основании деревянной церкви, повелением императрицы Елизаветы Петровны, в 1746 г. заложена была каменная церковь на противоположной стороне площади и освящена в 1747 г. тоже в присутствии Императорского Величества и их Императорских Высочеств, для коих устроены были в церкви два богато убранных места. В 1822 году придворная Спаса Нерукотворенного Образа церковь была вновь переделана вместе с смежным с нею полуциркульным зданием Придворной конюшни по плану архитектора Стасова и освящена в 1823 г. .Построение этого храма, как и прежних, произведено на счет казны и обошлось, не считая наружных стен, вошедших в общую смету всего полуциркульного здания, одною внутреннею отделкою и украшением, 75 тыс. руб.

http://sobory.ru/article/?object=01675

Кладбищенская (Спаса Нерукотворного) церковь была построена в 1895-1898 годах из местного кирпича по инициативе и при исключительных организаторских усилиях протоиерея И. И. Преображенского. В храме пять престолов: 16 октября 1883 года был освящён престол в левом приделе во имя святого Иоанна Предтечи (первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи), святого Иоанна Новгородского, великомученика целителя Пантелеймона. 25 октября 1898 года освящён в холодном храме средний престол в честь Нерукотоврного образа Господня Иисуса Христа. 17 июля 1901 года освящён престол правого придела в том же храме в честь иконы Божией Матери, именуемой " Черниговская " , и преподобного Сергия Радонежского. 19 октября 1903 года освящён престол левого придела того же храма во имя равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги, святителя Феодосия Черниговского, преподобного Серафима Саровского. В освящении храма принял участие сам Иоанн Кронштадтский. В 1910-11 годах по проекту архитектора А. П. Фёдорова вместо прежней трапезной и первоначальной колокольни сооружена существующая ныне трапезная с притвором. Подряд на устройство бетонных сводов выполнил инженер Морошкин. После разборки старых Святых ворот в 1902-03 годах по проекту и под наблюдением архитектора А. П. Фёдорова при Спасо-кладбищенской церкви была возведена высокая трёхъярусная колокольня, выдержанная в русском стиле (в советские годы взорвана). Она была поставлена между женской богадельней и церковно-приходской школой (1890 г.), соприкасаясь с ними углами, но выступая относительно них к западу. В первом ярусе колокольни были оборудованы проездные Святые врата. Колокольня церкви Спаса Нерукотворного при городском кладбище была самым высоким сооружением Бежецка. 500 пудовый колокол для неё был отлит в граде Бежецке ярославскими мастерами. Отливка производилась на берегу Остречины, между мостом и спуском к водовозному плоту. Знаменитый русский художник " советской эпохи " Александр Николаевич Самохвалов, уроженец Бежецка, учился тогда в церковно-приходской школе при этой церкви, видел как строилась " гигантская " колокольня, а потом " на эту башню, множество народа принимало участие в подъёме колоколов... " .

http://sobory.ru/article/?object=07755

По указу Синода от 18 марта 1743 г. З. м. был изъят из ведения епархиальных властей и передан в синодальное подчинение, т. е. стал ставропигиальным. В 1764 г. отнесен ко 2-му классу. В 1812 г. серьезно пострадал в результате пожара и от бесчинств солдат армии имп. Наполеона. В 1682 г. к З. м. был приписан Убожедомский мон-рь (см. Московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь ), с 1722 г.- серпуховской Владычный монастырь со всеми вотчинами. В ведении З. м. в XVII - нач. XX в. находилась каменная ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери (освящена в 1692, снесена в 20-х гг. XX в.) у Никольских ворот в Москве. Небольшой храм, в пространстве к-рого доминировал восьмерик, являлся классическим образцом нарышкинского стиля. В храме находились чтимые иконы Нерукотворного образа Спасителя (XVIII в.), список чудотворной Владимирской иконы в золотой ризе (дар гр. Н. П. Шереметева). А. В. Маштафаров Архитектура По сведениям документов 20-50-х гг. XVII в., на территории З. м. находились каменный, очевидно Спасский, собор и деревянная церковь. Новый каменный Спасский собор был построен в 1660 г. на средства боярина кн. Ф. Ф. Волконского. Нижний храм был освящен в честь Нерукотворного образа Спасителя, верхний - в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Дата строительства подтверждается надписью на закладном камне, полный текст к-рой можно было прочесть в XVIII в.: «Лета 7168 апреля в 30 день начата быть строитися церковь Всемилостиваго Спаса Нерукотворенного Образа с повеления... царя... Алексия Михайловича... строил по обещанию своему боярин князь Феодор Феодорович Волконской, а совершена 7169 года, ноября в 20 день» (см.: Дамаскин. 1791. С. 200). В 1701 г. храм пострадал от пожара, в том же году к нему была пристроена трапезная (Памятники. 1982. С. 418). К 1702 г. относится 2 подрядных договора (от 30 апр. и 24 сент.) с игум. мон-ря Палладием на разборку и постройку вновь церкви неизвестного посвящения (Словарь архитекторов. 2008. С. 261; РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Д. 1031. Л. 677-677 об., 869; Николаева М. В. Иконостасы храмов Москвы и Подмосковья 1-й четв. XVIII в.: История создания - «столярство и резьба»//Христианское зодчество: Новые мат-лы и исслед. М., 2004. С. 406). Неизвестно, о каком храме идет речь в договоре от 17 сент. 1702 г. об изготовлении иконостаса в новопостроенную церковь (Словарь архитекторов. 2008. С. 261), т. к. к тому моменту церковь еще даже не разобрали.

http://pravenc.ru/text/182479.html

Известно также, что при митрополите Иосифе были выстроены каменные одноэтажные архиерейские палаты. Вот как описывает их голландский путешественник Корнелий де Бруин, побывавший в Астрахани в 1703 году: «Митрополичьи палаты составляют главное здание в городе, чрезвычайно обширное, длинное и каменное». В это самое время астраханский митрополит Сампсон (1697 – 1714 гг.) задумал расширить архиерейские палаты, надстроив над ними второй этаж. В восточной части этого второго этажа им был вновь сооружён домовый храм в честь Нерукотворного образа Спасителя, освящённый 14 августа 1709 года. Этот построенный митрополитом Сампсоном храм получил название «Крестовый», под которым и был более всего известен. В Крестовой церкви молились и служили астраханские архиереи в дни, которые на церковном языке назывались будничными. В праздники же архиереи, отслушав раннюю литургию здесь, выходили в Успенский Кафедральный собор. Для этого специально между архиерейскими палатами и Успенским собором была поставлена двухъярусная галерея. Нижний её каменный ярус выводил в нижний храм Успенского собора, а верхний деревянный ярус вёл прямо из Крестовой церкви в верхний собор. Галерея была украшена изящной башенкой, увенчанной крутящимся флюгером в виде трубящего ангела. Известно, что до середины XIX столетия из Крестовой церкви 15 августа, накануне дня чествования Нерукотворного образа Спасителя, отправлялся крестный ход к Пречистенской колокольне. Здесь, под сводами её, находилась часовня с чтимым астраханцами Нерукотворным образом Спасителя. Перед вечернею духовенство в полном облачении, в преднесении святых икон и хоругвей, в сопровождении множества народа, отправлялось из церкви к часовне. В это время на соборной колокольне начинался звон во все колокола и продолжался до тех пор, пока крестный ход не входил в городские ворота под колокольней. Звон тогда прекращался, и священники служили молебен, по окончании которого два священника брали Нерукотворный образ Спасителя и несли его с крестным ходом обратно – в Крестовую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=34552

Собор в честь Нерукотворенного образа Спасителя в Старом Селенгинске (недейств.). Престол: Нерукотворенного образа Спасителя (главный верхний), вмц. Екатерины (главный нижний), Архангела Михаила (придельный нижний), свт. Николая Мирликийскаго (придельный нижний). Первоначальный Спасский храм в Селенгинском остроге был построен в 1665 году. Церковь возвели в юго-западном углу острога. Это была трехпрестольная многоглавая шатровая постройка высотой 32 метра. Главный престол был освящен в честь Нерукотворного образа Спасителя, два других - во имя Михаила Архангела и во имя Николая Чудотворца. По описанию 1673 года. в храмовом иконостасе " Деисусов – три пояса с апостолы, и с праздники Господские и с пророки " . Там же сказано о местоположении храма: " А от острожного углу до церкви 17 сажен и 1 аршин; а поперёк по паперти 5 сажен, до олтарнаго угла на восточной стране 4 сажени " . Храм числится в списке монастырей и церквей Западного Забайкалья от 1707 года. Во время своего " Селенгинского сидения " в 1720-х годах в храме совершал богослужения святитель Иннокентий Иркутский. 4 апреля 1780 года в храме начался пожар, сильный северный ветер разнёс огонь по городу, и собор сгорел вместе со многими другими строениями. В том же году пожар повторился. Почти уничтоженный город начал вновь отстраиваться при поддержке казны, хотя некоторые жители стали разъезжаться, иные - переселятся на левый берег Селенги. В это время, благодаря щедротам императрицы Екатерины и добровольным пожертвованиям, был возведен новый Спасский собор. Архитектором стал неграмотный самоучка, тюменский мещанин Воротников; строителем - будущий селенгинской купец Иван Степанович Басов. При постройке собора в пол нижней церкви была заложена надгробная плита с могилы селенгинского ссыльного гетмана Демьяна Игнатовича Многогрешного. Работы по возведению церкви начались 14 мая 1784 году, закончились - 13 июня 1789 года. Главный верхний престол его был освящен в честь Нерукотворенного образа Спасителя; в нижнем храме - главный (в память и благодарность императрице) во имя великомученицы Екатерины, придельные во имя Архангела Михаила и во имя святителя Николая Мирликийскаго.

http://sobory.ru/article/?object=14384

Спасо-Архангельский храм стройный, двухэтажный, с пристроенной с запада колокольней, через нижний ярус которой – вход в зимнюю церковь, а в летнюю – по высокой лестнице через просторную паперть. В XIX веке звон одиннадцати колоколов разливался по окрестным холмам. При церкви имелась богадельня. Никифоровский храм в 1872 году был упразднен, и все церковное имущество и святыни были перенесены в Спасо-Архангельскую церковь. Особенно почиталась икона Всемилостивого Спаса, шириной в 3 аршина, высотой в 4 аршина с четвертью. Современники отмечали, что он почитался как чудотворный, был обильно обвешен подвесками и очень напоминал образ Спаса из Воскресенского собора. Святыня эта из Вологодского Прилуцкого монастыря, как говорит предание, приобретена в XVII веке купцом Ждановым, а затем передана в Спасо-Архангельский храм. Это был самый многочисленный и богатый храм после Воскресенского собора. В 1930-е годы храм был закрыт, в нем находилась типография. Судьба его святынь неизвестна, по-видимому, большинство из них для нас утрачены. В храме совершаются богослужения в престольные праздники. Во время крестного хода по Романовской стороне с чудотворной иконой Спасителя из Воскресенского собора у Архангельского храма происходит длительная остановка для отдыха и трапезы паломников. Описание храма приведено по книге «Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. – М.: издательство «ОТЧИЙ ДОМ», 2008 Источник: сайт Воскресенского собора (Романово-Борисоглебское благочиние) Церковь Спасо-Архангельская единоверческая, каменная, двухэтажная, приходская. Престолов в ней два: в верхней холодной - во имя Божией Матери Владимирской, в нижней теплой - во имя Спаса. Церковь построена в 1746 г. тщанием прихожан. С 1746 г. по 1855 г. при сей церкви состоял причт православный, ранее церковь именовалась Михаило-Архангельскою и прочих бесплотных сил. В 1855 г. Михаило-Архангельский престол был упразднен и устроен во имя Всемилостивого Спаса, и храм стал именоваться Спасо-Архангельским. Особо чтимая икона Всемилостивого Спаса. Икона размером вышиной 4 аршина, шириной 2 аршина 15 верш.; написана она, как гласит предание, учеником Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотв.

http://sobory.ru/article/?object=03241

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010