Если же могут источать чудеса даже вещи, прикасавшиеся к телу Святого, то тем более может это делать самое тело. Отсюда само собою становится ясным, за что мы почитаем мощи Святых Угодников? Мы почитаем их за то, что они – хранители и проводники Божественной Благодатной силы· они сосуды, из которых могут черпать все, с верою припадающие к ним. И такое наше отношение к мощам Святых Угодников вполне законно и согласно с Словом Божиим, ибо Сам Господь, по свидетельству Псалмопевца, «хранит все кости их, и ни одна из них не сокрушится» ( Пс.33:20–21 ); а премудрый Сирах выражал желание «да процветут кости» тех пророков, которые «утешали Иакова» ( Сир.49:12 ). 4. Возражения сектантов против Святых Мощей Отвергая почитание Святых Мощей, сектанты прежде всего доказывают, будто тела Святых людей не могут быть нетленными. При этом сектанты ссылаются на следующее место Св. Писания: 1) 1Кор.15:50 . «Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» . Но если означенные слова указывают на то, будто тела Святых не могут быть нетленными, то как же тогда понимать слова Псалмопевца: «Ты не оставишь души моей во аде, и не дашь святому Твоему видеть тление» ( Пс.15:10 ), а также повествование Евангелиста; что в момент смерти Спасителя «гробы отверзлись; и многие тела усопших снятых воскресли» ( Мф.27:52 )? Очевидно, что приводимое сектантами свидетельство необходимо понимать иначе. Правильное объяснение будет такое: Говоря о воскресении мертвых в день Страшного суда, Апостол объясняет, почему наши тела будут изменены? Потому, что условия новой жизни потребуют и новых тел, приспособленным к условиям жизни вечной, духовной. Поэтому, объясняет Апостол, если мы и не умрем до дня суда Божия, то все же мы « изменимся », «ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» ( 1Кор.15:51–53 ). Следовательно, когда Апостол говорит, что «тление не наследует нетления» , то имеет в виду необходимость в изменении тел при кончине мира, а вовсе не отвергает случаев нетления мощей Святых в этой жизни, как неправильно думают сектанты.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

В настоящей связи это наблюдение представляет интерес потому, что расположение материала по седьмеричному принципу для Мф. не характерно·. Так, блаженств в Мф. (ср. Мф.5:3–12 ) не семь, как иногда думают 76 , а девять или восемь, если их свести к основному ядру стт. 3–10 77 . В гл. XIII формула «подобно Царство Небесное» (μοι θη βασιλε α τ ν ο ραν ν в ст. 24 и μο α στιν βασιλε α τ ν ο ραν ν  в стт. 31, 33, 44, 45, 47), которою вводятся притчи о Царстве, повторяется шесть раз. Если присоединить к этим шести притчам предваряющую их притчу о сеятеле (стт. 3 слл.), общее число притч возрастет до·семи, но с заключительною притчею о книжнике (ст. 52) дойдет до восьми. В отрывке Мф.5:21–48 толкованию подвергаются шесть заповедей ветхозаветного закона. В Мф.6:1–18 , как об этом была речь и в первой статье 78 , учение о праведности раскрывается в трехчлене милостыни, молитвы и поста. В отрывке Мф.24:42–25:46 призыв к бодрствованию, которым заканчивается эсхатологическая речь, выражен в пяти приточных образах. Даже в Мф.1:17 , отмечая с особым ударением, что в приведенном им родословном древе Иисуса Христа насчитывается три раза по четырнадцати родов, Евангелист, хотя и приводит число, кратное семи, но не делает и попытки разложить его на его множители. Мы можем согласиться с Лундом 79 , что Евангелист Матфей обнаруживает склонность к числовым комбинациям. Но заслуживает внимания, что в приведенном перечне, покрывающем все Евангелие, седьмерица просто отсутствует. Есть одно исключение: обличительная речь против фарисеев ( Mф. XXIII ). В своей основной части (стт. 13–31) она построена, как седьмикратное возглашение «горя» (ср. стт.13 80 , 15, 16, 23, 25, 27, 29). Но заслуживает внимания, что, в отличие от других больших речей Мф., она не заканчивается характерною для Первого Евангелиста заключительною формулою (ср. Мф.7:28, 11:1, 13:53, 19:1, 26:1 ), которая тоже, кстати сказать, повторяется в Мф. не семь, а пять раз. Если в построенной Евангелистом Матфеем системе учения Христова эта формула отмечает основные части системы, позволительно думать, что обличительная речь против фарисеев не была компилирована Евангелистом из доступных ему материалов, но дошла до него в готовом виде. Принимая этот вывод, мы приходим к неожиданному результату: единственная, наряду с М. Г., седьмерица Мф. обязана своим происхождением не Евангелисту.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

27:50. «Испустить дух», т. е. умереть. 27:51–53. В иудаистской традиции встречаются истории о катаклизмах, происходивших после смерти благочестивых раввинов, особенно тех, чье ходатайство было для людей жизненно важным. В редких случаях греческие авторы также упоминают подобные катаклизмы в связи со смертью выдающихся философов. Эти события как нельзя более наглядно раскрывали их очевидцам и древним читателям величие Иисуса. 27:51. Завеса отделяла святилище, где совершали служение священники, от святая святых, где обитал Бог ( Исх. 26:33 ). Матфей, вероятно, сопоставляет раздирание завесы с раздиранием одежд при звуках богохульства ( Мф. 26:65 ). Хотя разодранная завеса может означать, что крест открыл всем людям доступ к Богу, более вероятно, что это знак отделения Бога от храма (как в Иез. 10, 11 ). В апокалипсисах наступление «Царства иногда сопровождается землетрясением. 27:52,53. Хотя воскресение святых, как и описанные в Ветхом Завете случаи воскрешения, не означает, что эти люди больше не умрут, это явление предвещает ожидаемое иудаизмом «воскресение в конце времен, когда мертвые воскреснут для вечной жизни. Археологические данные указывают на то, что в популярном (неофициальном) иудаизме могилы святых почитались. 27:54. Здесь язычник, один из палачей, предстает как первый человек, признавший после смерти Иисуса Его Божественную природу. Возможно, впрочем, что титул «Сын Божий» он понимал совершенно иначе, чем евреи и христиане, в том числе и Матфей (см.: Дан. 3:25,29 ), а именно как титул героя-полубога, сына божества, но не «Мессии. 27:55,56. Обычно на казни присутствовали родственники и друзья осужденного; опасности быть обвиненными в сотрудничестве с мятежником подвергались только ученики мужского пола. Женщины довольно часто (хотя гораздо реже, чем мужчины) выступали в роли благотворительниц, поддерживавших религиозные или какие-либо другие группы. Но присоединение женщин к ученикам Иисуса было в еврейской Палестине из ряда вон выходящим событием. 27:57–61 Погребение Иисуса

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

При таком гибельном ослеплении умов и сердец, что долженствовало произвести появление Иисуса Христа в народе иудейском не с мечом, величием и славой земной, а в самом простом и смиренном виде народного Учителя, окруженного не легионами воинов, а дванадесятью простых и бедных учеников, — с одной проповедью о приближении Царства Божьего (Мф. 4,17–23; Мк. 1,14; Лк. 4,21; 43; Мал. 3,2) и исцелением недужных, без обещаний свободы от ига иноплеменников, без всяких предложений каких-либо земных выгод, даже без обращения к главам народа, к лицам, имеющим вес и влияние в обществе? Мессия из Галилеи, откуда, по ложному понятию тогдашних книжников, и обыкновенный пророк не приходит (Ин. 7, 52), — из Назарета, где, по бедности и малолюдству этого города, не предполагали ничего важного и общеполезного (Ин. 1,46), Мессия, вместо славы и побед, проповедующий нищету и самоотвержение (Мф. 5, 10), не имеющий где подклонить главу (Мф. 8, 20), нередко предрекающий Себе поносную смерть на кресте, а между тем в то же время усвояющий Себе бытие до рождения Авраама (Ин. 8, 56–59), возносящий Себя превыше всех праотцов (Ин. 4, 12; 8, 53) и даже равняющий Себя с Самим Богом (Ин. 10, 30), Мессия, не щадящий страстей и пороков в фарисеях и первосвященниках (Мк. 7, 6; Ин. 8; Мф. 23; 21, 31–32), ставящий ни во что их мнимую праведность (Мф. 5, 20) и в то же время обращающийся с мытарями и грешниками (Мк. 2, 16), обещающий ввести в Царство Небесное язычников, с изгнанием из него многих иудеев во тьму кромешнюю (Мф. 8, 11, 12; Лк. 13, 24–30), Мессия, повелевающий платить беспрекословно дань кесарю (Мф. 20, 43; Мк. 12,13–17; Лк. 20, 20–26), думающий без оружия и земной силы одной проповедью основать какое-то духовное, невидимое царство (Лк. 17, 20; Ин. 18, 26), без всякого участия синедриона (Мф. 21, 23–27), Мессия, идущий во всем вопреки любимейшим ожиданиям народа, вопреки всем понятиям книжников, против господства самого синедриона, — такой Мессия преданному мирским видам и честолюбию, своекорыстному и гордому Каиафе и клевретам его в синедрионе, по необходимости, казался лицом странным и неудоприемлемым, противным и опасным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

129 по пер. Библии, цитируемому переводчиком: пока не прийдет отложенное ему, и Тот чаяние язычников. 130 по пер. Библии, цитируемому переводчиком: отложенное, — Князь. 131 у переводчика: только Он один был предметом чаяния для язычников, для... 132 по пер. Библии, цитируемому переводчиком: язычники будут уповать — Ис. 42:4. 133 по пер. Библии цитируемому переводчиком: находящимся в узах — Ср. Ис. 49:9. Притч. 5:22. 134 по пер. Библии, цитируемому переводчиком: изыдите — Ис. 49:9. 135 по пер. Библии, цитируемому переводчиком: и дал я тебя в завет язычников, чтобы восстановить землю и наследовать наследие пустыни и сказать находящимся в узах: «исходите», и пребывающим во мраке: «откройтеся» — Ис. 49:8, 9. 136 по переводу Библии цитируемому переводчиком: на всех путях будут пастись, на всех дорогах пастбище их — Ис. 49:9. 137 Ср. Мф 27:39—44; Мк. 15:29—33; Лк. 23:35—39. 138 по пер. Библии, цитируемому переводчиком: узнают Его — Ис. 52:15. 139 славянск. «не вменился»; рус. пер. с еврейского: «и мы ни во что ставили Его.» 140 по пер. Библии, цитируемому переводчиком: Вот уразумеет отрок мой, и возвысится, и прославится, и возвеличится. И как многие ужаснутся о Тебе, так обесславится от людей вид Твой и слава Твоя от сынов человеческих. Так удивятся многие язычники о Нем... Удалее: Он — человек, покрытый ранами и умеющий переносить болезнь, потому что отвратилось лицо Его, покрылось позором, и Его считали ни во что. Сей грехи наши носит и о нас болезнует, а мы думали, что он находится в труде, страдании и озлоблении (от Бога). И далее: раною Его мы исцелились. Все как овцы заблудились, человек с пути своего сбился: и Господь предал Его за грехи наши, а Он, при озлоблении (Своем), не открывает (даже) уст своих; далее рус. Синодальный перевод довольно близок к цитируемому — Ис. 52:13—15; 53:1—8. 141 по пер. Библии, цитируемому переводчиком: обесславится от людей вид твой — Ис. 52:14. 142 по пер. Библии, цитируемому переводчиком: Он — человек в ране пребывающий — Ис. 53:3. 143

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3777...

Лк.23:48 . «Бия себя в грудь»: в знак скорби и сетования о случившемся (ср. Лк.8:52, 18:13 ). Это замечание из евангелистов делает один только Лука, и замечание весьма характеристическое и соответственное всему ходу дела. Фанатизированная первосвященниками и начальниками народными толпа кричала – смерть Ему; это были минуты совершенного народного ослепления или как бы опьянения. Большая часть этой толпы, присутствовавшей при распятии Господа, едва ли была при осуждении Господа утром и не заражена была этим фанатизмом, а потому, когда был уже распят Господь, часть этой толпы фанатизированная издевалась над Господом, но другая – «стояла» и «смотрела» (ст. 35) как бы в раздумье или недоумении. Когда же необыкновенные знамения совершились при смерти Господа, эта как бы охмелевшая часть толпы была поражена и смущена, другая выведена из недоумения; первым чувством была скорбь о происшедшем и страх, и – вот «весь народ», сошедшийся на это зрелище, видя происходящее, возвращался бия себя в грудь. Такие резкие переходы от одного настроения к другому естественны в возбужденной толпе народной даже и не при таких разительных случаях. Лк.23:49 . «Стояли из дали»: см. прим. к Мф.27:55 . Мк.15:40–41 . Под знавшими Господа разумеются здесь, вероятно, более близкие к нему из Иерусалима и окрестностей его, как-то друзья Его вифанские, хозяин дома, где происходила тайная вечеря, и др. После, как можно думать, перед смертью Господа, некоторые из них подошли ближе к кресту ( Ин.19 и дал.), а в то время, когда еще не прошел фанатизм толпы, они стояли издали и смотрели на страдания своего Учителя и Господа, считая, может быть, небезопасным приближаться к Страдальцу, осыпаемому насмешками. Лк.23:50–53 «Тогда»: под вечер уже этого дня ( Мф.27:57 . Мк.15:42 ). – «Некто, именем Иосиф» и пр.: см. прим. к Мф.27:57–60 . Мк.15:42–46 . – «Не участвовавший в совете и в деле их»: член Синедриона, он имел смелость отказаться от участия в беззаконном суде Синедриона над Господом, без сомнения потому, что считал Его невинным. – «Где еще никто не был положен»: обстоятельство, о котором не упоминают первые два евангелиста, важное тем, что отнимало у врагов Иисуса возможность к новой клевете на воскресшего Господа. Если бы в этом гробе был схоронен еще кто-либо, то наглость и бесстыдство могли подвигнуть их распространять слух, что не оказалось в гробе тела не Иисусова, а другого, прежде схороненного (ср. Феофил.); теперь же они только и могли выдумать такую нелепость, что тело Его украдено учениками ( Мф.28 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Вот что между прочим говорится о сем у одного из наших толковников: «жребий служения Иуды был жребием свидетельствования сторонника врагов Иисуса и предателя Учителя своего. Если бы одни только верные свидетельствовали о высокой чистоте жизни Господа, Его учения и намерений, то в них можно было бы видеть друзей и соучастников. Враги Господа кроме Иуды не могли желать лучшего свидетеля на суде, но даже и ценою золота ничего не извлекли для себя от корыстолюбивого предателя и по необходимости должны были подкупать других лжесвидетелей» (см. у Протоиерея Полотебнова, стр. 42 и 43). Замечательно выражение об Апостольском служении, как жребий. Это выражение заимствовано из обычая Евреев решать некоторые дела метанием жребия (так, напр., об одежде Иисуса Христа метали жребий: ( Мф.27:35 )). Жребий по-гречески зовется κλρος, посему и все причисленные к священному служению называются «клириками», а совокупность их – «клиром». 52 Сообщение Апостола о смерти Иуды очень характерно. Он не говорит об общеизвестном удавлении Иуды ( Мф.27:5 ), но сообщает, что он низринулся (с дерева, на котором повесился), причем у него (еще живого) расселось чрево и оттуда выпали внутренности. Этот смертный ужас, конечно, должен был поразить слушателей страхом ужаса, хотя многие из них и знали это. Обращая затем внимание на алчность Иуды, Апостол как бы самому Иуде приписывает приобретение на 30 серебренников (около 45 рублей), полученных им за предательство, земли, причем цену называет «неправедною мздою», потому что продают то, что принадлежит кому по праву. А здесь раб продал Владыку, лукавый ученик – Божественного Учителя. Нехорошею мзду эту нашли и Еврейские начальники, а потому, когда Иуда бросил им ее, сказавши, что он предал им неповинного, то они не могли взять ее, чтобы положить в церковную сумму, хотя говорили только, что это невозможно потому, что «эта цена крови» ( Мф.27:6–7 ), умалчивая о том, какая эта кровь, и зная хорошо, что эта кровь действительно была неповинная. 53 Упоминание об общеизвестности всего этого Иерусалимлянам Апостол может быть делает для успокоения умов верующих, смущавшихся предательством Иуды, ибо все дело это, взятое в целости, ясно Доказывает, что гнусный изменник потерпел достойное воздаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

ad Pulch. 27//ACO. . 1. Vol. 1(5). P. 44). Христос молился Отцу «с сильным воплем и со слезами» (Евр 5. 7) от лица всех людей, поскольку «это мы были в Нем, как во втором начатке рода… прося того, чтобы была уничтожена власть смерти и восстановлена та жизнь, которая и была издревле дарована [нашей] природе» ( Cyr. Alex. Or. ad Pulch. 31//ACO. . 1. Vol. 1(5). P. 48-49). Он взывал на Кресте: «Боже Мой! - для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27. 46), усваивая Себе нашу богооставленность, бывшую следствием грехопадения, и тем самым разрешил «постигшее нас оставление», умоляя Отца «оказать такое же благоволение к нам, какое оказано Ему Самому» ( Cyr. Alex. Or. ad Pulch. 17//ACO. . 1. Vol. 1(5). P. 34-35). В смерти Он предает Отцу «собственный дух, то есть ставшую единой с Ним душу», чтобы мы «более не сходили в ад», но, «предавая свои души верному Творцу, пребыли в благих надеждах» (Ibid. 44//Ibid. P. 58). Как человек Он взошел «в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие» (Евр 9. 24) и тем самым «как бы привел к взору Бога и Отца человеческую природу, которая была отлучена из-за преступления в Адаме». В Себе Самом «нас Он представляет очам Отца… так что мы, наконец, оказались достойными Отеческого воззрения, будучи приняты в разряд сынов» ( Cyr. Alex. Or. ad Pulch. 35//ACO. . 1. Vol. 1(5). P. 52-53). Наряду с учением о «возглавлении» у К. ясно выражено и учение об искуплении в строгом смысле слова, также имеющее для него библейские истоки (Ис 53. 4-6; Ин 1. 29; 1 Петр 1. 18-19; Гал 3. 13-14; Евр 9. 11-14). Воплощенное Слово принимает на Себя наши грехи и вместо нас терпит за них наказание, так что Его смерть по плоти является исполнением вынесенного нам приговора. Это - Жертва, принесенная Богу за людей. Божественное достоинство Христа определяет высочайшую цену Его искупительной жертвы, благодаря чему она примиряет с Богом, разрешает от проклятия и оправдывает верующих в Него. «Он один умер за всех, будучи удовлетворительной ценой всех ( πντων ντξιος) и собственную душу сделал выкупом (ντλλαγμα) за наши души… Единородный стал человеком, понес тело, природно подверженное смерти, и был наименован плотью, чтобы, претерпев за нас смерть, угрожавшую нам за грех, привести грех в бездействие и унять, наконец, обвиняющего нас сатану, так как мы в Самом Христе понесли наказание за виновность в прегрешении» ( Cyr.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Ибо я благовествовал вам, яко Христос умре грех наших ради, по писанием: и яко в третий день воста, по писанием ( 1Кор.15:3,4 ), а не по басне, и не по учению людей, имеющих говорить от себя, чего нет в писании. Ибо иудеи от себя говорят, что не воскрес, а Маркион и другие от себя говорят, что мнимо пострадал и погребен; я же удостоверяю вас по писанием. Посему апостол тотчас присовокупляет: тако проповедуем, и тако веровасте, яко Христос умре, и погребен бысть, и воста в третий день; и потом: аще мертвии не востают, то ни Христос воста: и аще Христос не воста ( 1Кор.15:16,17 ), суетно проповедание наше (–14): и после всего этого: подобает бо мертвенному сему облещися в безсмертие, и тленному сему облещися в нетление (– 53). И не сказал: мертвенному сему вместить бессмертие, или: тленному сему вместить нетление, но: мертвенному и тленному облещися в нетление и безсмертие, Какое же это мертвенное, если не тело, которое не только вместит в себе бессмертие, но и вселит в себе, и не так облечется в бессмертие, что тело будет откинуто, и не умирающая душа облечется в бессмертие, но так, что мертвенное облечется в бессмертие, и тленное в нетление, то есть тело? Ибо телу свойственны смерть и нетление на время, в следствие разложения, привнесенного в оное за преслушание Адамово . А что апостол в виде обещания сказует о благодеяниях, имеющих совершиться в теле, в знак того говорит, что это имеет исполниться: тогда будет слово написанное: пожерта бысть смерть победою, чем означает, что воскресение мертвых имеет быть тогда: потому что смерть отчасти пожерта в воскресении Христа и восставших вместе с Ним, ибо, как говорит Евангелие, восстали многа телеса святых, и внидоша с Ним во святый град ( Мф.27:52,53 ); но пожерта она будет победою тогда, когда совсем исчезнет отовсюду. Из второго послания к Коринфянам У Маркиона поставлено оно третьим; но с тем различием от нашего счисления, что первым у него поставлено послание к Галатам. Зам. 1 и 25. (1:20). Елика бо обетования Божия, в Том ей; посему через Него и аминь Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

§ 17. С наступлением утра, совершая полунощницу, священник должен о сем размышлять прилежно, как Господь наш, в полночь идя на вольную страсть, в саду Гефсиманском так прилежно молился, что пот Его был как капли крови, каплющей на землю, и как взятый там воинами, подобно злодею, связанный веден был прежде ко Анне, и какое здесь потерпел уничижение, оплевания, биения и другие неисчетные страдания, – и все это для того, чтобы освободить нас от уз греховных и от томления и мучительства диавольского. ( Мф. 26: 36–56 ; Мк. 14: 32–52 ; Лк. 22: 30–53 ; Ин. 18: 1–28 ). § 18. Совершая утреню, священник пусть размышляет, как Господь с великим уничижением был веден от Анны к Каифе, и какие там потерпел от полуночи до утра, ради грехов наших, испытания, лютые томления, заушения, оплевания, поругания и немилосердные ударения и т. п. Вместе с сим, присовокупляя первый час к утрени, священник пусть благоговейно представляет в уме своем, как Спаситель наш в первый час дня (по еврейскому счету соответствующий нашему 6 часу утра) был веден в претор от Каиафы к Пилату подобно злодею, благодетель связанный, и как там Он, всего мира Судия, был оклеветан от беззаконных архиереев и старцев Иудейских ни от неправедного судии осужден для спасения грешников. (Мф26: 57–68; Мк. 14: 53–66 , Лк. 22: 54–71 ; Ин. 18: 15–24 ). § 19. За сим в свое время совершая третий час, священник во умилении сердца благоговейно да размышляет, как Спаситель наш в третий час дня (соответствующий нашему 9 утра) был судим Пилатом и какие тогда потерпел различные поругания и заушения, как привязанный к мраморному столбу понес лютые раны, и вместе с сим увенчание острым тернием и другие нестерпимые муки, чтобы нас освободить от мучительства диавольского. К сему в то же время каждому иерею прилично размышлять и о том, как Дух Святый в третий час дня сошел на св. апостолов в огненных языках, и таким обр. размышляя, священник должен молить Господа, чтобы он и ему подал Духа Святаго к духовному просвещению и к достойному совершению предлежащего ему божественного священнодействия. (Мф. 27: 11 –14, 27–30; Мк. 15: 1–5 ; Лк. 23: 1–6 ; Ин. 18: 28–36; 19: 1–6 ; Сравн. Деян. 2: 1–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010