818. Салим . ( Σαλμ), град Сикимск , он же и Сихем ( Συχμ), как говорит Писание; есть и другое селение. . . . . . остается и доныне, о нем 7 упоминает Исаия в видении на Моавиатиду. Салем (Salem), город Сикимов, он же и Сихем (Sichem); и другое селение того же 818. названия указывается, доныне, возле Элии, к 3.; на восьмом милиарии от Скифополя, на равнине есть селение, называемое Салумиас (Salumias); Иосиф говорить, что Салем есть тот, где царствовал Мелхиседек; он впоследствии был назван Солима (Solyma), и наконец получил название Иерусалима. 819. Салиса ( Σαλισ), через который прошел Саул. 819. Салиса (Salisa), через который прошел Саул. 820. Салиса ( Σαλισ), Аквила: трехлетний, как у Иезекииля. 820. Салхса (Salisa), что Аквила переводит: трехлетний о нем упоминает Иеремия. 821. Сам ( Σμ), Симмах и Феодотион: солнца. 821. Самс (Sams), что Феодотион и Симмах перевели: солнца. 822. Самария ( Σαμρεια), царственный город в Израиле, ныне Севаста ( Σεβαστ), так же и окрестная область. 822. Самария (Samaria), царственный город в Израиле, ныне называемый Севастой; и вся окрестная область получила некогда название от города. 823. Самем (Samem), в колене Иудине. 824. Самер ( Σαμρ), жребия Данова; помещен и выше, под словом Вефсамис ( Βεθσαμς). 824. Самес (Sames), в колене Данове; о нем упомянуто выше, под словом: Бетсамис (Bethsamis). 825. Самес ( Σμες), источник Самес, колена Вениаминова; Аквила: источник солнца. 825. Самес (Sames), т.е. источник Самес в колене Вениаминове, что Аквила переводит: источник солнца. 826. Санаар ( Σαναρ), откуда был воевавший с областью Содомскою. 826. Сеннаар (Sennaar), откуда был Амарфал, воевавший с царями Содомскими. 827. Сансана ( Σανσαν), колена Иудина. 827. Сансана (Sansana), в колене Иудине. 828. Саор ( Σαρ), колена Рувимова, по ту сторону Иордана. 828. Саорт (Saorth), в колене Рувимове, по ту сторону Иордана. 829. Сараин ( Σαραεν), колена Иудина. 829. Сараин (Sarain), в колене Иудине. 830. Сарда ( Σαρδ), есть селение в пределах Елевферополя, по пути в Никополь, к С., приблизительно в 10 милиариях, колена Данова иди Иудина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мелиартычк Август Вельгельминович (р. 1832), работник метеорологической станций в Корсаковске – 114, 442 Меллер Гуго Федорович, поручик, топограф, спутник Чехова в сибирском путешествии – 28, 29, 31, 34, 751, 771 Миддендорф Алексей Федорович (1815–1894), академик, естествоиспытатель, автор известной Чехову книги – 283, 286, 628, 631, 867, 868, 888 Микрюков Карп Ерофеич, отставной квартирмейстер, сахалинский старожил, с 1860 г. старший надзиратель в Палеве – 156, 162–163, 189, 317, 497–498, 657, 714 Милевич, завед. колонизационным фондом на Сахалине – 83 Минаев, из купцов, палач в Корсаковском посту – 194, 528, 882 Минаев Илья Федорович (р. 1831), поселенец Рыковского, приемный отец Маклакова Елисея (р. 1820) – 69, 274, 402 Мицуль Михаил Семенович (1843–1884), агроном, участник экспедиции Власова (1871 г.), автор известной Чехову книги – 71, 75, 77, 108, 116, 171, 196, 200, 210, 212, 276, 277, 279, 286, 287, 305, 408, 410, 411, 526, 534, 542, 543, 544, 627, 631, 632, 656, 774, 789, 810, 811, 818, 822, 828, 840, 847, 849, 851, 852, 857, 863, 864, 865, 867, 868, 872, 874, 885, 888 Молешников Евгений (р. 1850), крестьянин из ссыльных в Мгачи, каюр – 125, 453 Мольер (Жан Батист Поклен) (1622–1673), фр. драматург – 417 «Жорж Данден» – 417 «Морской сборник», петербургский ежемесячный журнал (с 1848 г.) – 135, 290, 461, 646, 748, 802, 805, 822, 829, 830, 831, 834, 840, 841, 842, 847, 851, 852, 854, 855, 872, 887, 888, 890, 893, 894 «Морская газета», еженедельная газета (1879–1880 гг.), ред. изд. Борташевич Г. А. – 287, 289, 633, 635, 810, 868, 892 «Московские ведомости», газета, изд. в Москве в 1756–1917 г.; до 1887 г. – ред. изд. М. Н. Катков – 133, 353, 828, 829, 852, 884, 888, 889, 890 Муравьев Николай Валерьянович (1850–1908), тюрьмовед, автор известной Чехову статьи – 87, 769, 770, 817, 819, 889 Надежницкий Александр Николаевич, помощник смотрителя Корсаковской тюрьмы с октября 1888 г. – 193, 852, 878, 881 Наитаки – см. Ноитаки П. Е. Найдуш Андрей Андреевич (р. 1855), отставной солдат в Александровске, пришедший на Сахалин за женой-каторжной Найдуш Варварой Казимировной (р. 1859) – 256, 589, 860

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

Livius Salinator, упоминаемого Геллием и Кассиодором 448 . В могильных написях, относящихся к VII столетию от основания Рима и найденных в 1732 г. на Via Appia, встречаются уже вольноотпущенники с предыменами патрона, хотя есть и с иными предыменами (см. I 822 сл. VI, 8211). В Scitum pagi Herculanei, относящемся к 600 году от основания Рима (Or. 3793=I, 571=X, 3772) стоят рядом друг с другом имена: L.Aufustius L.I.Strato C.Anmonius M.I.Nico Cn.Avius Cn.I.Agathocles C.Blossi(us) M.I.Protemus M.Ramnius P.I.Diopant (us) и т.д. 449 Иногда предымена вольноотпущенников выбирались произвольно, как, например, в следующих случаях: Cratea Caecilia(us) M.I.(ibertinus) (I, 840=VI, 8230) Clesipus Geganius (I, 805=X, 6488). 450 В написях v.S.Cesario (I,822 – VI, 8211 сл), относящихся к первой половине VII столетия, находятся вольноотпущенники без cognomen, т.е. совершенно потерявшие свое nomen servile. Но наряду с ними же имеются вольноотпущенники с cognomen. Это доказывает, что VII столетие было временем переходным, когда стало действовать чувство независимости в вольноотпущенниках, и в то же время, вероятно, ослабло родовое религиозное сознание. Вот эти вольноотпущенники 451 : Без cognomen M.Caled(ius), M.I. Σξτος Кλδιος Δεκμου Λιβερτνος А. Fulvi(us) A.A.I. L.Furi(us) L.I. C.Juni(us) A.li. C.Lutati(us) Q.I. A.Minati(us) A.I. F.Sulpici(us) L.I. (п. 846 По чтению Моммсена (п. 857 (п. 872 (п. 875 (п. 880 (п. 900 (п. 911 (п. 963 С cognomen P.Claudi M.I.Philocratis P.Claudis C.I.Pampi(lus) P.Larci(us) C.I.Hilarus C.Pacci(us) C.I.Salvi(us) C.Public(ius) M.I.Protemus C.Valeri(us) C.I.Barnaes (п. 855 (п. 856 (п. 888 (п. 929 (п. 943 (п. 973 Вот еще несколько случаев, где вольноотпущенники не имеют cognomen, а именно 452 : Q.Caecilius Cn.A.Q.Flamini leibertus (I,1110) A.Plotinus M.I. S.Schius C.I. C.Claudius C.I. (Ep.ep.IV p. 42) Если женщина отпускает рабов на волю, то liberti ее принимали nomen и praenomen отца их патроны (patrona). Например 453 : M.Livius, Augustae libertus, Ismatus (Henzen, Inscr.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

9. Вторая грамота ему же. С. 777–782. 10. Письмо попа Сисоя к Кириллу. С. 782–784. 11. Обличительное послание соколинскому обществу. С. 784–793. 12. Присяга Софрония пред постановлением в епископы. С. 793–796. VI. Документы за время от вступления Кирилла в звание митрополита до смерти инока Павла (1849–1854). 1. Дело о возведении Кирилла в звание митрополита. С. 796–810. 2. Дело о поставлении епископа в Тульчу и учреждении Славянской архиепископии. С. 810–814. 3. Окружная грамота. С. 814–817. 4. Жалованная грамота ясскому попу Никифору. С. 817–818. 5. Соборный приговор о попе Алексее Егорове. С. 819–820. 6. Предписание ясскому попу Никифору. С. 820–822. 7. Окружная грамота к буковинским липованам. С. 822–829. 8. Окружная грамота иархиальным священникам и прочим. С. 829–839. 9. Особое послание Белокриницкому общества. С. 840–842. 10. Предписание ясскому попу Никифору. С. 842. 11. Обязательство белокриницкого общества. С. 843. 12. Грамота Софронии о постановлении епископов для России. С. 844–845. 13. Грамота Онуфрию. С. 846. 14. Ответ Кузьмину о супружестве со второй женой. С. 846–847. 15. Выбор архимандрита. С. 847–849. 16. Пастырское наставление Аркадию. С. 850–852. 17. Приказ от архимандрита. С. 853. 18. Другой приказ его же. С. 853–855. 19. Грамота Алипию Тульчинскому. С. 856–857. 20. Устав Владимирской архиепископии. С. 857–859. 21. Грамота Сафронию. С. 859–860. 22. Дело о дочери Ивана Филиппова. С. 860–865. 23. Дело о выборе нового попа в Климоуцы. С. 866–875. 24. Дело о Спиридонии. С. 875–894. 25. Грамота Ясскому протопопу Никифору. С. 894–896. 26. К нему же письмо Кирилла. С. 896–898. 27. Письмо Никифора к Павлу. С. 898–899. 28. Кириллова грамота Никифору. С. 899–902. 29. Дело Софрония: а) Павлово объяснение. С. 902–911. б) Пространное изложение от имени Кирилла. С. 912–953. в) Формальное приглашение Софрония на суд. С. 953–963. г) Письмо Кирилла и Онуфрия к Антонию. С. 963–967. Читать далее Источник: Братское слово : журнал по изучению и критике старообрядчества. – Москва, 1875-1876 гг.; 1883-1899 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Адальхард и Вала, находившиеся в опале, получили возможность вернуться ко двору; Дрогон, незаконнорожденный брат Л. Б., был назначен епископом Меца (823-855) и сохранял верность императору до конца его жизни. В авг. 822 г., созвав мн. представителей франк. аристократии в имп. резиденции Аттиньи, Л. Б. принял на себя ответственность за смерть племянника и публично покаялся в содеянном. Покаяние в Аттиньи явилось логическим следствием особых взаимоотношений светской и духовной властей, к-рые сложились в предшествующие годы правления Л. Б. Под влиянием церковного окружения император рассматривал свою власть как особого рода религ. «служение» (ministerium), совершаемое во благо всего христ. народа (populus christianus) под контролем епископов. В качестве идеальной модели для такого взаимодействия были выбраны отношения имп. Феодосия I Великого и свт. Амвросия Медиоланского (за к-рыми в свою очередь просматривалась ветхозаветная модель взаимоотношений царя Давида и свящ. Нафана), а публичное покаяние императора за грехи, неизбежные при реализации светской власти, стало ключевым элементом таких отношений. На подражательный характер покаяния Л. Б. указывали еще его современники. Астроном утверждал, что император покаялся «подобно Феодосию», и оценивал его покаяние как важнейший религиозно-политический акт. Внешняя политика При Л. Б. расширение территории империи почти прекратилось. Тем не менее время от времени вдоль границ наблюдались всплески военной активности, связанные преимущественно с подавлением мятежей или обороной границ от внешних вторжений. В 817-819 гг. было подавлено восстание ободритов, в 819-822 гг. усмирен мятеж в Паннонской Хорватии. Между 818 и 830 гг. против франк. господства периодически восставали бретонцы. В 818 и 824 гг. Л. Б. лично принимал участие в военных экспедициях в Бретань, но они не были успешными. Волнения прекратились лишь с признанием со стороны Л. Б. власти герц. Номиноэ. До 831 г. с переменным успехом продолжалась борьба с маврами в Испанской марке, а в Памплоне, Арагоне и Васконии вспыхивали антифранк.

http://pravenc.ru/text/2561074.html

В первой книге того же Expositio Пасхазий говорит, что он вынужден был бросить свои занятия «среди изломанных течений мирских дел» (inter varios rerum saecularium anfractus – с. 993). На этот же период своей жизни он жалуется в предисловии к IX кн. Exposit. in Matthaeum, говоря, что за это время его много и долго угнетали заботы о мирских делах (diuque male vexatus saecularium rerum curis – 643 В), – здесь он выражает свое удовлетворение, что после долгих треволнений жизни им, наконец, получен столь желанный otium (643 D. ср. 333 А). В предисловии к пятой книге толкования на Матфея достигнутый otium точно так же противополагается прежним тревогам жизни, когда Пасхазий, по его словам, подвергался опасности кораблекрушения 167 . Можно поэтому с вероятностью думать, что и жалоба Пасхазия в начале третьей книги изъяснения 44 псалма касалась тоже периода его аббатства, которое он, ввиду связанных с ним забот, потом, когда снял с себя это звание, склонен был рассматривать как измену своим монашеским обетам. Недюжинные дарования Пасхазия, выдвинув его среди прочих монахов корбейского монастыря, сблизили его с лицами, стоявшими во главе монастырского управления, вследствие чего Пасхазию пришлось быть, если не прямым участником, то близким свидетелем многих церковных и политических событий времени. В 822 г. он сопровождал аббата Адаларда и его брата Валу в Саксонию с целью устроения новокорбейского («Корвей») монастыря (см. Epitaph. Arsenti, с. 1573 В). Впоследствии Пасхазий, может быть, несколько преувеличивал свою близость к названным двум лицам, когда говорил о себе, что он был «нарочитым и постоянным их спутником и как бы третьим во всяком их деле» 170 . Для Пасхазия, конечно, должна была быть лестной близость к ним, как видным и крупным деятелям церковной и политической жизни того времени, и с его стороны естественно некоторое тщеславное преувеличение дружбы с ними, особенно с Валой 171 . Что слова Пасхазия о его постоянном соучастии в делах братьев нельзя понимать слишком строго, свидетельствует тот факт, что в том же 822 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

И. Так, объявление Андалуса независимым эмиратом дало повод некоторым местным правителям, в частности вали Сарагосы, Барселоны и Жироны, отложиться от Кордовы и призвать на помощь войска Карла Великого. В 778 г. состоялся 1-й поход франков в И. (не имел успеха). В 785 г. франками была захвачена Жирона, в 801 г.- Барселона. Очагом нестабильности оставалось немусульманское население И.: в 792 г. в Толедо началось крупное восстание мосарабов и иудеев. Сепаратизм в крупных городах - Толедо, Сарагосе и Мериде - стал причиной военных действий в правление аль-Хакама I (796-822), внука Абд ар-Рахмана I. В 797-798 и 807-808 гг. были проведены массовые казни толедской знати (в основном мулади), в 818 г. войска эмира жестоко подавили восстание в предместье Кордовы. В правление Абд ар-Рахмана II (822-852) эмират вел успешные войны с христ. государями (в Алаве, в Галисии, на землях Испанской марки). В 844 г. мусульмане одержали победу над викингами, дошедшими по р. Гвадалквивир до Севильи. Чтобы предотвратить дальнейшие нападения на араб. города, Абд ар-Рахман II приказал выстроить флот, к-рый вскоре был использован для захвата Балеарских о-вов. Стремлением к консолидации Андалуса была обусловлена внутренняя политика эмира. При Абд ар-Рахмане II были преобразованы и упорядочены адм. и фискальная системы (в частности, в аппарате управления стало меньше христиан). Поощрялась исламизация местного населения. Изменения, приведшие к уменьшению политической и социальной роли христиан в Андалусе, продолжились при его преемниках и стали причиной масштабного и длительного возмущения - движения мулади и мосарабов под предводительством Омара ибн Хафсуна. Центром восстания в 880-928 гг. в горах на севере совр. пров. Малага стала крепость Бобастро. К восставшим мулади и мосарабам присоединялись и мусульмане берберского происхождения, недовольные возросшей ролью араб. аристократии. Войска 3 эмиров не могли усмирить и подчинить область, находившуюся в непосредственной близости от столицы эмирата. Мятеж продолжался и после смерти Омара под руководством его сына Сулеймана. Только эмиру Абд ар-Рахману III (912-961) удалось разбить мятежников и взять в 928 г. Бобастро. Для предотвращения подобных восстаний Абд ар-Рахман III гарантировал свободу вероисповедания мосарабам. Мулади был открыт доступ к гос. службе наравне с арабами.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Патриотические же грамоты Дионисия напечатаны: две в Актах Арх. Экспедиции т. II и одна (октябрьская 1611 г.) в Собрании госуд. грамот и договоров – том второй же. Последняя находится и при печатном житии рукописей Имп. Пуб. Библ. Бычкова упоминается еще издание 1855 г. (Бычков.Описание рус. и слав. рукоп., сбор. 1, стр. 529). Рукоп. Троиц. Лавры Библ. 700, (по которой мы пользовались преимущественно пред другими) писана, вероятно, при Троицком архимандрите Феодосии II (1667–1674), потому что на обороте конечного листа ея сверху мелкою скорописью написано: государю архимариту Феодосию. Что же касается Син. сборника 416, то в нем содержится все тоже, что и в сборнике 700 Лавр. Библ. Впрочем, как на особенное достоинство Син. сборн. можно указать на то, что он писан, вероятно, рукою самого автора – Симона Азарьина, потому что почерк, каким написан сборник, сходен с почерком надписей, сделанных Азарьиным собственноручно на пожертвованных им книгах. Сборник 416 на первом листе имеет надпись: «книга архимандрита Дионисия». Это подало повод составителю указателя Син. Библ. архим. Савве заключить, что и сам сборник принадлежал Дионисию (Указатель Син. ризницы и библиотеки Саввы стр. 175). Но такое заключение несправедливо; потому что каким образом сборник, заключающий житие Дионисия, которое написано спустя 15 лет по смерти Дионисия, мог принадлежать самому Дионисию?! Надпись же «книга архимандрита Дионисия» не иное что значит, как только то, что в этом сборнике заключается житие Дионисия. Наконец, в Синод. сборн. 822, на корешке которого приклеена бумажка с надписью «о огни», заключает в себе только те речи, послания и грамоты, которые появились по поводу исправления книг, а жития Дионисия в них нет; Син. сб. 85 (XVIIIb.) наоборот заключает в себе только одно житие. Необходимо заметить, что печатное житие, (изданное 1834 г.) в некоторых местах различествует с рукописными и имеет значительные пропуски. Речь самого архимандрита Дионисия во всех трех рукописных сборниках (700 Лавр; 416 и 822 Син.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

77 Восточная марка со второй половины IX века называлась 78 маркой моравской. Говоря короче, южная Паннония вошла в состав фриульской или фурлянской марки, северная, включая сюда и северное побережье Дуная, образовала восточную марку. По смерти графа Герольда управление этими марками поручалось уже не одному, но двум и даже более лицам. 79 В X в., в борьбе с полабскими Славянами, франки развили устройство марок, и отношения маркграфов к побежденным обозначились тогда яснее; об устройстве марки восточной, об отношении маркграфа её к Славянам мы не много можем сказать за крайнею бедностью относящихся сюда источников. 80 Даже вопрос о том, как велико было население Паннонии в начале IX в., разъяснение которого весьма важно в этом отношении, может быть только поставлен, но не решен основательно. Говоря о переселении Славян за Дунай, мы не должны опускать из виду, что вместе с ними на свободную землю перемещались и Баварцы; последним это было удобнее, вследствие разных льгот от повинностей, раздачи земель служилым людям франкского и немецкого происхождения. Вблизи марки могли селиться исключительно Баварцы как в видах безопасности марки, так и потому, что ближайший от марки округ обязан был отбывать военные повинности, собираться на случай войны под знамя маркграфа. Нужно думать, что славянские селения в Паннонии не были многочисленны, что Славян было больше в северной, чем в южной Паннонии; вообще же их было не много, и они рассеяны были по разным местам до времени образования княжества Прибины. Восточному маркграфу не стоило большого труда держать в повиновении таких слабых врагов. Оттого так скоро, уже к 828 г., паннонские Славяне перешли из состояния собственников и свободных в состояние закрепощенное, имя Славянина стало тождественным с именем раба. Тут повторился обыкновенный путь поглощения слабых племен сильными, переход от внешней зависимости к соединению с господствующим народом, от дани за пользование землею к подчинению и рабству. 81 Вслед за подчинением Паннонии и Мораване на реке Дые сделались соседями Франков и необходимо должны были войти в сношения с ними. Имя Моравии у современных франкских летописцев в первый раз встречается не ранее 822 года: но тогда Мораване являются зависимым народом, шлют своих послов на сейм во Франкфурт и отбывают уже известные повинности по отношению к Франкам. Первые сношения между Мораванами и Франками начались по крайней мере с последнего десятилетия VIII века; летописцы говорят об этих сношениях, называя Мораван общим именем «Славян», «Вендов», «Славян живущих на восток от Баварии» и т. п. 82 В 817 году, в акте разделения империи Карла Великого, Людовику назначается Бавария и Хорутане, и Чехи, и Авары, и Славяне на восток от Баварии. Но, вероятно, начиная с 791 или 792 года, эти страны встали в то положение к Франкам, в каком мы видим их в 817 и 822 г. 83

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Великое чудо вознесения святых на небо не ограничилось только страхом 820 нечестивых; за вознесением в тот же час последовало великое землетрясение. Подобное же 821 землетрясение было и при смерти Спасителя; но сила и значение того и другого были неодинаковы 822 . Здесь землетрясение сопровождается падением десятой части города и смертию семи тысяч жителей. Под городом нужно разуметь город 2 и 8 ст., т.е. город будущего антихристова царства, а разрушение его десятой части и смерть семи тысяч людей указывают не на «сравнительную легкость и снисходительность наказания жителей иудейского города» 823 , но начало тех страшных бедствий, которые должны последовать вскоре: числа 10 и 7 – обычная числа свящ. Писания. Выражение имен человеческих – νματα νθππον, подобно 3:4, употреблено в смысле указания на человеческие личности 824 , как на отдельные человеческие индивидуумы. Совершилось начало Бож. суда над нечестивым антихристовым царством. Какая цель этого предварительного наказания? Та ли, чтобы призвать людей к покаянию? Если и это было целью, то не единственною 825 и даже не главною. Призыв к покаянию заключался в проповеди двух свидетелей; а разрушение десятой части города и смерть семи тысяч людей были уже тогда, когда этот призыв оказался совершенно напрасным 826 : проповедники были умерщвлены, землетрясение и его последствия можно считать наказанием нечестивых, как справедливым возмездием за их беззакония и нераскаянность. Наказание было столь очевидно, что прочие люди были объяты страхом и воздали славу Богу. Обыкновенно, толкователи 827 , основываясь на сравнении 14:7; 16:9; Лк. 17:18 ; Иер. 13:16 , видят в этом выражении указание на раскаяние, и под прочими (ι λοιπο) подразумевают или лучшую 828 часть жителей города 829 , которые, видя пораженных казнью, раскаялись, или же благочестивых, не принадлежащих к царству антихриста 830 . Но Апокалипсис говорит нам лишь о наказаниях и о призыве к покаянию и умалчивает о покаявшихся; кроме того, к благочестивым не удобоприложимо выражение: «объяты страхом». Поэтому в 13 ст. лучше видеть указание не на раскаяние и обращение к Богу для служения Ему 831 , но на простой страх (18:10, 15; Лк. 21:26 ), на простое признание Бож. всемогущества 832 , страх и признание, которые, будучи невольными впечатлениями, не шли далее временного прекращения греховной деятельности и не обещали изменения ее в будущем. Следовательно, эти прочие 13 ст. суть те нечестивые жители города, которые остались в живых среди трупов и развалин города.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010