Выше сего состояния апостольского мы не знаем на земле. Здесь — и конец обозрению порядка богоугодной жизни Примечания 5. Подвижничекое слово, гл.77. 6. Там же, гл.78. 7. Беседа 8, п.2. 8. Подвижническое слово, гл.90. 9. Там же, гл.69. 10. Подвижническое слово, гл.90. 11. Там же, гл.69. 12. Подвижническое слово, гл.85. 13. Беседа 9, п.7. 14. Беседа 9, п.1—6. 15. Подвижническое слово, гл.82,85. 16. Подвижническое слово, гл.89. 17. Беседа 8, п.2. 18. Беседа 9, п.1. 19. Слово 55. 20. Макарий Великий. Слово 5. О возвышении ума, п.13; Слово 7. О свободе ума, п.24,20 и 21; Беседа 17, п.4. 21. Беседа 2, гл.1,2,4,12. 22. Добротолюбие. Т.5. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, гл.41. 23. Добротолюбие Т.1. Наставления о добрый нравственности и святой жизни, гл.150. 24. Оное намерение и со всею широтою изображено святым Исааком Сирианином в его послании к святому Симеону Столпнику. То же смотри в 1-й и 2-й Беседах святого Макария Великого. 25. Подробно о руководителе — в особой брошюрке под заглавием " Что потребно покаявшемуся " и проч. 26. Подробнее о правилах — в указанной выше брошюре. 27. Патерик Скитский. 28. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского с присовокуплением предисловий на книги святых Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия пресвитера и Нила Сорского, сочиненных другом его и спостником старцем Василием Поляномерульским, об умном трезвении и молитве. Издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Москва, 1892. Ред. 29. Мнение их см.: Славянское Добротолюбие. Ч.2. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Правило в ста главах, гл.2. 30. См. Приложения к " Письмам о христианской жизни " . 31. Книга Варсонуфия вся и состоит в этом. 32. У святого Исаака Сирианина внешние скорби, слезы и сокрушения восхваляются по всему пространству его слов. 33. Лествица. Слово 27, п.66. 34. Лествица. Слово 26, п.63. 35. Лествица. Слово 26, п.139. 36. Лествица. Слово 29, п.11. 37. Там же. Слово 30, п.21. 38. Там же. Слово 30, п.35. 39. Желающие знать о последних степенях христианского совершенства пусть читают святого Исаака Сириаиина, " Лествицу " и " Добротолюбие " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/356/...

Стово 4, гл. 106. Филип. IV, 7. Псал. LXXV, 3. Ефес. V, 19. Святых Каллиста и Игнатия Ксанофопулов о безмолвии и молитве главы 14 и 15. Добротолюбие, ч. 2. О третьем образе внимания и молитвы. Добротолюбие, ч. 1. Псалмы CIII, 1, CIV, CV, CVI, CX. Там же. Памятью Божиею и Поучением называют Отцы непрестанную молитву Иисусову. О поучении или памяти Божией имеется особенная статья во 2-й части " Аскетических Опытов " . Слово 28, гл. 31. Предисловие схимонаха Василия. Варсанофия Великого ответ 268. Житие преподобного Досифея в начале поучения преп. Аввы Дорофея. Лествица. Слово 4, гл.17. Лествица. Слово 15, гл. 55. – Ответы 252 и 255. Из рукописного наставления архимандриту Никону. Деян. II, 13. Великие Четьи-Минеи митрополита Макария. Великие Четьи-Минеи. Житие преподобного Симеона. Четьи-Минеи, июля в 21 день. Святой Исаак Сирский. Слово 43. Смиренномудрые помышления, содействующие молитве, описаны в 1-м Слове святого Симеона, Нового Богослова. О них много говорят святые Исаак Сирскин, Исаия Отшельник и другие Отцы. О изнеможении, производимом благодатным утешением, упоминает святой Исаак Сирский в Слове 44. Цитата из жития преподобного Саввы освященного в Слове Никифора Монашествующего. Добротолюбие, ч. 2. Преподобный Кассиан Римлянин о духе гнева. Книга VIII Общежительных постановлений. Ответы 311 и 313 преподобных Варсанофия Великого и Иоанна. Патерик Печерский жития преподобных Исаакия и Никиты. Лествица. Слово 27, гл. 55. Лествица. Слово 4, гл. 120. Слово 3, гл. 12, 13 и 14. Заимствовано из вышеприведенных 12, 13 и 14-й глав 3-го Слова преподобного Макария Великого; также см. 2-е Слово преподобного Нила Сорского, страница 100 по изданию Святейшего Синода, 1852 года. Здесь – подвижническое. – Прим. сост. 1 Тим. I,19. Слово 4, гл. 8. Слово 55 и Слова 2. Слово 1. Часть 4 Ученик. Мне привелось узнать, что некоторые старцы, весьма преуспевшие в молитве Иисусовой, преподавали новоначальным прямо молитву умную, даже сердечную. Старец. Знаю это. Такие частные случаи не должно принимать за общее правило, или основываясь на них, пренебрегать преданием Церкви, то есть, тем учением святых Отцов, которое Церковь приняла в общее руководство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1453...

1107. Hymn 15.141–148. 1108. Hymn 15.149–159. 1109. Hymn 15.160–177. 1110. Hymn 15.220–231. 1111. Hymn 15.235–239. 1112. О св. Григории Нисском см. третью главу, «Экстатическая любовь», книги J. Danielou: «Platonisme et Theologie mystique». Paris. 1944. Стр. 274–326. У пр. Иоанна Лествичника «любовь» находится на высшей ступени «Лествицы». 1113. См. об этом в начале предыдущей главы. 1114. Cat 1.53–60. 1115. Cat 1.60–64. 1116. Cat 1.67–69. 1117. Cat 1.73. 1118. Cat 1.78–98. См.: Часть V. Божественный эрос. Пр. 1. 1119. Cat 1.99–104. 1120. Cat 1.104–109. 1121. Cat 1.148–132. 1122. Cat 1.121–130. 1123. Cat 1.130–134. 1124. Cat 1.137–139. 1125. Cat 1.143–145. 1126. Euch 2.269–272. 1127. Euch 2.273–284. 1128. Euch 2.313–338. 1129. Eth 4.491–499. 1130. Eth 4.515–526. 1131. Eth 4.535–544. 1132. Eth 4.548–554. 1133. Eth 4.561–562 1134. Eth 4.579–585. 1135. Eth 4.563–571. 1136. Eth 4.586–599. 1137. Eth 4.605–608. 1138. См.: Часть V. Обожение. Пр. 7. Часть IV. Пресвятая Троица. 1139. Eth 4.776–782. 1140. См.: Часть V. Бесстрастие. Пр. 14 1141. Eth 8.72–90. 1142. Eth 8.90–98. 1143. Eth 8.99–123. 1144. См.: Часть IV. Пресвятая Троица. Пр. 10. 1145. В этом Гимне пр. Симеон постоянно пользуется словом αγπη. 1146. Hymn 17. 1147. Hymn 17.131–138. 1148. Hymn 17.194–197. 1149. Hymn 17.198–204. 1150. Hymn 17.210–217. 1151. Hymn 17.236–242. 1152. Hymn 17.289–292. 1153. Hymn 17.311–317. 1154. Hymn 17.319–343. 1155. Hymn 17.344–385. См.: Часть V. Экстаз. Пр. 18. 1156. Hymn 17.383–387. 1157. Hymn 17.388–407. 1158. Hymn 17.408–418. 1159. Hymn 17.474–478. 1160. Hymn 17.483–490. 1161. Hymn 17.495–498. 1162. Hymn 18.8–13. 1163. Hymn 18.14. Сходная терминология, «рука–энергия», уже встречается у св. Григория Нисского. Нот. 11 in Cant p. 332, 11–13 (ed. Jaeger). См. мою статью: Simplicite de la nature Divine et les distinctions en Dieu selon S. Gregoire de Nysse, Messager de I " Exarchat du Patriarche Russe en Europe Occidentale. 1975. Pp. 154–156 1164. Hymn 52.13–20.27. 1165. Hymn 5.24. См.: пр. 2 к настоящей главе.

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

Однако в III 1, 4, говоря о близости Варлаама к «латиномыслию», св. Григорий Палама становится намного суровее. 266 Иоанн Креститель, этот прообраз всего монашества, никогда не учился, как о нем писал Палама в I 1, 4. Св. Антоний мальчиком отказался учиться, но впоследствии мог опровергать греческих философов (св. Афанасий Александрийский . Житие Антония 1 и 72: PG 26, 841А и 944 слл.). 269 Имеется в виду стойкость Феолипта и, по-видимому, других перечисляемых (о них подробнее почти ничего не известно) в противодействии Лионской унии (см. выше I 2, 12 и прим.). 273 Св. Иоанн Синаит. Лествица 6; 18: PG 88, 796В; 932В. К 18-й главе («О бесчувствии, или умерщвлении души и о смерти ума прежде смерти тела») есть старое анонимное примечание: «Бесчувственный есть тот, кто сделал чувства бездейственными и воспрепятствовал природным состояниям своих ощущений, и то же самое в отношении мыслей». 285 В текст Варлаама, уже цитировавшийся в предыдущем параграфе, Палама подставляет теперь выражение, развертывающее, какие именно энергии действуют в исихастах во время молитвы («…то есть эти чудеса и дарования…»), и смысл текста оказывается явно нелепым: выходит, что в истинной молитве надо избегать благодатных дарований. Подобный эксперимент со словами Варлаама производился выше в II 1, 7, а также, возможно, в других местах, хотя обо всех случаях пародирующего цитирования трудно судить, поскольку сожженные сочинения Варлаама не дошли до нас. Общие замечания об эксперименте с текстом в Средние века см. в книге: А. В. Ахутин. История принципов физического эксперимента от античности до XVII в. М., 1976, с. 106–123. 291 Св. Григорий Палама снова доводит до абсурда мысль Варлаама, перестроив весь его текст (см. II 2, 8) так, чтобы он относился к умной молитве в только что изложенном смысле. 295 Св. Иоанн Синаит. Лествица, 28: PG 88, 1132С. О скорби вообще см. там же ступень 7 («О скорби, создающей радость»): 801D-815D. 297 Св. Иоанн Синаит. Лествица, 7: PG 88, 804АВ. «Выше крещения – открывающийся после крещения источник слез, пусть это немного смело сказано; потому что крещение есть очищение наших прежних пороков, а слезы – теперешних, и крещение, принятое в младенчестве, мы все запятнали, а через слезы мы и его восстанавливаем в первой чистоте, и если бы Бог не подарил их человеколюбиво людям, поистине редкими были бы спасенные и трудно было бы их найти».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Покаянный плач . Блажени плачущии: яко тии утешатся ( Мф.5:4 ) Памятование смерти необходимо рождает плач, о грехопадениях и о страшной участи, ожидающей грешника за гробом. «Как всякому слову предшествует мысль, – говорит св. Лествичник: – так плачу и пролитию слез предшествует памятование смерти (Слов. 6, И потому плач служит яснейшим выражением истинного памятования смерти, и как бы совершеннейшим плодом оного. 1. Что разумеется деятельном христианском благочестии под именем покаянного плача? «Плач по Богу, – учит св. Лествичник, – есть унылость души и такое расположение болезнующего сердца, в котором непрестанно с жаром оно ищет того, чего жаждет и при безуспешности искания, неутомимо сие преследует, и громко рыдая, взывает вслед» (Слов. 7, Из такого понятия о плаче открывается, что это есть не случайная скорбь сердца, изливающаяся в слезах, а непрестанное и притом постоянно – возрастающее томление кающейся души, доходящее до самозабвения и как бы истощения в муках раскаяния. «Сокрушение сердца, – объясняет св. Лествичник, – есть непрекращающееся истязание совести (Слов. 7, «есть не кичащееся болезнование души, в котором она не дает себе никакого успокоения, но ежечасно воображает только свое разрешение (смерть), и – как прохладной воды, ожидает себе утешение от Бога, утешающего смиренных и сокрушенных сердцем» (Слов. 7, «Плач есть достигшая полноты скорбь кающейся души, которая ежедневно прилагает скорби к скорбям, как рождающая и ощущающая муки рождения» (В 2. Необходимость плача для преуспевания в деятельном благочестии Слезы, по учению святых отцов Церкви, должны сопровождать подвижника Христова от начала его исхода, во след подвигоположника – Христа до конца жизни: это – его пища и питье в сей юдоли плача и изгнания; это – доля падшего человека, неизбежная и неминуемая если не в сей жизни, то за гробом – на целую вечность». Кто здесь не плачет о себе, – говорил св. авва Пимен, – тот будет вечно плакать там. Итак, необходимо плакать или здесь – добровольно, или там – от мучений» (См. достопам. сказан., стр. 25, «Восплачем, братья, – увещевал Макарий Великий ; – очи наши да проливают слезы прежде, нежели отойдем туда, где наши слезы будут жечь тела» (См. достопам. сказан., стр. 153, Покаянный плач равно необходим и для очищения души, и для преуспеяния в добродетели. «Где нет плача, там нельзя уберечься от искушения», – сознавался св. авва Петр (См. достопам. сказан., стр. 233, А Великий Пимен вообще утверждает: «Кто хочет очистить себя от грехов своих, – очищает себя слезами; и желающий стяжать добродетели, стяживает их слезами». Ибо плач есть путь, указанный нам Писанием и отцами нашими, которые говорили: «плачьте! кроме сего пути нет другого»! (См. достопам. сказан., стр. 214, 3. От чего рождается истинное умиление

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

См.: Кирилл Скифопольский . Житие преп. Саввы Освященного, 58. Преп. Савва упоминается также и в письмах преп. Феодора: 149, 555 (TSGC. Р. 180). – Ред. 65 Преп. Феодор рассматривает взаимоотношения тела и души в человеке с точки зрения аскетической жизни. См.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 54 («плоть – наш друг и в то же время наш враг»); 5; 10; 13; 32; 36; 41; 48; 67; 81. В то же время тело – враг не как Божие творение (тогда оно – друг), но после грехопадения, когда оно враждует против духа. Ср.: Свт. Василий Великий . Беседа 22, 7; Слово подвижническое 13, 4//Свт. Василий Великий . Творения. Т. 1. С. 10641066; Т. 2. С. 142; Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 14, 31; 15, 30, 88. – Ред. 66 В «Великом оглашении» I, 54 преп. Феодор сообщает о кораблекрушениях, произошедших в Пропонтиде в районе Кизика. Возможно, что среди этих кораблей был и корабль с монахами, направлявшийся в Студийский монастырь (см.: TSGC. Р. 185). – Ред. 69 Здесь преп. Феодор Студит перечисляет примеры святых, особо прославившихся своим послушанием. Преп. Досифей (f 515) – ученик преп. аввы Дорофея Газского. О нем см.: Преп. авва Дорофей Газский. Сказание о преп. Досифее. Память преп. Досифея Палестинского в Православной Церкви – 19 февраля/1 марта. О преп. Акакии Синайском (f 305) см.: Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 4, 110. Память в Православной Церкви – 7 июля/20 июля. О преп. Захарии см.: Достопамятные сказания. Авва Захария; Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 72. Память в Православной Церкви – 5 декабря/18 декабря. – Ред. 76 Данное оглашение также было послано в виде письма, а не произнесено самим преп. Феодором. – Ред. 77 Под стихословием ( στιχολογια) подразумевается чтение псалмов стих за стихом, причем не только во время богослужения (см.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение II, 32. £. 235; 16. £. 110), но также и вне его, например во время работы: (см.: Он же. Великое оглашение I, 14; 32; 35; Великое Оглашение II, 52. £. 378; 69.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Как своды их, так и стенки и внутренние полуколонны были изукрашены живописью XVI века (см. рисунок XXIV) 677 . Первоначальное сооружение этих (?) каменных «святых вороты» (как мы видели) 678 относится, вероятно, к 1523 году. Но церковь над ними во имя св. Иоанна Лествичника с приделом св. Феодора Стратилата была выстроена не ранее второй половины XVI века 679 . Устойчивость и пропорциональность приворотных опор, рассчитанных на давление больших тяжестей, заставляет полагать, что нынешний вид «святых ворот» обязан задуманной постройка этого надворотнего храма, едва ли не самого замысловатого в монастыре по своей структуре, примененной зодчими времен Грозного. Но замечательно, что хотя боковые (опорные) стенки ворот приходятся под иконостасной и западной (по отношение к алтарю) стенами церкви, колонны церковные, поддерживающие купол, не совпадают с нижнею перегородкою, разделяющею ворота на меньшие и большие, и основания верхних столбов помещаются на сводах (см. рисунки XXVI и XXVIII). Рис. XXVI. План церкви св. Иоанна Лествичника , смежных помещений и нижнего этажа под ними (по чертежу из альбома Н. Мартынова) А. Нижний этаж. 1. Меньшие святые ворота. 2. Большие святые ворота. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Кладовые. В. Второй этаж. 1. Алтарь церкви св. Иоанна Лествичника . 2. Средняя часть. 3. Придел во имя св. Феодора Стратилата. 4. Алтарь придела. 5. Паперть. 6 и 7. Бывший арсенал и библиотека (или «казенные палаты») План церкви – прямоугольник без алтарных полукружий 680 . Расположение сводов в обоих этажах, как видно из прилагаемых чертежей (см. рисунки XXVI и XXVIII) довольно сложное. Пред церковью – квадратная паперть, существовавшая еще в 1601 – 1621 годах 681 и соединяющая церковь с казенною палатою, под которою находятся погреба. Время возникновения этой паперти остается загадкой, хотя церковь в своем плане сохранилась, очевидно, без крупных изменений 682 . С фасада (на внутренний и наружный дворы, см. рис. XXVII) можно видеть, что паперть отстроена независимо от казенной палаты (история которой начинается с 1523 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Поэтому, не имея иногда возможности быть светочами для мирян в благодатно-аскетической жизни, мы в то же время можем приносить им пользу, если будем с сочувствием относиться к их проблемам, просвещать их в отношении церковного учения и церковных правил, делая это с благожелательностью и смирением. Ибо без смирения никакое наше служение не может принести ближнему пользу. Поэтому всегда и во всем будем учиться растворять все наши служения смирением и бороться с гидрой превозношения, а Бог, богатый милостью, совершит через нас то, что должно. Ему же слава и поклонение во веки веков. Аминь! Лествица (1:4). Лествица (1:10). Схиархимандрит Софроний. Старец Силуан, XIV. Лествица (26:31). Лествица (3:11). Собрание писем оптинского старца Иосифа. С. 30. Там же. С. 82. Там же. С. 110. Там же. С. 228. Собрание писем оптинского старца Иосифа. С. 381. Впрочем, в житии старца приводится рассказ одного внимательного инока, которому старец говорил-таки знаменательные слова: «Сиди в келлии, и она тебя всему научит». Но надо полагать, что этот инок уже был приуготовлен к подобному «сидению», и ему оно могло пойти на пользу (см.: Житие оптинского старца Иосифа. С. 154). Житие оптинского старца Иосифа. С. 139. Агапит (Беловидов), схиархим. Житие оптинского старца Макария. С. 500-501 Агапит (Беловидов), схиархим. Житие оптинского старца Макария. С. 340. Синодальный отдел по монастырям и монашеству / Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5962691...

Эти слова по внутреннему смыслу наиболее близки словам о святящихся ризах преобразившегося Спасителя в проповеди святителя Феофана на 4-ю неделю Великого Поста, – хотя нет прямой параллели ни в сюжете (повествование о милосердном самарянине), ни в дословной лексике. Святитель Феофан излагает учение о духовном восхождении и об одеянии в одежды добродетелей в строгом соответствии с живой святоотеческой традицией. Духовное восхождение человека, одетого в ризы доброделания – это не периферийное сравнение, а один из глубоких духовно-назидательных образов, позволяющих передать динамику и суть духовную жизни христианина, стремящегося к совершенству и спасению. Сочинения святителя Феофана оказываются не просто ценным душеполезным памятником русской духовной литературы, но одним из ключевых источников для восстановления ценностных ориентиров русской духовной традиции. Следует отметить и то, что Лествица пользовалась на Руси особым авторитетом и признанием. Обращение к ней святителя Феофана является весьма значимым – в том числе и для создания в будущем исчерпывающего исследования о ступенях духовного восхождения на основании русской аскетической традиции... 356 Феофан Затворник , свт. Письмо 256: Моменты духовной радости у ищущего спасения. Совмещение молитвы с принятием светских людей. Значение молитвенника. Разные нервные явления при молитве. Необходимость смирения для отражения вражеских козней. О внешнем способе привлечения сердечной молитвы. Слезы. Книги руководствующие к жизни по Богу. О слабых детях 17 января 1877 г.//Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника : собр. писем. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь; Паломник, 1994. Вып. II. С. 87–95. 360 См. статьи и докторское исследование Т.Г. Поповой «Лествица Иоанна Синайского в литературе и культуре Руси»//Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2010. Т. 1. 4. С. 7–16; Русские рукописи «Лествицы» Иоанна Синайского//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Сер. 3: Филология. 2016. 1 (46). С. 93–101; Лествица Иоанна Синайского в славянской книжности. Саарбрюкен, 2011. 457 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

греч. Минее она отсутствует, с именем автора (Климента) в богородичнах, ирмос: Ωιδν πινκιον σωμεν (      ), нач.: Καλς βδελυξμενος τν κτω κσμον («Добре отвратившись дольнего мира»; этот канон имеет 30 тропарей, не считая ирмосов и богородичнов, каждый из к-рых связан по смыслу с соответствующей главой (степенью) «Лествицы» И. Л., в связи с чем в рим. издании греч. Минеи (1898) была восстановлена 2-я песнь канона, а на полях выписаны степени «Лествицы»; в Минее венецианского издания (1852) отмечено, что в рукописях 30 марта выписывается тот же канон, что и в греч. Триоди в 4-ю Неделю Великого поста (см. также: Ταμεον. Σ. 182-183); в слав. Минее - канон авторства Игнатия, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υϒρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Εν φωτ λ κα νοητ (          ); цикл стихир-подобнов; 2 стихиры-самогласна (только в слав.); седален (разные в слав. и греч.); светилен (только в слав.). Последование И. Л. в 4-ю Неделю Великого поста включает ряд песнопений с 30 марта: кондак 4-го гласа на подобен «Явился еси» Εν τ ψει Κριος τς ϒκρατεας (        ), канон авторства Игнатия, цикл стихир-подобнов, светилен; оригинальными являются отпустительный тропарь 1-го гласа Τς ρμου πολτης (    ), стихиры-самогласны, седален. В рукописях встречаются песнопения И. Л., не вошедшие в совр. печатные издания богослужебных книг: анонимный канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τ κτινξαντι ν θαλσσ (      ), нач.: Τν τεκτηνμενον θεοσφως ν θεωρ ρετν κλμακα (          (см.: AHG. T. 7. P. 320-328; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 92), цикл стихир ( Горский, Невоструев. Там же) и др. песнопения (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 234). А. А. Лукашевич Иконография Широкое почитание И. Л. в Византии и на Руси определило распространение его изображений, которые можно разделить на 2 группы: единоличные образы святого и изображения на тему «Лествицы». Для облика И. Л. характерны такие черты, как худое аскетическое лицо, высокий лоб, иногда с обозначением глубоких складок-морщин и небольшими залысинами (новгородская икона 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010