В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

б) Сила учения Христова была несравнимая. Это зависело аа) и от крото сти учения Его. Он учил с крайнею снисходительностью к душам грешным. Трости надломленной не переломит, льна курящегося не погасит, так говорил пророк о Мессии (Мат. 12, 20. Ис. 42, 3 ). Пророки обыкновенно приходили кь людям с бременем пра- посуднаго (Иг. 13, 11), не редко изрекали и проклятия на непокорных. Господь Иисус часто отверзал свои уста только для того, чтобы произнести благословение на нищих духом, кротких, плачущих, гонимых: приидите ко Мне, говорил Он, вси труждаюшиися и обременнии, и Аз упокою вы. Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим (Мат. 11, 28. 29). бб) Однако, когда нужно было, Он строго обличал заблуждения и пороки, не взирая на важность лиц. Самые злобные враги Его вынуждались говорить: учителю, вемы, яко истинен еси и пути Божию воистину учиша и не нерадиши ни о комже, не зрити бо на лице человеком (Мат. 22, 16). Он действовал с полной ревностью о славе Огца Своего ( Иоан. 4, 39. 9, 4 ). Открыто и резко восставал против фарисеев и книжников, несмотря на уважение, какое умели они приобретать себе в народе (Мат. 23). Выгонял из храма производивших там торг ( Иоан. 2, 14–16 ). Свидетельствовал о истине пред знаменитостями иудейскими ( Иоан. 18, 20. 21 . Лук. 22, 69. 70 ) и пред Пилатом ( Иоан. 18, 23 ). – вв) Пророки возвещали учение свое не от себя, но как слуги Божии от лица Божия. Тако глаголет Господь, сия глаголет Господь,, говорили они. Не так говорил Господь Иисус: Аз же глаголю вам, говорил Он (Мат. 5, 22. 28. 32, 34. 39); указывал на Себя, как на образ Самого Бога ( Иоан. 14, 9 ). Учил яко власть имея (Мат. 7, 29). И со властию бе слово Его ( Лук. 4, 32 ). гг) Таким образом силу слов Его невольно испытывали слушатели Его. И вся свидетельствоваху Ему и дивляхуся о словесех благодати, исходящих из уст Его ( Лук. 4, 22 ). Слуги, посланные взять Иисуса, не осмелились взять Его и возвратясь отвечали пославшим: николиже тако глаголаль человек, яко сей человек ( Иоан. 7, 46 ). § 194. б) По содержанию учения

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

сер. XIX в.)//Двинская земля: Мат-лы 2-х межрегион. обществ.-науч. ист.-краевед. Стефановских чт. Котлас, 2003. С. 132-140; Раздорский А. И. Из истории составления описания Вятской епархии (1850-е гг.)//8 Герценовские чт.: Мат-лы науч. конф. Киров, 2002. С. 99-102; он же. «Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии»: Из истории создания//Невский архив: Ист.-краевед. сб. СПб., 2003. Вып. 6. С. 600-609; он же. Церк.-ист. и стат. описание Владимирской епархии 1853 г. иером. Иоасафа (В. С. Гапонова)//Уваровские чт., 5-е. Муром, 2003. С. 161-169; он же. Церк.-ист. и стат. описание Курской епархии 1850-х гг.//События и люди в док-тах курских архивов. Курск, 2003. Вып. 2. С. 61-74; он же. Ист.-стат. описание Полоцкой епархии Ксенофонта Говорского и судьба древнего Полоцкого архива//АЕ за 2002 г., М., 2004. С. 117-126; он же. Неизданное «Церк. ист.-стат. описание Оренбургской епархии» 1850-х гг.//Уральский археогр. альманах, 2005 г. Екат., 2005. С. 182-197; он же. О составлении ист.-стат. описаний Ярославской и сопредельных с ней епархий в сер. XIX в.: (По мат-лам рапортов архиереев в Св. Синод)//Краевед. записки. Ярославль, 2005. Вып. 8: Мат-лы 8 и 9 Тихомировских чт. С. 322-331; он же. Рапорты архиереев в Синод о составлении ист.-стат. описаний епархий РПЦ как источник по историографии церк. краеведения России//АЕ за 2004 г. М., 2005. С. 266-269; он же. Рукописные описания Могилёвской епархии XIX в. в РГИА//Белорусский сб.: Ст. и мат-лы по истории и культуре Белоруссии. СПб., 2005. Вып. 3. С. 152-155; он же. Справочные и ист.-стат. издания епархий РПЦ как ист.-краевед. источник//В. О. Ключевский и проблемы российской провинциальной культуры и историографии: Мат-лы науч. конф., Пенза, 25-26 июня 2001 г.: В 2 кн. М., 2005. Кн. 2. С. 113-132; он же. Ист.-стат. описания епархий РПЦ XIX - нач. XX в.: Типологическая, количественная, хронол. и геогр. характеристики//Церковь и гос. власть России в XX в.: 5-е Арсеньевские чт. Новг., 2006. С. 109-117; он же. «Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии» как ист.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

«Жезл», ч. 1, воз. 21. Ср. «Увет», гл. 8, л. 138 об. Подобным образом писал и Игнатий, митрополит тобольский: «святый убо Мелетий в трех перстах исповедует Святую Троицу, ею же мы крестимся». Прав. Собеседник, 1855, II, 93, послание 3-е. В З-ей главе «Деяний» собора 1667 года, представляющей «Толкование» восточных патриархов о церковных обрядах, читаем о раскольниках: «а еже глаголют на св. Мелетия», о двух перстах. – «и в том на св. Мелетия солгано: заве святый Мелетий три первые перста показа ради трех ипостасей Святой Троицы, и паки тыя три персты совокупи ради единого Божества, и бысть знамение». Мат. для ист. раск. II, 273–4. 25 Сборник: «О отцев и страдальцах», гл. 3, лл. 94–98. Диакон Феодор в челобитной царю Алексею Михайловичу 1666 года но данному вопросу прямо отсылал к сочинению Фирсова, признавая толкование последним сказания о Мелетии верхом совершенства. Мат. для ист. роск. VI, 43–44. 27 Никита так говорить: «и егда два перста совокупль Мелетий, в них же образуется два естества Христова, и от тех един пригнув, являя преклонение небес и Слова Божия снитие к земным, и благослови люди, и бысть знамение». Мат. для ист. раск. IV, 79. Точно также учил и поп Лазарь: «егда показа три персты, и не бысть знамения, а потом два совокупи и един пригнув, – от дву един, а не третий ко двема, – благослови христиан, и бысть знамение». Там же, IV, 270. 28 Последний вопрос не решает и инок Авраамий, а на первые два он отвечает так: «святый Мелетий прежде три персты показав вкуп палец со двюма последними, исповеда в них Святую Троицу прежде всех век». Мат. для ист. раск. VII, 29. 311. 29 В послании протопопа Ивана Неронова царю Алексею Михайловичу, от 27 февраля 1654 года, также говорилось, что «распря у верных с еретики» при Мелетии происходила «о сложении перст». Мат. для ист. раск. I, 56. 30 Ркп. Черниговской семинарии 134, л.л. 53–54. Ср. Вороздин. «Протопоп Аввакум“. Приложения. Стр. 74. 33 Мат. для ист. раск. I, 57. По словам диакона Феодора «блажен­ный Феодорит» также «протолкова добре о сложении перст».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

21, 13). Они исказили учение о субботе, обратив ее из дня исключительно посвященного на служение Богу – в день совершенной праздности и телесного покоя и самые чудеса, совершаемые Спасителем в субботу в их обличение и вразумление, называли преступлениями. Иносказательную заповедь Моисея о тщательном соблюдении закона: „навяжи заповеди Иеговы в знак на руку твою, и да будут они повязками над глазами твоими“ (Второз. 6, 8), они истолковали с грубою буквальностью, навязали себе на голову и руки повязки с словами закона и старались делать их виднее и больших размеров (Мат. 23, 5). Они извратили учение о клятве, не дозволяя, напр., клясться храмом, и разрешая клясться золотом в храме (Мат. 23, 15), о посте, обратив его в лицемерное наружное сетование с нахмуренным лицом и нечесанными волосами, о чистоте духовной, заботясь больше об умовении рук перед обедом и омовении посуды (Мат. 23, 25). Они освобождали детей от обязанности кормить родителей, если дети сделают пожертвование на храм (Мат. 15, 5). Они достоинство молитвы поставляли не во внутреннем, сокрушенном обращении к Богу, а в ее продолжительности на видных местах перед народом (Мат. 6, 5); забыв заповедь Божию о любви к ближнему и долг попечения о заблуждающихся и согрешающих, они с презрением отвращались от мытарей и грешников, почитая только самих себя праведниками; наконец, вместо служения Богу подвигами благочестия, они считали достаточным давать десятину от руты, мяты и аниса, забыв, как сказал Иисус Христос, суд, милость и веру (Мат. 23, 23). Вот какие были законные делатели на жатве Божией в то время, когда эта жатва явилась такою зрелою под лучами света и силы учения и деяний Богочеловека. Только две светлых личности из всего иудейского синедриона и сонма книжников и фарисеев того времени указали нам Евангелисты, – Иосифа и Никодима, приходивших к Спасителю по ночам страха ради иудейска ( Иоан. 19, 38. 39 ). Св. Апостол Павел говорит о себе, что он был ревнителем отеческих преданий, но он осудил их как ложные, потому что ради их гонил Церковь Божию, и только потому помилован был, что делал это по неведению (Тим.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Отношения учения Христова к ветхому закону в писаниях евангелистов и апостолов оказываются не одинаковыми. а) Нравственный закон изложен в учении Христовом полнее и возвышеннее, чем в учении в. з. аа) Хотя и Моисей говорил: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем: но обширное значение этой заповеди показано только в учении Христовом, где всякая пощада себе и дорогому для сердца признана за оскорбление Богу (Мат. 5, 29–31), – и всякая нечистая мысль осуждена как грех (Мат. 5, 28). Христос сказал: иже хощет по Мне ити да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет ( Мар. 8, 34 ). Молодому человеку, исполнявшему заповеди закона, объявил: аще хощеши совершен быти, иди продаждь имение твое и даждь нищим и в след Мене гряди. бб) Любовь к ближним предписывалась и в законе в. з.; но она ограничиваема была преимущественно любовью к единоплеменникам. Закон одобрял право мести за оскорбление, в невыгоду любви ко врагу. В учении Христовом любовь к ближнему получила значение всеобщности по предмету и по силе. Предписано любить каждого, чужестрапец ли он или единоплеменник, родной ли или чужой, враг ли или друг? Любите враги ваша, сказал Господь Аще любите любящих вас, кую мзду имате? не и мытари ли тожде творят (Мат. 5, 44,46). В законе сказано: не убиеша: а христианину запрещено и гневное слово (Мат. 8, 21. 22): закон говорил: зуб за зуб; а христианину предписано; «если кто ударит тебя в правую щеку твою, подставь ему другую» (Мат. 5, 39. 40). Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, якоже возлюбих вы, сказал Господь ( Иоан. 13, 34 ): заповедь о любви новая, потому что надобно любить другого с такою же силою, с таким же самоотвержением, как возлюбил Христос людей грешных, – а это степень любви самая высшая, не виданная на земле. вв) Закон достигал цели своей – улучшения людей- строгостью внешних предписаний. Потому назывался он ·игом работным ( Гал. 5 г.), законом плотской заповеди ( Евр. 7, 16 ). Побуждения к исполнению заповедей предлагались земные и временные, счастье домашнее, гражданское, военное ( Втор. 28, 2 ; Исх. 20, 12 ; Лев, 26, 3). В евангелии предложены побуждения к святой жизни духовные, блага жизни вечной (Мат. 5, 12, 19. 30. 45; 15, 19; 19; 28. 29; Мар. 7, 7 ). Евангельский закон побуждает человека к подвигам преимущественно мыслями о любви Божией к нам и вызывает на свободное служение Богу. Не приясте духа работы паки в боязнь: по приясте духа сынопаложения, о нем же вопием: Авва Отче ( Рим. 8, 15 ; Иоан. 3, 16. 17; 15, 9. 13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– впоследствш раскольники уже не повторяли, будто «Дамаскину прямого имени нет». 53 Чаще всего встречается указание на «икону Богородичну руки св. Петра митрополита»: Мат. для ист. раск. VI, 4. 38. Ср. «Ответ православных». Ркп. Хлудовской библиотеки, 282, л. 35 об. Мат. для ист. раск. VII, 29. 82. 295. 304. Авраамий называл иконы Богородицы Тихвинской и «на градских вратах в Коломн». Там же, VII, 312. Фирсов – икону Спасителя в Соловках «греческого письма с грече­скою подписью». Сборник, гл. 3, л. 123. Никита – икону Спасителя в Иерусалиме, которую, по его словам, видел там старец Арсений Суханов . Мат. для ист. раск. IV, 84. Общие указания – у Неронова: там же. I, 65, – у Никиты: там же, IV, 83–4. 55 В первый раз и с подробными библиографическими сведениями ссылку на эту «книгу» встречаем у попа Никиты, а потом у диакона Феодора и инока Авраамия. Мат. для ист. раск. IV, 76; VI, 5; VII, 29–30. 58 Митр. Игнатию эта редакция дала основание видеть в изречении защиту именословного перстосложения. «Прав. Собеседник», 1855, кн. 2, послание 3, стр. 58. 61 Нелепость мысли, что Христос полагал на себя крестное знамение, была разъяснена митрополитом Игнатием. «Прав. Собеседник», 1855, кн. II, послание 3, стр. 58–59. 62 О Стоглавом соборе было сказано в «Изречении» собора 1667 г. Эта часть «Соборных деяний» была напечатана при Служебниках 1667 и 1668 годов. Не отвергая ни действительности самого собора, ни подлинности книги «Стоглавник», «Изречение» отменяло клятву собора на некрестящихся двумя перстами, на том основании, что клятва была произнесена «неразсудно, простотою и невежеством», и самовольно, без сношения с восточными патриархами и без справки «с греческими и древними харатейными словенскими книгами». Мат. для ист. раск. II, 220–21. Ср. в «Соборном Свитке» при Служебниках 1667 и 1668 годов, лл. 4–7 и 6–8. 63 В данноме случае расколоучители указывали «киевскую Грамма­тику», напечатанную в 1595 году в Вильне. Мат. для ист. раск. IV, 74; VII, 304; ср. I, 347. 64 Паисий Лигарид указывал еще на свидетельство цареградского патриарха Германа, но свидетельство это, как мы знаем уже, говорит не об именословном перстосложении.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

1875. Ч. 181. 9. С. 89-104; Баюков А. Старинные рус. благотворители: Иов, митр. Новгородский//Детская помощь. 1886. 24. С. 864-866; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до наст. вр.: Кр. биогр. очерки. Новгород, 1897. С. 46-48; Я. Е[лпидинский]. Новгородские владыки: Иов//Олонецкие ЕВ. 1902. 13/14. С. 463-472; Сменцовский М. Н. Иов, митр. Новгородский//ПБЭ. Т. 7. Стб. 226-234; Алфавитный указатель к камер-фурьерским, походным, банкетным и церемониальным журналам. СПб., 1910. Ч. 1: 1695-1774. С. 24; Страхова О. Б. Новгородская школа братьев Лихудов//Cyrillomethodianum. 1988. Vol. 12. P. 109-123; Евсеев И. Е. Очерки по истории слав. перевода Библии: Ч. 2. Вып. 2//Комиссия по науч. изданию слав. Библии: (Рус. библ. комиссия): 1915-1929: Сб. арх. мат-лов. Л., 1990. С. 30-34; Белоброва О. А. Иов//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 85-86; Яламас Д. А. Два неопубл. панегирика братьев Лихудов//ВВ. 1994. Т. 55(80). С. 210-214; Федотова М. А. Письма Димитрия Ростовского Иову, митр. Новгородскому//Новгород в культуре Древней Руси: (Мат-лы Чтений по древнерус. лит-ре: Новгород, 16-19 мая 1995 г.). Новгород, 1995. С. 102-111; Галкин А. К. Последний путь имеретинского царевича//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Мат-лы науч. конф. 11-13 нояб. 1997 г. Новгород, 1997. С. 104-107; он же. «Не на едином обретаемся месте»//София. Новгород, 1999. 4. С. 35-37; Исакова Е. В. Новгородский митр. Иов - поборник правосл. духовного просвещения//Димитриевские чт., 3-и: Мат-лы конф. 1997 г./Ред.: В. С. Белоненко. СПб., 1999. С. 74-83; Вознесенская И. А. История Новгородской школы в письмах митр. Иова//Лихудовские чт.: Мат-лы науч. конф. «Первые Лихудовские чтения»: Великий Новгород, 11-14 мая 1998 г. Вел. Новгород, 2001. С. 72-76; Григорьева И. Л., Салоников Н. В. Новгородская школа братьев Лихудов как восточнослав. академия//Там же. С. 77-94; Азизбаева Р. Е. Новгородский митр. Иов и начало гос. детского призрения в России//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Мат-лы науч.

http://pravenc.ru/text/578172.html

Св. Кирилл александрийский : «Поистине нуждались в премудрости и просвещении те, которые заблудились, – которые, по крайнему неразумию, поклонялись твари вместо Творца, называли богами древа и камни. Для того и воплотилось Слово, и внушало им, говоря: Дух Господен на мне, егоже ради помаза мя благовестити нищим, посла мя исцелити сокрушенные сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым, прозрение ( Лук. 4, 18 ). Ибо таковы были болезни народов. Но чрез Него они уврачевались: потому что обогатились от Него премудростию и получили просвещение» 317 . § 145. Как совершил Господь Иисус свое пророческое служение, и сущность Его проповеди Пророческое служение Свое человеческому роду Господь совершил двояким образом. Сначала – непосредственно, когда, достигнув тридцатилетнего возраста жизни ( Лук. 3, 23 ), Он вступил в должность общественного Учителя, и около трех с половиною лет до самой своей кончины обходил грады и веси земли иудейской и всюду благовествовал евангелие царствия (Мат. 9, 35). Потом – посредством учеников своих, которых сам же предварительно избрал ( Лук. 6, 13 ), и нарочито приготовил к делу учительства; которых, кроме того, по вознесении своем на небо, облек силою свыше ( Лук. 24, 49 ), и которые, по заповеди Его ( Марк. 16, 15 ), пронесли учение Его по всей земле, возвестили всем народем ( Рим. 10, 18 ), и устно и письменно предали Церкви на все времена ( 2Сол. 2, 15 ). Это учение объемлет собою все существо религии восстановленной, и состоя из двух частей: закона веры и закона деятельности 318 , всецело направлено к одной великой цели – спасению человека. Сущность закона веры сам Христос выразил в следующих словах: тако возлюби Бог мip, яко и Сына своего единороднаго дал есть, да всяк, веруяй в онь, не погибнет, но имать живот вечный ( Иоан. 3, 16 ), или: се есть живот вечный, да знают тебе единаго истиннаго Бога, и егоже послал еси Иисуса Христа (17, 3). И соответственно тому, в частности, учил: 1) О Боге высочайшем и совершеннейшем Духе (Мат. 5, 45; Иоан. 4, 24 ), едином по существу ( Марк. 12, 29 ), но троичном в Лицах (Мат. 28, 19), самобытном ( Иоан. 5, 26 ), вездесущем ( Иоан. 4, 21–23 ), всеблагом (Мат. 19, 17), всемогущем (Мат. 19, 26), Творце и Промыслителе вселенной (Мат. 6, 26–29), который отечески печется о всех своих тварях, в особенности же о человеческом роде ( Лук. 12, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

       До недавнего времени существовало некое всеми признанное табу на мат, которое, однако, часто нарушалось, ведь нет правил без исключений. Но и тогда матерщина считалась уделом людей специфических профессий и групп населения: в т.ч. (увы и ах!) военных, заключенных и других, выходящих за т.н. «рамки приличия». И все это прекрасно понимали, в т.ч. любители обсценной лексики. Мата было принято стыдиться в обществе, при детях и женщинах, он осуждался и был недопустим в публичном и тем более печатном пространстве. Мат, как антимолитва        Что касается мата в армии, то он прописался и фактически легализовался там как раз в революционное и послереволюционное время крушения всех «рамок», самой старой армии и рождение в её крови новой. Корни этой недоброй традиции напрямую связаны с отходом некогда христолюбивого русского воинства от Бога, отрицания сакрального значения слова и матерщины в частности.       Трудно себе представить матерящегося генералиссимуса Александра Суворова, фельдмаршала Михаила Кутузова или адмирала Павла Нахимова, а вот уже в окопах Первой мировой мат (заодно с листовками о свержении законной власти) стал появляться куда чаще. Позже он перекочевал и в штабы. Для многих известных красных командиров, ставших видными советскими военачальниками и полководцами - выходцами из т.н. «простого народа» мат был вполне допустим в общении с подчинёнными и быстро прижился в лексиконе солдат, матросов и командиров Красной, а позже и Советской армии и ВМФ. Увы, никуда не ушел он из казарм, кубриков и офицерских канцелярий, и нынешней Российской армии, считающей себя ее правопреемницей.       Однако бытует мнение, что, мол, мат помогает не только расслабиться после боя или напряженного дня, но и наоборот, концентрирует, мобилизует в нужный момент, придаёт сил. Всё верно, но каков их источник? Вот что по этому поводу пишет в своей книге «Правда о русском мате», не понаслышке знакомый с солёным флотским фольклором капитан 1-го ранга запаса, а ныне епископ Североморский и Умбский Митрофан (Баданин): «Мат, с духовной точки зрения, это антимолитва. Через матерные слова происходит поклонение «князю тьмы», и, как следствие, человек отступает от Бога. При этом, конечно, чувствует эту «чёрную энергию» и она его возбуждает. Матерящийся притягивает силы зла и доверяется им. Эта разрушительная энергия обладает способностью вызывать в человеке привыкание, зависимость наподобие наркотической. Привычка к мату во многом носит характер зависимости от наркотического вещества: человек уже не может жить без подобной политики, но плата за этот допинг непомерно велика – он лишает себя помощи Божией».

http://radonezh.ru/2021/03/09/uroki-russ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010