Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФЛЯНСТВО течение в Русской Православной Церкви в кон. 1927-1943 г. Название происходит от имени его духовного руководителя митр. Иосифа (Петровых) . Возникновение И. было связано с тяжелым положением, в котором находилась правосл. Церковь в СССР в сер. 20-х гг. ХХ в. В это время легальным статусом обладали только активно сотрудничавшие с властями обновленцы (см. Обновленчество ) и григорианский Временный высший церковный совет (см. Григорианский раскол ), а вся организационная структура Патриаршей Церкви признавалась незаконной. Массовые аресты, проводимые властями среди епископата, имели целью лишить Церковь управления и единой организации. После ареста в дек. 1925 г. Местоблюстителя Патриаршего престола митр. сщмч. Петра (Полянского) по его завещательному распоряжению Заместителем Местоблюстителя стал митр. Сергий (Страгородский ; с 1936 Патриарший Местоблюститель, с 1943 Патриарх Московский и всея Руси). В кон. 1926 г. митр. Сергий сам оказался под арестом, после чего короткое время обязанности Заместителя Местоблюстителя исполнял Ленинградский митр. Иосиф (Петровых), а потом Угличский архиеп. сщмч. Серафим (Самойлович) , который предложил остававшимся на свободе архиереям управлять епархиями, по возможности полагаясь на самих себя. Адм. связи между епархиями фактически уже не действовали. Возникла реальная угроза утраты единства Церкви, потери преемственности каноничной власти. В этих условиях находившийся в заключении митр. Сергий (Страгородский) вел переговоры с представителями ОГПУ о возможности легального существования Патриаршей Церкви в СССР при условии выполнения ряда договоренностей. В число требований ОГПУ к митр. Сергию помимо провозглашения лояльности к советской власти и осуждения всех враждебных по отношению к ней выступлений входило установление контроля гос. органов за назначением архиереев на кафедры. Митр. Сергий вынужден был принять эти условия, настаивая при этом на прекращении репрессий против духовенства, на освобождении заключенных и возвращении сосланных священнослужителей, на создании условий для нормальной церковной жизни (легализации высшего и епархиального управления, церковных изд-в и духовных школ и др.). В марте 1927 г. митр. Сергий был освобожден из-под ареста и вскоре вернулся к исполнению обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Он имел теперь резиденцию в Москве, а не в Н. Новгороде, как было до ареста. В мае того же года митр. Сергий образовал Временный Свящ. Синод, получивший регистрацию от НКВД. Местные органы власти регистрировали епархиальных архиереев и епархиальные советы. Началась работа по воссозданию всей церковно-адм. структуры Московского Патриархата на легальных основаниях.

http://pravenc.ru/text/673719.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – февраль 2016 19 мин., 18.02.2016 1-я страница обложки – на белом фоне большое зеленое надкусанное яблоко с биркой «вещдок (фото Владимира Ештокина), внизу крупная красная надпись: «ВИНОВНЫ!», под ней вопрос: «Правда ли, что за грехи Бог выносит нам смертный приговор?» См. в разделе «Вера» статью Александра Ткаченко «Лишает ли Бог жизни за грехи?» (С.22-27).   Пролог : (на заставке фото Gino Andenmatten)   Давид Самойлов. Память («Я зарастаю памятью,/Как лесом зарастает пустошь…»). Стихотворение. 1964//Фома. - – февраль 2016. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Колонка редактора:   Владимир Гурболиков , первый заместитель главного редактора. Всегда буду помнить его слезы . Фото Владимира Ештокина//Фома. – – февраль 2016. – С.4-5. – (рубрика « Колонка редактора »).   Интервью номера:   Лицемерие хуже любой брани . Беседа с Сергеем Шаргуновым , писателем, главным редактором интернет-издания «Свободная пресса», сыном известного священника – протоиерея Александра Шаргунова. Беседовала Дарья Баринова . Фото Владимира Ештокина и из семейного архива Сергея Шаргунова//Фома. - – февраль 2016. – С.6-13. – (рубрика « Интервью номера »). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Александр Щипков , первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ//Фома. - – февраль 2016. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Вопрос номера: Почему священники публично не обличают коррупционеров? [Письмо читателя/ Людмила и ответы на поставленный вопрос]. Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – февраль 2016. – С.14-21. – (рубрика « Вопрос номера »). На вопрос отвечают: Протоиерей Владимир Воробьев , ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Священник на броневике. – С.16-17; Протоиерей Максим Козлов , первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви. Подготовила Дарья Баринова . Молчание и золото. – С.17-18;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-154-...

А.В. Попов 1 Самойлов В. А. Семен Дежнев и его время. С прил. отписок и челобитных Семена Дежнева о его походах и открытиях. М.: Главсевморпуть, 1945. Дивин В. А. К берегам Америки. Плавания и исследования М. С. Гвоздева, первооткрывателя Северо-Западной Америки. М.: Географгиз, 1956. 2 Куренков А. Аляскинская (Кадьякская) миссия//ПЭ, т. И, с. 89. О статье Куренкова см.: Попов A.B. Вторая Камчатская экспедиция Беринга//Православный летописец Санкт-Петербурга, 2006, 25, с. 88–95. 3 В США 200-летие Православной Церкви в Америке отмечалось именно 24 сентября/5 октября 1994 г. 5 Возвращаясь из путешествия по Аляске, преосвящ. Нестор упал с палубы судна и утонул; погребен архиерей был на острове Уналашке. 7 «25 марта 1891 г., в Неделю Православия, в Миннеаполисе еп. Владимир воссоединил с РПЦ весь приход А.– 361 прихожанина» (Куренков А., Солдатов Г. Алексий//ПЭ, т. I, с. 659). Заметим, что 25 марта в 1891 году было средой по григорианскому календарю или понедельником (четвертой седмицы Великого поста) согласно юлианскому; Торжество Православия праздновалось 10/22 марта 1891 г. В составленной в 1893 году биографии Товта А. Г., ныне хранящейся в архиве Православной Церкви в Америке, написано: «1891 – March 12/24. Reunited with the Russian Orthodox Church by the Most Reverend Vladimir, with the entire parish of 365 souls, after a festival service and confession by all people of the Faith, in the church of the Holy Virgin Protectorate in the city of Minneapolis». (The Orthodox Church in America and other writings by Saint Alexis, Confessor and Defender of Orthodoxy in America/Translated and edited by George M. Soldatow. Minneapolis: AARDM Press, 1996. P. 86–87.) Из прошения свящ. Алексия Товта Святейшему Синоду от 28 мая/9 июня 1891 г.: «Мои вернии, котории уже до сих пор с мною много терпели от здешнего бискупа, решили – когда бискуп грозил нашу Церковь закрыть – отказаться этой несчастной унии, и мы пригласили Преосвященного Г. Владимира, Епископа Алеутского и Аляскинского, до нас и 25“ Марта мы в руки Его сложили Вероисповедание, и узнали и узнаваем Его, собственно же Святейший Правительствующий Синод за единственного Велителя нашей Церкви! И то днесь всего 80 семейств, вкупе же вси: 420 душ токмо в Миннеаполисе; и мы, слава Богу, снову возвратились тамо, откуда праотцы наши обманом, насильствием отторгнути были! Вероятно, рапорт о сем, чрез Преосвященного нашего Архиерея Владимира зделан, в руках Ваших Святейшеств!» (РГИА, ф. 796, оп. 172, год 1891, д. 2606, л. 9.).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Всем миром возродим усадьбу первого Георгиевского кавалера Расположенная в деревне Жабино Гатчинского района Ленинградской области усадьба генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского пребывает в полуразрушенном состоянии 10.12.2019 806 Время на чтение 3 минуты Общественные организации провели мероприятия, посвященные Дню Героев Отечества и 250-летию ордена Святого Георгия. Так, одно из мероприятий провело патриотическое общество исторического просвещения «Двуглавый Орел» (см. телерепортаж о событии ). 8 декабря в библиотеке Духовно-просветительского центра при храме Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка состоялось мероприятие , посвященное Дню Героев Отечества, 250-летию ордена Святого Георгия и 100-летию М.Т. Калашникова. В мероприятии приняли участие члены Александро-Невского братства Сергей Попсуй и Кирилл Хейфиц. В тот же день в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре собрались гвардейцы всех поколений, ветераны боевых действий, родные и близкие погибших Героев России и легендарной 6-й Гвардейской роты ВДВ, суворовцы, нахимовцы, жители и гости города, а также Рота Почетного Караула и личный состав Западного Военного округа, военнослужащие Федеральных войск Национальной Гвардии. По благословению Наместника Александро-Невской Лавры епископа Кронштадтского Назария панихиду по всем погибшим Героям Отечества совершил насельник обители иеромонах Димитрий (Самойлов). Инициаторы и организаторы мероприятия: Герой России, кавалер 3-х орденов Мужества В.Н. Чухванцев – лидер Межрегионального патриотического движения «Гвардия», В.Г. Громов – президент Фонда помощи ветеранам спорта, силовых структур и членам их семей «Возрождение», при поддержке Постоянного представителя Главы Удмуртской Республики в Санкт-Петербурге и Северо-западном Федеральном округе В.В. Просвирнина и Комитета по печати и взаимодействию со СМИ. Безусловно, все эти мероприятия надо проводить! И это здорово, что они проведены! Но. Опять не без ложки дегтя… Точнее не без грустинки по утрачиваемому… И, знаете, есть от чего грустить... В ТВ-репортаже сказано, что первым георгиевским кавалером стал генерал-фельдмаршал Петр Александрович Румянцев-Задунайский. Так вот, в деревне Жабино Гатчинского района Ленинг радской области, всего-то в получасе езды от Санкт-Петербурга, расположена усадьба, некогда принадлежавшая герою России — первому георгиевскому кавалеру П.А.Румянцеву-Задунайскому!

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/10/vs...

Кимры. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Храм Вознесения Господня построен был в 1813 г. на мес­те стоявшей здесь ранее деревянной церкви. Строился он на средства прихожан и братьев Башиловых, «бывших в те вре­мена — как замечает купец Малюгин в своей рукописи об ис­тории Кимр — в зените сланы и денежного имущества». Ко­локольня и трапезная выстроены были в 1829 г. преимущест­венно на средства еще одного из самых зажиточных кимряков того времени — А. С. Мошкина. Устройство иконостаса, золо­чение крестов, стенная роспись были завершены также на его средства. Храм был выстроен из кирпича, оштукатурен, детали де­кора были выполнены из белого камня, он имел апсиду, тра­пезную, два придела и колокольню. Стройная, четырехярус­ная колокольня была увенчана барабанчиком с главкой. На ней звонили 10 колоколов. Главный престол храма был наз­ван во имя Вознесения Господня, правый придел назывался в честь Успенья Божьей матери, левый — Великомученика Дмитрия Солунского, Храм и расположенное возле него приходское кладбище были огорожены каменной оградой с двумя воротами. От церкви брала свое начало улица, названная по имени храма Возне­сенской. Да и вся заречная часть Кимр именовалась тогда Вознесенской стороной. (При советской власти Вознесенская улица была переименована в Рязанскую, а и 1930-х годах она стала называться улицей Салтыкова-Щедрина). В ризнице храма долгое время хранился ценный историчес­кий документ—грамота соправителей русского государства, ца­рей Ивана, Петра Алексеевичей и их сестры Софьи Алексеев­ны, выданная к 1688 г. на имя боярина Ф. П. Салтыкова- на владение Кимрской вотчиной (дочь Ф. П. Салтыкова—Праско­вья Федоровна — была в замужестве за царем Иваном, бра­том Петра Первого). Текст грамоты был написан на перга­менте длиной 93, шириной 63 см. Письмо исполнено прекрасной славянской вязью. Грамота имела вислую на серебряном шнуре печать и хранилась в большом красного дерева киоте за стеклом в церковной ризнице. Нижний ярус иконостаса состоял из больших икон в сереб­ряных ризах. В храме находилось немало ценностей, среди которых обращал на себя внимание серебряный позлащенный крест большого размера с надписью последней владелицы Кимр графини Самойловой. Из икон наибольшим почитанием пользовались образы Великомученика Дмитрия с житием редкого изображения, Знамения Божьей Матери с клеймами, образ Спасителя. В непосредственной близости от храма поч­ти на пересечении нынешних улиц С. Щедрина и Орджони­кидзе стояла каменная часовня.

http://sobory.ru/article/?object=01846

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИЛОВСКАЯ ГРУППА НЕПОМИНАЮЩИХ («Даниловская оппозиция»), распространенное в церковно-научной лит-ре обозначение архиереев РПЦ, близких к настоятелю Данилова во имя прп. Даниила Столпника московского муж. мон-ря Волоколамскому архиеп. Феодору (Поздеевскому) , к-рые не приняли «Декларацию» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского , впосл. Патриарх) и прекратили его поминовение за богослужением (см. ст. «Непоминающие» ). В 1-й пол. 20-х гг. XX в. вокруг Данилова мон-ря и архиеп. Феодора, авторитетного ученого-богослова, бывш. ректора МДА, существовало многочисленное сообщество пребывавших в Москве архиереев. В этот круг входили митрополиты Новгородский Арсений (Стадницкий) и Варшавский сщмч. Серафим (Чичагов) , архиепископы Угличский сщмч. Серафим (Самойлович) , Черниговский Пахомий (Кедров) , Иркутский Гурий (Степанов) и др. Связанные с Даниловым монастырем архиереи активно выступали против обновленчества и вмешательства гос-ва в дела Церкви. После освобождения из-под ареста в июне 1923 г. Патриарха свт. Тихона среди епископата РПЦ возникли разные суждения о целесообразности продолжения управления Церковью Патриархом, к-рый по-прежнему находился под угрозой суда. Однако на состоявшемся вскоре в Даниловом мон-ре архиерейском совещании архиереи-«даниловцы» настояли на обращении к Патриарху с просьбой остаться во главе Церкви. Позиция «даниловцев» послужила основанием для Патриарха выразить даниловскому настоятелю признательность (Акты свт. Тихона. С. 737-738). Уважавший и ценивший архиеп. Феодора Патриарх Тихон предлагал ему должность управляющего Ленинградской епархией. Архиеп. Феодор отказался от этого назначения. Видимо, на это решение повлияло неодобрение архиеп. Феодором проводимой Патриархом Тихоном после освобождения более гибкой линии в отношениях с властями и, в частности, допущение возможности переговоров с обновленческим синодом. Против такой возможности архиереи-«даниловцы» активно выступили на состоявшемся в кон. сент. 1923 г. в Донском мон-ре архиерейском совещании, большинством голосов отвергнувшем предложение о компромиссе с обновленцами. Самостоятельная позиция архиеп. Феодора и его сторонников дала основание Патриарху шутливо назвать их «конспиративным Синодом» ( Цыпин. С. 105). Однако не следует считать, что архиеп. Феодор и единомышленные ему архиереи образовали какой-то самочинный орган церковного управления, существовавший одновременно с учрежденным Патриархом Временным Священным Синодом , и создали к.-л. структуры, обособленные от Патриаршей Церкви. «Оппозиционность» архиереев-«даниловцев» выражалась в полемике, не выходившей за пределы канонического повиновения Патриарху.

http://pravenc.ru/text/171335.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – декабрь 2017 18 мин., 26.12.2017 1-я страница обложки. Человек, на большой высоте идущий по канату со страховочным поясом (фото Plainpicture RM/Tobias Leipnitz/Diomedia). В центре надпись – НЕСМЕРТЕЛЬНЫЙ НОМЕР. Как преодолеть свои страхи по-христиански. См. в разделе «Вера» беседу с протоиереем Павлом Великановым «Как избавиться от страха и начать жить» (с.26-34) и высказывание Патриарха Кирилла «Оптимизм по-христиански» (с.35). Пролог Давид Самойлов. « Когда замрут на зиму… ». Стихотворение. 1986//Фома. - – декабрь 2017. – С.2. – (рубрика «Пролог» ).   Содержание : С.3.   Числа: Даты месяца. Декабрь //Фома. - – декабрь 2017. – С.4-5. -(рубрика « Числа »). Представлены даты:   10 декабря. 80 лет назад родился филолог и культуролог Сергей Аверинцев (1937-2004) – уникальный человек, сумевший в годы государственного давления на Церковь писать о христианстве с позиций верующего человека . Фотопортрет. – С.4; 27 декабря. 1480 лет назад (в 537 году) в Константинополе был торжественно освящен православный собор святой Софии. Фото Владимира Ештокина. – С.4;   1 декабря. 150 лет назад умер митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) (1783-1867). Самым  значительным его трудом стал перевод Библии на русский язык. – Ил.: Портрет Филарета (Дроздова) и фото «Библии» (издание 1874        года). – С.5;   4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Ил.: Икона праздника. – С.5;   9 декабря. День памяти святителя Иннокентия, епископа      Иркутского. Ил.: Церковное изображение святителя. – С.5. Колонка главного редактора: Владимир Легойда . Кровь миллионов: судить нельзя простить //Фома. - – декабрь 2017. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »). этой колонки смотрите на телеканале «Царьград» (tsargrad.tv)   Интервью номера: Владимир Маторин: «Мою жизнь перевернул вечер, когда я узнал, что такое духовная музыка» . [Всемирно известный бас – Владимир Анатольевич Маторин – поделился воспоминаниями о своем пути к крещению, к Большому театру, о многочисленных поездках по русским городам и селам, о важных событиях в жизни своей семьи]. Подготовила Дарья Баринова . Фото Владимира Ештокина; Александра Косинца/ТАСС. 1997; Дамира Юсупова/Большой театр; Владимира Вяткина/РИА Новости; Из семейного архива автора//Фома. - – декабрь 2017. – С.8-13. – (рубрика « Интервью номера »). Имеется биографическая справка « Владимир Анатольевич Маторин » (С.10).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-176...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июль 2021 31 мин., 06.08.2021 На обложке: Павел Корин. «Александр Невский». ГТГ. Фрагмент. Фоторепродукция О. Игнатович/РИА Новости. Внизу страницы поверх репродукции надпись - НЕВСКИЙ — и уточнение темы: ПОЧЕМУ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ НЕ ПРИНЯЛ ПОМОЩЬ ЗАПАДНЫХ ПАРТНЕРОВ И НЕ ПОКОНЧИЛ С ОРДОЙ? (см. одноименный материал в разделе «Культура», С.58-65). Пролог : Давид Самойлов. Летний день ( «Наполнен яблоневым светом...»).Стихотворение, 1987//Фома. - – июль 2021. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: июль //Фома. - – июль 2021. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 28 июля. День крещения Руси. [Существует миф о крещении Руси «огнем и мечом». Однако, как рассказал «Фоме» доктор исторических наук Сергей Алексеев, «ни один ранний источник о насильственном крещении не говорит. “Огонь и меч” нам известны только из одного текста — приводимой историком XVIII (!) века В. Н. Татищевым Иоакимовской летописи. Но во-первых, “Иокимовская летопись” сама подчеркивает, что дело касалось только Новгорода. Во-вторых, “Иокимовская летопись” - источник не только поздний, но и весьма сомнительного происхождения...»]. Ил.: Крещение Руси. Виктор Васнецов. 1885-1896. - С.4; 6 июля. День Владимирской иконы Божией Матери. [Икона в XII веке была прислана киевскому князю Мстиславу Владимировичу в подарок из Константинополя. Название - Владимирская - она получила после того, как ее перенесли во Владимир. В 1395 году икону снова перенесли, на этот раз - в Москву, которой угрожал монгольский завоеватель Тамерлан. По преданию, Матерь Божья явилась ему во сне, и хан увел свои войска от Москвы без боя. Знаменитый Сретенский монастырь назван так потому, что был построен на месте «сретенья» иконы — там, где москвичи встречали святыню из Владимира. Сейчас икона находится в храме-музее при Третьяковской галерее в честь свт. Николая в Толмачах]. Ил.: Владимирская икона Божией Матери. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-219-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – октябрь 2015 17 мин., 01.10.2015   1-я страница обложки – на белом фоне силуэт мужчины, который держит в ладонях большое алое сердце, вынутое из его груди. И надпись: «Христианская любовь… к себе ». См. одноименную статью Владимира Гурболикова (С.14-15) в рубрике «Тема номера. Любовь к себе» и др. материалы.   Пролог : (на заставке – фото LongitudeLatitude , www . flickr . com )   Давид Самойлов. «Дождь пришел в городские кварталы...». Стихотворение. Октябрь 1961//Фома. - – октябрь 2015. – С.2. – (рубрика «Пролог» ).   Содержание : С.3.   Колонка главного редактора: Владимир Легойда . В потемках собственной души , или О том, что мешает быть счастливым . Фото Sona Maletz//Фома. - – октябрь 2015. – С.4-5. – (рубрика « Колонка главного редактора »).   Интервью номера : Иван Глазунов : « Я хочу, чтобы мои дети увидели ледоход ». Разговор с художником, который рвется из центра Москвы на Север . Беседовала Дарья Баринова . Фото Юлии Маковейчук и из архива Ивана Глазунова. Ил. - Репродукции картин Ивана Глазунова: Середина лета. 2010; Семейный портрет. 2002; Распни его! 1995; Первый снег на Двине. 2007//Фома. - – октябрь 2015. – С.6-13. – (рубрика « Интервью номера »).   Тема номера. Любовь к себе :   Владимир Гурболиков , первый заместитель главного редактора. Христианская любовь… к себе . [Вступление к «Теме номера»]. Фото «РИА Новости»//Фома. - – октябрь 2015. – С.14-15. – (рубрика « Тема номера . Любовь к себе »). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Павел Степанов , президент          кинокомпании «Централ партнершип//Фома. -         – октябрь 2015. –        С.98. – (рубрика « Эпилог »).   « Только на крючке страдания выуживается ЛЮБОВЬ » . Беседа с протоиереем Павлом Великановым , кандидатом богословия, настоятелем Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде. Беседовала Ольга Андреева //Фома. - – октябрь 2015. – С.16-19. – (рубрика « Тема номера . Любовь к себе »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-150...

С. Ф. Михеев, С. Н. Остапенко. Неконструктивность исторической аргументации в статье В.Г.Ченцовой     Несколько предварительных замечаний в связи с дискуссией вокруг проблемы Киевской митрополии   Предлагаемая вниманию читателя обширная рецензия С. Ф. Михеева и С. Н. Остапенко является продолжением полемики (подробней ее историю см. в публикуемом ниже тексте) вокруг исторических и канонических аспектов перехода Киевской митрополии в подчинение Московскому патриархату из-под власти Константинопольской патриархии в 1686 г. Эта полемика получила мощный импульс в связи с выпуском издательством «Православная энциклопедия» фундаментального сборника документов «Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью». Оно вызвало резкую и местами выходящую за неписанные каноны академической критики рецензию В. Г. Ченцовой, которая в тот момент готовила собственное исследование на эту тему, вышедшее спустя полтора года. Основная задача, сформулированная исследовательским коллективом во главе с Б. Н. Флорей, сводилась к широкому освещению малоизвестных внутри- и внешнеполитических обстоятельств, которые с максимальной полнотой раскрывали причины и предпосылки событий 1686 г. В этом смысле были подробно изучены не только документы, касавшиеся взаимоотношений России с греческими патриархами и османским правительством, но и наименее известные сюжеты – о взаимоотношениях России и Речи Посполитой, а также о контактах Москвы с гетманом И. Самойловичем и украинским духовенством по обеим сторонам Днепра (и под властью царя, и под властью польского короля). Для охвата столь масштабной проблематики в исследовательскую группу вошли специалисты по русско-греческим (Н. В. Чистякова), русско-османским (М. Р. Яфарова), русско-украинским и русско-польским (Б. Н. Флоря, К. А. Кочегаров) связям. Готовя издание, исследовательская группа просмотрела множество собраний из «посольских» фондов РГАДА, содержавших турецкие, польские, греческие и малороссийские дела 52, 79, 89, 124, 229), а также малороссийской экспедиции сената (ф. 248). В дополнение к этому были переизданы известные с XIX в. документы из патриаршего сборника «Икона» (хранится в ОР РНБ), к которым добавились несколько других из зарубежных архивов.

http://sedmitza.ru/lib/text/9975736/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010