19 Vicarius Christi (лат.) — заместитель, наместник Христа. 20 В русском переводе: «Будучи совершенным Богом, Он делается совершенным человеком, и совершается дело, новейшее из всего нового, дело, которое одно только ново под солнцем» ( Преподобный Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. М., 1992. С. 121). 21 Архимандрит Иустин (Попович) . Человек и Богочеловек. С. 135. 22 Архимандрит Иустин (Попович) . Человек и Богочеловек. С. 135. См. также: Священник Павел Флоренский . Столп и утверждение Истины. М., 1914. С. 54. 23 Триодь цветная. М., 2003. Л. 215. 24 Там же. 25 Афанасий Великий.— Авт. 26 В Синодальном переводе: «Я ничего не знаю за собою» . 27 Архимандрит Иустин (Попович) . Человек и Богочеловек. С. 150. 28 Архимандрит Иустин (Попович) . Человек и Богочеловек. С. 152. 29 См. примеч. на с. 78. 30 См.: Преподобный Симеон Новый Богослов . Творения: в 3 т. Репр. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1892. Т. 1. Слово 45, 9. С. 397—399. 31 Октоих. М., 2003. Л. 259. 32 Дословно: «продукт» ( προν ), но здесь это можно понимать и как «порождение», «плод». 33 Возглавление — святоотеческий термин ( ανακεφαλαωσις ; лат.— recapitulatio). Впервые вводится апостолом Павлом (см.: Еф. 1:10), развивается священномучеником Иринеем Лионским (Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания. Кн. 5, гл. 20, 21), широко используется в богословии преподобного Максима Исповедника (PG 90: 1308d, 1312a). Означает обновление, воссоздание во Христе всей твари, всего мира. Христос становится Новым, Вторым Адамом, а вместе с Ним, по апостолу Павлу, все, причастные Ему: «кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5:17). 34 В оригинале: θεοειδς , τριαδοειδς ψυχ . 35 Дословно: «евангелистом» ( εαγγελιστς ). 36 Дословно: «просветить» ( φωτσαι ). 37 В оригинале: περιχωρουντες εν αλλλοις πνευματικως . 38 «Возращать» в Синодальном переводе употребляется в значении «взращивать»; см., например: Ис. 44:14; 3 Езд. 5:48; 1 Кор. 3:7. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3416...

Великий Пастыреначальник, призвавший тебя к епископскому служению, силен обогатить тебя всякою благодатью (см. 2 Кор. 9:8) и укрепить в испытаниях. Посему в любых обстоятельствах, какими бы трудными они ни казались, не угашай духа (1 Фес. 5:19), но, предав Господу путь свой и уповая на Него (Пс. 36:5), словом и делом неси людям весть о Христе Распятом и Воскресшем, о полноте жизни, которая открывается нам в общении с Богом. Проповедь твоя должна быть обращена не только к тем, кто ходит во Истине и стремится к познанию Бога, ибо среди наших современников немало тех, кто еще не вступил на спасительный путь веры. Твоя задача — помочь таковым душам обрести единство со Христом, посеять в их сердцах семена слова Господня, дабы на их основе взрастить плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (см. Гал. 5:22-23). Совершая сие служение, помни о том, что каждый, кто хочет стать членом Церкви, должен быть научен основным истинам Православия и нормам христианской нравственности, чтобы осознавать ту меру ответственности, которую он на себя возлагает. Посему важным своим делом почитай развитие просвещения, катехизации, системы религиозного образования. Сугубое твое внимание должно быть обращено на подрастающее поколение. Молодые люди полны творческой энергии, благих побуждений, однако зачастую они не находят возможности реализовать себя и потому растрачивают впустую свой духовный потенциал, поддавшись голосу учителей, которые льстят их слуху (см. 2 Тим. 4:3) и влекут к мнимым радостям мира сего. Ты же стремись пленить всякое помышление молодых в послушание Христу (см. 2 Кор. 10:5). Свидетельствуй о подлинной радости бытия, о радости общения с Богом, о радости жизни в соответствии с евангельским законом. Чтобы юные члены православных общин могли почувствовать себя востребованными, найти достойное применение своим способностям, активней привлекай их к участию в различных епархиальных проектах. Они должны осознать свою нужность, они должны осознать себя взрослыми членами Церкви, несмотря на возраст, ибо пред Богом все равны — люди разных званий и возрастов. Потому люди молодые и даже совсем молодые должны осознавать меру своей ответственности за Церковь, за народ, за Отечество наше.

http://patriarchia.ru/db/text/2635862.ht...

23 Книга Праведного, или Книга Доблестного. 24 В современной Библии эти книги, обнимающие ЯЭС и В в совокупности составляют Тору (Пятикнижие) и сборник Первых Пророков, т. е. Исторические книги ВЗ. 25 Профетизм — от греч. профетес, пророк. 26 Все дни памяти пророков указываются по старому стилю. 27 См. §15 28 Амос, отец пр. Исайи, «не был, как многие думают, третий из двенадцати пророков, а другой, и они пишутся у евреев различными буквами» (бл. Иероним. Толк. на пр. Исайю. Кн. 1. Твор., т. 7, с.6). Имя отца Исайи произносилось как Амоц. 29 «После исторической истины все должно быть понимаемо духовно» (Бл. Иероним. Твор., т. 7, с.4). 30 То есть благоденствие. 31 О значении этого пророчества см. ниже §28 32 В Септуагинте слово «Эвед» передано существительным «Пайс», которое переводится как дитя, сын, молодой слуга (отрок). Точно также назван Христос в речи ап. Петра (Деян 4,27, согласно древнейшим рукописям), несомненно, в связи с гимнами Эведа в Кн. Исайи (по переводу LXX). 33 В синод. переводе Кн. Ездры названа 1-й, т. к. в него включены неканонические 2-я и 3-я Кн. Ездры. 34 См. Еп. Питирим Волоколамский. Основные принципы современного богословского исследования в их развитии с конца XIX века. БТ, 1970, в. 5. 35 Семь столбов Дома Премудрости означают полноту совершенства. 36 Следует отметить, что первоначально храмы св. Софии посвящались «Христу, Премудрости Божией» (ср. 1 Кор 1,24). 37 Иез 14,14. Даниил, упомянутый у пророка, — легендарный финикийский царь-мудрец. 38 Это не относится к Ангелу Господню как образу Богоявления. 39 Иисус Сирахов для краткости часто именуется просто Сирахом. 40 Симон жил около 200 года до Р.Х. 41 Или Праведного Учителя. 42 Хилиазм — учение о тысячелетнем Царстве Божием на земле. Этот взгляд разделяли многие ранние Отцы Церкви. 43 Синодальный перевод «воззрят на Него» менее точен. 44 Гесиод (VIII в. до Р.Х.) делил историю на золотой, серебряный, медный и железный века — в соответствии со степенью их упадка. 45 3-я гл. Дан лежит в основе ирмосов утрени (7-8 песни).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

20 Перевод по конъектуре. 21 Ср.: Евр. 7:3; Григорий Богослов, свт. Слово 29. 19//PG. 36. Col. 100a. 22 Перевод по конъектуре. 23 Ср.: Максим Исповедник, прп. Opusc. 24: О том, что невозможно утверждать, что во Христе одна воля//PG. 91. Col. 268b; Иоанн Дамаскин, прп. Изложение веры. III 14//PG. 94. Col. 1037a; О двух волях во Христе. 27//PG. 95. Col. 160b. У прп. Максима в конце фразы слово φσις стоит в единственном числе: φσεως (природы), т.е. имеется в виду особенность человеческой природы Христа, а у Дамаскина, который заимствовал ее у прп. Максима,— во множественном: φσεων (природ), что затрудняет понимание этого места. 24 Как видим, прп. Иоанн допускает существование ипостасных волений, которые, правда, как правило, противятся воле Божией, которой не противоположны природные человеческие воления. 25 Перевод по конъектуре. 26 Ср.: Рим. 5:14—15; 1 Кор. 15:22, 45—49. 27 Ср.: Флп. 2:8. 28 Ср.: Мк. 7:24; ИоаннДамаскин, прп. Изложение веры. III 14//PG. 94. Col. 1040d. 29 См.: ДионисийАреопагит. Письмо 4//Corpus Dionysiacum, II. S. 160—161. 30 См.: Лев Великий, свт. Письмо 28. 4//PL. 54. Col. 767b; Слово 54. 2 PL. 54. Col. 319c; Иоанн Дамаскин, прп. Изложение веры. III 3//PG. 94. Col. 996a. 31 Петр Гнафей, или Кнафей (греч. κναφες ;, «валяльщик») — монофизит, ученик неоплатоника Прокла, епископ Антиохийский († ок. 488 г.). Еще будучи пресвитером, сделал прибавку к Трисвятой песне «Распятый за нас», приведшую к теопасхитским спорам. 32 Ср.: Рим. 14:10. 33 Евтих, Константинопольский архимандрит, и Диоскор, Александрийский архиепископ, известны как родоначальники монофизитства (сер. V в.); поскольку же они учили, что после соединения природ во Христе возникла одна природа-Божественная, полностью поглотившая человеческую, а значит, и страдавшая на кресте, вероятно, поэтому прп. Иоанн называет их теопасхитами. 34 См.: Деян. 8:9—24. 35 По всей видимости, речь идет о возникновении иконоборчества, современником и жестким обличителем которого был прп. Иоанн Дамаскин. 36 Марониты — сирийская (ныне арабская) христианская церковь в Сирии, состоящая в унии с Римом. Имя свое получили от монастыря св. Марона, одного из главных монастырей Сирии VI в. Сюда удалились сирийские монофелиты, гонимые властями Византии. Марониты исповедовали монофелитское учение вплоть до XII в.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3244...

Моется человек в жизни очень много раз, под душ становится, в речку или в море ходит купаться или другие водоемы. В бассейн ныряют, но это не Крещение. Крещение – это погружение, оно только один раз возможно от воды и Духа. Не будет Духа, будет только вода – это будет ритуальное омовение. Будешь, как индус всю жизнь в Ганге мыться без особой пользы для души. Нужно креститься от воды и Духа. Крещение – это двери в Церковь, в которой непременно требуется содействие, участие живого присутствия Духа Святаго. Когда мы каемся в грехах своих, то мы упираемся прочно, как в твердый фундамент, в слова Господа Иисуса Христа, сказанные апостолам: «Примите Духа Святого, и кому свяжете на земле – будет тому связано на небесах, кому развяжете на земле – будет развязано на небесах» (см. Ин. 20:22–23). Это связывание-развязывание грехов человеческих, апостольская власть, полученная непосредственно от Сына Божьего, действует в Таинстве исповеди, в других покаянных действиях Церкви, потому что не одна только исповедь освобождает человека от грехов, но действие Духа Святаго. Дух Святой живет и действует в Церкви, и им совершается церковное священнодействие, Таинство освящения, миропомазания, Дух Святой призывается на брачующихся. Духом Святым совершается Таинство Евхаристии. Одна из древних молитв Церкви говорит, обращаясь к Отцу: «Прими, Отче, в Церковь Твою приходящих к Тебе через Сына в Духе Твоем Святом». Мы идем к Отцу через Сына, Сын – это живой путь, путь истиной жизни. «Никто не приходит к Отцу, только Мною» (см. Ин. 14:6). Через Сына в Духе Святом идем к Отцу. Краткая формула святой Евхаристии: «Идем к Отцу через Сына в Духе Святом». Без Сына к Отцу прийти нельзя, но и Сына, как путь и истинную жизнь нельзя воспринимать, если Дух Святой не научит человека. Апостол Павел говорит, что всякий, называющий Иисуса Господом, делает это Духом Святым. Невозможно называть Иисуса Господом, если не дано человеку Духом Святым (см. 1 Кор. 12:3). Кто такой Иисус? Историческая личность, хороший человек.

http://pravoslavie.ru/95093.html

Важно, чтобы современный пастырь научился адекватно реагировать на те вызовы, с которыми ему приходится сталкиваться в повседневной практике. Сегодня каждый служитель алтаря Господня призван убедительно свидетельствовать перед людьми о непреходящих духовно-нравственных ценностях Православия, неустанно возвещать правду Божию, давать глубокие ответы на непростые вопросы, которые ставит нынешнее общество перед Церковью. По слову апостола Павла, проповедник должен научиться говорить на языке тех, к кому он обращается (см. 1 Кор. 9:19-23). Зачастую именно от нашего слова в значительной степени зависит то, какой выбор сделают окружающие: будут ли они со Христом или отвернутся от Него. Вместе с тем надлежит помнить и о том, что успех этой спасительной миссии зависит не только от наших слов и знаний. В первую очередь он зависит от наших дел, от нашего образа жизни. Лишь в том случае, когда слово неразрывно связано с делом, оно имеет власть, силу и успех. Таковой духовной властью и благодатной силой в избытке обладал преподобный Сергий, потому и слово его, укорененное в святоотеческой традиции, было «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12). Таким же должно стать и наше пастырское слово, обращенное к современникам, — слово с благодатью, приправленное солью (см. Кол. 4:6). В этот знаменательный для Академии день хотел бы еще раз поздравить всех начальствующих, учащих и учащихся Московских духовных школ с престольным праздником и пожелать щедрой помощи Божией в дальнейших трудах. Молитвенным предстательством преподобного Сергия, игумена Радонежского, державный Покров Царицы Небесной да пребывает со всеми вами. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/patriarx-kiril-sovreme...

16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. 17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле. 18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. 19 Ты скажешь мне: «»за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»» 20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «»зачем ты меня так сделал?»» 21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? 22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, 23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, 24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? (Римлянам, гл. 9). И за 2000 лет христианства на тему свободной воли или порабощенной воли было очень много споров (Августин – Пелагий, Лютер – Эразм Роттердамский и т.д.), причем обычно ни одна из сторон не могла убедить другую, и обе ссылались на Писание! Мой краткий вывод: в общем, есть и то, и другое. Спасение человека совершается Богом и зависит от Бога, но сам человек непременно призван его возжелать, и оно не совершится без участия человека. Кроме того, элементы свободы и элементы судьбы, то есть предопределенности, сосуществуют в жизни каждого человека. Но отсюда следует то, что кому дано больше в плане веры, с тех больше и спросится, а кому не дано было, с тех и спрашивать нечего (см. Лук. 12, 47-48). Бог есть любовь, а любовь Божия «не мыслит зла» (1 Кор. 13, 5) или «не ведет счет злу», по другому варианту перевода. Слово же «возненавидел» в случае с Исавом, когда ап. Павел цитирует пророка Малахию, – это отражение особенности семитских языков, где «ненавидеть» просто значит «любить меньше». С уважением, священник Филипп Парфенов. Поделиться Похожие вопросы: Популярные вопросы

http://pravmir.ru/vopros-otvet/pochemu-v...

Нам не известно, каковы будут результаты нашей проповеди. Мы помним, что и Сам Господь Иисус Христос, когда проповедовал, не обратил в Свою веру многие тысячи, миллионы людей. За Ним всегда шли небольшие группы последователей. И после распятия и воскресения Спасителя число Его последователей исчислялось, может быть, несколькими десятками или сотнями: 120 человек, как говорит книга Деяний, 500 человек, как упоминает апостол Павел. Но не тысячи и не десятки тысяч, не миллионы. Проповедь христианства прокладывала себе дорогу к человеческим сердцам в очень трудных условиях. Но как Сам Господь Иисус Христос стал тем зерном, которое пало в землю, умерло и принесло много плода (см. Ин. 12:23), так и кровь мучеников на протяжении веков становилась семенем христианства. И сегодня мы видим многомиллионную общину верующих во Христа, которая существует во всех уголках земли. Будем молиться святым китайским мученикам о том, чтобы они помогли в нашей миссионерской и просветительской работе. Вознесем молитвы за китайскую землю, дабы озарил ее свет Христовой православной веры. И будем прилагать наши человеческие усилия для этого, надеясь не на собственные силы, а на Божию милость. «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1 Кор. 3:6), — писал апостол Павел. Будем насаждать, будем поливать и будем ждать, что Сам Господь Бог произрастит это плодоносное дерево, от плодов которого будет питаться и китайская земля». Затем с приветственным словом к председателю ОВЦС обратился настоятель Никольского храма в Голутвине протоиерей Игорь Зуев, поблагодаривший владыку Илариона за посещение подворья в общецерковный день празднования памяти мучеников китайских. Он преподнес иерарху памятный подарок, изготовленный в Китае. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru , за темою Кирила з головою церковних зв " та екзархом У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви У китайського видання «Основ Церкви» У рамках читань круглий присвячений Православ " ю в Митрополит Волоколамський Божественну на Китайському " в Представник церковних зв " Московського взяв участь в урочистих зборах, присвячених Договору про та з ключовими словами –   новини В.о.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5227051...

По мысли апостола Павла , прежде должно быть душевное, а лишь после этого духовное (см. 1 Кор 15:46). Преподобный Макарий Египетский формулировал это так: «Прежде чем становиться богом, стань человеком». С днем Уильяма Шекспира, друзья. 23 апреля 2016 года исполнилось 400 лет со дня его перехода в вечность. Иеромонах Димитрий (Першин) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 10 июля, 2015 17 марта, 2021 26 августа, 2020 15 июня, 2020 9 февраля, 2018 14 апреля, 2017 11 апреля, 2017 14 сентября, 2016 9 сентября, 2016 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.

http://pravmir.ru/yubileynyiy-shekspir-b...

Вспоминая Благовестие Пресвятой Богородицы, вознося благодарение Богу за то, что обрелась Дева, способная принять благую весть, мы прославляем Ее святое имя и одновременно просим Господа и Спасителя, чтобы Он сохранил наши сердца способными воспринимать эту весть, чтобы она всегда оставалась живой, свежей, бодрящей, поражающей наш ум, нашу душу. Потому что именно через эту весть нам открывается Царствие Божие. Из слова после Литургии в Благовещенском соборе Московского Кремля 7 апреля 2019 года – в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы О Крестной смерти и Воскресении Спасителя Патриаршее служение в Неделю Крестопоклонную в храме святителя Стефана Пермского в Южном Бутове г. Москвы. Фото: Олег Варов Мы вспоминаем слова апостола Павла о том, что крест для иудеев – соблазн, а для эллинов – безумие (см.: 1 Кор. 1: 23). Почему же Господь избирает крест как орудие спасения, если у практически всех жителей Римской империи этот предмет вызывал чувство смятения у одних и полную неприязнь у других? Действительно, римских граждан не казнили на кресте, даже если они совершали тягчайшие преступления, – им отрубали головы. На кресте распинали только тяжко провинившихся рабов – это был удел изгоев, которые по своему социальному положению занимали самую нижнюю ступень и к тому же осуждались как разбойники, преступники. А для иудеев крест – соблазн, ведь мертвое тело иудеи старались сразу убрать с глаз… Возникает вопрос: «Почему же Господь провел Своих учеников через такое тягчайшее испытание веры? Почему этой страшной смертью Сына Своего Он отвратил многих от возможности с доверием отнестись к тому, что Сын говорил людям?» Ведь эта смерть словно ставила крест на Самом Спасителе, на Его проповеди, на Его миссии, все попирала и все разрушала. Почему же все было именно так, а не иначе? И ответ может быть только один: смертью Спасителя была показана слабость человеческой природы. Крестная смерть свидетельствовала о том, что никакими человеческими силами невозможно спасение, что никому из людей не дано вернуть потерянный рай. Это выше человеческих сил, выше человеческих возможностей, и потому так ужасна картина смерти Спасителя, так ужасен этот кажущийся финал евангельской истории.

http://pravoslavie.ru/120436.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010