Первейшая обязанность епископа – блюсти чистоту веры и целостность вверенного ему «стада Христова»: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20.28 ). Сама «каноническая территория», которая включает в себя определенную «паству», живущую в данной местности, управляется тем человеком, которому поручено это Духом Святым через должностных лиц церковной иерархии, являющихся в свою очередь такими же «блюстителями» Церкви Христовой. Размывать или разрушать «границы» Поместной Церкви не решались даже апостолы. Апостол Павел писал римским христианам: «Я старался благовествовать не там, где [уже] было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают» ( Рим. 15.20 ). Весь мир по жребию поделен был на «уделы» между апостолами, и каждый по мере своих сил и возможностей проповедовал именно в той местности, в которую был послан. «Мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог» ( 2Кор. 10.13 ). Проповедник обязан руководствоваться церковными канонами, которые являются гарантом не только церковности содержания его проповеди, но и самого факта миссионерского делания, совершаемого лицом «церковным», то есть одним из «членов» Тела Христова. Каноны (греч. κανν – прут, отвес, правило, норма) – правила, регулирующие жизнь членов Церкви согласно духу и основным началам новозаветного учения. «Природа Церкви, как Тела Христова, проявляется в канонах, как применение общего учения к частным случаям, – пишет прот. П. Светлов, – каноны – связующее звено между Церковью-организмом и Церковью-организацией». Эта связь происходит оттого, что каноны выражают и отражают догматические истины о Церкви, зафиксированные в Символе веры , ограждая их от искажения. Каноны могут видоизменяться в истории, сохраняя, однако, свой внутренний смысл. По мере накопления каноны не упразднялись, а видоизменялись, вырастая преемственно друг от друга, взаимно дополнялись и применялись к исторической обстановке без нарушения основных принципов церковного предания и жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Поэтому-то и как Господь славы именуется распятым (см.: 1Кор. 2:8 ), так и от вечности равный Богу – превознесенным, ибо, поскольку единство лица пребывает нераздельным, один и тот же по плоти есть всецелый сын человеческий, а по единому со Отцом Божеству – всецелый Сын Божий. Следовательно, все, что во времени приобрел Христос, Он приобрел по человеку (secundum hominem), к Которому прилагалось то, чего Он прежде не имел. Ведь по силе Божества Сын имеет без различия все то, что имеет Отец, так что все принятое [Христом] от Отца по образу раба, Им же самим и даровано по образу Божию. Ибо в отношении образа Божия Он и Отец – одно ( Ин. 10:30 ), в то время как по образу раба Он пришел «не для того, чтобы творить волю Свою, но волю пославшего» ( Ин. 6:38 ) Его. По образу Божию «как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» ( Ин. 5:26 ), по образу же раба «душа Его скорбит смертельно» ( Мф. 26:38 ). Один и тот же, как проповедует апостол, и богат, и нищ (см.: 2Кор. 8:9 ). Богат, поскольку, как говорит евангелист, «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть» ( Ин. 1:1–3 ); нищ, ибо ради нас «Слово стало плотью и обитало с нами» ( Ин. 1:14 ). И что же такое уничижение Его, что такое Его нищета, если не принятие рабского образа, посредством которого было сокрыто величие Слова и совершилось домостроительство (dipensatio, греч. οκονομα) человеческого искупления? Ведь первородные узы (vincula originalia) нашего пленения не могли быть расторгнуты без человека от нашего рода и нашего естества, который, однако, не подлежал бы предосуждению греха, и мог бы своей непорочной кровью смыть «погибельное рукописание», [смертный приговор, изданный против нас] (см. Кол. 2:14 ). Как было от начала предопределено Богом, так и свершилось, когда исполнилось предуказанное время, так что многообразно ознаменованное обетование пришло к долгожданному совершению; не подлежит сомнению то, что всегда возвещалось непрестанными свидетельствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/hr...

Просто Павлу было очень холодно, и он попросил прислать ему теплый плащ, как будто рядом не было и других христиан. И это Павел, который сам свидетельствует о себе: «…да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость» (2Кор.11:9) . Конечно, на греческом языке это слово может означать и плащ, достаточно заглянуть в любой греко-русский словарь. Но только не для апостола Павла, который все почитал «за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил.3:8). Но переводчик АСД принципиально не согласится с нами, так как они совершают свои службы в обычных пиджаках и при галстуках. Но тогда совершенно непонятно, чему нас может научить упоминание о " плаще " ? А ведь, как известно, " все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности " (2Тим.3:16) . - То есть, каждый текст, слово или даже буква " иота... черта не прейдет из закона, пока не исполнится все " (Мф.5:18) . Следовательно, упоминание о фелони имеет значение только тогда, когда это молитвенный талит, который позже приобрел форму христианской фелони, которая также надевается через голову. Павел и просит прислать ему то, что точно может обеспечить ему правильное совершение его служения: " ...фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные " (2Тим.4:13) . " Особенно кожаные " - данное уточнение связано с тем, что книги, будь они написаны на папирусе, не сохранились бы так же, как кожаные, во время тяжелого миссионерского путешествия. То есть надо более тщательно готовиться ко всякой миссионерской программе... И это выученный урок! В противном случае и " плащ " , и " книги, особенно кожаные " не несут для нас никакого назидания. Хороший получился перевод, как бы действительно «свободный от узко-конфессиональных ограничений». – Слишком «узкий» для того, чтобы пиджак превратить в фелонь, а за фэлонин видеть только «теплый плащ». Далее: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает» (1Тим.3:1) .  В переводе АСД: « Верно говорят: кто хочет быть пастырем, к благородному делу стремится» . Здесь слово: «епископ» (греч. πσκοπος) заменено словом: «пастырь», хотя на греческом языке это слово: пимин - ποιμν (например, Ин.10:11). И так же «епископ» заменен на «пастырь» в Флп.1:1; 1Тим.3:2; Тит.1:7. И все логично - в АСД нет никаких епископов.

http://radonezh.ru/analytics/perevod-bib...

Разделы портала «Азбука веры» Аминь (евр. ‎, «истинно, верно, да будет», греч. μν) – слово, выражающее утверждение истинности и верности. В еврейском языке это слово имеет тот же корень, что и слова, обозначающие «твердый», «надежный», «постоянный», а также «верить», «доверять». Слово «аминь» используется в нескольких случаях. Во-первых, оно произносится в завершении молитвы , проповеди, текста Священного Писания (Евангелий или Посланий), чтения Символа веры и является неотъемлемой частью богослужебной практики , то есть литургической формулой. Во-вторых, оно встречается в Священном Писании как форма, призванная усилить верность истин Божественного Откровения . В таком значении это слово использовал апостол Павел: «Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было «да», ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь»» ( 2Кор.1:20 ). В таком значении это слово использовал Сам Господь Иисус Христос. При этом слово «аминь» часто переводится словом «истинно»: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф.5:18 ). Слово Аминь также выступает как одно из имен Божьих в книге пророка Исайи ( Ис.65:16 – в Синод. пер. – «Бог истины»), подчеркивающее верность Бога. Как имя Божье оно выступает и в Откровении св. Иоанна Богослова: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» ( Отк.3:14 ). Слова «аминь» и «аллилуйя» – еврейские слова, оставшиеся не переведенными, попавшие в русский язык практически в неизменном виде. Аминь Ю.И. Рубан Аминь – («воистину», «бесспорно», «да будет так») – еврейское слово, употребляемое при заключении молитвы, а также для выражения утверждения, одобрения или желания. Заимствованное из Ветхого Завета, слово аминь является, вероятно, самым распространенным («знаковым») религиозным термином, в равной мере близким иудаизму, христианству и исламу. В масоретской еврейской Библии оно встречается тринадцать раз (и еще три раза в добавочных местах Септуагинты – греческого перевода Библии).

http://azbyka.ru/amin

Разделы портала «Азбука веры» Диакония (от греч. διακονα — служение, служба, услужение) – 1) служение Господа Иисуса Христа как Спасителя, Искупителя; 2) служение Богу в рамках осуществления Божественного Промысла ; 3) служение человека человеку; 4) диаконское служение. Диаконией может называться служение ангелов для людей: «Не все ли они…духи, посылаемые на служение (ες διακοναν) для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:14 ). Диакония – это также служение в рамках Нового Завета. Апостол Павел говорит: «Он дал нам способность быть служителями (διακνους) Нового Завета, не буквы, но духа» ( 2Кор.3:6 ). Термином «диакония» может обозначаться и служение самого Христа: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы ему служили, но чтобы послужить»… (διακονσαι) ( Мф.20:28 , Мк.10:45 ). «Неужели Христос есть служитель (διακονος) греха? ( Гал.2:17 ). И тем же словом обозначается служение Христу, например: «Господи, когда…мы не послужили тебе?» (ο διηκονσαμν σοι) ( Мф.25:44 ). Также ( Лк.8:3 ) и ( Ин.12:26 ). Диаконией может называться апостольское служение. Так предатель Иуда имел сначала жребий апостольского служения – диаконии (διακονας) ( Деян.1:17 ), а потом на его место, т.е. на место апостольское, оставшиеся «одиннадцать» выбирают из двоих кандидатов и просят Господа показать, кому он назначил «место сего служения» (τν τπον τς διακονας τατης) ( Деян.1:25 ). Цитаты о диаконии «Каждому члену Церкви даются особые дарования для служения всем: Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией ( 1Пет.4:10 ). Члены Тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции, сообразуясь со способностями, возможностями, навыками и опытом: Служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех ( 1Кор.12:5-6 ). Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие».

http://azbyka.ru/diakoniya

Разделы портала «Азбука веры» Трихотомия (от греч. τριχοτομα — разделение натрое) — богословский термин, отражающий концептуальный взгляд на человека как на трёхсоставное существо (как на состоящего из духа, души, тела). Большинство св. отцов придерживались дихотомической  точки зрения. На чём основано учение о трехсоставности человека? Относительно состава человека в богословской литературе встречается два мнения: 1) человек состоит из души и плоти (тела); 2) человек состоит из духа , души и плоти (тела). Казалось бы, Священное Писание даёт повод к существованию как первой, так и второй точки зрения. В пользу первого мнения свидетельствует ряд указаний, сообщающих о человеке, как о двухчастном существе: «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.6:20 ); «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2Кор.7:1 ). В свою очередь сторонники второй точки зрения, трихотомисты, опираются на те библейские выражения, в рамках которых, помимо души и тела, как двух основных частей человека, упоминается дух: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр.4:12 ); «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес. 5:23 ). Многочисленные памятники святоотеческой мысли подводят нас к убеждению, что человек, всё же, состоит из двух субстанций — души и плоти. В данном отношении он сопоставлялся как с представителями ангельского мира, так и с представителями видимого. С ангелами человека сближает невидимая, разумная душа, а с представителями видимого мира — тело. Дух, о котором в контексте о человеке упоминает Писание, святыми отцами иногда понимался как ум. В этом отношении подчёркивалось, что дух, или ум, является неотъемлемой принадлежностью души, что душа — разумна. Дух же является её руководящим началом, но никак ни третьей, самостоятельной субстанцией, наряду с плотью и душой.

http://azbyka.ru/trihotomiya

Разделы портала «Азбука веры» Эпектазис (греч. распространение ,  увеличение в пространстве ,  движение вперёд ) – представление о духовной жизни (нынешней, посмертной и в будущем веке) как о непрерывно возрастающем Богопознании , живом движении к Богу . Христианская духовная жизнь предполагает постоянное ожидание большего. Она происходит в непрестанном возрастании, в восхождении из одной меры Богопознания в другую, в преображении от созерцания Божественной славы, ибо «взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу» ( 2Кор.3:18 ). Христианин живет в напряженном устремлении к Богу, что раскрывает образ бегущего в Послании к Филиппийцам ( Фил.3:13-14 ): «не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед (επεκτεινμενος, откуда термин επκτασις, эпектасис) стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе». Вышнее звание во Христе Иисусе – достижение христианского совершенства по образу Иисуса Христа через благодатное соединение с Богом. Св. Максим Исповедник говорит, что даже имеющий дар прозорливости и чудотворений христианин, пребывающий в этой жизни, обладает ведением Бога лишь частично. Но некогда, после свершения веков, он достигнет гораздо более совершенного удела – « покоящейся в самой себе Истины, которая открывает Себя достойным Лицом к лицу, дабы не обладали они лишь частью полноты, но стяжали бы целиком всю полноту благодати по причастию ». В грядущей жизни христиане придут в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Ефес.4:13 ), в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения ( Кол.2:3 ), с явлением которых неполное и частичное познание, свойственное людям, живущим земной жизнью, упразднится. То, что сейчас постигается через веру, станет явственно и очевидно. Однако и в этих условиях духовно-нравственное совершенство праведников не будет абсолютным, но будет возрастать в соответствии с заповедями:  “освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят” ( Лев.11:44 , также Лев.11:45, 19:2, 20:26 ), “будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” ( Мф.5:48 ). Достигнуть совершенства Творца человек, как творение, не в состоянии, но может бесконечно уподобляться Богу в Его совершенствах. Цитаты об эпектазисе

http://azbyka.ru/epektazis

– Слово “БИБЛИЯ” (греч. означает изначально “кора папируса” или “бумага папируса”, а позднее греками так означалось слово “книга”. Слово означает с греческого “свод книг определенного содержания”, то есть то же, что по-русски “библиотека”. Определенность содержания всех книг Священного Писания (учение о спасении души). – Полный состав священных книг называется различно: Закон ( Исх. 10, 34 ), Слово Божие ( Лк. 11, 28 ), Писание ( 2Тим. 3, 16 ; Мф. 21, 42 ), святые Писания ( Рим. 1, 2 ), Священное Писание ( 2Тим. 3, 15 ), Ветхий Завет ( 2Кор. 3, 14 ). Что такое “ЗАВЕТ” – Слово “Завет” (евр. “берит” – “союз, договор, условие”, это союз между Богом и человеком). – История установления Завета: установление Завета, как отношение между Богом и человеком, еще в раю 7 (“Вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои” – Сир. 17, 10 ); нарушение Завета грехопадением, но Обетование о “семени жены” (“И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” – Быт. 3, 15 ), которое сокрушит силу диавола и даст людям вечное блаженство. Завет заключается с избранным племенем Сима. Затем Завет заключается с отдельным родом, происходящим от Авраама ( Быт. 15 ), чрез Исаака ( Быт. 17, 19 ) и через Иакова ( Быт. 28, 4 ). Синайский Завет Бога с потомками Авраама, Исаака и Иакова подтверждает, что Израиль должен быть “царством священников и народом святым” ( Исх. 19, 6 ) и приготовить всех людей к принятию Мессии, Ходатая Нового Завета, Который принесет на землю спасение чрез Свое воплощение и крестную смерть. Господь Иисус Христос “И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая” ( Мк. 14, 22–24 – Тайная Вечеря) – чрез Рождество и смерть и Воскресение восстановление Завета со всеми людьми: возвращение к первоначальному Завету в раю. О богодухновенности Библии

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Спросите: Разве вам не кажется странным, что Стефан обратился к Иисусу с просьбой «принять его дух», если этот дух был жизненной силой, которая должна была вот-вот угаснуть и прекратить существование? 1Фес.4:13–17 – «Мертвые во Христе воскреснут прежде» В 4-й главе Первого послания к фессалоникийцам сказано: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем ( 1Фес.4:13–17 ). Обратите внимание, что слово «сон», – хотя в Писании оно часто означает смерть, – никогда не употребляется применительно к нематериальной части человека. Исследователь культов Уолтер Мартин объяснял: «Термин „сон " в Писании всегда используется применительно только к телу, поскольку в смерти тело принимает вид спящего. Но термин „сон души» в Писании не встречается нигде. И Писание нигде не утверждает, что душа может переходить в бессознательное состояние» 704 . Уолтер Мартин так высказался относительно важности рассматриваемого текста для идеи о сознательном существовании души после смерти: 14-й стих данного отрывка указывает на то, что Павел, хотя он и использовал образ «сна» для описания физической смерти, явно понимал, что Иисус, вернувшись, приведет с (греч., sun) Собой тех, чьи тела «спят». Точнее говоря, души и духи тех, кто сейчас пребывает со Христом в славе ( 2Кор.5:8 ; Фил.1:22–23 ), воссоединятся с их воскресшими телами ( 1Кор.15 ); иными словами, они облекутся в бессмертие, нетленность и свободу от физического тления. Греческое слово sun показывает, что они (их души и духи) будут находиться «бок о бок» со Христом, а их «спящие» физические тела в этот момент воскреснут к бессмертию и воссоединятся со своими духами 705 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Раскаяние, раскаиваться I. 1) о человеч. Р. в ВЗ говорится редко ( Исх. 13:17 ; Суд. 21:15 ; Иер. 8:6 ; Иер. 31:19 ; Иов. 42:6 ). Это слово употребляется здесь почти исключит. по отношению к Богу (см. ниже, II); 2) в НЗ понятие «раскаиваться» передается греч. глаголом метамеломай ( Мф. 21:29 ; Мф. 27:3 ; 2Кор. 7:10 ), значение которого тесно связано с глаголом метаноэо (⇒ Покаяние, каяться). Боль от греха (раскаяние) и отвращение от него (покаяние) неразрывно связаны между собой. Но человеч. (мирская) печаль, когда человек сожалеет о совершенных ошибках только потому, что они нанесли ему ущерб или навлекли на него позор, ведет к вечной погибели. II. 1) в ВЗ неоднокр. говорится о Р. Бога, напр.: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» ( Быт. 6:6 ). Когда народ творит зло, Бог раскаивается в тех обетованиях, которые даровал ему ( Иер. 18:10 ). Так, напр., Бог говорит: «Жалею, что поставил Я Саула царем» ( 1Цар. 15:11 ). С др. стороны, Господь раскаивается в том зле ( Иер. 18:8 ) и в тех бедствиях ( Ион. 3:10 ; Иоил. 2:13 ), которые произошли по Его собств. воле. Но Он же говорит: «Я определил, и не раскаюсь в том и не отступлю от того» ( Иер. 4:28 ), а также: «не отменю и не пощажу, и не помилую» ( Иез. 24:14 ); 2) к сказанному Богом не следует применять человеч. мерки: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнит?» ( Числ. 23:19 ). В 1Цар. 15:1 , где дважды говорится, что Господь раскаялся, воцарив Саула ( 1Цар. 15:11.35 ), в 1Цар. 15сказано: «И не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему» (ср. Мал. 3:6 ); 3) слова о Р. Бога отражают тот факт, что Господь изменяет Свое отношение к человеку, если тот изменяет свое отношение к Нему. При этом Господь свидетельствует о Себе как о живом Боге, Который, будучи неизменным в Своей сути, действует совершенно свободно. Бог может взять назад угрозу, как только она достигнет своей цели, или на время отменить обетование, если знает, что оно не исполнит своего предназначения. Это, однако, не означает, что Господь совершает ошибки, а затем признает их; Бог праведен во всем, что Он совершает ( Иер. 12:1 ). «Раскаяние Божие» позволяет нам заглянуть в Его сердце, милующее каждого, кто обратился к Нему: «И приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин. 6:37 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010