Соч.: «Двойной покров» XVI в.//Сообщ. Загорского гос. ист.-худож. музея-заповедника. Загорск, 1958. Вып. 2. С. 25-30; Мастерская худож. шитья князей Старицких//Там же. 1960. Вып. 3. С. 41-64; О датировке древней копии «Троицы» Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора//Там же. С. 170-174; К истории иконостаса Благовещенского собора Моск. Кремля//Культура Др. Руси. М., 1966. С. 152-157; Худож. шитье//Троице-Сергиева лавра: Худож. памятники. М., 1968. С. 112-139; Древнерус. шитье. М., 1971; Методика исслед. памятников древнерус. лицевого шитья//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1973. Вып. 1. С. 111-131; Памятник шитья моск. великокняжеской светлицы XV в.//Там же. 1980. Вып. 3: Искусство Москвы периода формирования рус. централизованного гос-ва. С. 56-75; «Светлицы» в доме боярина Д. И. Годунова//Там же. М., 1984. Вып. 4: Произведения рус. и заруб. искусства XVI - нач. XVIII в. С. 32-56; Памятники средневек. лицевого шитья из собр. Успенского собора//Успенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985. С. 189-214; Древнерус. лицевое шитье из собр. Кирилло-Белозерского мон-ря//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники рус. Севера. С. 203-224; Декоративно-прикладное искусство// Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Моск. Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. культуры. М., 1990. С. 81-87; К вопросу о южнослав. связях в рус. лицевом шитье XV-XVI вв.//ГММК: Мат-лы и исслед. 1990. Вып. 7: Проблемы рус. средневек. худож. культуры. С. 87-100; Средневек. лицевое шитье: Византия. Балканы. Русь: Кат. выст. к XVIII Междунар. конгрессу византинистов. Москва, 8-15 авг. 1991 г. [М., 1991]; Древнейший покров митр. Ионы//ГММК: Мат-лы и исслед. 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье. С. 26-38; Произведения средневек. молдо-влахийского лицевого шитья в собр. ГММК//ДРИ. СПб., 1995. [Вып.:] Балканы. Русь. С. 257-276; Образ прп. Сергия Радонежского в древнерус. шитье: (К вопросу об иконографии)//Там же. 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 40-53; Лицевое шитье круга Дионисия//Дионисий, «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. М., 2002. С. 208-214; Древнерус. лицевое шитье: Кат./ГММК. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/2562742.html

Лит.: Верюжский. Вологодские святые. С. 219-231; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 51-55, 77-78, 153-156, 510-511; Филарет (Гумилевский). РСв. СПб., 18823. Кн. 3. С. 529-537; Никодим ( К ононов), иером. Прп. Антоний, Сийский чудотворец, и церк.-ист. значение основанной им обители: Ист. очерк. СПб., 1895. С. 11, 35-36; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 98-115; Дмитриев Л. А. Жанр севернорусских житий//ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27. С. 181-202; он же. Житие Антония Сийского//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 247-248; он же. Иона//Там же. С. 427-430; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л., 1977. С. 25-32; Белова Л. Б., Кукушкина М. В. К истории изучения и реконструкции рукописного собр. Антониево-Сийской б-ки//Мат-лы и сообщения по фондам ОР БАН СССР. Л., 1978. С. 154-187; Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-пут. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 2: Рукописные книги XIV-XVIII вв. Вологодского обл. музея. С. 144; Украинская (Беловолова) Т. Н. Житие Димитрия Прилуцкого - памятник вологодской агиографии//Древлехранилище Пушкинского Дома: Мат-лы и исслед. Л., 1990. С. 7-53; Буланин Д. М. Феодосий//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 137-140; Рыжова Е. А. Новгородская тема в севернорус. житиях XVI в.: (Антониево-Сийский монастырский книжный центр)//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Мат-лы науч. конф., 13-15 нояб. Новгород, 2000. Ч. 1. С. 158-162; она же. Лит. творчество книжников Антониево-Сийского мон-ря XVI-XVIII вв.//КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. С. 218-263; она же. Житие Варлаама Важского (Пинежского) - памятник истории и культуры Важского края//Важский край: Источниковедение, история, культура: Исслед. и мат-лы. Вельск, 2002. С. 139-146; она же. Житие Варлаама Важского (Пинежского) в рукописно-книжной традиции XVI-XIX вв.//Рус. агиография: Исслед., публикации, полемика. СПб., 2005. С. 615-647. Е. А. Рыжова Рубрики: Ключевые слова: ИЛИЯ (1-я пол. XVI в.), новгородский иером., свящ. домовых владычных церквей, агиограф и гимнограф, миссионер, вероятно, архиепископский нотарий

http://pravenc.ru/text/578316.html

3) Из сказания евангелистов об обстоятельствах рождения Иисуса Христа. Евангелисты повествуют: а) Как ангел благовествовал Пресв. Деве: не бойся Мариам: обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнети во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя ему Иисус ( Лук. 1, 30. 31 ). б) Как ангел вразумлял Иосифа, обручника Девы Марии: Иосифе, сыне Давидов, не убойся прияти Мариам жены твоея: родшеебося в ней – от Духа Свята. Родит же Сына, и наречеши имя ему Иисус (Мат. 1, 20. 21). в) Как потом действительно родила Пресв. Дева, по прошествии обычного времени чревоношения: бысть же, егда быша тамо (в Вифлееме), исполнишася дние родити ей: и роди Сына своего первенца, и повит его, и положи его в яслех: зане не бе им места во обители ( Лук. 2, 7 ) 114 . г) Как вифлеемские пастыри, по наставлению от ангела, приидоша во град Давидов, и обретоша Мариамь же и Иосифа, и младенца лежаща во яслех ( Лк. 2, 16 ), а равно и волхвы с востока, по указанию необычайной звезды, пришедше в храмину, видеша отроча с Мариею материю ею, и падше поклонишася ему (Мат. 2, 11). д) Как, по исполнении осьми дней от рождения, Он был обрезан, и нарекоша имя ему Иисус, нареченное ангелом прежде даже не зачатся во чреве ( Лук. 2, 21 ). е) Как, по исполнении дней очищения матернего, вознесоста его во Иерусалим поставити пред Господем, и как здесь старец Симеон приял на руки свои Божественного Младенца и благословил Бога (- 22. 28). 4) Из всей последующей евангельской истории о земной жизни Иисуса Христа. Здесь читаем, что Господь Иисус, как человек, еще во дни младенчества должен был, по устроении Промысла, удалиться из Вифлеема во Египет, вместе с материю своею и Иосифом, чтобы избегнуть угрожавшей Ему смерти (Мат. 2, 13. 14); как человек, постепенно растяше и крепляшеся духом ( Лук. 2, 40 ); как сын Мариин, бе повинуяся ей и ее обручнику ( Лук. 2, 51 ); как человек, крестися от Иоанна во Иордане ( Марк. 1, 9 ), и Иоанн потому только узнал Его между другими людьми, приходившими креститься, что узрел Духа Божия, сходяща и пребывающа в Нем ( Иоан. 1, 32. 33 ). Видим, потом, что Господь Иисус, вступив в должность своего служения, обходил грады и веси с спасительною проповедию, и всюду был признаваем за истинного человека, ни разу не встречал надобности удостоверять кого-либо в истине своего человечества; что Он принимал иногда участие в учреждениях ( Лук. 5, 29 ), был на браке в Кане галилейской ( Иоан. 2, 1–11 ), возлежал на вечери в доме Лазаря ( Иоан. 12, 2 ), в доме Закхея ( Лук. 16, 5–8 ); что Он ежегодно приходил в Иерусалим на праздник пасхи, и сам совершал пасху с учениками своими, по закону обрядов (Мат. 26, 17 и др.). Наконец, евангелисты изображают с величайшею подробностию страдания нашего Господа, говорят о Его смерти, погребении, воскресении и вознесении на небеса, – все о таких событиях, которые решительно были бы невозможны, если бы Он не имел человеческого естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1902. Кн. 3(202). С. 19, 27, 35, 36; Опись Покровского жен. мон-ря в Суздале 7159/1651 г./Сообщ.: В. Т. Георгиевский//Тр. Владимирской УАК. Владимир, 1903. Кн. 4. С. 92; Г. Суздаль в 7136-7138 (1628-1630) гг.: Список с писцовой книги гор. Суздаля/Изд. Владимирской УАК. Владимир, 1905. С. 35; Чиновники Московского Успенского собора и выходы патр. Никона/С предисл. А. П. Голубцова//ЧОИДР. 1907. Кн. 4(223). С. 93; Вкладная книга Троице-Сергиева мон-ря/Подг. Е. Н. Клитина, Т. Н. Манушина, Т. В. Николаева. М., 1987. С. 109; Описи Саввина Сторожевского мон-ря XVII в./Сост.: С. Н. Кистерёв, Л. А. Тимошина. М., 1994. С. 30. (Мат-лы для истории Звенигородского края; 2). Лит.: Иванчин-Писарев Н. Михаил, вел. кн. Киево-Черниговский, и боярин его Феодор. М., 1839. С. 39-42; Шафонский А. Черниговского наместничества топогр. описание с кр. геогр. и ист. описанием Малыя России. К., 1851. С. 291; Яковлев Л. П. Рус. старинные знамена: (Древности Рос. гос-ва: Доп. к 3 отд.). М., 1865. С. 49, 50, 56, 58, 59-60 (1-я паг.), 97-99 (2-я паг.). Прил. С. 6, 9, 12, 51, 54, 55, 56; Строгановский подлинник. 1869; Филимонов Г. Д., ред. Переписная книга моск. Благовещенского собора, XVII в. по спискам: Архива Оружейной палаты и Донского мон-ря//СбОДИ на 1873 г. М., 1873. [Отд. 2.]: Мат-лы; Лебедев А., прот. Московский кафедр. Архангельский собор. М., 1880. С. 110; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 373; Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Ч. 1; 1891. Ч. 2; он же. Домашний быт рус. царей и цариц в XVI и XVII ст. М., 2003. Т. 3: Мат-лы. С. 589 (1-я паг.); Добронравов В., Березин В. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1897. [Вып. 4]: Уезды. С. 574; Георгиевский В. Т. Суздальский Ризположенский женский мон-рь: Ист.-археол. описание. Владимир, 1900. С. 72. Прил. С. 7, 22, 45; Большаков. Подлинник иконописный. 1903, 1998р. С. 31-32, 73; Гурьянов В. П. Лицевые святцы XVII в. Никольского единоверческого мон-ря в Москве: Иконописный подлинник.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

мыслитель: (Новые док-ты о свт. Иннокентии (Вениаминове))//МисОб. 1997. 8(22). С. 6-10; он же. К 200-летию со дня рождения свт. Иннокентия (1797-1879)//Амер. ежег. М., 1997. С. 217-226; он же. Иннокентий (Вениаминов) - митр. Московский и Коломенский. М., 2002; он же. Митр. Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) и его отношение к вопросам церк. реформ 1860-1870-х гг.//Личность в Церкви и обществе: Мат-лы междунар. науч.-богосл. конф. М., 2003. С. 257-289; Свт. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский... апостол народов Сибири и Америки: Библиогр. справ./Сост.: прот. Б. Пивоваров, О. А. Павлова. Новосиб., 1997; A Good and Faithful Servant: The Year of Saint Innocent: An Exhibit Commemorating the Bicentennial of the Birth of Ioann Veniaminov/Ed. L. Black. Fairbanks, 1997; Близнюк А., диак. Этнографические и геогр. наблюдения в миссионерских поездках свт. Иннокентия (Вениаминова)//Научно-богосл. труды по проблемам правосл. миссии. Белгород, 1999. С. 192-196; Поздеева И. В. Свт. Иннокентий - организатор и руководитель перевода и издания книг на якут. яз.//Там же. С. 15-20; Романова Н. В., Лазарева Н. Ю. Путешествия и подвиги свт. Иннокентия, митр. Московского, апостола Америки и Сибири. М., 1999; Шишигин Е. С. Митр. Иннокентий (Вениаминов) и его место в истории народов Аляски, Сибири и Дальн. Востока//На службе Богу и якут. народу: Мат-лы правосл. конференций. Якутск, 2006. С. 519-525; Анисов Л. М. Просветитель Сибири и Америки: Жизнеописание свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского. М., 2007; Климент (Капалин), митр. Русская Правосл. Церковь на Аляске до 1917 г. М., 2009. С. 98-218. Мат-лы конф.: Ист. судьбы православия в Сибири: Тез. докл. и сообщ. науч. конф., посвящ. 200-летию со дня рожд. митр. Московского Иннокентия (Вениаминова) и 270-летия основания Иркутской епархии. Иркутск, 1997; Иннокентьевские чт., 1-10: [Регион.] Науч.-практ. конф. Чита, 1998-2007; Свт. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский, Апостол Америки и Сибири, и его наследие: Мат-лы науч.

http://pravenc.ru/text/389619.html

(г. Серафимович, основан в 1665 как муж., в 1754 перенесен на новое место, в 1785 преобразован в жен., в 1788 упразднен, восстановлен в 1798, закрыт в 1927, восстановлен в 1991 как муж. в составе Волгоградской епархии, в 2001 преобразован в жен.); Мигулинский во имя Св. Троицы (муж., близ ст-цы Мигулинской (совр. Волгоградская обл.), основан в 1690 или в 1700, упразднен в 1788); кременский в честь Вознесения Господня (муж., основан в 1693, упразднен в 1788, восстановлен в 1798, имел приписной Пятницкий скит, закрыт в нач. 20-х гг. XX в., возрожден в 1991 в составе Волгоградской епархии); старочеркасский Ефремовский (в ст-це Старочеркасской, основан в 1837 как жен., закрыт в нач. 20-х гг. XX в., возрожден в 1994 как муж. в составе Ростовской епархии); Бекреневский во имя свт. Николая Чудотворца (близ ст-цы Мариинской, основан в 1892 как муж., упразднен в 1910, в следующем году восстановлен сначала как подворье Старочеркасского жен. мон-ря, затем как самостоятельный жен. мон-рь, окончательно закрыт в 1928). Ист.: Расписание городских и сельских приходов и причтов Донской епархии. Б. м., Е. Н. Быстрянская и Верхнекаргальская ст-цы, 1764-1800 гг.: Мат-лы для истории донского раскола старообрядчества//Донские ЕВ. 1882. 22. С. 836-843; Справочная книжка о церквах Донской епархии и составе при них причтов и приходов. Новочеркасск, 1892; 50-летие церк.-обществ. и науч.-лит. жизни высокопреосвященнейшего Макария, архиеп. Донского и Новочеркасского. Новочеркасск, 1893; Кириллов А. А. Мат-лы, относящиеся к церк. жизни донского казачества в XVIII в.//Памятная книжка области Войска Донского за 1900 г. Новочеркасск, 1900. С. 192-234; он же. Мат-лы к церк. истории Донского края за XVIII-XIX вв.: К открытию Донской епархии в 1829 г.//Сб. области Войска Донского стат. комитета. Новочеркасск, 1901. Вып. 2. С. 115-125; он же. Указ. актов, относящихся к церк. истории Донского края. Новочеркасск, 1903; он же. Мат-лы, относящиеся к церк. истории Донского казачества 2-й пол. XVIII в. Новочеркасск, 1912; Ермоген (Максимов), еп.

http://pravenc.ru/text/178954.html

Лит.: Лебедев А. Н. Описание Троицкого Колязина муж. 1-кл. мон-ря Тверской епархии. Ярославль, 1867; Филимонов Г. Д. Иконописный подлинник новгор. ред. по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 710; Кн. 4. С. 764-765; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 340-343; Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. Ист. мат-лы о церквах и селах XVI-XVIII вв. М., 1887. Вып. 5; 1911. Вып. 11; Иванов И. А. «Кормовая книга» Колязина мон-ря//Тверские ЕВ. 1891. Ч. неофиц. 17, 19, 24; Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасиинский мон-рь: Ист. очерк. Кострома, 1895; Павел (Крылов), иером. Троицкий Калязин 1-кл. муж. мон-рь. Калязин, 1897; Архангелов С. А., прот. Описание Кашинского Николаевского Клобукова мон-ря. Тверь, 1899; Колоколов И. Ф., свящ. Очерк истории с. Капшина Калязинского у. Тверской епархии и существовавшего прежде на месте его Капшина Знаменского мон-ря. Калязин, 1900; Виноградов И. А. Археол. экскурсия в с. Кожино и г. Кашин, Калязин и Углич. Тверь, 1901; Завьялов И. И., свящ. Мат-лы для ист. и археол. по г. Кашину. Тверь, 1901; Успенский А., ред. Церк.-археол. хранилище при Моск. дворце в XVII в.//ЧОИДР. 1902. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-92; Гурьянов В. П. Лицевые святцы XVII в. Никольского Единоверч. мон-ря в Москве: Иконописный подлинник. М., 1904, 1997п. С. 22, 52; Титов А. А. Рукописи слав. и рус., принадлежащие И. А. Вахромееву. М., 1906. Вып. 5; Крылов Л. И., свящ. Мат-лы для истории церквей и мон-рей г. Калязина и сел Калязинского у. Калязин, 1908. С. 21; Russische Heilige in Ikonen/Hrsg. F. Ullrich. Recklinghausen, 1988; Платонов В. Г. Об одном сюжете старообр. поморской иконописи (образ Всех Святых Российских чудотворцев)//Старообрядчество: История, культура, современность: Тез. III науч.-практ. конф. М., 1997. С. 231-232; Гадалова Г. С. Канонизация прп. Макария Колязинского: службы и жития святого//ДРВМ. 2002. 3(9). С. 43-53; она же. Иконописный подлинник как источник сведений о почитании тверских святых//Там же. 2013. 2(52). С. 75-85; она же. Роль иноков Троице-Сергиева мон-ря в прославлении прп. Макария Калязинского//Прп. Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции: Мат-лы междунар. науч. конф. 27-28 мая 2014 г./Сост. и науч. ред.: Е. М. Юхименко. М., 2015. С. 194-200; СПАМИР: Тверская обл. М., 2006. Ч. 2; 2015. Ч. 4; Чертовских Е. В. Калязин. М., 2006; Pforte des Himmels/Hrsg. E. Haustein-Bartsch. Bielefeld; Lpz., 2008; Святые земли Русской. СПб., 2010; Юхименко Е. М., Горшкова В. В. «Иконы всё самые пречудные, письма самого искусного»: Собр. Г. Лепса. М., 2012; Шаблова Т. И. Три описи Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в. СПб., 2014.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

2) Главное содержание всего созерцательного учения Христова составляет благодатная весть о любви Отца небесного, пославшей Сына Своего на землю для спасения человечества. Вот слова самые обширные по смыслу: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный ( Иоан. 3, 16 ). Отсюда в частности а) Господь Иисус открыл славу триединого Бога в таком свете, в каком не была она открыта пророками (Мат. 28, 19). И тогда как в. завет изображал Бога большей частью антропоморфически, Господь Иисус открыл Бога-Духа. Дух есть Бог ( Иоан. 4, 24 ). б) Учение об Искупителе мира и Его страданиях, хотя часто предлагалось в в. завете, но определенную точность и ясность, с примирением некоторых несогласий с божественным и славным лицом Искупителя, получило оно только в наставлениях Спасителя ( Иоан. 3, 16 . Мат. 12, 40. 16, 21). в) В ясном свете изображено Спасителем повреждение природы человеческой (Мат. 15, 19. Иоан. 3, 7 ). Подробно объяснены необходимость благодати и благодатные средства ко спасению, каково крещение ( Иоан. 3, 5 ), евхаристия и пр. г) о жизни загробной в в. завете были только намеки; евангелие изобразило эту жизнь ясно и подробно (Мат,22. 30). § 195. Иисус Христос – законодатель В каком отношении находится учение Христово к закону в. завета? Имеет ли оно силу закона непременного? Вопросы естественные в обозрении должности Мессии – просветителя мира и на которые давались ответы неодинаковые 122 . 1) Уже потому, что небесной благостью обещано во время Мессии заключить новый завет, не такой, какой заключен был при Моисее ( Иер. 31, 31. 32 ), и Моисей предсказал-явление великого Пророка, подобного ему -законодателю ( Втор. 18, 18–23 ), Иисус Христос, как истинный Мессия, не мог не быть новым законодателем. Пусть при обнародовании учения Христова не было ни громов, ни молнии, как было при обнародовании синайского закона: но тому надлежало быть и по пророчеству о Пророке подобном Моисею, где великий Пророк возвещает учение свое кротко ( Втор. 18, 18–23 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ист.: Пименово хожение в Царьград//Книга хожений. 1984. С. 99-109; «И были полки Ольговы…»: Свод летописных известий о Рязанском крае и сопредельных землях до 50-х гг. XVI в. М., 1994; Политбюро и церковь. Кн. 1. С. 443-445; Кн. 2. 1998. С. 84; Хрестоматия по ист. Липецкого края. Липецк, 2004; Письма Патр. Алексия I в Совет по делам РПЦ при СМ СССР: 1954-1970 гг. М., 2010. Т. 2. С. 471-472, 476-477. Лит.: Болховитинов Е. А., прот. (впосл. Евгений, митр.). Ист., геогр. и экономическое описание Воронежской губ. Воронеж, 1800; Воздвиженский Т. Я. Ист. обозрение Рязанской губ., разделенное на пять периодов в виде летописца. М., 1822; Хитров Г. В., свящ. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861; Реутский Н. В. Люди божьи и скопцы: ист. исслед. М., 1872; Пискарев П. И. Собрание мат-лов для ист. зап. края Тамбовской губ. и епархии. Тамбов, 1878; Ист. сведения об епархиях в России: (С утверждения правосл. христианства в России и до наст. времени). М., 1881; Григорьев В. Н. Молокане Раненбургского у.//РМ. 1884. Кн. 7. С. 40-58; Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884. Вып. 4; Мат-лы для ист. Воронежской и соседних с ней губерний. Воронеж, 1887. Т. 1; 1891. Т. 2; Добролюбов И. В. Ист.-стат. описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиогр. указаниями. Рязань, 1888. Т. 3; Дубровин Н. Ф. Наши мистики-сектанты: Е. Ф. Татаринова и А. П. Дубовицкий//РС. 1895. Т. 84. Дек. С. 51-93; 1896. Т. 85. Янв. С. 5-51; февр. С. 225-263; Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895; Россия: Полн. геогр. описание нашего Отечества. СПб., 1902. Т. 2; Андриевский А. Е. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911; Клибанов А. И. Современное сектантство в Тамбовской обл.: (По мат-лам экспедиции Ин-та истории АН СССР в 1959 г.)//ВИРА. 1960. Т. 8. С. 59-100; он же. Современное сектантство в Липецкой обл.: (По мат-лам экспедиции Ин-та истории АН СССР в 1960 г.)//Там же.

http://pravenc.ru/text/2110530.html

Среди поясных икон выделяется композиция, в к-рой из символических изображений сохранены главные: гора, радуга и лествица. На мафории, чаще всего «облачном», помещены изображения солнца (на челе Богоматери) и луны (на Ее правом плече). Популярность такого иконографического варианта могла быть связана с прославленной в 1635 г. чудотворной Молченской иконой Божией Матери (см. Иверская икона Божией Матери ) из Молченской Софрониевой пуст. близ Путивля. Среди образов подобного извода - иконы из ГИМ, 80-е гг. XVII в., из коллекции И. В. Арсеньева, сер. XVII в. (Иконы из частных собраний: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2004. Кат. 91), икона из собрания И. С. Остроухова (ГТГ) (опубл.: Муратов П. П. Древнерус. иконопись в собр. И. С. Остроухова. М., 1914. Рис. на с. 23), XV в. (датировка приведена по: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. 312 и нуждается в пересмотре). Более поздние памятники, как правило, повторяли найденные в XVII в. решения. Лит.: Поселянин. Богоматерь. С. 598-600; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 439, 522; Искусство строгановских мастеров: Кат. выст. М., 1991. Кат. 9, 10, 17; Маркус С. В. Икона «Богоматерь Гора Нерукосечная» XVI в.//Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 1991. Вып. 2. С. 67-73; Полякова О. А. Гос. музей-заповедник «Коломенское»: Шедевры рус. иконописи XVI-XIX вв. М., 1999. Кат. 1; Сарабьянов В. Д. Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI в.//Благовещенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1999. С. 188; София Премудрость Божия: Выст. рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. Кат. 44, 137; Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря: Кат. выст. М., 2001. Кат. 24; Борисова Т. С. Псалтирь прп. Зосимы, Соловецкого чудотворца//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 2003. Вып. 17: Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря. С. 156-159; Сорокатый В. М. Новгородские иконописцы соловецкого игум. Филиппа//Искусство Др. Руси и Византии: Итоги исслед. 2002 г. М., 2003. С. 44; Искусство строгановских вотчин XVI-XVII вв.: По мат-лам реставрационных работ ВХНРЦ: Кат.-альбом/Сост.: М. С. Трубачева. М., 2003. Кат. 15, 16, 72; Описи Соловецкого мон-ря XVI в./Сост.: З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, М. И. Мильчик. СПб., 2003. С. 29, 40, 56-57, 82, 119, 180; Хетагуров А. Созданье гения: Икона «Богоматерь Гора Нерукосечная»//Мир музея. 2004. 1. С. 30-35. Д. С. Головкова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166171.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010