488 βραβεουσαν, глагол означает быть распорядителем и судьей на общественных состязаниях, распределять. 489 Такая добавка, указание, откуда взят прокимен, делается только при этом прокимне, в виду особой высоты его источника, и еще при прокимне свв. отцам «Благословен еси, Господи, Боже отец наших» из песни трех отроков («прокимен, песнь отцев»); по старому уставу такое указание на источник делалось при каждом прокимне, возглашалось. «Прокимен, псалом Давидов». И нынешним уставом последняя прибавка требуется при возглашении прокимна на воскресной утрени и при великопостных паремиях. 490 «Да мудрствуется» φρονεσθω – этот глагол в класс. языке означал мыслить, думать; но, происходя от φρν – дух, сердце, ум, он, в соединении с некоторыми прилагательными означал и «чувствовать» (напр., μγα φρονεν – гордиться); в позднейшем и новозаветном языке последнее значение возобладало. 491 «Во образе Божии сый» ν μορφ Θεο πρχων. И в других местах апостол называет Христа образом ( εκν) Божиим ( 2Кор. 4:4 ; Кол. 1:15 ); здесь употреблено в греч. другое слово, означающее не изображение, а образ, как присущий самому предмету, нераздельный от его существа и природы; почему свв. отцы слово «образ» здесь считали равнозначащим понятию «существа», «природы». Христос не только образ Бога невидимого, но Он имеет образ самого Бога, насколько может идти речь об образе по отношению к Богу (образ понимают здесь в смысле образа существования, формы явления, нормы бытия). Апостол говорит здесь именно об образе, а не о существе или жизни, потому что далее будет речь о принятии Христом образа человеческого. Замечательно, что о нахождении Христа в таком образе апостол употребляет не обыкновенный глагол «быть» ( εναι), а глагол πρχω – собств. «начинать», «быть налицо», «быть в готовности», одним словом «быть» с каким-то особенным оттенком; думают, что в данном месте этот глагол означает бытие в смене времен или бытие по его отражению в сознании. 492 «Не восхищением непщева быти равен Богу» – οχ ρπαγμν γσατο τ εναι σα Θε. Кроме значения, которое дает этому выражению русская Библия, оно может значить также «не думал о похищении равенства с Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

греч. текст]. Равно удаленное и от сектантского «озарения», и от статической закостенелости, правильное направление постоянно корректируется, потому что «способность наша от Бога: Он дал нам способность быть служителями» ( 2Кор.3:5–6 ). Дух Животворящий противостоит не просто букве, но букве, которая убивает. Верность лишь форме Ветхого Завета убила, распяла его содержание, его Принцип, и поэтому для Церкви синагога остается синагогой – «неплодящей церковью». Всякое исполнение закона является доведением его до полноты, его превосходящей. Наоборот, всякое анархическое отрицание установленного порядка не выходит за его пределы, но возводит это отрицание в смысл существования и приводит к порочному умножению сект, «бесплодных церквей». Всякое «левачество» приводит к вырождению; это относится как к требованиям со стороны мирян демократического равноправия, так и к клерикализму – притязаниям клириков, власть которых не имеет отношения к природе Церкви. Всякое служение и всякий иерархический чин реализуются внутри Церкви, но никогда не «сверху», над ней, потому что каждое служение связано с другим служением и его предполагает; они существуют одно в другом. Немыслимо никакое противопоставление иерархического священства всеобщему священству мирян, так как все христиане являются членами одного тела. Епископат обеспечивает апостольское преемство Предания, чтобы преобразить людей в «верных», в «братьев», чтобы создать народ Божий, царство священников, царственное священство. Для этой конечной цели Христос сделал всех царями и священниками и предает в руки Отца не некую совокупность, но священство. Христос соделал нас царями и священниками Богу и Отцу Своему ( Откр.1:6 ), и затем будет конец, когда Он [Христос] предаст Царство Богу и Отцу ( 1Кор.15:24 ); священство будет поглощено царством, весь священнический лик принесет Богу всю вселенную в жертву хвалы. Харизматические дары очень точно очерчены в своих возможностях и пределах. Высказывание Тертуллиана : «Там, где нет священника, будь им сам» 195 , сразу оказывается неверным, так как каждой функции точно соответствует ее дар, и никакая замена невозможна; лаик не может совершать сакраментальных действий 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Благодарность, благодарить Благодарность, благодарить: 1) в Библии глагол «благодарить» – одно из ключевых слов. Евр корень йдх означает «благодарить», «восхвалять», «превозносить». Греч. глагол эвхаристео связан с важным библ. понятием харис, «милость», «благодать» (ср. хара, «радость»); 2) Б. в Библии – это ответ, который человек должен дать на деяния Бога: на сотворение мира и людей, обеспечение дарами для тела и души ( Мф. 14:19 ). Человек должен равным образом отвечать Б. и на Господнюю доброту, которая проявляется прежде всего в ⇒ милосердии к грешнику ( Пс. 105 и др.), внимающему молитве ( Пс. 41:6 ) и зову «из глубины» ( Пс. 129:1 ), обновляющемся каждое утро ( Плач. 3:23 ), и на Господень гнев и суд, поскольку они способствуют покаянию ( Ис. 12:1 ). Чем больше человек размышляет над тем, как Бог управляет его жизнью, тем больше он приходит в изумление от мудрых предначертаний Господа, Который думает о нас, Который в Своей заботе благословляет нас ( Пс. 113:20 ). От размышления приходят к Б. ( Пс. 76:6.14 ). Христианин также размышляет о путях, которыми Бог ведет других людей, поэтому к просьбам за них присоединяется Б. ( 2Кор. 1:11 ; Еф. 1:16 ; Флп. 1:3 ); 3) чувство Б. – это настроение сердца, возникающее из Б. за конкретные дела. Оно приводит человека еще ближе к Господу и открывает ему дверь к тайнам небесного мира ( Пс. 49:23 ); 4) укоренив-шаяся в сердце Б. может проявляться в различных формах: насколько многообразны дары и дарования человека, настолько же разнообразны и формы, в которых проявляет себя Б., так что человек участвует в ней всем своим существом: телом, душой и духом (ср. у М.Ринкарта: «Теперь да возблагодарит каждый Господа сердцем, устами и руками!» – Сборник дух. гимнов Евангелич. церкви Германии, гимн 228). Б. проявляется в послушном следовании за Господом ( Ин. 14:15 ). Поэтому ⇒ благодарственная жертва – это не нечто особенное, а само собой разумеющееся ( Лк. 17:10 ). Ср. Исх. 20:2 : Израиль должен соблюдать заповеди, поскольку к этому его обязывает Б. Богу. Вступит. фраза к Десяти заповедям звучит так: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». Ни одно деяние Господа не должно оставаться без слова, без благодарного ответа, без жертвы уст ( Пс. 50:17 ; Пс. 62:4 ; Ос. 14:3 ), без благодарственной молитвы! Дело и слово Б. – это выступление на стороне того, к кому относится Б. Тем самым тот, кто благодарит, отделяет себя от тех, которые не позволяют призвать себя к Б. ( Пс. 17:50 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Народ Божий может совершать в жизни благие дела, полагаясь на верность Того, Кто дал им жизнь, тогда как нераскаявшиеся грешники не имеют надежды ни в этой, ни в будущей жизни, когда Бог начнет вершить Свой суд. Примечания. 12 Огненного искушения (греч. «испытание огнем»): навевает ассоциации с доводом, приводимым в 1:6,7. Странного: это прилагательное происходит от корня глагола, который ранее встречался в выражении не чуждайтесь, а потому правильнее было перевести эти места одинаково: с использованием одного из этих значений (как, напр., в AV и RV). 14 За имя Христово. Эта фраза не означает, что принадлежность к христианству уже была оскорбительной, потому что Христос Сам предполагал, что они могут пострадать во имя Его (см.: Мф. 10:22 ; Ин. 15:21 ). Более подробно это рассматривается во Введении, в разделе об авторе Послания. Во все века христиане, которые стремились жить, уподобляясь Богу, становились объектом злословия или ненависти со стороны тех, кому они бросали вызов своим образом жизни и поведением. Некоторые исследователи рассматривают [Дух] славы (слово «Дух» в оригинале отсутствует) как указание на Shekinah, видимое сияние славы, символизирующее присутствие Бога среди Своего народа ( Исх. 40:34,35 ). Такое прочтение не исключается, однако структура предложения скорее указывают на другое значение: Дух Божий (как в NIV). Это Дух славы, Который раскрывает славу Божью Своему народу через воплощение Христа и преобразование их в Его образ ( Ин. 16:14 ; 2Кор. 3:18 ). Эта фраза может ассоциироваться с текстом из LXX, Ис. 11:2 , хотя ни слава, ни сила (другое прочтение) там не упоминаются. 15 Посягающий на чужое: точнее, «тот, кто сует нос в чужие дела». Казалось бы, это выпадает из общего «криминального» списка, но часто бывает непосредственно связано с результатом проповеди Евангелия (как в Деян. 16:18; 19:27 ). 16. Слово Христианин встречается еще только два раза в Новом Завете ( Деян. 11:26; 26:28 ). В обоих случаях оно носит оттенок презрительного отношения со стороны гонителей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Было замечено, что в этом послании Павел вынужден сначала защитить себя, прежде чем приступить к защите Евангелия. В такой постановке вопроса есть доля истины. Атаки на его весть о свободном доступе язычников были неприкрытым образом связаны с вопросом о его апостольском авторитете. Почему галаты вообще должны слушать его? С другой стороны, было бы ошибочным рассматривать гл. 1,2 просто как личную защиту Павла. Автобиографические примечания всегда подчинены исходной цели установления «истины благовествования» (2:5,14). 1:11,12 Главная предпосылка Здесь, как и 1Кор. 15:1 , и 2Кор. 8:1 , Павел начинает новый и важный раздел, открывая его фразой: «…возвещаю вам» (греч. gnorizo, «делать известным», «раскрывать»), которая придает несколько формальную, почти официальную окраску его утверждению. Интересно, что параллельное место в 1Кор. 15 предваряет комментарий о том, что он «получил» истину благовествования (3), тогда как в Послании к Галатам он делает другое заявление. Выражение Евангелие, которое я благовествовал (11) может быть весьма значимым; вследствие уникального служения Павла язычникам, его Евангелие имело свои особенности (см.: выражение «мое Евангелие» в Рим. 2:16 ; в синодальной Библии – «благовествование Христово»), что вызывало сильное противостояние иудействующих. Затем следуют три отрицательных утверждения, подчеркивающих (во избежание всякого сомнения), что Павел отвечает на некоторые из обвинений, касающихся характера его вести. Первое из них – о Евангелии: не есть человеческое. Это общее заявление, выраженное в отрицательной форме, далее раскрывается (в оригинале) через следующие два отрицания: поскольку он принял его не от человека, оно не может иметь человеческого происхождения. Этот момент проясняется придаточным предложением противопоставления: но через откровение Иисуса Христа, означающим либо то, что Христос был источником откровения (так в NIV: от Иисуса Христа), либо, более предпочтительно, что Христос Сам был открыт ему (как в ст. 16). 1:13–24 Убедительные свидетельства

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

2700. См.: 2Кор. 11. 26. 2701. Ср.: Деян. 16. 22. 2702. Ср. у Филона, opif. mund. 27. 82: «Решив сочетать начало и конец в возникших [сущностях], Бог [избрал] необходимое и самое любимое и соделал началом небо, а концом — человека» (см.: Филон Александрийский Толкования Ветхого Завета/Пер. и комм. А. В. Вдовиченко, М. Г. и В. Е. Витковских, О. Л. Левинской. М., 2000) 2703. То есть человек. 2704. См.: Мф. 24. 35. 2705. См.: 1Кор. 15. 53. 2706. Ср.: 1Кор. 7. 31. 2707. Ср.: 1Кор. 15. 51–54. 2708. Согласно библейской космологии, небо представляет собой твердь (firmamentum), отделяющую воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью (ср.: Быт. 1. 7). 2709. Ср.: 1Кор. 10. 4. 2710. Ап. Павел в своей речи на Ареопаге цитирует полустишие Арата, автора III в. до н. э. (см.: phaenom. 5). 2711. Ср. у Филона, opif. mund. 25. 77: «Бог, наделив человека разумным к Себе родством, которое из даров было прекраснейшим, ни в чем не отказал прочим созданиям, но человеку, как самому родному и любимому существу, предуготовил все в мире, пожелав, чтобы сразу по возникновении он не нуждался ни в чем — ни для жизни, ни для добродетельной жизни, из которых первое обеспечивается изобилием и достатком потребляемого в пищу, а второе — созерцанием небесного, пораженный которым ум устремляется к небесному и жаждет его познать». 2712. Ср.: epist. II. а также у Плотина (cnn. 1. 6. 6–11). 2713. Ср. у Филона (opif. mund. 26. 79). 2714. Ср. у Цицерона (tusc. 4. 37–38). 2715. См: Еф. 2. 15–16. Ср. также у Филона (opif mund. 26. 81). 2716. Ср. у Филона (opif. mund. 29. 79). 2717. См.: Рим. 10. 4. 2718. Ср. Рим. 8. 21. 2719. См.: Пс. 88. 9. 2720. Ср. у Филона, opif. mund. 28. 83: «Из всего возникшего человеку следовало оказаться последним для того, чтобы, неожиданно явившись в конце, он смог привести в изумление все прочие живые существа». 2721. νος — ум. (греч.) У свт. Амвросия νος практически равняется душе, ср. свойства души, описанные Цицероном (tusc. 1. 66–68). — Примеч. ред. 2722. Ср.: 1Петр. 1. 8. Ср. у Филона (opif. mund. 23. 69)

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа. Поскольку в греческом тексте стоит один определенный артикль к обоим словам, эта фраза утверждает Божество Иисуса. 1 в познании Бога и Христа Иисуса. Тема «познания» занимает значительное место в послании; вероятно, здесь можно видеть полемику против лжеучителей и их увлечения эзотерическим тайным знанием. Петр, похоже, употребляет здесь термин «эпигносис» (познание) только применительно к основоположному и спасительному познанию Бога, приобретенному при обращении (1,3.8; 2,20). Познание Бога и Христа Иисуса связаны, поскольку Бог познается только во Христе и через Него ( Мф. 11,27 ). 1 соделались причастниками Божеского естества. Верующие не поглощены Божеством, не становятся божеством сами. Они приняли Духа Святого и стали сынами Богу ( Ин. 1,12 ; Рим. 8,9–21 ). В этом качестве они уподобляются Христу ( Рим. 8,29 ) и образ Божий в них обновляется истинной праведностью. 1:5–8 Порядок перечисленных здесь добродетелей произвольный. Петр использует здесь риторический прием, создавая нарастающий ряд перечисляемых элементов. Однако начальное и конечное звено ряда имеют особое значение. Нередко раннехристианские перечисления добродетелей начинаются с «веры» (отправной точки христианской жизни) и заканчиваются «любовью» ( Рим. 5,1–5 ; ср. 1Кор. 13 ). 1 братолюбие. Греч.: «филадельфия». Привязанность верующих друг к другу братьев и сестер в семье Божией ( 1Пет. 1,22 ; Рим. 12,10 ; Евр. 13,1 ). 1 А в ком нет сего. Петр говорит о людях, именующих себя христианами, но таковыми не являющимися (подобных лжеучителям и их последователям). Они должны бы обладать свойствами, перечисленными в ст. 5–7; на деле же этого нет. тот слеп, закрыл глаза. Петр имеет в виду умышленное нежелание видеть истину. Образ телесной слепоты часто употребляется для описания неспособности постичь духовную истину ( Ис. 42,19 ; Ин. 9,39–41 ; 2Кор. 4,4 ). 1 делать твердым ваше звание и избрание. Божие избранничество твердо и несомненно ( Еф. 1,4–6 ), но для отдельного христианина оно не сразу становится очевидным. Уверенность в призвании Божием свидетельствуется явным действием Духа Святого как внешними обстоятельствами жизни (ст. 5–7), так и внутренним удостоверением Духа в сердцах верующих ( Гал. 4,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Между тем составители описания постоянно имели в виду и тот текст книг Ветхого и Нового Завета, который находится в исправленном издании Славянской Библии, и если не всегда приводили его слова, – то с намерением не увеличивать без нужды объема описания. Опущение нынешнего славянского текста представлялось тем удобнее, что он заменяем был постоянно приводимыми словами греческого текста, с которым, при исправлении приведен в точное соглашение. Греческими же чтениями объяснялись и многие особенности древнего перевода, – чего нельзя было бы показать, приводя один только нынешний славянский текст. Рецензент прибавляет: «в некоторых списках старых описатели показывают более близости к греческому тексту, нежели в нынешнем славянском издании, в нашей церкви употребляемом, стр. 23. 376. 379. 380. 381. 414–415». В описании нигде не говорится о предпочтительной близости списков к греческому тексту в сравнении с общепринятым ныне переводом. На указанных страницах представляются примеры, где списки, следуя известным греческим рукописям, отступают от упомянутого перевода. Но это не значит того, что списки здесь ближе к тексту греческому, нежели общепринятый перевод. И списки, и печатный текст равно могут быть близки к греческому тексту. Представим примеры из описания: в списках Апостола, расположенных по чтениям церковным. 1Кор. 4:16 читается так: последницы ми будете. В общепринятом ныне переводе: подобны мне бывайте, якоже аз Христу. Последних слов в списках нет. В объяснение сего в описании замечено, что слова сии опускаются и по некоторым спискам греческим, приведенными у Шольца. Но в других списках они находятся, и потому встречаются в известном нашем переводе.2Кор. 5:14 : аще любы Божия (вм. Бога, Θεο) сдержит нас изволившего се, яко един за вся умре. Ныне: любы Божия обдержит нас суждших сие и проч. В греч. рукописях представляются здесь два чтения: κριναντος и κριναντας. Список имел в виду первое чтение и отнесши слово κριναντος к Θεο, перевел: Божия (вм. Бога) изволившего. Нынешний печатный текст следует второму чтению и, справедливо отнесши κριναντας к ближайшему μ ς, Переводит: нас суждших. Перевод в обоих случаях близок к греческому, только по разными его чтениям. Даже большинство рукописей, которому иногда следуют списки, еще не означает преимущества их чтений, и нигде не представляется с такой стороны в описании. Известно, что слова 1Ин. 5:7 . о трех свидетельствующих на небеси не имеют в свою пользу большинства греческих рукописей, но, тем не менее, филологические доказательства, в соображении с некоторыми свидетельствами западной церкви, сильно защищают общепринятое ныне чтение.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Общение ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА 1) слово «О.» [греч. койнониа] подразумевает «тесную связь», «близкие отношения, характеризующиеся наличием взаимных прав и обязательств», в которых одна из сторон может иметь некоторые преимущества; 2) в разговорном греч. языке слово койнониа («общность») означало «участие в общем деле» или «отношения между людьми»; 3) в ВЗ слово «О.» указывает лишь на межчеловеческие отношения ( 2Пар. 20:35 ; Пс. 49:18 ); отношения же человека и Бога определяются словом завет (⇒ Союз, завет ); 4) в НЗ, напротив, слово «О.» означает разностороннее и сознат. О. с Богом: в 1Ин. 1говорится об «общении с Отцом и Сыном»; в 1Кор. 1 – о призвании «в общение Сына Его, Иисуса Христа»; в 1Кор. 10:16 – о приобщении крови и тела Христовых и об «участниках (точнее – «общниках», см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) жертвенника»; в Флп. 3 – об «участии [греч. койнониа] в страданиях Его»; в 2Кор. 13 и Флп. 2говорится об «общении Святого Духа». ПОНИМАНИЕ ОБЩЕНИЯ В НОВОМ ЗАВЕТЕ 1) основой О., о котором говорится в НЗ, является пребывание человека «во Христе» или Христа в нас ( 2Кор. 5:17 ; Гал. 2:20 ); это новая основа существования ( Гал. 6:15 ); 2) О. совершается исключит. по воле Божьей, оно даруется человеку через ⇒ веру; постоянное О. с Богом проявляется в послушании человека; 3) примеры христ. О. часто встречаются в посланиях ап. Павла, где верующие люди представлены как члены тела Христова ( 1Кор. 12:12 ) (⇒ Тело, VI). Это О. осуществляется и переживается ими в ⇒ Вечере Господней ( 1Кор. 10:16 ); 4) О. с Иисусом Христом становится зримым в О. христиан друг с другом. Как святые (⇒ Святость, святое), христиане являются членами основанной на жертве Христа Церкви ( Евр. 10:14 ). Они живут в этом, старом ⇒ мире [греч. айон; ⇒ Вечность], хотя для них уже начался новый мир ( Ин. 17:15 ). Их О. постоянно угрожает грех, противостоять которому можно, только живя во свете ⇒ познания и очищаясь ⇒ кровью Христа ( 1Ин. 1:6–9 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

110 2Кор.11:26 ; Гал.2:4–5 . 111 Акáфист (греч. Ακθιστος μνος) — хвалебное церковное песнопение. Исполняется стоя всеми присутствующими. 112 Кондáк (греч. κοντκιον) — короткое православное песнопение на тему праздника. 113 Икос — один из типов строф в акафисте. Икосы и кондаки в пределах акафиста чередуются. 114 Умма (араб.) — сообщество или нация. В исламе – сообщество верующих, то есть весь исламский мир, вне зависимости от границ и национальностей. 115 Экклезиология (от греческих слов εκκλησα — «Церковь» и λγος — «знание») — раздел догматического христианского богословия, изучающий природу и свойства Церкви. 116 Хомяков А.С. (1804–1860) — русский писатель и философ, один из основоположников славянофильства. 117 Параклит (от др. — греч. παρακλητος — «призванный») — человек, которого призывают на помощь или для утешения. Термин используется в теологии и упоминается в ранней христианской литературе. 118 Благочинный – в Православной Церкви специальная должность, предназначенная для надзора за порядком в определенном церковном округе, входящем в состав епархии. По ряду вопросов он является своеобразным посредником между приходами и епархиальным управлением. Благочинного назначает правящий архиерей епархии из числа ее священнослужителей. 119 Пентáрхия (от греческих слов nevia – «пять» и αρχα — «власть» – «пятивластие») — система главенства в христианской Церкви пяти патриархов (Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима) при первенстве Рима, сложившаяся после IV Вселенского Халкидонского собора, когда был установлен Иерусалимский патриархат. Пентархия разрушилась в VI веке в связи с появлением автокефальных национальных Церквей. 120 Епископ Игнатий (в миру Д.А. Брянчанинов; 1807–1867) — богослов, ученый и проповедник. Прославлен Русской Православной Церковью в лике святителей на Поместном соборе в 1988 году. 121 Павликиáне (греч. Παυλικιανοι; предположительно, от имени апостола Павла) — средневековая христианская Церковь, зародившаяся в VII веке в Армении. В VIII–IX веках получила широкое распространение в Малой Азии и в европейских владениях Византийской империи.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010