Архив Пн Слово архимандрита Кирилла (Покровского) при наречении во епископа Павлово-Посадского, викария Московской епархии 27 ноября 2009 г. 17:35 27 ноября в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Кирилла (Покровского) во епископа Павлово-Посадского, викария Московской епархии. Обратившись с речью к Предстоятелю и иерархам Русской Православной Церкви, архимандрит Кирилл выразил благодарность своим духовным наставникам и испросил святительских молитв о предстоящем ему высоком служении. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и Отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые архипастыри! Промыслом Божиим и изволением Святейшего Отца нашего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода призван я, недостойный, быть епископом Церкви Христовой. Со страхом приступаю к служению сему и радуюсь с трепетом. Смиренно воспринимая преемственную апостольскую благодать, сознаю высоту и ответственность предстоящего архипастырского труда, названного святым апостолом Павлом делом домостроительства Божия (см. Тит. 1:7). Исповедую свою немощь и недостоинство быть поставленным на свещницу архиерейского служения, ибо пастырь призван пасти овец Христовых, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5:3); но верю, что Бог всякой благодати по молитвам Пречистой Девы Марии, святых угодников и всех верных чад Своих утвердит меня, укрепит и соделает непоколебимым (см. 1 Пет. 5:10). Господь воздвизает меня как преемника святых апостолов в настоящее время, когда спустя две тысячи лет после апостольской проповеди мир вновь и с особой силой нуждается в просвещении светом Евангельской истины, когда, как и во времена апостольских деяний, необходимо вновь утверждать церкви (см. Деян. 15:41). И, подобно апостолам, первым христианским мученикам, новомученикам и исповедникам Российским, отдавшим жизнь за веру Христову, я, воспламеняя сердце их примером, предаю всю жизнь свою Христу, служению Церкви и народу Божию.

http://patriarchia.ru/db/text/951711.htm...

Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему. Еф 4, 25 Ложью является намеренное искажение истины. По объяснению святых отцов, ложь может быть мыслью, словом или жизнью. Источником лжи является диавол: Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине,ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говоритсвое, ибо он лжец и отец лжи Ин 8, 44. Ложь запрещается девятой заповедью, а главное средство борьбы с ней — правдивость. На страницах Священного Писания довольно часто встречаются сложносоставные слова, одним из корней которых является слово «ложь»: лжесвидетели (см.: Мф 26, 59–60), лжепророки (см.: Мф 7, 15), лжеучители (см.: 2 Пет 2, 1–2), лжебратья (см.: 2 Кор 11, 26), лжеапостолы (см.: 2 Кор 1, 13), лжехристы (см.: Мф 24, 24). Глубоки и точны слова святителя Николая Сербского: «С Богом нас разделяет ложь, и только ложь. Сказать, что с Богом нас разделяет истина, то же самое, что сказать, что с Богом нас разделяет Бог. Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания — вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиями богоотречению». Приведем несколько записей преподобного Андроника о грехе лжи: «Хранись от лжи: она изгоняет страх Божий из человека». «Ложь — это ветхий человек, а истина — новый человек. Истина есть корень добрых дел, а ложь — смерть (из патерика)». «Если не будем осторожно вести себя по внешнему человеку, то не сможем сохранить и внутреннего человека. Ложь да не исходит из уст ваших». «Не позволяйте себе ни слышать, ни говорить о чем-либо неполезном для душ ваших». «Соблюдай себя от лжи: она изгонит из человека страх Божий; исповедуй твоему отцу все помышления твои и дела, соделанные тобою, — и помощь Божия осенит тебя. Понудь себя на рукоделие твое — и страх Божий вселится в тебя». Из книги " Пример безграничного смирения: Жизнеописание и наставления схиархимандрита Андроника (Лукаша), подвижника Глинской пустыни " Рейтинг: 7.5 Голосов: 218 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии наталья 2 декабря 2014, 17:58

http://pravoslavie.ru/74423.html

Архив Пн Послание Архиерейского Собора клиру, монашествующим, мирянам и всем верным чадам Русской Православной Церкви 4 февраля 2011 г. 19:45 Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры — верные чада Русской Православной Церкви! Освященный Архиерейский Собор, состоявшийся 2-4 февраля 2011 года во граде Москве, призывает на всех вас милость, мир и любовь Божию, вместе с апостолом прославляя Господа нашего и Создателя, «по великой Своей милости возродившего нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (1 Пет. 1, 3-4). Милостью Господа свидетельство Истины Христовой продолжает совершаться. Церковь, исполняя заповедь своего Божественного Основателя о проповеди Евангелия всему творению (см.: Мк. 16, 15), обращает свой голос к самому широкому кругу людей. Стремясь воплотить благую и совершенную волю Вседержителя, желающего, дабы все люди «спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4), она делает все возможное для того, чтобы эта воля осуществлялась в жизни людей и человеческих сообществ. Собор обращается к каждому православному христианину с призывом помнить о том, что, по слову Священного Писания, «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26), и посему мы должны служить «друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Все, чем живет Церковь, все, что она делает, проникнуто заботой о спасении человека. Живя на земле, православные люди стремятся к Небу. Когда их волнует происходящее в обществе, когда они проявляют заботу о страдающих и обездоленных, когда они размышляют о путях лучшего устроения церковной жизни — все это является зримым продолжением их молитвенного дерзновения и участия в спасительных Таинствах, соединяющих человека с Богом. Наши слова и поступки должны являть нас как «соль земли» и «свет мира» (Мф. 5, 13-14), дабы все окружающие, видя жизнь православных христиан, прославляли Отца Небесного (см.: Мф. 5, 16).

http://patriarchia.ru/db/text/1402527.ht...

Слово архимандрита Корнилия (Синяева) при наречении во епископа Волгодонского и Сальского 9 сентября 2011 г. 17:30 9 сентября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Тронном зале Патриарших покоев Храма Христа Спасителя возглавил наречение архимандрита Корнилия (Синяева) во епископа Волгодонского и Сальского. При наречении архимандрит Корнилий обратился к Святейшему Патриарху и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и Отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые архипастыри! В сей великий и священный для меня день предстою пред вами и в вашем лице пред всею Церковью Христовой и Самим Господом нашим, чтобы принести исповедание мое и подобающий ответ дать на призвание мое к служению архиерейскому. Этого призвания страшились и всячески уклонялись от него великие отцы, светильники Церкви Христовой, почитая себя недостойными вступить на путь святительского служения в образе Христа, Архиерея истинного, принесшего Себя Богу и Отцу на алтаре крестном. Смиренно воспринимая преемственную апостольскую благодать, сознаю высоту и ответственность предстоящего архипастырского труда, названного святым апостолом Павлом делом домостроительства Божия (см. Тит. 1:7). Исповедую свою немощь и недостоинство быть поставленным на свешницу архиерейского служения, ибо пастырь призван пасти овец Христовых, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5:3); но верю, что Бог всякой благодати по молитвам Пречистой Девы Марии, святых угодников и всех верных чад Своих утвердит меня, укрепит и соделает непоколебимым (см. 1 Пет. 5:10), снизойдя через возложение ваших святых рук и на мою грешную главу. Да обновит и укрепит Он меня на ниве служения Церкви Христовой. Благодарю всех принимающих участие в священном чине моего наречения и испрашиваю благословения на предстоящий мне подвиг епископского служения. А в сей час прошу заступничества и молитв у помогающих мне в течение всей моей жизни преподобномученика Корнилия Псково-Печерского, у святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси, а также у святых преподобных Антония и Феодосия, Киевских чудотворцев, и великого святителя Русской Церкви митрополита Московского Алексия, небесного покровителя Самарского края, где я родился и духовно окреп. Этого дивного архипастыря и чудотворца издавна я благоговейно почитал и любил, и ныне верю, что его благодатная помощь простирается и на Волгодонскую и Сальскую земли, не столь далеко расположенные от родной Самарской земли.

http://patriarchia.ru/db/text/1618497.ht...

Слово архимандрита Евфимия (Максименко) при наречении во епископа Усманского, викария Липецкой епархии 1 грудня 2016 р. 18:26 1 декабря 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Евфимия (Максименко) во епископа Усманского, викария Липецкой епархии. При наречении архимандрит Евфимий обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри! Призываемый ныне к высокому архипастырскому служению, со смирением обращаюсь к вам со ставленническим словом. Прежде всего, позвольте, Ваше Святейшество, выразить Вам и членам Священного Синода сыновнюю признательность за ту высокую честь, которая была оказана мне, недостойному, при избрании меня епископом Русской Православной Церкви. Всецело полагаясь на «волю Божию, благую, угодную и совершенную» (см. Рим. 12:2), со смирением приемлю столь неожиданное для меня решение Священноначалия и с трепетом слышу в нем призыв Самого Господа Великого Архиерея и Пастыреначальника, зовущего к усердным трудам на Его ниве. Размышляя о высоте и трудности епископского призвания, этого жертвенного и самоотверженного служения, основанного на любви к Богу и ближним, обращаю мысленный взор на поучительный жизненный пример Предстоятеля нашей Церкви, Святейшего Патриарха Кирилла, пример того, «как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3:15). Мне надлежит быть викарием митрополита Липецкого и Задонского Никона, моего духовного отца и правящего архиерея, по его благословению совершать богослужения, трудиться неленостно, «пасти Божие стадо, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия» (см. 1 Пет. 5:2). В эти особо значимые минуты моей жизни я испытываю те же чувства, что и при монашеском постриге. Знаю свои немощи и исповедую их перед вами, надеясь, что благодать Святого Духа, ниспосылаемая в Таинстве архиерейской хиротонии, попалит тернии моих прегрешений, обновит и восполнит оскудевающие силы, поможет мне, по слову апостола Павла, «для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (см. 1 Кор. 9: 22).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4702304...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Феодору (Белкову), епископу Алатырскому и Порецкому 2 декабря 2012 г. 14:45 2 декабря 2012 года за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Феодора (Белкова) во епископа Алатырского и Порецкого. По окончании богослужения Святейший Патриарх вручил новохиротонисанному епископу архиерейский жезл и произнес напутственное слово. Преосвященный епископ Феодор! Ныне за Божественной литургией, совершенной в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, согласно древней традиции через молитвы и возложение рук преемников апостольских ты был возведен на высшую ступень иерархического служения. Снисшедшая благодать Святого Духа соделала тебя архиереем, домостроителем таин Божиих (см. 1 Кор. 4:1), дабы ты ревностно возвещал ближним и дальним совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет (см. 1 Пет. 2:9). Высокий епископский сан вместе с тем налагает на тебя нелегкое бремя ответственности пред Господом и Его Церковью за многие души людские, за духовное возрастание пасомых, за распространение Евангелия Христова во вверенном тебе уделе. Помни, что ты призван не только словом, но и всей своей жизнью свидетельствовать о пришедшем в мир Спасителе, Который по воле Бога и Отца нашего отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века (см. Гал. 1:4). Личным добрым примером, нелицемерным благочестием, деятельной любовью наставляй церковных чад. Пусть твои поступки будут выражением проповедуемого учения, и тогда твое слово достигнет многих сердец, воспламеняя в них горячую веру и стремление к праведной жизни во Христе. Нравственные образцы сегодня крайне необходимы людям, на которых каждый день обрушивается огромный поток информации, дезориентирующей человека, располагающей его ко греху. Воздействие этой пропаганды ложных ценностей можно существенно ослабить и даже в отдельных случаях предотвратить, если мы, христиане, явим другим людям иной образ жизни — жизни, построенной на евангельских принципах взаимной любви, помощи и милосердия. Эти великие слова никогда не должны оставаться словами — они должны воплощаться в жизнь, и только в этом реальная сила воздействия слова Божиего, через служителя Церкви, на народ.

http://patriarchia.ru/db/text/2627436.ht...

Старец архимандрит Клеопа (Илие; 1912–1998) широко известен как великий духовник румынского монашества и наставник многих мирян, которые тысячами приходили к нему за духовной помощью. Старец Клеопа удивительным образом совмещал безмолвие отшельнической жизни, духовное служение и написание книг. Книга обращена ко всем желающим идти путем спасения, руководствуясь советами умудренного старца. Предисловие Архимандрит Клеопа (Илие). О снах и видениях/Пер. с румынского З. Пейковой — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 288 с. С помощью Всемилостивого и Всещедрого Бога, в Троице поклоняемого, молитвами Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых признаюсь, что я дерзнул начать это смиренное сочинение, будучи много побуждаем к тому советами отца моего духовного. Он укрепил меня своим благословением, и я подумал, что то, о чем я буду писать в настоящей книге, послужит на общую пользу братиям нашим монахам и мирянам. Итак, начав с этого, вот что я скажу далее. Мы узнаем из Божественных Писаний, из церковной истории и поучений святых отцов, что на протяжении веков Церковь Христова почти всегда была искушаема и борима гонениями и еретиками, которые примешали плевелы своих ересей к чистой пшенице священных и православных учений. Но это происходило не только в древние времена, ибо мы ясно видим, что и в наши дни волки, одетые в овечьи шкуры, напирают и входят в овчарню Христову, чтобы разорвать и растерзать словесное стадо. И в наши дни мы видим, как теологи и философы тьмы искажают Священные и Божественные Писания и своими постижениями, кажущимися возвышенными и духовными, заблуждаются сами и других отводят от истины и ведут в погибель. Эти делатели — лукавые слуги и лжеучители (см.: 1 Тим 4, 1; 2 Пет 2, 1), как и сам сатана, которому они служат, притворяются, по апостольскому слову, Ангелами света (см.: 2 Кор 11, 14). Одни из них много постятся и молятся напоказ, под стать фарисеям времен Спасителя; другие ходят босиком, одетые в ветхую и рваную одежду, как некогда еретики-евстафиане; лицемерствуют, будто достигли подлинного самоотвержения, выставляют себя удивительно милосердными и, не будучи посланы церковной властью, проповедуют по селам и городам, дабы привести людей к покаянию, а о послушании и повиновении канонической церковной иерархии и не поминают. И так, прикрывая коварство своих нравов тем, чему они учат людей, отделяют их, неосторожных, от послушания Церкви и духовным руководителям.

http://pravoslavie.ru/57654.html

Arhiva Cuvântul arhimandritului Feodor (Kazanov) rostit la ipopsifierea în treapta de episcop de Pereslavl i Uglici 26 decembrie 2015 20:40 26 декабря 2015 года, по окончании всенощного бдения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, в Тронном зале соборного храма Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Феодора (Казанова) , клирика Ярославской епархии , во епископа Переславского и Угличского. При наречении архимандрит Феодор обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Всечестные архипастыри! В этот священный и великий для меня день предстою перед вами как перед лицом Божиим со страхом и трепетом. Божественное провидение избирает меня на священное служение святой Матери-Церкви в звании епископа. Страшно и ответственно служение сие. Но помня, что «от Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36:23), верю, что Христос Спаситель не только не даст мне креста не по силам, но и Сам поможет мне прилагать труды к трудам, быть готовым «положить душу свою за овцы» (см. Ин. 10:11). Вглядываясь в прошедшие годы жизни, с благодарностью вспоминаю обильные и богатые милости, которые на меня изливал всещедрый Господь. Хочется высказать благодарность учителям и наставникам как духовным, так и светским. Особое место в моей жизни занимает архиепископ Михей (Хархаров), от рук которого я принял монашеский постриг и благодать священства. Господь сподобил меня быть его келейником и личным секретарем в последние годы его жизни. Свои наставления владыка Михей преподавал мне и словом и делом: из его поступков я учился тому, как надо «смиряться под крепкую руку Божию»(см. 1 Пет. 5:6), как надо любить ближнего и снисходить к его немощам, как нужно трудиться и молиться. Вспоминая светлый образ своего духовного отца, могу лишь процитировать слова преподобного Макария Великого: «Я не монах, но видел монахов» (Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов).

http://patriarchia.ru/md/db/text/4306743...

Святейший Патриарх Кирилл: Господь нисходит на землю, чтобы возвести человека на небо 07.01.2022 13:51:23 МОСКВА 7 января 2022 года, в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к телезрителям. Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова и с наступившим Новым годом! На протяжении двух тысячелетий, из поколения в поколение передается благая весть о необычном Младенце, Который родился не в царских палатах и не в богатых чертогах, а в убогой Вифлеемской пещере. Имя Ему — Иисус. Так начинается земная жизнь Безначального Бога. Невидимый становится видимым, Всесильный — беззащитным, Всемогущий — уязвимым. Какова же цель этого уничижения, через которое Бог лишает Себя всемогущей силы и облекается в человеческую слабость? Господь нисходит на землю, чтобы возвести человека на небо. Он рождается, чтобы спасти людей от порабощения грехом и его последствия — смерти, открыть врата рая, потерянного прародителями на заре истории, и даровать всем жизнь вечную. После пришествия в мир Спасителя, Его Евангельской проповеди, крестного подвига и славного Воскресения все мы получили возможность стать своими, а не чужими Богу , как пишет об этом апостол Павел (см. Еф. 2:19). Более того, все мы призваны быть детьми Божиими, родными и близкими друг другу по благодати, ниспосылаемой свыше. Как этого достичь? Ответ дает нам Церковь, ее многовековой опыт. Он свидетельствует, что через участие в Таинствах каждый верующий человек уже здесь, на земле, становится причастником Божественной жизни (см. 2 Пет. 1:4), получает возможность стать сильнее греха и любых соблазнов, страхов, тревог и отчаяния. И сегодня я призываю всех вас не пренебрегать этим бесценным даром, который принес на землю Сын Божий. Посещайте храмы, приступайте к Таинствам, творите дела любви и милосердия. Не сомневайтесь: в этом подлинный залог духовного и телесного здравия, неиссякаемый источник сил и вдохновения, в том числе для того, чтобы служить Богу и ближним.

http://radonezh.ru/2022/01/07/svyateyshi...

     «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам» (1 Кор. 15:1). Этими словами начинается сегодняшнее апостольское чтение. Очевидно, апостол Павел желает кратко, в нескольких фразах, обозначить суть того учения, которое он проповедовал тысячам людей на протяжении всей своей жизни. Он желает напомнить Евангелие своей пастве. Нам особенно должно быть интересно услышать это, так как мы имеем заповедь от апостола Петра: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). В любой момент у нас могут спросить: «Ты, кажется, верующий? А во что ты веришь?» А если мы ответим: «Я верую во Христа» или: «Я верую в Евангелие», то у нас вновь могут спросить: «А что такого в твоем Христе или в этом твоем Евангелии, что ты считаешь эту веру такой важной для себя?» И мы должны уметь кратко, в нескольких словах, «дать ответ с кротостью и благоговением» – несколькими фразами очертить глубину и радость евангельского благовестия. Итак, со вниманием и интересом послушаем, как же апостол Павел объясняет все Евангелие в одном абзаце текста. А Павел говорит, «что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати...» (далее следует перечень всех тех, кому Христос являлся). И в конце прибавляет: «А после всех явился и мне» (см. 1 Кор. 15:3–8). Что же, можно спросить, это и все? Разве в этом все Евангелие? Да, братья и сестры, все Евангелие вместилось в эти слова. Изложим речь апостола более понятным нам образом. Бог, Творец всего существующего, воплотился и стал Человеком, Которого уверовавшие в Него называли «Христос», что значит «Помазанник». Он добровольно пошел на смерть, которая есть не просто насильственная смерть, но смерть за грехи наши, т. е. Его смерть имеет таинственный искупительный смысл. Христа похоронили, но Он воскрес и явился множеству людей, а потом и Савлу (будущему апостолу Павлу). Все это было заранее предсказано в древних Писаниях.

http://pravoslavie.ru/123654.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010