3 детоводителем. Греч.: «педагогос» «воспитатель». Воспитатель научает, предостерегает и наказывает. Закон, подобно детоводителю, указывал на грех, предостерегал и наказывал за него. Другая важная обязанность детоводителя ограждать и оберегать воспитанника от негативного влияния посторонних. Закон действовал подобным образом, отделяя Израиль от язычников. Эта функция закона также прекратилась. 3 все вы сыны Божий. «Сыны», потому что соединены с Единственным Сыном Иисусом Христом. Это единение со Христом запечатлевается крещением. Это живое единство; Христос живет в нас (2,20). Кроме того, единение со Христом засвидетельствовано тем, что Он умер за нас и живет ради нас ( Рим. 6,5–11 ). Облечься во Христа означает, что Его праведность покрывает нас и что во Христе мы новое творение ( Рим. 13,24 ; Еф. 4,24 ; Кол. 3,10 ). 3 Все вы одно во Христе Иисусе. Преграда, разделявшая иудеев и язычников, устранена для объединенных во Христе: все они семя Авраамово ( Еф. 2,14–16 ; Кол. 3,11 ). Павел не упраздняет существующие различия (напр., между полами), но указывает, что они не дают никаких преимуществ в том, что касается нашего единения со Христом. До Второго пришествия Христа миропорядок сохраняется, и церковный строй должен его учитывать ( 1Кор. 11,3; 14,34 ; 1Тим. 2,11–14 ). Глава 4 4 вещественным началам мира. Павел подразумевает первичные элементы, из которых, по представлению древних, состоял мир (земля, воздух, вода и огонь). Иногда этим элементам поклонялись как божествам. 4 пришла полнота времени. Последние века ( 1Кор. 10,11 ) время, назначенное Отцом (ст. 2) для исполнения обетований. Бог послал Сына Своего. Иисуса Христа Своего вечного Сына, имевшего родиться от жены. подчинился закону. Хотя Христос был без греха ( 2Кор. 5,21 ), Он родился под законом, не только как обязанный исполнить его, но и отождествивший Себя с грешниками, находящимися под проклятием закона. Его смерть освободила нас от этого проклятия (3,10–14). 4 чтобы искупить. Понятие искупления (выкупа) связано с понятием рабства. Раб мог купить себе свободу (или кто-либо другой мог сделать это за него), уплатив выкуп владельцу. Цена нашего искупления была уплачена Отцом кровью Его Сына ( 1Пет. 1,17.18 ), и Сыном, отдавшим Свою жизнь для искупления многих ( Мф. 20,28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

По причине необыкновенного словосочетания, замеченного и древними, общий смысл ст. 4 и 5 определяли неодинаково. Сперва рассмотрим каждое слово отдельно. Лжебратия ψευδαδελφοι те, которые хотя носили имя братий о Христе, но не были по мыслям и сердцу таковыми, быв преданы иудейству. ( 2Кор. 11:26 ); иудей с именем христиан, – они заставляли всех христиан принимать обрезание, как необходимое условие спасения; из Иудеи пришли они в Антиохию ( Деян. 15:1, 2 ) и, возбудив беспокойное сомнение, заставили Павла и Варнаву отправиться во Иерусалим, чтобы предложить вопрос о важности обрядового закона на общее решение апостолов. Такие люди не могли утерпеть, чтобы не явиться во Иерусалим, и самый Иерусалим не был без них. Παρεισκτους прившедшие точные проныры от παρεισαγεν тайно вводить 2Пет. 2:3. 1 . Παρεισηλον тайно вошли Рим. 5:20 . Иуд. ст. 4. тем и другим словом по справедливому замечанию Экумения обозначен тайный и коварный вход лжеучителей, – приличный татям и врагам истины, которые пронырством стараются достигнуть своих целей. Соглядати κατασκοπειν означает подглядывать, выпытывать с злым умыслом 2.Цар. 10:3. Соглядати свободы – о Христе – подсматривать за свободою, которую имеем о Христе Иисусе, как соединенные со Христом Рим. 8, 2 . иначе за свободою от обрядового Моисеева закона. ( Гал. 5:1, 13, 3, 13 . Рим. 10:4 . Кор. 9:19). Св. Златоуст : «соглядатаи входят только для того, чтобы дознав дела противников приготовить себе удобнейшие средства разрушать и истреблять». Точно такое было занятие соглядатаев Павловых: они хотели, да нас поработят покорят игу служения закону обрядовому. Какой же общий смысл ст. 4, 5. ?. а) Викторин писал: «во многих греч. и лат. рукописях такая мысль: на час уступили мы покорности т. е. исполнили что, как им казалось, надобно было сделать, но не с тем, чтобы всегда следовать». Отселе опуская слова: ος, ουδ, или относили эту покорность апостола к обрезаням Тимфеея и другим подобным случаям ( Деян. 16:18, 18. 21, 26 ;) или же к Титу, полагая, что он для лжебратий был обрезан.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

· Стремись к сему, и станешь возлюбленным чадом и другом Божиим. Основные святоотеческие правила излечения страсти гордости 1 .    С терпением и благодарностью принимать обличения других людей. 2 .    Стараться быть в повиновении у кого-либо. 3 .    Не приписывать себе дела и славу Божию: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу»; «Не я творю и делаю, но благодать Божия яже со мною»». 4 .    Иметь смирение и страх Божий. Презирать похвалу и славу людскую. Отсекать горделивые помыслы. 5 .    Молитвенно возноситься против гордости: Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите: яко раби неключимы есмы ( Лк. 17:10 ). Аще кто мнит себе быти что, ничтоже сый, умом льстит себе ( Гал. 6:3 ). Еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Господом ( Лк. 16:15 ). Не хваляй себе, сей искусен, но егоже Бог восхвалит ( 2Кор. 10:18 ). Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим, – говорит Господь ( Мф. 11:29 ). Во смирении нашем помяну ны Господь: и избавил ны есть от врагов наших ( Пс. 135:23 ). Смирихся и спасе мя ( Пс. 114:5 ). Нечист пред Господом всяк высокосердый ( Притч. 16:5 ) 45 и д.]. 27 Малакии (от греч. «malakos»). Мнения богословов по поводу, что имеется в виду под этим словом в 1 Коринфянам, расходятся: одни считают, что малакиями назывались мужчины-проститутки, тогда как другие полагают, что малакии – это люди без определенной сексуальной ориентации, включая кроссдрессеров (мужчин, одевающихся, как женщины). Цитата из Библейского словаря Брокгауза: «В 1 Коринфянам 6:9 под словом «малакия» подразумевается мужчина или юноша, который позволяет мужеложникам ( 1Тим. 1:10 ) использовать себя для удовлетворения сексуальных потребностей ( Рим. 1:27 )». 28 В июле 2003 года пастор Оке Грин (Ake Green) заявил, что гомосексуализм является «абсолютно противоестественным явлением, раковой опухолью общества». В результате его обвинили в разжигании ненависти по отношению к одной из групп граждан. В июне 2004 года суд приговорил Грина к месяцу тюремного заключения. В январе текущего года суд более высокой инстанции отменил прежнее решение и признал пастора невиновным.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Эсхатологические критерии . Те, кто придерживается эмпирической традиции, изучают и другие разновидности верификации и фальсификации. Джон °Хикк сформулировал принцип эсхатологической верификации (Hick, 252–74). (Как раздел богословия, эсхатология, от греч. eschatos, «последние вещи», занимается изучением того, что произойдёт в конце.) Утверждения о бессмертии могут быть верифицированы, если, например, мы осознаём, что смотрим на собственные похороны. Мы сможем после смерти узнать, что Бог существует, если переживём духовный опыт трансцендентного вознесения и блаженства своего окончательного осуществления. Оценка. Поскольку для обсуждения других видов верификации ссылки приведены выше, здесь мы обсудим эсхатологическую верификацию. С положительной стороны, верификация в грядущем, судя по всему, удовлетворяет минимальным требованиям осмысленности и истинности. Она действительно предусматривает конкретные условия, при которых мы могли бы установить, истинны ли данные религиозные утверждения. С другой стороны, это знание будет слишком запоздалым для какого бы то ни было его применения. Атеисты (см. атеизм) рассчитывают, что ни Бога, ни ада нет. Если воскресший после смерти атеист обнаружит, что он жестоко ошибался в отношении и Бога и ада, всё равно уже будет слишком поздно. В этом суть «беспроигрышного пари» Паскаля (см. Паскаль, Блез). Слишком поздно может оказаться даже для теиста. Мы хотим знать уже сейчас, стоит ли нам жертвовать всем для Бога и каков истинный Бог. Чего ради страдать во имя Христа и даже принимать смерть за Него, если нет свидетельств истинности христианства? (ср. 2Кор. 11:22–28 ; 2Тим. 3:12 ). Может показаться предпочтительным избежать всех этих невзгод и обратиться к радостям жизни уже сейчас. Библиография : A. J. Ayer, Language. Truth and Logic. A. Flew, New Essays In Philosophical Theology. G. R. Habermas, The Resurrection of Jesus: An Apologetic. J. Hick, The Existence of God. J. W. Montgomery, The Shape of the Past. → Christianity and History.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   Ср.: Гал. 1:1.    См.: Лк. 21:8.    Конъектура Кройманна. В рукописи: «как».    Ср.: Рим. 11:1; Флп. 3:5.    Ср.: 2 Тим. 1:11.    Ср.: 1 Цар. 19:9—10,15—20; 20:31; 23:15 и в др. местах.    Ср.: 1 Цар. 24:3—20; 26:2—25.    Ср.: 1 Цар. 9:15—21.    Ср.: Лк. 1:27.    Ср.: Деян. 9:1—9.    Ср.: Гал. 1:1.    Другой возможный перевод: «поскольку от апостола не мог быть сокрыт тот, кто уже был открыт Христом».    Искаженного Маркионом Евангелия от Луки, о котором шла речь в IV книге.    Ср.: 2 Кор. 5:17; Ис. 65:17.    Конъектура Кройманна. В рукописи: «Христос же время этого разделения».    См.: Лк. 16:16.    Ср.: 2Кор. 5:17; Ис. 43:18.    См.: Гал. 1:6.    Quod aliud Euangelium omnino non esset. Ср.: Гал. 1:7: quod (греч. о, «которое») non est aliud.    Ср.: Гал. 1:7.    См.: Гал. 1:8.    Интерполяция, по мнению Кройманна.    Ср.: Гал. 1:11—24.    Ср.: Гал. 2:4.    Ср.: Деян. 15:5.    Ср.: Деян. 15:28.    Ср.: Деян. 1:5; 2:1—4.    Ср.: Гал. 2:1—2.    Ср.: Гал. 2:3.    Ср.: Гал. 2:4.    Кройманн предполагает здесь порчу текста. См. примечание к словам «поступить иначе».    См.: Гал. 2:4—5.    См.: Гал. 2:4.    По мнению Кройманна, из этих и последующих слов явствует, что в том тексте Послания, которым располагал Тертуллиан, было написано: «мы на час уступили». Тертуллиан счел, что отрицание («мы ни на час не уступили») было вставлено Маркионом. Кройманн полагает, что из замечания «и станет ясно искажение Писания» следует, что у Тертуллиана выше было сказано, каким образом апостольские слова были искажены Маркионом, и восстанавливает текст так: « чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили ».    Интерполяция, по мнению Кройманна.    0 Конъектура Кройманна. В рукописи: «из их ценза».    Ср.: Гал. 2:9.    Ср:.Деян. 16:3.    Ср.: Деян. 21:24—26.    Конъектура Кройманна. В рукописи: «что выводится».    Ср.: 1 Кор. 9:20.    Ср.: 1 Кор. 9:22.    Ср.: Гал. 2:9—10.    Ср.: Гал. 2:11—14.    Ср.: Гал. 2:12.    Конъектура Кройманна. В рукописи: «превратности», т. е. «неправильного взгляда ».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Видишь ли, как апостол поощряет их к этому похвалами, не только называя их сильными, но и ставя на ряду с собою? И не этим одним привлекает их, но и представлением пользы ближнего, без всякого обременения для них самих. Ты силен, говорит он, и, если снизойдешь, не потерпишь вреда. А ему, если ты не будешь сносить его немощей, угрожает крайняя опасность. И не говорит: сносить немощных, но немощи немощных (с греч. бессильных); чем привлекает и призывает их к милосердию, как и в другом месте говорит: вы духовнии исправляйте такового ( Гал.6:1 ). Ты стал силен? Воздай должное Богу, соделавшему тебя сильным. Но ты воздашь должное, врачуя немощь изнемогающего. Ибо и мы были немощны, но соделались сильными по благодати. Так должно поступать не только в сем случае, но и с немощными другого рода. Гневлив ли кто, или причиняет тебе обиду, или имеет другой какой недостаток? – ты переноси. Как же это возможно? Выслушай, что далее говорит апостол. Сказав: должны есмы носити, он присовокупил: и не себе угождати. 2) Кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию. Вот что говорит апостол: ты силен? Пусть немощный увидит на себе опыт твоей силы, пусть узнает твою крепость: угождай ему. И не просто сказал апостол: угождай, но присовокупил: во благое, и не только: во благое, но, дабы кто из совершенных не сказал – вот я влеку его к добру, он присовокупил: к созиданию. Итак, богат ли ты, облечен ли властью, не себе угождай, но бедному и имеющему нужду. Чрез это ты и приобретешь истинную славу, и принесешь много пользы. Житейская слава скоро пролетает; а слава духовная пребывает постоянной, если будешь это делать к созиданию. Посему апостол требует этого от всех; не говорит: тот, или другой, но – кийждо вас. Поелику же он дал правило особенной важности, предписав совершенному нисходить со степени своего совершенства для уврачевания немощи другого; то опять представляет в пример Христа, говоря: 3) Ибо и Христос не Себе угоди. Так всегда делает Павел. Когда рассуждал он о милостыне, представил сей же пример: Весте благодать Господа, яко вас ради обнища богат сый ( 2Кор.8:9 ).

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

2088 Ср.: Ис. 57:2 (по Септуагинте). 2089 Ср.: Лк. 24:4. 2090 Ср.: Мф. 18:16; Втор. 17:6; Числ. 35:30. 2091 Ср.:Лк. 24:9. 2092 Интерполяция. 2093 См.: Ис. 27:11 (по Септуагинте). 2094 Ср.: Л к. 24:13—19. 2095 См.: Лк. 24:21. 2096 См.: Лк. 24:25. 2097 Слова из Лк. 24:25, искаженные Маркионом. 2098 Конъектура Кройманна. В рукописи текст малопонятен. Согласно изданию 1521 г.: «сказав это, Он доказывает Свою принадлежность иному богу, но Тому же Самому Богу. Ведь это же самое». 2099 См.: Лк. 24:6—7. 2100 См.: Лк. 24:38—39. 2101 Т. е. как позднейшую вставку. 2102 Перестановка Кройманна. В рукописи: «Потому он настаивает на том, чтобы было сказано так, словно слова «дух костей не имеет, как видите у Меня» относятся к духу». 2103 Ср.: Лк. 24:40. 2104 См.: Лк. 24:39. 2105 Ср.: Лк. 24:41—43. 2106 Ср.: Лк. 24:47. 2107 Ср.: Пс. 19 18:5. 2108 Ср.: Лк. 6:13—16. 2109 Ср.: Деян. 9:15; Рим. 1:1. 2110 Исправление Кройманна. В рукописи: «знает». 2111 Чтение, предлагаемое Кройманном. По другому: «чтобы ты мог с уверенностью предлагать его , дабы не доказывать, что он принадлежит Тому, Кто предоставил все свидетельства его апостольства». 2112 Ср.: Гал. 1:1. 2113 См.: Лк. 21:8. 2114 Конъектура Кройманна. В рукописи: «как». 2115 Ср.: Рим. 11:1; Флп. 3:5. 2116 Ср.: 2 Тим. 1:11. 2117 Ср.: 1 Цар. 19:9—10,15—20; 20:31; 23:15 и в др. местах. 2118 Ср.: 1 Цар. 24:3—20; 26:2—25. 2119 Ср.: 1 Цар. 9:15—21. 2120 Ср.: Лк. 1:27. 2121 Ср.: Деян. 9:1—9. 2122 Ср.: Гал. 1:1. 2123 Другой возможный перевод: «поскольку от апостола не мог быть сокрыт тот, кто уже был открыт Христом». 2124 Искаженного Маркионом Евангелия от Луки, о котором шла речь в IV книге. 2125 Ср.: 2 Кор. 5:17; Ис. 65:17. 2126 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Христос же время этого разделения». 2127 См.: Лк. 16:16. 2128 Ср.: 2Кор. 5:17; Ис. 43:18. 2129 См.: Гал. 1:6. 2130 Quod aliud Euangelium omnino non esset. Ср.: Гал. 1:7: quod (греч. о, «которое») non est aliud. 2131 Ср.: Гал. 1:7. 2132 См.: Гал. 1:8. 2133 Интерполяция, по мнению Кройманна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Это означает: вместо того чтобы находить спасение и путь в жизни с Христом, они шли по пути, который мог привести только к погибели. 20 Размышляя о тех, чья жизнь сосредоточена на преходящих земных ценностях, апостол высказывает мысль, что истинные христиане знают о своем подлинном, небесном гражданстве, о жизни с Христом (ср.: Еф. 1:3; 2:6 ; Кол. 3:1–4 ). Филипп ийцы могли бы гордиться своим римским гражданством (см.: Введение) так же, как и все мы – своим земным гражданством с его привилегиями и обязательствами. И мы, как и они, должны превыше всего ценить дар небесной жизни и гражданства, и жить в ожидании своего будущего наследия, которое получим во всей его полноте в грядущем. Поэтому мы страстно ожидаем явления Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа. 21 Пришествие Христа означает, что наши уничиженные тела будут преобразованы сообразно славному телу Его (ср.: 2Кор. 4:16 – 5:4 ; 1Ин. 3:2 ) силой Божьей, могущество которой безгранично и действие которой не знает преград. Тело, в котором мы находимся, не презренно, но отражает лишь наше современное уничиженное состояние (то же слово в греч. используется в Лк. 1:48 ). Ныне наши физические тела испытывают боль и страдания; но, преобразовавшись, станут нетленными и обретут бессмертие (см.: 1Кор. 15:35–54 ). 4:1–23 Наставления, благодарность и приветствия Заключительная глава послания Павла включает призывы, персональные приветы и его благодарность филиппийцам за материальную поддержку. Признательность Павла за их дары позволила ему вернуться к теме зависимости от Господа и духовного благословения, которое получают щедрые дарители. Он продолжает говорить, что привык довольствоваться малым, хотя ему приходилось жить и в большом достатке, и во всем он полагался на Господа, Который, вне всякого сомнения, может обеспечить и их нужды. 4:1–3 Призыв твердо стоять в Господе Слово итак, с которого начинается этот отрывок, показывает, что Павел в своих призывах опирается на уже сказанное относительно опасности, которая исходит от тех, кто стремится заставить всех христиан стать иудеями, а также о его разочаровании в людях с плотским мышлением. 1 Здесь проявляется глубина чувств, которые Павел испытывал по отношению к своим друзьям в Филиппах. Дважды в этом стихе он использует слово «возлюбленные». Он преисполнен радости в них. Для него они – как венец на голове (ср.: 1Фес. 2:19 ). Он любит их, и чувства его глубоки (ср.: 1:8). Более всего он желает, чтобы они стояли твердо в Господе (ср.: 1:27), не отступали от Него, противостояли врагу, подобно воинам, сдерживающим натиск сильного противника.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

время определ. люди, и оно должно быть достоверно и без изменений передано всем послед. поколениям. Б. ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ КАНОН 1) общее значение греч. слова канон – «правило», «мера», «норма», наконец, «правила веры» (в тексте НЗ оно употребляется в 2Кор. 10:13.15 – в Синод. пер. – «удел»; Гал. 6 – в Синод. пер. – «правило»), в частн., оно обозначает «авторитетное собрание свящ. писаний»; 2) заключением завета у горы Синай (⇒ Завещание и завет, IV,2b) Бог, как печатью, скрепляет избрание Израиля. Установления завета письменно излагаются в ⇒ «Книге Завета», хранившейся в ⇒ ковчеге завета. Существ. для библ. свидетельства о возникновении Библии является то, что ⇒ Десять заповедей с самого начала были не только даны Богом устно, но и изложены письменно ( Исх. 31:18 ; по поводу образного значения «перста Божия» см. Лк. 11:20 ). «Скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии» ( Исх. 32:16 ). В этом следует искать корни той специфики словоупотребления, которая наблюдается у новозаветных авторов, когда они цитируют ВЗ (см. выше, I,A). Запись заповедей в Исх. 24:4.12 возводится как к Моисею, так и непосредств. к Богу: «И написал Моисей ... слова Господни» – «и закон и заповеди, которые Я [Бог] написал»; 3) вопреки бытовавшим прежде представлениям, грамотность во времена Моисея была широко распространенным явлением (⇒ Закон, II,Б); даже ⇒ Авраам мог сделать свои записи, поскольку это было обычным делом для жителей ⇒ Ура. Опираясь на сведения, содержащиеся в Библии, необходимо признать за Моисеем значит. роль в составлении ⇒ Пятикнижия, если в качестве несомненной предпосылки учесть, что Моисей использовал имевшиеся устные и письм. источники, а в более позднее время его собств. записи были переработаны и дополнены; 4) об Иисусе Навине утверждается, что он написал «список с закона» Моисея и прочитал все слова Закона, как написано в «Книге Закона» ( Нав. 8:32.34.35 ; Нав. 23:6 ); 5) Библия свидетельствует о Самуиле ( 1Цар. 10:25 ) и о послед. пророках, что они делали записи: «Слово, которое было к Иеремии от Господа: Так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу» ( Иер. 30:1.2 ; Иер. 36:2.27.28 ; Иер. 51:60 ; ср. Авв. 2:2 ; Откр. 1:11 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Вручением перстней священник напоминает брачующимся о вечности и непрерывности их союза. Происходящая затем троекратная перемена перстней указывает на взаимное согласие, которое должно быть всегда между супругами, а совершение ее восприемником или кем-либо из родственников показывает, что на взаимное согласие брачующихся есть согласие и их родителей или родственников. Возложив перстни на десницы обручающихся, священник произносит молитву обручения, в которой просит Господа, чтобы Он благословил и утвердил обручение (греч. αρραβνα – залог, ср. 2Кор.1:22, 5:5 ; Еф.1:14 ), подобно тому как Он утвердил обручение Исаака и Ревекки, благословил положение перстней благословением небесным, сообразно с силою, явленною перстнем в лице Иосифа, Даниила, Фамари и блудного сына, упоминаемого в евангельской притче, утвердил обручающихся в вере, единомыслии и любви, и даровал им Ангела Хранителя во все дни их жизни. Наконец, произносится краткая ектения: «Помилуй нас, Боже...», какая бывает в начале утрени, с присоединением прошения об обручающихся. Этим оканчивается обручение. Обыкновенно за этим отпуста не бывает, а следует венчание. В настоящее время, по принятому обычаю, священник возглашает: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и при пении 127-го псалма: «Блажени вси боящиися Господа», восторженно рисующего блага богобоязненной семьи, брачующиеся с зажженными свечами, в предшествии священника приводятся к поставленному среди храма аналою с крестом и Евангелием 42 . (Псалом должен, по Уставу, петь сам священник, а не диакон и не певец, и к каждому стиху псалма народ, а не только певцы, отвечает припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Такое исполнение псалма было принадлежностью древнего богослужения соборных церквей в самые великие праздники.) Последование венчания. Пред началом венчания, приведя брачующихся пред аналой, священник, по Уставу, должен объяснить им, что такое христианский брак как таинство и как жить в супружестве богоугодно и честно. Потом он спрашивает жениха и невесту, имеют ли они благое непринужденное взаимное согласие и крепкое намерение вступить в брак и не обещались ли они другому лицу 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010