Многодетный отец, постриженный в монашество в память и с именем святого царя Николая II и несущий священническое служение в монастыре Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, иеромонах Николай (Букин) рассказывает о возрождении традиций внутри семьи, воцерковлении и богоугодном воспитании детей. – Отец Николай, этот год особый – год 100-летия расстрела царской семьи. О чем нам всем надо помнить, о чем задуматься, отмечая эту дату? – Все, что каждому из нас дается, отпускается нам не просто так, а для того, чтобы мы полученными дарами служили Богу, Церкви и людям. Царь Николай и все святое августейшее семейство так и жили, они нам в этом пример. Надо помнить, что своекорыстное распоряжение врученным тебе от Бога – это и есть закопать таланты в землю (Мф. 25:14–23). Перечитайте внимательно Евангелие: Господь ни разу Свою Божественную силу не использовал для Себя. – Это притом, что над Ним насмехались: Других спасал, а Себя не может спасти… сойди со Креста… (Мк. 15:30–31). Так же, наверное, издевались над царем: ни себя, ни семью спасти не может… Николай II с сыном Алексеем, 1917 год      – Да! Но в том-то и дело, что, как Сын Человеческий пришел послужить другим (см.: Мф. 20:28) и ничего не отвечал отвергающим Его Царство, так и царь Николай молча взошел со всей своей семьей на голгофу. Если аристократия восстала, желая видеть страну без царя, он не воспрекословил. Господь Свою Божественную силу обращал на благо людей, которые нуждались: исцелял, воскрешал, прощал, обращал к покаянию. Жил не для Себя, а для других. Так же и царское служение, как священническое, оно – жертвенное по своей сути. – У апостола вообще про всех христиан сказано: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). – Да, к жертвенному служению призваны все христиане. Но это еще надо научиться видеть тех, кому нужна помощь. Из семейного альбома Романовых      – В Зачатьевский монастырь приезжал ученик старца Ефрема Филофейского игумен Никон из Нового скита святого Василия Великого на Святой Горе Афон и говорил, что диавол часто нам советует: «Поезжай туда, иди сюда, помоги тому-то». Он просто использует здесь любовь. Это подобно тому, как студенту медицинского института говорят: «Слушай, порезался человек, пойди и помоги ему… Кто-то там кашляет или чихает – пойди, дай ему таблеточку…» И в результате человек, вместо того чтобы стать хорошим врачом, например хирургом, к чему у него есть призвание и талант, становится медсестрой, предостерегал Как научиться не распыляться таким образом?

http://pravoslavie.ru/114363.html

Святейший Патриарх Кирилл посетил Ново-Тихвинский женский монастырь Екатеринбурга 18 апреля 2010 г. 13:43 Днем 18 апреля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Ново-Тихвинский женский монастырь г. Екатеринбурга. У святых врат Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали духовник обители схиархимандрит Авраам (Рейдман), игумения Домника (Коробейникова), духовенство и насельницы монастыря, многочисленные верующие. Святейший Патриарх Кирилл посетил монастырский храм во имя Всех святых. Здесь со словом приветствия к Его Святейшеству обратилась игумения Домника, которая, в частности, отметила, что за 200-летнюю историю монастыря в его стенах побывали императоры Александр I и Александр II, святитель Иннокентий Московский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, но Святейший Патриарх Московский и всея Руси посещает обитель впервые. Настоятельница рассказала, что к приезду Его Святейшества монастырю был передан храм Успения Пресвятой Богородицы — именно с этой церкви начиналась история обители, и преподнесла Святейшему Патриарху вышитый сестрами антиминс. Предстоятель обратился к собравшимся со словом приветствия. Обращение транслировалось на улице, так как храм не мог вместить всех желающих. «Для меня большая радость переступить порог прославленного Ново-Тихвинского монастыря, — сказал, в частности, Святейший Патриарх Кирилл. — Эта обитель была известна и в дореволюционной России, но особую известность получила в наше время, потому что здесь совершаются великие труды: и молитвенные подвиги, и обучение миссионеров, и известное на всю Русь рукоделие сестер, и многие другие добрые дела». «Я хорошо знаю, как сюда приходят жители Екатеринбурга, и не только они, получая духовное утешение, — продолжил Предстоятель Русской Церкви. — Радуюсь образовательной и духовной работе, которая здесь ведется, в том числе среди сестер». «Очень важно, чтобы вера наша была разумной, чтобы мы, по слову апостола, были способны каждому, кто вопрошает нас о нашей вере, давать ответ с кротостью (см. 1 Пет. 3, 15), но одновременно убедительный и понятный, — отметил Святейший Владыка. — Но самое главное — нам нужна разумная вера не только для того, чтобы другим помогать приобщиться к сокровищнице христианской жизни, но и для того, чтобы самим углубиться в понимание всего, что связано с делом нашего спасения».

http://patriarchia.ru/db/text/1140711.ht...

Фото: Пелагия Замятина, " Вечерняя Москва "      Некоторые придерживаются мнения, будто бы верующие получают от Господа больше чудес, потому что Он таких людей «больше любит». Это заблуждение. Один из сторонников этой точки зрения в доказательство своей правоты рассказывал об авиакатастрофе, в которой чудесным образом уцелел один человек. Эта была женщина, прихожанка православного храма. Почему Господь, Который любит каждого человека и каждому желает спастись, даровал жизнь только ей? Думаю, дело вовсе не в том, что все остальные не были православными. Есть множество примеров, когда, напротив, в трагедии выживали мусульмане, иудеи, буддисты, а не христиане. Если обратиться к истории, то, как известно, Византийскую империю победила империя Османская. Огромное число православных тогда было убито, а мусульмане торжествовали победу. Такие примеры ничего не доказывают. Для Бога уникальна и неповторима каждая человеческая личность. Видимо, той женщине нужно было продолжить земную жизнь. Нам не известна посмертная участь людей, погибших в той авиакатастрофе. Может быть, их души оказались в вечности с Богом. Преподобный Максим Исповедник, исходя из апостольских слов (см. 1 Пет. 4, 6), утверждал, что погибшие в водах потопа приняли суд за свои грехи по плоти, чтобы иметь возможность ожить духом, когда в аду услышат проповедь Христа. Так и в упомянутой ситуации авиакатастрофы: даже далекие от веры люди, претерпев ужасную смерть, могли обратиться к Господу. Мы не знаем, что происходило в их душах в последнюю минуту, и каким будет о них суд Божий. Почему же тогда во время земной жизни Христа свидетелями Его чудес чаще оказываются Его апостолы? Евангельские чудеса, особенно такие яркие как Преображение Господне или воскрешение Четверодневного Лазаря, показывают, что Христос — действительно Бог. Спаситель творит их в присутствии апостолов, чтобы утвердить Своих благовестников в грядущих испытаниях. Ведь им предстояло пережить Его арест, осуждение на казнь, распятие, смерть и погребение.

http://pravoslavie.ru/119386.html

На Святой Земле. Часть 2 Часть 1 Перед Пасхой страданий Исполнились сроки. Иисус готовился к Своим вольным страданиям и искупительному подвигу. «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам» (Мк. 10: 33). Прежде чем совершить Свое последнее путешествие, Иисус с тремя апостолами (Петром, Иоанном и Иаковом) поднялся на гору и преобразился пред ними (см.: Мф. 17: 1–2; Мк. 9: 2; Лк. 9: 28–29; 2 Пет. 1: 17–18). Согласно древнему преданию, это был Фавор – гора с крутыми обрывистыми склонами. Высота ее почти 600 м. Арабское название горы – Джебель-эт-Тор, еврейское – Хар-Тавор. Находится она примерно в 8 км на восток от Назарета. В этот город, где Святое семейство проживало почти 30 лет, мы прибыли в последний день нашего путешествия. Подъехали к подножью прославленной горы. На ее вершину поднялись пешком ночью. Фрески православного Преображенского монастыря на горе Фавор В Священном Писании она впервые упоминается в книге Судей. С горы Фавор сошел Варак и одержал победу над ассирийским полководцем Сисарой (см.: Суд. 4: 14–15). О ней говорится в трех синоптических Евангелиях и в соборном послании апостола Петра (см.: 2 Пет. 1: 18), хотя название и не указано. На этом святом месте равноапостольная Елена построила трехпрестольный храм. Сейчас на Фаворе находится небольшой греческий женский монастырь. Устроителем обители был подвижник благочестия архимандрит Иринарх. Его стараниями в 1862 году был построен Спасо-Преображенский храм на месте древнего. В приделе святых пророков Моисея и Илии видны камни древней базилики, сооруженной святой Еленой. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Чтимым образом является также икона, на которой изображены патриарх Авраам и Мелхиседек. Встреча их описана в книге Бытия. Вид с горы Фавор Рядом с православным монастырем находится францисканская базилика Преображения, построенная в 1924 году по проекту итальянского архитектора Антонио Барлуцци. Рядом с собором – остатки храмовых строений византийского периода и церкви, построенной крестоносцами в XII веке. Базилика разделена на три нефа. В апсиде центрального нефа – мозаика, посвященная Преображению Господню.

http://pravoslavie.ru/30087.html

Христос и самарянка Скачать (MP3 файл. Продолжительность 9:04 мин. Размер 6.6 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнее воскресенье мы вспоминаем о евангельской беседе с самарянкой. Богослужение воспевает Христа, Который в беседе с женщиной из деревни Сихарь ясно дал понять, что Источник воды живой, ведущей человека к вечной жизни, – это Он. Желающий утолить телесную жажду может идти к вырытому в земле колодцу, желающий утолить духовный голод – должен идти ко Христу. Вода в Палестине всегда имела особую ценность, прежде всего в засушливый летний период. Для того чтобы напоить население и скот, рыли колодцы. Рытье колодцев, вернее – выдалбливание в каменных породах водных цистерн, было настолько трудоемко и дорого, что этим заведовали сами князья или главы иудейских родов (см.: Чис. 21: 18). Такие выдолбленные в камне и оштукатуренные изнутри колодцы сохраняли свою прочность целыми столетиями и тысячелетиями. В настоящее время археологи находят на Святой Земле три типа древних колодцев: питаемые грунтовыми водами (по-еврейски «беэр» – см.: Быт. 21: 30), наполнявшиеся родниковой водой (по-еврейски «айин» – см.: Суд. 15: 19) и цистерны для дождевой воды (по-еврейски «бор» – см.: Лев. 11: 36). О важности колодцев говорит то, что по их именам назывались целые города. Например, Вирсавия (Беэр-Шева) – «колодец семикратной клятвы» (см.: Быт. 21: 31). Колодцы могли быть как в городах, так и вне городов, поближе к пастбищам (см.: Суд. 1: 15). Из-за колодцев нередко вспыхивали ссоры между пастухами (см.: Быт. 21: 25; 26: 17–22). Особенно ценились колодцы, наполнявшиеся родниковой водой, и поэтому они назывались «источниками живой воды» (см.: Быт. 26: 19; Иер. 2: 13). Питье воды из собственного колодца для ветхозаветных людей символизировало мир и спокойную жизнь (см.: Ис. 36: 16). Но уже в Ветхом Завете выражение «источник живой воды» могло пониматься как в прямом, так и в переносном смысле. «Источником жизни» могли называться уста праведника (см.: Притч. 10: 11) и разум благоразумного (см.: Притч. 16: 22). Напротив, лжепророков апостол Петр называл «безводными источниками» (2 Пет. 2: 17).

http://pravoslavie.ru/70776.html

Пн Церкви з утвердження та 25 липня 2014 р. 21:21 Документ принят на заседании Священного Синода от 25 июля 2014 года ( журнал 80 ). Одной из главных угроз здоровью и самой жизни народов государств, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви, является злоупотребление алкогольными напитками. В связи с этим долг Церкви — возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни. I. Отношение Церкви к трезвости и пьянству Православная Церковь рассматривает алкоголизм как тяжкое душевное заболевание, сопровождающееся глубокими повреждениями психосоматического характера, излечение которого невозможно без осознания болящим духовной природы своего недуга, полного и искреннего покаяния, обращения к полноте благодати Христовой. В Ветхом Завете содержатся положительные высказывания об употреблении вина (Втор. 7:13; 11:14; Еккл. 10:19), строгие предупреждения злоупотребления им (Ис. 5:22), а также примеры абсолютной трезвости (Суд. 13:6-7; 1 Цар. 1:11; Лук. 1:14-15; Иер. 35). Обет назорейства предполагал абсолютную трезвость и принимался добровольно (Чис. 6:1-21), священникам предписывалось сохранение трезвости на время исполнения служения (Лев. 10:8-11). В Новом Завете с вином связано первое чудо, явленное Господом в Кане Галилейской. Вино являлось частью последней трапезы Спасителя с учениками и стало веществом Таинства Евхаристии. В посланиях апостолов упоминаются лечебные свойства вина (1 Тим. 5:23), указывается на пагубность злоупотребления им (Еф. 5:18; 1 Кор. 6:10), а также содержатся призывы к трезвости (1 Пет. 5:8; Рим. 14:21; 1 Тим. 3:2). Библейская традиция отношения к вину сохранялась Церковью и в дальнейшем. Не запрещая употребления вина, она всегда говорила о пользе воздержания, а Святые Отцы часто являли пример абсолютной трезвости в своей жизни и призывали к ней. Законодательная традиция Церкви, осуждая гнушение винопитием (см. правила святых апостолов 51 и 53), запрещает пьянство (см. правила святых апостолов 42 и 43). Эта позиция получила дальнейшее развитие в постановлениях Соборов Русской Православной Церкви (Стоглавый собор 1551 г., гл. 49 и 52; и Московский Собор 1681 г., определения 3 и 12).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3696049...

Святитель Николай Сербский: В чем причина кризиса? Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово “суд” вместо слова “кризис”. Сейчас слово “суд” заменили словом “кризис”, понятное слово менее понятным. 17 декабря, 2014 Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово “суд” вместо слова “кризис”. Сейчас слово “суд” заменили словом “кризис”, понятное слово менее понятным. Письмо священнику К., о мировом кризисе Спрашиваешь меня, человек Божий, о причине и значении наступившего кризиса. Кто я такой, что ты спрашиваешь меня об этой великой тайне? “Говори, если есть у тебя нечто большее молчания”,– сказал святитель Григорий Богослов. И хотя я нахожу, что сейчас молчание выше всякого слова, но из любви к тебе напишу, что я думаю об этом вопросе. “Кризис” – слово греческое, в переводе оно означает “суд”. В Священном Писании слово “суд” употребляется многократно. Так мы читаем у псалмопевца: Сего ради не воскреснут нечестивии на суд (Пс. 1, 5). Далее опять: Милость и суд воспою Тебе, Господи (Пс. 100, 1). Мудрый царь Соломон пишет, что от Господа придет суд всякому (см.: Притч. 29, 26). Сам Спаситель сказал: Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5, 22). Апостол же Петр пишет: время начаться суду с дома Божия (1 Пет. 4, 17). Замени слово “суд” словом “кризис” и читай: “Милость и кризис воспою”, “от Господа придет кризис всякому”, “Отец весь кризис отдал Сыну”, “Время начаться кризису с дома Божия”. Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово “суд” вместо слова “кризис”. Сейчас слово “суд” заменили словом “кризис”, понятное слово менее понятным. Наступала засуха, говорили: “суд Божий!”, наводнение – “суд Божий!”. Начиналась война или эпидемия – “суд Божий!”; землетрясения, саранча, другие бедствия, всегда одно – “суд Божий!”. Значит, кризис из-за засухи, кризис из-за наводнения, из-за войн и эпидемий. И на теперешнюю финансово-экономическую катастрофу народ смотрит как на суд Божий, но называет ее не “судом”, а “кризисом”. Дабы умножилась беда от неразумия! Ибо, пока произносилось понятное слово “суд”, была понятна и причина, которая привела к беде, был известен и Судия, попустивший беду, и цель, ради которой беда была попущена. После подмены слова “суд” словом “кризис”, малопонятным для большинства, никто не может объяснить, ни от чего он, ни от кого, ни для чего. Только этим и отличается теперешний кризис от кризиса, происходящего из-за засухи и наводнения, войны или эпидемии, саранчи или другой напасти.

http://pravmir.ru/o-mirovom-krizise-1/

Год с преподобными Оптинскими старцами.  8 декабря Как подражать Богу? Святой апостол Павел в Послании к Ефессеям пишет: Бывайте убо подражатели Богу, якоже чада возлюбленная (Еф 5, 1). Истинные христиане могут подражать Богу исполнением особенно следующих трех евангельских заповедей: 1. Господь глаголет во Евангелии: Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть, Иже... солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя (Лк 6, 36; Мф 5, 45). Заповедь эта, во-первых, означает, что человек должен быть сострадательным к ближним касательно подавания милостыни, не различая достойных от недостойных. А во-вторых, требует от нас и снисхождения к ближним, и прощения им всяких недостатков, обид и досаждений. 2. Святой апостол Петр пишет: Яко чада послушания не преобразующеся первыми неведения вашего похотении; но по звавшему вы святому, и сами святи во всем житии будите. Зане писано есть: святи будите, яко Аз свят есмь (1 Пет 1, 14–16). Эта заповедь означает, что человек должен хранить целомудрие и чистоту телесную и душевную не только относительно блудной страсти, но и относительно других страстей; потому что и зависть, и ненависть, и злопамятство также составляют нечистоту души. 3. Сказано в Евангелии от Матфея: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф 5, 48). Совершенство христианское, по слову Исаака Сирина, состоит в глубине смирения. Фарисей, как сам о себе свидетельствует, не был подвержен никакому пороку; но за то, что вознесся, осудил и уничижил мытаря, не только потерял все, но и отвержен был Богом. Поэтому Господь говорит: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк 17, 10). Как бы кто из христиан ни был тверд и точен в исполнении христианских обязанностей, это исполнение, по слову святых отцов, может уподобляться только малой купели или самомалейшему озерцу; заповеди же Божии подобны великому морю, как и святой пророк Давид говорит: заповедь Твоя широка зело (см.: Пс 118, 96). Корень всему злу — самость и упрямость, растворяемые завистию и обольщением вражиим. Нужно вырвать этот злой корень смирением и послушанием, подражая Самому Господу, Который смирился до рабия зрака и послушлив был до смерти крестной и распятия. Преподобный Амвросий Оптинский 8 декабря 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/50274.html

Патриаршее поздравление архиепископу Костромскому Алексию с 35-летием рукоположения в священный сан 10 октября 2010 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил архиепископа Костромского и Галичского Алексия с 35-летием рукоположения в священный сан. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Алексию, архиепископу Костромскому и Галичскому Ваше Высокопреосвященство! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни — 35-летием рукоположения в священный сан. Ваш путь служения Церкви начался в Московской духовной академии , именуемой «большой кельей преподобного Сергия». Здесь Вы, напитав свою душу твердой пищей Священных Писаний и святоотеческих наставлений, принесли Господу Иисусу Христу монашеские обеты и приняли диаконский сан. Здесь же Вы духовно возрастали, на многие годы посвятив себя преподаванию богословских наук. Ваш усердный и смиренный труд в винограднике Божием принес свои плоды: Вы были возведены в иерейское, а затем и в архиерейское достоинство и поставлены наместником вновь открытой Новоспасской обители. Почти 15 лет Вы возглавляли Синодальную комиссию по делам монастырей . Немало усилий было предпринято Вами для должного устроения молитвенного и трудового уклада жизни иноков. Как председатель Синодальной комиссии по богослужению Вы руководите духовно и литургически значимой церковной работой по составлению служб и молитв новопрославленным святым. В этом году решением Священного Синода на Вас возложено ответственное послушание по управлению Костромской и Галичской епархией . Отрадно, что Вы охотно и богоугодно заботитесь о спасении душ словесного стада Божия (см. 1 Пет. 5:2), с особенной любовью и вниманием относитесь к делу образования и воспитания будущих пастырей. Молитвенным заступничеством Пресвятой Владычицы Богородицы и благодатью, пребывающей неотлучно с Ее чудотворным Феодоровским образом, да дарует Вам Всемилостивый Христос Спаситель доброе здравие, радость и силы, необходимые для дальнейших архипастырских трудов. С любовью о Господе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1293919.ht...

Патриаршее приветствие участникам педагогической конференции памяти профессора М.В. Агапова-Таганского 25 сентября 2008 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие организаторам и участникам педагогической научной конференции памяти профессора М.В. Агапова-Таганского. Организаторам и участникам педагогической научной конференции памяти профессора М.В. Агапова-Таганского Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех организаторов и участников настоящего педагогического форума. Профессор Максим Владимирович Агапов-Таганский хорошо известен в русском зарубежье, как талантливый теоретик и практик педагогической науки, неутомимо работавший над тем, чтобы привить своим воспитанникам стремление к подражанию образцам Евангельской нравственности. Отрадно, что воспитательная система Организации российских юных разведчиков основывается на православном мировоззрении, сохраняя на протяжении целого столетия богатую традицию русской педагогики и подавая воспитанникам добрый пример следования словам апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Надеюсь, что настоящая конференция станет новой вехой в деле распространения положительного опыта работы с детьми, в котором так важны высокие качества благородной души: духовность, отзывчивость, теплота сердца педагога, прикасающегося к хрупкому миру детства. Убежден, что многогранный опыт русской педагогической традиции может послужить добрым фундаментом для защиты молодого поколения от негативного воздействия современной массовой культуры, выработке у детей и подростков духовного иммунитета против господствующего в мире зла (См.: 2 Пет. 1:4). Желаю всем организаторам и участникам форума духовной крепости, а так же всяческой помощи от Христа Спасителя в нелегких трудах по воспитанию в юном человеке преданности Отечеству, а так же чувств любви и добра, без которых у граждан России не может быть достойного будущего. Божие благословение да пребывает со всеми вами! +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/464637.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010