Это видим в толкованиях Феофилакта, архиепископа Болгарского, и Евфимия Зигабена . Феофилакт, из диаконов великой Константинопольской Церкви возведенный на архиепископию Болгарскую вскоре после смерти Михаила Керуллария, в своем толковании на Евангелия, пользуясь большею частью трудами св. Иоанна Златоустог о, руководствуется ими в объяснении обстоятельств последней Вечери. Объясняя Мф.26:17 , он говорит: «Первым днем опресноков евангелист называет день пред опресноками. В пятницу вечером иудеи должны были есть пасху; день этот назывался опресночным 52 . Итак, Господь посылает учеников в четверг, который евангелист называет первым опресноков, потому что он предшествует пятнице, ввечеру которой ели опресноки 53 . Восхотел Он совершить Пасху, чтобы не показаться противником закона» 54 ( Мф.26:20 ). Вечеру же бывшу, возлеже. О возлежании за Вечерею и ст. 57-м о ноже Феофилакт делает те же самые замечания, какие мы видели у Златоуста 55 . ( Мф.26:57 ) Воини же, емше Иисуса, ведоша к Каиафе. «Ведут Иисуса к Каиафе, потому что он был архиерей лету тому. У него провели ночь и прочие, не вкушая тогда пасхи. Они дожидались, чтобы умертвить Господа, и преступили закон. Господь ел пасху в узаконенное время, а они, чтобы только умертвить Господа, презирают и закон. ( Мф.27:45 ) От шестого же часа тма бысть по всей земли до часа девятого. «Тма произошла не от причин физических, как-то: от затмения солнца, бывающего по физическим законам, ибо затмение солнечное не бывает в 14-й день луны, а во время распятия Господа она была в 14-м дне, ибо тогда совершалась Пасха иудейская» 56 . Объясняя Иоанна 18:28 да не осквернятся, но да ядят пасху, повторяет слова Златоуста. Мысль о совершении Господом законной Пасхи самостоятельнее раскрыта Феофилактом в его сочинении под заглавием «В чем латиняне достойны обличения». После пространного рассуждения о догмате исхождения Святого Духа здесь он говорит о новом спорном предмете: «Мы не будем перетолковывать значения слов в первый же день опресноков, утверждая, что это есть 10-й день, в который избирали овча.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Однако чтения распределены по последованию, состоящему не из 8 (как в армянском Лекционарии) или 12 (как в грузинском Лекционарии), а из 4 блоков, порядок каждого приближен к порядку обычного дневного часа по палестинскому Часослову (1, 3, 6 и 9-го). Чтения дополнены особой гимнографией. Порядок каждого часа Великой Пятницы следующий: псалом (один из обычных псалмов вседневных часов), тропарь Великой Пятницы, 3 особых тропаря со стихами (так что на всех 4 часах таких тропарей 12), прокимен, паремия, Апостол, паремия, Апостол, прокимен, Евангелие, стихи часа и проч. После прочтения Евангелия на 9-м часе указано петь особую стихиру, а после стихов часа и Трисвятого - совершать литию в часовне Воскресения с пением кондака Великой Пятницы, т. к. в кувуклии Патриарх благословляет св. закваску (zume (греч.)) - специально приготовленное тесто, символизирующее печать, наложенную по приказу Пилата на пещеру Гроба. Вечерня, совершаемая по монастырскому чину, имеет следующий порядок: Пс 103, " Господи, воззвах " и стихиры, " Свете тихий " , 3 паремии (Исх 33. 1-23, Иов 42. 12-17d, Ис 52. 13-53. 12), каждая предваряемая прокимном (из Пс 34, 21, 87), Апостол (1 Кор 1. 18-2. 2), аллилуиарий и Евангелие, " Сподоби, Господи " , стиховные стихиры, " Ныне отпущаеши " , тропарь Великой субботы ( " Благообразный Иосиф " ), просительная ектения, и отпуст. Особенные элементы службы - обряд раздачи св. закваски после стиховных стихир, а также чтение посвященной Страстям молитвы (нач.: " Господи Иисусе Христе Боже наш, Спасе мира, сподобивый в час сей " ) перед отпустом. Чтения на вечерне те же, что и в константинопольских Типиконе Великой церкви и др. послеиконоборческих памятниках, но не древние иерусалимские (что, в частности, заставляет заключить что Евангелие вечерни -составное (Мф 27. 1-38 + Лк 23. 39-43; Мф 27. 39-54 + Ин 19. 31-37 + Мф 27. 55-61), как и в Типиконе Великой церкви, хотя в Святогробском Типиконе, указаны лишь 1-й и последний стихи). Богослужение Великой Пятницы в константинопольской соборной традиции IX-XII вв.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

8), и благоволил сообщить пророку откровение о благих последствиях смерти Раба Своего. Господь за его смерть и погребение даст ему во лукавых и богатых врагов его для совершения карательного суда над ними; этим хочет Господь очистить его от позора осуждения на смерть, так как он ни делом, ни словом ни в чем не – согрешил (ст. 9 и 10). Предание же его на смерть в жертву за грех людей послужит к очищению души верующих («душа ваша»), и они узрят в себе неумирающее семя безгрешной жизни (ст. 10, ср. 1Иоанн.3:9); таким образом Господь отнимет от души его скорбь о погибающих людях, даст ему увидеть свет среди мрака заблуждающихся и образовать разумное, духовное царство, и тем оправдает праведного Раба Своего, который совершил спасительное служение многим (ср. Мф.20:28 ) и понес грехи ах (ст. 11). Посему он, как царь, унаследует многих народов и получит добычу, как могущественный победитель; это за то, что он предал жизнь свою на смерть и причтен к злодеям во время казни (см. Мр.15:27 и 28), а между тем он вознес телом своим на древо грехи многих (ср. 1Пет.2:24 ) и за беззакония их предан смерти (ст. 12), чтобы воскреснуть для оправдания их (см. Рим.4:25 ). 1. Кого нужно разуметь под страдающим «Рабом Иеговы?» – По свидетельству самого Иисуса Христа, написанное у пр. Исаии о Рабе Иеговы: «и со беззаконными вменися» относится к Нему ( Лк.22:37 ср. Мр.9:12 ); евангелисты Матфей (8:17), Марк (15:27) и Иоанн (12:87 и 88) толковали это пророчество в приложении к событиям из жизни Иисуса Христа; ап. Павел пророчество Исаии о неверии Иудеев (53:1) и о проповеди о Рабе Иеговы язычникам (52:15) понимал, как исполнившееся в его время ( Рим.10:16 и 15:20 и 21); ап. Петр исповедание пророком веры в искупительное и очистительное для всех грешных людей значение страданий безгрешного Раба Иеговы выразительно относит к пострадавшему за нас Иисусу Христу ( 1Пет.2:21–25 ); наконец в книге Деяний св. Апостолов описывается, как один из семи диаконов Филипп евнуху царицы Ефиопской, читавшему это пророчество Исаии (53:7 и 8), «благовествовал об Иисусе, начав от сего Писания» ( Деян.9:27–85 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Евангелист Матфей, приводя рассматриваемое место из книги пророка, показывает тем, что такие понятия иудеев о Мессии были ложны, что пророки издревле возвещали о Мессии не таком, какого они ожидали, а о кротком и смиренном. – «Отрок Мой» (Божий, ибо не пророк сам говорит сие, но Бог – чрез пророка, Ис.42:5 ) или раб Бога Иеговы: у пророка Исаии Бог нередко называет будущего Мессию смиренным именем раба Своего ( Ис.52:13 и дал. Ис.53:2 и др.), так как Он, будучи образом Божиим, благоволил Себя умалить, приняв в воплощении вид раба ( Флп.2:7 ) и вполне исполнив волю Отца Своего о спасении рода человеческого ( Ин.17:4 ; Евр.10:9 ). В Новом Завете так называет Иисуса Христа Апостол Петр ( Деян.3:13,26, 4:27,30 ).– «Я избрал» в предвечном совете Своем, избрал, согласно воле и Самого избранного, для совершения великого дела искупления рода человеческого ( Евр.10:5–9 ). – «Возлюбленный» и пр.: ср. прим. к Мф.3:17 .– «Положу дух Мой на Него»: преизобильно излию на Него в Его вочеловечении дары Духа Святого (ср. Ис.11:2, 61:1 ). Сын Божий, единосущный Отцу и Святому Духу, и по человечеству Своему восприял от Отца благодатные дары Святого Духа не в меру, «паче причастник» Своих ( Пс.44:8 ; Ин.3:34 ); Сам Дух Святой сошел на Него, изливая дары Свои во всей полноте их ( Мф.3:16 ; Деян.4:27 ). – «Возвестит народам суд»: суд с подлинника еврейского – правда («пророк обыкновенно правду называет судом» – Злат.), общее – постановления, заповеди, закон ( Пс.21:32, 118:29,30 ). В этом смысле «возвестит суд» (Христос) значит: возвестит закон евангельский, или совокупность истин христианских. – «Народам»: язычникам. Господь и Сам возвещал Евангелие царствия язычникам, когда приходили к Нему и из Идумеи, и из-за Иордана, и из окрестностей Тира и Сидона ( Мк.3:7,8 ), и когда Он Сам путешествовал с проповедью вне Иудеи и Галилеи; но особенно чрез апостолов Его принесено Евангелие царствия по всему миру, возвещено всем народам языческим ( Мф.28:19 ; Рим.10:18 ). Впрочем слово суд можно понимать здесь и в более тесном смысле, именно в смысле того суда Мессии, который предуготовляем был всею деятельностью Мессии ( Ин.3:18,19 ), совершается над всеми, слышащими и знающими проповедь евангельскую, и окончится при кончине мира – в день страшного суда; суд, как праведное воздаяние наград верующим и добродетельным (то же и ниже в Мф.12:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

И не только утверждает нас в вере в наше будущее воскресение, то, что говорит св. Павел 1Кор.15:20 ; Рим.8:10 ; 1Кор.6:15 и др.: это – высший принцип в реальном его начале; но мы имеем и фактическое подтверждение этого воскресения во Христе: «и гробы отверзлись и многие тела усопших святых воскресли. И вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» ( Мф.27:52–53 ). Св. Иоанн Златоуст говорит, что эти воскресшие потом опять умерли. Но в синаксаре и Толковом Евангелии, приводящих мнение Св. Златоуста, указывается на мнение и других, что воскресшие по воскресении вошли уже в вечную жизнь во Христе с преображенными в воскресении, конечно, телами. Следовательно, мнение св. Златоуста не было отражением ни Апостольского предания, ни общепринятого взгляда, а носит частный характер. Посему, возможно мотивированно отнестись к нему с некоторою свободою. Воскресение «святых» не было аналогичным фактом воскрешения, не говорю, бывшим до Воскресения Христова, когда еще не было вечной жизни в Боге для умерших, но даже не аналогично и совершенным свв. Апостолами фактом. Воскрешения свв. Апостолами были чудесами над обычными христианами, были актами милосердия и для укрепления веры во Христа. Этого смысла и значения не могли иметь воскресение «святых» и «явление их многим во Иерусалиме». Да и в силе доказательства Божества Христа и величия совершенного Им дела, эти воскресшие «святые», при несомненном факте Воскресения Христова, имели бы столько доказательности, сколько звезд в доказательство величия солнца, когда оно взошло и озарило всю вселенную. Воскресшие «святые», как именно святые, в своем воскресении находятся в неразрывной связи с воскресением Христа, открывшем вечную жизнь для всего мира, а для святых уже реальную в полном существе человеческом, ибо как грех Адама выразился в смерти Авеля, так и оправдание Христово должно было сопровождаться воскресением для вечной жизни святых. Подобно тому, как Воскресший Христос Своим явлением утверждал верующих в истине Своего воскресения, так неразрывно связанные с Ним святые своим явлением «многим во Иерусалиме» свидетельствовали, что Христос попрал смерть и дал всем вечную жизнь, в которую они вошли одними из первых. Посему, нет никакого достаточного основания утверждать, что воскресшие «святые» потом опять умерли. Да и потом мы имеем факты перехода с воскрешенною плотию в вечную жизнь. Так преставилась Божия Матерь; преставился так и св. И. Богослов, о чем мы читаешь Чет.-Минеи под 8 Мая. Тем паче, что после Воскресения Христа самая смерть земная не является неизбежным актом для перехода в вечную жизнь. Хотя св. Ап. Павел говорит, что «человекам положено умереть однажды, а потом суд» ( Евр.9:27 ), но он же благовествует: «не все мы умрем, но все изменимся; ...вострубит, и мертвые воскреснут нетленными и мы изменимся» ( 1Кор.15:51–52 ; ср. 1Фес.4:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Вечером в пятницу, когда Иисус Христос предал на кресте дух Свой Богу Отцу, тайные ученики Его, Иосиф Аримафейский, называемый благообразным ( Мк.15:43 ), т. е. знаменитым, и Никодим, испросив позволение у Пилата, сняли со креста, для погребения пречистое Тело Господа ( Ин.19:8–40 ) 406 . Время снятия со креста Тела Господня Православная кафолическая Церковь освящает в Великую пятницу великим вечерним Богослужением, при котором Церковь воспоминает уже совершившиеся и прославившие Господа искупительные Его страдания и смерть, ибо на кресте принесена за грехи жертва Богу и приобретено примирение Его с нами. В первой паремии на вечерне Церковь из книги Исход произносит слова о обретении благоволения Божия Моисеем и народом и о новом обетовании Божием ввести Израильтян в покой и явить на них славу Свою паче всех язык, елицы суть на земли, прообразовательно или духовно указующие на субботство людем Божиим, чрез веру во Иисуса Христа – Искупителя мира ( Исх.33:11–23 . Евр.4:3–10 ). Во второй паремии – о благословении Иова после претерпенных им тяжких испытаний (42:12–16); в третьей – слова об уничижении и прославлении Господа умножением чад Церкви Его ( Исх.52:13–53:1–12,54:1 ). Чтением Апостола – проповедует о Христе, Который Иудеем соблазн, Еллином же безумие: самим же званным Иудеем же и Еллином Божия сила и Божия премудрость ( 1Кор.1:23–2:2 ); а чтением Евангелия о предании Иисуса Христа на страдание и смерть на суде у Пилата, о смерти и снятии Тела Господа со креста ( Мф.27:1–38 . Лк.23:39–43 . Мф.27:39–54 . Ин.19:31–37 . Мф.27:55–56 ). После молитв, пророческих, Апостольского и Евангельского чтений о страданиях и смерти Иисуса Христа, с благоговением выносится на средину храма св. плащаница для поклонения изображенному на ней умершему Господу. За вынесением св. плащаницы на средину храма, по окончании вечерни – на повечерии поется канон о распятии Господнем, выражающий скорбь Церкви и плач Пресв. Богородицы, Которой в день сретения Господня во храме Иерусалимском, в 40 день по рождении Спасителя, предсказал праведный Симеон: и Тебе же самой душу пройдет оружие ( Лк.2:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Печать на двери Гроба Господня В отличие от бдения, где древняя иерусалимская система евангельских чтений заменена новой и к к-рому присоединена (в сокращенном виде) к-польская служба дневных часов со своей паремией (к-польские паремии, Апостол, Евангелие использованы в Святогробском Типиконе, также и на вечерне В. п.), на дневной службе (часах) по Святогробскому Типикону сохранена древняя иерусалимская система дневных чтений В. п.: не считая неск. мелких отличий, паремии, апостольские и евангельские зачала на часах те же, что и в арм. и груз. переводах Лекционария, причем сохранен даже порядок чтений. Однако чтения распределены по последованию, состоящему не из 8 (как в арм. Лекционарии) или 12 (как в груз. Лекционарии), а из 4 блоков, порядок каждого приближен к порядку обычного дневного часа по палестинскому Часослову (1, 3, 6 и 9-го). Чтения дополнены особой гимнографией. Порядок каждого часа В. п. следующий: псалом (один из обычных псалмов вседневных часов), тропарь В. п., 3 особых тропаря со стихами (так что на всех 4 часах таких тропарей 12), прокимен, паремия, Апостол, паремия, Апостол, прокимен, Евангелие, стихи часа и проч. После прочтения Евангелия на 9-м часе указано петь особую стихиру, а после стихов часа и Трисвятого - совершать литию в часовне Воскресения с пением кондака В. п., т. к. в кувуклии Патриарх благословляет св. закваску (ζμη) - специально приготовленное тесто, символизирующее печать, наложенную по приказу Пилата на пещеру Гроба. Вечерня, совершаемая по монастырскому чину, имеет следующий порядок: Пс 103, «Господи, воззвах» и стихиры, «Свете тихий», 3 паремии (Исх 33. 1-23, Иов 42. 12-17d, Ис 52. 13-53. 12), каждая предваряемая прокимном (из Пс 34, 21, 87), Апостол (1 Кор 1. 18-2. 2), аллилуиарий и Евангелие, «Сподоби, Господи», стиховные стихиры, «Ныне отпущаеши» , тропарь Великой субботы («Благообразный Иосиф»), просительная ектения и отпуст. Особенные элементы службы - обряд раздачи св. закваски после стиховных стихир, а также чтение посвященной Страстям молитвы (нач.: «Κριε Ιησο Χριστ Θες μν, σωτρ το κσμου, καταξισας ν τ ρ τατ» - Господи Иисусе Христе Боже наш, Спасе мира, сподобивый в час сей) перед отпустом. Чтения на вечерне те же, что и в к-польских Типиконе Великой ц. и др. послеиконоборческих памятниках, но не древние иерусалимские (что, в частности, заставляет заключить что Евангелие вечерни - составное (Мф 27. 1-38 + Лк 23. 39-43; Мф 27. 39-54 + Ин 19. 31-37 + Мф 27. 55-61), как и в Типиконе Великой ц., хотя в Святогробском Типиконе указаны лишь 1-й и последний стихи).

http://pravenc.ru/text/150067.html

Таково содержание мессианского пророчества 53-й главы. Трудно отрешиться от мысли, что это чудное предсказание не написано на Голгофе у подножия Распятого Господа. Новозаветные евангелисты как бы повторяют откровение ветхозаветное, когда пишут о страданиях Мессии: И пришедше на место, порицаемое Голгофа, еже есть глаголемо краниево (лобное) место, дата ему пити оцет с желчию смешен: и вкушь не хотяже пити. Распеншии же его разделита ризы его, вергше жребия: и седяще, стрежаху его ту. И возложиша верху главы его вину его написану: Сей есть Иисус, царь Иудейский. Тогда распяша с ним два разбойника, единого одесную, и единого ошуюю. Мимоходящии же хуляху его, покивающе главами своими, и глаголюще: разоряяй церковь , и треми денми созидаяй, спасися сам, аще Сын еси Божий, сниди со креста.... Тожде же и разбойника распятая с ним, поношаста ему... о девятом же часе возопи Иисус гласом, велиим, глаголя: или, или, лима савахфани: еже есть, Боже мой. Боже мой, Вскую мя ecu оставил.... Иисус же паки возопив гласом велиим, испусти дух“ (Мф. 27:33–50; Мк. 15:1–47 ; Лук. 23:32–56 ; Ин. 19:1–42 ). Глава 61:1–3 Дух Господень на мне, егоже ради помаза мя, блоговестити нищим посла мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение (1), нарещи лето Господне приятно, и день воздаяния, утешити вся плачущия (2), дати плачущим Сиона славу вместо пепела, помазание веселие плачущим, украшение славы вместо духа уныния: и нарекутся родове правды, насаждение Господне в славу (3). Среди мессианских пророчеств Исаии, относящихся непосредственно к личности Мессии, находим еще предсказание 61 главы (1–3 ст.). С точки зрения исторической последовательности в жизни и деятельности Мессии данное пророчество в св. Библии возвещает событие, предшествующие откровению 52–53 глав. С предшествующею 60 главою предсказание, если и имеет, то самую незначительную связь. Переход от первой к настоящей главе можно, впрочем, установить довольно естественный: в 60-й главе пророк воспевает будущую славу и величие благодатной церкви Мессии; в 61 главе приводит речь Мессии, Самого Виновника прославления церкви. Не смотря, однако на такую естественную последовательность мыслей, 61-я глава находится в более неразрывном единстве с христологическими пророчествами 42, 49 и 50 глав.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

1. Изменение живых в последний день совершится так же быстро, как и воскресение мертвых: вскоре, во мгновении ока, в последней трубе. 2. Изменение живых последует от той же самой причине, от того же всемогущего гласа Христова, от которого воскреснут и мертвые, в одно и то же время, а не прежде: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни и мы изменимся ( 1Кор. 15:52 ; снес. 1Сол. 4:15 ). 3. Изменение живых будет состоять в том же, в чем и воскресение мертвых, именно: нынешние тела наши, тленные и мертвенные, преобразятся в нетленные и бессмертные: подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в безсмертие ( 1Кор. 15:53 ). § 187. Самый суд всеобщий: его действительность, образ и свойства Вслед за тем, как явится на землю в славе Своей Судья живых и мертвых, и по гласу Его воскреснут мертвые и изменятся живые, начнется самый суд над ними, – суд всеобщий. I. Действительность всеобщего суда непререкаемо засвидетельствована в Писании. Так – а) Христос Спаситель ясно учил: приити имать Сын Человеческий во славе Отца Своего, со Ангелы Своими: и тогда воздаст комуждо по деянием его ( Мф. 16:27 ); б) св. Апостолы проповедовали с не меньшей ясностью: се приидет Господь во тмах святых Ангел своих, сотворити суд о всех, и изобличити всех нечестивых о всех делех нечестия их ( Иуд. 14, 15 ). Всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла ( 2Кор. 5:10 ). II. Образ всеобщего суда, начертанный в слове Божием, представляет нам – 1. Судью, сидящего на престоле славы: егда приидет Сын Человеческий в славе Своей, и вси святии Ангели с Ним: тогда сядет на престоле славы Своея ( Мф. 25:31 ). 2. Исполнителей воли Его и как-бы соучастников на суде. Исполнителями воли Его будут Ангелы: и послет Ангелы Своя с трубным гласом велиим, и соберут избранныя Его от четырех ветр, от конец небес до конец их ( Мф. 24:31 ), и соберут от царствия Его вся соблазны, и творящих беззаконие ( 13:41 ), и отлучат злыя от среды праведных ( –49 ). Соучастниками в суде будут Святые, по крайней мере, совершенные из Святых, каковы св. Апостолы: аминь глаголю вам, – сказал Христос ученикам Своим, – яко вы шедшии по Мне, в пакибытие, егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома ( Мф. 19:28 ). Не весте ли, – вопрошал св. Павел Коринфян, – яко святии мирови имут судити ( 1Кор. 6:2 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Прекрасно долготерпение: свидетель этого опять Сам Иисус, Который не только не хотел призвать легионы Ангелов против восставших на Него мучителей, не только укорил Петра, извлекшего нож, но исцелил раненому ухо ( Мф.26:52–53 ; Лк.22:51 ). Это же после показал и Стефан, ученик Христов, молившийся за побивавших его камнями. Прекрасна кротость: свидетели – Моисей и Давид, за это больше всех похваляемые ( Числ.12:3 ; 2Цар.16:11–12 ; Пс.131:1 ), и Сам Учитель их, не прекословящий, не вопиющий, не испускающий гласа на улицах ( Мф.12:19 ) и не противящийся ведущим Его. Прекрасна ревность: свидетели этого – Финеес, одним ударом копья пронзивший мадианитянку вместе с израильтянином, дабы избавить от поношения сынов Израилевых, и за свою ревность получивший себе славное имя; а после него – те, которые говорили: возревновал я о Господе ( 3Цар.19:10 ), ревную о вас ревностью Божиею ( 2Кор.11:2 ); ревность по доме Твоем снедает меня ( Пс.68:10 ), и не только говорили это, но и сильно чувствовали. Прекрасно воздержание: в том убедит тебя Давид, который не перестает держать себя в строгости ( 1Кор.9:27 ) и примером израильтян устрашает людей, надеющихся на себя и дающих волю своему телу( 1Кор.10:5–8 ), и Сам Иисус, Который, будучи искушаемым, постится и побеждает искусителя ( Лк.4:2–13 ). Прекрасны молитва и бдение: в том убедит тебя Сам Бог, Который перед страданием проводит ночь без сна в молитве ( Мф.26:39, 42, 44 ). Прекрасны чистота и девственность: в этом убедят тебя Павел, который предписывал на это законы и справедливую назначает цену брачной и безбрачной жизни ( 1Кор.7:7–11, 25–40 ), и Сам Иисус, родившийся от Девы, дабы и рождение почтить, и отдать предпочтение девству. Прекрасно воздержание: в том убедит тебя Давид, который, овладев Вифлеемским колодцем, не стал пить воды, но только излил ее в честь Господа, не желая утолить жажды своей кровью других ( 1Пар.11:18–19 ). Прекрасно пустынножительство и безмолвие: это показывают мне Кармил Илии, пустыня Иоаннова, гора Иисусова, на которую часто отходил Господь, дабы в безмолвии беседовать с Самим Собой ( Мф.14:23 ; Лк.6:12, 9:28, 22:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010