По учению христианскому, человек после своей смерти продолжает жить в бесплотном состоянии, получая временное и частное воздаяние за свои дела: «лежит человеком единою умрети, потом же суд» ( Евр.9:27 ). Состояние это будет продолжаться до второго славного и страшного пришествия Христова, когда «приидет Сын человеческий во славе Своей и вси святии Ангели с Ним» ( Мф.25:31 ). Тогда мгновенно последует воскресение мертвых и изменение живых: «се тайну вам глаголю», – говорит св. Апостол Павел, – «вси бо не успнем, вси же изменимся, вскоре, во мгновении ока, в последней трубе, вострубит бо, и мертвии восстанут нетлении, и мы изменимся» ( 1Кор.15:51–52 ). Как тела живых, так и мертвых изменяться, сделаются духовными, нетленными и бессмертными. «Сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор.15:44 ). «Подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в бессмертие» ( 1Кор.15:53 ; Лук.20:36 ). За этим воскресением мертвых и изменением живых последует страшный суд, который будет произведен по всей правде и со всей строгостью, и которому подвернутся все люди без изъятия: «всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым» ( 2Кор.5:10 ). За этим судом последует уже полное воздаяние за дела людей: «да приимет кийждо яже с телом содела или блага, или зла» (там же). Таким образом, по этому суду уже на веки будет определена судьба каждого человека: злые пойдут в муку вечную, а добрые, праведные в живот вечный: «Тогда речет царь сущим одесную его: приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира… Тогда речет и сущим ошую его: идите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный дьяволу и ангелом его… И идут сии в муку вечную: праведницы же в живот вечный» ( Мф.25:34 , Мф.25:41 , Мф.25:46 ). Грешники погибнут и будут претерпевать страшные мучения, не потому что Бог хотел их погибели, а потому что они «любве истины не прияша, во еже спастися им» ( 2Сол.2:10 ). Жизнь же праведников будет столь блаженна, что теперь этого блаженства мы и вообразить себе не можем: «не у явися, что будем» ( 1Ин.3:2 ). Впрочем, блаженство праведников будет неодинаково: каждый будет блаженствовать в той мере и степени, в какой он подвизался на земле в вере, любви и добрых делах: «Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых» ( 1Кор.15:41–42 ). Таково учение христианское.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vasilevi...

Глава 3 Мал.3:1 .  Се, аз послю 51 ангела моего 52 , и призрит 53 путь пред лицем моим. И внезапу приидет в храм свой 54 Господь, егоже вы ищете 55 , и ангел завета, егоже вы хощете. Весьма благовременно речь предлежащего нам пророчества переходит к таинству Христову, ибо Еммануил «бысть нам... от Бога и Отца правда... и освящение и избавление» ( 1Кор.1:30 ), – очищение всякой нечистоты, сложение грехов, отвержение постыдного, путь к наилучшему и приличнейшему, некая как бы дверь и вход к жизни вечной, – всякое исправление произошло чрез Него и низвержение жестоковластия, и обретение правды. Да и чем досточудным не обогатились мы чрез Него? Итак, «се, – говорит, – послю ангела моего, и призрит путь пред лицем моим». В этих словах, кажется, делает предвозвещение о святом Крестителе, ибо негде и Сам Христос сказал: «сей... есть, о немже есть писано: се, аз послю ангела моего пред лицем твоим, иже устроит путь твой пред тобою» ( Мф.11:10 ср. Лк.7:27 ). Так указал нам его и божественный Исаия, говоря: «глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Бога нашего» ( Ис.40:3 ср. Мф.3:4 ; Мк.1:3 ; Лк.1:3 ; Ин.1:23 ). Когда это случилось, говорит, и после того как недолго действовал назначенный возвещать это «внезапу приидет, – говорит, – в храм свой Господь, Коего вы ищете, и ангел завета, Коего вы желаете». Подтверждает это и блаженный Иоанн, говоря приходившим на крещение покаяния: «я крещу вас в воде; позади меня грядет муж, Коего я не достоин, да наклонившись развяжу ремень обуви Его: Тот вас крестит Духом Святым и огнем» ( Мк.1:7 ср. Мф.3:11 ; Лк.3:16 ; Ин.1:26–27 ). Итак, понимаешь, как тотчас вслед и как бы по стопам предвозвещавшего шествовал Христос, делавший Себя неизвестным (дотоле) для обитателей всей Иудеи и являвшийся как бы внезапно и неожиданно. Ангелом же назван божественный Креститель, полагаем, не по природе, ибо рожден от жены и был подобным нам человеком, – но потому, что ему вручено было служение проповедовать и возвещать нам это.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Вот, во второй части разбираемого пророчества и описывается приближение этого славного времени, черты которого отчасти и прообразовательно исполнились при возвращении Иудеев из плена Вавилонского. 3. Как понимать описываемое здесь отношение других народов к Иудеям и кого нужно разуметь под «исполином», пленившим Иудеев? – Господь особенным действием промысла Своего ( – «воздвизаю руку мою») и поставлением среди язычников Своего знамени, креста Господня, побудит уверовавших в Мессию народов к содействию Иудеям обратиться ко Христу и образовать из рассеянных чад Сиона единое общество верующих, причем лучшие аз язычников («Цари и Царицы») будут духовными детоводителями и питателями принимающих веру Иудеев, а великим представителям («Сиону») новой Церкви Христовой из Иудеев верующие из язычников будут воздавать почесть, подобную той, какую на востоке подданные воздают царю ( Ис.44:22 и 23). Последнее отчасти исполнилось и исполняется; потому что многие народы и цари воздавали и воздают должную честь и поклонение великим представителям Церкви из Иудеев, апостолам Христовым. Тоже и все прочее пророчество о чадах Сиона исполнится, когда, по объяснению ап. Павла, в церковь «войдет полное число язычников» и потом «весь Израиль спасется» ( Рим.11:25–27 ). – Под «исполином» же, пленившим Иудеев, нужно разуметь сатану, или диавола (ср. Мф.12:28 и 29; Лк.11:20 и 22), который духовно пленил их чрез их же грехи, особенно чрез Христоубийство, и господствует над ними доселе. Сам Господь Иисус Христос, обличая Иудеев, говорил, что они – «рабы греха» и отец их диавол заставляет их исполнять свои похоти ( Ин.8:34 и 44). От этого исполина может освободить Иудеев только вера во Христа И в истину совершенного Им дела искупления людей (ст. 31 и 32). § 27. Гл. 52:13–53:12: пророчество о страданиях «Раба Иеговы» Изложение содержании. – Господь, обращаясь к пророку и указывая на униженного и страдающего Раба Своего, говорит: «вот, Раб Мой премудро совершит свое служение, и потому вознесется и весьма прославится», и, обращаясь к Рабу Своему, говорит: «многие из званных ко спасению (т. е. Иудеев) придут в ужас и соблазнятся тем безчестием и позором, каким подвергнешься ты более всех грешных сынов человеческих»; но, – говорит Господь опять пророку, «многие народы и цари изумятся, в благоговении созерцая страдальца Раба Иеговы, и уверуют в него, когда услышат проповедь о нем» (52:13–15 ср. Лк.2:34 ; Рим.15:20 и 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Вопр. Каким образом святые слышат наши молитвы? Отв. Они слышат нас не своею силою, а по изволению от Бога. У Бога же все возможно для верующих ( Мф.19:26 ). Раскрываемую здесь истину подтверждают примеры из жизни слепого пророка Ахии и пр. Елисея. Ахия пророк, хотя был слеп, но, по озарению Духа Божия, узнал пришедшую к нему жену Иеровоама ( 3Цар.14:4–6 ). Пророк Елисей знал о том, что далеко от него делали слуга Гиезий и Сирияне ( 4Цар.5:25–27 ; 4Цар.6:8–12 ). § 3. О почитании мощей святых Угодников Вопр. Что в Православной Церкви называется святыми мощами Угодников? Отв. Мощами именуются всякие нетленные останки святых – кости, голова, ноги, руки и целые тела. Вопр. Как возможно явление нетленных тел, когда Бог сказал первому человеку: «прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:15 )? Отв. Бог объявил Адаму такую волю после его грехопадения. При создании же мира, Бог смерти и тления не творил ( Прем.2:23, 24 ). Потому, по особой воле Божией, некоторые тела праведников могут не истлевать. Вопр. Упоминается-ли в Библии о нетленных мощах святых? Отв. Упоминается. Таковы были «кости» ( 4Цар.12:21 ), или – по выражению Сираха – «тело» Елисея ( Сир.48:14 ). В Новом Завете сказано: в час смерти Христовой «гробы отверзлись, и многия тела усопших святых воскресли» ( Мф.27:52 ). Вопр. В каком отношении примечательно Евангельское свидетельство о воскресших «телах» святых? Отв. По слову Апостола, все люди «сеются в тлении» ( 1Кор.15:42 ), все по обычному порядку обращаются в прах ( Быт.3:19 ). Этот прах лишь при последнем суде Господнем облечется в нетление ( 1Кор.15:53 ). Но примечательно, что Евангелист Матфей, до общего воскресения, говорить о воскресших телах святых. Значит, с большою вероятностью можно предполагать, что эти тела оставались в земле нетленными; они-то своим новым появлением среди людей засвидетельствовали о Божестве нашего Господа. Вопр. Какую силу имеют мощи святых? Отв. Сами собой оне никакой силы не имеют ( Пс.6:6 ; Пс.29:10 ). Но, всемогуществом Божиим, от мощей Угодников могут проявляться чудеса и исцеления, как от «тела» Елисея ( 4Цар.13:20, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Прекрасно долготерпение: свидетель сего опять Сам Иисус, Который не только не хотел призвать легионы Ангелов против восставших на Него мучителей, не только укорил Петра, извлекшего нож, но исцелил ухо уязвленному ( Мф. 26:52–53 ; Лк. 22:51 ). Сие же после показал и Стефан, ученик Христов, молившийся за побивавших его камнями. Прекрасна кротость: свидетели – Моисей и Давид, за сие более всех похваляемые ( Числ. 12:3 ; 2Цар. 16:11–12 ; Пс. 131:1 ), и Сам Учитель их, не прекословящий, не вопиющий, не испускающий гласа на распутьях ( Мф. 12:19 ) и не противящийся ведущим Его. 3. Прекрасна ревность: свидетели сего – Финеес, одним ударом копья пронзивший мадианитянку вместе с израильтянином, дабы избавить от поношения сынов израилевых, и за свою ревность получивший себе славное имя; а после него – те, которые говорили: ревнуя поревновах по Господе ( 3Цар. 19:10 ); ревную по вас Божиею ревностию ( 2Кор. 11:2 ); ревность дому Твоего снеде мя ( Пс. 68:10 ), и не только говорили это, но и сильно чувствовали. Прекрасно изнурение тела: в том убедят тебя Павел, который не престает держать себя в строгости ( 1Кор. 9:27 ) и примером израильтян устрашает людей, надеющихся на себя и дающих волю своему телу ( 1Кор. 10:5 –8 ), и Сам Иисус, Который, быв искушаем, постится и побеждает искусителя ( Лк. 4:2–13 ). Прекрасны молитва и бдение: в том убедит тебя Сам Бог, Который перед страданием проводит ночь без сна в молитве ( Мф. 26:39, 42, 44 ). Прекрасны чистота и девственность: в этом убедят тебя Павел, который предписывал на сие законы и справедливую назначает цену брачной и безбрачной жизни ( 1Кор. 7:1–11, 25–40 ), и Сам Иисус, родившийся от Девы, дабы и рождение почтить, и отдать предпочтение девству. Прекрасно воздержание: в том убедит тебя Давид, который, овладев кладезем вифлеемским, не стал пить воды, но только излил ее в честь Господу, не желая утолить жажды своей кровью других ( 1Пар. 11:18–19 ). 4. Прекрасно пустынножительство и безмолвие: это показывают мне Кармил Илии, пустыня Иоаннова, гора Иисусова, на которую часто отходил Господь, дабы в безмолвии беседовать с Самим Собой ( Мф. 14:23 ; Лк. 6:12, 9:28, 22:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

По общему мнению, такое изображение показывает сошествие Христа в ад. И естественно думать, что центральная сцена со Христом во главе происходит в аду. Действительно, это подтверждается, например, Дионисием Фурноаграфиотом, который, приводя в «Ерминии» описание подобного изображения, говорит: «Под скалами видна мрачная пещера. Тут ангелы в светлых ризах связывают Вельзевула – князя тьмы, и гонят бесов копьями; а люди, нагие, связанные цепями, смотрят вверх. На дне ада видны разломанные замки и поверженные ворота его. Христос, стоя на них, держит правою рукою Адама, а левою Еву; одесную Его праведные цари..., а ощую пророки и многие другие…» О том же пишет Н.В. Покровский: «В памятниках иконографии Спаситель, сходящий в ад, обычно изображается в блестящем ореоле Спаситель стоит на вратах адовых, разрушенных и положенных накрест. Т.к. это темное место находится в преисподней, то для яснейшего выражения этой мысли пропасть ада обрамляется двумя скалами Ближайшим мотивом, вызвавшим эту форму, могло послужить заключение Евангелиста, что в момент смерти И. Христа на кресте земля потряслась, и камни разселись, и гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли (XVII, 51 –52). Какие камни – погребальные или простые, разумел Евангелист, неизвестно; но подлеположение событий – распадение камней и воскресение из мертвых давало древним повод думать, что эти события имеют неразрывную связь между собою. Отсюда явилось предание, что одна из образовавшихся разселин близ Голгофы есть пропасть ада. О древности предания свидетельствует русский паломник игумен Даниил, который в своем описании Иерусалима говорит, что возле церкви св. Первомученика Стефана “есть гора каменна плоска, – разселася в распятие Христово, и то зовется ад”. Это предание подтверждается и другими паломниками, например, диаконом Арсением Солунским (с левую сторону гроба Господня есть пропасть велика, где сошел Христос во ад; стоит весь год запечатана)…» При единстве в главном отзыв Н.В. Покровского отличается от Дионисиева довольно пространным церковно-историческим комментарием. Две мысли выделяются в нем особенно: это указание на скалы как на знаки адских глубин и ссылка на Евангелие от Матфея как на «вызвавшее эту форму». Однако упоминаемые стихи Матфея, согласно церковному толкованию, приводимому прежде, в действительности имеют иное освещение и отделяют момент воскресения мертвых от явления природных знамений, сопровождавших смерть Христа, на три дня – от Великой Пятницы до Светлого Воскресения – так как «многие тела усопших святых воскресли» «по воскресении Его» (Мф. 27. 5253) . Если же развить толкование Н.В. Покровского, то выйдет, будто Спаситель должен был воскреснуть в момент Своей смерти – адогматическое допущение.

http://bogoslov.ru/article/2542025

Все сии черты, сообщенные нам св. Евангелистами, внушают высокое понятие о значении сих слов: Сын человеческий. Вполне объясняет его верховный Апостол Петр. Когда Господь спросил учеников Своих: Кого мя глаголют человецы быти, Сына человеческаго; Вы же кого мя глаголете быти; Апостол отвечал: Ты еси Христос, Сын Бога живаго ( Мф.16:13–16 ). И потому понятие о Сыне человеческом равносильно понятию о Христе, о пришедшем во плоти Сыне Божием. Так и в словах Ев. Иоанна, которые подали повод к этому размышлению, наперед сказано: и область даде Ему и суд творити, яко Сын человечь есть – и тут же прибавлено, что услышат сущии во гробех глас Сына Божия. – Иисус Христос точно Судия живых и мертвых, и точно наступит время, когда по Его гласу восстанут мертвые из гробов. Исполнение сего началось уже, когда Он воскрес из мертвых; ибо тогда многие воскресли, как повествует Ев. Матфей (27:52 и 53). Иисус Христос предсказывал о втором Своем пришествии и о суде, называя Себя во всех сих предсказаниях Сыном человеческим: приити ибо имать, говорил Он, Сын человеческий во славе отца Своего со Ангелы Своими: и тогда воздаст комуждо по деяниям его ( Мф.16:27 ). О пришествии Своем заранее предупреждал людей: будите готови: яко в оньже час не мните, Сын человеческий приидет (там. 25:44). Неожиданность пришествия Своего и со стороны людей беспечность выразил сими словами: яко бо бысть во дни Ноевы: тако будет и пришествие Сына человеческаго, и проч. (там. ст. 37). Пришествие Свое изобразил Он страшным и величественным: якоже бо молния исходит от восток, и является до запад: тако будет пришествие Сына человеческаго (там. ст. 27). Пред Его пришествием явится знамение Сына человеческаго на небеси, – и потом узрят Сына человеческаго, грядущаго на облацех небесных с силою и славою многою, и проч. (там. ст. 30). Понимая из этих свидетельств все величие имени: Сын человеческий, и углубляясь более и более в Его значение и причины, по которым оно принято Иисусом Христом, мы вспоминаем пророчество Давида, в котором он сказывал о видении Сына человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

39 Это прибавление читается и в известном Евангелии Московского Архангельского собора Мстиславовом первой полов. XII в. 44 И прочие списки разнятся в переводе сих, слов в разных евангелиях: сп. 27. в Мф. хлеб наставшаго дне, Лк. бытный, сп. 25. Мф. хлеб. наставшаго дне, Лк. насыщь, сп. 24. Мф. хлеб достоин естеству, Лк. насущный. Такие же имеют разности списки 21. 23. 24. 28. 30. 31. в стихах Ин. 15:4. 5 ., читаемых в нед. 7 Ин. и в 1-е страстное Евангелие. 45 О таком чтении Евангелия равно как и Апостола, упоминает патриарх Константинопольский Филофей в послании к ученику своему, которое помещено в сборнике Троицкой Сергиевой Лавры XV в. под названием: Патерик Скитский. N 4. л. 319. 46 Как делились послания по гранесам, или стихам, можно видеть в сей ркп. из послания к Филимону, в котором стихи эти обозначены числительными буквами на поле. 47 Здесь при втором послании к Коринф. читается ещё особое краткое обозрение его содержится, нач. все слово е въ ептлии. се.е ра (на Греч. в изд. Маттнаеі ер. ad Corinth. р. 8). Оно помещается и в старинных изданиях Апостола, напр. Московских 7105 и 7129 г. 48 В сп. 40 просто: стхъ. г. прпбны ць, едора и пр. в. сп. 44 преставленіе блговрнаго кнз феодора и ча его. 50 Путешествие Стефана помещено в Сказаниях Русского народа кн. VIII. стр. 51–55. Здесь сказано стр. 53: ту лежит Феодор Студийский: из того бо монастыря в Русь посылали много книг: устав, триодь и иные книги. – И далее стр. 54: обретохом на пути Ивана ч Добрилу, своих Новгородцев, живут сипсаючи тут в монастыре Студийском от книг св. Писания, зане бо искусни зело книжному списанию. – Игнатий в своём путешествии 1389 г. упоминает о Русских в том же монастыре, иже, говорит он, добре упокоиша нас. Сказ. Русск. нар. стр. 100. – В том же монастыре переписал и митр. Киприан лествицу своею рукою в 1387 г. 51 Ещё Карамзин, (Ист. Г. Р. Τ. IV. пр. 227) заметно сходство последних выражений с известным словом о полку Игореве. 52 При этом будем ссылаться на N 96 хотя не древним (XVI в), но полными, тогда как в старшем списке N 95 содержатся только первые 4 послания Апостола Павла. 54 Обозревая отношение списков к тексту толк. Апостола, содержащего только Павловы послания в древнем виде, по удобству обращаем здесь внимание и на текст прочих книг Ап., при толковании находящихся. Читать далее Источник: Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки : Отд. 1-3/[Александр Горский, Капитон Невоструев]. - Москва : Синод. тип., 1855-1869. - 5 т./Отдел первый. Священное писание. - 1855. - XIV, 342 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010