жрецы. Для народа Божия, при всем его несоответствии призванию, телец и его жрецы (ср. 4Цар. 23,5 ; Соф. 1,4 ) не были, по-видимому, внешним заимствованием. Скорее, они являлись носителями традиционной (хотя и крайне извращенной) формы поклонения Господу, бытовавшей в Израиле ( 3Цар. 12,31–33 ). 10 царь ее. Имеется в виду либо царь Израильский, либо, что более вероятно, телец (идол). 10 высоты. См. 4,13.14. горам: «покройте нас»... холмам: «падите на нас». Эти слова передают нарастающий страх перед гневом Божиим. Люди готовы скорее умереть, чем пережить новое осуждение от Него. Это место из книги пророка Осии процитировал Иисус в Лк. 23,30 . См. Откр. 6,16 . 10:9–15 Осия возглашает, что Израиль посеял семена нечестия и пожал плоды от них. 10 Гивы. См. ком. к 9,9. 10 двойное преступление. Возможно, это выражение относится к прошлым грехам, содеянным в Гиве, или к нынешнему греху Израиля его религиозному и политическому вероломству, или же к постоянным и бесплодным колебаниям Израиля. 10 Ефрем... Иуда. Имеется в виду весь еврейский народ северное и южное царства. обученная телица, привычная к молотьбе. Изначальное призвание Израиля раскрывается в образе послушного и обученного животного, которое молотит собранное зерно и может есть во время работы (ср. 11,4; Втор. 25,4 ; Притч. 12,10 ; Иер. 50,11 ). Иисус возлагает легкое бремя на Своих учеников ( Мф. 11,28–30 ). 10 Сейте. Израиль был избран, чтобы служить светом язычникам и распространять по земле праведность. милость. См. ком. к 2,19.20. Посеявшие правду и добро соберут благой урожай. распахивайте у себя новину. Распаханная целина даст особенно обильный урожай. взыскать Господа. Призыв обратиться к Богу в бедах и отчаянии (ср. Втор. 4,29–31 ). дождем... правду. Бог дает урожай ( 1Кор. 3,6 ). 10 возделывали нечестие. Вместо того, чтобы беречь и развивать благодатные отношения с Богом (ст. 12), Израиль сеял и пожинал нечестие, пользовался плодами зла, обмана и подлости (7,3; 10,4; 12,1). потому что ты надеялся на путь твой. Наказание Божие (военное поражение, ст. 14) напрямую связано с преступной самонадеянностью Израиля, полагавшегося на собственную военную мощь, а не на Господа ( Иер. 9,23.24 ). Милость, дарованная Богом, требует от Его избранников полного доверия Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

ст. 31); 2) приводит как пророчественные слова Давида о Христе (срав. ст. 30–31). Из дальнейшего же еще открывается, что: 3) Давид, по Апостолу, предсказал это о Христе, «зная (конечно по откровению, будучи пророком см. здесь же выше), что Бог с клятвой обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти и посадить на престоле его» (ст. 30). Но с другой стороны очевидно также, что: а) слова псалма св. Апостол приводит вместо того, чтобы сказать, что воскресения Иисуса Христа необходимо требовало Божество Его 360 , б) слова Давида, приводимые Апостолом, в контексте речи самого псалма, суть выражение молитвенного настроения самого же псалмопевца, и что стало быть: в) Давид, в смысле же Апостола говорит не прямо о (περ) Христе, а только в отношении (περ – касательно, в значении πρς, ες, как напр., в Еф. 5:32  и др.) 361 к Христу. Иначе говоря, св. Апостол приводит слова Давида, как сказанные не в прямо-пророчественном смысле, а как типически-пророческие, т. е. имевшие ближайшее отношение к нему самому, Давиду, но выражающие вместе с тем и выражавшие для самого Давида, в его пророческом сознании также и мессианскую идею. Тоже должно сказать и о толковании св. Апостолом Павлом того же самого псалма (один лишь ст. 10) в Деян. 13:34–37 , причем для Деян. 2:30  срав. в Деян. 13:34 , а для 29 и 31 срав. 36 и 37. Теперь стало быть остается выяснить лишь само прообразовательное, пророчественное значение слов псалма, чтобы видеть «в чем же Давид по этим изречениям является прообразом Христа. В выяснение этого мы выразили бы не иное что, как то, что выражено одним нашим богословом, как результат изысканий лучших новых западных толкователей касательно смысла этого толкования и, притом, согласный с духом всего нашего предшествующего исследования. «Зная откровение о Божественном Потомке своем (срав. Деян. 2:30 ) и что Он победит смерть и ад, чтобы вечно царствовать и наградить вечными благами верных Своих, Давид с полнейшей уверенностью говорил, что он –праотец несомненно будет участвовать в вечном царстве Его и что, следовательно, смерть для него не страшна, она будет переходом к новой жизни вечной, что несомненно воскреснет он, когда Мессия откроет царство Свое Если, теперь, открытие царства Мессии, в котором будут блаженствовать и жившие прежде него праведники, условливается победой Мессии над смертью и адом; то богодухновенные слова Давида о своем воскресении прежде всего говорят о воскресении Первенца из мертвых ( 1Кор. 15:20,23 ), – о воскресении Иисуса Христа, открывшего нам вечную жизнь, о воскресении Начальника жизни ( Деян. 3:15 ), как залоге нашего будущего воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Возможно, этим очищением земли с нее было смыто проклятие (3,17). Глава 8 8 вспомнил Бог о Ное. Древнееврейское слово «вспомнил» подразумевает действие, основанное на предшествующем обязательстве (9,15; 19,29; 30,22; Исх. 2,24; 7,6 ; Лк. 1,72.73 ), а не просто воспоминание. ветер. Это же древнееврейское слово в ст. 1,2 переводится словом «Дух». Это первое действие Бога с целью освободить обновленную землю от вод потопа (8,2 13, 16–19; 9,1–3 и ком.). Бог повторяет его при создании Израиля ( Исх. 14,21 и ком.), который также пройдет по сухой земле (ст. 8,13 и ком.; Исх. 14,16.22.29 ). 8:2–5 Возвращение земли к ее первоначальному хаотичному состоянию остановлено тем, что Бог вновь собирает воды наверху и внизу. 8:4 См.7,19.20. на горах Араратских. Эти горы находятся на территории, в древности называвшейся государством Урарту ( 4Цар. 19,37 ), позднее Арменией; теперь часть восточной Турции и северо-западного Ирана. 8 По прошествии сорока дней. См. 7,4 и ком. 8 обсохла поверхность земли. Земля готова принять на себя «душу живую». 8 выйди. Поскольку потоп служит прообразом крещения ( 1Пет. 3,20.21 ), выход избранных из ковчега может расцениваться как выход из вод смерти в новую жизнь (см. Ин. 5,28.29; 11,43 ; Рим. 6,3–6 ). 8 размножаются. Это указание соответствует 1,20.22, однако имеет и отличительную особенность: здесь повеление «выведи» относится не к земле, а к человеку, и повеление размножаться уже обращено не непосредственно к животному миру, а как бы передается через человека, поскольку именно благодаря праведности этого человека (Ноя) земля не была окончательно уничтожена. 8 жертвенник. Это первое упоминание о возведении жертвенника. И хотя Ной не называется здесь первосвященником, но именно таковым он и выступает. Ной символически посвящает свое царство Богу; он как бы предвозвещает Христа ( 1Кор. 15,28 ). 8 в сердце Своем. Букв.: «сказал сердцу Своему». не буду больше проклинать землю. См. ком. к 8,17. Бог не вспоминает проклятия из 3,17, напротив, Он обещает не губить землю водами потопа (9,11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

дому отца твоего... в Египте. Генеалогии Илия в ВЗ не приводится, однако из ст. 28 можно заключить, что он являлся потомком Аарона. То обстоятельство, что Бог открыл Себя предкам Илия и из всех колен Израиля именно их избрал в священники еще во времена египетского рабства, т.е. оказал им величайшее благодеяние еще до исхода и до откровения на горе Синай, лишний раз подчеркивает, сколь неблагодарным проявил себя дом Илиев во времена пророка Самуила. 2 чтобы носил ефод. Упоминаемый здесь «ефод» следует отличать от льняного ефода, о котором говорится в ст. 18, поскольку в данном случае речь идет о первосвященническом ефоде ( Исх. 28,4–30 ). К последнему крепился «судный наперсник» ( Исх. 28,15–30 ) с уримом и туммимом, служивший для определения, какова в том или ином случае была Божия воля. И не дал ли Я. Как в ВЗ (напр., Чис. 18,8 ; Втор. 18,1 ), так и в НЗ (напр., 1Кор. 9,13.14 ; 1Тим. 5,17.18 ) неоднократно говорится о том, что Бог заботится о материальном благосостоянии Своих служителей. 2 предпочитаешь Мне сыновей своих. Хотя наиболее тяжкие проступки лежат на душе сыновей Илия, а не на его собственной, сам Илий в полной мере достоин порицания. Будучи отцом и умудренным опытом священником, он имел в своем распоряжении и иные средства, кроме слов, чтобы влиять на сыновей (см. ст. 23–25). Его неспособность заставить их исправиться и понимается теперь как предпочтение сыновей Господу (ст. 30). 2 вовек. В данном контексте это слово имеет значение не «вечно», а «долго». будут посрамлены. Те, кто предпочитает Господа (см. ком. к 2,29), будут, в свою очередь, предпочтены Им. Те же, кто «бесславят» Его, будут Им «посрамлены» (букв.: «признаны легковесными»). 2 не будет старца в доме твоем. Истребление дома Илиева начинается с гибели обоих его сыновей (4,11) и его собственной смерти (4,18). Продолжает его устроенная Саулом резня священников в Номве (22,17–19). Последним же ударом явится отстранение Соломоном первосвященника Авиафара от храмового служения ( 3Цар. 2,26.27 ). 2 бедствие жилища Моего. Древнееврейский текст ст. 32 труден для прочтения, и к тому же ст. 31 и 32 отсутствуют как в Септуагинте, так и в Свитках Мертвого моря. Если все-таки перевод «бедствие жилища Моего» верен, то можно говорить о том, что эти слова являются указанием на захват ковчега филистимлянами (4,1–11) и на разрушение дома Божиего в Силоме ( Иер. 7,13.14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

18 Варавву. Это имя означает «сын отца», но принимает заместительную смерть истинный Сын Отца. Глава 19 19:1–42 В этой главе продолжается рассказ о допросе Иисуса перед Пилатом (ст. 1–16), а затем рассказывается о Его распятии (ст. 17–30), смерти и погребении (ст. 31–42). 19 велел бить Его. Римское бичевание было чрезвычайно жестоким; оно производилось кожаными плетьми, усеянными металлическими шипами, которые разрывали тело. Вероятно, Пилат надеялся, что сердца обвинителей Иисуса смягчатся, когда они увидят Его израненным бичами. 19 Пилат опять вышел. Пилат нервничал во время допроса, то выходя из здания наружу, то заходя в него вновь: «Пилат вышел к ним» (18,29); «Пилат опять вошел в преторию» (18,33); «опять вышел к иудеям» (18,38); «Пилат опять вышел» (19,4); «и опять вошел в преторию» (19,9); «Пилат... вывел вон Иисуса» (19,13). 19 се, Человек. Для Пилата было естественным назвать обвиняемого подобным образом, но его слова имеют также провиденциальное значение, ведь перед ним стоял Человек, воплощавший в Себе все лучшие качества человеческой природы, последний Адам и Глава нового, искупленного человечества ( 1Кор. 15,45 ). 19 первосвященники... закричали. В своей ненависти к Иисусу первосвященники превратились в вожаков толпы. возьмите Его вы, и распните. В душевном смятении Пилат забывает о том, что иудеи не имеют права производить распятие. я не нахожу в Нем вины. Уже в третий раз Пилат провозглашает Иисуса невиновным (18,38; 19,4.6; см. также Лк. 23,4.14.22 ). 19 Он должен умереть. Это относится к обвинению в богохульстве, выдвинутому против Иисуса иудеями (см. Лев. 24,16 ). 19 больше убоялся. Возможно, на Пилата подействовало послание, полученное им от жены ( Мф. 27,19 ), и теперь Иисус представлялся ему сверхчеловеческой личностью. 19 Но Иисус не дал ему ответа. Здесь, как и на протяжении всего рассказа, хорошо видно, что Иисус не стремился получить освобождение. Он не сопротивлялся аресту, и допросы были частью Его добровольных страданий. 19 я имею власть. См. ком. к 10,18.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Благодарю за ответ! А вот если на работе начальство вовлекает в грех, то нужно ли его прямо обличать в этом? В одних местах Писания говорится, что надо быть покорным властям (Рим 13:1), в других — что нужно обличать власть, если она вовлекает в грех (Деян 5:29). Как быть? В Деян.5:29 нет призывов к обличению власти, там излагается принцип, что закон Божий, выше, чем законы человеческие и первое нужно всегда предпочитать последнему. Об остальном см. документ, на который дана ссылка. В Деян 5:29 прямого призыва нет, но они противоречат повелению синедриона, т.е. начальства, и следом в Деян 5:30 уже идет прямое обличение Как минимум, разница в том, что апостолы имели дело с людьми верующими, а не со светскими менеджерами. «Внешних же судит Бог» (1Кор.5:13). На мой взгляд, если Вы откажитесь от греховной деятельности, этого уже будет достаточно. Покорность властям не означает выполнение греховных предписаний и заданий. А если начальство спросит почему я отказываюсь от таких дел? Мне придется сослаться на Писание, тогда это будет тоже похоже на обличение властей. «Вы в грехе участвуете, а я нет» Роман, по моему Вы очень сильно все усложняете. Достаточно сказать, что это несовместимо с моими убеждениями. Но ведь начальника такой ответ может не устроить, он начнет выяснять причину. Много раз такое было Поступайте как считаете правильным, я написал свое мнение и привел ссылку на церковный документ. Можно сослаться не на Библию, а на 28 ст. Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и ДЕЙСТВОВАТЬ в соответствии с ними». Хорошо. Если я правильно понял Писание, обличать начальство в крайнем случае можно. Так мы поможем ему и не будет участвовать в его грехах. Вот еще один пример, где Иоав обличает своего царя Давида — 2Цар 19:5-7. Надеюсь, его поведение было угодно Богу

http://azbyka.ru/vopros/idti-li-na-sobes...

5:20–6Мольба страдающих посланников Христовых Объявив, что он и его коллеги являются представителями Христа, Павел умоляет коринфских христиан примириться с Богом (см.: 7:2; ср.: Мф. 10:40 ). 5:20. Посол был представителем одного государства в другом, и обычно термин «посланники» на Востоке применялся по отношению к легатам императора. Этот образ сопоставим с «апостолами» как уполномоченными посланниками, или вестниками (см. коммент. к 1Кор. 12:29,30 ), таковыми были ветхозаветные пророки ( Исх. 7:1 ). (Пророки часто доставляли послания в форме приговора, вынесенного на судебном заседании, или в словах, с которыми обычно обращались цари через посланников сюзерена [верховного правителя] к своим вассалам.) В контексте этого воззвания к примирению Павел, как посол, убеждает коринфян примириться с Верховным правителем – Богом; императоры обычно предпринимали соответствующие меры против нераскаявшихся вассальных государств, и никто не относился к таким предостережениям легкомысленно. 5:21. Здесь Павел имеет в виду, что Христос стал представителем грешников, когда на кресте понес наказание за грех, а Павел и его помощники становятся представителями праведных, когда возвещают это послание. В этом стихе развивается мысль, высказанная в 5:20. 6:1,2. Павел цитирует здесь Ис. 49:8 , что соответствует данному контексту. Время мессианского искупления, по выражению Павла (5:17), пришло во Христе. Его аргумент вполне понятен читателям, т. к. греческие мудрецы часто говорили о том, что необходимо найти подходящий момент для возвещения послания, особенно для смелых речей о примирении (согласии, гармонии; см. коммент. к 5:18,19). 6:3. «Чтобы не было порицаемо служение» (имеется в виду служение примирения, 5:18) – это было важно для тех, чье поведение могло оказать влияние на общественное мнение определенной группы людей; эта тема широко обсуждалась политиками, публичными ораторами и представителями религиозных меньшинств. 6:4,5. Философы часто говорили о своих трудностях и бедствиях, иногда тематически группируя их по три, как здесь у Павла; этим они подчеркивали свое умение стойко переносить все, что им посылает жизнь, и тем самым удостоверяли подлинность своего послания. Некоторые из повторяющихся слов Павла являются синонимами; повтор был характерным риторическим приемом в древности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

9:20–22. Одержимые бесом часто склонны к самоубийству (ср.: 5:5), и эта тенденция отмечается в разных культурах. См. также коммент. к Мф. 4:24 . 9:23–27. Обычно экзорцисты пытались подчинить бесов, призывая духов более высокого ранга, используя пахучие коренья или применяя болевые приемы. Иисус ограничивается простым повелением, демонстрируя тем самым Свое могущество. 9:28–30. Еврейские учителя также имели обыкновение разъяснять ученикам наиболее сложные истины наедине. Хотя некоторых раввинов считали чудотворцами, они крайне редко предполагали способность творить чудеса в своих учениках, а о том, чтобы делать это «именем» учителя, не могло быть и речи (ст. 39). Изгоняя бесов, экзорцисты обычно рассчитывали только на себя, или, точнее, на свою способность манипулировать другими силами; в отличие от них, Иисус отводит главную роль молитве (9:29). 9:31. Из контекста Дан. 7:13,14 , где говорится, что Бог отдаст Свое Царство тому, кто подобен Сыну человеческому, явствует, что прославлению будет предшествовать страдание под властью нечестивого земного правителя ( Дан. 7:18–27 ). 9:32. Современники Иисуса не связывали свои ожидания Мессии с неизбежным страданием; чтобы понять весть Иисуса, люди должны были произвести переоценку ценностей, пересмотреть многие свои представления (ср.: Мк. 8:29–33 ). Ученики всегда проявляли к своим раввинам подчеркнутое почтение. Они могли обсуждать между собой любые вопросы, но не осмеливались вовлекать в свои диспуты учителя. 9:33–37 Дитя – наибольшее 9:33,34. В древности люди, за редкими исключениями, были лишены возможности продвигаться вверх по социальной лестнице и довольствовались ролью, предназначенной им от рождения. Даже разбогатев, человек из низшего сословия не мог преодолеть барьер, надежно защищавший аристократов от посягательств на их привилегии. В религиозных кругах статус человека определялся благородным происхождением, возрастом или знанием закона; так, например, в Кумранской общине ежегодно устраивалась проверка соответствия каждого ее члена занимаемому положению, определявшая, в частности, его место на общем собрании и очередность предоставления слова. Короче говоря, проблема человеческого статуса, – по каким бы критериям он ни определялся, – стояла в древнем обществе чрезвычайно остро (см. коммент. к 1Кор. 14:27 ). Многие иудеи надеялись, что в грядущем мире они обретут новый статус, основанный не на благородстве происхождении, а на верности Божьему завету.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Разделы портала «Азбука веры» Каноны (правила) церковные О непозволительности оставаться в клире тем, которые добровольно вышли на подвиг, пали и возобновили подвиг. Поэтому нет оснований впредь оставаться в служении тем из клира, которые вызвались самовольно, пали и вновь вступили в борьбу, поскольку они бросили стадо Господне и опорочили самих себя, чего никто из апостолов не делал. Ведь и перенесший многие гонения и показавший многие победы в подвигах блаженный ап. Павел, познав, что лучше разрешиться и быть со Христом ( Флп.1:23 ), прибавляет слова: А оставаться во плоти нужнее для вас ( Флп.1:24 ). Он, имея целью пользу не для себя, но для многих, чтобы они спаслись ( 1Кор.10:33 ), счел, что пребывать с братьями и заботиться о них более необходимо, чем быть в покое самому, как и учащему апостол повелевает пребывать в учении (см. Рим.12:7 ), являясь образом для верных (см. 1Тим.4:12 ). Поэтому те, которые в темнице добиваются права на служение, после того как отпали от него, а затем вновь вступили в борьбу, страдают великим нечувствием. Как требуют они того, что бросили, когда могли быть полезны братьям в такое время? Пока они еще не пали, можно было извинить их за неразумный поступок. А после того как пали, уже не могут священнодействовать, поскольку превознеслись и опорочили самих себя. Поэтому пусть они лучше в смиренномудрии, отложив тщеславие, позаботятся о том, как совершить дело. Достаточно им общения, которое с осмотрительностью (μετ’ πιστσεως) и соблюдением строгости допускается (γινομνη) для них по двум причинам: как для того, чтобы они не оказались опечаленными, когда с усилием стремятся к разрешению от этой жизни, так и для того, чтобы некоторые павшие не оправдывались, что они проявили слабость якобы из-за епитимии. Таковые больше всех окажутся постыжены и опозорены, подобно тому, кто заложил у здания основание и не смог его закончить. « Ибо начнут , – говорит Писание, – все проходящие мимо глумиться над ним, говоря: этот человек положил основание и не смог окончить » (см. Лк.14:29–30 ).

http://azbyka.ru/pravo/petra-aleksandrij...

Это начало Суда. Теперь послушайте, как будет он совершаться. Нелицемерный Судья, Господь Иисус Христос , сядет на Престол славы Своея. Тогда отверзется книга жизни ( Апок.20:12 ), та самая книга, какую каждый из нас теперь незримо пишет на своей совести, когда он что-либо делает, думает, желает или замышляет; эта книга лежит теперь в сердце каждого из нас до самого Страшного Судного дня, но тогда раскроется перед Всевидящим Господом, перед собором Ангелов и святых наша совесть, и будет явна и обнажена вся проведенная нами жизнь. За откровением каждого из нас последует окончательная участь наша, и после этого праведные будут навеки отлучены от грешников. Теперь и плевелы, и пшеница (см. Мф.13:25–29 ), и порок живет на счет добродетели, являясь под ее покровом, как сорная трава, появившаяся между цветами, заглушает их. Но во время жатвы ( Мф.13:30 ) при кончине века настанет разлука вечная грешных с праведными. Между теми и другими утвердится навек неизмеримо – глубочайшая и великая пропасть. И тогда праведники восприимут от Господа своего Спасителя и Искупителя награду за свои добрые дела. Приидите, благословенные Отца Моего ( Мф.25:34 ), – скажет Он им,– «вы плакали, вам тяжело жилось, вас не ласкала жизнь – теперь торжествуйте победу над злом: возрадуйтесь! А вы? Вы были кротки и смирены, вас позорила клевета, вы молчали, вас мучила ложь и неправда, вас одолевала тоска, соблазн, вас распаляли страсти, а вы боролись и искали только царствия Божия. А вы? Вы не могли без сострадания пройти мимо раздетого, безмолвного, вы были жалостливы к должнику, сострадательны к заключенным в темнице, вы не обидели и не обсчитали ни вдовы, ни сироты, вы были милостивы. Приидите же ныне, Я вам дам блага, которых не видало человеческое око, о которых не слыхало человеческое ухо и до которых не простиралось человеческое воображение ( 1Кор.2:9 ). А вы? О, это чистые сердцем, вы всю жизнь горели любовью к Богу и ближним; вы все искали чистой, бескорыстной любви, которая уносит человека на крыльях бессмертия в небо и вечность; вам не удалось испытать на земле это чувство, вам было трудно не запачкать чувства грязной чувственностью и плотской страстностью, однако сердце ваше устояло: вы не ходили в «похоти сердца» (см. Рим.1:24 ), вы не глядели на то, что делали другие, что делают все, но горели, как яркий и чистый светоч, постоянным огнем любви к Богу, ко всему истинному и прекрасному. Приидите же ныне, войдите, труженики и труженицы, и все обремененные, и Я успокою вас ( Мф.11:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010