«Слово seraphim, говорит бл. Иероним, значить μπρηστα, что мы можем перевести: воспламеняющие или сожигающие, сообразно читаемому в другом месте: «творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный». Так именно, в смысле опаляющих, сожигающих (враждебное Богу), понимали серафимов раввины: Соломон, Абарбанел, Раши. Из новых экзегетов следуют им особенно Умбрейт и Делич, причем первый относит сожигание, совершаемое серафимами, к фимиаму на небесном жертвеннике, а последний – к очищению уст Исаии ( Ис. 6:7 ) Большинство же, не ограничиваясь отнесением имени только к видению Исаии, утверждают, что серафимы – носители божественного огня любви, попаляющего всякую нечистоту и очищающего людей. Такое понимание 821 Cölin., Bibl., Theol., s. 198. Hendewerk zu Ies 6, 2. Stickel, Studien und Kritik. 1840. H. 2, s. 306; Smith, Dictionary of the Bibl., vol. III, p. 1211. Rosenmüller, Scholia in Ies. 6. 822 Lange (Bibelwerk. I, 96), Keil (über Proph. Ies., s. 116), Baudissin (I. cit. 285), Riehm (Handwörterbuch, und Alttest. Theol. 1889, s. 366) и др. 823 которой держатся Gesenius (Thesaur. ling. hebr. t. III, p. 1342), Steudel (Vorles. über. d. Theol. A. T. s. 255), Winer (Real-Wörterbuch. II, s. 453), Hengstenberg (zu Ies. 6, 2), Schultz (Alttest. Theol.. 1. 347). 825 Lud. de Dieu, I, Gaffarellus, Spencer (de leg. hebr. rit.. lib. III), см. Pfeiffer Dubia vexat. ss. Cent. I, loc. LX, p. 153. 831 Мысль эту мы признаем верной. Гораздо смелее и произвольнее гипотезу об имени seraphim дает Stickel (Stud. u. Kritik. 1840, I, 305, Anm.) Если Hofmann дает словам seraphim u mheraphim значение имени elohim, то Stickel принимает theraphim в общеупотребительном значении: пенаты. Предлагаемую им этимологию слова seraphim Stickel аргументирует так: «большая часть трехбуквенных корней, говорит он, представляют сложение корнем односложных.... форма упрощалась через ассимиляцию двухкоренного слова в radix trilitrera. Предполагая это, мы допускаем родство имен и и даже еще , благодаря общему всем им корню raf, смягченному (в последнем слове) в .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

791 Serjeant R.B. Bullettin of the School of Oriental and African Studies//The Sunnah Jamìah Pacts with the Yathrib Jews and the Tahrim of Yathrib Analysis and Translation of the Documents Comprised in the So-Called of  Medinà. Vol. 41. 1. 1978. P. 1–42. 803 Крымский А.Е. История арабовъ. Ихъ халифатъ, ихъ судьбы и очеркъ арабской литературы. M., 1903. С. 13 (авторская нумерация). 804 Бартольд В.В. Христианский Восток и его значение для ислама/Работы по истории ислама и арабского халифата. M., 2002. С. 151. 805 Tabari Ali. The Book of Religion and Empire. Translated by Alphonse Mingana. London. 1922. R 9. 806 Подробнее o размерах и нормах сбора джизьи, а также о том, с кого дозволяется брать джизью, а с кого нет, см. 260–259 (арабск.) 1979 (арабск.) 200–181 (арабск.) 1989 (арабск.) 124–118 (арабск.) 810 260–259 (арабск.) 6 (арабск.) Подробнее o размере джизьи см.: (арабск.) 122 (арабск.) 1 989(арабск.) И o нормах сбора джизьи см.: 200–181 (арабск.)1989 (арабск.). 813 Некоторые исследователи разбирали вопрос о том, являлась ли практика запечатывания шей зиммиев в качестве свидетельства об уплате джизьи формой унижения или нет. См.: Robinson F. Neck-Sealing in Early Islam//Journal of the Economic and Social History of the Orient. Vol. 48. 2005. P. 420–421. 822 Согласно одному хадису (не восходящему к Мухаммаду), следует прийти к зиммию и приветствовать его с порога, но не входить(арабск.). 834 18491 # (арабск.) В этом хадисе говорится, что плата за кровь зиммия была равна плате за кровь мусульманина вплоть до времен Муауии, который разделил «плату за кровь» зиммия пополам, забирая половину у родственников зиммия в пользу казны. Халиф Умар Абд аль-Аизиз отменил отъем денег в казну и уменьшил в два раза «плату за кровь» зиммия, сделав ее равной половине «плате за кровь» мусульманина. 842 Текст этого стиха таков: «О, убийца мусульманина за кафира, ты совершил преступление, поступил как тиран! О, знающие люди и поэты в Багдаде и его окрестностях, Абу Юсуф притесняет религию, раз убивает мусульманина за кафира! Скажите: мы принадлежим Аллаху и к нему наше возвращение (Коран, 2: 151), и терпите, ибо награда воздается терпеливым»! 15 (арабск.) 12  (арабск.) 1994  (арабск.)

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Глава 4. История источников церковного права в евангелической церкви § 76. Источники церковного права, общие в евангелической церкви с католической 820 Выделяясь из католической церкви, новое вероисповедное общество, получившее со временем название евангелической церкви, не могло порвать всякую связь с каноническим правом. Не говоря о том, что многое, обычаем утвердившееся в церковной жизни общин до отделения их от католической церкви, продолжало держаться и после отделения, не говоря далее о том, что и наука евангелическая усвоила тебе ту теоретическую конструкцию обычая, как источник церковного права, которая выработалась у католических канонистов, самый свод католического церковного права, т. е. Corpus juris canonici удержал действительную силу и для протестантов. Но само собой разумеется, что как в отношении обычая, так и в отношении продолжающегося действия Corp. jur. canon., основные принципы протестантизма должны были получить для себя выражение там, где оказывалось противоречие между ними и между основными принципами католицизма. Так из клерикального начала, проникающего римско-католическое церковное устройство, вытекает, что правообразовательной средой, в которой может зарождаться обычное право, может быть лишь клир, духовное сословие, и напротив миряне, как пассивная масса, не могут быть носителями правообразования, даже и обычного. Евангелическое церковное право должно было сделать из учения о всеобщем священстве иной вывод о субъекте обычного правообразования. Что касается затем канонического права, то равным образом все его определения, основанные на предположении существования в церкви особого сословия, наделенного чрезвычайными дарами благодати и специфическими полномочиями власти, не могли иметь применения к евангелической церковной жизни 821 . § 77. Символические книги или исповедания 822 Основные принципы нового вероучения реформаторы и их последователи формулировали в письменных документах и в сочинениях, которые получили значение символических в том смысле, что содержание их принято за символ веры , отличающий исповедников этой веры от членов других церквей и религиозных обществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

821 . Итак, праведно, теперь делает переход к главной, поучительной части беседы вития, чтобы мы с благоговейным вниманием остановились на пределе совершившегося ныне полувекового бытия сего учреждения, и, взирая на его прошедшее и настоящее оком радости, на его будущее оком надежды, наипаче возвели очи наши и благодарные сердца к Живущему на небесах, к Отцу, из Него же всяко отечество на небесех и на земли именуется ( Еф.3:14–15 ), к Царю, из Него же всякое царство на небесех и на земли именуется. Благословен еси, дающий в царе отца народу своему, и в царице – матерь сынам и дщерям людей своих! Боже сил, обратися убо, и призри с небесе, и виждь, и посети виноград сей ( Пс.79:15 ) и не престани посещать Твоим благословением и благодатью! Да всегда радуются сынове России о царе своем! ( Пс.149:2 ) Да всегда пребывают царь и царица России – отцом и матерью о чадех веселящимися! 822 Да подвизаются же и дщери России с своей стороны, чтобы оправдывать царские о них попечения и благие чаяния! И для сего возвратимся на краткое время, начинает самое наставление вития, к Соломонову изображению доблестной жены, и укажем некоторые черты, доступные общему подражанию. Вкуси, яко добро есть делати. ( Притч.31:18 ) То есть: не жаждет она забав. В труде и полезном занятии находит более вкуса, нежели другие в увеселениях и забавах. Не угасает светильник её всю нощь. ( Притч.31:18 ) Не предается она мрачному и долгому сну, и не освещает ночи тысячью светильников, которые не светят никакому полезному делу. У неё не угасает светильник, который светит её ночной работе, или её ночной молитве; наипаче же в душе её не угасает светильник веры, в ожидании грядущего в полунощи небесного Жениха. Сугуба одеяния сотвори мужу своему, от виссона же и порфиры себе одеяния. ( Притч.31:22 ). Не хочет она быть данницей иноплеменникам за мечтательное изящество и прихотливые новости в одежде, для неё та одежда лучше, в которой менее чужого труда. Уста своя отверзе внимательно и законно, и чин заповедая зыку своему ( Притч.31:25 ). Не полагает она достоинства в дерзости суждения, ни удовольствия в многоречии; не оскверняет языка её насмешка и злоречие, и не расстраивает её духа и вида необузданный смех, здравый ум и доброе сердце отверзают уста её для слова чистого и непорочного, и вскоре скромность запечатлевает их. Так живописуя, учит древний опытный царственный мудрец, заключает свою беседу наш вития. Не увеличим и не затрудним урока. Обратим только к нынешней жене и к нынешней деве сказанное в другом случае при виде доброго образца: иди и ты твори такожде. ( Лк.10:37 ) Аминь» 823 То же внушение вполне приличествует сделать и женам, и девам нынешнего времени, когда так называемый женский вопрос получил более широкое развитие, нежели какое имел в 1853 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Следовательно, жадность не является духовным грехом. Возражение 3 . Далее, грехом плоти является тот, посредством которого человеческое тело лишается порядка, согласно сказанному апостолом о том, что «блудник грешит против собственного тела» ( 1Кор. 6, 18 ). Но жадность тревожит человека телесно, в связи с чем Златоуст сравнивает жадного с тем, кто был одержим нечистым духом и испытывал телесное беспокойство 821 . Следовательно, жадность, похоже, не является духовным грехом. Этому противоречит следующее: Григорий среди прочих духовных пороков упоминает жадность 822 . Отвечаю: грехи по преимуществу связаны с расположениями, а пределами всех душевных расположений, или страстей, являются, по словам Философа, удовольствие и страдание 823 . Затем, одни удовольствия являются плотскими, а другие – духовными. Плотскими удовольствиями являются те, которые находят свое завершение в плотских чувствах, например удовольствие от еды или соития, в то время как духовными удовольствиями являются те, которые находят свое завершение в простом схватывании души. И точно так же грехами плоти являются те, которые находят свое завершение в чувственных удовольствиях, в то время как духовные грехи находят свое завершение в удовольствиях духа без удовольствий плоти. Но именно такой и является жадность, поскольку жадный наслаждается тем, что считает себя обладателем богатства. Следовательно, жадность является духовным грехом. Ответ на возражение 1 . В телесных объектах жадность ищет удовольствия не тела, а души, поскольку человек получает удовольствие от самого факта обладания богатством, и потому жадность не является плотским грехом. Впрочем, по причине своего объекта она представляет собою среднее между чисто духовными грехами, которые стремятся получать духовные удовольствия от духовных объектов (как гордость – от превосходства), и чисто плотскими грехами, которые стремятся получать чисто телесные удовольствия от телесных объектов. Ответ на возражение 2 . Движение получает свой вид от предела «куда», а не от предела «откуда».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

У первых 813 сущностей, пребывающих (непосредственно) за осуществляющим их Богоначалием, как бы в преддверии Его поставленных, превосходящих всякую невидимую и видимую возникшую силу, есть, надо полагать, своя по всему однородная иерархия. Чистыми их надо считать 814 не как свободных от несовместимых со священным скверн и гнусностей, никак невосприимчивых для связанных с материей мечтаний, но как беспримесно высших всякого снижения, и надо всем нижележащим священным по высочайшей чистоте всеми богообразнейшими силами превознесенных, и – как неизменно придерживающихся своего вечно и тождественно в неизменности боголюбия движущегося 815 чина, и в чем-либо умаления, ведущего к ухудшению, совершенно не знающих, но всегда имеющих чистейшую обитель своей богообразной особенности устойчивой и неподвижной. Созерцающими 816 также (их надо считать) не потому, что они – созерцатели 817 доступных чувствам или уму символов или восходят к божественному благодаря пестроте созерцаемого Священнописания, но потому, что они наполнены превышающим всякое невещественное знание светом и преисполнены, насколько (это) дозволено, сверхсущественным трисветлым созерцанием творящей прекрасное изначальной Красоты; и – как удостоенных приобщения Иисусу 818 точно так же не через посредство священно-созданных образов, зримо запечатлевающих (Его) теургическое подобие, 819 но как воистину приближающихся к Нему в первой причастности знанию Его теургических светов; и потому – что возможность богоподражания дарована им в высшей степени, и они приобщаются, насколько это для них возможно, в первозданной силе 820 достоинств Его теургии и человеколюбия. И совершенными, равным образом, – не как осиянных искусством понимания священной пестроты, но как первыми и преимущественно исполнившихся обожения сообразно превысочайшему доступному ангелам знанию богодеяний. Ибо не через другие святые существа, но самим Богоначалием первосвященствуемые, 821 непосредственно к Нему устремляясь все превосходящими силой и чином, в пречистом и совершенно незыблемом (положении) они утверждаются, и к созерцанию невещественного умопостигаемого благолепия в меру дозволенного привлекаются, и в художественные логосы богодеяний 822 как первые и около Бога находящиеся посвящаются, самим Совершенноначалием превысочайше священноначальствуемые. 823

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кошелев, смотритель маяка на мысе Жонкьер – 318, 822 Кошелев Федор Михайлович (р. 1851), крестьянин из ссыльных в Сиянцах, сожитель Елены Тертышной, героини «любовной истории» – 205, 538, 850 Красивый – см. Трофимов Н. Краснов Андрей Николаевич, проф. Харьковского университета, посетил Сахалин в 1892 г., автор известной Чехову статьи – 154, 241, 485, 489, 618, 777, 819, 836, 838, 841, 858, 870, 876, 893 Крашенинников Степан Петрович (1711–1755), академик, сподвижник Ломоносова, участник Камчатской экспедиции, автор известного Чехову описания Камчатки – 46, 383, 803, 889 «Крейсер», клипер (командир А. А. Остолопов) – 354, 732 Кржижевская Мария Антоновна, фельдшерица, акушерка в Тымовском лазарете, завед. метеорологической станцией в Рыковском до 1888 г. – 160, 321, 662, 848, 876 Криволапов, поселенец из Дубков, судимый за пристанодержательство – 210, 339, 570, 674 «Кронштадтский вестник», газета, основанная в 1861 г. – 179, 183, 210, 310, 316, 513, 517, 528, 809, 814, 819, 830, 851, 854, 870, 872, 875, 882, 890, 892 Крузенштерн Иван Федорович (Иоганн Антон) (1770–1846), адмирал, нач. первой русской кругосветной экспедиции 1803-06 гг., автор известного Чехову «Путешествия» – 41, 47, 49, 126, 173, 174, 175, 176, 192, 221, 222, 223, 286, 385, 508, 526, 555, 748, 783, 792, 803, 804, 840, 847, 854–856, 868, 888, 894 Кудзе Гэн (Кузе) (1850–1903), япон. консул в Корсаковском посту (селение Кусун-Котан); имеются письма к Чехову (ГБЛ) – 193, 224, 226, 227, 527, 528, 557–559, 755, 848, 854, 856, 857 Кудрин Павел (р. 1849), поселенец Малого Такоэ, в незак. браке с Соловьевой Прасковьей (р. 1849) – 264, 599 Кузнецов Максим Ильич, каторжный, бежал (вместе с Курочкиным, Литвиненко, Шленским, Плетневым, Дворцовой, Севериновым) на катере из Александровского поста; служил у горного инженера – 352, 730, 731 Кузнецова Акулина, ссыльнокаторжная Александровской тюрьмы, переведена в Тымовский округ к поселенцу Шарапову Алексею – 250 Кузовлев Н. Г., таганрогский таможенник, корабельный смотритель, умер в ссылке в Томске в 1890 г. – 27, 770, 771

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

Невельская Екатерина Ивановна (р. 1835), жена Невельского Г. И. – 48, 385, 804, 805, 891 Невельской Геннадий Иванович (1813–1876), исследователь Дальнего Востока, адмирал, начальник Амурской экспедиции 1849-55 гг., автор известных Чехову работ – 41, 46, 47–48, 108, 143, 168, 173, 177, 185, 222, 225, 375, 383, 385, 502, 507, 519, 783, 792, 801, 803, 804, 805, 839, 840, 841, 844, 856, 889, 891 Негелев Иоирд (р. 1837), крестьянин из ссыльных, содержатель «семейных бань» в Александровске – 106, 157, 327, 488, 822 «Неделя», ежедневн. лит. политич. газета. Петербург, 1866–1901, ред. изд. с 1874 г. П. А. Гайдебуров. с 1893 – В. П. Гайдебуров – 188, 757, 799, 827, 846 Некрасов Николай Алексеевич (1821–1878) – 35, 77, 134, 198, 532, 772, 829, 849 «Железная дорога» – 77 «Маша» – 128, 532, 849 «Размышление у парадного подъезда» – 35, 772 «Русские женщины» – 134, 829 Непомнящая Лукерья, «вавилонская блудница» – 74, 407, 810, 811 Непомнящая Наталья (р. 1864), поселка Александровского, бродяга – 70, 403, 810 Непомнящий Андрей (Заруба) (р. 1852), поселенец Рыковского – 402 Непомнящий Иван (р. 1845), поселенец Александровского, портной – 69, 401 Непомнящий Иван Петрович 35 лет (число лет входит в имя), поселенец Рыковского, женат на поселке Березниковой Марии – 69, 266, 402, 602, 862 Непомнящий Иван 20 л. (р. 1834), поселенец Рыковского, бродяга – 69 Непомнящий Мустафа (р. 1835), поселенец Андрее-Ивановского, бродяга – 69 Непомнящий Франц Осипович (р. 1843), поселенец Рыковского, бродяга – 69 Нерчинский старожил, псевдоним корреспондента «Московских ведомостей» – 353, 731–732, 884, 889 Нессельроде Карл Васильевич (1780–1862), граф, министр иностранных дел (1816–1856) – 383, 804 «Нива», еженедельн. петерб. иллюстрированный литерат. и политич. журнал, изд. А. Ф. Маркса (1870–1918) – 645, 782 Никитин, лавочник в Александровске – 90, 340, 468, 818, 834, 882 Никитин И. А., ученик Иркутского технического училища, один из спутников Чехова в сибирском путешествии – 28, 29, 31, 34, 751 Николаев, майор («легендарный майор»), начальник Дуйского поста, первый начальник Сахалина в 1860-е гг. – 178, 179, 316–317, 321, 322, 512, 513, 525, 654, 655, 656–657, 664, 828, 842

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

Сила довода остается все в том же укоре гордившемуся своей богоизбранностью народу, – что даже язычники оказываются лучше их, они (евреи) позорят имя Иеговы. Против этого толкования восстает Кейль. По его мнению, считать ст. 11 содержащим лишь промежуточную мысль, а обоснование ст. 10b видеть собственно в ст. 12 значит «ошибаться против структуры предложений (versmossen gegen die Structur der Satze)» и вводить после еще союз «хотя» или «между тем как» 818 . Но это нам кажется уже придиркой. Запутать можно всегда даже и самую ясную связь мыслей. § 44. . Установивши логическое отношение ст. 11 к ст. 10 и 12, рассмотрим собственное содержание и смысл начальных его слов: . Выражение 819 не представляет никаких затруднений для перевода. Все и древние и новые переводчики и комментаторы согласны, что его следует передавать «от востока солнца и до запада его» 820 . Выражение это равносильно выражению «по всей земле» (ср. Пс.49:1: 112:3 ; Ис.45:6; 59:19 ). Любопытно, что такое простое и с очевидным смыслом выражение подало однако повод еврейским толкователям без надобности пускаться в невероятно-глубокомысленные соображения. Так Кимхи решает вопрос, – почему для обозначения всей вселенной не прибавлено еще «от севера до юга», – и находит, что это сделано пророком в виду необитаемости земли у полюсов 821 . Абарбанель объясняет выражение » – «per causam ortus soils...»; в восходе и заходе солнца он видит причину богопочтения 822 . С подобными объяснениями, разумеется, не стоит серьезно считаться. Большие разногласия возникают из-за перевода слова и из-за связанного с этим переводом понимания всего места, равно как и остальной части стиха. Уже в древнейших переводах открывается большая разница; LXX перевели прошедшим временем – «прославлено (δεδξασται) имя Мое», вульгата настоящим «велико (magnum est)», также – таргум; но в сирском – «будет велико» и в арабском «прославится.» В новых переводах – та же самая разница: славянский, вслед за LXX, – «прославися», Лютеров – «soll herrlich werden», русский – «велико будет», ван Тиль – тоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

1866 г. февр. 2-го. Во вторник получена бумага от Обер-Прокурора, в которой он требует мнение академии, какие улучшения нужно ввести в нее. Катков отчего-то разразился статьей в пользу проекта Филар. и Михаила 821 . Митрополит Петер хотел взять себе в инспекторы инспектора Казанской семинарии Владимира 822 , и на его докладной о сем записке Обер-Прокурор написал: устраняется. Янышев раскаивается в своей речи: «на Моисеевом седалище и пр.». Теперь говорят, что лучше со старыми недостатками воспитания сохранить старое доброе, нежели подвергать себя новым экспериментам, которых польза неизвестна. Местные проекты семинарий по преобразованию почти совсем не принимались во внимание. Сделано из них извлечение весьма недостаточное, и по нему только знакомились с трудами многих. Катков написал статью, в которой советует отложить дело преобразования семинарии, пока оно не созреет. Видно не доволен проектом. В последнем «Москвы» Аксаков дал хороший урок земству, что оно, не занимаясь делом, хочет только рисоваться и ходить на ходулях. Ищут шума, трескотни, а невидного, но полезного не хотят делать. 1866 г. февр. 4-го. В Московском университете молодая партия наставников красных вытесняет стариков консерваторов, особенно из духовного звания. Лешков 823 и Меньшиков забаллотированы. Опасаясь той же участи, Кры- —553— лов не стал баллотироваться, отказался от профессорства и теперь служит по найму, пока не приготовится ему преемник в лице Б Трубецкого, которому нужно еще за границей побывать. Сам Баршев 824 был бы забаллотирован, если бы не чувствовалась нужда видеть его ректором по неимению кем заменить. Тому только и обязан он избранием своим на продолжение должности профессора. Соловьев 825 , приглашенный участвовать в обеде, даваемом ему, отвечал, что почитает неприличным давать обед человеку, от которого зависит представление к наградам. Соловьев получил только 9 голосов на ректорство, хотя и проректор. Всего в совете 42 голоса. Студенты довольны обращением молодой партии с ними, хотя не могут не признать, что старики знают свое дело.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010