105 Грозно рек морю Чермному. Персонифицированное воспроизведение перехода евреев через Чермное (Красное) море. 105 спас... избавил. Господь Спаситель Своего народа. Употребленные здесь древнееврейские глаголы в ВЗ, как правило, имеют значение спасения от угрозы, исходящей от вооруженного противника. 105 скоро забыли дела Его. Народ недолго хранил благодарность Господу-Избавителю. Подобно тому как память бывает связана с послушанием (см. ком. к Пс. 104,5 ), скорое забвение сопряжено с греховной непокорностью. 105 Дафана... Авирона. См. Чис., гл. 16. 105 Сделали тельца. См. Исх., гл. 32. 105 променяли славу свою. Т.е. заменили Бога золотым истуканом и поклонялись ему как богу. 105 дивное в земле Хамовой. «Земля Хамова» одно из наименований Египта, встречающееся также в Пс. 104,23 . Под «дивным» подразумеваются, прежде всего, десять казней египетских. 105 Моисей... стал пред Ним в расселине. См. Исх. 32,11–14 . Моисей предстал перед Богом за весь свой народ и тем самым спас его от Господнего гнева. В определенном смысле этот его поступок прообразует великое служение Иисуса Христа, принявшего смерть во имя спасения Своего народа. 105 презрели они землю желанную. Т.е. землю ханаанскую, которую Бог сделал наследием Израиля. Израильтяне же усомнились в Его власти утвердить их в Ханаане (Чис, гл. 13; 14). 105 поднял Он руку Свою. Этот жест, которым по обычаю сопровождалась клятва, свидетельствует о решимости Господа обрушить кару на головы сынов Израиля. 105 к Ваалфегору. Ваал был божеством народов восточного Средиземноморья в те времена, когда Израиль вступил в их пределы. В разных местностях это божество могло принимать несколько отличающиеся одно от другого обличия и, соответственно, имена. жертвы бездушным. Иначе: «жертвы мертвым». Возможно, имеются в виду погребальные обряды хананеев, носившие черты разнузданных оргий. Эпизод, связанный с поклонением евреев Ваалфегору, описан в Чис, гл. 25. 105 вменено ему в праведность в роды и роды. Когда Израиль начал склоняться к язычеству, Финеес сделал все, чтобы остановить народ и вернуть его а пути Господа. За этот праведный поступок Господь вступил в завет с ним и с его родом, навеки вручив ему священническое достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

24 не искоренишь потомства моего. См. 20,14.15. Глава 25 25 И умер Самуил. Смерть Самуила знаменует собой конец целой эпохи в истории Израиля. все Израильтяне, и плакали по нем. Эти слова подчеркивают то значение, какое имело для Израиля служение Самуила. Ср. оплакивание Иакова ( Быт. 50,3.10 ), Аарона ( Чис. 20,29 ) и Моисея ( Втор. 34,8 ). в Раме. См. ком. к 1,1; 9,6. 25 в Маоне. См. ком. к 23,24. на Кармиле. В этой местности Саул в свое время воздвиг себе памятник (см. ком. к 15,12). 25 Навал. Авигея утверждает, что это имя означает «безумный» (ст. 25). Однако представляется маловероятным, чтобы родители назвали так ребенка. Вероятнее всего, имя этого человека звучало несколько иначе, Авигея же, желая унизить мужа, намеренно исказила его так, чтобы сделать похожим на слово «безумный». Авигея. Имя Авигея в переводе означает «отец мой ликует». из рода Халева. См. Нав. 14,13;15,13 . 25 сыну твоему Давиду. Ср. обращение Давида к Саулу «Отец мой» в 24,12. 25 но он обошелся... грубо. Букв.: «пронзительно кричал» или «бросался». Оскорбив посланных Давидом слуг, Навал тем самым продемонстрировал свою нечестивость. Этот же оборот встречается в словах Самуила (15,19), укоряющего Саула за то, что он «бросился» на имущество амаликитян (ср. 14,32). 25 они были для нас оградою. Люди Давида не только не наносили ущерба имуществу Навала (ст. 7), но и охраняли принадлежавшие ему стада и пастухов (ст. 21). 25 А мужу своему Навалу ничего не сказала. В свете неблагодарных и недальновидных поступков Навала не вызывает удивления тот факт, что Авигея не известила мужа о своем намерении встретиться с Давидом (ст. 17). См. сходный поступок Ионафана (14,1). Проявив исключительную проницательность, Авигея признает в Давиде избранника Господнего (см. ст. 28 и ком.). Ее решение пойти против воли мужа подпадает под сказанное в Деян. 5,29 о том, что «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». 25 пала пред Давидом на лице свое. Авигея склоняется перед Давидом так же, как он сам прежде склонялся пред Саулом (24,9).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ковчег завета, или откровения, являлся самым священным предметом в религии Израиля и только он мог находиться в Святом святых. Сделанный из дерева ситтим и обложенный внутри и снаружи чистым золотом, этот сундук имел 113 см в длину и 68 см в ширину и высоту ( Исх.25:10–22; 37:1–9 ). Так как на нем были золотые кольца и шесты с каждой стороны, священники без труда могли переносить его с места на место. Крышка этого ковчега в еврейском тексте обозначена термином («каппорет»), что можно перевести как «престол милости» (во многих английских переводах этот термин передается словосочетанием mercy seat) или «место искупления». В Септуагинте же крышка ковчега названа λαστριον, что означает очистилище ( Евр.9:5 ); указанная терминология связана с тем, что первосвященник кропил крышку кровью жертвы в День Очищения ( Лев.16:14 ). Два золотых херувима на ней располагались один против другого, лицом друг к другу, осеняя своими крыльями центр крышки ковчега. Они знаменовали собой престол Господень, с которого Он незримо повелевал Своим народом (потому Господь в Писании нередко называется сидящим на Херувимах – 1Цар.4:4 ; 1Пар.13:6 ; Ис.37:16 ). Когда отправлялись в путь, ковчег поднимали со словами: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливались, говорили: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым! ( Чис.10:35–36 ). Крышка вместе с херувимами была сделана из цельного куска золота. Вся композиция «места умилостивления» предполагала присутствие Божие. В отличие от языческих священных атрибутов здесь никакой наглядный предмет не символизировал Самого Бога Израиля. Десятисловие строго запрещало всякое изваяние или изображение Бога. Тем не менее этот «престол милости» был местом, где происходила встреча Бога с человеком ( Исх.30:6 ) и где Бог говорил с человеком ( Исх.25:22 ; Чис. 7:89 ). В самом ковчеге находились скрижали с Десятисловием ( Исх.25:21; 31:18 ; Втор.10:3–5 ), а перед ковчегом Господь повелел положить сосуд с манной ( Исх.16:32–34 ) и расцветший жезл Аарона ( Чис.17:10 ) 45 . Перед входом Израиля в Ханаан одесную ковчега завета была положена книга закона ( Втор.31:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Галаад. В данном случае имеется в виду вся земля к востоку от Иордана. 22 в окрестности Иордана. Возможно, в Галгал, как сказано в Септуагинте. жертвенник большой по виду. Эти слова согласуются с назначением жертвенника служить напоминанием последующим поколениям (ст. 27). 22 все общество сынов Израилевых. См. ком. к 18,1. идти... войною. Такая реакция израильтян может быть объяснена предписанием не иметь другого жертвенника, как и не поклоняться иному богу ( Лев. 17,8.9 ). Иудейский закон требовал наказания за отступничество ( Втор. 13,12–18 ). 22 Финееса. Делегацию «из десяти начальников», отправившихся в землю Галаадскую, возглавил Финеес, ранее прославившийся тем, что отвратил ярость Господа от сынов Израилевых (ст. 17; Чис. 25,7.8 ). 22 говорит все общество. О единстве Израиля говорится на протяжении всей Книги Иисуса Навина. Географические границы и социальные различия стираются верой в единого Бога: под сенью обетовании Божиих весь Израиль является одним народом (см. ком. к 13,8–33). Разрушить это единство может лишь отступничество о Бога. соорудив себе жертвенник и восстав. Основываясь на законе ( Лев. 17,8.9 ; Втор., гл. 12), израильтяне осудили своих собратьев, построивших жертвенник «подле Иордана». Выдвинутое здесь обвинение поспешно: закон предписывал проводить тщательное расследование, прежде чем кого-либо подвергать осуждению ( Втор. 13,12–14 ). 22 беззакония Фегорова. Речь идет о беззакониях «впавших в идолопоклонство и распутство» израильтян, учиненных ими накануне вступления в землю обетованную (2,1 и ком.; Чис, гл. 25). не очистились. Здесь имеется в виду нечто большее, чем ритуальное очищение: израильтяне все еще не избавились от тех пагубных наклонностей, которые стали причиной их «поражения на Фегоре» ( Чис. 25,18 ). 22 прогневается. См. ком. к 7,1. 22 если же земля вашего владения кажется вам нечистою. Т.е. если земля к востоку от Иордана не освящена присутствием Бога. В Книге Иисуса Навина неоднократно подчеркивается, что земля обетованная является даром Божиим всему Израилю (см. ком. к 13,8–33).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

30:15–17. Пасхальные ритуалы. Пасхальный ритуал Езекии отличался от общепринятого двумя моментами. Во-первых, эта Пасха праздновалась в другое время (см. примечание ко 2Пар. 30:2,3 ), а во-вторых, израильтяне были освобождены от исполнения некоторых ритуальных предписаний. Поскольку некоторые из собравшихся не очистились, левиты сами совершили заклание пасхальных агнцев, что обычно делали главы семейств ( Чис. 9:6 ). Однако в ряде случаев мясо пасхального агнца разрешалось есть и тем, кто не очистился. 30:21. Праздник опресноков. Праздник опресноков был установлен в воспоминание об избавлении евреев из Египта (см. коммент. к Исх. 12:14–20 ). Это был один из трех главных религиозных праздников, и он обычно справлялся в четырнадцатый день первого месяца года. В течение семи дней ели опресноки и не работали. Жертвы приносились в первый и в последний дни месяца ( Чис. 28:16–25 ; Втор. 16:1–8 ). 30:23,24. Езекия выставляет животных для общей трапезы. По-видимому, Езекия выставил собранию часть мяса, предназначенного для общей трапезы во время религиозного праздника. Эти цифры большие, но вполне согласуются с другими, приводимыми в древней ближневосточной литературе. Когда царь Ашшурнасирпал II дал пир в честь освящения своего дворца в Калахе, он предоставил 5 тыс. овец, 1 тыс. агнцев и крупного рогатого скота, 500 оленей, 500 газелей, 34 тыс. птицы и 10 тыс. рыб (879 г. до н. э.). 31:1. Высоты и жертвенники. См. коммент. к 4Цар. 17:9 . 31:2. Обязанности левитов. Езекия подтвердил обязанности и порядок служения левитов, установленные Соломоном. Таким образом, священники совершали жертвоприношения, а левиты были заняты в богослужении (см. также коммент. ко 2Пар. 29:15 ). 31:3. Вклад царя на содержание храма. В данном стихе говорится не о предоставлении провизии на праздничную трапезу, но о регулярном обеспечении жертвоприношения и богослужения в храме. Езекия следовал установлениям Соломона, который постоянно поставлял в храм необходимое число животных для всесожжения – для поддержания богослужения в храме ( 2Пар. 2:4 ). Обеспечение жертвоприношений описывается в Чис. 28, 29 . В древности на Ближнем Востоке царь (представляя весь народ) был главным почитателем национального божества. Поэтому главная роль дворца в обеспечении храма всем необходимым для совершения жертвоприношений представляется вполне закономерной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

26:55. Разделение земли по жребию. При распределении земли по жребию решение отдается на Божий суд. Этот метод использовался в месопотамском городе-государстве Мари, когда царь раздавал поместья вассалам и ветеранам войны. 27:1–11 Эпизод с дочерями Салпаадовыми 27:1–11. Наследственные права дочерей. Если владелец умирал, не оставив наследников, земля обычно выкупалась его родственником-мужчиной (о левиратных обязательствах см. коммент. к Втор. 25:5–10 ; о юбилейном годе см. коммент. к Лев. 25:8–55 ; о правах родственников см.: Лев. 25:25–28 ). Для решения вопроса о праве дочерей на наследство в данном случае требуется оракул и помощь свыше, так как эта проблема не могла быть решена в рамках наличного законодательства. Закон левирата ( Втор. 25:5–10 ) здесь, по-видимому, не применим, поскольку никакие наследники-мужчины (сыновья или братья отца) не упоминаются. Поэтому в данной ситуации принимается закон, наделяющий дочерей правом наследования в отсутствие наследников мужского пола и устанавливающий порядок наследования. Несколько подобных примеров зафиксировано в месопотамских правовых документах (в шумерском статуте Гудеа (2150 г. до н.э.); в законах Алалаха [XVI11 в. до н. э.], Нузи и Эмара). Однако закон, изложенный в Чис. 27 , впоследствии пришлось изменить, так как возникла проблема возможной утраты родовой земли в случае брака дочери с представителем другого колена. Поэтому в Чис. 36:6–9 добавлено условие, обязывающее наследницу земли выходить замуж только за представителя своего колена. 27:12–23 Назначение Иисуса Навина 27:12. Гора Аварим. Эта горная гряда простирается восточнее устья Иордана у северной оконечности Мертвого моря (см.: Втор. 32:49 ). Она образует северо-западную окраину Моавитского плато. Одной из вершин этой гряды является гора Нево (2740 футов), с которой Моисей взирал на обетованную землю. 27:14. География. Напоминание о прегрешении Моисея и Аарона при водах Меривы основано на версии, представленной в Чис. 20:1–3 . Это позволяет предположить, что указанные события происходили близ оазиса Кадес-Варни (возможно, Айн эль-Кудейрат в вади эль-Айн), крупнейшем оазисе на севере Синайского полуострова. Пустыня Син – засушливый регион в Негеве, на юге Ханаана, простирающийся до Синая.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

16 узнаете вы, что Господь вывел вас. Моисей, обращаясь к народу, последовательно проводит мысль: израильтяне должны узнать своего Господа (см. ст. 7, 8). Эта мысль исходит от Самого Бога: «и узнаете, что Я Господь, Бог ваш» (см. 6,7; 7,17 и далее). 16 славу. Это слово обычно относится к явлению Богом Своего присутствия. Здесь же имеется в виду манна, которую Господь даст в пищу израильтянам. 16 и узнаете. Бог утвердит Свое право на избранный народ, а Израиль познает Его силу и заботу. 16 перепелы. В Чис. 11 описывается, как эти птицы были принесены сильным восточным ветром. 16 мелкое, как иней. См. ком. к 16,31. Псалмопевец Асаф называет манну «ангельским хлебом» ( Пс. 77,25 ), потому что она была послана с неба. 16 по гомору на человека. Около двух литров. Однако созвучное арабское слово означает «полная чаша»; возможно, слово «гомор» употребляется здесь именно в этом значении. 16 святая суббота. Древнееврейское слово, используемое здесь, соответствует возвышенному стилю речи и обычно употребляется по отношению к Новому году или священным праздникам. Суббота соблюдалась Израилем и до его прихода к горе Синай. Данное же в Десяти Заповедях предписание хранить субботу было окончательным утверждением этого обряда, а не началом его соблюдения. 16 манна. «Ман ху?» «Что это?» Евреи, никогда прежде не видевшие ничего подобного, задавали этот вопрос. Отсюда и название: «манна». кориандровое семя. Небольшое семя шаровидной формы с приятным запахом, по вкусу напоминающее медовую лепешку. 16 сосуд. Манна была помещена в посуду, которая в Евр. 9,4 названа «золотым сосудом». 16 сорок лет. Манна посылалась до тех пор, пока израильтяне не вошли в Ханаан ( Нав. 5,10–12 ). Здесь в их распоряжении оказались поля, виноградники и колодцы с водой ( Чис. 21,22 ). Глава 17 17 в Рефидиме. До этого были стоянки в Дофке и в Алуше ( Чис. 33,12–14 ). Принято считать, что Рефидим это современный Вади-Рифайяд (12 км южнее горы Джебель Муса). Это была последняя стоянка израильтян на пути к горе Синай.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

б) Как опасно огорчить и прогневить Господа, который есть Бог, ревнитель и огнь поядающий, слушатели могут видеть из того, что сам Моисей из-за них навлек на себя гнев Божий и лишен счастья войти в ту добрую землю (см. Чис.20:10–12 ), в которую они войдут и овладеют ею. Из этого примера они должны научиться, – и Моисей теперь с клятвою подверждает то, – что в случае их уклонения от Господа в идолопоклонство они непременно потеряют эту землю и сами погибнут; потому что Господь рассеет их между народами в качестве пленников (ст. 21–28). Но Господь вместе с тем – благ и милосерд; посему, в случае раскаяния их и обращения к Богу, Он не погубить их и не забудет завета, заключенного с отцами их, а они «в последние дни» в скорби своей найдут Его опять, своего Избавителя и Господа (ст. 29–31). Для укрепления этой веры и надежды на милость Божию Моисей приглашает своих слушателей обратить внимание на неслыханное и невиданное от сотворения человека на земле и во всех краях земли такое дело милосердия Господа, какое Он показал народу Еврейскому, выведши его великими знамениями и чудесами из среды друг народа из Египта, явившись ему на Синае и давши слышать ему глас Свой. И теперь, ради любви Своей к праотцам Еврейского народа и ради особенного избрания его, Господь ведет народ Свой в Ханаан, чтобы прогнать народы многочисленнейшие и сильнейшие его и дать землю их в удел Своему народу (ст. 32–38). Из всего вышеизложенного слушатели должны убедиться, что Иегова есть единый Бог и нет кроме Его и что они должны хранить заповеди Его, чтобы благо было им и сынам их на земле обетованной (ст. 39 и 40). ________________________ 1. Что за божество быль Ваал-Фегор, и какая казнь была от Господа за служение Евреев этому божеству? – Ваал-Фегор (от – господин, бог и – растление: бог блуда, растления) есть имя божества Моавитского и Мадианитского, служение и праздники которому отличались разгульными пиршествами и развратом жен и девиц в честь этого бога. По совету Валаама, данному царю Валаку ( Чис.31:16 и Ап.2:14), Моавитянки и Мадианитянки приглашали Евреев на празднество в честь этого Бога, и многие Евреи увлеклись развратным идолослужением в честь Ваал-Фегора, ели идоложертвенное и любодействовали. За это Господь поразил виновных язвою, от которой погибло 23.000 мужей ( 1Кор.10:8 ), и кроме того казнено было, по повелению Моисея, 1000 мужей (см. Чис.25:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

дерева ситтим. Ситтим (акация) крепкое и прочное дерево, пригодное для резных работ и покрытий. 25 ароматы. Ароматы представляли собой смесь из трех компонентов (30,34), к которым добавлялись чистый ладан и соль для получения особого состава, используемого для курений. 25 камень оникс. Камни вставлялись в нарамники ефода (28,9–12; 39,6,7) и были пригодны для резьбы, подобно сердолику или ляпис-лазури. 25 святилище. Букв.: «святое». Это слово имеет более широкое значение, чем скиния, и в общем смысле относится к любому месту, связанному с богоявлением (15,17; Нав.24,26 ; Иез. 11,16 ). 25 скинии. Это слово означает «обитель», предназначение которой быть передвижным храмом Бога. образец. Образец, показанный Моисею, представлял собой модель или план построения скинии «рукотворного святилища», построенного «по образу истинного устроения» ( Евр. 9,24 ). Ср. план храма, открытый Давиду ( 1Пар. 28,19 ); см. Иез. 43,10.11 . 25 ковчег. В ковчеге помещались Десять Заповедей, сосуд с манной и жезл Аарона (16,33; 25,16; Чис. 17,10 ; Втор. 10,1–5 ; Евр. 9,4 ). Крышка ковчега рассматривается как подножие или, возможно, как престол Господа. два локтя. Мера длины, равная расстоянию от конца среднего пальца до локтя (сустава) приблизительно 44 см. 25 сделай... шесты. Шесты предназначались для переноса ковчега, к которому нельзя было прикасаться руками. 25 откровение. Это каменные скрижали с записанным на них Десятисловием. 25 крышку. Букв.: «крышку искупления». Крышка ковчега, или «крышка искупления» также называлась «престолом милости». Крышка ковчега иногда упоминается в Писании отдельно от самого ковчега, как место, где Бог был умилостивлен. В связи с ритуалом искупления, крышка завета сама называлась «умилостивительной» ( Рим. 3,25 ; Евр. 9,5 : греческое слово «хиластерион» имеет в Писании два основных значения: «средство, с помощью которого грехи прощены» и «место, на котором грехи прощены»). Искупление русский перевод древнееврейского слова, корень которого означает «стирать» или «покрывать» вину за грех в глазах Божиих, с тем чтобы верующие могли соединиться с Богом. Это действие умилостивления было определено Самим Богом и достигалось посредством кровавой жертвы. Кровь, которая свидетельствует о смерти жертвы, указывает на то, какой ценой обретено прощение. Однако необходимо понимать, что кровь обеспечивала прощение грех только потому, что Бог Сам назначил эту жертву ( Лев. 17,11 ). В Послании к Римлянам апостол Павел провозглашает (3,25), что Иисус сделался умилостивлением за наши грехи (то же в 1Ин. 2,2 ). Символизм дня искупления стал реальностью через жертву Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

22:4–7. Мадианитяне. Народ, населявший южные области Трансиордании. Согласно библейскому описанию, мадианитяне вели свое происхождение от Авраама и Хеттуры ( Быт. 25:1–6 ) и занимались караванной торговлей ( Быт. 37:25–36 ). Убежав из Египта, Моисей породнился с мадиамским кланом Иофора (см. коммент. к Исх. 2:15 ), но мадианитяне не присоединились к израильтянам при завоевании Ханаана. В рассказе о Валааме старейшины мадиамские сотрудничают с моавитянами и принимают участие в уговорах, чтобы пророк проклял Израиль. 22:4–20. Валаам в Дейр-Алла. В 1967 г. голландская археологическая экспедиция во главе с X. Ж. Франкеном обнаружила в селении Дейр-Алла несколько фрагментов надписи, выполненной на штукатурке. Надпись сделана на арамейском языке и датируется примерно 850 г. до н. э. В ней упоминается Валаам, сын Веора, т. е. тот самый человек, что описан в Чис. 22–24 как «провидец». Несмотря на то что текст очень неполон, изобилует пропусками и нечитаемыми словами, из него явствует, что Валаам был пророком, который получил ночью откровение, и это откровение оказалось не таким, каким его хотели услышать. Неизвестно, связан ли этот текст с событиями, описанными в Библии, но он подтверждает тот факт, что в IX в. до н. э. имело хождение небиблейское предание о пророке по имени Валаам. Возможно, слава Валаама была так велика, что он считался величайшим пророком на протяжении столетий, и, следовательно, вполне может быть отнесен к древнейшим еврейским сказаниям о завоевании Ханаана. 22:5. Пефор. Это место отождествляют с расположенным в 12 милях от Кархемиша селением Питру (Pitru) на реке Саюр, притоке Верхнего Евфрата, в северной Сирии. Поскольку в Чис. 23 (в оригинале) сказано, что Валаам был приведен из Арама, такая идентификация представляется убедительной. Однако расстояние, которое предположительно преодолел Валаам (около 400 миль), заставляет некоторых исследователей искать для Пефора место, расположенное ближе к Моаву. 22:6. Пророческий статус Валаама. В Нав. 13:22 Валаам назван «прорицателем», тогда как в Чис. 22:6 он охарактеризован как человек, чьи проклятия и благословения сбываются.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010