Но предсказанное о возсоздании иерусалимского временнаго храма, после семидесятилетняго плена, заключает в себе тайну церкви вечной, которая действительно создана в последняя дни. К ней-то собрались, и в ней служат истинному Богу все народы, наученные боговедению. В смысле же еще более возвышенном пророк дает разуметь, что на вершине горы пригвожден был плотию к святому кресту Эммануил. Его-то пророк в вышеприведенных словах именует мысленною горою, вознесенною превыше всех гор» Толк, на кн. пр. Михея, 4, 1–4]. Так же, как и ранние отцы, толкует св. Василий Великий слова пророка Исаии на пришествие Господне и создание церкви. Св. Василий Великий : «Ибо тайна сокровенная от век, явися ( Кол. 1:26 ) при скончании времен. Горе же уподоблено сошествие Господа на землю, потому что гора есть земная возвышенность. Но и плоть Господня, по общей нашей природе будучи землею, возвышена через соединение с Богом. А дом Божий на версе гор, по слову апостола, есть церковь . Ибо говорит: увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива ( 1Тим. 3:15 )» Толк, на пр. Исаию, гл. 2, 2]. Святой Василий глубоко, проникновенно и пространно толкует весь текст Исаина пророчества. Еще пространнее и со многими нравоучениями толкует пророчество Исаии св. Иоанн Златоуст . Само пророчество Златоуст всецело относит ко временам новозаветной христианской церкви. Изложено толкование св. Иоанна Златоуста в 101, Толк, на пр. Исаию, гл. 2, пп. 2–5. Последняя дни по Златоусту – та кончина времен (Тал. 4:4) и то исполнение времен ( Еф. 1:10 ), о которых говорит апостол Павел. «Горою же он называет церковь и непобедимость догматов». Златоуст полемизирует с иудейским неприятием христианского толкования: «И дом Божий на версе гор. Как истолковал бы это иудей? Храм его никак не на верху гор; а сила церкви касается самых небес». «От Сиона бо изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима. Против этого и безстыднейшие сыны иудейские не могут открыть рта. И что здесь говорится о Новом Завете, это можно видеть и из места, и из времени, и из того, кто принял закон, и из самых действий по принятии закона, и из всего вообще».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Это образование спасло, сохранило наш народ во времена турецкого ига и явило великих учителей. Апостолом такого образования был священномученик Косьма Этолийский : «Разве худо всем вам сделать взносы и поставить заведующего школой, поставить учителя, чтобы он учил детей – и бедных, и богатых, – чтобы они не платили? Потому что в школе мы узнаем, насколько это в наших силах, кто такие демоны, что такое рай, что есть ад, что такое грех и что – добродетель. В школе мы узнаем, что такое святое Причастие, что – Крещение, что такое святое Елеосвящение, честной Брак, что такое душа, что такое тело; все мы узнаем в школе, потому что без школы блуждаем во тьме. Лучше тебе в селе иметь школу, нежели источники и реки, потому что источник напояет тело, а школа наполет душу, школа открывает церкви, школа открывает монастыри. Если бы не было школ, где бы я вас учил?» 97 Такое образование желали иметь и за него боролись все приснопамятные отцы и герои нового эллинизма во главе с Макрияннисом 98 . Обличение Макрияннисом Оттона 99 и баварцев является одновременно обличением и всех тех политических лидеров, которые временами хотят изменить православный образ мыслей нашего народа. «Они (мужественные борцы за свободу Греции) хотели иметь свою веру и прославлять Бога по обычаям своей веры, а вы называетесь праведными царями и правителями Божиими тогда, когда даете им свободу в этом... Но не так, чтобы ты восседал как великий царь и занимался тем, что пытался бы переменить веру горстки людей, которые на протяжении стольких веков были словно потеряны и незаметны для общества. Господствовавший над ними сжигал их в печах, отрезал им языки, сажал на кол, чтобы они поменяли свою веру, и не преуспел ни в чем. Но теперь праведный и всесильный Бог, управляющий и тобою, воскресил этот маленький народ и желает, чтобы этот маленький православный народ прославлял Его по восточно-православному, как и твои подданные прославляют Его по западному... и царь пытается отвратить от их веры потомков древних эллинов, детей Одиссея, Ипсиланти 100 и столь многих, принесших свою жизнь и положение в жертву за эту православную веру и за эту их окровавленную маленькую родину» 101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Молитва и богомыслие мало-помалу, наконец, начали доставлять его сердцу такую сладость, какой не чувствовал он и в родительском доме. В нем возгорелась пламенная любовь к Богу, а с нею и преданность святой Божией воле во всем. Теперь он как бы уже забыл отца, мать, домашних и друзей. Все это теперь с избытком заменил ему один Бог. Чувствуя в самой глубине своего сердца спасительность своего состояния, он непрестанно взывал к Господу: блажен человек, егоже накажеши, Господи ( Пс.93:12 )! Судьбы Твоя благи ( Пс.118:39 )! Ты Царь всея земли ( Пс.46:8 )! Да будет воля Твоя ( Мф.6:10 )! Бог мой еси Ты ( Пс.21:11 )! Твой есмь аз ( Пс.118:94 )! Прильпе душа моя по Тебе ( Пс.62:9 )! От Тебе что восхотех на земли, Боже сердца моего!... Ты часть моя ( Пс.72:25–26 )! При таком, вполне любезном Господу Богу расположении духа, состояние плена уже не тяготило Василия. За это состояние он еще сердечно благодарил Бога, как свидетельствует о нем блаженный Гермоген 101 . Ибо без плена он не чувствовал бы той сладости, какую теперь чувствовал в своем сердце, и не имел бы такого побуждения приучить себя ко многим добродетелям, как теперь. Теперь, провождая жизнь в плену и в неволе, он заботился только о том, чтобы воспользоваться своим положением достойно Господа Бога, и – воспользовался весьма спасительно! Признавая свой плен за волю Божию, и помня заповедь св. Апостола: раби, послушайте по всему плотских господий ваших, не пред очима точию работающе, яко человекоугодницы, но в простоте сердца, боящеся Бога: и всяко, еже аще что творите, от души делайте якоже Господу, а не человеком ( Кол.3:22–23 ), юноша Василий исполнял все дела, какие поручались ему иноплеменными его господами, со всем усердием, как бы для самого Господа Иисуса Христа, и таким образом приучился к послушанию и к верности в исполнении всего ему поручаемого 102 . Обращение господ, их домашних и слуг с Василием – рабом иноплеменным и иноверным, без сомнения, часто было весьма грубое. Юноша Василий, признавая свое положение за волю Божию, и вспоминая слова Господа: не противитеся злу и молитеся за творящие вам напасть ( Мф.5:39–44 ), переносил все неприятности своего положения совершенно благодушно и таким образом приучил себя к терпению, смирению, беззлобию и кротости 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Воздерживаться, как сказано, должно всеми чувствами: зрением, слухом, обонянием, языком, чревом, осязанием и всем прочим. Равно должно ему быть выше всякой срамной сласти и похоти. Любители воздержания очевидно бывают и телом крепки, и рассуждением здравы, и душою всегда радостью Божиею преисполнены; и ум их, отрешаясь от земного, с вожделением устремляется к горнему. Став чуждыми всякого сладострастия, они прочее пребывают страстененавистниками и боголюбцами. Чиста молитва их ко Господу, и всегда со Ангелами священнодейственно предстоят они Богу. И Писание говорит: «в след похотений твоих не ходи, и от похотений своих возбраняйся… Не веселися о мнозей сладости» (Сир. 18, 30, 32). «Не пресыщайся во всякой сладости, и не разливайся на (различные) брашна. Ибо во мнозех брашнах недуг будет… Внимаяй же приложит житие» (37, 32—34). Блаженный же Давид, показывая совершенство воздержания, говорит: «уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой. От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей. Пепел, яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях» (Пс. 101, 5—6, 10). А святой апостол Павел заповедует: «умертвите уды ваша, яже на земли» (Кол. 3, 5). И еще: «очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божий» (2 Кор. 7, 1), да будем храм живого Бога. Подобно и Петр: «подадите в вере вашей добродетель, в добродетели же разум, в разуме же воздержание, в воздержании же терпение» (2 Пет. 1, 5—6). Итак, всегда надлежит нам трезвиться и бодрствовать, вышних искать, горняя мудрствовать, по заповеди Господа, Который говорит: «да будут чресла ваша препоясана и светильницы горящий; и вы подобии человеком, чающим Господа своего, когда возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу, абие отверзут ему. Блажени раби тии, наводит Он отсюда, ихже пришед Господь обрящет бдящих. Аминь глаголю вам, яко препояшется и посадит их и приступив послужит им» (Лк. 12, 35—37). Ему слава во веки веков. Аминь.   О ВОСЬМИ ГЛАВНЫХ СТРАСТЯХ, СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ДАМАСКИНА

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=862...

(из Пс.44:7. 8 )… В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса и пр. (из Пс.101:26–28 )… III. Наряду с изображениями божества Сына Божия в Св. Писании встречаются изречения, которые показывают в Нем существо, подчиненное Богу. Этими изречениями издревле пользовались еретики, отвергавшие божество Сына и Его равенство с Отцом, особенно ариане. Но чтобы правильно понимать эти изречения, должно иметь в виду, что Сын Божий есть не только Бог, но и Сын человеческий, и что, как Бог, Он имеет бытие от Отца, и хотя равен Ему, но по личным отношениям есть Сын Отца и занимает второе место в порядке лиц Св. Троицы, а как человек, Искупитель, Он во днех плоти Своея ( Евр.5:7 ) добровольно находился в состоянии самоуничижения и не мог не быть в зависимости от Отца. При свете этих мыслей легко объясняются указанного рода выражения Писания без всякого противоречия учению о божестве Сына, как и объясняли их обличавшие заблуждения ариан великие отцы IV в. Из изречений Ветхого Завета о Сыне Божием особенно требуют объяснения слова ипостасной Премудрости о Себе: Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя ( Притч.8:22 ). Ариане понимали эти слова так: «Господь создал меня, как начало тварей Своих (как первейшую из Своих тварей), для создания мира». Но такое понимание не согласно с подлинным смыслом библейского текста: еврейское слово (kanani, от глаг. kanah), переведенное выражением созда Мя (у LXX – κτισ Με), следовало бы точнее с подлинника перевесть: «Он приобрел», «стяжал» или «уготовал Меня», и, следовательно, вовсе не выражает понятия о творении (каковое обозначается в евр. яз. глаголами bara и asah). Так как далее сказано не просто созда Мя, но созда в дела Своя, то ясно, что здесь речь не о приведении Сына в бытие, a o соделании или поставлении началом путей в делах Божиих, т. е. в делах миротворения Того Кто, имеет бытие прежде век, от начала, прежде создания мира (23–24 ст.), через рождение довременное (25 ст.). По смыслу выражение кн. Притчей близко к выражению Нового Завета: перворожден всея твари ( Кол.1:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ни презирать нас не следует, яко сотрудников Божиих, ни нам возноситься: ибо все Божие» (Феофилакт). Пастырь – работник на ниве не своей, а Божией ( Θεο γεργιον, ст. 9) и самое возделывание, орошение и т.д. совершаются средствами, проистекающими из божественных источников. Интересно отметить, что γεωργς употребляется у синоптиков только при изложении притчи о злых виноградарях (Мф., 21след.; Мк., 12след.; Лк., 20след.), где под γεωργο – очевидно – разумеются религиозные вожди евреев. Существенный урок этой притчи заключается в том, что γεωργο суть только управители, распорядители, а не собственники. Следовательно, они должны служить для Бога, а не из-за собственных интересов. Ошибка Коринфян заключалась в том, что они не видели этого коренного различия в понимании смысла и значения деятельности христианских пастырей. Они видели в последних самостоятельных и независимых религиозных руководителей. Они представляли себе апостолов наподобие философов, которые давали свое имя и проповедуемой системе и ее последователям. Характерен также термин, означающий отношение апостола к своим сотрудникам: συνεργο ες τν βασιλεαν το Θεο (Кол., 4:11; ср. Рим., 16:3, 9, 21; 1Кор., 4:9; 2Кор. 1:24; 8:23 ; Флп., 2:25; 4:3; Флм., 1:24); Рим., 8:28; 1Кор., 16:16; 2Кор., 6:1). И этот термин не лишен глубокой назидательности. По-видимому, св. Павел редко трудился единолично. Следовательно, он ценил сотрудничество и преемственность в пастырском деле (ср. 1Кор., 4:10; ср. ст. 6). Употреблением этого наименования св. Павел выражал также свое смирение и благородство. Несмотря на свои великие труды и особенный авторитет, он ставит себя наряду со своими сотрудниками. Св. Павел не считал своих сотрудников трудящимися для него или только соприсутствующими ему; как он, так и они трудятся вместе для дела Божия, с помощью одной всесильной благодати Божией, хотя и подаваемой в различной мере. Различие в относительной важности трудов того и другого истинного пастыря теряют значение при сравнении каждого с безконечным идеалом. Если бы всегда помнили эту истину, то не пришлось бы наблюдать многих грустных фактов проявления зависти и всякого недоброжелательства в среде сопастырей. 1 Главным пособием при составлении настоящей статьи послужила книга W. Edward " а Chadwick " а «The Pastoral Teachin of st. Paul. His ministerial Ideals». Edinburgh, 1907. 2 Всеми лучшими критиками принимается не κοινωνα, а οκονομα, каковому чтению следует наш славянский перевод и вообще древнеславянские Апостолы (см. у проф. прот. Д.И. Богдашевского, Послание св. Ап. Павла к Ефесянам. Киев, 1904, стр. 445, примеч.). Читать далее Источник: Христианское чтение. 1913. 1. С. 101-117. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

Как бы посредством жил и артерий, он посредством слова (в таинствах, конечно) способствует к сообщению всем жизни вечной». (Злат. т. XI, Еф. б. 11, стр. 100–2, ещё стр. 616; ещё т. III, стр. 79). 62 Телесные члены, связанные между собой естественными узами, говорит св. Василий вел., не могут отторгаться от тела, а если отторгнутся, то отторгшийся член сделается мёртвым«», (ч. 5, гл. 21, стр. 400). «Если бы случилось руке отделиться от тела, говорит св. Златоуст, дух, истекающий из головного мозга, ища продолжения (т. е. руки) и не находя его там, не срывается с тела и не переходит на отнятую руку, но если не найдёт её там, то и не сообщается ей»». (т. XI, Еф. б. 11, стр. 101). 63 «А не держа главы, из нея же все тело, составы и соузы подаемо и снемлемо, растит возращение Божие». ( Кол. 2:19 ) Толков, св. Златоуста. «А не держа главы, говорят, из нея же все тело, т. е. откуда тело получает бытие и здоровье? Каким же образом ты можешь иметь члены, отрешившись от главы? Как только ты отделился от ней, ты погиб. «Из нея же все тело». Всякий, говорит, обязан главе не только жизнью, но и самым союзом своим с нею. Вся церковь пока имеет главу, возрастает« (т. XI, Кол., б. 7, стр. 411). Толков. Феофилакта: «Как из головного мозга чувствительный дух посредством нервов передаётся во всё тело, – и от головы всякое чувство и всякое движение; так и всё тело церкви снабжается, т. е. получает, чем (или чтобы) жить и расти духовно. Когда же оно имеет это? Когда состоит в сочетании, (когда хорошо сложено) с Ним – Христом (и само в себе). Ибо в таком только случае Дух Св. снабжает тело, чем расти: так что если тело не имеет общения с Главою (напр. в т. причащения) и само с собою (т. е. если члены церкви находятся в раздоре между собою, колятся и делятся друг с другом), то не бывает ни снабжения Духа, ни возращения Божия, т. е. наилучшей жизни по Богу». (Кол. гл. II, ст. 19, отр. 45). Толков. Феодорита: «Как в теле головной мозг есть корень жил, а посредством жил тело получает ощущения; так тело церкви от Владыки Христа приемлет и источники учения и начала спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Поэтому то тело Христово и мыслится святым и освящающим, именно как, согласно только что сказанному нами, ставшее храмом соединившегося с ним телесно Слова, как —101— Павел говорит ( Кол.2:9 ). По той же причине нисходит на Него с неба Дух Святой в виде голубя, что засвидетельствовал в своих словах премудрый Иоанн (Креститель), – для того, чтобы мы опять знали, что как в начатке обновляемой природы, в первом Христе сошел Дух, поскольку Он (Христос) явился человеком, восприемлющим освящение. Но мы отнюдь не станем утверждать того, что святым по плоти Христос стал тогда, когда «Духа увидел сходящим» Креститель ( Ин.1:32 ). Свят Он был и в зародыше и утробе (Матери), почему и сказано было блаженной Деве: «Дух Святой найдет на Тебя и Сила Вышняго осенит Тебя» ( Лк.1:35 ). Но видение (голубя) дано в знамение Крестителю. Однако ж мы думаем, что плоть (Его) освящена чрез Духа, так как святое по природе и от Бога сущее Слово по подобию с прочей тварью помазывало Им (Духом) Свой собственный храм. И это знавший Псалмопевец возглашал, созерцая в человечестве лицо Единородного: «…ради сего помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более причастников Твоих» ( Пс.44:8 ). И хотя Сам Сын помазал Свой храм, однако же говорится, что совершает это Отец, ибо Он действует не иначе, как чрез Сына. Сын же все, чтобы Он ни совершал, относит к Отцу, от Коего Он рожден, ибо как бы корень и источник Своего Сына есть Отец. Таким образом нет ничего удивительного в том, если говорит о Себе Самом, что и Он освящается, хотя Он и свят по природе, когда писания называют и Богом Его отца, хотя и Он есть по природе Бог . Но, думаю, со всею справедливостью и согласно истине надо относить это к по- —102— требностям человечества и соответствующему нам образу (Его). Как умер Он за нас по плоти, как человек, хотя и будучи Богом по природе, – и как, поставленный в ряд тварей и под иго ради человечества, хотя и будучи Богом всяческих, Он называет Отца Своим Богом: таким же образом Он утверждает, что святит Себя ради нас, чтобы, когда это (дело освящения) коснется нас, в Нем, как в начатке обновляемой природы, и мы были освящены в истине, то есть в Святом Духе, ибо Дух есть истина, по слову Иоанна ( 1Ин.5:6 ), – и не другой отличный от Сына есть Дух Его, именно в отношении сущности, как и в Нем существующий и чрез Него исходящий (δ ατο πρσν).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А где нам, грешным, ты, Господи, уготовал место? Будет ли и для нас хотя малое место на небе? Страшит нас возлюбленный ученик Твой, Иоанн Богослов, говоря: не имать в него внити всяко скверно, и творяй мерзость и лжу: но токмо написаныя в книгах животных Агнца ( Откр. 21:27 ), – и не только страшит, но и грозно изгоняет вон, говоря: вне же чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всяк любяй и творяй лжу ( Откр. 22:15 ). Потому уже нам и нет места на небе, – уже и не пустят нас туда и изженут оттуда вон. Но Господь наш, взирая на нас светлым и милосердым лицом, говорит: «не приидох призвати праведных, но грешныя ( Лк. 5:32 ), только покайтесь, – и вы сподобитесь чести равной со святыми и праведными. Где место Петру, отвергшемуся Меня и потом плакавшему горько, – где место жене–блуднице, плакавшей у ног Моих, – где место блудному сыну, мытарю, разбойнику: там будет место и вам. Только восплачьте о грехах ваших горько, как Петр, – припадите к ногам Моим с покаянием, как блудница, – обратитесь ко Мне, как блудный сын, смиритесь, как мытарь, – сораспнитесь Мне, как благоразумный разбойник: покайтеся, – и спасетесь. На небе у Меня готово место и для вас, и вы вместитесь во утробу милосердия Моего»! Господь наш вознесся на небо, дабы привлечь и нас туда в след Себя: Егда Аз, – говорит Он, – вознесен буду от земли, привлеку к Себе ( Ин. 12:32 ). Потому первее всего умами и сердцами будем горняя мудрствовать, вышних искать, идеже и живот наш сокровен есть ( Кол. 3:1–3 ) у Него, Бога нашего. Он есть сокровище наше: да будет же там и сердце наше ( Мф. 6:21 ). Рассмотрев те радостотворные причины Вознесения Господня на небо, всякий может радоваться духом о Господе Бозе своем, вознесшемся на небо ради нашего общего блага, – и наречь сей праздник радостным, а не плачевным. Да сподобит же Господь всех нас быть общниками того празднества, о коем предрек Давиду: пройду в место селениа дивна даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго ( Пс. 41:5 ). Аминь 101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Χρις μν κα ερνη π Θεο πατρς μν κα Κυρου ησο Χριστο ( Флп.1:2 ). Блг ть вамъ и миръ бга ца нашег и Гда іиса хрта. Совершенно также, как Рим.1:7 ; 1Кор.1:3 ; 2Кор.1:2 ; Гал.1:3 ; Еф.1:2 ; Кол.1:2 и др. “Приветствие, приносящее несчетные блага” 97 , обычное у Св. Павла, естественное в устах его более, чем в устах другого христианина. Под именем благодати разумеется совокупность даров, необходимых для спасения, а в обширном смысле – все, что любовь Божия соделала и делает для нашего спасения. Мысль данного места можно передать в таких словах: “да почиет на вас любовь Божия, заслуженная для нас Господом Иисусом Христом и да изливает она на вас обилие даров духовных, нужных для всей церкви вашей и для каждого из вас, дабы под ее водительством и посредством ее дарований, делаться вам все более и более достойными вечной славы” 98 . Плодом благодати является в душе человека мир. Этим словом в Новом Завете обозначается “невозмущаемое, радостное и любвеобильное расположение духа в отношении к Богу ( Рим.5:1 ) и ближним ( Рим.12:18 ) и внутреннее довольство и спокойствие самого в себе ( Флп.4:7 ). Благодать и мир объемлют собой все, что христианин прежде и паче всего может желать себе и другим. Благодать есть действующее начало жизни Божией в человеке, а мир есть свойство сей жизни: благодать приносит с собой все блага духовные, а мир есть вкушение сих благ 99 ”.  Εχαριστ τ Θε μου π πσ τ μνε μν Благодарю бга моего всей памти вашей ( Флп.1:3 ). Эти слова Апостола в связи с предыдущими, по изъяснению Златоуста, имеют такой смысл: “Когда только воспоминаю о вас, всегда хвалю Бога”. Мое воспоминание о вас всегда соединено с благодарностью к Богу за ваше нравственное преуспеяние. “Всякое бо добро от Бога происходит ( Иак.1:17 ; Рим.11:36 ), потому Ему единому и приписывать и во славу Его обращать должно” 100 . Это богоблагодарение “есть состояние духа, а не частное действие” 101 . Оно есть “внутреннее, сердечное и радостное чувствование благости Его и милости, и сердцем и устами засвидетельствование” 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010