Слово архимандрита Фомы (Демчука) при наречении во епископа Гдовского, викария Псковской епархии 3 червня 2017 р. 21:30 3 июня 2017 года в Тронном зале Патриарших покоев  Троице-Сергиевой лавры  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  возглавил чин наречения архимандрита Фомы (Демчука) , насельника Донского ставропигиального мужского монастыря , во епископа Гдовского, викария Псковской епархии . При наречении архимандрит Фома обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые архипастыри! Призываемый ныне к служению епископскому, исполняюсь множеством волнений и тревог. По слову святителя Иоанна Златоуста, «углубляясь в себя самого, я не нахожу в себе ничего достойного такой чести» 1 . Собственная немощь кажется мне бременем неудобоносимым. Хватит ли мне сил стать «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12)? Смогу ли приблизиться к сонму святителей, совершавших и совершающих свое высокое служение, буду ли достоин без укорения совести когда-нибудь назвать себя их собратом и соработником? «Хиротония архиерейския благодати» не только облекает новопоставленного епископа особой честью, но и возлагает на него немалую ответственность. Как викарному архиерею, по мере обязанностей, которые будут на меня возлагаться епархиальным архиереем, мне предстоит заботиться и о священниках, совершающих в алтаре таинство Евхаристии, и о тех, кто, обуреваемый житейскими тревогами, впервые зашел в храм Божий. По-новому теперь воспринимаются мною слова преподобного Исидора Пелусиота, о том, что епископ «уподобляется благому и великому Пастырю, поставляемому нести на себе немощи паствы» 2 . Размышляя об этом, возлагаю свои заботы на Господа, пекущегося о каждом из нас (см. 1 Пет. 5:7). Только в Нем, в Его помощи и поддержке, я вижу исходную точку своего будущего служения. Промысл Божий особенно ясно открывается мне теперь и в минувших днях моей жизни.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4921939...

Архив Пн Слово архимандрита Владимира (Агибалова) при наречении во епископа Новокузнецкого и Таштагольского 15 августа 2014 г. 18:01 15 августа 2014 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения  архимандрита Владимира (Агибалова) во епископа Новокузнецкого и Таштагольского. При наречении архимандрит Владимир обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ныне я мысленным оком оглядываю свою жизнь и благодарю Бога за Его Промысл обо мне на том пути, который привел меня в это святое место и поставил меня перед Вами для того, чтобы с кротостью и благоговением дать ответ о своем уповании (см. 1 Пет. 3:15). Сегодня очень важно видеть перед собой ориентир, с которым ты мог бы сравнивать свои мысли, свои чувства, свое служение. Успех современной миссии Церкви основывается на том, чтобы Церковь в лице епископата, священнослужителей, монашествующих и мирян имела одно сердце, одни уста. На это указывает и святитель Ириней Лионский, когда говорит о церковном предании, что «Церковь, хотя и рассеяна по всему миру, … тщательно хранит (учение и веру), как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имеет одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у ней были одни уста. Ибо хотя в мире языки различны, но сила предания одна и та же». (Святитель Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 1. Гл. X, 2.) Господь судил мне на протяжении всего священнического пути быть помощником епархиального архиерея, что дало мне возможность научиться многому у кемеровских Преосвященных. Это — архиепископ Софроний (Будько) , первый архиерей Кемеровской епархии , во всей полноте ощутивший на себе тяготы и лишения, которым во времена воинствующего атеизма подвергались верующие люди, а особенно духовенство. Это и митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх , мудрый архипастырь и талантливый администратор, который учил быстро реагировать на вызовы современности, не упуская ни единой возможности послужить благу Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3703688.ht...

Исцеление кровоточивой Скачать (MP3 файл. Продолжительность 9:14 мин. Размер 6.7 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний воскресный день, как и многие другие, посвящает Евангелие теме спасения человека. Из Евангельского чтения мы узнаем сразу о двух лицах, которые были спасены: некая кровоточивая жена была спасена от болезни, двенадцатилетняя дочь начальника синагоги – от смерти. Спасение – это всегда двустороннее действие. Это осознание человеком, плывущим по безбрежному морю, что сам он не доплывет до райской земли. И это – спасательный круг Божий, который может подтянуть человека к земле Обетованной, рука, протянутая Христом, которая дает человеку возможность вкусить от древа жизни. Как богословское понятие, спасение – это проявление любви Бога по отношению к людям через избавление человека от греха и его последствий – смерти и ада. Ключевые слова Евангелия о спасении следующие: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16). Как видно, спасение требует от человека определенного направления воли. Спасается не всякий, но – кто верует и крестился. При этом и крещение – не просто обряд погружения в воду, но – «обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3: 21). И вера – это не только причисление себя к определенной конфессии. Вера – это принятие религиозного мировоззрения как своего, это знание о Боге, упование на помощь свыше, это такой вектор жизни, который направляет свободу воли к самореализации в обществе себя как христианина или христианки. Сам себя человек не может спасти, но «всё возможно Богу» (Мф. 19: 26). Поэтому апостол Павел в своей проповеди делает акцент на вере как средстве спасения: «благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2: 8). Воскресший Христос – это краеугольный камень нашей веры и нашего спасения, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12). Спасение начинается с проповеди о Христе, но при этом душа принимающего проповедь должна быть чиста (см.: Иак. 1: 21), чтобы семя, посеянное на почву сердца человека, проросло и дало плод.

http://pravoslavie.ru/65828.html

Не хватает любви Монашествующие – о святости Святость нам кажется чем-то недостижимым, а она – в любви. О навыках и приемах мастерских святости, коими издревле считались монастыри, мы поговорили в блиц-интервью с современными их насельниками: на Афоне, в русской глубинке и в центре Москвы. Нам скажут, что святость – редкий дар и что это лишь исключение из общего порядка жизни христиан. А наше время особенно оскудело святыми. И это так. Но не потому, что так должно быть, – просто мы, вопреки дару, не являем собой то, к чему призваны и предназначены… Соединившись верой духовно и благодатно с первым Святым Человеком – Христом, христиане и получают от Него святые силы, чтобы вести святую жизнь. Богочеловек Христос дал тебе власть уподобляться Ему, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – не страшись, слыша это, страшно не быть таковым. Архиепископ Алексий (Фролов) «Хорошо собеседовать с Господом в сердце своем» Схимонах Иларион , игумен кельи святого Харлампия Нового Скита Святой Горы Афон. Схимонах Иларион. Общение в русской глубинке – Отец Иларион, все мы, христиане, призваны к святости: «Будьте святы, – говорит Господь, – потому что Я свят» (см.: 1 Пет. 1: 16). А как стать святыми? – Я знаю, что святыми нас делает только Господь. Святой – это тот, который живет по законам Божиим. Когда Господу сказали: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою (Мф. 12: 47), – что ответил Христос? Он показал рукой на учеников Своих! Вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12: 49–50). Мы – одна семья с Иисусом, с Матерью Божией, если мы живем по-евангельски. Мы – единокровники Христовы, Им и святы. Евхаристия в центре нашей жизни, а это всегда пасхальный опыт прощения и любви. «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим…» Помню, как наш старец Харлампий, это чадо и ученик старца Иосифа Исихаста , собирал нас всех уже своих воспитанников перед тем, как вынести Чашу. «Давай сегодня устроим Пасху!» – говорил он. «Да, сделаем Пасху», – соглашались мы и все становились на колени. Он открывал завесу, читал нам разрешительную молитву и всех причащал.

http://pravoslavie.ru/112841.html

Новый год приближается. Очередной круг пройден и начинается новое повторение. Влечет к разговору слово «новый».      Чувство новизны это чувство, свойственное взрослеющим, юным еще душам, сохраняющим некую гибкость вместе с неопытностью. Для юных многое совершается впервые. Собственно «новое» это и есть «первое». Первый телефон – по-настоящему новый телефон. Второй телефон тоже будет называться «новым», но это будет уже легкая пародия на новизну. Пародия будет только усиливаться со временем. Таков закон в мире вещей и рядовых событий. В области же событий нравственных пародийность возрастает по мере повторений, и к повторениям все более подмешивается горечь насмешки над всей жизнью человеческой. Новый дом это – просто хорошо. А новый муж – это «хорошо» плюс еще что-то. Если муж не просто «новый», но и по счету – скажем, пятый, то на слове «новый» можно без стыда разрыдаться. Это – вполне законченная насмешка над жизнью. Первая любовь несказанно окрыляет. Первая разлука просто растаптывает – дешево и сердито. Первая встреча лицом к лицу со смертью лишает мир прежних красок и на все набрасывает темную вуаль. Именно то, что носит имя «первое» достойно имени «новое». Повторения способны либо закружить голову каруселью суеты, либо очерствить человека и превратить сердце его в подошву сапога, либо довести человека до отчаяния – отчаяния от пресыщения или отчаяния от безысходности и повторяемости. На некотором этапе развития человека (народ, цивилизацию) уже не тешит цикличность природных процессов. Душа ощущает высокую тоску и жажду выхода из круга. Либо выход из круга, либо – одуряющая тоска, влекущая одних к самоубийству, а других – к ложному подобию смирения – к животному довольству. Но одно дело – ощутить необходимость выхода из круговерти, а другое – совершить сам выход. Мы погружены в водоворот суеты не одним личным усилием, а самим фактом рождения в «суетную жизнь, переданную от отцов» (См. 1 Пет. 1:18). И выходить, стало быть, нам из этой суетной жизни не в одиночку при помощи одних лишь личных усилий, но в ожидаемые времена искупления со всеми чающими утехи; во времена, которые Бог приготовил человечеству. А в период, когда жажда выхода уже созрела, а время освобождения еще не настало, пишутся книги, подобные Екклесиасту и возникают учения, подобные буддизму.

http://pravoslavie.ru/58500.html

Сегодня празднуем день Всех святых, сегодня у каждого из нас личный праздник, потому что все мы носим имя какого-то святого, жизнь которого является примером. Это благочестивая традиция Русской Церкви – называть детей и новокрещенных в честь святых. На самом деле так принято далеко не везде. Есть православные народы, у которых личные имена не связаны со святыми, но наши благочестивые предки утвердились в этой традиции, потому что святость была всегда для русского человека самой заветной целью. Жития святых были самым распространенным чтением, потому что это были самые близкие к нам люди, часто святые были почти наши современники. Всегда, в каждом поколении христиан появлялись святые люди.      Это были люди, которым хватало решимости всей своей жизнью исполнить Христовы слова. Господь говорит: «Кто не возьмет крест свой и не следует за Мной, тот не достоин Меня» (см.: Мф. 10: 38) Мы сейчас часто пытаемся Евангелие, всё христианское учение подстроить под современного человека, под его страсти. Такая тенденция действительно существует. Люди говорят о любви: «Любовь, любовь, любовь…», – и вроде бы все ради любви можно, а вот какая-то строгость, аскеза, принципиальность в нравственных вопросах, вроде бы уже это в современной жизни не так важно. И происходит некое искажение сути христианства. Но оно происходит в силу того, что все мы очень расслаблены, у нас нет воли для того, чтобы бороться с грехом, и мы пытаемся этот грех всеми возможными способами в нашей жизни легализовать. Таких людей все больше и больше, и священники и епископы уже просто не выдерживают. Церковь просто в буквальном смысле не выдерживает массу таких людских настроений и в чем-то мы попускаем, начинаем допускать различные вольности, но жизнь святых, людей Божиих, являет совершенно противоположное. Христианство – это вера и это жизнь, которая абсолютно иррациональна по законам этого мира. И только люди, которые поняли и всеми силами постарались воплотить это на своем жизненном веку, только они сподобляются святости. Господь начинает всем остальным людям через них показывать Свою силу, Свою любовь настоящую, не эту мнимую любовь ко греху, которую мы неумело пытаемся облечь в евангельские одежды, а настоящую любовь Христову, настоящую благодать Святого Духа. Господь через этих людей говорит нам о том, что мы все можем быть святыми. Христу принадлежат и такие слова: « Будьте святы, потому что Я свят » (1 Пет. 1: 16). К святости призывает нас Господь, просто наша слабая воля, и нежелание, и страх, и трусость не дают нам в полной мере стать святыми людьми, но наши небесные покровители все-таки не зря страдали за Христа, не зря посвятили свою жизнь в служении Ему. И мы чувствуем, что, несмотря на нашу расслабленность и греховную жизнь, все-таки их молитвами как-то Господь нас еще терпит, приводит, не обделяет нас Своей любовью и заботой.

http://pravoslavie.ru/154205.html

Смоленський В " яземський Справи милосердя це 1 грудня 2011 р. 16:40 Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон ответил на вопросы корреспондента портала «Татьянин день». О сестрах милосердия Что такое православное сестричество? Чем оно отличается от других волонтерских организаций, и как появилась идея создать сестричество при Свято-Димитриевском храме? Сестричества в России возникли в XIX веке. Это организации православных женщин: в позапрошлом столетии это были, как правило, вдовствующие и незамужние девицы, в ХХ веке в сестричествах можно увидеть и замужних. В сестричествах не всегда дают обеты, если это и происходит, то обеты эти временные. Члены сестричества редко живут вместе, их объединяет совместная деятельность и молитва, совместное участие в Таинствах. Именно это отличает сестричество от других добровольческих организаций. Сестричество может иметь очень разную форму она подвижна, разнообразна, часто переходит из одного состояния в другое. У каждого сестричества есть духовник, и через духовника сестричества подчинены правящему архиерею, а иногда правящий архиерей непосредственно руководит работой сестричества. Другими словами, сестричество такая церковная организация, которая встроена в структуру Церкви и в ее иерархию. Одновременно со Свято-Димитриевским храмом открылись курсы для сестер милосердия. Учащиеся вместе работали в больнице, вместе учились Закону Божиему, вместе молились в храме. И в результате их совместных трудов получилось сестричество это был естественный ход событий, этого хотели сами сестры, это диктовалось логикой развития прихода при больнице. Правда ли, что студенткам Свято-Димитриевского училища сестер милосердия нельзя пользоваться косметикой даже во внеучебное время? В чем причины таких строгих ограничений для студенток? Я думаю, что декоративная косметика допустима только при наличии каких-то уродств у человека. Все другие случаи ее употребления, мне кажется, не нужны православной женщине, тем более нашим студенткам, которые молоды и не нуждаются в изменении цвета своего лица. Мы не приветствуем, следуя словам апостола Петра, «внешнее плетение волос» (см.: 1 Пет. 3:3).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1794259...

28 мая 2020 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! О событии Вознесения мы знаем из Евангелия, а также из книги Деяний апостольских. Евангелист Лука достаточно подробно описывает это событие, и в Книге Деяний мы встречаемся с очень важным эпизодом, исполненным очень глубокого и спасительного смысла. Когда Господь возносился, апостолам явились некие мужи, ангелы Божии, и сказали с некоторым удивлением, словно ничего особенного не происходило: «Мужи Израильские, что вы стоите и смотрите, как Иисус возносится на небо? Будет время, когда Он снова явится вам, и вы будете видеть Его нисходящим с неба так, как видите сейчас восходящим на небеса» (см. Деян. 1:11). Как повествует Книга Деяний, слова эти так поразили учеников, что они с радостью возвратились в Иерусалим, прославляя Бога, ибо поняли, что никакая смерть не разлучит их со Спасителем. Даже удивительное видение восходящего на небо Спасителя не означало разлуки с Ним, и вера в скорое пришествие Господа была, наверное, самым сильным духовным переживанием в жизни первой христианской общины. Все ученики Спасителя и даже ближайшие к ним поколения с нетерпением ждали осуществления пророчества, услышанного на горе Елеонской. И это ожидание иногда настолько сильно захватывало христианскую общину, что многие впадали в ересь, утверждая, что пришествие Спасителя будет очень скоро, так что вся жизнь таких людей и христианских общин, ими возглавляемых, направлялась на скорое ожидание Спасителя. Но у Господа «один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день» (2 Пет. 3:8). Бог вне всякого времени, и слова «что вы стоите и смотрите на Иисуса, восходящего на небо? Он таким же образом снизойдет к вам с неба» не потеряли и не могут потерять своей актуальности до тех пор, пока не осуществятся.

http://pravoslavie.ru/131448.html

8 марта: Баба Яга против, а что святой Поликарп? Праздновать или нет? О чем молчит народ и говорит церковный календарь? 6 марта, 2015 Праздновать или нет? О чем молчит народ и говорит церковный календарь? Праздновать или нет? О чем молчит народ и говорит церковный календарь? Баба Яга в моем лице против того, чтобы ставить точку там, где должна стоять запятая. Историческую точку поставил отец Андрей Кураев, вскрывший те весьма неприглядные событийные ряды, что положили начало празднованию 23 февраля и 8 марта в СССР. Иеромонах Димитрий (Першин) Но, по точному замечанию Марины Андреевны Журинской, народ уже давно переправил точку в запятую. И в сюжеты, сгенерированные большевистскими пропагандистами, вчитал вечное – День мужчин, День женщин. В такой перспективе эти дни стали днями, когда мы, советские школьники, делали подарки отцам и матерям, бабушкам и дедушкам, учителям и одноклассникам. А взрослые люди получали передых в рабочих буднях, поздравляли сослуживцев, накрывали стол и навещали друг друга, возрастая в человечности. Но если народ устоял, почему бы и нам не вспомнить слова Спасителя о том, что кто не против нас, тот за нас (см. Мк. 9:40, Лк. 9:50)? В Евангелии от Марка сразу вслед за этим идут слова о том, что тот, кто напоит жаждущего во имя Христово, не потеряет награды своей. Если мы не разучились быть людьми, ценить друг в друге и мужество, и женственность, что мешает нам делать это, памятуя и о Боге и Ему предстоя? Во время оно, в бытность нашего Патриарха главой ОВЦС, 8 марта всех сотрудниц этого отдела поздравляли с праздником – разве это оттолкнуло кого-либо от Церкви? Скорее, напротив, Церковь поднималась над советскими идеологемами и обращалась к сути: разве не Господь даровал нам многообразие бытия и по возрасту, и по национальности, и по полу? И для того ли, чтобы гнушаться этими дарами и втаптывать их в грязь? Или всё же для того, чтобы благодарить Его за них и «служить друг другу каждый тем даром, который получил» (1 Пет 4:10)? И еще один подарок Промысла к этим датам. Что бы там ни вымучивали из истории верные ленинцы и сталинцы, какие бы мифы ни сочиняли пропагандисты, как прежние, так и нынешние, но одно несомненно: в церковном календаре 23 февраля по старому стилю и, соответственно, 8 марта по новому соотнесено с памятью мученической кончины епископа Смирнского Поликарпа.

http://pravmir.ru/8-marta-baba-yaga-prot...

     Валаам удивителен и запределен. Само название архипелага возводит ввысь и оставляет ощущение некоторой тайны. Финно-угорское слово «валамо» означает «высокая земля», а славянский вариант произношения напоминает об одноименном библейском пророке. Случайно ли пророческое имя запечатлелось в топонимике островов русского Севера или здесь есть определенный духовный смысл, трудно судить. Но Валаам, едва только становится виден с палубы теплохода, сразу возносит мысли далеко от земли и сообщает сердцу невыразимое чувство особой близости Бога. Есть понятие духовного поиска и обретения человеком истины. Это процесс невидимый, происходящий в душе и духе. Но бывает, что подобные переживания имеют географическую проекцию. Ты приезжаешь куда-то и понимаешь: я нашел. Садишься на землю, и никуда уже не хочется идти. Именно такое чувство возникло, когда ноги паломников нашей группы впервые ступили на святую валаамскую землю. Суровая северная природа обступила нас, грозно оглядела со всех сторон и вдруг сказала неожиданное: вы дома. Валаам не обманул – за все дни странствий по Северному Афону пронзительное ощущение духовного родства не покидало нас. О том, что уезжать придется, думать не хотелось, хотя ноги уже гудели от постоянной ходьбы и голова кипела от избытка впечатлений.      Валаамский архипелаг состоит из каменных островов, покрытых тончайшим слоем земли. Обилие камня и создает вид холодности и неприступности. Часто деревья растут прямо на камне. Габбро-диабаз, валаамский камень, насыщен железом и долго сохраняет тепло. Деревья цепляются за него корнями, как младенец обнимает мать, и несокрушимо возвышаются над волшебным ландшафтом дикой природы Ладоги. Каменное царство наводит мысль на библейские темы, связанные с образом камня. Камень – вера в Сына Божьего, исповеданная Петром. Сам Христос есть «камень, который отвергли строители» и который «сделался главою угла» (Мф. 21:42), «камень претыкания и камень соблазна» (1 Пет. 2:7). «Кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21:44). Из камня Моисей источает воду, на белом камне Господь обещает написать новое имя всем, победившим в духовной брани (см. Числ. 20:11; Откр. 2:17).

http://pravoslavie.ru/95959.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010