«образом сед, в схиме, брада аки у Димитрия Прилуцкаго, или аки Иоакимовы, ризы прпдническия, в руце свиток», Ф. «в схиме, образом и ризами аки Евдокия, руки к Петру простерты. А за ними монастырь» (Мстёрский худож. музей. Науч.-вспомогат. фонд. 358. 445. Л. 266-266 об.). Типология парных изображений П. и Ф. Р. П. Дмитриева и О. А. Белоброва, разделяя образы П. и Ф. на 2 основных типа - «минейный» и «в молении», полагали, что они «независимы от сюжетного повествования» и «связаны с традиционным художественным воплощением двух избранных святых… сходном с устойчивыми парными иконографическими типами» ( Дмитриева, Белоброва. 1985. С. 143). Однако парное, нераздельное изображение П. и Ф. в этом иконографическом ряду уникально, поскольку представляет чету супругов, прославленных в одном чине, в монашеском образе, и умерших в один день. Истоки такой иконографии обнаруживаются и в сюжете Повести о Петре и Февронии, и в тексте их службы, прославляющих единство мужа и жены (см.: Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Моск. царства. СПб., 1995. С. 225-226, 229-230). Самым ранним примером нераздельного изображения П. и Ф. является новгородская таблетка, на которой они представлены вместе со сщмч. Панкратием Тавроменийским (сер. XVI в., НГОМЗ: см.: Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. М., 1977. Ил. с. 33-34. С. 31, 36). П. и Ф. изображены прямолично, почти равными по росту (П. немного выше), облаченными в монашеские одежды («ряску», мантию, в схиме); куколь на голове П. островерхий, на голове Ф.- округлый. Правой рукой П. благословляет, в левой - держит свернутый свиток. Ладонь левой руки Ф. раскрыта вовне перед грудью, в правой она держит крест (это нетипично для ее изображения, очевидно, деталь заимствована из иконографии преподобномучениц Евдокии Илиопольской и Феодосии К-польской, которым Ф. уподобляется в иконописных подлинниках). Известна также более поздняя московская таблетка на июнь с образами П. и Ф. из собрания П. Д. Корина (1597, ГТГ, см.: Антонова В. И. Древнерус. искусство в собр. П. Корина. М., 1966. С. 72). Раздельные изображения П. и Ф. встречаются редко, и даже в этих случаях они, как правило, входят в единую композицию. Так П. и Ф. представлены на 2 гранях сев.-зап. столба в росписях Архангельского собора Московского Кремля (настоящая роспись 1652-1666 гг. с воспроизведением программы первоначальной 1564-1565 гг.; см.: Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля. М., 2004. С. 189, 190. Ил. на с. 194, 196), где они в руках держат свернутые свитки.

http://pravenc.ru/text/2580394.html

447 Шевелев И.Ш. Принцип пропорции: О формообразовании и природе, мерной трости древнего зодчего, архитектурном образе, двойном квадрате и взаимопроникающих подобиях. М., 1986. С. 147; Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси (X–XIII вв.). СПб., 1994. С. 110–113. 450 См.: Шевырев С.П. Поездка в Кирилло-Белоэерский монастырь. Вакационные дни профессора С. Шевырева в 1847 году. М., 2009. С. 33. 451 «Город-сказка, Новгород Великий». Поэтический путеводитель. Посвящается 1150-ети. Великого Новгорода. Великий Новгород. 2008. С. 80. 452 Лазарев В.Н. Групповой портрет семейства Ярослава//Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970. С. 27–54; Высоцкий С.А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. Киев, 1989. С. 64–112. Другую атрибуцию данного изображения см.: Никитенко Н. Собор святой Софии в Киеве. История, архитектура, живопись, некрополь. М., 2008. С. 140. 453 Лазарев В.Н. Групповой портрет... С. 36; Он же. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947. Табл. 17 б. 454 Самойлова Т.Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля. Иконографическая программа XVI века. М., 2004. 188. 455 Царевская Т.Ю. Собор святой Софии в Великом Новгороде. СПб., 2008. С. 8. Подробнее об этом см.: Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000. С. 126. 456 Ср.: Кириченок Е.И. Символика сакрального пространства в русской архитектуре (город и село, кремль и монастырь, храм)//Макариевские чтения: «Христианская символика». Материалы XVI Российской научной конференции памяти святителя Макария. Посвящается 600-летию Можайского Лужецкого Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря. Можайск, 2009. Вып. 16. С. С. 437. 457 Шевырев С.П. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Вакационные дни профессора С. Шевырева в 1847 году. М., 2009. С. 108. 459 См.: Флоренский П., свящ. Храмовое действо как синтез искусств//Флоренский П., свящ. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 201–205; То же//Флоренский П., свящ. Собрание сочинений. Т. 1: Статьи по искусству. Paris, 1985. С. 41–55.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

ААЭ. Т. IV. 223. Подлинники следственного дела и акта деканонизации см.: ГИМ. Синодальное собр. II. Рукопись 17. Л. 266—310; Синодальное собр. 684/983. А 381—415. Копия дела и акта опубл. Н. И. Костомаровым (Вестник Европы. 1870. 4). При перенесении ее мощей в новый каменный храм присутствовал сам царь Алексеи Михайлович с семейством и боярами. Канон св. Анне написал Епифаний Славинецкий. См.: Филарет [Гумилевский]. еп. Харьковский. Обзор русской духовной литературы. 862—1720. Харьков Т. I. С. 316-338. А не Игнатий Римский-Корсаков, служивший в то время церковным уставщиком на Соловках и, вопреки мнению И. А. Шляпкина, не принимавший участия в деле. ГИМ. Синодальное собр. 622. Л 1. О сочинении см.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 340—341; Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. Спб., 1882. С. 41-43. Об обстоятельствах тяжелейшей войны России С Турцией и Крымом 1673—1681 гг. см.: Костомаров Н. И. Руина. Гетманства Брюховецкого, Многогрешного и Самойловича//Собр. соч. Исторические монографии в исследования. Спб., 1905. Кн. VI. Т. XV; Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М.. 1991. Кн. Л-УП. Т. 12-13; Попов А. Турецкая воина в царствование Феодора Алексеевича//Русский вестник. 1857. 6-7 (Т. VIII); Загоровский В. П. Белгородская черта. Воронеж, 1969; он же. Изюмская черта. Воронеж, 1980. Страшные удары, нанесенные всадниками Крымского ханства польским крылатым гусарам и венгерской кавалерии в 1680-е гг., должны были раскрыть специалистам глаза на этот факт. Житие и Завещание. С. 122—123,128—130. Строгие критерии отбора специалистов в 1676—1682 гг. объясняют тот любопытный факт, что именно иноземцы, приглашенные в царствование Федора Алексеевича, эффективно служили России при Петре, тогда как самолично приближенные " Отцом Отечества " выскочки и авантюристы в большинстве оставили по себе печальную славу. Многие из этих материалов были обобщены затем в фундаментальном исследовании одного из близких к патриарху историков, посвященном многовековой борьбе народов Восточной и Центральной Европы с мусульманскими завоевателями: Андрей Лызлов. Скифская история//Богданов А. П., Чистякова Е. В. М., 1990.

http://sedmitza.ru/lib/text/443319/

Пушкин Григорий Гаврилович, дум. дв., ок., бр. Пушкин Матвей Пыпин А.Н. Р адзивилл Я., вел. гетман Литовский Разин Степан, атаман Райков Б.Е. Рамазанова Н.В. Ранчин А.М. Рафаил Корсак, униатский митр. Рафаил, еп. Коломенский Рейнер, фабрикант Репнин Борис Александрович, кн., бр. Робинсон А.Н. Ровинский Д.А. Ровоам, сын ц. Соломона, ц. Израиля, библ. Рогачевская Е.Б. Рогов А.И. Рогожкина Е.И. Родин Неофит, латинский миссионер Розенкампф Романенко А.И. Романов Н. Романова А.А. Романовы, царская династия Романчук Р. Ромодановская В.А. Ромодановская Е.К. Ромодановский Юрий Иванович, кн., бр. Ронен О. Роспильози, кардинал Ротар И. Ртищев Фёдор Михайлович, стряп. с ключом, постельничий, ок. Рувим, старший сын Иакова и Лии, библ. Руди Т.Р. Румянцев Н.П. Румянцева В.С. Рыбаков А.А. Рыжова Е.А. Рюрик, вел. кн. Рюхин Афонька, прис. Рюхин Игнашка, прис. Рягузова М.Л. С авастьянов Ивашка, пятидес., стр. Савва (Севастос, Савелий, Савастьян) Дмитриев, грек Савва (Тихомиров) , архим. Савва В. Савва Сторожевский, прп., св. Савва, кел. Чудова мон. Савва, певчий, сторонник патр. Никона Савватий, инок, см.: Вонифатьев Стефан Савей, библ. Савина Л.Н. Савицкая О.Д. Савка, пов., сторонник патр. Никона Савл, библ., см. Павел, ап., библ. Саврасов Любим, сот. стр. Садок, первосвщ., библ. Сазонова Л.И. Салмина М.А. Салтыков Пётр Михайлович, бр. Самей, пророк, человек Божий, библ. Самойлова Т.Е. Самуил, сын Елканы и Анны, последний великий Судья Израиля, библ. Сапожникова О.С. Сапунов Б.В. Сапфира жена Анании, библ. Сарафанова Н.С. см.: Демкова Н.С. Сарра жена Авраама, библ. Саруя, библ. Саул, первый ц. Израиля, библ. Сафонов Василий, д. Сахаров И.П. Свечин Пётр, новгородец, гонец Свильнева Василиса Ионовна, крепостная Святослав Мстиславич, кн. Святославский А.В. Севастьянова С.К. Севериан, еп. Гавальский Седов П.В. Седова Р.А. Седрах, еврейский пленник у вавилонского ц. Навуходоносора Семей, израильтянин, библ. Семён, очевидец чудесного явления над Иверским мон. Семёнов Добрыня, д. Семёнов Микишка, порт.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

22 .07(04.08).1925–1926: Иоанн Ильин 1926–1929: 04 .1929–27.08(09.09).1930: Симеон Канарский 1930–1932: 21 .07(03.08).1932–: Сергий Озерецковский Троицко-Савская (обн.) см. Селенгинская (обн.) Тульская 15(28).02.1908–25.05(07.06).1917: Парфений Левицкий 29 .07(11.08).1917–19.10(01.11).1923: Иувеналий Масловский 1922–1922: Игнатий Садковский , в. у. 1923–1923: Игнатий Садковский 19 .10(01.11).1923–25.04(08.05).1925: Николай Могилевский 1925–1927: 15(28).09.1927–11?.1927: Борис Шипулин Платон Тихомиров, в. у. 05(18).12.1928–22.11(05.12).1933: Флавиан Сорокин 22 .11(05.12).1933–05(18).06.1936: Онисим Пылаев 05(18).06.1936–09.1936: Александр Щукин 13(26).08.1937–: Аполлос Ржаницын –1940: 12 .1940–1941: Алексий Сергеев 1942–1943: Питирим Свиридов, в. у. 28 .06(11.07).1943–05.1944: Алексий Сергеев, в. у. 1944–1946: Виталий Введенский 1946–19.03(01.04).1952: Антоний Марценко Тульская (обн.) 03(16).08.1922–27.04(10.05).1930: Виталий Введенский 1930–1930: Николай Алявдин 1930–: Георгий Добронравов 1932–1934: Тихон Попов 1933–1934: Николай Смирнов, в. у. 1933–1935: Георгий Добронравов, паки 1936–1937: Тихон Попов, паки 1938–1938: Николай 1938–1942: 31 .08(13.09).1942–1944: Пётр Турбин Тульчинская (обн.) –1922: Фотий Маньковский –1927: 1927–12(25).05.1928: Фотий Топиро 1928–1935: 08 .1934–09(22).07.1936: Николай Поликарпов Туринская (обн.) (28).07.1923–09.1923: Александр Филиппов Туркестанская см. Алма-Атинская Туровская см. Пинская Тутаевская 26 .09(09.10).1921–1927: Вениамин Воскресенский 1927–1930: 1930–22.09(05.10).1932: Вениамин Воскресенский, паки Тюменская 1922–: Иринарх Синеоков-Андреевский 1924–: Димитрий Локотко Тюменская (обн.) 15(28).01.1923–05(18).09.1923: Алексий Копытов 10 .1924–27.09(10.10).1925: Михаил Трубин, в. у. 10(23)11.1925–: Александр Филиппов 1925(?)–1927: Серафим Коровин 06 .1927–02.1928: Иоанн Панцулай 03(15).02.1929–1930: Павел Громов Тянь-Цзыньская (заруб.) Углицкая (обн.) 1922–: Адриан Анцино-Чекунский Угличская 15(28).03.1909–1920: Иосиф Петровых 02(15).02.1920–04(17).02.1928: Серафим Самойлович

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Письмо полковника Самойловича своему отцу гетману см.: Лилеев М. И. Новые материалы… С. 40. Лилеев М. И. Из истории раскола…; Алексеев И. Указ. соч. С. 437; Христианское чтение. 1895. Т. II. С. 395. СГГД. Т. IV. 160; ДАИ. Т. X. 55, 59; ПСЗ. Т. II. 1002, 1053. Алексеев И. Указ. соч. С. 437, 442. Там же. С. 443. Житие Геннадия, рукопись Публичной библиотеки. О. XVII. Лл. 48, 174, 176; Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе… С. 169; Дружинин В. Г. Раскол на Дону… С. 239. Журавлев А. И. Указ. соч. С. 212; Мельников П. И. Указ. соч. С. 76; Лилеев М. И. Из истории раскола… С. 152. Алексеев И. Указ. соч. С. 433. Журавлев А. И. Указ. соч. С. 212. См. гл. 31, 32 этой книги. Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе… С. 130. Это была “Кормчая Книга”, изд. в 1650 году при патриархе Иосифе. См.: Зернова А. С. Указ. соч. С. 222; uek Ivan. Kormaja Kniga. Roma, 1964. S. 53—55; ср.: Барсов Т. В. О правилах карфагенского собора//Христианское чтение. 1879. Т. I. С. 215. Аввакум. Сочинения… С. 943. Есипов Г. В. Указ. соч. Т. I. С. 610—620; Алексеев И. Указ. соч. С. 23; Журавлев А. И. Указ. соч. С. 210—218; Александр Б. Указ. соч. Т. II. С. 180—183, 273, 295, 302. Иеросхимонаха Иоанна, основателя Саровской пустыни, сказание об обращении раскольников заволжских. М., 1875. С. 108 (“Сказание”, видимо, было составлено на Керженце в середине XVIII века). Есипов Г. В. Указ. соч. Т. I. С. 50 и сл.; Мельников П. И. Полн. собр. соч. Т. VII. С. 27—28; Православный собеседник. 1877. Т. I. С. 32. Мельников П. И. Полное собр. соч. Т. VII. С. 29. Смирнов П. С. Первые попытки раскольников приобрести архиерея//Õристианское чтение. 1906. VII; Христианское чтение. 1909. С. 32. Журавлев А. И. Указ. соч. С. 182—184; Макарий (Булгаков). История русского раскола. С. 301; Мельников П. И. Полн. собр. соч. Т. VII. С. 50—51. Смирнов П. С. История русского раскола старообрядства. С. 146; Мельников П. И. Полн. собр. соч. Т. VII. С. 50—81; Курносый Иона. История о бегствующем священстве//Есипов Г. В. Указ. соч. Т. II. С. 182—184.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=980...

У ложа Богоматери стоят не только апостолы – в правом нижнем углу изображены кланяющиеся ветхозаветные праведники, среди них можно отметить пророков Давида и Даниила. Присутствие при Успении Богоматери ветхозаветных праведников, а также благоразумного разбойника с крестом, стоящего за ложем Марии, напрямую указывает на то, что изображенное на иконе событие происходит не на земле, а на небе, а точнее – в раю. Особо примечателен тот факт, что сюжет рассматриваемого клейма написан на белом фоне. Именно этот цвет с самого рождения христианского искусства символизировал собою рай, как об этом пишет А. Н. Овчинников: «Всякое изображение на белом фоне следует понимать как сопричастие раю» . Традиционно на белом фоне изображают такие сцены, как «Сотворение Адама и Евы», «Авраамово лоно», «Встреча в раю благоразумного разбойника с пророками Илией и Енохом» (в иконах «Сошествие во ад»), «Спас Недреманное Око». Рассмотренные нами в качестве примеров памятники являются лишь малой частью образов Успения, которые любили и чтили на Руси. Популярности сюжета способствовал тот факт, что главные престолы соборов многих русских городов (Москвы, Коломны, Дмитрова, Владимира), а также монастырей, в том числе древнейших (Киево-Печерского и Псково-Печерского), были посвящены Успению Пресвятой Богородицы. Скабалланович М. Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 2004. С. 114–115. Там же. С. 121–122. См.: Кирпичников А. И. Успение Богородицы в легенде и в искусстве//Труды VI Археологического съезда в Одессе. 1884. Одесса, 1888. Т. 2. С. 191–235. Этингоф О. Е. Литургическая символика расположения сцен Рождество Христово и Успение Богоматери (по росписям Студеницы и Градаца)// Этингоф О. Е. Образ Богоматери: Очерки византийской иконографии XI–XIII веков. М., 2004. С. 216–217. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. С. 58. Там же. С. 93. Стамна в чаше у ложа Богоматери изображена также на иконе Успения первой четверти XV в. из Кирилло-Белозерского музея-заповедника. См.: Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М., 2005. С. 52. Кат. 2. Цит. по: Скабалланович М. Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 2001. С. 95. Осташенко Е. Я. «Успение» – храмовая икона Успенского собора Московского Кремля: К вопросу о развитии живописи Москвы во второй половине XV в.//Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV – начало XVI века. М., 2005. С. 50. См.: Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 30. С. 176. «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея/Сост. Н. В. Пивоварова. СПб., 1995. С. 48–49. Самойлова Т. Е. Ведущие аспекты программы росписи Архангельского собора//Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль: Материалы и исследования. М., 1999. Вып. 12: Искусство средневековой Руси. C. 167. Овчинников А. Н. Символика белого цвета// Овчинников А. Н. Символика христианского искусства. М., 1999. С. 118. Светлана Липатова

http://pravoslavie.ru/jurnal/06082614442...

Палладий, гр. «принадлежащий Палладе» Пальмира, город в древней Сирии Панкрат, Панкратий, гр. «всесильный» Панна, уменьш. от Полина и Павла Пантелеймон, нар. Пантелей, гр. «всемилостивый» Панфил, Памфил, гр. «всем друг» Парамон, гр. «твердый» Парижа, от «Париж» Парфен, Парфений, гр. «девственный» Патрикей, лат. «патриций» Пахом, Пахомий, гр. «широкоплечий» Пелагея, гр. «морская» Перфил, см. Порфирий Петр, гр. «камень» Пимен, Пиман, гр. «пастырь» Платон, гр. «широкий» Платонида, ж. к Платон Поликарп, Паликарп, гр. «плодовитый» Поликсена, Поликсения, гр. «гостеприимная» Полина, Палина, фр. эквивалент, русск. Павла (см.) Порфирий, гр. «пурпурный» Потап, Патап, Патапий, гр. «низменный» Потей, нар. от Потит, лат. «овладевший» Пров, Провий, лат. «честный» Прокл, лат. «далекий» Прокофий, Прокопий, гр. «преуспевающий» Прасковья, нар. Параскева, гр. «канун праздника» Прохор, гр. «начальник хора» Псой, гр. «мясо на чреслах», «поясница» Пуд, лат. «стыдливый» Пульхерия, лат. «прекрасная» Радий, от «радий» Разумник, слав. перевод гр. имени Синезиос Раиса, Райсса, гр. «легкая, покорная» Рая, уменьш. от Раиса Рева, м., от «Революция» Ревмира, от «Революция мира» Революционер, от «революционер» Регина, лат. «царица» Рената, лат. «возрожденная» Римма, Рима, ж. этимология неясна Рита, Ритта, уменьш. от Маргарита (см.) Роберт, герм. «прославленный» Рогнеда, др. русск. из сканд. ср. лит. раганита – волшебница Родион, Родиэон, гр. «розовый» Роза, лат. «роза» Розалия, от Роза Роман, Раман, гр. «крепкий» или лат. «римлянин» Ростислав, др. русск. «преумножай свою славу» Рубен, лат. «красный» Рудольф, герм. «знаменитый волк, мудрый волк» Русана, русск. произвольное образование Руслан, др. русск., заимствовано из тюрк. Руслана, ж. к Руслан Руф, м., лат. «рыжий» Руфина, ж. к Руф Рюрик, сканд. «славный король» Савва, Сава, др. евр. «неволя» Савватий, др. евр. «субботний» Савелий, Савел, Совелий, др. евр. «тяжкий труд» Саида, тюрк, «госпожа» Сампсон, Самсон, др. евр. «солнечный» Самуил, Самойла, Самойло, др. евр. «его имя – бог»

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Со 2-й пол. XVI в. в братии З. было значительное число иноков западнорус. происхождения, о чем в сер. 40-х гг. XVIII в. сообщал Григорович-Барский ( Григорович-Барский. 2004. С. 254, 262-268). Наиболее известен среди них укр. писатель-полемист и борец с унией иером. Иоанн (Вишенский) , проживавший в З. с 1596 г. и с краткими перерывами до кончины между 1621 и 1633 гг. ( Мицько I. З. Острозька слов " яно-греко-лат. akaдeмiя. К., 1990. С. 85-86). Вероятно, с ним связано появление в монастырской б-ке каллиграфического Евангелия-тетр 1550 г., переписанного его земляком и, возможно, родственником Лукой, протопопом вишненским (см.: Кодов, Райков, Кожухаров. 1985. С. 78-80. 38; Турилов А. А. Критерии определения слав.-молдав. рукописей XV-XVI вв.//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 152, 165). Укр. и белорус. монахи в кон. XVI - нач. XVII в. переписывали в З. церковно-учительную лит-ру для отправки на родину. Известен укр. список Торжественника в 2 томах (РГБ. Егор., 1528; РГБ. Собр. Лукашевича и Маркевича, 88), присланный в 10-х гг. XVII в. с Афона тем же иером. Иоанном (см.: Щапов Я. Н. Собрание рукописных книг И. Я. Лукашевича и Н. А. Маркевича. М., 1959. С. 82-83; Сметанина С. И. Записи XVI-XVII вв. на рукописях собрания Е. Е. Егорова//АЕ за 1963. М., 1964. С. 371). Устойчивыми связями З. с Украиной и Белоруссией объясняется присутствие в помяннике монастыря имен западнорус. иерархов (напр., архиеп. Полоцкого Каллиста), укр. гетманов Ивана Самойловича (вложившего в мон-рь Евангелие, «зело много на себе сребра имущое, с позлащением и художеством удивителним» - см.: Григорович-Барский. 2004. С. 254-255) и Ивана Мазепы со сродниками. В XVIII-XIX вв. З. стал одним из центров болг. возрождения. В 60-х гг. XVIII в. здесь работали родоначальники болг. историографии: анонимный автор т. н. Зографской истории, мон. Спиридон из Габрова, автор «Истории во кратце о болгаро-словенском народе» (1792), и архим. Паисий Хиландарский , к-рый благодаря богатой монастырской б-ке завершил «Историю славяно-болгарскую». Позже здесь жили деятели болг. возрождения иером. Неофит (Бозвели) , Иларион , еп. Макариопольский, и др.

http://pravenc.ru/text/199949.html

« Приглашали его к Тучкову; говорили, что “надо повлиять на митрополита Петра”. В чем? По-видимому, ставка на обновленцев была безуспешна, смотрят на староцерковников»,— писал о. Николай (см.: публикацию, 22 марта 1926 г.). В ОГПУ, не встретив в Патриаршем местоблюстителе готовности пойти навстречу своим требованиям, взялись за его заместителя, а как резервный вариант, что видно и из дневника, прорабатывался вопрос получения искомого от замещавшего арестованного митрополита Сергия архиепископа Серафима (Самойловича) , но тот отказался (см. публикацию, 15 марта 1927 г.). В начале 1926 г. в Ленинграде после очередного ареста троих епископов ГПУ задумало осуществить пробную легализацию сторонников канонической Церкви. Так, в феврале1926 г. протоиерея Николая Чукова пригласили повесткой в ГПУ, куда он пошел, захватив бутерброды и приготовившись снова сесть на тюремные нары, поскольку накануне следователь, в лице которых преимущественно и происходило общение духовенства с советской властью, сказал ему, что «вслед за епископами мы сможем забрать и Однако, к его удивлению, следователь предложил, чтобы он сообщил оставшимся на свободе епископам подумать над вопросом легализации в городе церковной организации в виде епархиального собрания, на которое власти могли бы дать свое разрешение (см. публикацию, 12 февраля 1926 г.). Заменившие духовные консистории епархиальные собрания (советы) , просуществовали недолго. Распоряжением советской власти к концу 1920 г. они прекратили свою деятельность в стране. Однако в 1926 г. ситуация с епархиальным собранием в Ленинграде повисла в воздухе, поскольку митрополит Иосиф не был допущен в епархию (см. публикацию, 1926–1927 гг.). В апреле 1927 г. митрополит Сергий получил свободу и вернулся к несению обязанностей Заместителя Патриаршего местоблюстителя. 20 мая он получил согласие НКВД на создание Временного Патриаршего Священного 29 июля 1927 г. от имени Заместителя Патриаршего местоблюстителя и Временного Патриаршего Священного Синода было издано послание (Декларация) об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти, вызвавшее многие споры и даже разделения в церковной среде в России и в Варианты декларации, как мы узнаем из дневника, митрополит Сергий тщательно разрабатывал еще с середины 1926 г., но медлил с ее заявлением (см. публикацию, 7 мая 1927 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10047581/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010