«Как в телесных страданиях есть некоторые разности: одни из них удобно, а другие с трудом принимают врачевание, и к прекращению укоренившегося в теле страдания употребляются резания, прижигания и горькие лекарства, так подобное нечто к уврачеванию душевных недугов обещает и будущий суд» 818 , по которому грешники подвергнутся более продолжительным или менее продолжительным мучениям, соответственно их нравственному состоянию; потому что «мере привзошедшей в каждого порочности» должна «будет, конечно, соответствовать и продолжительность врачевания» 819 . И вот путем этих очистительных мучений достигнута будет, наконец, и та цель, которая имелась в виду всем домостроительством нашего спасения. «А цель у Бога одна: когда людьми, одним после другого, совершится уже вся полнота естества нашего и когда одни тотчас после сей жизни окажутся уже чистыми от порока, другие в надлежащие после сего времена испытают врачевство огня, иные же найдутся не познавшими на опыте в сей жизни равно ни добра, ни зла 820 , – всем предоставит причащение благ, в Нем сущих, которых, говорит Писание, ни око не видит, ни слух не слышит и которые помыслам не бывают доступны ( 1Кор. 2:9 ). А это, по–моему 821 понятию, не иное что значит, как пребывание в Самом Боге; ибо благо, превосходящее слух, око, сердце, само будет превысшим всего», а высочайшее благо есть Бог 822 . Уже из приведенных сейчас слов св. Григория видно, что он имеет здесь в виду возвращение к общению с Богом не одних только христиан–грешников, а также и всего человеческого рода. Но во многих других местах он весьма определенно выражается, что, по его мнению, после длинных вековых периодов, в течение которых будут подвергнуты огненному врачеванию за гробом лица, не уврачевавшие себя во время земной жизни, – настанет, наконец, такой момент, когда все человечество возобновлено будет в «первоначальное состояние» и вступит в общение с Богом 823 . Этого мало: св. Григорию представляется даже не невероятным, что и злые духи, путем тех же очистительных адских мучений, приведены будут некогда в такое состояние, когда для них сделается возможным обратиться к Источнику всякого блага 824 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Tihomi...

10 Сентября. 821. Подобно тому, как тебя вдруг поразили бы каким-либо известием, которое привело бы тебя в оцепенение, заставляло бы валиться из рук всякое дело, отвлекало бы тебя от всего другого и всем тобою овладело бы, – так прилично христианину оставить всякое житейское попечение, и у подножия Креста Христова замереть в наслаждении созерцания дивной любви Божественной к человеку. А мы – всуе мятемся, собираем сокровища себе на земли и не думаем о вечности, не живем по той высоте, какой требует от нас долг признательности к столь Дивному Искупителю нашему! О, неблагодарность! о, неразумие! 11 Сентября. 822. Нет никакой пользы, а вреда сколько угодно – присутствовать монаху в шумных собраниях, пиршествах и веселых компаниях, тем более самому быть шутом и смехотвором! О, как это чуждо истинного монаха, пагубно для его души и должно быть избегаемо им! 11 Сентября. 823. Говорят: есть нравственно безразличные для христианина действия и занятия, которыми он может развлекаться, не рискуя допустить грех! Любители безмолвия и всегдашнего пребывания в Боге умом и сердцем совершенно не знают таких безразличие для безмолвника даже несомненно добрые дела не всегда добры и должны быть творимы, без риска оставить в небрежении большее добро. А полагаю, что и это похоже на грех, когда меньшее добро предпочитается большему! И во всяком случае, если это не совсем вольный, сознательный грех, то такое нечто, что сопровождается хотя бы невольным, о, однако, немалым ущербом для души. Пример: я чувствую, как обогащается душа в безмолвии и тиши уединения дивными благодатными сокровищами Богомыслия и самопознания! Нет, конечно, ничего противного нравственности – принять гостя, беседовать с ним; н, однако, этим часто убивается и Богомыслие и самопознание! Душа рассеивается, и с большим трудом возвращается на прежний путь. 11 Сентября. 824. Господи! Недостойно я о Тебе мыслю, недостойно Тебе живу, недостойно предстою престолу Твоему; весь – недостоинство полное во всех моих мыслях, делах, чувствах, поступках, – недостоинство даже для моего внутреннего судии и оценителя – совести! Какое же недостоинство я – пред Тобою, Высочайшим и Всесовершеннейшим Судиею и Владыкою, пред Которым даже и Ангелы – стропотны и не безупречны! Боже праведный! Но верх недостоинства и безумия моего, что, и не смотря на это, «мнюся быти что»!, и даже в сознании всей скверности и пагубности этого!

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Старообрядческое отношение к иерархии. В. Сенатов. 11. Стр. 161– 169. Критический взгляд на суждения рационалистов на происхождение христианства. П. Петров. 11. Стр. 170–184. Историческая записка о скопческой секте в России. 1843–1870 г. Стр. 185– 194. Безблагодатное и противоканоническое священство. А. Обтемперанский. 11. Стр. 195–218. К вопросу: какой епископ нужен Единоверию. Свящ. Сем. Шлеев. 11. Стр. 219–242. Сравнение главнейших религиозно-нравственных положений буддизма с христианскими. И. Мефодий. 12. Стр. 337–358. Единоверческие священники из “богословов” и “небогословов”. (По поводу статьи о. П. Цвейтова). Единоверец Г. С. Г. 12. Стр. 359–372. “Сионская Весть” и секта иеговистов. Г. Добротин. 12. Стр. 373–389. Перемена в составе редакции «Миссионерского Обозрения”. 1. Определение свят. Синода. 2. К читателям. 13. Стр. 1–4. Молоканство, баптизм и наша великая церковная нужда. А. Платонов. 13. Стр. 473–494. Сравнение главнейших религиозно-нравственных положений буддизма с христианскими. (Обновление мира.– Учение о любви.– Учение о 10 заповедях.– Учение о грехе.– Учение о добродетели). И. Мефодий. 13. Стр. 495–513. Редакционное сообщение об издании редакцией «Миссион. Обозрения» ежемесячного журнала ежедневной бесцензурной общественно-политической и церковной газеты «Колокол». 14. Стр. 1–8. Об организации пастырских союзов и собраний согласно современным условиям и положению Церкви и православия в жизни народной. Свящ.-мисс. С. Потехин. 14. Стр. 625–635. Пора упорядочить. ( О хождении по приходу в Москве с крестом и святой водою). Свящ. Н. Романовский. 14–15. Стр. 639–646. “Сионская Весть” и секта иеговистов. Г. Добротин. 14–15. Стр. 647–657. Какой юбилей праздновали молокане? А. Высотский. 14–15. Стр. 658–675. О реформе духовной школы. Д. Тихомиров. 16. Стр. 809–822. О смысле единоверческого епископства. В. Сенатов. 16. Стр. 823–836. К истории раскольничьего бегунского толка. Д. Березкин. 16. Стр. 837–842. Пора упорядочить. (О хождении по проходу в Москве с Крестом и св. водой). Н. Романовский. Стр. 1175–1189.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Публичная лекция. Стр. 797. Со “скрижалей сердца”. Граф Толстой о свободе совести и веротерпимости. В. Скворцов. Стр. 798–812. Содержание (1902. 5 – 8) Май Миссионерские курсы для духовенства, как не испытанная еще в борьбе с раколо-сектантством, мера. Свящ. П. Стешенко. Стр. 813–821. О посте и молитве. (Размышления уверовавшего врача). Врач С. Апраксин. Стр. 822–857. Отношение христианства к государству по воззрениям гр. Л. Н. Толстого. К. Григорьев. Стр. 858–870. Поездка раскольничьей делегации на Восток в 1901 г. Стр. 871–888. Из миссионерских писем, дневников и летописей. К вопросу об объединении интеллигенции с Церковью и духовенством. Мисс. Д. Грацианский. Стр. 889–894. Откровенное слово по поводу настроения умов современной интеллигенции. Медик. Стр. 895–898. Pia desideria светского человека о народно-просветительной миссии приходского духовенства. Н. Вессель. Стр. 914–929. Беглый поп в беседе с “австрийскими”. Мисс. свящ. И. Жаров. Стр. 903–908. Крещение у столичных пашковцев. А. Двинская. Стр. 909–913. Открытое письмо к шалопутам. г. С.– Петербурга. Н. Волочугин. Стр. 914–929. Из миссионерской полемики. Миссионерская беседа о вечности Церкви Христовой. Мисс. свящ. Шалкинский. Стр. 930–949. Миссионерство, секты и расколы (хроника). О присоединении из раскола и сектантства к православной Церкви.– Из отчета о деятельности Тамбовского Казанско-Богородичного миссионерского братства. Э. Я., Э. М. Стр. 949–961. Библиография. Летопись светской печати по вопросам миссии и сектантства. Добрые отзывы светских писателей о миссионерах; их желание поглубже взглянуть на миссионерское служение; указание причин малоплодности миссии. Э. О. Стр. 962–967. Минеи-четьи на русском языке. Книга первая. Месяц сентябрь. Москва, 1902 г. К. Плотников. Стр. 968–969. Д. Н. Боголюбов . МИссионерские беседы с штундо-баптистами. (Опыт библейского обоснования православно-христианских истин, отвергаемых сектантами). Харьков. 1902 г. П. Козицкий. Стр. 970–972. Православный миссионерский календарь на 1902 год. Издание “Миссионерского Обозрения” под редакцией В. М. Скворцова. Вик. Крылов. Стр. 972–975.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как и следовало ожидать, свою апологию иудейства, вопреки всем оскорблениям, нанесенным Цельсом иудейскому народу 822 , Ориген заканчивает новыми похвалами по их адресу, отчасти повторяя уже сказанное. Как превосходно (воспевает он в панегирическом тоне) и достойно удивления устроение иудейского государства, и если кто правильно представит намерения их законодателя и точно исследует образ его управления, сравнив его с другими правительственными системами, он найдет, что ни один народ в мире не заслужил такого управления. Иудеи не знают ничего о боевых играх, конных ристалищах и театрах с их обнаженными фигурами; и кто не почтет за счастье принадлежать к этому народу, который с первой поры нежного детства привык возвышать дух выше чувственных вещей и верить, что мир не заключен в них, но находится там, где нет ничего телесного? Вместе с молоком матери он воспринимает учение о бессмертной душе и подземных наказаниях и о вознаграждениях отличающихся благочестивым поведением... Короче, иудеи составляют собой удел и наследие Божие ( Втор. 99 ) 823 . Платон пытался составить картину совершенного государства, но Ориген сомневается, удалось ли ему это так хорошо, как Моисею 824 . Цельс утверждает, что все, что у иудеев принимается как достопочтенное и почитаемое, заимствовано у других народов. Иудеи, как и персы Юпитеру, приносят жертвы своему Богу на высоких горах. Но иудеи веруют только в одного Бога, имеют один дом молитвы, единственный алтарь для всесожжений, алтарь воскурений и одного высшего священнослужителя. Они отличаются от персов и тем, что хотя персы восходят для принесения жертв на высокие горы, каких много дано в их стране, но их жертвы не могут быть сравнены с жертвами, установленными законом Моисея, где они являются прообразами и тенью небесных благ и в тайне изъясняются жрецами, какая цель преследуется в законах о жертвах и что они должны значить. Иудеи не почитают ни неба, ни Юпитера, зная, что хотя даны многие существа, возвышенные над всеми небесами и всеми видимыми тварями, но все-таки они ничтожнее по сравнению с Богом 825 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Более 212 тысяч вылечились и выписаны из больниц Число выявленных больных коронавирусом в России за сутки выросло на 8 726 человек, сообщает оперштаб по борьбе с COVID-19. Больше всего новых заболевших в Москве (1 855), Подмосковье (762), Санкт-Петербурге (378), Нижегородской (330) и Свердловской (251) областях. Всего в России за весь период  пандемии выявлено 449 834 зараженных коронавирусом. Больше всего больных в Москве (191 069), Подмосковье (42 720), Санкт-Петербурге (17 822) и Нижегородской  области (11 499). Умерли от болезни 5 528 человек, поправились и выписаны из больниц 212 680 пациентов. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 21 февраля, 2024 20 февраля, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 21 февраля, 2024 20 февраля, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/v-rossii-zarazilis-kor...

По Студийским уставам нек. редакций, великое славословие и в праздники состояло из двух частей, как ныне в будни, и части эти разделялись сугубой ектенией, после которой пелась часть от «Сподоби Господи» (Вступ. гл., 368). След такой практики и в старопечатных Часословах, например Моск. 1602 (=старообр.), Львовском 1642, где славословие дается только в нынешнем нашем будничном виде (но, конечно, сплошь все), с замечанием (во втором Часослове) под «Благословен еси Господи»: «аще поется славословие, трижды тако; аще же чтется, глаголи сие: Благословен еси Владыко… Благословен еси Святый…» [ 821 ]. Тем не менее праздничный вид славословия, по-видимому, древнее, и утреннее «Сподоби Господи», выделенное из него, обязано, должно быть, подражанию вечерне. Праздничный вид мог выработаться в пределах Великой Константинопольской церкви и Святогробской и потому ранее Студийского устава, нек. редакции которого знают его, а Студийско-Алексиевский применял, должно быть, только в Великую субботу и Пасху; из Святогробской практики этот вид передался Иерусалимскому уставу. Вывезенный Арсением Сухановым из Греции текст великого славословия не имел «помилуй нас; вземляй грехи мира» [ 822 ]; нынешний греч. Орологий, как у нас, только знаки препинания: «… Сыне Отечь, вземляй грех мира, помилуй нас вземляй грехи мира, приими молитву нашу седяй одесную Отца и помилуй нас» [ 823 ]. Слав. ркп. Иерус. уст.: «вземляй грехи всего мира — вземляй грехи миру» и нет аминь [ 824 ]. Трисвятое (великое) Начатое ангельскою песнью, великое славословие и оканчивается ангельскою (по преданию) песнью: «Святый Боже…». Кроме литургии, это единственное место в церковной службе, где Трисвятое поется, а не читается, само по себе и по особому чину: не только трижды, но с припевом Слава и ныне и с повторением 1 1/2 раза еще после этого припева. Отсутствие обычно сопровождающих его молитв, даже Отче наш, сосредоточивает на песни все внимание и отвечает хвалебно-песненному колориту всей этой части утрени (ср. название ее в западном богослужении — Laudes). История

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

820. Гр. μ ξελκσς νκτα — слав. не привлецы нощи, т. е. времени смятения и бедствий, переворотов, революций. 821. Когда насильственно одни люди изгоняютъ других и занимают их место. Не участвуй ни делами, ни помышлениями в подобных насильственных и незаконных переворотах. Олимпиодор. 822. Слав. зла соотв. в алекс. νομα — беззакония, в ват. δικα — неправое. 823. Πτωχεας — слав. нищеты, т. е. постигшаго бедствия. В 19 – 21 стт. Елиус высказывает предостережение от зложелательства по отношению ко всем людям, которым мог увлекаться, по мнению его, и Иов. 824. Согласно воле Господней о подчинении человеку всех тварей (Быт. 1:28. Пс. 8:8). Олимпиодор. 825. Слав. уязвляеми, т. е. страдают от греха и бедствия. Напрасно стало быть, Иов хвалился своими „непомерными“ страданиями, это – общий удел (5, 7). Лучше бы Иову молчать о них. 826. Гр. τ παλαιματα — обетшания, от начала мира собранныя под твердию воды (Быт. 1:1 – 3). Олимпиодор. 827. Гр. μυθτω — безчисленное множество. 828. Гр. διαλλασεται — слав. изменяет ся. 829. От изумления сильная остановка сердцебиения, „замирание“, обморок, и т. п., что испытал после и сам Елиус (37, 1). 830. Иов и всякий человек вообще. 831. Т. е. как может повидимому небольшое облако закрыть все небо? Олимпиодор. 832. Слав. ж. р. на ню соотв. επ ατν-σκηνν — скинию, т. е. небо. 833. Гр. δ – (ват., text. rec. и минуск. спп.) вер. ошибочно прочтенное евр. — (свет его) за и оставленное без перевода; у Свита: δ, в алекс. τξον — лук, т. е. радуга. Слав. свет соотв. евр. т. и вульг. lumine; по контексту, кажется, разумеется радуга, опирающаяся в небо и в корни моря. 834. Гр. ρζας — корни. 835. Две крайности доступны Богу: небо и глубина морская, освещаемыя светом Его. 836. Т. е. чрез облака, свет и море. 837. Оказывая им милость в благовр. дожде, или гнев в потопе. 838. Который иначе умрет с голода при всей своей силе. 839. Солнечный свет. 840. Слав. м. р. о нем соотв. περ ατο — 23, а в др. спп. ж. р. ατς. 841. ν παντντι — во встречающемся, слав. сретающему. Светъ солнечный встречается с ночною тьмою. Словом: πανταω или κατανταω, каж., у LXX означается: запад, так и в Пс. 18:6 — καταντημα — сретение – запад. Олимпиодор.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Но все это описание души как реального носителя или восприемника чистого знания еще недостаточно глубоко проникает во внутреннюю связь между душой и объективным, сверхиндивидуальным бытием. Ибо, поскольку мы берем индивидуальное сознание лишь как предметное сознание, связь между объективной и субъективной стороной душевной жизни остается чисто внешним соприкосновением или слиянием разнородных и антагонистических начал. Субъективная сторона этого единства – сама стихия душевной жизни, как и ее формирующие целестремительные силы и центры – оказывается здесь лишь моментом ограничивающим, ослабляющим и искажающим надындивидуальное начало объективного бытия и знания. Существует, однако, более глубокое единство этих двух сторон, уяснение которого бросает новый свет на само существо души и ее отношение к абсолютному бытию. Это единство называется духовной жизнью. Глава VII. Душа как единство духовной жизни I Выше, при исследовании самого понятия душевной жизни, нам пришлось уже мимоходом напомнить о том специфическом характере абсолютности,который в сознании каждого из нас присущ нашему «я» как конкретному носителю непосредственного бытия (см. гл. II, с. 763 и сл.). В совсем иной связи (гл. V, с. 822 и сл.) мы затем наметили другой момент абсолютности – момент абсолютной значимости, ценности или авторитетности – который обнаруживается в высших, трансцендентных душевной жизни в собственном смысле, направляющих и формирующих силах нашего бытия, в лице которых на те субъективно-индивидуальное «я» становится непосредственным проводником начал духовного порядка – нравственной, религиозной, познавательной, эстетической жизни. Как ни различны эти два чувства или сознания абсолютности – их различие можно было бы конкретно иллюстрировать на примере различия между слепым, эгоистическим ужасом смерти и светлым, спокойным настроением добровольного самопожертвования ради высшей цели, – между ними есть и нечто общее: оба они суть разные формы самоутверждения, переживания абсолютного корня нашего единичного «я».

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/du...

Этим знамением враги обращаются в бегство, этим знамением стены неприятелей сметаются, демоны погубляются: все покоряется древу крестному силою Распятого на нем (свт. Иоанн Златоуст , 54, 957). Те, кто с верою и любовью поклоняются кресту, знают присущую ему силу и пользуются ею для победы над диаволом (свт. Иоанн Златоуст , 54, 958). ...Всюду преуспел крест, уничтожив грехи, даровав оправдание, приготовив святых людей, наставив в богознании, став руководителем на небо (свт. Иоанн Златоуст , 55, 363–364). Источник. Как венок, будем носить крест Христов. Все важное для нас совершается через него: нужно ли было совершиться возрождению, явился крест, нужно ли вкусить таинственную пищу, принять поставление или сделать что-либо другое, везде является нам этот символ победы. Поэтому мы и изображаем его с великим усердием в жилищах, на стенах, на дверях, на челе и в душе. Это есть знак нашего спасения, общей свободы и благоволения к нам Господа... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 821). ...Когда знаменуешь себя крестом, размысли о всем значении Креста, укроти гнев и все прочие страсти; когда полагаешь на себя крест, пусть лицо твое будет исполнено великого дерзновения, и душу свою сделай свободной (свт. Иоанн Златоуст , 55, 821–822). ... Не следует изображать просто перстом, но прежде своею волею с великой верой, и уже потом осенять им лицо. Никто из нечистых демонов не в силах будет стоять вблизи тебя, видя тот меч, от которого он принял удар, видя меч, которым он был усечен насмерть (свт. Иоанн Златоуст , 55, 822). знамение еще при наших предках открывало заключенные двери, оно уничтожало гибельные яды, оно разрушало силу цикуты, оно исцеляло укушения вредоносных животных. Если оно открыло врата ада, поколебало своды неба и обновило вход в рай; если перерезало диавольские сети, – что же удивительного в том, что оно победит гибельные яды, зверей и все прочее? Начертай его в твоей мысли, обними спасение наших душ. Этот крест обратил вселенную, изгнал заблуждение, явил истину, землю сделал небом, людей превратил в ангелов. Поэтому и демоны уже не страшны более, но заслуживают презрения, и смерть уже не смерть, а сон; все, что враждует с нами, низвергнуто долу и попрано (свт. Иоанн Златоуст , 55, 822).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010