Церковь в эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне, то есть в потаенных безлюдных местах (см.: Откр. 12:6–17 ), однако, согласно обещанию Спасителя, врата ада не одолеют её ( Мф. 16:18 ), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова (см.: 1Кор. 11:26 ). По милости Божией ради избранных (тех, кто сохранил истинную веру) сократятся те дни ( Мф. 24:22 ). Но победить сатанинскую силу человеческими средствами невозможно: И дано было ему вести войну со святыми и победить их ( Откр. 13:7 ). Согласно пророчествам Даниила (см.: Дан. 7:25 ) и Откровению апостола Иоанна Богослова (см.: Откр. 11:2 ; Откр. 12:6 ; Откр. 13:5 ) царствование антихриста продлится три с половиной года (42 месяца или 1260 дней). Таким образом, его продолжительность составит ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа нашего Иисуса Христа. 10. Крест на небе. В самый день Второго пришествия Бог даст последнее удивительное знамение на небе как знак исполнения всего предсказанного Им: И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою ( Мф. 24:29–30 ). Священное Писание не уточняет, что это за знамение, но большинство святых отцов считают, что им станет крест такой величины, что виден будет всем народам земли. Явившийся Господь Иисус Христос Сам победит антихриста: убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего ( 2Фес. 2:8 ). Антихрист вместе со своим лжепророком и иными его служителями, не записанными в книге жизни ( Откр. 20:15 ), будет ввергнут на вечные страдания вместе с диаволом в озеро огненное ( Откр. 19:20 ). Эта последняя победа Христа станет поворотной точкой в истории тварного мира. 4. Второе пришествие Господа Второе пришествие (παρουσα) Спасителя, несмотря на все предсказания и выше названные события, будет внезапным, ибо неверие людей не позволит им понять духовный смысл происходящего: Как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого (...

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Апостол «требует одинакового обо всех попечения: дабы все члены, – говорит, – одинаково заботились друг о друге, и опять то же самое объясняет в следующих словах: посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены ( 1Кор.12:26 ). Для того, говорит, (Бог) установил взаимное попечение друг о друге, устроив единство в таком разнообразии, чтобы и все случающееся было общим для многих. Если от попечения о ближнем зависит общее спасение, то необходимо, чтобы и слава и скорбь были общими» 345 . И высшие «не притесняйте низших, чтобы прежде них вам самим не потерпеть вреда; ведь если они отделятся, то разрушится и всё тело» 346 . Таким образом, как телу Бог придал удивительную сложность и разнообразность, так и в Церкви Он не пожелал, чтобы все были апостолами, или пророками, или учителями или все обладали одним и тем же дарованием. Если всё тело глаз, то где слух? Если всё слух, то где обоняние?.. А если бы все были один член, то где было бы тело? ( 1Кор.12:17:19 ). Задав семь риторических вопросов (см.: 1Кор.12:29–30 ), требующих отрицательного ответа, апостол проводит весьма важную мысль: подобно членам тела, дары Святого Духа и служения не взаимозаменяемы. И если голова особенно составляет человека, «однако и она сама по себе недостаточна и не может одна совершать всего: иначе нам напрасно даны ноги» 347 ; то для полноценного функционирования Церкви – Тела Христова – также требуется, чтобы каждый христианин с полным старанием нёс то служение, к которому призван в соответствии с дарованием, данным ему Господом: служения различны, а Господь один и тот же ( 1Кор.12:5 ). Исполняй служение твоё ( 2Тим.4:5 ), и я прославляю служение моё ( Рим.11:13 ); по сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе ( 2Тим.1:6 ). «Бог не дал одному и тому же христианину все необходимые для развития церковной жизни дары, ибо в таком случае каждый христианин сам по себе составлял бы церковное тело и был бы вполне независим от других христиан. Чрез это разрушилось бы и самое тело Церкви. Нет, Бог сделал так, что христиане нуждаются один в другом. Так те, которые не Апостолы, нуждаются в братиях, которые получили дар апостольского служения. Поэтому, никто не должен думать, что он может жить сам по себе или что он соединяет в своём лице всё, что нужно для жизни Церкви» 348 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Василий Великий . Григорий Богослов , Киприан Карфагенский крестились не в детстве. Да, но почему не в 16–18 лет, а в 30 ( Василий Великий , блаженный Августин ) и 45 ( Киприан Карфагенский )? Во-первых: сами эти отцы говорили о необходимости детского крещения, во-вторых: их практика не была общецерковна. Тогда многие считали за лучшее быть крещенным ближе к смерти, чтобы умереть менее запятнанным. Зачем множить крещенных атеистов. Крещение не делает автоматически членом Церкви. Крещение нужно для того, чтобы стать членом Церкви. Крещённый лишь потенциально христианин. Во всяком случае отсутствие крещения не приближает к Богу. Причащение Таинство творит Бог, а не человек (см. Притч. 9:2 ). Человек лишь служит сему таинству. Истинность : В Писании нигде не сказано «символ», а наоборот: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? ( 1Кор. 10:16 ). ср. пища не приближает нас к Богу… ( 1Кор. 8:8 ). Остальная пища для тела, а эта – приобщает к Богу. Есть идоложертвенное – общение с бесами ( 1Кор. 10:20 ), а причащаться Тела и Крови не есть ли общение с Богом? Причащаясь, мы участвуем в трапезе Господней (ст. 21) как апостолы, а они тогда не вспоминали Христа, а вкушали Его. Ядущий Меня жить будет Мною ( Ин. 6:57 ). Сие есть Тело Мое… пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя… Перед смертью Христос уже не говорил притчами ( Ин. 16:29 ). Мы от одного хлеба причащаемся (Христа) ( 1Кор. 10:17 ) Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (ст. 54). Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (ст. 51). Не хотите ли и вы отойти? (ст. 67). Обязательность: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин. 6:53 ). Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (ст. 56). Апостолы постоянно пребывали в… общении и преломлении хлеба ( Деян. 2:42, 20:7, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

1Кор.10:30 .  Если я с бла­го­даре­нием при­нимаю пищу, то для чего по­рицать меня за то, за что я бла­го­дарю? Ап. здесь показывает, еще сильнее, как неосторожно поведение сильного в вере. Он вкушает идоложертвенное, воссылая за это благодарение Богу, и между тем это возбуждает смущение в слабом и тот начинает вслух осуждать его тут же, на обеде ( «порицать» – по греч. βλασφημειν – обозначает именно порицание на словах). Здесь Ап. говорит то же, что сказано им во 2-й половине 29-го стиха. 1Кор.10:31 .  Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. 1Кор.10:32 .  Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, В заключение рассуждений об идоложертвенных яствах Ап. высказывает общее положение, которое христианин должен всегда иметь в виду, когда ему придется принимать какие-либо решения в вопросах, касающихся христианской свободы в вещах безразличных с нравственной точки зрения, как еда и питье, христианин должен избирать не то, что ему самому более приятно или выгодно, а то, что всего больше может служить к прославлению Бога и к пользе ближнего. А так как слава Божия состоит в обнаружении Божеских совершенств, особенно же святости и любви, то христианин тогда будет прославлять Бога, когда своим поведением даст своим собратьям познать любовь и святость своего Отца Небесного. Затем, нужно заботиться о том, чтобы наше поведение не соблазняло наших ближних, будут ли иудеи, греки (т. е. язычники вообще) или же христиане ( «Церковь Божия» – так называет Ап. христиан, чтобы внушить больше уважения к самым слабым по вере, которые все-таки составляют собою общество избранных Божиих). Конечно, поведение христианина может воспрепятствовать иудеям и язычникам войти в Церковь Христову, а некоторым из христиан подать повод к отпадению от Церкви. 1Кор.10:33 .  так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей по­льзы, но пользы многих, чтобы они спаслись. Ап. понимает, что других лучше всего учить своим собственным примером. И вот он указывает на пример собственного самопожертвования на благо ближнего (ср. IX). – «Угождаю всем и во всем». Об «угождении» – см. выше гл. ст. 20–22 (об оппортунизме). Конечно, Ап. разумеет здесь угождение в тех случаях, к каким каждый христианин может относиться свободно, не будучи связан общецерковною дисциплиною.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Домостроительство Духа имеет этапы постепенного раскрытия в истории. В послании к Ефесянам апостол пишет: В Нем и вы, услышав слово истины... и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом ( Еф.1:13 ). Этой отсылкой к ветхозаветным обетованиям показывается, что Дух, хотя и действовал в мире до пришествия Христа (говоря через пророков), но преизобильное явление Его человечеству, как это произошло на Церкви, стало возможным только после пришествия в мир Христа. Это явление Духа было, согласно апостолу Павлу, обетовано в Ветхом Завете как нечто грядущее, то есть, еще не имеющее места быть. Таким образом, мы видим разделение домостроительства Духа как минимум на два этапа: до и после Христа. О действии Его в мире до пришествия Христа говорится лишь то, что Лицо Духа Святого есть автор Ветхозаветных писаний: [о сем] свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: ( Евр.10:15 ) 58 . Что же касается второго этапа, то здесь указывается, что Духом Святым верующие запечатлены в день искупления ( Еф.4:30 ), то есть, схождение и обитание Духа Святого в них стало возможным благодаря подвигу Иисуса Христа, в Котором исполнились обетования и Дух был дан верующим. Подателем Духа является Бог-Отец: Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его ( Еф.1:17 ; также см. 1Фес.4:8 ; Гал.3:5 ). Используя различные выражения, апостол Павел утверждает, что Дух дан верующим. Посредством дарования Духа осуществляется духовное единение между Христом и верующим. Другими словами, действие Святого Духа есть проявление любви Божией или Его спасающая интенция. Апостол утверждает: мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога ( 1Кор.2:12 ). В выражении ek tou Theou употреблена конструкция, отличная от para tou Patros в Ин.15:26 , видимо, потому, что апостол Павел говорит о домостроительном посланничестве, в то время как у апостола Иоанна речь идет о вечной внутритроичной реальности. В двойном предостережении апостола не оскорблять Духа Святого ( Еф.4:30 и Евр.10:29 ) видится очевидный параллелизм синоптическому если кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек ( Мк.3:29 ; Мф.12:32 ; Лк.12:10 ). Для апостола Павла это также крайний грех , подлежащий тягчайшему наказанию, но если выражение Господа относится к неверующим хулителям, то речь святого апостола в обоих случаях относится к тем, кто, уверовав и получив благодать Святого Духа, предал Его, обратившись ко греху.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

29 . Впрочем, Он претерпел это, придя для спасения всех, но народ злом воздал Ему за то. Иисус говорит: жажду ( Ин.19:28 ). Тот, Который извел для них из твердого камня воды, просит плодов у винограда, Им насажденного. Но что на сие виноград, по рождению происходящий от святых отцов, а по произволению от содомлян? Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских ( Втор.32:32 ). Напоивши губу и вонзивши на трость, жаждущему Господу приносит он уксус: И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом ( Пс.68:22 ). Видишь ясность предсказания пророческого? «Какую же дали желчь устам Моим?» Дали Ему, говорит Евангелие, вино со смирной (см. Мк.15:23 ); а смирна подобна желчи и горька. Сие ли воздаете вы Господу? ( Втор.32:6 ) Этот ли виноград приносите Владыке? По справедливости оплакивает вас Исаия, говоря: У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы ( Ис.5:1 ). Мы не все будем говорить: ожидал, что он принесет добрые грозды, я возжаждал вина его, а он принес дикие ягоды ( Ис.5:2 ). «Видишь ли венец, который возложен на Меня? Какой же суд произнесу Я после сего?» И повелю облакам не проливать на него дождя ( Ис.5:6 ). И облака, т.е. пророки, отняты от них; пророки теперь в Церкви Христовой, как говорит Павел: И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают ( 1Кор.14:29 ); и в другом месте: Бог... поставил одних Апостолами, других пророками ( Еф.4:11 ). Агав, связавши себе ноги и руки, был пророк. 30. О разбойниках, которые с Ним были распяты, сказано: и к злодеям причтен был ( Ис.53:12 ; см. Лк.23:32 ). Прежде сего они оба были беззаконники, а с этого времени один уже не беззаконник. Ибо один до смерти пребыл беззаконником, не приемлющим спасения. Руки его пригвождены были, а язык поражал хулой. Проходящие иудеи кивали головами, ругаясь над Распятым. На них исполнилось написанное: увидев меня, кивают головами [своими] ( Пс.108:25 ). И этот разбойник хулил вместе с ними; но другой унимал хулившего, и конец жизни был для него началом исправления, предание души – получением спасения. Унимая первого, после говорит он: помяни меня, Господи ( Лк.23:42 ), к Тебе взываю я. Оставь его, помрачены мысленные его очи, а меня помяни; не говорю: помяни мои дела, ибо страшусь я их. Всякий человек расположен бывает к своему спутнику, а я сопутствую Тебе на смерть. Помяни спутника Твоего; но я не говорю: помяни меня теперь, но, когда приидешь в Царствие Твое ( Лк.23:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Священник : Не без опоры на Священное Писание и Предание назначаются посты Церковью. Пост предписывался уже в Ветхом Завете. Иудеи постились дважды в неделю, в четверг и понедельник, вспоминая восхождение Моисея на гору Синай и схождение его к народу со скрижалями Завета. Именно таким постом похвалялся фарисей из притчи Спасителя (см.: Лк.18:12 ). Однако пост его, будучи лишь телесным, не мог доставить пользы душе, переполненной гордостью. – Постились они и в день примирения (десятый день седьмого месяца тишри), как постановил Сам Бог: И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте... ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним ( Лев.16:29–30 ). Этот пост упомянут и в Новом Завете (см.: Деян.27:9 ). – Были у них, сверх того, иные дни и периоды, которые полагалось знаменовать постом, по заповеди Божией, возвещенной через пророка: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца, и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством ( Зах.8:19 ). А то, какое место отводит посту Священное Писание Нового Завета, я достаточно показал тебе раньше. Таким образом, и в Ветхом и в Новом Завете определены дни и времена, посвящающиеся посту, дабы и в этой стороне жизни соблюсти должный строй, ибо Бог не есть Бог неустройства, но мира ( 1Кор.14:33 ). Если же некоторые епископы и священники наши не постятся, то не дело православных осуждать их, ибо написано: Не судите, да не судимы будете ( Мф.7:1 ). Ибо от Христа дана нам заповедь исполнять то, что говорит священноначалие наше, если хотим спастись (см.: Мф.23:2–3 ). Православный : Как соблюсти истинный пост по учению Православной Церкви? Священник : Пост истинный тот, что соблюдается не только телом, но и душой, когда мы воздерживаемся не только от скоромных яств, но и от страстей и грехов. Удаляясь от скоромной пищи, подобает нам и душу очищать молитвой и покаянием. Да будет телесный наш пост также и духовным, соединенным со всяческой добродетелью. Этому учит нас Церковь в песнопениях Великого поста: «Будем поститься постом, который приемлется Господом и благоугоден Ему; истинный пост есть удаление от греха, обуздание языка, отвержение гнева, удаление от похотей, клеветы, неправды и ложной клятвы. Прекращение сего есть пост истинный и благоприятный» 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Но что же тогда хочет сказать Апостол в этом стихе? По мысли святых отцов-толкователей Священного Писания, здесь речь идет о ходатайстве Святого Духа, изливающегося в наших молитвах, «дабы действием Своим укрепить немощь нашу и непредусмотрительность и ходатайствовать перед Богом о том, что полезно для нас» (Св. Амвросий Медиоланский ) 28 . Это вполне подтверждается следующим местом из Послания Апостола Павла к Ефесянам: «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» 29 ( Еф.3:20 ). В Апостольских Посланиях под силою Божиею вполне определенно понимается благодать Божия, т.е. действие Святого Духа (См., напр. 2Кор.12: 9 ). Поэтому «ходатайство неизреченное» – это помощь благодати Святого Духа при совершении молитвы (См.: 1Кор.12:3 ), она выражается в укрепление духовных и телесных сил молящегося, в принятие нашей молитвы по ходатайству Духа Отцом Небесным и исполнение того, что нам действительно необходимо для спасения 30 . В этом заключается промыслительное и освящающее для верующих действие Третьего Лица Святой Троицы в Церкви, после её возникновения в День Пятидесятницы. Весьма странно звучит утверждение «пророка обновленного христианства» о том, что молитва на иных языках «стимулирует веру» (См.: Причина При этом, как обычно, совершенно не по теме, приводится новозаветная цитата: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым» ( Иуд.1:20 ). Почему именно это место из Послания из Апостола Иуды стимулирует веру, становится ясно из его толкования К. Хейгиным: «Если Святой Дух сверхъестественно направляет слова, которые я говорю, то для того, чтобы говорить на языках, нужно проявить веру. Потому что я не знаю, какое слово будет следующим – я доверяю в этом Богу». То есть мы опять сталкиваемся с ложной духовностью неопятидесятников – опять видим утверждение о том, что молитва должна совершаться помимо ума и воли молящегося, что совершенно не соответствует Библейскому пониманию текста, как это было показано ранее.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения ( Ин.5:25, 28–29 ). Воскресение мертвых – это часть предвечного Божия совета о мире и человеке. Об этом Спаситель благовествует: Воля же пославшего Меня есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день ( Ин.6:39 ; ср. Ин.6:40, 44, 10:28, 12:49–50 ). Впрочем, и задолго до последнего дня, еще во время Своей жизни на земле, Господь воскрешает Лазаря, дочь Иаира и сына Наинской вдовицы, показывая тем, что Он хочет и может воскрешать мертвых. Более того, Спаситель отчасти раскрывает нам тайну жизни воскресших из мертвых, благовествуя: Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения ( Лк.20:35–36 ; Мф.22:30 ; Мк.12:25 ). Силой своей вечной значимости и несопоставимой важности Воскресение Владыки Христа стало фундаментом, на котором созидается жизнь всех христиан вообще и каждого христианина в частности. Цель человеческой жизни на земле – стяжать вечную жизнь, победив смерть жизнью в Богочеловеческом Теле Церкви воскресшего Господа через святые таинства и святые добродетели. Воскресение Христово, а благодаря ему и вслед за ним и воскресение всех людей – это то, что делает Евангелие Евангелием. Поэтому проповедовать Евангелие есть не что иное, как проповедовать воскресение через победу над грехом и смертью (ср. Деян.17:18, 32, 23:6 ). Евангелие без воскресения не имело бы права называться Евангелием=Благовестием, ведь главная горечь жизни – смерть – осталась бы в душе и теле человечества, лишая жизнь всякого смысла. Если Евангелие Христово не есть Евангелие Воскресения, если вера в него не уготовляет людям воскресение из мертвых и вечную жизнь, то оно ненужно и бесполезно, и его нужно отвергнуть как иллюзию. Ведь если Христос не воскрес – тщетна вера наша, тщетна наша жизнь, тщетна вселенная, тщетна совесть, тщетен ум, тщетен разум, тщетны все миры, тщетно всё, ибо грех остался бы тогда непобежденным, а вместе с ним – и самый большой враг, самое большое мучение человека и человечества: смерть ( 1Кор.15:14, 17, 26 ). Без Христова Воскресения как основы морали – невозможна новозаветная нравственность, невозможна новая жизнь во Христе и по Христу; и не только невозможна, но и бессмысленна, ибо если нет воскресения – то нет и бессмертия, нет и вечной жизни; в этом случае самой естественной и логичной моралью будет: Станем есть и пить, ибо завтра умрем (см. 1Кор.15:30–32 ). Всеистинно благовестие святого Дамаскина: «Если нет воскресения, то чем тогда отличаемся мы от неразумных животных? Если нет воскресения, то нам следует считать счастливыми полевых зверей, проводящих жизнь беззаботную. Если нет воскресения, то нет ни Бога, ни Промысла».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Так, он обращает их внимание на чудо, касательно тел: семена, вечно преобразуемые Божественной силой. И он показывает, что Божественная премудрость не устает находить во всём множество телесных форм: разумных, неразумных, воздушных, земных, появляющихся для нас на небе: солнце и остальные звёзды, каждая из которых появилась [благодаря] Божественной силе. И [это] является для нас доказательством [того, что] Бог не испытывает затруднения относительно воскресения наших тел. Если же все существующие не переменились из некоей скрытой 29 материи в видимую, а воля Божья стала материей и сущностью сотворенного, гораздо более возможным становится вновь возвратить [их] в собственную форму, [так как] Он формирует уже существующее, нежели привести в бытие и сущность изначально не существующее. Итак, в словах [обращенных] к ним он показывает, что через грех первый человек умер в земле и поэтому назван перстным. И по его образу всем из него [происшедшим] так же надлежало, [всем] тем, кто от него родился, стать перстными и смертными. Необходимо установить и вторую последовательную связь, посредством которой человек заново восстанавливается из смерти в бессмертие. Сходным образом он говорит о благе появившемся в естестве путем распространения от одного на всех. Также как и зло распространилось через одного на множество, простираясь через наследование потомками. Выражая данное учение он пользуется следующими словами [апостола]: «Первый человек, – говорит [апостол], – из земли, перстный; второй – с неба, каков перстный, таковы и перстные; каков – с неба, таковы и с неба. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (см.: 1Кор. 15:47–49 ). Итак, обосновывая учение о воскресении данными и приведенными выше аргументами и сковывая 30 умозаключения еретиков посредством многих других [аргументов], в которых он показывает, что неверующий в воскресение людей, не принимает и воскресения Христа, он, посредством сочетания близких друг другу [аргументов], выражает неизбежное заключение, говоря: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша в Него». (см.: 1Кор. 15:13, 17 ). Если первое положение является полностью истинным: [то есть, что] Христос восстал из мертвых; необходимо чтобы связанное с этим являлось истинным: [то есть, что] воскресение мертвых существует. Так как через частное доказательство, доказывается и общее. И наоборот, если кто-нибудь говорит, что общее является ложью: [то есть, что] воскресение мертвых [не] существует, он не найдет полностью истинным и частное [то есть, что] Христос восстал из мертвых. Если общее невозможно, то совершенно невозможно, что существует что-либо [частное]. Однако то, что Христос восстал из мертвых является верой и беспрекословностью для принимающих Слово. Тот кто верует в частное, [то есть] воскресение Христово, неизбежно будет иметь веру и в общее.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010