618 Игнатий (Брянчанинов) , свт. Аскетические опыты. Гл. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отд. 2//Полное собрание творений. Т. 1. М.: «Паломник», 2000. С. 229; см.: Основы. Т. 2. С. 300; Варнава (Беляев) , еп. Записные книжки 1–16. 1950–1955 гг.//«Дядя Коля» против. Н. Новг.: «Христианская библиотека», 2010. 1952. 96. С. 271–275. «Особенно они (эти явления – ид.И.) часты у католиков, разных сектантов и прочих». – Еп.В. (Основы. Т. 2. С. 401; напр., см.: У. Джеймс, проф. Многообразие религиозного опыта. М., 1910. С. 399–401). 641 См.: Основы. Т. 4. С. 241–242; ср.: Слова прп. Симеона. Слово 84. Вып. 2. С. 398–399.Лествица. Слово 23, 36. С. 159. 645 Лествица. Слово 26, 65. С. 191; ср.: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Ч. 1. Гл. 10. С. 103. 648 См.: Петр (Екатериновский), еп. Указание пути к спасению. (Опыт аскетики). Серг. Пос.: СТСЛ, 1905. С. 33–80. 649 См.: Петр (Екатериновский), еп. Указание пути к спасению. (Опыт аскетики). Серг. Пос.: СТСЛ, 1905. С. 33–80. 650 См.: Гл. 4. § 6. Общий план описания каждой из греховных страстей еп. Варнавой; см. также: Основы. Т. 2. С. 98–312. 651 Ср.: С. М. Зарин, проф. Аскетизм по православно-христианскому учению: Эгико-богословское исследование. СПб., 1907. С. 267–273; Основы. Т. 2. С. 188–200. 652 Ср.: С. М. Зарин, проф. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское исследование. СПб., 1907. С. 258–308; Основы. Т. 2. С. 98–312. 653 Ср.: С. М. Зарин, проф. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское исследование. СПб., 1907. С. 25–29, 220–236, 241–248; Основы. Т. 1. С. 239–280, 290–295; Т. 2. С. 7–8; Т. 3. С. 121. 654 Ср.: С. М. Зарин, проф. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское исследование. СПб., 1907. С. 248–258; Основы. Т. 1. С. 295–333. 655 Ср.: С. М. Зарин, проф. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское исследование. СПб., 1907. С. 140–154, 392–395, 415–420, 437–441, 457–468; Основы. Т. 2. С. 92–93; Т. 4. С. 22–30, 126–128, 201–203, 230–255; Тернистым путем к небу. С. 196–197, 243–246.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

С. 76–77; Основы. Т. 2. С. 238; ср.: Слова подвижнические. Слово 88. С. 502–504. 536 См.: Основы. Т. 2. С. 243; ср.: Древний патерик. М., 1899. Гл. 7, 36. С. 120; Житие прп. Серафима. Гл. 6. С. 90. 537 Основы. Т. 2. С. 231–232; напр., см.: Л. Н. Толстой. Письма. 1848–1910. М.: «Книга», 1910. С. 91. 538 Основы. Т. 2. С. 232–233; ср.: О постановлениях киновитян. Кн. 10. Гл. 2. С. 119; Лествица. Слово 13, 4, 12, 15. С. 103–105. 539 Слова подвижнические. Слово 79. С. 391; см.: Основы. Т. 2. С. 241; ср.: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Ч. 1. Гл. 10. С. 103. 540 Основы. Т. 2. С. 242; ср.: Житие прп. Серафима. Гл. 29. Наставление 13. С. 431–433; Лествица. Слово 13, 14–15. С. 44; Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Ч. 1. Гл. 10. С. 103. 543 См.: Основы. Т. 2. С. 251–254, 293; ср.: Душеполезные поучения. Поучение 2. С. 42–43; О постановлениях киновитян. Кн. 12. Гл. 2, 24–25. С. 143–144, 157–158; Лестева. Слово 4, 83. С. 58. 551 См.: Основы. Т. 2. С. 294–295; ср.: Слова подвижнические. Слова 55, 60, 79. С. 257, 328, 390; О постановлениях киновитян. Кн. 12. Гл. 27, 29–30. С. 159–162. 556 Напр., свт. Игнатий об этом пишет так: «Все духовные цветы и плоды возросли в тех душах, которые в удалении от знакомства вне и внутри монастыря возделали себя чтением Писания и Святых Отцов, при вере и молитве, одушевленной смиренным, но могущественным покаянием. Где не было этого возделывания, там – бесплодие» ( Игнатий (Брянчанинов) , свт. Аскетические опыты. Гл. Плач мой//Полное собрание творений. Т. 1. М.: «Паломник», 2000. С. 523). 560 Кстати, отметим, что в «Основах искусства святости» есть две отдельные главы, одна из которых посвящена тщеславию, а другая – гордости. 563 См: Основы. Т. 2. С. 258; Собеседования египетских подвижников. Собеседование 5. Гл. 12. С. 249. 574 Дневниковые записи 1920–1921 гг. Записи 1 и 3 февраля 1921 г.; см.: П.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Евагрий Понтийский. Слово о духовном делании. 19 (рус. пер.: Указ. изд. С. 99). Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 19. 3 (рус. пер.: Указ. изд. С. 201). Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 2. 7 (рус. пер.: Иоанн, игум. Синайский. Лествица/Изд. Оптиной пуст. Серп П., 1908 (репринт: ТСЛ, 1991.) С. 12). Там же. 2. 11 (рус. пер.: Указ. изд. С. 13). См.: Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях. V. 4, VII. 1. См.: Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 5. 11. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях. VII. 1. Там же. Там же. VII. 1, V 4; Свт. Григорий Нисский. О девстве. III. 3, 9. См.: Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 3. 91. См.: Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. 1; Евагрий Понтийский. О восьми духах лукавства. 12: PG. 79. Col. 1158B. Евагрий Понтийский. О восьми духах лукавства. 11: PG. 79. Col. 1156BC (рус. пер.: Творения прп. Нила Синайского. С. 128). Ср.: он же. Слово о духовном делании. 10, 25. Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 3. 89 (рус. пер.: он же. Творения. Кн. 1. С. 132). Ср.: Там же. 3. 96. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 9. 4. Он же. Собеседования египетских подвижников. 5. 11. Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. 2. 16. См. также: Прп. Марк Подвижник. К тем, которые думают оправдаться делами. 219. См.: Прпп. Варсонофий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. 706; Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 19. 3 (в рус. изд. краткие изречения составляют “Поучение девятнадцатое” и печатаются без нумерации, но их последовательность совпадает с фр. изд., поэтому указанный Ларше номер (3) действителен и для рус. пер. — Ред.). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 5. 11. Там же (рус. пер.: Указ. изд. С. 249). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 9.4 (рус. пер.: Указ. изд. С. 115). Ср.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 5 (рус. пер.: Указ. изд. С. 82). Свт. Иоанн Златоуст. К Стагирию подвижнику. I. 1, II. 1. Там же. II. 1 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 193).

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

141 . Беседа 9 на книгу Бытия. 142. Слово 1. Гл. 10. 143. Сто весьма душеспасительных глав Феодора, епископа Едесского. Христианское чтение. Ч. 17.С. 136. 144 . Лествица. Слово 25. 145. Сказание о подвижничестве Святых Отцов. С. 293, 6. 146 . Слово о любви. Гл. 16. 147. Беседа 15. П. 25. С. 163. 148 . Беседа на евангелиста Матфея. С. 25. 149. См. Правило исповеди. 150. Лествица. 151. Четьи-Минеи. Май. 152. Т. III. С. 188 и далее. Слова и речи. Т. 153 . Слова и речи. IV. С. 342-343. 154. См. Добротолюбие. Т. II. С. 449. 155. См. Лествица. " Историческое учение об Отцах Церкви " архиепископа Черниговского и Нежинского Филарета. Т. III. С-Пб. 1882. С. 125-126. Вторая заповедь блаженства Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5, 4). Если случилось тебе согрешить мыслью, или словом, или делом, то сожалел ли ты об этом? Скорбишь ли сердцем, что нарушил волю Бога, твоего Творца, Промыслителя и Спасителя? Оплакиваешь ли свои грехи? Помни, что от греха человек терпит бедствия на земле, из-за грехов он лишается после смерти и вечного блаженства. Грешным, неверующим, непослушным Святой Матери Церкви, ворам, делателям неправды, лжецам, убийцам, бессердечным, жестоким, немилостивым Господь на Страшном Суде в гневе скажет: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). Пока Господь не призвал тебя на Суд, ты, согрешив, со многими слезами умоляй Бога простить тебе грехи твои. Сожалей о своих нарушениях заповедей Божиих, скорби, стенай, сокрушайся, плачь. Знай, что сожаление о грехах, покаянные слезы угодны Господу, Который дарует тебе за них прощение и спасение. Все святые глубоко скорбели, когда совершали какие-то прегрешения. Святой Царь и пророк Давид часто и сильно сокрушался о своих грехах: Утрудился я от воздыханий моих, каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими орошаю постель мою (Пс. 6, 7). Святой апостол Петр, как говорит о нем церковное предание, каждую ночь, заслышав пение петуха, тотчас вспоминал свое отвержение от Христа, вставал с ложа и повергался на землю в горьком плаче. Так поступал он в продолжение всей своей жизни!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

преп. Иоанн Лествичник. Лествица. Сергиев Посад, 1908. с. 83. 41 Там же, с. 132. 42 Там же. 43 Зелинский Ф. Ф. Соперники христианства. Спб., 1995, с. 357 44 преп. Иоанн Лествичник. Лествица. с. 73. 45 преп.Иоанн Лествичник. Лествица. С. 87. 46 Древний Патерик. М., 1899. с. 84. «У Господа разные святые: один приходит к Нему с радостью, другой – в суровости; и обоих Бог приемлет с любовью» (преп. Макарий Великий. Цит. по: митр. Вениамин (Федченков). Божии люди. М., 1991, с. 27). 47 Соловьёв В.С. Три разговора о войне, прогрессе, и конце всемирной истории.//Сочинения. Т.2. М.,1988, сс. 674-676. 48 Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках преимущественно в Италии. Пг., 1915. сс. 65-66. 49 «Ксеркс повелел бичевать Гелеспонт, наказав тремястами ударами бича, и затем погрузить в открытое море пару оков. Царь велел палачам сечь море, приговаривая варварские нечестивые слова: „О ты, горькая влага Гелеспонта!… По заслугам тебе ни один человек не станет приносить жертв как мутной и солёной воде“ (Геродот. История, 7, 35) 50 Кант И. Критика практического разума//Сочинения. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 458. Подробнее см. в моей книге «Христианская философия и пантеизм» (М., 1997. С. 120-128). 51 Кант И. Критика чистого разума//Сочинения. т. 3. – М., 1964, сс. 487-488. 52 Письма Елены Рерих, 1929-1938 гг. Минск, 1992. Т. 2. С. 334. 53 Впрочем, и тела юношей вызывали у Сократа (или пишущего от его лица Платона) весьма бурные эмоции: «Хармид же сел между мной и Критием. И уже с этого мгновения мною овладело смущение и разом исчезла та отвага, с которой я намеревался столь легко провести с ним беседу. Когда же он сделал движение, как бы намереваясь обратиться ко мне с вопросом, я узрел то, что скрывалось у него под верхней одеждой, и меня охватил пламень: я был вне себя» (Хармид. 155cd) 54 «В оные дни небожителей царь к Ганимеду-фригийцу страстью зажёгся» (Овидий. Метаморфозы. 10,155). См. также: Гомер. Илиада. 20,232. 55 См.: Климент Александрийский. Увещание к язычникам. М., 1999. С. 170. 56

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Д. Зеемана, Ч. де Лото вопрос о влиянии «Лествицы» на гоголевскую «Шинель» (1841) можно, кажется, считать доказанным (32). C этого же времени цитаты из «Лествицы», произведений других «молчальников» постоянно встречаются в письмах Гоголя и т. д. (33) Вот очень характерный пример. В письме к А. О. Смирновой от 24 декабря (н. ст.) 1844 г. Гоголь указал: «Не просите у Бога небесных наслаждений духа, но просите только сил быть достойным их недаром Давид восклицал не один раз: Боже, ослаби ми волны Твоея благодати!» (XII, 417). Но Давид так никогда не восклицал. Именно этих слов нет в Псалтири, как и во всем Священном Писании. Но перед нами точная цитата из «Лествицы». Прп. Иоанн Синайский вначале процитировал в 29 Слове (О беспристрастии) «Псалтирь»: «Ослаби ми, да почию» (Пс 38:14), и затем добавил: «А сей подвижник Божий (речь идет о «Сириянине», т. е. прп. Ефреме Сирине. - В. Г. ) взывал: «Ослаби ми волны благодати Твоея». Таким образом, Гоголь приписал псалмопевцу слова великого подвижника и богослова, учителя Церкви IV в. не без очевидного влияния «Лествицы» прп. Иоанна Синайского (34). ПРИМЕЧАНИЯ 1. См. об этом обобщающий труд современной исследовательницы: Попова Т. Г. Славянская рукописная традиция Лествицы Иоанна Синайского. Монография. Северодвинск. 2010. См. также библиогр.: Иоанн Синайский (Лествичник)//Исихазм. Аннотированная библиография. Под общей и научной редакцией С. С. Хоружего. М., 2004. С. 257-263. 2. Аверинцев С. С. Византийская литература. Ранневизантийский период//История всемирной литературы. М., 1984. Т. II. С. 348. 3. См.: Veder W. B. Le Protopaterikon Scaligeri//Полата кънигописьная. Nijmegen, 1981. Р. 76-77. 4. См.: Прохоров Г. М. «Лествица» Иоанна Синайского//СККДР. Вт. пол. XIV-XVIb. Ч.2. Л-Я. Л., 1989. С.9. 5. Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода. XVbek. М., 1994. С. 38. 6. См.: Попова Т. Г. Славянская рукописная традиция Лествицы Иоанна Синайского. С. 11. 7. См. об этом, напр.: Подскальски Герхард. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

К главе " Воцерковление: от фарисея к мытарю " 1. Прот. А. Шмеман. Евхаристия. Таинство Царства. М., 2001. С. 178-181. 2. Иер. Олег Давыденков. Катихизис. М., 2000. С. 160. 3. Диакон Андрей Кураев. Церковь и молодежь: неизбежен ли конфликт? СПб., 2004. С. 225. 4. Греховные страсти и борьба с ними (По учению преподобного Иоанна Лествичника). М., 1997. С. 10. 5. Иер. Олег Давыденков. Катихизис. М., 2000. С. 134-136. 6. Свящ. Анатолий Гармаев. Психопатический круг в семье. М., 2001. С. 220-222. 7. Там же. С. 223. 8. Прот. Борис Ничипоров. Времена и сроки. Книга вторая. Проповеди, беседы, эссе. М., 2002. С. 109. 9. Чекалов И.В. Нравственное богословие. М., 1993. С. 39. 10. Великие мысли, кратко реченные//Сост. Васильев В., Ведяничев В. СПб. 2001. С. 300. 11. Там же. 12. Там же. С. 301. 13. Чекалов И.В. Нравственное богословие. М., 1993. С. 54. 14. Там же. С. 56. 15. Там же. Сс. 44, 56. 16. Пестов Н.Е. Путь к совершенной радости. СПб., 1996. С. 112. 17. Там же. С. 112-113. 18. См.: http://www.liturgy.ru/nav/liturg/. 19. См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984. С. 798. 20. См.: Христианство. Словарь//Под общ. ред. Л.Н. Митрохина и др. М., 1994. С. 376. 21. Конторович С. Краткий ответ на сложный вопрос//Вера и жизнь, 2000, 5. С. 10. 22. См.: Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х т. М., 1995. Т. 3. С. 76-79. 23. Новый Завет на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык. СПб., 2001. 24. Вероучение евангельских христиан-баптистов. http://rus-baptist.narod.ru/verouc.html . 25. См.: Карев А.В., Сомов К.В. История христианства. М., 1993. С. 24. 26. Прот. Валентин Свенцицкий. Монастырь в миру. М., 1999. С. 56. 27. Чекалов И.В. Нравственное богословие. М., 1993. С. 150. 28. Там же. С. 50. 29. См.: Свящ. Вячеслав Рубский. Православие протестантизм. http://www.pravbeseda.org/library/. 30. Карев А.В., Сомов К.В. История христианства. М., 1993. С. 25. 31. Схиигумен Савва. Опыт построения истинного миросозерцания. М., 2001. С. 87-88. 32. Греховные страсти и борьба с ними (По учению преподобного Иоанна Лествичника). М., 1997. С. 9.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2326...

нравств. подвижнич. слова в русском переводе. Москва 1858 г. 57; а также Добротолюбие. Часть I, л, 32. 1457 Рукоп. 341 л. 237 Цитат взят из сочинения Исихия пресвитера Иерусалимского: De temperaulia et virtule. Centuria I. См. Migne, Patrolog. Curs. Complet. ser. graec. tom. XCIII. pag. 1489–1492. § 31. Славянский перевод См. Добротолюбие, ч. II, л. 4–5. 1458 Рук. 341 л. 254–255. Здесь представлены два цитата, которые взяты из 4 слова И. Лествичника о блаженном приснопамятном послушании. Преп. Отца нашего И. Лествичника, игумена Синайского Лествица, М. 1851 г. 34. 81. 1459 Рукоп. 341, л. 255. Приведенное здесь свидетельство Симеона взято Даниилом из его первого слова. См. преп. отца нашего Симеона, Нового Богослова, словеса зело полезная. Изд. Оптиной Козельской пустыни. М. 1852; 16. 1461 В сборнике, принадлежавшем ученику Дионисия, Ануфрию Исакову, сохранилась заметка, написанная вероятно его собственною рукою: «преставися старец Дионисий Звенигородский лета 7047 (1538) на память преп. отца Спиридона», которая празднуется церковью 31 Октября и 12 Декабря. Рукоп. москов. дух. академии, (не разборчиво) л. 298. 1462 До настоящего времени сохранилось несколько рукописей, принадлежавших когда-то Дионисию Звенигородскому. См. рукоп. Моск. Епарх. библ. при Высоко-Петров. монастыре (не разборчиво) Волок. Сборн. XVI в. В начале на белом листе написано: Сборник Денисия Звенигородского. См. рукоп. Москов. дух. Акад. (не разборчиво) Вол. Творения Иоанна Лествичника . В начале на белом листе надпись: «Денисия Звенигородскаго Лествица». Рукоп. Моск. дух. Акад. (не разборчиво) Волок. сборник XVI в. В начале на белом листе надпись: Денисия Звенигородского. 1463 В рукоп. Москов. духов. Акад. (не разборчиво) Волок. на белом листе впереди есть надпись: «Сборник Ануфрея Исакова, Денисьева ученика Звенигород скаго». 1464 Чтения в общ. истор. и древност. Росс, 1847 г. 7. Опись книг Волоколамского монастыря. 13. Сохранилось до настоящего времени несколько рукописей, принадлежавших когда-то Нилу Полеву, этому одному из видных деятелей Волоколамской братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

IV. Традиция «Лествицы». Образ лестницы применительно к духовной жизни указывает, с одной стороны, на необходимость духовного совершенствования и возвышения к Богу, с другой - на постепенность в этом возвышении (Scala. 4. 42 (4. 34)). Этот образ нередко встречается в Свящ. Писании и в иудеохрист. письменности. Один из наиболее ярких примеров из Писания - видение лестницы Иакову (Быт 28. 12), на к-рое неоднократно ссылался И. Л. (Scala. 9. 1 (9. 1); 30. 36 (30. 18)). Известнейшие представители аллегорического толкования Свящ. Писания Филон Александрийский и Ориген в своих описаниях духовной жизни также использовали образ лестницы. Ориген в «Толкованиях на Притчи» писал о 12 «деятельных добродетелях» как о «ступенях лестницы» (ς κλμακος βαθμδας - Orig. Exp. in Proverb. 16), а в 27-й гомилии на кн. Числа выявил в «Исходе» 42 этапа, символически указывающие не только на поколения до воплощения Христа, но и на ступени духовного совершенствования, благодаря к-рым люди освобождаются от диавола и плотских похотей ( Orig. In Num. 27. 2-3). У свт. Василия Великого в толковании на 1-й псалом лестница символизирует постепенный и последовательный путь к совершенству, к-рого нельзя достичь минуя начальные ступени: «И я сказал бы, что упражнение в добродетели уподобляется лествице, той именно лествице, которую видел некогда блаженный Иаков, одна часть которой была близка к земле и касалась ее, а другая простиралась даже выше самого Неба. Посему вступающие в добродетельную жизнь должны сперва утвердить стопы на первых ступенях и с них непрестанно восходить выше и выше, пока, наконец, через постепенное преспеяние не взойдут на возможную для человеческого естества высоту. Посему как первоначальное восхождение по лествице есть удаление от земли, так и в жизни по Богу удаление от зла есть начало преспеяния» ( Basil. Magn. Hom. in Ps.//PG. 29b. Col. 217C-220A; ср.: Orig. Fragm. in Ps. 1. 1, 2). Прп. Иоанн Дамаскин дословно повторяет в «Священных параллелях» духовное толкование лествицы Иакова как удаления от зла ( Ioan. Damasc. Sacra parall.//PG. 96. Col. 177C). Поучения аввы Пинуфия написаны в форме лестницы добродетелей из 17 ступеней. У свт. Григория Нисского ( Greg. Nyss. De beat. 2//GNO. Vol. 7. Pt. 2. P. 89-90; Ibid. 5//GNO. Vol. 7. Pt. 2. P. 123-124) и в «Вопросоответах» прп. Варсонофия и Иоанна ( Barsan. Quaest. 160) блаженства толкуются как ступени духовной жизни. Образ лестницы в применении к процессу нравственного совершенства встречается также у свт. Иоанна Златоуста , еп. Феодорита Кирского, в Макариевском корпусе и у сир. отцов (подробнее см.: Chryssavgis. 1989. P. 31. Not. 94).

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

N. F. Robinson, Monasticism in the Orthodox Churches (London: Cope & Fenwick, 1916), 83. 222 Лествица, 7. 223 См. The Image of the City and Other Essays, ed. Anne Ridler (London: Oxford University Press, 1958), pp. 137–154. 224 4. 4. 2: ed. Kelley, 233. 225 Мартин Бубер. Хасидские предания. М, 1997. С. 221, 225; Tales of the Hasidim: The Later Masters (New York, Shocken Books, 1966), 93. 226 о. Александр Ельчанинов. Записи. К, 1999, с. 221. 227 Мученичество св. Поликарпа, 8. 1. 228 Neon Martyrologion, 72, lr. Papandopoulos and Lizardos, 46. 229 Neon Martyrologion, 42, tr. Papandopoulos and Lizardos, 330. 230 прот. Сергий Гаккель. Мать Мария. М. 1992, с. 34. 231 Archimandrite Lazarus Moore, St. Seraphim of Sarov: A Spiritual Biography (Blanco, TX: New Sarov Press, 1994), pp. 382–387. 232 Discourse 8: 62–64; ed. Krivochuine, 2: 90; tr. De Catanzaro, 1945 Ср. молитву св. Варсануфия (сноска 22). 233 Ap, anonymous collection 179: ed. Nau, ROC 13(1908), 269–70. Цит по Отечник, составленный св. Игнатием Брянчаниновым. М, 1996 с. 414. 234 Св. Симеон Метафраст, Житие св. Иоанникия…. Цит по: прот. Сергий Гаккель, «Мать Мария», с. 78. Аналогичный сюжет, в котором также присутствует мотив возлагания руки на шею, см; Лествица, 23. 235 См. мое введение; см. также предисловие к Ср. Достопамятные сказания…, с. 99 (Лот, 2). 236 Questions and Answers, ed. Schoinas, §§ 39, 110, 353; tr. Regnault and Lemaire, §§ 39, 187, 239, 353. 237 Св. Иоанн Лестничник. К Пастырю, 5. 238 Miscellanies 2. 20; ed. Stahlin, 170, 10f. 239 Exhortations to Matryrdom 21; tr. Greer, 55. Об аскетической жизни Оригена см: Евсевий Кесарийский, Церковная история, 6. 3. 240 On works and almsgivings, 26. 241 См. J. Ryan, Irish Monasticism (Dublin: Talbot, 1931, pp. 197–198, где приводится фрагмент так называемой Кэмбрэйской проповеди (конец VII — начало VIII века), опубликованной в: W. Strokes and J. Strachan, Thesaurus Palaeohibernicus, 3 vol (Cambridge, England: Cambridge University Press, 1901–1903), 2: 246–247. «Белым мученичеством» Райан называет начало монашеского пути, т. е. отречение от мира, «зеленым» — более высокую ступень аскетического делания. 242

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010