Скачать epub pdf О Соборе, состоявшемся в Карфагене при сщмч. Киприане 36 Предисловие В Кархидоне, иначе Карфагене, при св. сщмч. Киприане состоялось три Поместных [ 37 ] собора по вопросу о перекрещивании. Первый – в 255 г. по Р. X., в четвертый год царствования Валериана и Галлиена [ 38 ] . На нем было определено, что никто не может быть крещен вне Церкви, поскольку крещение одно – крещение Кафолической Церкви, а потому и еретиков, когда они приходят в Кафолическую Церковь , подобает перекрещивать. Тех же, которые вначале получили совершенное по правилам крещение у православных, а потом стали еретиками, при возвращении в православие подобает принимать не через крещение, как говорил Новат, но только через молитву и возложение рук, как это явствует из послания к Квинту, т. е. 71-го письма Киприана (об этом см. также I Всел. 8). Второй Собор был в 258 г. или, по Милиасу, в 256 г. (см. 1-й т. «Синодикона»), на нем присутствовал 71 епископ из Нумидии и прочих мест Африки. Св. Киприан собрал их для того, чтобы они с большей властью утвердили и одобрили изложенное на предыдущем Соборе определение о перекрещивании. И они определили, во-первых, что всех тех, которые, пребывая в Церкви (т. е. являясь клириками), оставляют веру, должно при их возвращении принимать только как мирян; а, во-вторых, что крещение еретиков совершенно недействительно, так что когда они обращаются и крестятся согласно православному учению, то не считаются принимающими второе крещение, но рассматриваются как крещаемые впервые, поскольку вообще не имеют истинного крещения. В том же году при св. Киприане в Карфагене состоялся и третий Собор, на котором присутствовали 84 епископа. Этот Собор отправил епископу Иовиану и его епископам настоящее соборное каноническое послание, иными словами – данное правило, поскольку, как говорит Зонара (и сообщает само послание), этот епископ спросил божественного Киприана, подобает ли крестить схизматиков-новациан, когда они приходят в Кафолическую Церковь . Но, по словам многоученейшего Досифея (Двенадцатикнижие. С. 55). это правило было изложено потому, что упомянутым вторым Собором было отправлено послание Римскому папе Стефану, в котором сообщались определения Собора о перекрещивании. А Стефан, созвав в Риме Собор, объявил это послание не имеющим силы и определил не крестить второй раз еретиков, крестящих так, как крестит Церковь 39 (о чем пишет Киприан в послании к африканскому епископу Помпею Сабратскому). Поэтому для окончательного утверждения перекрещивания, которое и раз, и два было соборно установлено, и для отвержения вынесенных Стефаном определений св. Киприан созвал этот третий Собор, изложивший настоящее правило.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Соборные послания Значение наименования некоторых посланий «Соборными» Под именем «соборных» разумеются семь посланий, написанных св. апостолами: одно – Иаковом, два – Петром, три – Иоанном Богословом и одно – Иудой. В составе священных книг Нового Завета они обыкновенно помещаются в наших православных изданиях непосредственно после книги Деяний. Название «соборные» дано этим посланиям не самими их писателями. Так они названы Церковью впоследствии, но, несомненно, очень рано. По свидетельству церковного историка Евсевия (V, 18), ещё писатель второго века Аполлоний , обличая какого-то монтаниста, выразился, что он, в подражание апостолу Иоанну, написал соборное послание. В каком смысле название «соборный» («кафоликос») присвоено выше перечисленным апостольским посланиям? Один из древнейших христианских писателей Климент Александрийский называет «соборным» послание апостольского собора в Иерусалиме, обращённое к христианам Антиохии, Сирии и Киликии, о чём повествует 15 глава книги Деяний. Так как это послание обращено не к каким-либо частным лицам или отдельным церквам, а ко всем христианским общинам вообще, то ясно, что «соборный» здесь употреблено в смысле «окружной». Из этого можно заключить, что и послания Иакова, Петра, Иоанна и Иуды потому называются «соборными», что они обращены не к отдельным церквам, как, например, послания апостола Павла, а ко всем христианам. «Соборными» в смысле «окружных» называются первое Петрово и первое Иоанново послания у Оригена и Дионисия Александрийского . Весь же состав посланий, известных теперь под именем «соборных», назван этим именем в первый раз у историка Евсевия. Хотя второе и третье послания Иоанна имеют частное назначение и потому не подпадают под такое понимание наименования «соборных», они присоединены к первому соборному посланию Иоаннову как его дополнения. Как в приложении к Церкви со словом «соборный» стали соединять значение истинной, подлинной Православной Церкви («Экклисиа кафолики» – Церковь соборная), так в приложении к этим посланиям с именем «соборный» стали соединять понятие послания истинного, подлинного, канонического, заключающего в себе неизменное правило для истинно христианской жизни. В этом значении называет «соборным» послание Иуды Ориген ; такой же смысл влагает в это название по отношению ко всем этим посланиям Евсевий.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

#0f80738425 Закрыть itemscope itemtype="" > В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС? Прежде чем формулировать доктрину «Русского мира», нам самим нужно провести работу над ошибками Анатолий Степанов   09:12 06.04.2024 883 Время на чтение 4 минуты Фото: РНЛ Как сообщалось , 27 марта в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Международной общественной организации «Всемирный русский народный собор». В ходе заседания соборного съезда был утвержден Наказ XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира». На принятый ВРНС документ негативно отреагировали в целом ряде частей Русской Православной Церкви вне России. Ожидаемо негативной была реакция со стороны Украинской Православной Церкви. Отдел внешних церковных связей УПЦ опубликовал заявление по этому поводу. «Украинская Православная Церковь отмежевывается, категорически не разделяет и осуждает изложенные в этом документе идеи», – подчеркивалось в заявлении. Следом митрополит Виленский и Литовский Иннокентий (Васильев) заявил о своём выходе из состава Всемирного русского народного собора. И вот вслед за Литовской епархией РПЦ Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата в послании Синода к верующим подчеркнула , что не имеет никакого отношения к ВРНС и не принимает «Наказ XXV Всемирного русского народного собора» как «не соответствующий духу евангельского учения». В обращении так и говорится, что «идея Русского мира подменяет евангельское учение». Можно предположить, что Украиной, Литвой и Эстонией дело не ограничится, будут и еще негативные оценки Наказа ВРНС со стороны частей Русской Православной Церкви находящихся вне России, особенно в Европе. Словом, Наказ ВРНС вызвал нешуточный скандал и дополнительное напряжение в приходах и епархиях Русской Церкви. В ответ на подобного рода заявления некоторые православные публицисты уже обвиняют тех, кто не принимает «Наказ XXV Всемирного русского народного собора» в коллаборационизме и чуть ли не в предательстве Православия.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/06/v_...

22. Ок. 1382 г. Грамота константинопольского патриарха Нила в Псков о пошлинах, взимаемых с церковных ставленников (против стригольников) Греческий подлинник такой же точно грамоты, одновременно посланной и в Новгород, издан Миклошичем и Мюллером в Acta Patriarchatus Constantinopolitani, t. II, р. 31–34. Славянский перевод напечатан был в Акт. Истор. т. I, 4, по списку XVI века, в сборнике синодал. библиот. 562, л. 326 об.–330. Для настоящего издания взят список, находящийся в хронографе XVI в. той же библиотеки 280, л. 434–435. Здесь грамота озаглавлена: «Послание преосвященного Фило (фея патри) арха Царяграда о проторех на поставлениях» (поставленное в скобках приписано той же рукой на поле вверху текста). Разночтения списка, изданного в Акт. Истор., обозначены буквой А. Благородные честные бояре, мужи Псковичи, сын мой посадник, и тысяцкий 1174 , и соцьский, и все дети мои и прочие христоименитые люди, подлежащей святой митрополии всея Руси, в русском граде Пскове и в пределах 1175 его обретающиеся, чада о Господе возлюбленные нашего смирения. Нарицаю убо вы в я сыны и чада, еще же и они, иже отлучишася некие от соборной церкви и христианского общения отступиша, действом лукавого беса. Уведевше убо наше смирение и 1176 еже о нас великие святые святители, божественный собор, како: некие от вас изветом благочестия, еже мнеться хранить божественные писания и священных канонов известие 1177 , отлучишася соборной апостольской церкви, все еретики мняще святителя и священники и все клирики, и прочие люди Христиане, яко се поставляющие и поставляемые [на мзде] 1178 , себя же токмо правоверных мняще. Сие же убо мы слышавше, опечалихомся зело сердцем и внутренними поболехом о отсечении Христовых уд: каковые убо болезни и печали не хотим иметь 1179 , слышаще наша уды отсекающася от врага истины, изначала человекоубийца, борителя нашего естества? Таков бо ему нрав есть всегда: егда убо не возможет яве браться, неявленно свещевает мнящим от десные. 1180 Тако бо введе всяку ересь в церковь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Источники права Русской Православной Церкви до учреждения Святейшего Синода Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Источники Византийского происхождения. До середины XV века Русская Православная Церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Она руководствовалась теми же «Номоканонами,» что и Константинопольская Церковь. Для нее обязательными были все постановления Соборов, Патриархов и Синодов кириархальной Церкви. Самыми авторитетными источниками древнерусского церковного права в этот период являлись грамоты Вселенских Патриархов по делам Русской Церкви, составленные в виде посланий русским митрополитам, епископам, князьям. Некоторые из этих грамот дошли до нас. Среди них: 1) грамота Патриарха Луки Хрисоверга к Суздальскому князю Андрею Боголюбскому с отказом в его просьбе об учреждении во Владимире-на-Клязьме отдельной митрополии, независимой от Киевской кафедры (1160 г.); 2) грамота Патриарха Германа Киевскому митрополиту Кириллу, запрещающая хиротонию холопов, а также настаивающая на невмешательстве князей и бояр в дела церковного суда и на неприкосновенности церковного имущества (XIII в.); 3) соборные ответы Патриарха Иоанна Векка на вопросы Сарайского епископа Досифея (1276 г.); 4) грамота Патриарха Нифонта Тверскому князю Михаилу Ярославичу по поводу его жалобы на святителя Петра (начало XIV в.); 5) грамота Патриарха Нила, посланная в Псков по поводу ереси стригольников; в этой грамоте оправдывается взимание пошлины со ставленников (1382 г.); 6) грамота Патриарха Антония великому князю Московскому Василию Дмитриевичу с укоризной за неуважение к византийскому императору (конец XIV в.). В грамоте предписывается возносить имя императора за богослужением во всех храмах Русской Церкви. Грамота Патриарха Германа и соборные ответы Патриарха Векка входили в состав русских «Кормчих.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432371/

I. О Церкви Христовой Все вообще члены, составляющие Церковь , именуемую апостольскою, как сказано в Символе веры , называются внутри своего общества: Избранными: Пётр, апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным ( 1Пет.1:1 ). Христианами: «Целый год собирались они в церкви, и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» ( Деян.11:26 ). Следовательно, напрасно присваивают себе упоминаемые здесь наименования те общины и отдельные лица, которые не входят в состав соборной и апостольской Церкви, утверждённой на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем ( Еф.2:20 ). Церковь Христова называется Соборной или, что тоже, Кафолической или Вселенской, потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времён и народов: «Где нет ни Еллина, ни Иудея, – ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного; но все и во всём Христос ( Кол.3:11 ). И Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют её» ( Мф.16:18 ). Такому духовному союзу или званию всех народов служит основанием единство веры, общий для всех способ богослужения, единство Божие, единство исповедания Иисуса Христа: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» ( Евр.3:1 ). Единство способа оправдания, единство упования: «И Он (Иисус Христос) повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых. О Нём все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:42–43 ). Церковь Христова не есть какое-либо учреждение новое, неожиданно появившееся (как, например, появляются разные сектантские «евангелические», «баптистические» и т.п. общины, с противоборствующим Православной Церкви учением), но вечное, предопределённое свыше, при этом она полна и законна ( Еф.2:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

А.А. Киреев На возражение, помещённое мною в «Богословском Вестнике» 1897 года), мой почтенный оппонент профессор D-r Гусев ответил мне пространной статьёй в «Вере и Разуме». Мне кажется, что, по разделяющим нас вопросам (Filioque и Transsubstantiatio), мы оба выставили все наши аргументы; мне, по крайней мере, придётся ограничиться выяснением и лучшим обоснованием уже высказанных мною мыслей, да и у проф. Гусева я не усматриваю новых аргументов; но в ответе своём он касается очень важного вопроса, разъяснение которого будет, я думаю, не бесполезно. Проф. Гусев затрагивает вопрос о критерии религиозной истины, и в частности – о значении для нас послания Восточных Патриархов (1723 года). Я позволю себе представить по этому поводу некоторые соображения. Приступая к разбору возражений проф. Гусева, я спешу заявить, что он нисколько не враг старокатоликов; и он желает соединения с ними, но полагает, что от старокатоликов, сверх тех уступок, которые ими уже сделаны, следует потребовать ещё некоторых, а именно: следует потребовать, чтобы по вопросам о Filioque и о Транссубстанциации (пресуществлении) они бы не ограничивались учением неразделённой, вселенской, семи-соборной церкви, а признали бы и ещё нечто, признаваемое моим почтенным оппонентом обязательным для всякого христианина, желающего быть православным. При самом начале наших переговоров со старокатоликами (а переговоры эти ведутся уже более четверти столетия) представители православных церквей 1 предложили признать критерием для проверки истинности религиозных учений и богословских взглядов – учение древней вселенской семи-соборной церкви, (критерий, выраженный столь удачно св. Викентием Лиринским ). На это сейчас же выразили своё согласие не только старокатолики и англикане (вначале усердно посещавшие старокатолические конгрессы), но и протестанты разных наименований. Да и можно ли было не согласиться с этим предложением? можно ли было говорить, что учение древней церкви неполно, неясно, что для христианина недостаточно веровать в то, чему веровала православная вселенская, неразделённая церковь первого тысячелетия? можно ли утверждать, что нужно ещё что-то прибавить к этому учению, так как вселенские соборы чего-то, будто бы, не договорили?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-p...

Архив Православная библиотека Патриарший орел. Мы, православные, обязаны веровать в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Выражение это неточное и даже неправильное: не Соборную, а Вселенскую (икономики), Вселенскую в смысле всенародную, как объяснено в нашем синодальном катехизисе: Церковь не принадлежит какому-либо отдельному народу, но включает в себя все народности, правильно верующие в Святую Троицу и в самую Церковь, утвержденную семью Вселенскими и девятью Поместными Соборами и содержащую святую Библию и неповрежденное Священное Предание, заключенное в «Книгу правил» святых апостол и Вселенских Соборов и в канонические правила известных отцов Церкви. Правила эти наравне со Священным Писанием представляют собою необходимое условие для пребывания принявших оные в составе Святой Церкви, ибо, по словам Василия Великого, отвергающие сии правила, как якобы не имеющие великой силы, могут незаметно повредить и самое Евангелие и от самого христианства оставить только одно имя. Впрочем, признание канонов почти утрачено в сознании образованных и полуобразованных христиан, забывших, что наша вера в святое Евангелие и прочие книги Нового Завета, из коих многие еретиками отрицаются, как якобы неподлинные (начиная с четвертого Евангелия, Второго послания апостола Петра и Иоанна и др.), одним словом, весь авторитет Нового Завета основан на признании читателем святых канонов, с отвержением которых, по справедливому замечанию Василия Великого, отвергается весь Новый Завет, а за ним, конечно, и Ветхий. Итак, вооружившись мыслью о непогрешимости наших канонов, в которых выражается истинность Святой Церкви, обратим свой мысленный взор к ее современному положению. Почти до последнего времени самою верною хранительницею церковных канонов почиталась Церковь Греческая, во-первых, как наиболее грамотная в усвоении и разумении Православия, а во-вторых, как смелая обличительница всяких уклонений от последнего. Эти обличения Церковь наша проводила с такой строгостью, что смело отсекала от своего состава целые огромные области в Передней Азии, Северной Африке и все западные народности. Последние, развивая свою внешнюю культуру, отходили от Православия все дальше и дальше и много опередили в таком нежелательном удалении еретиков азиатского Востока и африканского Юга, где культура, порабощенная варварами разных народов, остановилась и среди тяжких заблуждений все-таки сохранила нам многие чисто христианские верования, чаянья и обычаи, благодаря чему обращение восточных еретиков к единой Христовой Церкви более надежно, чем сынов лукавого Запада, сравнительно мало исказивших церковную организацию (римо-католики) и нравственные христианские идеалы (протестанты и англикане).

http://pravoslavie.ru/put/061012151252.h...

Великий Устюг. Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище. Успенский собор Карта и ближайшие объекты История Успенского собора насчитывает более семи веков. Шесть деревянных церквей на этом месте погибло от пожара, в том числе и большая церковь постройки 1502 года, сгоревшая «перед вечернею от удара молнии». Горел и был разобран в 1652 году и первый каменный собор, возведенный по указу царя Михаила Федоровича в 1554-1558 годах по образу Успенского собора в Москве. Это был первый каменный храм не только в Устюге, но на всем Русском Севере. Вообще Успенская церковь на этом месте упоминается еще до 1290 года «ибо в этом году Ростовский епископ Тарасий, посланный от Ростовского удельного князя Дмитрия Борисовича, августа в 15 день освятил деревянный Успенский собор, - но не первоначальный». Нынешний собор освящен в 1658 году. Он сильно пострадал от позднейших перестроек. Так, в 1728 году «два передних столпа, находившиеся перед иконостасом, выбраны, а над стеною алтаря и двумя задними столпами устроен огромный осмерик с восьмью окнами в две сажени в вышину, и четырьмя на углах не менее осмериками же: алтарь распространен сделанными к нему в длину пристройками». Строительные работы продолжались вплоть до ХХ века, в итоге первоначальное сооружение исчезло под поздними наслоениями. Строгий монументальный прямоугольный объем здания отягчен массивными формами пристроенной к нему в середине 19 века церкви Благовещения, служившей зимним храмом. Пристройка закрыла весь южный фасад. С трех сторон появились крыльца с главками. Вместо древних закомар по верху вьются барочные украшения. С востока к собору примыкает двухчастная колокольня: одна квадратная в плане с «кубовым» завершением, другая сложной формы со шпилем. Колокольня была пристроена в 18 веке. На одной из них находился раньше колокол «Варлаам», весом в 1054 пуда, отлитый в Устюге. Интерьер Успенского собора, выполненный во второй половине 18 века, богато декорирован лепными украшениями в виде головок ангелов, небольших скульптурок, венков, накладок, карнизов. Выдержанный в духе развитого барокко, иконостас поражает уникальной резьбой. Над созданием интерьера главного храма Устюга трудились искуснейшие устюжские, московские, ярославские мастера: столяры Иван Кулаков и Михаил Шурухин, резчики Самсон Соколов и Максим Бубнов, позолотчик Петр Лабзин, создатель деревянной скульптуры Василий Зеркальников, талантливые лепщики Петр Круглов, Сергей Рубцов, дворовой человек Г. Чертков и другие. Святые образа для иконостаса писал протоиерей собора Василий Афанасьевич Аленев.

http://sobory.ru/article/?object=00246

Вероисповедания Коптов Исповедание Веры, извлеченное из апостольских постановлений, содержимых Коптами. «Верую во единого истинного Бога, вседержителя, Отца, и в единородного сына его Иисуса Христа Господа нашего и спасителя, и в Духа Святого животворящего, Троицу единосущную: едино господство, едино царство, едино крещение: во святую, соборную и апостольскую церковь , в жизнь вечную. «Аминь». Символ Веры Никейско-цареградский в Коптском часослове читается так: Веруем во единого Бога Отца, вседержителя, творца небу и земли, видимым, же и невидимым. И во единого господа Иисуса Христа сына божия, иже от Отца рожденного прежде всех век, света от света, Бога истинна от Бога истинна рожденна, несотворенна, единосущна отцу, им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавше и погребенна в воскресшего из мертвых в третий день по святым писанием. И возшедшего на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущего со славою судите живым и мертвым, его же царствию не будет конца. И в духа святого веруем господа животворящего, единосущна, иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшего пророки. Во едину, святую, соборную и апостольскую церковь . Исповедуем едино крещение во оставление грехов. Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь. Символ св. Афанасия патриарха Александрийского, хотя и переведен на арабский язык с латинского (и помещен в сегвериапском кодексе Иаковитов египетских); но никогда не был употребляем Коптами ни в церквах, ни в домах, потому что не освящен древним преданием их. Вероисповедание патриарха Санутия (IX века). По уклонении Коптов от православной церкви после Халкидонского вселенского собора (в 451 г.), патриархи и епископы их в разные времена писали исповедания своей веры. Санутий, пятьдесят пятый патриарх их, избранный в 859 году по рождестве Христове, заботясь о духовной пастве своей, с великим тщанием писал пасхальные, увещательные послания. Из числа их замечательны особенно те, кои он начертал во второй год своего патриаршества и в коих изложил учение о воплощении сына божия сими словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010