На это утверждение легко ответить, взглянув на географическую карту. Фаран и Сеир находятся в регионе Египта, на Синайском полуострове (ср. Быт. 14:6 ; Чис. 10:12; 13:1–4 ; Вт. 1:1), а не в Палестине, где совершалось служение Иисуса. Фаран расположен в доброй тысяче километров от Мекки, на северо-востоке Синая. И главное, в этом стихе говорится о пришествии «Господа», а не Мухаммеда. Причём Господь пришёл «со тьмами святых» (курсив Н. Г.), а не с 10 000 воинов, как Мухаммед. Это пророчество охарактеризовано как «благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею» (Вт. 33:1). Если бы это было предсказание о нашествии мусульман, давних врагов Израиля, вряд ли его можно было бы счесть благословением для Израиля. Фактически же, далее в этой главе провозглашается благословение каждому из колен Израилевых от Бога, Который «прогонит врагов от лица твоего» (Вт. 33:27). Второзаконие 34:10. Во Вт. 34:10 указано, что «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей». По мнению мусульман, это доказывает, что предречённый Пророк не мог быть израильтянином, а был не кем иным, как Мухаммедом. Однако «более» здесь подразумевает период от смерти Моисея до момента, когда была написана последняя глава – вероятно, Иисусом Навином. И даже если Книга Второзакония, как полагают некоторые критики, была написана гораздо позже, она появилась за много столетий до Христа и не могла бы включать Его в это сравнение. Как отмечалось выше, Иисус стал совершенным исполнением указанного предначертания о грядущем Пророке. Одна из причин, почему здесь не могла бы идти речь о Мухаммеде, состоит в том, что грядущий Пророк подобен Моисею «по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать» (Вт. 34:11). Мухаммед, по его собственному признанию, не совершал знамений и чудес, в отличие от Моисея и Иисуса (Коран, суры 2:112/118; 3:179/183). И наконец, грядущего Пророка, подобно Моисею, Господь знает «лицом к лицу» (Вт. 34:10). Мухаммед же указывал, что своё откровение получил через ангела (см. Коран, суры 25:34/32; 17:106/105). Иисус, как и Моисей, был прямым представителем Бога ( 1Тим. 2:5 ; Евр. 9:15 ), общавшимся непосредственно с Богом (ср. Ин. 1:18; 12:49; 17 ). Таким образом, это пророчество не может относиться к Мухаммеду, как заявляют многие мусульмане.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Родоначальник двенадцати колен Израилевых, Иаков, получает свое новое имя — Израиль — вместе с благословением, силой добытым им у Ангела Господня. Это произошло, когда Иаков возвращался на родину после двадцатилетнего отсутствия. На подходе к земле ханаанской, переправив через реку свое многочисленное семейство, он уединился, чтобы уразуметь волю Божию. «И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал ему: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал ему: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи мне имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? оно чудно. И благословил его там» ( Быт.32:24–29 ). (На горе Хорив Господь открывает Моисею Свое Имя — Сущий (Иегова), — см. Исх.3:13–16, 6:2–3 .) Симон, сын Ионин, получает от Господа имя Петр (камень, скала) как знак своего предназначения: «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…» ( Мф.16:18 , ср. Ин.1:42 ). Родовое имя, передающееся от отца к сыну, ограждало человека от забвения, т.е. от полного небытия. После смерти своего отца Салпаада, не оставившего сыновей, дочери его просят Моисея: «…за что исчезать имени отца нашего из племени его, потому что нет у него сына? дай нам удел среди братьев отца нашего» ( Чис.27:4 ). Содействовал сохранению имени и Закон: вдове, оставшейся бездетной, предписывалось выйти замуж за своего деверя, с тем чтобы «первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтобы имя его не изгладилось в Израиле» ( Втор.25:6 ). Сын царя Давида Авессалом «еще при жизни своей взял и поставил себе памятник в царской долине; ибо сказал он: нет у меня сына, чтобы сохранилась память имени моего. И назвал памятник своим именем. И называется он «памятник Авессалома» до сего дня» ( 2Цар.18:18 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

48:32. Иазер и Севам. См. коммент. к Чис. 21об Иазере. Местоположение Севама точно не установлено, хотя предполагают, что это могли быть Khirbet Qarn el-Qibsh или Bet Baal Meon. Вероятно, он находился в области, контролируемой Есевоном, и славился своими виноградниками (см. Ис. 16:8–13 ). 48:34. Города Моава. О Есевоне см. коммент. к Чис. 21:25–28 . О Яаце см. коммент. к Чис. 21:23 . Об Оронаиме см. коммент. к Иер. 48:3 . Елеала находится в полутора милях к северо-востоку от Tell Hesban близ Khirbet el- " Al. Местоположение Еглы не установлено (см.: Ис. 15:5 ). Сигор (возможно, Safi на южном берегу реки Заред) находился на крайнем юге, у Мертвого моря. Воды Нимрима обычно отождествляют с вади en-Numeirah – потоком, впадающим в южную часть Мертвого моря. 48:37. Траурные ритуалы. Описанные здесь ритуалы совершались в дни скорби на Ближнем Востоке в древности. См. коммент. к Лев. 10:6,7 ; Ис. 15:2,3 ; 32и Иер. 41:5 , где обсуждаются эти ритуалы и одежда, которую положено носить во время траура. 48:41. Кериоф. В оригинале упоминается Кериоф, моавитский город, название которого встречается в надписи Меши и в пророчестве Амоса (2:2). Его точное местоположение не установлено, хотя среди предполагаемых мест называются такие пункты, как el-Qereiyat и Khirbet Aleiyan, оба на Моавитском плато. 48:45. Есевон и Сигон. О Есевоне см. коммент. к Чис. 21:25–28 , о Сигоне см. коммент. к Чис. 21:24–30 . Поскольку Сигон был аморрейским царем в регионе Моава, а его столица была в Есевоне, речь здесь может идти о территории, которая была некогда подвластна ему. 49:1–6 Пророчество об Аммоне 49:1. Обстановка в Аммоне в конце VII в. до н. э. Несмотря на то что Аммон, по всей вероятности, был завоеван вавилонянами, сведений об уводе его населения в плен нет (ст. 3). Надписи из Tell el- " Umeiri и Есевона показывают, что на аммонитском языке еще говорили в персидскую эпоху. Преемственность архитектуры, отсутствие слоев со следами значительных разрушений, а также сохранность административных сооружений указывают на непрерывность заселения этого региона. О том же свидетельствует керамика железного века II, производство которой не прекратилось даже в персидскую эпоху.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

46 Всесожжение, которое князь принесет Господу. Указания относительно этого жертвоприношения отличаются от предписаний на субботу в Чис. 28,9 , когда не было требования приносить в жертву тельца, а жертвовались только два агнца. 46 хлебного приношения ефа на овна. См. ком. к 45,10.11. Согласно Чис. 28,9 , хлебное приношение в субботу должно составлять две десятых ефы. Здесь Иезекииль еще раз действует подобно Моисею и дает ритуальное законодательство на будущую жизнь народа (см. ком. к 43,10 и 45,18–25). 46 В день новомесячия будут приносимы... телец... шесть агнцев и овен. Новомесячие это первый день месяца. Предписания Иезекииля опять-таки отличаются от более раннего законодательства ( Чис. 28,11 ), согласно которому надо было принести в жертву всесожжения двух тельцов, одного овна и семь агнцев. 46 Хлебного приношения он принесет. Ср. Чис. 28,12 . 46 вошедший северными воротами... должен выходить воротами южными. По видению Иезекииля, в идеально устроенном Израиле полагалось множество богослужений в храме, и было необходимо при больших скоплениях народа соблюдать порядок. 46 Каждый день приноси Господу во всесожжение однолетнего агнца. Предшествующие установления относились к жертвоприношениям в праздничные дни ветхозаветного литургического календаря. Кроме того, всесожжение Богу совершалось и каждый день (ст. 13–15). каждое утро приноси его. Эти предписания относительно ежедневных приношений также отличаются от прежней практики ( Чис. 28,3–8 ; 1Пар. 16,40 ; 2Пар. 13,11; 31,3 ). 46 хлебного приношения прилагай... шестую часть ефы. Ср. Чис. 28,4.5 . 46:16–18 Избавив Израиль от рабства в Египте и Вавилоне, Бог не только вывел Свой народ из плена, но и даровал ему собственную землю в вечное владение. Эта дарованная земля не подлежала отчуждению ( Лев. 25,14–17.23.24; 3 Цар., гл. 21): это символизировало вечность дарованного Богом искупления и наследования ( 1Пет. 1,4 ). 46 это владение их должно быть наследственным. Иезекииль провидит восстановление на престоле династии царя Давида (см. ком. к 43,10.12; 45,18–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Так было и во времена Маккавеев (см. кн. Макк. 1–2). В том и другом случаях он продолжал неустанно бороться и в борьбе пережил всех своих гонителей и мучителей. Было время, когда под управлением своих царей – Саула, Давида и Соломона ( 1Цар.11–14:47–48 . 2Цар. и 3Цар.1–11 ), согласно слову Валаама ( Чис.24:7 ), он господствовал над многими народами. В лице Саула и Давида, как бы рогов единорога ( Чис.24:8 ), Израиль силою Бога пожирал враждебные народы и раздроблял кости их (ср. Сир.47:8 ; 2Цар.22:37–43:48 ). Еще более полно осуществилось в царствование Давида пророчество Валаама о деяниях лучезарного звездообразного потомка Иакова ( Чис.24:17 ). Этот «светильник Израиля» ( 2Цар.21:17 ) поразил князей Моава, поработил буйный мир палестинских народов, этих сынов вредоносного Сета ( 2Цар.8 ), ибо сделал смиренными данниками своему народу Филистимлян, Моавитян, Сирийцев, Аммонитян, Амаликитян и Савеев; а в царствование Соломона, согласно пророчеству Валаама (см. Чис.24:8 ), народ Израильский вкушал блага гражданского счастья и мира ( Сир.47:14–15 ), так что «Иуда и Израиль жили спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею от Дана до Вирсавии» ( 3Цар.4:25 ). Но этот кратковременный мир был лишь прообразом вечного мира, имеющего настать впоследствии. Потомкам Израиля нужно было до этого долго еще преисполняться и возрастать в силе Божией ( Чис.24:18 , ср. Пс.59:14; 107:14 ), между тем как во взаимной вражде, согласно предсказанию месопотамского мага ( Чис.24:18–24 ), ко времени Мессии один за другим сходили на веки с исторического поприща его непримиримые враги – Эдомитяне, Амаликитяне, Кенеи, Ассирияне и разбойничьи племена Аравии 325 . За всем тем должно сказать, что благословение Валаамово исполнилось на потомках Иакова только отчасти. В течении долгого исторического поприща совершенно выяснилось, что понимаемые буквально потомки Иакова ни в целом, ни в отдельных лицах не были ни праведны в совершенной степени, ни богаты, ни счастливы; целые века у них не было ни пророчества, ни силы к честной, открытой и мужественной борьбе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

341 Мадианитяне заметно играли при развращении Израильтян главную роль. Дочери Моава упомянуты только в Чис.25:1 ; названная в Чис.25:15 развратннца-мадианитянка; в Чис.25:16–18 Моисей сообщает приказание Господа «враждовать с Мадианитянами ради их коварства, которое они употребили против Израиля в отношении Фегора». Мадианитским женщинам приписывается развращение и в Чис.31:16 . Моавитяне не только были избавлены от мщения Израильтян – только против Мадианитян предпринимается война мести – но и не упоминается об этом преступлении в перечислении их проступков против Израиля во Втор.23:5 , хотя там дело шло к тому, чтобы насколько возможно сильнее мотивировать воспрещение принимать их в Господне общество. Поэтому участие Моавитян, если таковое вообще было, должно быть единичное, личное, между тем как Мадианитянами план развращения publica auctoritate был составлен и проведен. В качестве народа во всяком случае только Мадианитяне принимали участие в этом деле; поэтому только они и навлекли нацональный грех . Если, однако, в Чис.25:1 упоминаются дочери Моава, это основывается на том, что Моавитяне в союзе были главным народом, так что в широкомь смысле Моав обнимал Мадианитян» (Hengst. Bil. S. 219–220). 349 Подробности о сем см. Св. В. Шингарева, «Ложные пророки в Ветхом Завете» в журнале «Вера и Разум» за 1897 г. Т. I. Ч. II. стр. 229–236. 357 О безусловном значении внутреннего чувства в деле познания очень подробно говорится в известном сочинении архиеп. Никанора – «Позитивная философия и сверхчувственное бытие». 362 Так переведено в указанном месте св. отца и содержит ту мысль, что мир невидимый, зримый только внутри человека в экстазе, составляет безграничное внешнее для телесной оболочки человека бытие, из которого человек по миновании экстаза возвращается в себя, т. е. начинает смотреть на мир не чрез око духа (телескоп), а чрез врата органов чувств (окна нижнего этажа обсерватории). 366 Общий очерк истории нападок на подлинность Пятикнижия можно видеть у Арно «Защита Моисеева Пятикнижия» в переводе протоиерея Владимирского, стр. 43–61.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

И сегодня они, как и сорок лет назад, могли бы засвидетельствовать пред всем народом: Земля, которую мы проходили для осмотра, очень, оченьхороша (Чис 14:7). Те, кто тосковал по Египту, предпочитал смерть в пустыне (Чис 14:2) той земле, где течет молоко и мед (Исх 3:8; Чис 14:8; Втор 6:3 и др.), оказались недостойны ее. Те же, кто не вкусил прелести египетского рабства, стоят у порога новой земли, новой жизни. Для овладения этой землею нужно будет преодолеть немало трудностей, главная из которых — неизменно хранить верность Господу и завету, заключенному с Ним на Синае. Это — единственное условие в предстоящей борьбе за землю. Без полного доверия Богу Авраама, Исаака и Иакова пешим слабовооруженным скотоводам не одолеть хананеев с их городами укрепленными, весьма большими (см. Чис 13:29). Без послушания Богу Моисея не одолеть исполинов, сынов Енаковых (Чис 13:29), не победить народ ханаанский, который множеством равнялся песку на берегу морском;и коней и колесниц было весьма много (Нав 11:4). Только верность живому Богу, Которого не имеют хананеи, только вера в Его спасительную десницу (Пс 43:4) даст немощным израильтянам силу победить грозного врага: Верою пали стены Иерихонские (Евр 11:30). Немощное мира избрал Бог,чтобы посрамить сильное (1 Кор 1:27). Племена, ведомые Иисусом Навином, на собственном опыте познают, что немощное Божие сильнеечеловеков (1 Кор 1:25), если только, впрочем, оно не перестает оставаться Божиим. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даювам, как Я сказал Моисею (Нав 1:3). Ступать стопами ног означает ‘брать во владение’ (ср. Втор 11:24; впрочем вплоть до ХХ века такая практика лежала в основе колонизации). Это юридическое выражение дает потомкам Авраама божественное право наследовать землю, которую уже вдоль и поперек исходили стопы их патриарха. Ведь и Аврааму было некогда сказано нечто подобное: встань, пройди по земле сей в долготу и вширину ее: ибо Я тебе ее дам (Быт 13:17). Авраам, Исаак, Иаков и его дети не владели землей ханаанской, были на ней “странниками и пришельцами”, но божественное право на эту землю они уже имели.

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

Полагают, что Антипа был замучен в 93 году, что согласуется с другими данными касательно времени написания Откровения. Память священномученика Антипы в православной Церкви празднуется 11 апреля. Ход мыслей в 13 стихе будет таков: в немногих словах указываются сна­чала неблагоприятные условия жизни Пергамской Церкви; мрак и тьма, окружающие престол сатаны, составляют наилучший фон, на котором со всей ясностью выступают светлые стороны христианского общества и становится более заметным и ярким свет, распространяемый светильни­ком Церкви Пергама; далее изображается мужественная твердость ее чле­нов, причем мысль переходит от общего к частному и останавливается на факте мученической смерти Антипы; в заключение для большего выраже­ния похвалы Иисус Христос как бы говорит: «И все это совершилось в Пергаме, где живет сатана»; вследствие повторения начальных слов речь, таким образом, получает округленность и законченность. С 14 стиха начинается описание противоположных, худых качеств пергамских христиан, которая заканчивается в стихе 15. Ст.14. «Но имам на тя мало, яко имаши ту держащих учение Валаамово, иже учаше Валака положити соблазн пред сынми исраилевыми, ясти жертвы идолския и любы творити». Валаам (см.Чис.гл.22–25; Чис.31:16 ; Втор.23:5 и др. 2Пет.2:15–16 ) сын Веоров (по 2Пет. – Восоров), родом из Пефора на Евфрате, известный прорицатель, был приглашен Валаком, царем моавитским, проклясть израильский народ, угрожавший безопасности моавитян, но вместо проклятия по воле Божией он должен был произнести пророческое благословение. После этого Валаам, по общему мнению толкователей, основанному на Чис.31:16 , дал совет склонить израильтян к блудодеянию и вкушению идоложертвенного, что и было приведено в исполнение ( Чис.25:1–3 ) с ведома и соизволения Валака. Впоследствии Валаам найден уби­тым в числе мадианитян, павших от меча Израиля ( Чис.31:8 ). Поздней­шие произведения иудейской письменности вносят Валаама в список са­мых опасных врагов израильского народа, которые не имеют права на участие в блаженстве будущей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

И что отвещают царие языков? Яко Господь основа Сиона, и тем спасутся смиреннии людий Его. Итак, поскольку из иноплеменников нет ни одного пребывающего, но, по причине злобы своей, стали они как бы несуществующими, ибо сказано: Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им (Пс. 103, 35), не в том смысле, что перейдут они в ничтожество, но в том, что будут удалены от посещения Богом, Который един есть истинно Сущий, что скажут цари их, видя такое различие между язычниками и Сионом? Не приидут ли, конечно, в сознание, что живущие по–язычески, по причине злонравия своего, находятся в волнении, а имеющие ум свой очищенным именуются Сионом, потому что там стражбище всякого естества? Как бы с вершины горы, с высоты ума созерцаются мир и благоустройство мира, а чрез них и Самый Бог; а также созерцаются дела житейские и их малоценность. Посему как ум, погруженный в вино и прочие страсти, падает от опьянения, так ум чистый имеет своим основоположником Бога. И тем смиреннии людий спасутся. Ибо блажени нищии (Мф. 5, 3), и горе богатым, яко отстоят утешения своего (ср.: Лк. 6, 24). Толкование на пятнадцатую главу Слово на Моавитскую землю. Собери все, что писано о Моаве, чтобы можно тебе было выразуметь смысл всего этого пророчества на Моава: из книги Бытия — историю Лота, который от старшей дочери родил Моава, отца моавитян (см.: Быт. 19, 37), из книги Числ — происшествия после медного змия, ибо воздвигошася сынове Израилевы, и ополчишася во Овофе. И воздвигшеся от Овофа, ополчишася в пустыни, яже есть пред лицем Моавитским (ср.: Чис. 21, 10–11). И еще повествуемое о Валаке, который был сын Сепфоров, царь моавский. Желая с помощью проклятия истребить Израиля, послал он в Фавуру (Пефор) к Валааму, сыну Веорову (см.: Чис. 22, 4–6), птицегадателю (см.: Чис. 24, 1) [ ], советнику блуда и идолослужения (см.: Втор. 31, 16), чрез которого, как сказано, осквернишася людие блужением со дщерми Моавли, и призваша я в требы кумир своих (Чис. 25, 1–2). Исследуй и повествуемое о Руфи, которая от семени моавского присоединилась к Израилю и столько облагородилась, что от нее произошел не только Давид, но и Господь наш (см.: Мф. 1, 5). И попытайся везде отыскать слово на Моавитскую землю, в котором прикровенно изображены частью угрозы, а частью обетования. Все же сказано с прикровением, чтобы покрывало, лежащее во чтении Ветхаго Завета, было снято с нас, если восскорбим, истинно обратившись ко Господу (ср.: 2 Кор. 3, 14, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Пятикнижие 10 Ягвист (J) датируется периодом X — начала IX века до Р. Х. 11 . Ключевым для иудейской антропологии является Быт 2:7, где “дыхание жизни” выражено не словом ruach , но близким ему по смыслу neshama , означающим жизненную силу Божественного происхождения, которая животворит безжизненное материальное тело. Отец Иоанн Брек замечает, что в Быт 3:8, где говорится о прохладе (ruach) дня, термин ruach используется для описания чисто природного феномена, сопровождающего движение и жизнь сотворенного мира, и это место является уникальным 12 . Обычно же в ВЗ ruach поддерживает жизнь и сопровождает Божественные действия в истории Израиля, в том числе и через явления природы: Быт 8:1; Исх 10:13,19; Чис 11:31; 3 Цар 19:11; Пс 77:26; 134:7; 148:8. Другое действие Духа — вдохновляющее. Например, ruach-Elohim вдохновляет Иосифа на толкование снов фараона (см. Быт 41:38), Валаама, слышащего слова Божии, — на произнесение притчи (см. Чис 24:2). Здесь мы уже сталкиваемся с концепцией Духа как посредника Слова. Слово Божие промышляет о Своем творении посредством Духа, Который животворит тварь, а Дух исполняет Свою миссию в мире через Слово в пророчестве и откровении. Эта близость и соучастие, заметные в ветхозаветной традиции, отражаются и в более поздней богословской традиции, провозглашающей различие Слова и Духа в ипостасном бытии, но единство их по сущности 13 . У Элогиста (E) (700 г. до Р. Х.) 14 понятие ruach вмещает эмоции и чувства — Быт 41:8; 45:26–27. Здесь сердце (leb) и дух (ruach) — взаимозаменяемые выражения сторон души (nephesh) 15 , связанных с эмоциями. Для того, чтобы облегчить задачу Моисею, Бог передает от Духа, Который на Моисее, на семьдесят старейшин, которых знает Моисей (см. Чис 11:16–17). И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали (Чис 11:25) — то есть ruach пророчества приходит от Бога. Мы видим, что фактически в первоначальной традиции JE Дух Божий есть Дух, Который от Бога. Бог является источником Духа, но Дух никогда не понимается как идентичный с Богом, иначе говоря, Дух сопровождает Божественное бытие.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-vethogo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010