Мал.3:1, 4:5–6 ; Мф.11:10 ; Мк.1:2 ; Лк.7:27 ; Мф.17:10–13 ; Мк.9:11–13 ; Лк.1:17 ). 4. Другие пути подготовки избранного народа . Промыслительно готовя избранный народ к грядущему искуплению Спасителем, Бог прибегал и к прототипам (τποι), чрез которые сообщалось пророчество или предвестие о грядущих событиях либо напечатлевался образ Искупителя, Его дел и Его Царства. Причем всё это выражалось не в словах, а в личностях, событиях и священнодействиях Ветхого Завета. Так, некоторые исторические лица, например: Мелхиседек, царь Давид, пророк Иона, – в отношении Мессии имеют значение прообразов. Пророк Давид называет Мессию «священником... по чину Мелхиседекову» ( Пс.109 ; ср.: Евр.5:6, 7:17 ); другие же пророки именуют Его Давидом (см. Иер.30:9 ; Иез.34:24 ). Сам Спаситель указывает на трехдневное пребывание Ионы во чреве кита как на прообраз Своего трехдневного пребывания в недрах земли (см. Мф.12:40, 16:4 ; Лк.11:29 ; 1Кор.15:4 ; Ион.2:3 ). Ветхозаветные жертвы, пасхальный агнец, переход через Чермное море, манна, вода из камня, медный змей, обрезание – всё это имеет свой прообразовательный смысл в отношении к Мессии и Его Царству, по слову святого апостола: «Сия же вся образы прилучахуся онем; писана же быша в научение наше» 57 ( 1Кор.10:11 ; ср.: Рим.15:4 ; Гал.4:22–31 ). Равно как и весь обрядовый закон Моисея, с его жертвоприношениями, очищениями, окроплениями, наглядно предвещал новозаветное Царство Мессии, будучи «сенью грядущих благ, а не самым образом вещей» ( Евр.10:1 ), ибо «самый образ вещей» преподан и открыт в Христовой Церкви, которая есть Тело Его (см. Кол.2:17 ). Не только посредством обрядового, но и посредством нравственного и гражданского закона Бог приуготовлял избранный народ к закону вечному, духовному, который должен был возвестить Мессия, наделив людей и благодатной силой к его исполнению. Ветхозаветный закон, будучи неспособен дать людям совершенство и спасти их от греха и смерти, пробуждал и углублял сознание греховности, усиливая тем самым чаяния в Искупителе от греха и наставляя людей к вере в Него (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Кроме проф. Дейсмана, в этом смысле высказались Salmond (в Мае 1902 г.) и профессор Бартель (в The Expositor – 1902. VI. р., 410) (см. подробнее у Глубоковского, стр. 29–30). 800 Главное основание для своего утверждения Гарнак видит во множественном числе, в котором говорит о себе составитель послания. Но если составителями послания были два лица, то про них можно было бы говорить в двойственном числе, но оно ни разу не встречается в послании, тогда как единственное число выражается неоднократно ( Евр.10:34, 13:19, 13:22 ). Кроме того, из выражения: πιλεψει γρ με διηγομενον χρνος – не достанет мне повествующу время ( Евр.11:32 ) ясно открывается, что составитель послания был лицом единственным и при том мужеского пола, на что проф. Дейсман и сделал достодолжное указание, как другой учёный (Дик) в специальном исследовании о множественном числе по писаниям ап. Павла показал, что это множественное (μες) есть литературное. Фактическая же множественность допустима лишь там, где этого решительно требует непосредственная связь (см. Der Schrift-stel. Plural. bei Paulus. 1900. Holle. Ср. у Глубоковского, стр. 29). 802 См. у Глубоковского на стр. 26. Достойно замечания, что некоторые готовы отвергать в послании к Евреям гебраизмы потому, что одним из признаков его служит соединительный союз κα. Между тем такое соединение часто бывает в обычной речи, особенно в простой. Очевидно, что на таком слабом основании, как союз «и», нельзя обосновывать никаких твёрдых предположений. 803 См. ст. проф. Певницкого: «О речах ап. Павла». Руков. д. с. Паст. 1874 г. 46, где отмечается гибкость и удобоподвижность мысли Апостола, умевшей приноровиться ко всякому кругу слушателей ( 1Кор.9:20–22 ), и необычайная диалектическая сила, идущая к цели путём длинных посылок и выводов,.. иногда с такой перестановкой слов, которая затемняет речь. 806 По свойственной христианам скромности, сами священные писатели называют новозаветный язык простым, необработанным (См. Деян.4:13 ; 2Кор.11:6 ). Но это, несомненно, должно понимать ограничительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Апостол завещает мужу верному заботиться о доставлении бесценного сокровища истинной веры жене (см.: 1Кор.7:12–16 ), когда она не имеет его. О, какое счастье доставить ближнему блаженство в вечности. 293 . Справедливо говоришь, что милость Божия к тем, которые устранены Промыслом Божиим от общего стремления массы в отдельные положения, как бы на острова, с которых только видна и слышна буря морская, и то тогда, когда житель острова оставит глубину его – внимание к себе и приблизится к берегу – начнет внимать совершающемуся на житейском море. Эта милость Божия возвещена и Священным Писанием (см.: Пс.30:20–22 ). Святые Отцы предвозвестили, что в последние времена спасающиеся скроются от взоров человеческих и пойдут смиренным путем делания, хранясь осуждать отступников, предавая все воле Божией и суду Божию, благоговея перед самими попущениями Божиими. Не от кого ожидать восстановления христианства! Сосуды Святого Духа иссякли окончательно повсюду, даже в монастырях, этих сокровищах благочестия и благодати, а дело Духа Божия может быть поддерживаемо и восстановляемо только Его орудиями. Милосердное долготерпение Божие длит время и отсрочивает решительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тем гниющее и почти сгнившее достигает полноты тления. Спасающиеся должны понимать это и пользоваться временем, данным для спасения, «яко время сокращено есть» (см.: 1Кор.7:29 ), и для всякого из нас переход в вечность не далек. 294 . Брат привез мне известие, что ты подвергался тяжкой болезни, почему и пишу я тебе эти утешительные строки. Святые Отцы советуют благодарить Бога за те скорби, которые нам посылаются, и исповедовать в молитве нашей, что мы достойны наказания за грехи наши. Таким образом, принимаемая скорбь послужит нам непременно в очищение грехов наших и залогом к получению вечного блаженства. Мы, по свойству недугующего падением естества нашего, заботимся наиболее об устроении нашего земного положения, а Бог устраивает наше вечное положение, о котором мы забыли бы, если бы земное наше положение не было потрясаемо скорбями, если бы скорби, посылаемые по временам Промыслом Божиим, не напоминали нам, что все временное и земное преходит и что главные заботы должны быть о вечном. Писание говорит: «Господь, его же любит, наказует» (см.: Евр.12:6 ). Скорби вразумляющие посылаются от Бога тем, которых Он хочет помиловать, а отверженным посылаются скорби сокрушительные и решительные, наиболее в самом конце жизни, как-то: или скоропостижная смерть, или лишение рассудка и тому подобное. 297 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Ветхозаветное учение о единстве существа одного и единого истинного Бога обретает свою совершенную и законченную полноту в новозаветном Откровении. Сам Спаситель свидетельствует, что первая из Десяти Божиих заповедей есть первая и самая большая заповедь для всех людей всех времен: «Первейши всех заповедий: слыши, Израилю, Господь Бог ваш Господь Един есть» 21 ( Мк.12:29 ). Само спасение людей Спаситель ставит в зависимость от познания и исповедания веры в одного-единственного и истинного Бога: «Се же есть живот вечный, да знают Тебе, Единаго истиннаго Бога» (να γινσωσ σε τν μνον ληϑινν Θεν, Ин.17:3 ). Наученные Господом Иисусом Христом и утвержденные Святым Духом в этом познании и вере в единого истинного Бога, святые апостолы пламенно проповедуют и распространяют эту веру. Озаряя светом Божественной истины внутреннюю сущность язычества, они раскрывают и доказывают, что язычество – плод поврежденного грехом человеческого ума, а также безумных и порочных человеческих мыслей (см. Рим.1:21–23, 28 ). «Много ложных богов и много ложных господ», выдуманных людьми, но мы знаем, утверждают апостолы, «что они суть ничто в мире» (οδν ν σμ) " и что нет другого Бога, кроме Единого (οδες Θες τερος ε μ ες)... но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» ( 1Кор.8:4–6 ). И кротких Христовых овец, святых апостолов, ничто так не тревожит и не гневит, кроме как то, если их проповедь об одном-единственном и истинном Боге понимают в языческом смысле (см. Деян.14:7–15 ). Исполненные Божественной истиной о единстве и единственности Бога Живого и Истинного, они возмущаются от одного взора на идолов (см. Деян.17:16 ) и бесстрашно провозглашают, что они суть не боги, а дела рук человеческих (см. Деян.19:26 ). Насыщаясь вечными истинами Господа Иисуса Христа и рассматривая всех людей с Богочеловеческих высот Спасителя, они немолчно проповедуют, что есть один единый и истинный Бог, Бог не только евреев, но и всех других народов: «Един Бог и Отец всех, Иже над всеми и чрез всех и во всех» ( Еф.4:6 ; ср.: 1Тим.2:5 ; Гал.3:20 ). И как обрезанные, так и необрезанные оправдываются верой в единого истинного Бога (см. Рим.3:29–30, 4:11–12 ). А Господь Иисус Христос – и есть «Истинный Бог и Жизнь вечная» (ср. 1Ин.5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1:20–21 на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени. См. ком. к 3,10. 1 не только в сем веке, но и в будущем. См. 1Кор. 15,24 . Глава 2 2:1–3 Естественное состояние человечества состояние духовной смерти, которое характеризуется следующим образом. Это состояние, часто называемое духовной смертью, имеет пять параметров. Во-первых, оно всеобщее: и язычники (ст. 2), и иудеи (ст. 3) «по природе чада гнева» (ст. 3; см. Рим., гл. 1). Во-вторых, это активно восстание против Бога. В-третьих, это подчинение злой власти сатаны (названному в ст. 2 «князем, господствующим в воздухе». В-четвертых, это состояние не позволяет человеку изменить свои отношения с Богом ( Ин. 3,3 ). В-пятых, оно навлекает праведный гнев Божий (ст. 3; 5,6; Рим. 1,18–20 ). 2:1 См. статью «Возрождение и новое рождение». 2 Бог, богатый милостью. Павел воссоздал безотрадное положение человечества для того, чтобы отчетливее выступил благодатный и милостивый отклик Бога на него. по Своей великой любви. См. Втор. 7,7.8 : любовь Бога к Своему народу не обусловлена никакой его заслугой, она милость Божия. Павел исключает всякие соображения о заслугах, усилиях или дарованиях со стороны тех, кого Бог животворит. Безнадежность положения грешников вне Христа, которую Павел обрисовал в ст. 1–3, предпосылка для понимания его учения о Божием избранничестве (1,4–6) и о Его даре жизни (2,4–10). См. Рим. 8,29.30 . 2:5–6 оживотворил со Христом... воскресил с Ним, и посадил на небесах. Эти слова относятся к историческим событиям жизни Христа: Его воскресению из мертвых и воцарению на престоле одесную (по правую руку) Бога. Но Павел проецирует их на верующих. По мнению апостола между Христом и теми, за кого Он умер кто доверился Ему (1,3; Кол. 3,1–4 ), есть единство, так что сказанное об Искупителе и к искупленным. То, что однажды исторически произошло с Иисусом, в конечном итоге произойдет и с верующими ( 2Кор. 4,16 ): они будут воскрешены к славе при Его Втором пришествии ( Рим. 8,11; 1 Кор., гл. 15). Теперь же существует аналогичный опыт внутреннего человека: обновление ума ( Рим. 12,1.2 ; Еф. 4,23.24 ; Кол. 3,10 ), новая личность в качестве дитя Божиего ( Рим. 8,14–17 ) и новая способность жить, освободившись от власти сатаны ( Рим. 8,1–4 ; 2Кор. 5,17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

«Живите в кротости». Апостол Павел указывает на наши отношения к другим, выражающиеся в словах и в обращении. «Никакое гнилое слово не должно выходить из уст наших» ( Еф. 4:29 ), а тем более такие слова, которые могут повредить чистоте нравственности. Из уст христианина не должны исходить не только бранные, но и досадительные слова. Обращение христианина должно быть со всеми просто, без лукавства и гордости, все должно быть благоприлично и любезно, все скромно и мирно; все должно дышать «кротостию». " Живите с долготерпением, снисходя друг ко другу любовию», – продолжает св. апостол Павел. Здесь апостол ставит правило, как нам поступать, когда увидим слабости и несовершенства других. Христианин должен каждый свой шаг в обществе направлять намерениями снисхождения и терпения. В нашем сознании постоянно должна присутствовать мысль о том, что все люди – существа нам подобные. А потому истинный христианин или не чувствует оскорблений, или же скоро их забывает и молится за своих недругов и недоброжелателей. Он молится и о тех, заблуждения и погрешности которых видит; не осуждает, но братски их исправляет. Терпение его твердо и неизменно ко всем, потому что оно утверждается совершенной любовью. «Если и впадет человек в какое согрешение, – говорит апостол, – то исправляйте такового в духе кротости» ( Гал. 6:1 ). «Помните, – говорит апостол, – все христиане – члены одного тела, глава которого Иисус Христос» (см. Еф. 4:15, 5:30 ). Члены тела не враждуют между собою, но каждый выполняет данное ему назначение (см. 1Кор. 12:12–27 ). Помните, что у христиан «один Дух» (см. 1Кор. 12:4, 13 ) – это Дух Божий. Дух Божий всегда согласен Сам с Собою и все соглашает. Если являются в христианском обществе распри, то это не по духу, которым оно воодушевлено, но вследствие преобладания чувственности и животности, плотского мудрования. «Дела плоти известны; они суть... блуд... идолослужение, вражда, ссоры, зависть, гнев... разногласия... ереси... убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное», – говорит апостол ( Гал. 5:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Итак, Библия говорит, что праведному человеку может подаваться благодать ля помощи ближнему. «родить» его во Христе Иисусе благовестием (см. 1Кор. 4:15 ). «Спасай взятых на смерть…» (Пр. 24:11). В чем я погрешил против Писания? Понимаю, что ты, Дмитрий, клонишь к тому, что Николай Угодник может вытеснить из сердца Христа. Но ведь это совершенно другой разговор – о том, что в нашем сердце может вытеснить Христа. Эта тема для православных действительно актуальна. Но не более чем для протестантов. Не нам с тобой об этом спорить. «Николае блаженне, припадающамя ущедри, молюся тебе: и очи, премудре, просвети души мое я, да чисте узрю Светодавца и Щедраго… Врагов ищущих зло сотворити мне, святе, изми мя, дерзновение к Богу я ко имея, иерарше Николае всеблаженне, и от мужей кровей спаси мя». Вот это и тревожит евангельских верующих… Что же касается молитв святым о помощи, это практика явно анти библейская и противоречащая всему духу Евангелия. Что же тревожит евангельских верующих? «Николае блаженне»? Разве Христос не называл своих последователей блаженными (см. Мф. 5:3 и далее)? «Припадающам я ущедри»? Темничный страж припал к Павлу и Силе, и нисколько не оскорбил Господа, потому что не обоготворил апостолов, но таким образом выражал надежду на спасение (см. Деян. 16:29 ). Что же сделали Павел и Сила? Они были нищими, но «многих обогащали» (то есть «ущедряли»). Обогати ли они и темничного стража совсем и его домашними – верой в Бога, возрождением и спасением (см. Деян 16:31-34 ). «И очи, премудре, просвети души мое я, да чисте узрю Светодавца и Щедраго…» – это ли тревожит? Но ведь Сам Христос называл своих учеников: «Вы – свет мира» ( Мф. 5:14 )! Будучи истинным Светом, Господь дарует этот Свет и Своим ученикам. «Да светит свет ваш пред людьми» ( Мф. 5:16 ), а значит, да просвещает тех, кто находится во тьме! Нет запрета в Библии на то, чтобы припасть к святым, попросить их о просвещении: «Государи мои! что мне делать, чтобы спастись?» (см. Деян. 16:30 ). «Да чисте узрю Светодавца и Щедраго…», то есть Христа – вот конечная цель молитв угодникам Божьим.

http://azbyka.ru/operaciya-na-serdce-ili...

Лк.11:45 . «Некто из законников»: искусный, сведущий в законе, ученый. Законники могли не принадлежать ни к какой секте, но по своим убеждениям и правилам жизни многие из них очень похожи были на фарисеев, почему мы и видим из Евангелий, что они часто действуют против Христа совокупно с фарисеями. И упоминаемый здесь книжник вероятно не принадлежал к секте Фарисеев, но почувствовал, что слово Господа попадает и в его нравственную рану и бередит ее, а потому он с болью откликается на это слово, говоря, что Господь, обличая фарисеев, тем обижает и их, книжников, и законников. Так нечистые совестью обижаются правдивым словом, хотя бы оно было обращено не прямо против них! Лк.11:46 . «И вам, законникам, горе» и пр.: см. прим. к Мф.23:4 . Такой образ действий свидетельствует об отсутствии в них любви к ближним, потому возвещается им горе. Лк.11:47–51 . «Строите гробницы» и пр.: см. прим. к Мф.23:29–36 . У ев. Луки несколько короче изложена эта речь, чем у ев. Матфея, но по местам яснее. – «И соглашаетесь с ними» осуждая лицемерно отцов своих за то, что они избивали пророков (ст. Мф.23:30 ), вы, дети их, делаете в сущности то же, что и они, или еще и хуже (ср. прим. к Мф.23:31–32 ). – «Премудрость Божия сказала: пошлю» и пр.: по-видимому, делается указание на ветхозаветное изречение, но там такого изречения нет, да и необычно в подобных случаях употребление слова премудрость. По сопоставлению с Матфеем Мф.23надобно полагать, что Господь называет здесь премудростью Себя самого, как воплотившуюся ипостасную премудрость Божию, под именем и образом которой Он изображается еще в Ветхом Завете (гл. Притч.8 ). Премудростью Сын Божий называется потому, что Бог через Него открыл свою премудрость как в творении мира, так и в искуплении (ср. Кол.1:13–18 . 1Кор.1:30 ). – «Пошлю к ними» пр.: см. прим. к Мф.23 и дал. Лк.11:52 . «Взяли ключ разумения» и пр.: см. прим. к Мф.23:13 . Здесь предмет берется несколько частнее, чем в параллельном месте Евангелия Матфея. Фарисеи и законники взяли себе ключ разумения, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Ибо тогда настало расстройство телесное, нетолько по смертности, на которое указывают кожаные одежды ( Быт. 3:21 ), но и по произволению от плотского их союза и смешения. И как у Адама оное бесстрастие до преслушания было не собственным достоинством, а было благодеянием единственно благодати Божьей, почему и никакой ему за то не приписывается заслуги, так и несовершенным по возрасту не станем усвоять заслуги какой-нибудь за тогдашнее их бесстрастие, так как у них это благо зависит не от их воли, а случайно выходит такое затишье пожеланий. И действительно, никто здраво рассуждая не назовет этого ни целомудрием, ни девственностью. Но как преобладания плотских страстей, самого тления телесного и смертности, равно как и произвольного повреждения от взаимного совокупления тел, чему жалким образом покорился Адам после преступления, нельзя никоим другим способом истребить, как только чрез смерть и отсюда разрешение изгаженного теперь сосуда в прах, – почему необходимо и ему, после смерти воскресающему, восстановиться таким каким он был и до преступления, подобно, так сказать, сосуду, после сокрушения опять воссозидаемому от художника таким, каким он был уже по первому устроенно: так и нам, если не умрем для страстей чрез подвижничество, невозможно достигнуть того произвольного бесстрастия, которое приобретается добровольным самоумерщвлением. Оно есть и наше одоление, как приобретенное собственными трудами и многими заботами, и угодно Богу, и приобревшим его соделывает несравнимую славу. И сораспявшиеся со Христом и умершие с Ним произвольным умерщвлением последовательно и совосстают с Ним ( Кол.2:12 , Рим.6:7 ), живя жизнью бесстрастною ( Рим. 6:13 ), которая изображает ту по смерти, где не имеет власти ни тление, ни смерть, по святому апостолу ( 1Кор.15:53 ). Потому что раз умерши для греха, они уже не боятся смерти за грех , нетленными становясь прежде общего воскресения, по светилу небошественной Лествицы (см. Слово 29:7, 30:19). К такому-то воскресению стремясь и ныне составляющая предмет нашего слова, с Тем, Которого вместо всего возжелала только, и Которого только избрала Защитником красоты своей, разумею Жениха чистых душ, Христа, с Ним сочла долгом и сораспяться воздержанием от плотских удовольствий и умереть ( Рим. 6:8 ) совершенным умерщвлением страстей ( Кол. 3:5 ), чтобы с Ним и восстать, а затем и прославиться ( Рим. 8:11,17 ), когда воскреснет в воскресение ( Ин.11:24 ) в пакибытии ( Мф. 19:28 , Мар.10:30 ), для получения награды по трудам своим ( 1Кор. 3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Следовательно, свобода христианская находится не вне, а внутри нас; она не обусловливается какими-либо внешними преимуществами или льготами, например ап. Павел, находясь и в темничных узах, чувствовал себя свободным и других увещевал: «стойте в свободе, которую даровал нам Христос» ( Гал.5:1 ). «Не свободен ли я?» ( 1Кор.9:1 ). Наоборот, некоторые, находясь и в золоченых палатах, чувствуют себя жалкими рабами греха, испытывая ужасное терзание совести (см. «Борис Годунов» А.С. Пушкина). Как равноангельская свобода духа не похожа на ту ложную «свободу», которую обещают неопытным людям «рабы тления», произносящие надутое пустословие ( 2Пет.2:19 ): их свобода есть ничто иное, как произвол, разнузданность, – повод к соблазну и беззаконию ( Гал.5:13 ; 1Кор.8:9 ). Самые совершенные законы не могут нам дать действительную свободу, пока не очистим сердце, не освободимся от рабства страстям и в наше сердце не вселится Дух Господень: «где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор.3:17 ). Чистота же сердца приобретается: во-первых, воздержанием в пище, питье, в сохранении себя от порабощения суете житейской, которая, как пыль, проникает в душу и омрачает все чувства сердечные: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» ( Лк.21:34 ). Сюда же относится охранение себя от чтения или слушания нескромных книг и рассказов, от созерцания нечистых изображений и сцен, от пения вольных песен, в особенности же необходимо хранить себя от мерзкого сквернословия, от похоти и произнесения гнилых слов, которыми отгоняется от нас и оскорбляется Святый Дух ( Еф.4:29–30 ). О других же сквернах душевных считаем излишним и говорить, ибо за ними следует гнев Божий ( Кол.3:5–6 ). Во-вторых, чистота сердечная приобретается через усердную молитву к Богу: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» ( Пс.50:12 )… «прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны» (Молитва «Царю Небесный»). В-третьих, чистота сердечная достигается через покаяние, через очистительные слезы и принятие Святых и Животворящих Тайн, Которыми сжигается «терние грехов», душа очищается, помыслы освящаются, все чувства озаряются и укрепляется телесное здравие (см. благодар. 3-ю молитву по Св. Причащении). «Да поглотит сердце (твое) Господа и Господь сердце (твое) и будут два сии едино» (Ин.Злат).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010