Согласно желанию Бенедикта, чтобы вновь найденный материал был приложен к его сборнику, действительно впоследствии были присоединены к нему четыре приложения (additiones), по форме подобные самому сборнику. Сборник Бенедикта в связи со сборником Ансегиза рассматривался как пятая, шестая и седьмая книга капитулярий (преимущественно в церковном употреблении). 1. Состояние источников церковного права в Галлии в эпоху появления Лжеисидоровского сборника. – В 9 веке в Галлии, во франкском королевстве, сосредоточились почти все источники церковного права, действовавшего тогда в разных странах латинского мира. Здесь мы находим сборники римского, испанского, ирландского, африканского происхождения наряду с туземными, именно: 1) сборники галльских соборов, 2) сборник Кенелев, 3) сборник Дионисио-Андриановский, 4) чистый Испанский сборник, 5) Испано-Андриановскую редакцию, 6) Statuta ecclesiae antiqua, 7) сборник правил африканских соборов, 8) сборник Крескония (галльский Кресконий), 9) Ирландский сборник, 10) пенитенциалы, 11) кодексы и сборники римского права: а) Lex Romana Wisigothorum и комментарии к нему, b) Кодекс Феодосия, с) Кодекс Гундобада, т. e. Lex Romana Burgundionum, d) Кодекс Юстиниана, e) Epitome Iuliani, f) сборники римского права для церковного употребления 1028 , 12) различные народные кодексы туземные и lex Wisigothorum, 13) сборники капитулярий. Из канонических сборников было составлено несколько сборников систематических, в которых материал был распределен по книгам или главам и статьям 1029 . К этому следует присоединить еще местные источники в пределах самой франкской монархии, так называемые Capitula episcoporum, которые составлялись или одобрялись провинциальными или диэцезальными местными соборами, под председательством выдающихся епископов, и основывались на общих действовавших правилах или даже их в себе и содержали, каковы были Capitula: Бонифация (745), Теодульфа Олеанского (ок. 797), Гаттона (Hatto) Базельского (ок. 822), Рудольфа Бургского (850), Герарда Турского (858), Гинкмара Реймсского (852–874), Вальтера Орлеанского (871) 1030 . Вся эта пестрая масса сборников должна была породить большое разнообразие и неустойчивость в их применении на практике. Для внесения однообразия и введения устойчивости нужно было составить сборник, который один мог бы заменить все эти сборники, заключив в себе всю массу постановлений, относящихся к различным сторонам церковного строя, управления и дисциплины. Такой сборник действительно явился и очень скоро вошел во всеобщее употребление как в пределах франкского королевства, так во всем латинском мире; но этот сборник хотя и содержал в себе все необходимое для церковного строя, однако был составлен с особой целью и был проникнут особыми стремлениями, для проведения или оправдания которых в него внесена была масса подложных, нарочито для этой цели составленных документов. Это был так называемый Лжеисидоровский сборник или Лжеисидоровские декреталии 1031 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Ни преклонный возраст, ни долгие годы, проведенные в пустыне, сами по себе не были критерием старчества. Иоанн Кассиан замечает по этому поводу: «Юные не являются все равным образом ревностными, мудрыми и добродетельными. Так и у старых не находим мы часто равной степени совершенства, ни одинаковой опытной добродетели... Многие состарились в безразличии и расслабленности...» 819 Были случаи, когда довольно молодым монахам, благодаря их великой мудрости и дару слова 820 , давали титул «аввы». Но мы можем обнаружить и отшельников весьма преклонного возраста, которые так и не удостоились этого звания, поскольку не имели требуемой рассудительности, чтобы руководить другими. Иоанн Кассиан указывает нам на старцев, возрастом более ста лет, чья «святость проявилась только в их облике» 821 . Один из них – авва Херемон – не хотел иметь подле себя учеников из страха того, чтобы, как он сам признавался, своим примером не ослабить суровость подвигов других 822 . В Египте старики всегда были уважаемы и почитаемы. Это страна, где, как заметил один историк, старикам жилось совсем неплохо 823 . А в пустыне такой почет особенным образом оказывался старцам из-за их духовной мудрости и святости жизни. Продолжение отношений Совместное существование старца со своим учеником могло продолжаться довольно долгое время и быть суровой школой смирения, однако вряд ли в их отношениях всегда царил мир. Один из них вполне мог попасть в сеть какого-нибудь порока. Так, например, один старец ходил каждый день в соседнюю деревню, чтобы продать две циновки, которые сплели он сам и его ученик Он пропивал почти всю выручку, а ученику приносил только краюшку хлеба 824 . Другой, «невероятно желчный», каждый день оскорблял своего ученика, плевал в него и ставил возле двери 825 . А иногда, наоборот, – испытанию подвергалось долготерпение старца. Так, забота аввы Нистероя о своем ученике навсегда осталась в памяти пустынников 826 . Другой авва однажды сделал замечание своему юному последователю, после чего тот покинул старца и оставил его без еды на тринадцать дней. Своему соседу, который пришел на помощь старцу, авва сказал: «Ничего, когда он сможет, то вернется» 827 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Се таковое – ужаснослышателные, паче же смху достойные, от роскошей и от презлыхъ различныхъ връ приключаются християнским предстателемъ. И прежде бывшимъ храбрым и мужественным славнымъ воином женовидные и боязни исполненные случаются. А о тхъ волынцахъ не токмо въ крайникахъ мужество их описуется, 822 но и новыми повстьми храбрость ихъ свидтелствуется, яко мало прежде и о других рхом: егда Быша въ вр православной и пребывающе во обычаехъ мрных, и кътому имюще над собою гетмана храбраго и славнаго Константина, въ правоврныхъ догматахъ свтлаго и во всякомъ благочестии сияющаго, яко славний и похвалний в длехъ ратныхъ явишася, отечество свое оброняюще, ни единова, ни дважды, но многажды показашеся нарочиты. Но впала сия повесть, мнит ми ся, произлишие, а сего ради оставя сию, ко предреченным возвратимся. Преминувшу ми много о Лифлянской войн, мало нечто вкратц о битвахъ нкоторых и взятью градов оных воспомянем, к сокращению истории и къ концу зряще. И яко напреди воспомянухомъ оных о дву добрых мужехъ – исповдника царскаго, другаго же – ложничего, которые достойны нарещись друзи его и совтницы духовные, яко сам Господь рече: «Идже два или три собрани о имени моемъ, ту есм и азъ посреди ихъ». 823 И воистинну был Господь посреди, сирчь многая помощь Божия, когда было сердца и душа тхъ едина, и ктому совтницы оные мудрые и мужественные близ царя со искусными и мужественными стратилаты и храброе воинство цло и весело было. Тогда, глаголю, царь всюду прославляем был и земля руская доброю славою цвла, и грады предтвердыя аламанския 824 разбивахуся, и предлы християнския разширяхуся, и на диких полях древл плененыя грады от Батыя безбожнаго и паки воздвизахуся, и сопротивники царевы и врази креста Христова падаху, а другии покаряхуся, нецыи же от них и ко благочестию обращахуся, огласився и научився от клириков врою, Христу присвояхуся, от лютых варваров, от кровеядных зврей в кротость овчю прелагахуся и ко Христов чред присовокупляхуся. Потом же, аки на четвертое лто па Дерпском взятью, послдняя власть Лифлянская разрушилася, понеже оставшая часть ихъ кралеви полскому, ко великому княжеству Литовскому поддашася, зане Кесъ, столечный свой град, новоизбранный свой маистръ отдал и забжал, подобно, от страха за Двину-рку, упрося себя у краля Курлянскую землю. И протчие грады, яко рекох, сие с Кесью вс оставилъ, яже обою страну отсюду Двины-рки великие, а другие швецкому королю поддашася, яко великое мсто Ревль, а другие дунскому. А в мсте, реченном Вильяне, а по-немецку Филине, маистръ старый Фиштемъ-берклъ остал, и при немъ кортуны великие, ихже многою цною из-за моря, з Любка, мста великаго, от германов своихъ достали было, и вся стрелба огненная многая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И в первом году его исчезнет всякая пища на земле, и не найдётся во всем мире ни половины меры хлеба, ни половины кувшина вина, ни других плодов. Тогда наступит сильнейший голод, который охватит всю твердь земную и все острова, и всех живущих на островах и на тверди; и поднимутся болезни на каждой пяди земной, моры и глады великие, каких не бывало от (л. 150 об.) начала века. И будут издыхать люди. [Если] праведный едва спасается, грешный где явится? ( 1Пет. 4:18 ). Тогда духи нечистые и бесы выйдут из бездны и из всех теснин и ущелий [числом] как песок морской и приступят искушать христиан и губить новорожденных, и те даны будут им на воспитание. Тогда будут люди искать смерти и забвения памяти и скажут: «Блаженны, трижды блаженны бывшие прежде, ибо не дожили до этих дней!» 819 И плывущие по морю скажут: «Да поглотит нас гневная волна твоя, святое море!» И восплачет всё тело Римское. А Иудеи исполнятся радостью и веселием 820 при скорби и страданиях Римлян от всего принуждения и соблазнов бесовских. И станет земля как медь, и высохнут наконец все травы (л. 151), и все деревья, и все цветы на земле. И иссохнут озера, и реки, и колодези, и [даже] источники вод пересохнут. Тогда Антихрист возьмёт в руки свои камень и скажет: «Веруйте в меня, и я камень сей превращу в хлеб» 821 . И поклонятся ему Иудеи, говоря: «Ты есть Христос, которого мы ожидали; из-за тебя нас оскорблял род христианский». Тогда возгордившийся Антихрист скажет Иудеям: «Не печальтесь! Самый малый из рода христианского узнает, кто я есть». И обратится Антихрист к острому камню, говоря: «Сделайся хлебом пред Иудеями!» И превратится камень тот в змия. И скажет тот змий Антихристу: «О, исполненный всякого беззакония и нечестия! нет у тебя силы говорить»; и обесчестит его змий перед Иудеями 822 . И тогда появятся три мужа и будут обличать его обман и заблуждение. Из тех трёх мужей двое сойдут с небес, а один явится от земли 823 . И (л. 151 об.) выйдут пред Антихристом и скажут: «Горе тебе, делатель нечестия и наследник вечного огня!» И пойдут по всей земле, восклицая и обращаясь к стеснённым христианам: «Слушайте, сыны человеческие: не поклоняйтесь ему, ибо он не Христос и не благочестивый человек, а не кто иной, как Антихрист!» И многие христиане, скрывающиеся в горах и пещерах и во всех расщелинах земли, воспрянут [духом], так что не застанет их нечестие Самуила. Тогда найдёт Антихрист этих трёх мужей и убьёт их мечом. И исполнится сказанное пророком Давидом: тогда возложат на алтарь Твой, тельцов ( Пс 50 /51:21). И тогда [закончится] царствование Антихриста, и преследование бесовское Иудеев, и νμελε 824 для всех христиан, когда приблизится великий день Господень и наступят Суд и (л. 152) воздаяние. И разрушится обольщение диавольское, и воссияет в мире свет Христа Господа нашего и преславного Царя, Которому подобает всякая слава, и честь, и сила во веки. Аминь 825 . ПРОВИДЕНИЕ О ЦАРЕГРАДЕ

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Есть у Леонтия и другие аналогии, служащие для пояснения известных моментов в образе соединения природ во Христе. Так, очень нередко указывает Леонтий на кусок раскаленного огнем железа как на образ существенного соединения природ в едином Христе без изменения естественных свойств. Сравнение тоже не новое, древнеотеческое, но в формулировке Леонтия не лишенное интереса. «Соединять ипостась с ипостасью, – пишет он против несториан, – это не мы, а вы говорите, мы же как раскаленное железо в печи не считаем иной ипостасью от вида огня, но принявшим его природу в свою ипостась, ибо пребывает неповрежденной ипостась огня в печи даже и после раскаления железа. Так, мы говорим, что произошло соединение природ по ипостаси ( κατ την πστασιν τας φσεσιν η σνθεσις), но не произошло сложной природы ( σνθετον φσιν), ибо не по слиянию ( κατ σγχυσιν) они соединяются; и не произошла сложная ипостась ( σνθετον υπστασιν), ибо не из ипостасей, но явилось более сложное свойство ипостаси Слова ( λλα συνθεττερον 819 ιδωμα της του Λγου ποστσεως) из составленных в ней многих простых свойств после Воплощения ( πλεινων πλν διωμτων μετ την σρκωσιν), что доказывает, что ни природа, ни ипостась Его не сложна и не изменяема ( οδε σνθετον, ουδ τρεπτν) " 820 . Кроме того, Леонтий приводит еще аналогию горящей лампады. Доказывая мысль, что соединяемое по сущности ( κατ’ ουσαν) или сохраняет в соединении свою ипостась, или сливается с уничтожением соединенных частей, Леонтий говорит, что пример первого можно усматривать в лампаде, ибо в ней одно есть светильник, а другое – огонь, во взаимном же соединении они дают лампаду, так что можно сказать, хотя это и грубо звучит: «деревянный огонь» или: «огненное дерево», ибо каждое из них участвует в пламени огня. И одно другому взаимно сообщает свои свойства, так как оба соединены в одной и нераздельной ипостаси 821 . Находим у Леонтия ещё и такие примеры, как связка дров, дом из кирпичей, звезда, пронизывающая светом воздух, металлические сплавы, позолоченная статуя и др. 822 Это уже более грубые и потому менее доказательные примеры, ибо тот первообраз, для сравнения с которым они берутся, то есть Господь Иисус Христос, слишком возвышен и духовен, а потому и слишком мало подобного им Он может иметь в Себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

«рапортовал» Екатеринбургскому духовному правлению: «сего Генваря 6-го числа, во время утреннего пения, на чтении по шестой песни канона слова похвального, находящийся при Сысертском заводе при поучении словесной грамоте и пению детей служитель А. Дулов, унимая в церкви в показанное чтение собравшихся малолетов от резвости (что между ними всегда бывает) и между тем малолета Ипполита Алексеева за правым клиросом резвящегося простосердечно ударил кулаком по голове, у которого незапно прошиб голову и в церкви пол потекшею из головы кровью окровенили и по той причине во оный праздник литургисать я был опасен, а отправлены только одни часы»... (Извлечено из Ек. Еп. В. 1894 г. С 1828–1874 г.г. дети Сысертских жителей обучались в школе, открытой заводоуправлением. В настоящее время в Сысерти три земских школы: одноклас. муж., открытая в 1874 г.; двухклас. муж. – в 1880 г., и жен. – в 1890 г. Первая помещается в заводском здании, а для последних здания построены на средства приходского попечительства. В 1891 г. открыта церковно-приходская муж. школа (здание наёмное). С 1880 г. существует смешанная школа в д. Катиной (сначала была ц.-приходской, а с 1893 г. перешла в ведение земства); в 1885 г. земство открыло школу в з. Верхне-Сысертском. В Кашиной школьное здание построено попечительством, а в Верхне-Сысертском принадлежит заводоуправлению. Северский завод расположен в 18 вер. к юго-западу от Екатеринбурга, среди лесистых отрогов Уральских гор, на правом берегу реки Северной. К приходу принадлежит дер. Косой Брод (в 6 вер.). Климат здоровый; почва глинистая и каменистая. Селиться в этой местности стали в 1735 г., когда по распоряжению В. П. Татищева, начата была постройка Северского железоделательного завода. В 1759 г. завод этот был отдан казною во владение А.Ф. Турчанинову. Прихожане все, в числе 3 639 об. п. (1 822 м. и 1 817 ж.), православные; по сословию – бывшие мастеровые (в заводском селении) и бывшие сельские работники (в д. Косом Броде). Главное занятие – работы на заводе, добывание и доставка различных материалов: руды, торфа, угля и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый из преемников Абд аль-Рахмана, Хишам I (788–796), добрый, но развратный человек, стал отцом в четырнадцать лет, помогал бедным и много молился Аллаху. Он верил в божественную миссию ислама и в 792 году призвал к священной войне против неверных в Астурии и во Франции. 100 тысяч мусульманских воинов стеклись под его знамена, кто-то из них прибыл из Сирии, Аравии и Алжира. Они вторглись во Францию, подожгли Нарбонну и двинулись на Каркассон, где сразились с христианами, после чего, растратив сил и не имея возможности двигаться дальше, вернулись в Кордову, где Хишам I на средства, награбленные его армией, построил мечеть во славу Аллаха. Второй преемник Омейядов, аль-Хакам (796–822), оказался настолько же нечестивым, как его предшественник – святым. Всего на четырнадцать лет моложе своего отца, аль-Хакам вёл джихад против христиан всё время своего правления, но начал со своих мусульманских подданных. Ошеломленный слухами о мятеже среди утончённых и интеллектуальных новообращенных Аллаха в Толедо, он пригласил их на прием в большое новое здание, имеющее четыре высоких стены и большой великолепный вход, ведущий в узкий коридор, который поворачивал, извивался и, наконец, заканчивался огромным колодцем. Гостей приглашали по одному в комнату, где ожидал сын эмира. Когда они доходили до колодца, их схватывали и отрубали головы. «Странно, что никто не выходит», – заметил очевидец, ожидавший друга у ворот выхода, которые по необъяснимой причине оставались закрытыми весь день. Внезапно он понял, что за странный запах витал в воздухе, не похожий на запах быков, забитых для жарки. «Горе мне!» –– воскликнул он. Он был врачом и умел различать запах крови. «Это не запах печеного мяса на пиру, а крови ваших убитых братьев», – процитировал Дози, или, скорее, его переводчик, в своей лучшей викторианской прозе. «Сильное потрясение охватило Толедо», – добавил он... Общий итог за день, по некоторым данным: 5 тысяч толедцев остались без голов. Оценка кажется чрезмерно высокой. При скорости 5 казней в минуту, которая уже смотрится завышенной, потребовалось бы почти 17 часов, пару рабочих дней, чтобы с такой скоростью и без каких-либо перерывов отрубить 5 тысяч голов. Казни производились поодиночке, голова следовала за другой, как только появлялся новый гость, желающий поприветствовать сына эмира. Наименьшее число оцененных жертв оценивается в 700 человек. Каким бы ни было это число, «для обращенных в ислам христиан происшедшее стало напоминанием о хрупкости их безопасности в исламе», – печально комментирует автор Элмер Бендинер. В этой резне действительно есть что-то от джихада, даже если все жертвы приняли ислам, поскольку из-за их недавней приверженности христианству они, несомненно, с подозрением относились к мусульманским учреждениям. Через сотни лет после этого бойня приобрела в испанской истории название «День рва».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Возражение, что усвояемое этому слову (в Чис.10:29 или Суд.1:16, 4:11 ) значение «брат жены» или «шурин» не подтверждается другими какими-либо более ясными местами (Dillmann. Exod. u. Levit. 20), имеет, конечно, значение, но далеко не столь важное и решительное, какое придается этому обстоятельству. Отсутствие мест (если не считать такими вышеуказанные в Чис.10 и Суд.1:4 ), в которых бесспорно и несомненно было бы употреблено в смысле «шурин», по крайней мере, отчасти восполняется тем, что у LXX это слово переводится обыкновенно через γαμβρς, значащее «тесть», «свекор», «шурин», «зять», и что в арабском языке «хотен» значит: tsocer vel omnis propinqnus ab uxoris parte, scilicet pater ejus aut frater 821 . На основании таковых данных нужно допустить, по крайней мере, возможность употребления в древнем еврейском языке слова в значении не только «отец жены», но также и «брат жены» 822 , почему, вероятно, в тех местах, где требовалось более точное обозначение смысла этого слова, оно сопровождалось иногда поясняющими его дополнениями 823 . Если нет подобных пояснений в библейском повествовании об Иофоре и Ховаве, то зато указаны здесь некоторые другие частности, позволяющие видеть различие между лицами, носящими эти названия. Так об Иофоре говорится, что он, после свидания своего с Моисеем у горы Божией, ушел в землю свою ( Исх.18:27 ). между тем Ховав ( Чис.10:29–32 ) находится среди израильтян при отправлении их в путь от Синая; Ховав при первом упоминании о нем назван сыном Рагуила, между тем при имени Иофор не только отсутствует подобное обозначение, но указаны, как мы видели, черты, характеризующие это лицо, как именно тестя Моисея; имя Иофора, как ушедшего навсегда в свою землю, исчезает затем из библейского бытописания; между тем имя Ховава, как принявшего предложение Моисея о сопутствовании израильтянам в землю отцов, продолжает слышаться в названии его потомков, поселившихся в Ханаане. Эти черты различия достаточны во всяком случае для того, чтобы, несмотря на одно и тоже слово, служащее обозначением родственных отношений Иофора и Ховава к Моисею, не сливать их в одно лицо, а признавать двумя отдельными личностями, из которых Иофор, сообразно с характером отношений к нему Моисея, может, быть признаваем одним и тем же с отцом Сепфоры, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

не верным, но он любит меня своим произволом, причем, конечно, не может не третировать, я это и вижу. Ну разве же я ему ровня, как мой слабый Сережка не товарищ его умного Васи, но который имеет право на существование, и каждый сам по себе. О. Павел, написавший гениально о дружбе и с распаленной ее жаждой, в сущности, всегда один, как Эльбрус с снеговою вершиной, никого не видит около себя, наравне с собою. И его привязанности, «друзья» (характерно для роковой для него «стилизации», что ведь и «письма к другу» тоже литературная фикция, ибо друга-то не существует, и правы те наивные, которые все разгадывали и спрашивали, кто же друг, п.ч. для простого человеческого чувства здесь стилизация недопустима и невозможна, а между тем она была) суть избрание иррационального произвола, почему так непонятны и удивляли: «Васенька» Гиацинтов! Я никогда не занимал такого места, скорее я своим робким отношением вынудил или вымолил ответную дружбу, всегда великодушную и щедрую, но отнюдь не страстную и не единственную. Да, все волевые акты избрания, озолачивания собою, своими лучами, зеркала я: и еп. Антоний, и Анна Мих., и старец Исидор, и... «православие» (именно в кавычках, то есть «Столпа»), и даже моя малость и это «стилизация» роковая, безысходная, от силы, от богатства.. б.м., люциферовского, даймонического (в неоплатоническом смысле), от которого не дано освободиться. Около него я был бы задавлен и мое глупое, но непосредственное, и в этом смысле более подлинное церковное чувство молчало бы….Поэтому, мне кажется, я понимаю, почему я удален и отлучен от него» 820 . Если последовать предположению И.Б. Роднянской о том, что в статье «Моцарт и Сальери» Булгаков под Моцартом подразумевал Флоренского, а под Сальери – себя, то можно узреть в этом тексте акт «уничтожения» Флоренского-Моцарта Булгаковым-Сальери 821 . Но, может быть, не стоит превращать в трагедию эту ситуацию и прислушаться к словам Е.К. Герцык в письме к В.Ф. Эрну от 14 марта 1912 г.: «Я полюбила Сергея Николаевича и как-то уже раз и навсегда приняла все эти его ослепления, несправедливости, пристрастия, которые, по-моему, составляют сущность его души, именно благодаря или несмотря на его «семинарщину», утонченной, нервной» 822 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

saraph, видят в названии, если не определение природы, то, по крайней мере, ту связь с понятием огня, что от него отвлечена идея блистания, чему соответствует изображение явления небесных существ и в других библейских местах ( Иез. 1:13 ; Дан. 10:5 ; Мф. 28:3 821 ). Но и в древности, а особенно в новое время, собственно принадлежащим глаголу saraph значением считалось и считается значение переходящее. «Слово seraphim, говорит бл. Иероним, значить μπρηστα, что мы можем перевести: воспламеняющие или сожигающие, сообразно читаемому в другом месте: «творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный». Так именно, в смысле опаляющих, сожигающих (враждебное Богу), понимали серафимов раввины: Соломон, Абарбанел, Раши. Из новых экзегетов следуют им особенно Умбрейт и Делич, причем первый относит сожигание, совершаемое серафимами, к фимиаму на небесном жертвеннике, а последний – к очищению уст Исаии ( Ис. 6:7 ) Большинство же, не ограничиваясь отнесением имени только к видению Исаии, утверждают, что серафимы – носители божественного огня любви, попаляющего всякую нечистоту и очищающего людей 822 . Такое понимание является более всего соответствующим существу дела и притом имеет в виду, несомненно, существенную связь серафимов с херувимами. Но для решение вопроса о внешнем виде оно имеет мало значения. Не более в этом отношении делают следующие две этимологии, хотя и имеющие свое значение в смысле уяснения ветхозаветного представления о серафимах. По одной из них 823 , имя серафимов обозначает высших между ангелами, князей ангельских, и происходит от арабского scharuta, nobilis, princeps fuit. В еврейском языке слово это не употребляется 824 , но может быть сближено с именем sar – князь; следовательно, серафимы были бы подобны sarim – князям кн. пр. Даниила ( Дан. 10 ). Ничего, противоречащего тексту данного места, это толкование не заключает; идея, им выражаемая, может быть допущена, как оправдываемая приближенным положением серафимов относительно престола Божия. Но сама этимологическая состоятельность данного словопроизводства подлежит сомнению; во всяком случае в еврейском языке нет корня, родственного слову scherif, scharufa; равно и древние переводы не уполномочивают на такую этимологию слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010