науч.-практ. конф. «Погибшие святыни». СПб., 1996. Ч. 2. С. 91-97; она же. Отенский мон-рь//Где Св. София, там и Новгород. СПб., 1997. С. 290-294; Петров Д. А. Архиеп. Иона Отенский как ктитор новгородского церк. строительства//RM. 1995. Bd. 8. N 1. S. 114-137; он же. Строительство в Савво-Вишерском мон-ре и архиеп. Иона//Новгородские древности. М., 2000. Вып. 5. С. 113-120. (Архив архитектуры; 11); Жервэ Н. Н. Отенский мон-рь//Где Св. София, там и Новгород. СПб., 1997. С. 284-290; она же. Утраченные святыни Новгородской земли: Ионо-Отенский мон-рь//Петербургские чт.-97: Петербург и Россия: Мат-лы энцикл. б-ки «С.-Петербург-2003». СПб., 1997. С. 74-81; она же. Новгородский Ионо-Отенский монастырь: Страницы истории//Уваровские чт.-3: Рус. правосл. мон-рь как явление культуры. Муром, 2001. С. 205-210; Секретарь Л. А. Начальный период в истории новгородского Отенского мон-ря: (Строительная деятельность архим. Харитона и архиеп. Ионы)//Новгород и Новгородская земля. Новг., 1998. Вып. 12. С. 324-333; Антипов И. В. Архитектурно-археол. разведки в Новгородском р-не//Археол. открытия, 1998. М., 2000. С. 12-13; он же. К архит. истории Ионо-Отенского мон-ря//Новгород и Новгородская земля. 2000. Вып. 14. С. 349-359; он же. Новгородская архитектура времени архиепископов Евфимия II и Ионы Отенского. М., 2009; Антипов И. В., Булкин Вал. А. Архитектурно-археол. исслед. экспедиции кафедры истории искусства СПбГУ в Новгородской обл. в 1999 г.//Новгород и Новгородская земля. 2000. Вып. 14. С. 68; они же. Архитектурно-археол. работы в Новгородской обл.//Археол. открытия, 1999. М., 2001. С. 3; они же. Новые мат-лы к истории новгородской архитектуры XV в.//Архитектурно-археол. семинар: Мат-лы заседания памяти Ю. П. Спегальского (1909-1969). СПб., 2001. С. 49; Петров М. Н. Крест под молотом. Вел. Новг., 2000; Анкудинов И. Ю. Роспись новгородских церквей 1615 г.//НИС. 2008. 11(21). С. 379; он же. Мат-лы к перечню описей имущества мон-рей Новгородской земли XVI-XX вв.//НовгАВ. 2013. Вып. 11.

http://pravenc.ru/text/2581699.html

I. Будем стараться быть совершенными. Христос сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мат. 5, 48). Он сказал также: «Если хочешь быть совершенным... следуй за Мною» (Мат. 19, 21). II. За Спасителем следуют те: 1. Кто любит молиться, постоянно посещает богослужения, любит слушать слово Божие и часто принимает Святые Таины. 2. Кто со вниманием относится к своим мыслям, словам и поступкам так, чтобы в них не было ничего противного воле Божией, кто осторожен в своем общении с людьми, чтобы не иметь побуждения к соблазну, греху, т. к. Христос сказал: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мат. 26, 41). 3. Кто сам себя преодолевает, отказывает себе в приятных вещах, которые не противоречили бы воле Божьей, кто сам себе отказывает в дозволенных вещах с тем, чтобы иметь силу преодолеть и недозволенное. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми свой крест и следуй за Мною» ( Лук. 9, 23 ). 4. Кто совершает свою ежедневную работу по-христиански и так, чтобы было угодно Богу, прилежно, добросовестно, стойко и с мыслью о том, чтобы его работа была угодна Богу. III. Нравственного успокоения на земле достигает также тот, кто из любви к Богу отказывается от своего имущества и семейной жизни и посвятит свою жизнь искренне и полностью только работе, молитве, чистоте и послушанию, как это исполняют благочестивые монахи в отшельничестве. Было много святых, раздавших из любви к Богу все свое имущество бедным или на нужды благотворения, на народные нужды и на украшение церквей, а сами жили в полной бедности по примеру Христа. Это не есть долг, но это доказывает страстное желание достигнуть полного нравственного совершенства по словам Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» (Мат. 19, 21). 6. Об обете 850. Какие есть обеты? Обеты следующие: 1. добровольная бедность, 2. добровольное отречение от семейной жизни и сохранение чистоты сердца,

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

В 1659 г. по повелению царя Алексея Михайловича из казны было выделено 100 р. на новую каменную ц. Рождества Христова. Строительство велось на средства благотворителей, в т.ч. кн. Б.А. Репнина-Оболенского. К концу. XVII в. в построили церковь с пристроенной «полаткой каменной» и с трапезной, каменную колокольню с 6 колоколами, 20 келий. В обители жили 26 сестер вместе с игуменией. Согласно писцовой книге 1685 г., рядом с городскими торговыми рядами стояла сооруженная на средства горожан и священника монастырской Рождественской ц. богадельня, в к-рой жили 9 чел. По описанию 1701 г., было 20 келий, в которых жили 26 насельниц. Сестры «питались трудами своими и Христовым именем», а также получали доход от отданных в аренду сенных покосов, пустоши и огородов. В 1724-1725 гг. Б. м. был приписан к белёвскому Крестовоздвиженскому монастырю, после 1727 г. опять стал самостоятельным. В описании монастыря 1739-1741 гг. помимо Рождественской ц. упоминается каменная ц. в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, пристроенная к первой, число сестер уменьшилось до 19 чел. По описи 1763 г., насчитывалось 8 монахинь и 9 послушниц, которые получаемый доход от земли «делят на пропитание… каждая по своим кельям» и зарабатывают рукоделием, т. е. монастырь был особножительным. В 1764 г. монастырь был упразднен, Рождественская ц. стала приходской. В 1817 г. на деньги прихожан к ней были пристроены трапезная и колокольня, в 1834 г. на средства московских купцов братьев Протопоповых храм Рождества Христова был отремонтирован, в 1860 г. при нем купцы Протопоповы выстроили богадельню на 10 чел. В 30-х гг. XX в. храм был взорван, на его месте после 1945 г. была построена средняя школа 2. Постройки монастыря не сохранились. В XIX в. с Б. м. связывали неподтвержденные документами легенды о ссылке в монастырь сестер кнг. Е.П. Урусовой и боярыни Феодосии Морозовой, а также в 1699 г. царевны Марфы Алексеевны (в иночестве Маргариты). Источник: СГГД. С. 189-191; Памятная книжка Калужской губ. на 1861. Калуга, 1861. С. 272; Попроцкий М. Мат-лы для географии и статистики России. СПб., 1864. Т. 9. Ч. 2. С. 16-17; Боровск: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1888; Холмогоров Г. И. Боровская десятина: Мат-лы для истории церквей Калужской епархии//Калужская старина. Калуга, 1904. Т. 4. С. 9-14; он же. Мат-лы для истории церквей Калужской епархии//Там же. 1910. Т. 5. С. 174, 186-188; Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV-XV вв. М., 1948-1951. 2 ч.

http://sobory.ru/article/?object=34006

д)  Христианская любовь к ближним имеет свое главное основание в том, что другие люди, как и мы, дети небесного Отца, братья и наследники Иисуса Христа, и храмы Святого Духа. 3. Лучший источник нашего утешения и нашей радости. а)  Величайшая для нас радость и утешение , что любящий Бог печется ο нас, и этот Бог — наш Отец, что Он из милосердия прощает нас, что y Него нет лицеприятия и т. д. б)  Наша радость и утешение , что Иисус Христос принес нам с неба полную истину, что Он приобрел нам право на усыновление Божье, открыл опять нам небо, заключенное нашими грехами и т. д. в)  Наше утешение и радость , что Святой Дух управляет Божьей Церковью, охраняет ее от заблуждений, просвещает всякого человека, согревает и укрепляет и т. д. Что для корабля опытный кормчий, то Святой Дух для людей в продолжении их плавания по океану духовной жизни, исполненного опасностей. Святой Дух есть Дух Утешитель “Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, прииди и вселися в ны.” Так ежедневно взываем мы в молитве к Святому Духу; но особенно прилично взывать так в настоящий день. Кому солнечный свет не приятнее мрака, тишина — бури? Сколько слез проливается в мире без осушения и утешения? Кто утешит плачущих, возвестит “ что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда ” (Исаии 61:3)? 1. Скорбные сердца, которые могут ожидать от Него утешения. a)  He всякий без исключения скорбящий . Мирская скорбь (Иов. 21:23; 1 Цар. 16:14 ). Скорбь, происходящая из мутного источника (Мат. 19:22; Map. 6:26 ). б). По преимуществу духовно-скорбящие (2 Кор. 7:9–11 ). Сюда принадлежат: а.  Плачущие ο своих грехах Иов (13:26 ). Давид (Псал. 24:17 ). Апостол Петр (Мат. 26:75 ). b.  Изнемогающие от искушения диавола (Мат. 4:1 ). Он мучит внешними страшными образами (Мат. 15:22; Апок. 12:12 ), или вкрадывается, как змея, и прельщает нас внушениями и соблазнами. с.  Подвергающиеся тяжелым Божьим испытаниям . Разлучение Спасителя со Своими учениками (Руфь 1:3. 20–21; Товит. 3:10; 1 Цар. 1:10; 1 Пет. 1:6 ). Испытания, постигающие благочестивого человека (Исаии 49:14; Псал. 29:8; Иер. 8:21 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Пусть, по изречению Псалмопевца, «исчезает... душа его: она» исчезает «во спасение» ( Nc. CXVIII. 81 ). Вы видите, слуш., каким образом Вифлеемское знамение родившегося Спаса дано не одним Вифлеемским пастырям, но и каждому из нас, дабы управлять нашим духовным путем ко Христу Спасителю. Вопросим еще единожды; прешли ли мы до Вифлеема, и то, чего естественно ищет душа наша, обрели ли столь же неукоснительно, беспрепятственно, верно, как сии верные в простоте своей пастыри – «приидоша поспешшеся, и обретоша» ( Лyk. II. 16 )? О, Иисусе младенчествующий! Как трудно нам кажется сократиться в сию скудную меру Твою! Мы любим не малитися с Тобою, но расти в себе самих – расти своемудрием, расти вожделениями, расти ложною славою. О, животе, повитый в погребение! Как часто мы без внимания попираем и дерзновенно раздираем пелены Твои! Мы желаем лучше жить, дабы умереть, нежели умирать, дабы жить! О, мудросте и Слове Божий, поучающий нас ныне из яслей Твоих! как мало мы внимаем великой проповеди Твоего немотствования! Как будто знамения Сына Божия на земли для нас малы и низки; как будто мы ждем, чтобы для нас «явилось знамение Сына человеческаго на небеси» (Мат. XXIV. 30)! Оно «явится»; но тогда уже не время будет ни праздновать, ни поучаться: «тогда восплачутся вся колена земная» (Мат. XXIV. 30). Поспешим, христиане, проходить примрачный путь веры, дабы свет судного дня внезапно не ослепил нас. Сретим любовию Христа нисходящего с небес, дабы Он сретил нас милосердием, восходящих на небо. И если кто уже пришел к нему с пастырями, да возвращается тот всегда с ними от славных знамений к простоте верования, восписуя славу единому Богу. Если же кто с волхвами притек в сокровенный Вифлеем от шумного Иерусалима: «да не возвратится тот ко Ироду» (Мат. II. 12) похвалиться своим обретением; да не соделается тайна Царя славы оружием миродержителя тмы века сего, который «ищет Отрочате, да погубит Е» (Мат. II. 13). Аминь. 926 В отд. изд.: «каждое вожделение связано и повержено: «не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи» (2 Кол. II. 21)». Читать далее Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т./свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007./Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

е. на тело, отпустится ему. Ибо я не почитаю дерзким сказать, что и сами блаженные ученики Его не имели совершенного ведения о Божестве Его, доколе в день Пятьдесятницы не низшел на них Дух Святый; даже по воскресении, одни из них, видевше Его, поклонишася Ему, овии же усумнешася, но за то осуждены не были. Но тем, которые произносят хулу на Духа Святого, т. е. на Божество И. Христа, и говорят: яко о вельзевуле князе бесовстем изгонит бесы (Мат. 12, 24), тем, говорит Он, не отпустится ни в сей век, ни в будущий. Впрочем должно заменить, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и разкаявшемуся, но: хулящему, т. е. упорно пребывающему в хулении. Ибо у Бога нет греха непростительного для тех, которые свято и достойно каются Ему. Вопр. 61. Что же? Покаянием получает ли отпущение тот, кто отвергается Христа и хулит Св. Духа? Отв. Естеству человеческому Бог даровал три крещения для очищения всякого греха, какой бы он ни был: крещение водное, крещение в собственной крови посредством мученичества и крещение слезное, которым и блудница очистилась. И сам верховный из святых Апостолов, Петр, по отречении от Христа, пролив слезы, был паки принят и спасся. Если же отречение от Христа прощается, а отречение от Св. Духа не прощается: то будет следовать, что Сын менее Святого Духа. Выслушай же свидетельство Писания, и убедись, что нет греха побеждающего человеколюбие Божие. Бог так говорит устами Иезекииля Пророка: живу Аз, глаголет Господь, яко аще сотворит человек вся неправды, и обрящу его в правде, не помяну всех неправд его (Иезек. 33, 12–19). Обрящу же его, очевидно, в час смерти его. Ибо должно знать, что источник слез точно так, как и крещение, очищает человека. Почему многие, грехами осквернившие себя после святого крещения, посредством слез очистились и соделались праведными. Вопр. 62. Какой грех делает молитву неугодною Богу? Отв. Злопамятство. Ибо Господь говорит: аще принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред алтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (Мат. 5, 23. 24), т. е. злопамятство делает, что дар молитвы не приемлется Богом. Вопр. 63. В каком грехе нет покаяния? Отв. В грехе отчаяния, которым быв одержим Иуда удавился. Вопр. 64. Какой грех тяжелее всех прочих? Отв. Если, по слову Апостола, большее из всех благ есть любовь: то очевидно, что и из всех зол большее есть братоненавидение, немилосердие и неподатливость на милостыню. Вопр. 65. Какая заповедь прощает человеку все грехи? Отв. поскольку Господь говорит: не судите, да не судими будете (Мат. 7, 1): и еще: остави нам, якоже и мы оставляем должником нашим (Мат. 6, 12): то очевидно, что мы получаем прощение во грехах, если не судим ближнего, равно как если не помним зла, причиненного нам: ибо сказано: оставите, и вставится вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Лит.: Гадзяцкий С. Карелы и Карелия в Новгородское время. Петрозаводск, 1941; Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М., 1987 (по указ.); Мусин А. Е. Становление Обонежского ряда в IX-XIV вв.//Тихвинский сборник. Тихвин, 1988. Вып. 1: Археология Тихвинского края. С. 43-48; он же. Становление Православия в Карелии (XII-XVI вв.)//Рябининские чтения-95. Сб. науч. докл.: Ист.-археол. аспект. Петрозаводск, 1997; он же. Христианизация Новгородской земли в IX-XIV вв.: Погребальный обряд и христианские древности. СПб., 2002 (по указ.); Шахнович М. М. Культовый комплекс на горе Воттоваара//Вестник Карельского краевед. музея. Петрозаводск, 1994. Вып. 2. С. 26-35; Рябинин Е. А. Финно-угорские племена в составе Др. Руси: К истории славяно-финских этнокультурных связей: (Ист.-археол. очерки). СПб., 1997 (по указ.); Чернякова И. А. Карелия на переломе эпох: Очерки социальной и аграрной истории XVII в. Петрозаводск, 1998; Детчуев Б. Ф., Макуров В. Г. Государственно-церковные отношения в Карелии (1917-1990 гг.). Петрозаводск, 1999; Пулькин М. В., Захарова О. А., Жуков А. Ю. Православие в Карелии (XV - 1-я треть ХХ в.). М., 1999; История Карелии в док-тах и мат-лах. Петрозаводск, 2000; Пулькин М. В. Старообрядческие наставники из Финляндии и их деятельность в Олонецкой епархии (2-я пол. XIX в.)//Старообрядчество: История, культура, современность: Мат-лы науч. конф. M., 2000. C. 174-180; он же. Православный приход и власть в сер. XVIII - нач. ХХ в.: (По мат-лам Олонецкой епархии). Петрозаводск, 2009; Олонецкая епархия: Страницы истории/Сост.: Н. А. Басова и др. Петрозаводск, 2001; Яловицина С. Э. Прибалтийско-финские народы России. М., 2003; Басова Н. А. Русская Православная Церковь в Карелии в 1918-1941 гг.: Канд. дис. Петрозаводск, 2006; Кожевникова Ю. Н. Православные монастыри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в.: Канд. дис. СПб., 2006; Очерки истории Православия в Карелии. Петрозаводск, 2008; Ружинская И. Н. Старообрядчество в этноконфессиональном пространстве Карелии//Карелия на этнокультурной и полит. карте России: Мат-лы науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию Респ. Карелия. Петрозаводск, 2010. С. 133-137; она же. Старообрядческие локусы на территории Олонецкой губ. во 2-й пол. XIX в.//Народ, разделенный границей: Карелы в истории России и Финляндии в 1809-2009 гг.: Эволюция нац. самосознания, религии и языка. Петрозаводск, 2011. С. 37-56.

http://pravenc.ru/text/1681031.html

Н. Изъятие церк. ценностей в Новгородской губ. в 1920-1930-е гг.//125 лет Новгородскому музею. Новг., 1991. С. 214-220; он же. Крест под молотом. Вел. Новг., 2000; Бовкало А. А. Новгородская епархия в 1917-1919 гг.: Год 1917-й//София. Новг., 1993. 6. С. 7-11; он же. То же: Годы 1918-1919//Там же. 7. С. 15; он же. Постановление 1919 г. об увеличении числа епископов//ЕжБК, 1992-1996. М., 1996. С. 339-341; Богданов А. П., Зиборов В. К. Летописец Двинский//СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 243-246; Бубнов Н. Ю. Никон//Там же. С. 400-404; Галкин А. К. Митр. Арсений и судебные процессы в Новгороде в 1920-1922 гг.//Арсеньевские чт. Новг., 1993. С. 81-104; он же. К 50-летию кончины митр. Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова)//София. 2005. 4. С. 7-13; он же. «…Почиет прах в обители уединенной»//Там же. 2012. 2. С. 5-8; он же. Приходы и духовенство Московской патриархии в пределах совр. Новгородской обл. накануне 950-летия Крещения Руси//Новгородика-2012: У истоков рос. государственности: Мат-лы IV междунар. науч. конф. 24-26 сент. 2012. Вел. Новг., 2013. Ч. 1. С. 97-108; Зиборов В. К. Летопись Новгородская Молотковская (Михалицкая)//СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 290-291; Яковлев В. В. [Серия статей о новгородских летописях]//Там же. С. 287-295; Белецкий С. В. Сфрагистические данные о взаимоотношениях Пскова и Софийской кафедры в XIV - нач. XV в.//Древний Псков: Исслед. средневек. города: Мат-лы конф. СПб., 1994. С. 82-85; он же. Новые данные о псковско-новгородско-московских церк. отношениях в 30-е - 40-е гг. XV в.//Церк. археология: Мат-лы I Всерос. конф. СПб.; Псков, 1995. Ч. 2. С. 48-53; Галкин А. К., Бовкало А. А. Новгородская епархия в годы оккупации (1941-1943)//София. 1995. 2(14). С. 4-5; они же. Еп. Димитрий (Сперовский) в Новгороде и Ст. Руссе//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Тез. докл. и сообщ. науч. конф., 12-14 нояб. 1996 г. Новг., 1996. С. 174-178; они же. Еп. Серафим (Велицкий) и его роль в жизни Новгородской епархии 1920-х гг.//Там же: Мат-лы науч.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Лит.: ИРИ. Т. 1. С. 243-249; Розанов Н. П. История Московского епарх. управления со времени учреждения Свят. Синода (1721-1821). М., 1870. Ч. 2. Кн. 2; Строев. Списки иерархов. Стб. 1029-1034; Марков Н. М., свящ. Коломенская епархия//ЧОЛДП. 1888. Кн. 8. С. 213-233 (отд. отт.: М., 1888. Коломна, 1991р); Николаевский П. Ф. Патриаршая область и рус. епархии в XVII в. СПб., 1888. С. 11-12; Покровский И. М. Рус. епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Каз., 1897. Т. 1. С. 211-218; Голубинский. История РЦ. Т. 2. 2-я пол.; Пясецкий Г. М. История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей. Орёл, 1899. С. 242-288; Руднев М. Н. К истории Коломенской епархии//ЧОИДР. 1903. Кн. 4. Отд. 3. С. 13-52; Скворцов Н. А., прот. Мат-лы по Москве и Московской епархии за XVIII в. М., 1911. Вып. 1; Титов Л. А. Иосиф, архиеп. Коломенский. М., 1911; Лихачёв Д. С. Повести о Николе Заразском//ТОДРЛ. 1949. Т. 7. С. 343-349; Смирнова Э. С. Отражение лит. произведений о Борисе и Глебе в древнерус. станковой живописи//ТОДРЛ. 1958. Т. 15. С. 319; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 3 (по указ.); Мазуров А. Б. Когда была основана Коломенская епархия?//ВМУ: Ист. 1996. 4. С. 44-53; он же. Епископы Коломны сер. XIV - нач. XV в.//Церк. археология. СПб., 1998. Вып. 4: Мат-лы 2-й Всерос. церк.-археол. конф. С. 185-189; он же. Средневек. Коломна в XIV - 1-й трети XVI в.: Комплексное исслед. регион. аспектов становления единого Рус. гос-ва. М., 2001. С. 170-231, 294-295, 513-514; Миллер Г. Ф. Соч. по истории России: Избр. М., 1996. С. 226-240; Макарий (Веретенников), архим. Свт. Макарий, митр. Московский, и архиереи его времени. М., 2007. С. 322-335; Ломако Е. Л. К вопросу о конфессиональном составе населения рус. провинциального города екатерининской эпохи: По мат-лам Коломны 2-й пол. XVIII в.//История и культура Подмосковья: Проблемы изучения и преподавания: Мат-лы 4-й обл. научно-практ. конф. Коломна, 2010; Кулемзин С., свящ. Коломенские епископы XVII в.//Моск. ЕВ. 2012. 7/8. С. 148-159; он же. Коломенская епархия во 2-й пол. XVIII в.//Там же. 2013. 5/6. С. 158-161; Михайлов С. С. История старообрядчества г. Коломна и его окрестностей. Коломна, 2013.

http://pravenc.ru/text/1841782.html

четв. XVIII в., после изменения содержания внутристарообрядческой полемики, мн. беспоповские согласия, в частности федосеевское, начинают включать Выговскую пуст. времен братьев Денисовых в родословия своих согласий. В 1912 г. на проходившем в Москве 2-м Всероссийском соборе христиан поморского церковного об-ва был поставлен вопрос об увековечении памяти поморских отцов, основателей В. о. и поморского согласия. Собор единогласно признал, что «сохранение от расхищения и разрушения остатков Выголексинского общежительства... есть непременная обязанность церкви», и поручил советам 2-й Московской и С.-Петербургской общин обратиться к министру внутренних дел с ходатайством «о передаче Выголексинского общежительства (богадельни или больницы) вместе с кладбищами в ведение советов Второй Московской и С.-Петербургской общин» (Второй Всероссийский собор христианского поморского церковного общества. Деяния. М., 1913. С. X). Первая мировая война помешала осуществлению этих планов. В наст. время на месте В. о. и «скитов» располагаются поселки лесорубов и небольшие поселения дачного типа, в 90-х гг. XX в. в Данилове в руинированном виде сохранялись неск. деревянных построек ок. сер. XIX в. О существовавшем здесь прежде обширном общежительстве (или деревянном городке, каким его видел в 1866 фольклорист П. Н. Рыбников) напоминает только рельеф местности. Арх.: РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 2327 (мат-лы 1-й ревизии 1722-1727 гг.); Ф. 288. Оп. 1. Д. 964; Ф. 350. Оп. 2. Д. 2379 (мат-лы 2-й ревизии 1748 г.); Д. 2422 (мат-лы 3-й ревизии 1763 г.); РГБ. Ф. 15. 5 (мат-лы 2-й ревизии, 1744-1748 гг.). Ист.: Есипов Г. В. Раскольничьи дела XVIII ст.: извлеч. из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярии. СПб., 1861. Т. 1. С. 269-553; Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862; Майнов В. Н. Мертвый городок: (Из путевых заметок)//ИВ. 1880. Т. 3. 11. С. 525-546; Выго-Лексинский летописец//Братское слово. 1888. 10. С. 795-815; Лексинский летописец/Публ. В. И. Срезневского//МИИРСР.

http://pravenc.ru/text/161059.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010