лицу, имеющему духовный сан, называем его «отец». При этом делается ссылка на Мф. 23:9 : «...и отцом не называйте себе никого...». Человек, имеющий сан духовный, имеет духовную власть «решать и вязать», а также заниматься учительством, т.е. обращать через Слово людей к Богу. Иначе говоря, возрождать их к духовной жизни. Слово «возрождение» (или рождение, что суть одно) сопряжено с понятием отцовства, но отцовства духовного, а не плотского, о чем и говорит апостол Павел: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал. 4:19 ), и в другом месте: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор. 4:15 ). Тут явное указание на духовное отцовство как отношение пастыря к его духовным чадам. Следовательно, Господь хотел ( Мф. 23:9 ) выразить ту мысль, что отец по плоти и отец по духу – это не суть одно, но совсем разные вещи. Если же баптисты понимают это буквально и толкуют буквально, то почему они не понимают, не толкуют и не действуют буквально по другой заповеди: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя... и если правая рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя...» ( Мф. 5:29–30 )? Тогда давно бы любая секта могла стать сектой ревностных инвалидов... Однако их ревнование не простирается на буквальное толкование этих слов. Почему же буквально следует толковать Мф. 23:9 ? О православной литургии Согласно Библии и истории христианства, истинное поклонение Богу всегда было литургическим. Так называемые сектантские «хлебопреломления» – это поветрие, которому около четырехсот лет. Литургическое богослужение, записанные молитвы (псалмы) и праздничные богослужения всегда считались нормой в истории Израиля (см. Исх. 23:14–19 ). Небесное богослужение тоже носит литургический характер ( Ис. 6:1–10 ; Евр. 8:1–3 ; Откр. 4 ). Очевидно, что литургическое богослужение имеет своим основанием Новый Завет. Большинство наиболее часто повторяемых в Церкви молитв заимствовано из него ( Мф. 6:9–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Достигшие сего суть таинники Божии, и состояние их есть то же, что состояние апостолов. Богоявление же является источником множества других благодатных даров, и первее всего – пламенной любви, по коей они с дерзновением удостоверяют: Кто нас разлучит от Бога? (ср.: Рим.8:35 ). А любовь есть подательница пророчества, причина чудотворений, бездна просвещения, источник огня Божественного. Поскольку такое состояние есть плод безмолвия, когда проходят его с разумом, то не все безмолвники оставляются в безмолвии навсегда. Достигающие чрез безмолвие бесстрастия и чрез то удостаивающиеся преискреннего Богообщения и Боговселения изводятся оттуда на служение ищущим спасения, просвещая, руководя, чудодействуя. И Антонию Великому , как Иоанну в пустыне, глас был в безмолвии, изведший его на труды руководства других по пути спасения, и всем известны плоды трудов его. То же было и со многими другими» 29 . – И далее продолжает Затворник Вышенский: «Достигшие совершенства слышат голос Божий явно в душе своей. На них начинает сбываться слово Господа: Когда приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ( Ин.16:13 ). И апостол Иоанн также пишет: Помазание (от Духа) в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте (ср.: 1Ин.2:27 )» 30 . Рассмотрим теперь вопрос о старчестве по материалам, какие мы находим у профессора С. И. Смирнова в его труде «Исповедь и покаяние в древних монастырях Востока» 31 . По древним монашеским представлением, старец – существо богоизбранное и богоодаренное. Всякий старец непременно обладает какими- нибудь духовными дарованиями. Прежде всего дар различения духов (χρισμα διακρσεως τν πνευμτων), о котором говорит апостол Павел (см.: 1Кор.12:10 ). Дар различения духов необходим для монаха. Еще Антоний Великий предписывает молиться о том, чтобы приять дарование различения духов, чтобы не всякому духу веровать (ср.: 1Ин.4:1 ). Дар различения получается путем подвига и с помощью старческих молитв. Варсануфий Великий заявляет: «Без болезни сердечной никто не получает дарования различать помыслы. Я молю Бога даровать тебе оное, но пусть и твое сердце поболезнует немного, и Бог подаст тебе это дарование... Когда Бог , по молитвам святых и за болезнование твоего сердца, даст тебе сие дарование, то всегда уже будешь в состоянии различать помыслы Духом Его» 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

д. Вскъ рожденный Бга, грха не творитъ, к см ег въ немъ пребываетъ: и не можетъ согршати, к Бга рожденъ есть. (ст. 6. 2, 14.5, 1. 18. 3 Іоан. 1, 13. 1Петр. 1, 23 ). 9. Всякий рожденный от Бога, не делает греха; потому что семя Его пребывает в нем; 9 . Если верующий не грешит, потому что он во Христе пребывает, то отсюда следует, что он рожден от Бога. Всякий рожденный от Бога – в противоположность тому, кто от диавола (8 ст.) – не делает греха: в том же смысле как не согрешает в стихе 6-м. Родиться от Бога и делать грехи – положения, одно другое взаимно исключающие; так как Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы (1, 5), – дети по природе одинаковы с родившим их. – В основание и утверждение этой мысли Иоанн прибавляет: потому что семя Его пребывает в Нем – потому что в нем всегда остается «то Божественное, из чего новый человек рождается» (ср. Иоан. 1, 13 ) и что, как зерно его бытия, сохраняет его от грехов (Meyer). По исследованию большей части экзегетов «это Божественное» есть слово Божие, в доказательство чего приводят главным образом притчу о сеятеле ( Мф. 13 гл), (30). Но здесь явное уподобление не возрастанию посеянных зерен (как еще: Марк. 4, 26–29 сн. 1Кор. 3, 6. 7 ), а телесному человеческому рождению, как и Иоан. 1, 13 (Neander); притом слово Божие везде представляется в Библии только средством к новой жизни, а не семенем собственно, из которого рождается новый человек (Ср. Meyer’s). Неточно потому и мнение тех толкователей, которые разумеют здесь под семенем благодать Духа Святого или даже – духовные силы ( 2Петр. 1, 3. 4 ), к возрастанию в мужа совершенна ( Еф 4, 13 ) (м); Апостол Петр (2, 1, 3. 4) явно различает причастие Божескому естеству от дарований духовных. Некоторые думают, что под семенем здесь разумеется Христос, Который, обитая в верующих, соделывает их сынами Божиими. – «Так в семени Авраама, которое есть Христос, благословляются все народы». Иные полагают, что Апостол называет семенем первое поколение родоначальника, отличающееся добродетелями.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Впереди – поистине великое торжество, залог вечной, блаженной жизни в невечернем дне Царства Христова. Это Царство Добра и Любви, Царство Красоты и Гармонии. И если сегодня, по слову Апостола Павла, мы видим будущую жизнь как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (см. 1Кор. 13, 12), то именно через жизнь и труды ради ближних и дальних, в богослужениях и Таинствах Церкви нам приоткрывается завеса вечности и дается предвкушение неземной радости вместе с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Православный храм – это небо на земле, он открывает свои двери перед каждым стремящимся к Богу. Поможем же нашим современникам приобщиться к этому неиссякаемому источнику благодати, дабы и они, войдя в храм и устремив свой взор к алтарю, увидели светлый лик Христа и вняли Евангельскому гласу: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое – благо и бремя Мое легко» (Мф.11, 29-30). Воистину, с Богом в душе жить легко и радостно. И даже когда временные трудности и испытания эпохи обрушиваются на нас, мы должны помнить и твердо верить в то, что Сам Господь, наш Помощник и Покровитель, незримо, но действенно простирает нам Свою милующую руку. И тогда перед силой Божией неминуемо отступает всё зло и неправда. Об этой «победе, победившей мир» (1 Ин. 5, 4), убедительно свидетельствует Церковь Христова на протяжении уже двух тысячелетий. Об этом же свидетельствуют события и итоги уходящего года, о которых я вам рассказал сегодня. Сердечно благодарю всех вас за понесенные труды. Мы делаем важное дело, и оно милостью Божией приносит добрые плоды. Да пребывает благословение Господне над каждым из нас, над нашими монастырскими и приходскими общинами, над семьями и домами, над городами и весями, над Первопрестольным градом Москвой и над всей Русью, дабы торжествовала на земле Правда Божия, а вместе с ней – мир, справедливость, процветание и благополучие. Согласно «Временному положению о материальной и социальной поддержке священнослужителей…», принятому Архиерейским Собором 2011 года, «в состав епархиальной попечительской комиссии входят: Председатель епархиальной попечительской комиссии назначается епархиальным архиереем из числа ее членов.

http://pravmir.ru/eparxialnyj-doklad-201...

И священник на Исповеди не судья, а только свидетель. На Исповеди нужно кратко перечислить все свои прегрешения. Причем, не оправдываясь (не ссылаясь на третьих лиц, или обстоятельства способствовавшие Вашему падению), и не выбирая смягчающих вину выражений. Понятно, что многое вспоминать тяжело. Стыдно и рассказывать все это священнику. Но Исповедь — это, конечно, суд — который мы сами себе устраиваем, суд перед Богом и людьми, суд по сути неотвратимый, потому что «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Мр. 4.23). Помните! Главное, что должен человек принести на Исповедь — это покаянное исповедование — искреннее и добросовестное. Господь приемлет его даже если оно не сопровождается сильным чувством раскаяния, весьма трудно возникающем в «иссохшем от греховного пламени» сердце. Ведь раскаяние — это по сути уже отторжение от себя греха, происходящее как результат работы совести, и не без благодатной помощи Божьей. Потому, если Исповедь была чистосердечной, с желанием и попыткой исправить свою жизнь, примириться со всеми, а также с мольбой о помощи Божьей, то чувство раскаяния обязательно приходит, или во время Таинства, или позже. Составил священник Леонид Цыпин Разрешение (слав.) — по-русски — освобождение. Этими смертными грехами «прославились» жители, стёртых Богом с лица земли, двух древних городов — Содома и Гоморры. «Никакое гнилое слово да не исходит от уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.»(Еф. 4.29-30) Тут возможны разнообразные ситуации, когда другой супруг не желает вступать в церковный брак. Не отчаивайтесь, молитесь, и посоветуйтесь со священником! Как правило, со временем все удается уладить. Для этого гражданский брак даже с некрещенным супругом нужно сохранять и освящать. Ведь в нем существует супружеская любовь и дети! Подробнее см. У апостола Павла в 1Кор. 7.12-18. Особо важна молитва Церкви. Полезна и беседа священника с обоими супругами.

http://pravmir.ru/pamyatka-dlya-pervoy-i...

В Послании к Ефесянам, где преимущественно речь идёт о Церкви как о Теле Христовом и о нас как об удах (членах) этого тела Его, апостол Павел говорит одновременно об отношениях Христа и Церкви как Жениха и Невесты. Так, в пятой главе упомянутого Послания, о тайне брака, апостол говорит: Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. И дальше: Христос возлюбил Церковь ... Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет Её, как и Господь Церковь , потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф. 5:23, 25, 29–32 ) 512 . Из приведённого фрагмента ясно видно, что апостол Павел последовательно меняет названия и понятия Церкви: как «тело» Христово (стих 23, 29, 30) и как «невеста» Христова (стих 25, 31, 32). Два же эти названия и понятия не противоречат, но дополняют друг друга 513 . Ибо в таинстве брака невеста становится невестой жениха и телом его ( Мф. 19:4–6 ; 1Кор. 7:4 ; Быт 2:23–24 ), то есть оба становятся одна плоть ( Еф. 5:31 ), как сказал Господь в начале творения и повторил это во Христе. Поэтому брак – «таинство и образ ( τπος) великой вещи», как говорит святой Златоуст 514 . Или, как это выразил сам великий невестоводитель Церкви ( νυμφαγωγς) апостол Павел, который обручает Церковь , то есть всех верных, Христу как деву (невесту) (см. 2Кор. 11:2 и ниже): Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф. 5:32 ). В браке, говорит святой Златоуст, жена и муж – «не два человека, а один человек... одно, так же, как голова и туловище составляют одно тело» 515 . Но, сколько бы ни была велика тайна брака, он (брак) всего лишь « τπος (прообраз) Церкви и Христа» и лишь в некоторой мере изображает ( ξεικονζει , отражает) «Великую Тайну» Христос- Церковь . Поэтому снова говорит Златоуст, следуя великому бракообручнику Павлу: «это – таинственное изображение Церкви. Христос пришёл к Церкви, из неё произошёл и с нею соединился духовным общением, заключил духовный брак ( συνουσ πνευματικ)». А апостол Павел говорит: я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою ( 2Кор. 11:2 ) 516 . Таким образом, брак – это « τπος (предображение) присутствия Христа» в Церкви, ибо Церковь – невеста Христова 517 , или ещё точнее: невеста Христова – « Церковь и полнота Её» 518 , то есть все верующие вместе, и каждая личность в Церкви по отдельности.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

30 по всей земле Израильской и Иудее... к Ефрему и Манассии. Летописец показывает, что к участию в праздновании Пасхи Езекия созвал жителей как юга, так и севера. См. 30,5.6.10.11.18.21.25. 30 царь и князья его и все собрание. Езекия в данном случае прямо следует примеру Давида (см. ком. к 1Пар. 13,1–4 ). во второй месяц. Обычно праздник Опресноков и Пасха свершались в первый месяц ( Исх. 12,2.6 ; Втор. 16,1–8 ; ср. 2Пар. 35,1 ). Исключение делалось лишь для тех, кто находился в дальней дороге либо же был нечист ( Чис. 9,9–13 ). Езекия применил это исключение ко всему народу в целом (30,3). 30:6–9 Езекия направил одинаковые письма и Израилю, и Иудее (30,6), поскольку, на его взгляд, жители обоих царств в равной степени нуждались в покаянии и духовном обновлении (см. ком. к 29,4–11). Текст этих писем являет собой разительный контраст с речью Авии против северного царства (13,3–12). 30 обратитесь к Господу. См. ком. к 7,14. к остатку, уцелевшему у вас. Летописец имеет в виду тех, кого Бог сохранил, дабы они дали продолжение Его народу (см. ком. к 36,20). 30 обратитесь к Господу... обратитесь к Нему. См. ком. к 7,14. будут в милости у пленивших их и возвратятся в землю сию. Езекия напоминает о словах, прозвучавших в молитве Соломона (6,36–39). Его забота о возвращении на родину томящихся в плену полностью созвучна заботе летописца о новом заселении земли обетованной в современную ему эпоху ( Зах. 8,1–8 ). 30 Однако некоторые... пришли в Иерусалим. Важнейшей, с точки зрения летописца, особенностью свершения Езекией Пасхи явилось участие в ней представителей северного царства (см. ком. к 30,1 31,1; 11,14). смирились. См. ком. к 7,14. 30 по закону Моисея. См. ком. к 1Пар. 16,40 . 30:18–20 Некоторые из участников празднования заболели, не пройдя ритуального очищения (ср. объяснение Павлом причины распространения болезней среди членов коринфской общины в 1Кор. 11,27–30 ). Однако Езекия заступился за них перед Богом, и больные были исцелены. Действенная молитва Езекии ознаменовала собой возможность воссоединения народа (см. ком. к 7,13–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

это совершится внезапно. Падение Иерусалима в день посещения Господнего. 29 Господь Саваоф посетит тебя. По-видимому, речь идет не о наказании Иерусалима, а о посещении его Господом с целью спасения во время осады ассирийцами. 29 сон... сновидение. Осада Иерусалима покажется его жителям сновидением, т.к. проснувшись утром, они увидят пораженных и спасающихся бегством ассирийцев. 29 они ослепили других, и сами ослепли. Духовно слепые вожди иудейские «ослепляли» народ, извращая истину Божию и выдавая ложь за правду. 29 пророки... прозорливцы. См. ком. к 28,7. 29 слова в запечатанной книге. Пророчества передаются образным, иносказательным языком, поскольку в их основе, как правило, лежат видения, посланные пророку Богом. Таким образом, пророчества требуют истолкования, а именно этого дара Господь лишил иудейских вождей за их отступничество и самонадеянность. 29:11–12 не могу... не умею читать. Т.е. «не понимаю пророчества». 29 приближается... далеко отстоит. Господь желает не внешних проявлений веры, а требует благоговения, идущего из глубины сердца ( Мф. 15,8.9 ; Мк. 7,6 ; 1Кор. 1,19 ; Кол. 2,22 ). изучение заповедей человеческих. См. Кол. 2,6–23 . 29 необычайно поступлю... дивно. Господь посрамит земную мудрость, ибо Его деяния превзойдут пределы человеческого разума (ср. 29,15–24; 30,1–7; 31,1–3). 29:15–16 Предсказание об участи иерусалимских мудрецов открывает третью часть горестных пророчеств гл. 28–33 (28,1;29,1.15;30,1;31,1;33,1). 29 горшечника... глину. Ср. Иер. 18,6 . 29 Ливан. Ливан в данном стихе олицетворяет дикую необузданную мощь. сад. Возделанная Богом земля, т.е. народ, знающий истинность Бога. лес. Мир, люди, не знающие или не принимающие Господа. 29 в тот день. День благодати Божией. Этот стих является мессианским пророчеством ( Мф. 11,5 ). глухие. Духовно глухие. глаза слепых. Слепые духовно. 29 когда увидит у себя детей своих. Это пророчество можно воспринимать и как обетование о возвращении из вавилонского плена, и как предвидение создания в 1948 г. по Р.Х. государства Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Взаимодействие Бога и человека в деле спасения, иначе – конвергенция божественной и человеческой воль, протекает так, что человек может или содействовать или противиться совершаемому Богом спасению, может как бы помогать Богу или мешать Ему, быть соработником у Бога ( 1Кор.3:9 ) или же быть плевелой, затрудняющей дело Божие ( Мф.13:25–30 ). Основой и мерой, определяющей степень устойчивости пребывания человека в Боге, иначе – его движения на пути спасения, является наличие в нем любви в Богу. У кого эта любовь раз возникла и вошла в религиозный опыт, к таким относится обещание: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который Дал мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» ( Ин.10:28–29 ). Спасение возлюбившего Бога христианина обеспечено: единение Бога с человеком во взаимной любви столь сильно и обладает такой монолитностью, что никакие внешние силы не в состоянии его совершенно разрушить или уничтожить. Эта любовь у одних возгорается с такой силой, что овладевает человеком сразу на всю жизнь, у других разгорается постепенно и незаметно для них самих, а тем более для окружающих, но во всех случаях она есть показатель и действие Духа Божия, Который вселился в душе и действует в ней. Возникновение и развитие этой любви и есть то вложение закона Божия «во внутренность», и надписание его «на сердцах», которое провидел пророк Иеремия ( Иер.31:33 ). Для того, кто любит Христа Бога, Он есть основание, которое уже не может быть ничем подменено или заменено ( 1Кор.3:11 ). По разному христиане строят на этом основании, и результаты их строительных трудов имеют разное достоинство ( 1Кор.3:12–14 ), однако даже если результаты окажутся плохими, не выдержат испытаний и искушений, все же сам человек спасется, хотя, может быть, и через многие страдания и горести ( 1Кор.11:31–32 ), «как бы из огня» ( 1Кор.3:15 ). Здесь уместно ответить и на проблему греховности христианина. В самом деле, пусть человек любит Бога в большей или меньшей степени, ведь он, как мы имели случай отметить, не гарантирован от греха? Лень и похоть, себялюбие и зависть, ложь и уныние подстерегают его на каждой шагу, как цепные собаки диавола, которых он спускает по выбору, ориентируясь на уязвимые места духовного организма христианина. Да, любящий Бога христианин способен грешить и грешит, нанося самому себе ущерб и страдание, так же как здоровый человек способен заболеть и действительно болеет, страдая от своей болезни. Любящий Бога христианин, согрешая, переживает грех как чуждую инфекцию (см. п. 1), судит себя ( 1Кор.11:31 ) и потому не судится Богом ( Ин.3:18 ; 1Кор.11:31–32 ), а получает от Него помощь, исцеление и силу, которая возвращает его к спасению. Субъективно эта помощь переживается как покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

4 должны поклоняться в духе и истине. Поскольку Бог есть Дух, то поклонение Ему не связано с материальными началами мира, ибо «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян. 7,48 ). Тем самым вопрос о месте поклонения снимается сам собой. А так как «Господь Бог есть истина» ( Иер. 10,10 ), то, следовательно, необходимо знать ту Истину, которой поклоняешься, а «о сем надобно судить духовно» ( 1Кор. 2,14 ), т.е. быть духовным. Именно поэтому Иисус сказал самарянке: «Вы не знаете, чему кланяетесь» (ст. 22). См. 1Кор. 2,10–14 . 4 это Я. Это единственный записанный случай, когда Иисус, до суда над Ним, говорит о Себе как о Мессии. 4 удивились. В отношении учеников к происходящему отражаются как обычное презрение иудеев к самарянам, так и характерный для того времени «мужской шовинизм», ибо, по мнению мужчин, давать наставления женщине означало зря тратить время. 4:29–30 В этих двух стихах описано чудо, куда более поразительное, чем то, когда Господь «отверз уста ослице» ( Чис. 22,28 ). Ибо женщина (и какая!) сказала и ее слова услышали! 4 один сеет, а другой жнет. Смысл этих слов хорошо объясняется апостолом Павлом ( 1Кор. 3,6–9 ). 4 Спаситель мира. Это выражение показывает, что самаряне признавали Иисуса более чем пророком (ст. 19,29,39), Он Спаситель ( 1Ин. 4,14 ). Добавляя слово «мира», они подтверждают, что Иисус разрушает шаблоны еврейского этнического партикуляризма. 4:43–54 Второе из совершенных Иисусом чудес. 4 не имеет чести в своем отечестве. Не ясно, относится ли выражение «в своем отечестве» к Иудее, которую Иисус оставил, чтобы идти в Галилею (4,3), или же к Галилее. 4 некоторый царедворец. Человек, находившийся на службе у Ирода Антипы, тетрарха Галилеи (ср. Мф. 14,1–12 ; Лк. 23,7 ). 4 вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. См. Введение: Трудности истолкования. 4 сын твой здоров. Это не просто констатация факта, а слово могущества, которым и было произведено исцеление. 4 в седьмом часу. В час дня. 4 второе чудо. Хотя Иисус совершил много чудес (2,23), это второе записанное чудо, имевшее место в Кане Галилейской (ср. 2,11), показывает, что силой Иисусова слова дается жизнь, и подготавливает читателя к восприятию последующей речи о жизни через Сына (5,19–30). Глава 5

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010