св. пророчица XI в. до Р. Х. (пам. 9 дек.), мать прор. Самуила (1 Цар 1. 1-2. 11). Одна из 2 жен левита Елканы из Рамафаима-Цофима (см. Рама ). Будучи бездетной, А. испытывала притеснение со стороны др. жены - Феннаны. Бесплодие А. и ее трагичное положение напоминают ситуацию с Саррой (Быт 16). Во время ежегодного паломничества в Силом А. дала обет: если Бог пошлет сына, посвятит его Господу «на все дни его жизни». Среди многих молящихся свящ. Илий обратил внимание на тихую молитву А. и уверил женщину в том, что ее прошение будет исполнено, она родит сына. Обещание А., что «бритва не коснется головы его» (1 Цар 1. 11), указывает на ее желание посвятить сына в назореи (ср.: Числ 6. 1-21; Иуд. древн. V 10. 3). Через 3 года рожденный ею сын по имени Самуил был приведен к Илию и посвящен на служение Господу. Чувство благодарности Богу за то, что Он сподобил ее родить сына, А. вкладывает в «Хвалебную песнь» - образец древней библейской поэзии. Песнь А. передает состояние глубокого благоговения и смирения при созерцании тайн Божественного Промысла (1 Цар 2. 1-10). Слова А.: «Господь будет судить концы земли и даст крепость царю Своему» (1 Цар 2. 10) - пророчески указывают на царя Давида , (1877-1937) прообразовательно - на Господа Иисуса Христа. В 10-м стихе песни впервые в Свящ. Писании упомянут помазанник (греч. χριστς). Ближайшей параллелью к Песни А. в ВЗ является Песнь Давида (2 Цар 22): первые 3 строфы 8-го стиха Песни А. почти идентичны с Пс 122. 7-8. При этом псалмопевец искусно дополняет этот текст нек-рыми подробностями из истории А.: «[Господь] неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (ср. упоминание в 1 Цар 2. 21 о рождении А. после первенца еще 3 сыновей и 2 дочерей). Песнь А. послужила прообразом для созвучной ей Песни Пресв. Богородицы (Лк 1. 46-55; см. Песнь Богородицы ; Magnificat) - нек-рые темы из 1-й повторяются во 2-й (ср.: 1 Цар 2. 4, 7-8 и Лк 1. 52; 1 Цар 2. 5 и Лк 1. 53). История А. находит отражение в рассказе апокрифического Протоевангелия Иакова о рождении Пресв. Богородицы. Свт. Иоанн Златоуст называет А. «лучом добродетелей, украшенным молитвою, верою и великим терпением» (Пять слов об Анне. III 1). В нач. XIX в. прп. Никодим Святогорец обобщил святоотеческое толкование Песни А. в своей кн. «Сад благодати, или Истолкование 9 библейских песен».

http://pravenc.ru/text/115544.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книга пророка Иезекииля I.ABTOP Иезекииль – третий из великих пророков ВЗ. Евр ф-ма этого имени Йехэзкель означает «Бог укрепляет/придает силы». II 1) сын священника Вузия, Иезекииль также был священником, а с пятого года вавил. плена, куда он был уведен в 597 г. до Р.Х. вместе с иуд. царем ⇒ Иехонией ( 4Цар 24 и след.), призванный Господом, он становится пророком ( Иез. 1:1–3 ). При царе ⇒ Седекии Иерусалим был разрушен; Иезекииль подтверждает факт разрушения города в 587 г. до Р.Х. (см. Иез. 33:21 ; Иез. 40:1 ). Самая поздняя из многочисл. ссылок на историч. даты содержится в Иез. 29 – 2 -й год плена (571 г. до Р.Х.); 2) Иезекииль был женат ( Иез. 24:16.18 ) и владел собств. домом ( Иез. 8:1 ; ср. Иер. 29:4–6 ), вероятно, в Тел-Авиве ( Иез. 3:15 ). Он жил среди тех, кто был переселен на р. Ховар ( Иез. 1:1 ), в окрестности Вавилона. Переселенцы признавали Иезекииля пророком, он возвещал им Божью волю, старейшины вопрошали через него Господа ( Иез. 8:1 ; Иез. 11:25 ; Иез. 14:1 ; Иез. 20:1 ). В местах, где жили иудеи, царили спокойствие и порядок; видимо, на чужбине переселенцам жилось относит. неплохо. III Иезекииль стал первым среди пророков, который, будучи призван Господом, нес служение за пределами земли обетованной. Это казалось столь странным, что даже во времена более позднего иудаизма время от времени оспаривалась правомерность включения К.п.И. в ветхозаветный канон. Пророч. речи и знамения Иезекииля помогали переселенцам ощущать тесную связь с Иудейским царством и своим народом. Через пророка они узнавали о положении дел в Иерусалиме ( Иез. 8 ) и о грозящем суде ( Иез. 4–7 ); самые важные события Бог открывал Иезекиилю в тот же день, в который они происходили на его далекой родине ( Иез 24 и след.). IV. ПРОРОЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В пророческой деятельности Иезекииля просматриваются два четко разгранич. периода: до и после разрушения Иерусалима в 587 г. до Р.Х. (ср. Иез 33 и след.). Вначале пророк упрекает народ за идолопоклонство и предсказывает Божий суд, а после катастрофы становится утешителем и пророком спасения, выразителем надежд на будущее обновление. К.п.И. состоит из 48 глав, которые можно сгруппировать след. образом:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Аккарон, евр. Екрон, LXX: κκαρν, Vulg. Ассогоп, – город в самой северной из пяти областей филистимских ( Нав.13:3 ), следовательно очень близкий к резиденции царей израильских – Самарии; первоначально назначен был в удел колену Иудину ( Нав.15:45 ), затем Данову ( Нав.19:43 ), но постоянно находился в руках филистимлян ( 1Цар.6:17 ; ср. Иер.25:20 ; Ам.1:8 ); теперь отождествляют с деревушкой Акир между Ямниею (Иебна) и Яффою. (Onomast 61. Robins. Palast. III, 230). Название филистимского божества Ваал-Зевув, «баал или бог мух» или «бог-муха» (LXX в данном месте передают: Βαλ μυαν, Симах Βεεαξεβουλ, как позже и в Евангелии, Мф.10:25 ; Мф.12:24,27 ; Мк.3:22 ; Лк.11:15,18 ; у Акилы согласно с евр. ζεβοβ, также в Вульгата: Beelzebúb) объяснятся двояко: 1) или (по Гезению, Эвальду и др.) «отвратитель мух» – deus averruncus moscarum, подобно почитавшемуся в Элиде Ζες ποριας (миф о Геркулесе, который, принося жертву на Олимпе, для отогнания мух и других насекомых принес жертву Зевсу – отгонителю мух), и другому сходному культу бога Θες μυιαγρς, существовавшему в Аркадии и позже в Риме; 2) по другим (Мюллер, Кейль и других), опирающимся на передачу LXX и И. Флавия (Иуд.Древн. 9:2, 1 – θες Μυα), Ваал-Зевув есть бог-муха (а не враг мух), имевший идол в виде мухи, или бог, которому посвящались мухи. Так или иначе, Ваал-Зевув представлял возвещение летнего солнечного зноя, сопровождающегося (особенно в приморской филистимский стране) массой мух и др. нередко вредных насекомых; позже значение божества и культа расширилось, и при нем образовался мантический институт – оракул; вероятно, здесь же искали врачевания болезней: с обеих сторон Ваал-Зевув выступает в рассказе об Охозии. (Совершенно особняком стоит мнение Halevy, что «зевув» – не «муха», а собственное имя местности). Позднейшие иудеи отождествили имя финикийского божества с именем этого духа или сатаны (так и в Евангелии): причиной могло служить созвучие зевув и дебаба, у позднейших иудеев означавшего врага, злого духа. При этом в измененной форме (греч. Βεελζεβολ – изменение б в л нередко в греческой транскрипции евр. «ишен») имя «Вельзевул» значило «бог жилища» или «бог навоза», чем раввины выразили презрение к филистимскому божеству, а затем и к «князю бесов» (см. Riehm. Handworterbuch des bibl. Alterthuns, I, s. 135–196. Ср. А. Глаголева , «Ветхозаветное библейское учение об ангелах», стр. 607–610).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Природа, природный I. Восхищение П. как таковой, без упоминания о ее Творце, чуждо Библии; поэтому в ВЗ соотв. слова нет вообще. Всё созданное (творение; ⇒ Сотворение мира) существует только благодаря Богу, является исключит. местом Его творчества, Его произведением и одеянием, которым Творец окружает Себя. Развиваясь по Его законам, П. открывает доброту и могущество Бога, вызывает у человека изумление, вселяя в него благоговение пред Богом, а не перед ней самой (см. Иов. 38:1 ; Притч. 8:22 ; Пс. 103:1 ; Мф. 6:26.28 ). В Библии нет практич. никаких упоминаний о зарождении естеств. наук, исследующих действующие в П. законы. Этим объясняется и то обстоятельство, что природные явления, даже тщательно наблюдаемые, подвергаются весьма приблизит. классификации, о чем свидетельствуют, напр., перечисления, относящиеся к растит. и животному миру. II. Библии не знакомо и столь привычное, напр. для греч. философии, противопоставление П. духу и духовности; античные авторы (философы) считали, что дух человека создан П. и связан с ней. Однако НЗ проводит четкое разграничение между природным и тем, что вызвано или обновлено ⇒ Божьим Духом. Словом «природа» здесь переданы два разных греч. слова: 1) слова фюсис, фюсикос обозначают обусловленное биологич. происхождением физич. и духовное своеобразие и основанную на этом принадлежность к определ. виду (роду) (см. «природные ветви» в Рим. 11:21.24 ), а также свойственные этому виду жизненные процессы (см. «естественное употребление» в Рим. 1:26 ) и сложившийся порядок ( 1Кор. 11:14 ). Подразумевается то общее, что свойственно и человеку и животному (физиологическое и инстинктивное) (см. 2Петр. 2:12 ; Иуд. 1:10 ); 2) слова псюхе, псюхикос обозначают относящееся к душе как движущей силе «живой твари» и включают в себя (понимаемое под «плотью и кровью») своеобразие смертного земного существа (см. 1Кор. 15:44 ). ⇒ Душа. III. К природным составляющим ⇒ человека, присущим ему как созданию, относятся как сфера тела, так и сфера души. Они подчиняются закономерностям земной жизни. кроме того, человек как Божье создание, связан известными нравств. директивами (законами), которые изначально ему известны и даже язычником воспринимаются как обязат., независимо от Бога ( Рим. 2:14 ). Но вместе с тем человек от П. является частью падшего человечества и вместе с П. порабощен греху и смерти ( Рим. 5:12 ; Рим. 7:23 ). Именно поэтому «душевный человек» не может воспринимать то, что исходит от Духа Божьего ( 1Кор. 2:14 ), именно поэтому от П. (т.е. по своему происхождению) он является «чадом гнева» ( Еф. 2:3 ). Спасение человека не может быть достигнуто совершенствованием его П.; только новое творение ( 2Кор. 5:17 ), новое рождение от Бога позволяет человеку стать «причастником Божеского естества» ( 2Петр. 1:4 ) и воссесть на небесах ( Еф. 2:6 ). Обновление завершается совлечением «тела душевного» и ⇒ воскресением «тела духовного» ( 1Кор. 15:44–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 8 1–8. Изгнание демона (Асмодея) и обоюдная молитва новобрачных – Товии и Сарры. 9–14. Рагуил приготовляет могилу для зятя. 15–21. Благодарение Рагуила Господу за спасение новобрачных и двухнедельное их брачное торжество. Тов.8:1 Когда окончили ужин, ввели к ней Товию. Тов.8:2 Он же, идя, вспомнил слова Рафаила, и взял курильницу, и положил сердце и печень рыбы, и курил. Тов.8:3 Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел. 1–3 . Избавление Сарры от злого духа, конечно, не может быть приписываемо физическим свойствам сердца и печени рыбы или самому курению или запаху, исходившему при сжигании этих частей: этого рода вещественные средства не могли оказать непосредственного действия на бестелесного духа – Асмодея. Смысл этого свидетельства, ст. 1–3, об избавлении Сарры от Асмодея просто тот, что это избавление было чудесным и посредствовалось некоторым вещественным средством. В этом отношении чудо это не противоречит характеру других библейских чудес, которые обычно соединяются с внешними действиями и с вещественными средствами (см. напр., Чuc. XXI:8–9 ; сн. Толков. Библ. т. I или 4Цap. II:19, 22 и Толков Библ. т. II). Равным образом мысль, ст. 3, об удалении Асмодея в Верхний Египет, т.е. в пустыню, и о связании его Ангелом (Рафаилом) может быть приведена в согласие с библейской ангелологией и демонологией, поскольку пустыня являлась в представлении евреев жилищем злых духов ( Лев. 16:9–10, 17:7, 13:21, 34:18 ; ср. Мф. 12:43 ), а также понятие «связать», т.е. лишить возможности действия, не раз употребляется священными писателями в отношении злых духов ( Mф. XII:29 ; 2Nem. II:4 ; Иуд.1:6 ст.), причем в Апокалипсисе связание сатаны на 1000 лет усвояется Ангелу, имеющему ключ от бездны ( Откр. ХХ:1–3 , ср. XII:9) (см. у А. Глаголева , Ветхоз. Библ., учение об ангелах, с. 591,695). Тов.8:4 Когда они остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. Тов.8:5 И начал Товия говорить: благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное вовеки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

[греч. Αλξανδρος Βλας], царь Сирии (150-145 до Р. Х.). В 1 Макк 10-11 он назван Александром, сыном Антиоха IV Епифана, у Иосифа Флавия фигурирует как А. В. В 158 г. до Р. Х. объявил себя сыном и наследником Антиоха IV, заручившись поддержкой врагов Димитрия I Сотера, занимавшего сир. престол,- Аттала II, царя Пергама, Ариарата V, царя Каппадокии, Птолемея VI Филометора, царя Египта. Летом 153 г. до Р. Х. А. В. получил также признание и поддержку рим. сената. В 152 г. до Р. Х. занял г. Птолемаиду (см. Акко ). В борьбе за власть над Сирией Димитрий I и А. В. пытались заручиться поддержкой иудеев, склонив на свою сторону Ионафана Маккавея: Димитрий (1 Макк 10. 6, 9-11) предоставил ему право собрать армию, дал возможность вернуть иудейских заложников (1 Макк 9. 53) и восстановить стены Иерусалима, разрушенные Антиохом V Евпатором (1 Макк 6. 62); А. В. предложил Ионафану сан первосвященника и право называться «другом царя» (1 Макк 10. 18-20). Ионафан принял предложение А. В. и стал первосвященником. Решающая битва между Димитрием и А. В. произошла в 150 г. до Р. Х. Согласно раннему списку Синайского кодекса и Александрийскому кодексу, войско Димитрия обратило в бегство войско А. В., а по исправленному списку Синайского кодекса, Венецианскому и др. кодексам, А. В. преследовал бегущую армию Димитрия. Этой версии следует синодальный перевод Свящ. Писания (1 Макк 10. 49). Иосиф Флавий писал, что левое крыло войска Димитрия одержало верх, в то время как правое, на к-ром находился и сам полководец, обратилось в бегство (Иуд. древн. XIII 2. 4). Димитрий погиб в этом сражении (1 Макк 10. 50), что определило окончательную победу А. В., к-рый вскоре провозгласил себя царем. Ионафану он пожаловал титул стратега и областного правителя Иудеи (1 Макк 10. 65). Дальнейшее правление А. В. характеризовалось ослаблением центральной власти в царстве Селевкидов. Царь пребывал вне столицы в Птолемаиде, многим городам было дано право чеканить серебряные монеты. В 147 г. до Р. Х. Ионафан предотвратил попытку Аполлония, правителя Келесирии, выступить против А. В., за что тот пожаловал ему звание «царского родственника», подарил в наследственное владение г. Аккарон и его область (1 Макк 10. 89). В 145 г. до Р. Х. А. В. потерпел поражение в битве с объединенным войском Димитрия II Никатора и Птолемея VI у р. Ойнопарас. С остатком войска он бежал в аравийский г. Абай, где был убит (1 Макк 11. 1-17).

http://pravenc.ru/text/64330.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Аммонитяне Аммонитяне, или «сыны Аммона», а также просто «Аммон». Потомки ⇒ Бен-Амми , т.е. сына Лота и его младшей дочери. Этот народ находился в близком родстве с моавитянами, своими юж. соседями. Как показывают сохранившиеся названия, их язык был близок евр. I. ОБЛАСТЬ РАССЕЛЕНИЯ Тер. А. между Арноном и верхним течением Иавока ранее населяли замзумимы, народ великанов, который был изгнан А. ( Втор. 2:19–21 ). Видимо, А. вначале расселились вплоть до Иордана, что явствует из их притязаний на эти земли (см. Нав. 13:25 ), но оттуда их вытеснил Сигон, царь аморреев. Когда израильтяне овладевали землей обетованной, то, следуя Божьему повелению, пощадили тер. А. ( Втор. 2:19 ), но, превратив Иавок в его верхнем течении в границу тер. колена Гадова и тем самым отрезав земли А. от Иордана, они вызвали враждебность со стороны последних. В верхнем течении Иавока была расположена столица А., резиденция царей, Равва, или Раббат-Аммон (ныне Амман, столица Иордании). II. ИСТОРИЯ А. на протяжении всей своей истории были врагами израильтян. Поскольку А. вместе с моавитянами склоняли Валаама проклясть Израиль (что он, однако, не сделал), то никто из А. и моавитян и в десятом поколении не мог войти в общество израильтян («в общество Господне» – Втор. 23:3 ). Во времена судей А. и амаликитяне, как союзники моавитского царя Еглона, одержали победу над израильтянами, не хранившими верность Богу ( Суд. 3:13 ). Впоследствии Иеффай вытеснил А. в пределы их прежних границ ( Суд. 10:7–9 ; Суд. 11:32–33 ). Саул сражался с царем А. Наасом и победил его ( 1Цар. 11:1–11 ). Давид, напротив, был дружески принят Наасом ( 2Цар. 10:2 ). Но сын Нааса Аннон возобновил прежнюю вражду ( 2Цар 10 и след.). Давид разбил А. и захватил Равву ( 1Пар. 20:1 ). Сила А. оказалась сломленной, но враждебность осталась. При Иосафате нападение А. и моавитян заканчивается их уничтожением ( 2Пар. 20 ). Цари Озия (во времена которого Ам возвещает суд над А., Ам. 1:13–15 ) и Иоафам получают с них дань ( 2Пар. 26:8 ; 2Пар. 27:5 ). Если во время правления ⇒ Иоакима А., будучи вассалами Навуходоносора, напали на Иудею ( 4Цар. 24:2 ), то при ⇒ Седекии они, очевидно, участвуют вместе с Иудеей в восстании против Вавилона ( Иер. 27:3 ). Но вскоре после разрушения Иерусалима Навуходоносором ( 4Цар. 25 ) царь А. Ваалис принимает участие в убийстве иуд. наместника Годолии ( Иер. 40:14 ). А. со злорадством наблюдают, как десять колен Израилевых уводят в плен ( Иез. 25:3 ; Соф. 2:8 ). Вместе с моавитянами они переселяются в уделы Гада и Рувима. Иеремия ( Иер. 49:1–6 ) и Иезекииль ( Иез. 21:20 ; Иез. 25:1–7 ), как до них Ам и Софония, предсказали грядущий суд над А.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

[греч. Αντοχος Επιφανς - блистательный], царь державы Селевкидов (175-164 до Р. Х). Младший сын Антиоха III Великого . После поражения его отца в войне с римлянами А. Е. был отправлен в Рим в качестве заложника (1 Макк 1. 10). После смерти Антиоха III А. Е. возвратился из Рима, оставив вместо себя заложником своего сына Димитрия. Узурпировав престол после убийства своего брата Селевка IV Филопатора, А. Е. пытался восстановить сильную державу своего отца, но отказался от его политики поощрения самостоятельности вассальных стран и стремился объединить многоэтничное население гос-ва вокруг эллинистической культуры. Напр., назначив первосвященником Иудеи Иасона , организовал при его поддержке в Иерусалиме полис по греч. образцу (175 до Р. Х.), затем сместил Иасона и заменил его Менелаем (2 Макк 4. 7-26). В 170-169 гг. до Р. Х. вел войну с царями Египта Птолемеями . Одержав победу над Птолемеем VI, А. Е. вошел в Мемфис и получил на нек-рое время полную власть в Египте, однако не смог занять Александрию и был вынужден оставить Египет. В 169 г. до Р. Х. А. Е., с войском вступив в Иерусалим, разграбил иерусалимский храм, вошел со своими приближенными во Святая святых и, «совершив убийства», возвратился в Сирию (1 Макк 1. 20-28). В 167 г. до Р. Х. А. Е. вновь предпринял поход против Египта, однако, получив дипломатический отпор со стороны Рима (2 Макк 5. 1), вновь разгромил Иерусалим и, опираясь на эллинизированную часть иудеев, запретил соблюдение Закона Моисеева , ввел в храме почитание Зевса Олимпийского, а на горе Гаризим - Зевса Странноприимного. Было учреждено празднование дня рождения царя, когда иудеи должны были приносить ему жертвы как богу. Были также установлены торжества в честь бога Диониса . Не желающие соблюдать языческие обычаи подвергались жестоким гонениям (2 Макк 6. 1-11). Все это вызвало в Иудее восстание Маккавеев (2 Макк 8). В 165-164 гг. до Р. Х. А. Е. совершал походы в Армению и Иран, возвращаясь из к-рых заболел «ужасной и злосмрадной» болезнью, видя в ней Божие наказание за ограбление храма и гонения на иудеев (Иуд. древн. XII 9. 1). Перед смертью он вернул иудеям религ. самостоятельность (2 Макк 9. 1-28). Царство унаследовал его сын Антиох V Евпатор. После смерти А. Е. гос-во Селевкидов окончательно утратило статус великой державы. Свт. Ипполит Римский относил к А. Е. пророчество из Книги пророка Даниила о «презренном» царе, к-рому «не воздадут... царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством» (11. 21-45) (см. в ст. «Антихрист» ).

http://pravenc.ru/text/115756.html

Глава 25 Блужение израильтян в Ситтиме. – Поражение согрешивших. – Религиозная ревность Финееса. – Возвращение милости Божией к народу. – Повеление о мадианитянах. Чис.25:1 .  И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, Чис.25:2 .  и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их. Чис.25:3 .  И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля. «Ситтим» (Абель-Ситтим) – поле акаций. Упоминается в кн. Чис 33.49 и в Нав 2.1, 3.1 . Сладострастные оргии входили в число обрядов поклонения некоторым божествам халдейской религии, распространившейся в Финикии и Ханаане. Зная грубочувственный характер еврейского народа, Валаам не сомневался, что вожделения ( Чис.31:16 ; см. Иосиф Флавий Иуд.Древн. 4:6) чувственных удовольствий заставят израильтян забыть Иегову и соблудить в честь богов иных. «И начал народ блудодействовать с дочерями Моава, ...и прилепился Израиль к Ваал-Фегору». Чис.25:4 .  И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня. «Всех начальников народа», согрешивших жертвами и блудом в честь языческого божества, «повесь пред солнцем», т. е. в промежуток времени до захода солнца: по закате солнца тела повешенных должны по закону убираться ( Втор 21.22, 23 ). Чис.25:5 .  И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору. «Судьям Израилевым» – начальствующим лицам в израильских коленах. Чис.25:8 .  и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых. «Пронзил их», следуя чувству ревности о славе имени Божия и указаниям закона о смертной казни идолопоклонников ( Лев.20.2 ; Втор 13.8, 9 ). «Право ревнования» – jus. zelotyparum – признается раввинским учением за каждым евреем в случаях опасности соблазна для народа (ср. Ин 2.14, 17 ). «И прекратилось поражение сынов Израилевых». Кроме казни преступников по приговору Моисея и судей, соблудивший народ был наказан, по-видимому, какой-нибудь опустошительной болезнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1 Собственно: жалующиеся на свою участь, вечно всем недовольные. 2 Под общепринятым изданием следует разуметь перевод LXX, исправленный по Феодотиону; книга же Даниила, входившая в это издание, была переведена Феодотионом, как видно из предшествующих слов блаж. Иеронима. 3 Западные христиане, латиняне. 4 Блаж. Иеронима. 5 Или Иоаким. 6 В Евангелии Матфея он называется Иоакимон. 7 Вместо de sigulis в некоторых рукописях и изданиях стоит de signis (знамений или предзнаменований). 8 Предсказателей судьбы человека по дню его рождения, толкователей влияния звезд на судьбу человека. 9 Ариох. 10 Древн. Иосифа Флавия кн. XI гл. 8. 11 Порфирий. 12 Обнесенное стенами или оградою помещение для птиц, животных или рыб. 13 Анания, Азария и Мисаил. 14 Virgil. Aeneid. 1. VII и. 247. 15 Порфирий. 16 По мнению некоторых критиков блаж. Иероним пользовался такими списками книги пророка Даниила, которые в настоящем месте были испорчены и в которых читалось τιρος (сотоварищ, друг) вместо τρος (другой), как читали св. Иоанн Златоуст и блаж. Феодорит. 17 Сн. Иосиф. прот. Апп. гд. 20, где Бероз называет Набонидом того царя, которого блаж. Иероним называет Валтасаром . 18 Виргилий. 19 Сн. толк. на Иезек. гл. XXIII, ст. 22 — 27 (Твор. блаж. Иеронима в русск. переводе ч. 10 стр. 329). 20 Собственно: под боком. 21 То есть: Еврипид пишет μπλακας , а не μβλακας . 22 Плоские кровли, поддерживаемые поперечными перекладинами и огражденные по краям для безопасности возвышениями или перилами; они соответствовали нашим балконам. См. Твор. блаж. Иеронима в русск. перев. ч. II. стр. 423 и ч. XI. стр. 220. 23 Персы. 24 Быстро стремящимся, стремительно нападающим. 25 Пророк 26 Римлянами. 27 По некоторым рукописям: из царств или городов, (civimamibus вместо cruciamibus) . 28 С Богом Отцем. 29 Иосифа Флавия Древн. Иуд. кн. X последняя глава. 30 Сутки. 31 Этот отрывок из творения Африкана на греческом языке находится у Евсевия в Demonstrat. Evang. lib. VIII. 32 Лунный же год, по исчислению Африкана, состоит только из 354 дней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3158...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010