Таким образом, каждое Божественное Лицо Святой Троицы вносит в совершение Божественного домостроительства Свой вклад, участвует и соработничает в соответствии со Своей особой Ипостасью, однако творчество каждого Лица находится в постоянной связи с творчеством двух других в исполнении общей воли. Сотворение человека (как и мира), в представлении святых отцов, берет начало в великом Предвечном Совете Святой и Единосущной Троицы. Святые отцы и все церковное Предание видят во множественном числе фразы: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт. 1:26 ), выражение троического характера сотворения человека. Равным образом, именно Великий Троический Совет пожелал, чтобы человек стал причастником вечной и блаженной жизни Божественной Троицы. Вот почему святые отцы утверждают, что человек создан по образу Сына Божия (ибо, как говорит святитель Кирилл Александрийский , «если мы должны будем быть призванными к тому, чтобы стать сынами Божиими, то нам особенно необходимо стать по образу Сына, чтобы печать усыновления нам подобала» 100 ), но в Нем на самом деле [человек] создан по образу Святой Троицы: «Если человек сотворен по образу Сына, – продолжает святитель Кирилл Александрийский , – в таком случае он создан и по образу Божию, ибо в нем блистают свойства всей Единосущной Троицы, так как Божество едино по природе в Отце, Сыне и Святом Духе» 101 . Христос есть образ Бога невидимого ( Кол. 1:15 ), сияние славы и образ Ипостаси Его ( Евр. 1:3 ). Своим воплощением Сын открывает Отца 102 . А в Сыне человек призван следовать именно совершенному образу Отца: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф. 5:48 ), будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк. 6:36 ). Всякий дар, получаемый человеком, всякое совершенство, всякая добродетель, которой он приобщается во Христе, имеют свой источник в Отце: Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца Светов ( Иак. 1:17 ). Таким образом, Христос в Самом Себе соединяет нас с Отцом. Однако Он соединяет нас также и со Святым Духом, ибо Христос хочет ввести нас в самую глубину Троической жизни, призывая быть причастниками Божеского естества ( 2Пет. 1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

А если тебе кажется, что выражение: «чрез Него» как бы уменьшает Его достоинство, то послушай, что говорит Павел: «в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих» (Евр. 1:10). Таким образом, что сказано у пророка (Пс. 101:26) об Отце, как Создателе, то Павел говорит о Сыне, изображая Его не иначе как Творца, а не так, как бы Он имел значение существа только служебного. А если здесь сказано: «чрез Него», то это так выражено для того только, чтобы кто–нибудь не стал почитать Сына нерожденным. Но что в отношении к созданию Ему принадлежит достоинство, нисколько не меньшее Отца, об этом послушай Его самого: «как Отец», — говорит Он, — «воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5:21). Итак, если и в Ветхом Завете сказано о Сыне: «в начале Ты, Господи, основал землю», то Его достоинство, как Создателя, очевидно. Если же ты скажешь, что пророк говорил эти слова собственно об Отце, а Павел только приписал Сыну сказанное об Отце, то и таким образом выходит то же самое. Да Павел и не решился бы приписать этого Сыну, если бы не был совершенно уверен в равночестности (Отца и Сына). Было бы крайне дерзновенно принадлежащее естеству, ни с чем несравнимому, относить к естеству меньшему и подчиненному. 3. Но Сын не меньше и не ниже Отца по существу. Поэтому Павел дерзнул сказать о Нем не только вышеуказанные слова, но еще и нечто другое. Выражение: «из него», которое ты признаешь исключительно достойным одного Отца, Павел употребляет и о Сыне, говоря так: «и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Кол. 2:19). Но не довольствуется он и этим; а и с другой стороны заключают вам уста, прилагая выражение: «которым» к Отцу, — выражение, которое по твоим словам означает меньшее достоинство: «верен Бог», — говорит он, — «Которым вы призваны в общение Сына Его» (1 Кор. 1:9). Также: «волею его». И еще: «ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36). Но не только о Сыне говорится: «из того», но и о Духе.

http://bible.predanie.ru/pasha-svetloe-h...

– Что Бог выступает и ведет войну против народов, и что ноги Его стоят на горе Масличной, и все остальное, выраженное в священном Писании человекообразно ( νδρωποπδως), и чувственно понимаемое, мы должны понимать достойным Бога образом, в противоположном значении, так как Апостол говорит: Он есть образ Бога невидимого ( Кол.1:15 ), и снова: Царю же веков, нетленному невидимому Богу ( 1Тим.1:17 ) и в Евангелии написано: Бога никто не видал никогда: Единородный Сын, Который в лоне Отца, Он явил ( Ин.1:18 ) и снова: Ибо Бога никто не видал кроме Того, Который от Отца ( Ин.6:46 ). И как соответственно различию действий и значения толкования мы понимаем и гнев Его, и раскаяние, и душу, и руки, и ноги, и чрево, и глаза, и другие члены тела; подобно этому и написанное здесь: Выступит Господь и ополчится должно быть истолковано соответственно тому, что мы читаем у Аввакума: Ты выступил на спасение парода Твоего, на спасение со Христом Твоим ( Авв.3:13 ), у Михея: Ибо вот Господь выступит от места Своего, сойдет вниз и наступит на высоты земли, и истребятся горы под Ним и долины расступятся ( Мих.1:3–4 ); также и у Исаии: Выступит Господь сил и сокрушит рать, и возбудит рвение, и с крепостию возопиет против врагов своих ( Ис.42:13 ). Итак выступит Господь от места Своего, когда пожелает прекратить покой и обнаружение кротости и милосердия Своего в прощении грешников; Он хотя по естеству Своему и кроток, но пороками нашими преогорчевается, т. е. делается горестным ( παραπικρανεται) не Себе, а претерпевающим страдания, которым горестны мучения. Он, в другом месте говорящий через пророка: Я есмь Бог и не изменяюсь ( Мал.3:6 ), и Тому говорит: Ты же один и тот же и остаешься неизменным ( Пс.101:28 ), и в послании Иакова: У Которого нет перемены ( Иак.1:17 ); ныне Он выступает и воюет, как в дни битвы, когда Он потопил Фараона в Красном Море и выступил в защиту народа Израильского ( Исх.14 ). И станут ноги Его на тех, над которыми Он умилосердился, так что о Нем снова может быть сказано: И Господь возгремит трубою, и будет ходить в движении страшного гнева Своего ( Зах.9:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Учитель Церкви Тертуллиан Карфагенский (II век), также указывает на необходимость Священного Предания. «Итак, – пишет он, – не надобно беспрерывно прибегать к Священному Писанию ... где мы увидели истинную веру, истинное учение христианства, там, без сомнения, обретаются и истинное Писание, и истинные толкования, и истинные христианские предания» 101 .Духовный мыслитель III века Ориген , отмечая сугубую важность Священного Предания, пишет: «Мы должны хранить церковное учение, преданное от Апостолов через порядок преемства и пребывающее в Церквах даже доселе: только такой истине должны веровать, которая ни в чем не отступает от церковного и Апостольского Предания» 102 . Православному христианину пристало во всем следовать Слову Божию, которое в нужной для спасения полноте раскрывает святая Церковь Христова, и удаляться от всякого человека, поступающего по преданию человеческому ( Кол. 2, 8 ), а не Преданию Апостольскому ( 1Тим. 6, 20 ; 2Тим. 1 , 13). 3. О вере и добрых делах «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь, и бесы веруют и трепещут. Вера без дел мертва! Не делами ли оправдался Авраам, отец наш» ( Иак. 3, 19–21 ). «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» ( Лк. 6, 46 ). «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего» (Мф.  7, 21). Пятидесятничество, как и прочие протестантские направления, учит о спасении человека исключительно верою. Это учение было сформулировано М.Лютером в полемике с Римо-Католическая Церковью, исповедующей спасение делами. На протяжении веков Католическая Церковь учила верующих, что добрые дела, совершаемые ими, освобождают от пребывания в чистилище, а очистительная жертва Иисуса Христа – таинство Крещения – снимает с человека первородный грех . За личные грехи, соделанные после крещения, человек должен сам принести Богу удовлетворение посредством добрых дел. Если же он такового не принесет, то ему предстоят очистительные страдания в чистилище. Таким образом, дела нужны не для самого спасения, а для освобождения от временных страданий в чистилище.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Сколько ни говори кому, но более нужен собственный опыт. О немощи (скажу): если тело, принимая повседневную пищу, расслабевает, это — от демонов; в противном случае, это немощь естественная. А воздерживаться — значит вставать (из-за трапезы) немного несытым, как определили старцы новоначальным. — Когда же человек достигнет в меру апостола, который сказал: не неразумеваем бо умышлений его (2 Кор. 2, 11), то не может укрыться от него, сколько следует ему есть, ибо он уже обучен сему (упражнением и навыком). Я вынужден говорить о вещах, высших меня, в чем нет и надобности; может быть, нет даже и могущего принять и понять их, кроме некоторых немногих. Бог отцов наших да приведет тебя в радость сию: она светла и сладка. Такой (человек) уже не вспоминает о телесной пище, ибо он забы снести хлеб свой и пребывает умом в ином мире. Вышних ищите, идеже есть Христос о десную Бога седя: горняя мудрствуйте, горним поучайтеся (Кол. 3, 2, 1). Тому слава во веки, аминь.   Вопрос 99, того же к другому Старцу. Авва, если случится ночное мечтание, хорошо ли исповедать о сем кому-либо из братии и, сделав ему поклон, попросить помолиться о себе? Ответ. О ночном мечтании хорошо сказать тому, кто может слышать сие (не соблазняясь), и, сделав поклон, должно просить помолиться о себе; ибо Писание говорит: исповедайте друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак. 5, 16). Толкование. Отец сей, ответив, что хорошо сказать могущему слышать (не соблазняясь), показал тем, что не полезно говорить о сем всякому, кому случится.   100. Некто из безмолвствующих отцов вопросил того же: как ему пребывать в келлии? Ответ. Пребывать в келлии — значит воспоминать свои согрешения, плакать о них и сетовать, бодрствовать над собою, чтобы ум не был пленен; а если и будет пленен, то стараться скорее опять привести его в свое место. Ответы 101–200 Вопрос 101, того же к тому же. Помысл говорит мне, что поучение (в Писании) доставляет чистую молитву: так ли это? Ответ. Брат! Остерегайся быть поруганным демонами и говорить, что поучение доставляет чистую молитву.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

21. Кто премудр и разумеет сия ( Ос. 14:10 )? Кто решится убегать от вещей убегающих? Кто прилепится к вечно пребывающему? Кто научится размышлять о настоящем как о преходящем, а об уповаемом как о постоянно присущем? Кто хочет отделять истинно сущее от кажущегося и к первому стремиться, а последнее презирать? Кто желает отличать список от истины, дольнюю хижину от горнего града ( 2Пет. 1:13 ; Евр. 13:14 ), ночлег от постоянного жилища, тьму от света, глубокое блато ( Пс. 68:3 ) от земли святой, плоть от духа, Бога от миродержителя, сень смертную от жизни вечной? Кто желает купить настоящим будущее, тленным богатством нетленное, видимым невидимое? Поистине, блажен, кто, различая сие и рассекая мечом слова, отделяющим лучшее от худшего, полагает, как сказал в одном месте божественный Давид, восхождения в сердце своем ( Пс. 83:6 ), и, убегая сколько сил есть из сей юдоли плача, вышних ищет ( Кол. 3:1 ), и, распинаясь миру со Христом, со Христом и воскресает ( Гал. 6:14 ; Кол. 3:1 ), со Христом и восходит к наследию жизни уже не изменяющейся, не обманчивой, где нет более змия, угрызающего на пути, уязвляющего в пяту и уязвляемого в голову ( Быт. 49:17, 3:15 ). А нас тот же Давид, как некий громогласный проповедник, прекрасно оглашает высокой и всенародной проповедью, в которой называет нас тяжкосердыми и любящими ложь, и учит не слишком прилепляться к видимому и не полагать всего земного благополучия единственно в обилии пшеницы и вина ( Пс. 4:3, 8 ) – сих скороистлевающих стяжаний. И блаженный Амос 101 , может быть, то же самое имел в мыслях и так же против земных и мнимых благ вооружался, когда говорил: приближитеся горам вечным: востани и пойди, яко несть тебе сей покой ( Мих. 2:9–10 ). И это даже в самых выражениях почти совершенно сходно с повелением Господа и Спасителя нашего. Каким же именно? Востаните, идем отсюду ( Ин. 14:31 ), – сказал Он, не тогдашних только учеников побуждая перейти с известного места на другое, как может подумать кто-нибудь, но и всех учеников Своих, во все времена, сим воззванием привлекая от земли к небесам и от земных благ к небесным.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

(С. Салавиль, «Евхастерический Эпиклезис» Слов. кат. бог. Т. 5, кол, 218) См. также работы этого автора на эту тему в «Rêvue Augustenne» 84 и 85 за 1909 г.; в «Echo d’Orient» 1908, Т. 11. p. 101–112: «Epiclése après St. Jean Chrisostome et la tradition occidentale». 74 Пример Эпиклезиса в «Литургии апостольских постановлений», относящейся ко времени «церковной истории» Евсевия Кесарийского (ок. 324–325): «… молим Тебя, чтобы Ты милостиво призрел на предлежащие пред Тобою Дары сии, Ты – Вседовольный Боже – и оказал бы благоволение к нам в честь Христа Твоего и ниспослал бы на жертву сию Святого Духа Свидетеля страданий Господа Иисуса Христа, дабы он явил (ποφνη) хлеб сей телом Христа Твоего и чашу сию кровию Христа Твоего». (Собр. др. лит. стр. 125, отд.1) Известный Daniel считает эту молитву, без изменения дошедшей от самих апостолов. Она служит одним из непререкаемых доказательств истины учения о пресуществлении Святых Даров и правильности литургии православной церкви, сравнительно с нынешнею римской, в которой призывание святого Духа опущено. (Собр. др. лит. ibid.) 75 «Ce qui contribua a augmentée L’acuité de la querelle, c’est gue celle-ci n’etait en réalité. qu’un èpisode de la lutte entre deux civilisations, quit alors se disputaient la Russie: la civilisation occidentale et la civilisation byzantine». (A. Salaville, «Epiclese Eucharistique», Dict. De theol. Cath 5, 2, col.262) «… То, что особенно содействовало обострению вражды было то, что последняя являлась в действительности ничем иным, как эпизодом борьбы двух культур, которые соревновались тогда в России: культуры западной и культуры византийской». (А. Салавилль, «Евхаристический Эпиклезис». Слов. Кат. бог. т.5, 2, кол.262) Дело объясняется тем, что сама культура есть функция религии. В. И. 76 Чудесная реминесценция из Ветхого Завета «в приятное благоухание Господу» сохранилась в обеих литургиях, но в православной она более соответствует новозаветной духовности и ее общему укладу, богословскому и литургическому. Лучшее, что есть в католической литургии сосредоточено в одном прошении второй просительной ектении нашей литургии; зато конкретной формулы «Твоя от Твоих» и последующего далее троекратного призывания св. Духа и самого момента освящения Даров католическая литургия лишена вовсе. 77 Для подлинно-религиозной интуиции, высказанное положение не вызывает необходимости дальнейших обоснований; при ином же подходе к вопросу о взаимоотношении религии и нации – было бы легко представить в изобилии святоотеческие и историко-философские доводы, подтверждающие высказанную мысль, в которых здесь нет места. 78 В основе «терминологизма» всякого рода лежит стремление придавать словам-терминам и их сочетаниям – значение и смысл абсолютной реальности, заслоняющей порою эмпирическую реальность. Крайний рационализм всегда совпадает с «терминологизмом», в указанном смысле. Читать далее Источник: Сборник статей. Берлин 1923 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ross...

Мають их милость, панове опекунове, и княгини малжонка моя тые две коли, в том млыне ведле фундышу моего, особливе на то его милости, отцу архимандрыту Жидичинскому, даном, скоро се тые млыны доробят, подати. А ведже отец архимандрит Жидичинский мает арендару Торговицкому, за таковый же плат, яко арендар, и иншие кола в том млыне Рудлевском арендовати будет пустити; толко абы плат с тых двох кол в млыне Рудлевском отцу архимандриту, его милости, Жидичинскому, на манастыр Жидичинский светого Николы сполна доходил. А иншому никому тых двох кол арендовати отец архимандрит не мает и не будет мочи, толко томуж арендару Рудлескому, который тые млыны у Рудлеве при Торговицы арендовати будет, в которой аренде жадная кривда его милости быти не мает; и не будет его милости ничим иным, толко готовыми грошми плачона за тые две коле, яко и за иншие в том млыне Рудлевском» (Архив, ч. 1, т. 1, стр. 100:101). Ещё оно, – как имение Жидичинского монастыря, – упоминается в акте от 26 апреля 1619 года в жалобе от имени Жидичинского архимандрита Гедеона Балабана и всей братии Жидичинского монастыря на князя Самуила Корецкого о нападении на монастырские имения Буремец, Подгайцы и Сапогов, и ограблении тамошних крестьян; здесь, между прочим, сказано, что князь Корецкий при помощи мещан Торговицких «кгвалтовне забрал кгрунты вси церковные Жидичинские, церкви належачие, оремые и не оремые, сеножатные и вшелякие иншие Рудлевские, Буремецкие и Подгаецкие, архимридрицтву Жидичинскому з веков належачые» (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 400). Ещё оно, – как имение того же монастыря, – упоминается в акте от 30 ноября 1537 года в судебном решении по тяжебному делу архимандрита Жидичинского Варсонофия с князем Богушем Корецким о земле Рудлевской и о десятине в пользу монастыря с имения князя Корецкого Торговицы (Архив, ч. 1, т. 6, стр. 22–26). Ещё оно упоминается в акте от 2 марта 1542 года в декрете маршалка Волынской земли и старосты Владимирского, князя Федора Сангушковича, по жалобе архимандрита Жидичинского Варсонофия на князя Ивана Масальского об отнятии церковной земли Рудлевской и неотдаче в пользу монастыря десятины с его имения Торговицкого – Берега (Архив, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010