Л. 228 ...Символ святыя православныя вры глаголатися... – Молитва Символ веры является одной из важнейших, поскольку в ней в аподиктической форме простых предложений и бесспорных фактов излагаются главные догматы православной веры. Символ веры (начинается со слов «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя...») читается при крещении, на повечерии и полунощнице, входит в состав утренних молитвословий. ...на полунощнице, и на часх... на павечернице... – См.: 20. Примечания. Л. 121а. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго вка. Аминь» – последнее предложение из молитвы Символ веры . ...погуби глаголющия неправду. – Ср.: Пс. 62:12 . ...чтобы потребил Господь вся устны льстивыя и языкь велерчивый. – Ср.: Пс. 11:4 . 36 . Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (после 22 октября – до 5 декабря). РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 229–235. Столбец из семи сставов. Писцовая скоропись идентичная той, которой составлены челобитные на л. 214–223 и 225–228. Филигрань «Гербовый щит» типа: Хивуд 1950, 339 (1670). Челобитная датирована по датам, указанным в самой челобитной (л. 230) и в помете о доставке. (л. 229) 2195 Великому государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержцу благодать, милость, мир, душевное спасение и многолтное здравие от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа. Аминь. Богомолецъ вашъ, смиренный Никонъ патриархъ , о вашемъ, государеве, душевном спасении и тлесном здравии и о строении мира Господа Бога молю и должное метание творю. В прошлом, государь, во 183 (1675)-м году писал я к теб, великому государю, о нужных церковных потребах и о своих бдностехъ многих на кириловских старцов, что они по твоему, великого государя, указу столовых запасовъ не даютъ. А присылали ко мн на задор своему челобитью запасъ худой и недоброй и коиждо не в подобно время. Писал к нимъ стольникъ князь Самойло Шайсупов в прошлом во 183 (1675)-м году, чтобы они прислали ко Благовщениеву дни Пресвятыя Богородицы и к недли Цветной рыбы осетров. И Кирилова монастыря архимарит и строитель з братьею осетров не прислали, а прислали против твоего, великого государя, указу мяса самые худые и завтреные и не в подобно время. И принимать было у меня в то время некому – время постное, страшное, и класть было их нгде. А привезли они, не описався о томъ. А прежде того, не описався, не важивали. И после того писал к ним пристав князь Самойло Шайсупов, чтобы они прислали по твоему, великого государя, указу столовые запасы недовозные. И Кирилова монастыря архимарит и строитель з братьею стали отказывать. А в отписках своихъ пишут, што, де, они столовые запасы присылали, и я, де, не принимал. А что я каково запасу у них не принял, и то за неподобством, за худостью принять нельзя. И тх ихъ запасовъ и образцы к теб, великому государю, посланы в прошлом во 183 (1675)-м. А в добрых запасах никогда ни в каких отказу у меня к нимъ не бывало.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

В соответствии с идеями эпохи царя Иоанна IV, прежде всего актуализацией темы святости государей и их родословия, изображения В. С. и его ближайших св. сродников стали обязательными в убранстве домовых храмов и палат Кремлевского дворца в Москве сер. XVI в., подчеркивая генеалогическую связь московских правителей со св. князьями киевского периода и избранность правящего рода Рюриковичей. В галерее изображений рус. князей на столпах Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551) В. С. представлен вместе с кнг. Ольгой, их изображения сопоставлены с др. царственными поборниками Православия: имп. Константином и имп. Еленой, восстановителями иконопочитания имп. Михаилом и имп. Феодорой, а также с киевскими, владимирскими и московскими князьями-потомками В. С. ( Самойлова. 2003. С. 32). В росписи 1652-1666 гг. Архангельского собора Московского Кремля, повторявшей программу 1564-1565 гг., напротив В. С. (отличительная черта этого образа - воздетые руки, символизирующие молитву князя о новообращенных людях и о всей Русской земле) - кнг. Ольга, по соседству находятся изображения Бориса и Глеба. Образы В. С., Ольги, Бориса и Глеба, открывающих историю рус. княжеской святости, присутствуют и в росписи лоджии Архангельского собора ( Самойлова. 2002), соседствуя с серией композиций, посвященных Крещению Руси. Сходный цикл, дополненный сценами получения царских регалий кн. Владимиром Мономахом, фигурой В. С. у царского места, присутствовал в несохранившейся росписи Золотой палаты Кремлевского дворца (50-е гг. XVI в.), известной по описанию 1672 г. (см.: Забелин. 2000. Т. 1. С. 175, 177). Традиция включения сцен из жизни В. С. в декор парадных дворцовых залов была продолжена при царе Феодоре Иоанновиче в росписи Грановитой палаты, где В. С. изображен раздающим города своим сыновьям (Там же. С. 183; композиция повторена в сохранившейся росписи 80-х гг. XIX в., выполненной палешанами Белоусовыми). Изображения В. С. неоднократно встречаются в произведениях, являвшихся личными вкладами царя Иоанна IV: полуфигура на кайме шитой катапетасмы для мон-ря Хиландар на Афоне, 1555 г. (в паре с имп. Константином); поясные изображения В. С., Бориса и Глеба на нижнем поле оклада Евангелия 1568 г. из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК), где также представлены почитавшиеся в царской семье прп. Никита Переяславский и вмц. Анастасия. В качестве небесного покровителя кн. Владимира Андреевича Старицкого В. С. изображен на кайме плащаницы 1561 г. из Успенского собора Московского Кремля, вышитой в мастерской кн. Евфросинии (Евдокии) Старицкой (с 1812 находится в Успенском соборе Смоленска), без сыновей, в паре с прп. Евфросинией, покровительницей матери старицкого князя; на иконе, упомянутой в описи старицкого Успенского мон-ря (Описные книги старицкого Успенского монастыря 7111-1605 г. Старица, 1912. С. 16),- рядом с мч. Андреем Стратилатом, тезоименным кн. Андрею Старицкому.

http://pravenc.ru/text/159104.html

372, 414. См. в особенности любопытные документы, напечатанные в Вилен. Арх. Сб. т. XI, 125 и послед. В указе от 2 декабря 1791 года 129) предписано в дни воскресные и праздничные обучать народ молитвам. 41 Летопись Львов. братства Зубрыцкого, под 1648 г. (отд. оттиск, стр. 95), см. также и последующие годы. 42 См. Ундольского, Очер. слав. рус библ., 1871 г., стр. 75–134. Каратаев, Описан. слав. рус. книг, стр. 547. Строева, Описан. книг Толстого, 1829, 144, 471. Пекарский, Описан. слав. рус. книг 22, 30 и друг. 43 См. стат. о влиянии юго-западных церковных братств на церковное пение в России. Православ. Собесед. 1864 г. сентябрь. 44 Особенно любопытны две южнорусские интермедии начала XVII века, напечатанные в журн. «Киев. Стар.», декабрь 1883 года. 46 Весьма интересно письмо польского короля от 24 сент. 1700 г. епископу Шумлянскому, в котором король укоряет епископа в насильственном искоренении православной веры и высказывает ту мысль, что вера – дар Божий, и что нужно больше убеждать в вере, чем навязывать её; письмо помещено в Витеб. Старине, т. V, стр. 273 и 274. См. грамоту короля от 6 июля 1700 г. тому же Шумлянскому в свод. галиц. рус. лет. Петрушевича (с 1700 по 1772 г.) стр. 3. 48 В честь Меньшикова напечатаны были стихи и поднесены ему от русских г. Львова: см. Свод. галиц. рус. лет , id., стр. 37. 50 В г. Бужске при церкви св. Николая еще в 1728 году существовало, кажется, православное братство; см. Свод. галиц. рус. лет. Петрушевича (с 1700 по 1772 г.), стр. 108 и 109. О переделке церковных книг по требованиям римско-католической веры; см. стр. 112. Об обновлении униатских церковных братств во второй половине XVIII века Перемышл. епископом Онуфрием Шумлянским, см. стр. 173. 53 Памят. Киев. Ком. т. II, XVII грамота эта впоследствии была подтверждена царем Феодором Алексеевичем в 1681 году, там же, стр. 276. 54 См «Описание Киево-Софийского собора», прибав. стр. 211 (примеч.), а также Памят. Киев. Ком. т. II, стр. 267. В универсале гетмана Самойловича упоминается об обычае студентов Киевского училища «для выражения чести Господу, во время богослужения, на Херувимском выходе и на других ходах и публичных актах, чинно выходить с факелами и свечами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

25 Первый сопровождавшийся отходом от митрополита Сергия протест против его политики, ассоциируемой с Декларацией от 29 июля 1927 года, был «громко провозглашен» в Окружном послании Архиерейского Синода РПЦЗ от 9 сентября 1927 года (см.: Священник Георгий Митрофанов. Русская Православная Церковь в России и эмиграции в 1920-е годы. СПб., 1995. С. 138–142). Спустя некоторое время начались отходы архиереев от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя уже и в России. В ноябре 1927 года от митрополита Сергия отделился епископ Виктор (Островидов). 26 декабря 1927 года последовал уже упоминавшийся акт двух Ленинградских викариев, поддержанных самим митрополитом Иосифом (см.: Акты... С. 544–545, 552). 22 января 1928 года об отмежевании от митрополита Сергия заявил епископ Алексий (Буй) (см.: Акты... С. 564–565). Протест митрополита Агафангела (Преображенского) и группы Ярославских викариев, подписанный и митрополитом Иосифом, упоминаемый им здесь как «первый», был заявлен, как уже указывалось, лишь 6 февраля 1928 года, хотя по своему значению он действительно был одним из самых важных. 26 Свяшенноисповедник митрополит Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич, 1854–1928) – с 1913 года архиепископ Ярославский; с 1917 года митрополит; в мае-июне 1922 года Заместитель Патриарха; в завещательном распоряжении святого Патриарха Тихона от 7 января 1925 года указан вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. 28 Имеется в виду известное постановление святого Патриарха Тихона и соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета 362 от 20 ноября 1920 года (см.: Священник Георгий Митрофанов. Цит. соч. С. 86–87). 29 См.: Послание Заместителя Патриарха митрополита Агафангела от 18 июня 1922 года. (Акты... С. 219–221). 30 По всей видимости, речь идет об актах иерархов, последовательно бывших во время заключения митрополита Сергия Заместителями Патриаршего Местоблюстителя: самого митрополита Иосифа, в принципе допускавшего переход к самоуправлению епархий в своем завещательном распоряжении от 8 декабря 1926 года (см.: Акты... С. 489–­490), и архиепископа Серафима (Самойловича), призывавшего в послании от 29 декабря 1926 года собратьев-епископов решать все дела, кроме общецерковных, самостоятельно (см.: Акты... С. 490–492).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

376 См. «Camholicigme Romain en Russie» соч. Дм. А. Толстова т. I, стр. 111, 112 и 115; Собр. Гос. Грам. IV, 203. Рук. Б. М. Дух Ак. «Сношение России с Востоком по делам церков.» 68. Опис. рук. Библ. Отд. II, 3, 310 л. 5. 384 Сделанные переводы греч. книг Евфимий сам перечисляет в своем прошении поданном п. Адриану об издании их печатным теснением. См. Опис. рук. Син. Б. отд. II, 3 310 л. 5–10. 385 См. Наук. И Лит. При П. В. Пекарскова т. I, стр. 217–218. Опис. рук. Син. Б. II, 2, 180. Л. 4. 387 См. " Шит веры» л. 191–245 «обличение» это послано было, как увидим, в южно-русским святителям в 1688 году, – оно отвечатно в «Остене» отр. 21–69 сн. стр. 144 – слово поучительно Иоакима патриарха. 388 См. рук. Щит веры л. 191–245 «Обличие» это послано было, как увидим, к южно-русским святителям в 1688 году, – оно отпечатано в «Остен» стр. 21–69 см. стр. 144 – слово поучительно Иакима патриарха. 391 Из русских служебников в беседе указываются следующие: Служебник св. Киприана митроп. Московского (к которому св. пастырем было приложено строгое завещание – ничего не переменять при списывании с него, почему в беседе и сделано такое замечание «по таковому завещанию святого не нем, како тое указание из литургии, еже являет, когда пресуществляются дары изъято и в печатныя книги не внесено), – Евфимия Новгород. чудотворца писанный на бумаге в полдесть 1658-х.; – харатейный в четверть Сергия Радонежск. чудотворца; – Серапиона Архиеп. Новгород. чудотворца, – Иосифа Волоколамского; – первоначальной Московской печати – в полдесть; – древней Киевской печати – в полдесть; – и печатанный в Киеве же при архим. Елисее Пистенецком. – См. там же. 393 Это видно из самаго «Обличения», где приводятся свидетельства только тех отцев, на которых сделаны были ссылки и в «Выкладе» и где прямо было сказано, что сия малая «написана за краткостию времени и что современем будутъ предсталлены большая свидетельства иных святых». «Беседа» была именно восполнением «Обличения». 394 Когда Лахуды на пути в Москву были в польских пределах и по представлении Иоанну Самбиемскому (Яну Сабескому) получили от него подорожныя грамоты, «во еже путешествовати им даже до России, то» сие не благовозмнися быти иисунтом «и они» превратиша его (короля) разумом вопиюще и глаголюще, еже не приличествует им (Лихудам) поити к Москве. Самобратия были таким образом задержаны. Это было 15 августа. В декабре Лихудам опять выданы были подорожныя грамоты. – «И сие убо слышано бысть иисуитом и неким иным латинских догматов, иже ходатайствооваху, елика сила их возможе, тем самобратии не пойти из Польши к Москве, еже до двою и трою враты бысть». Только уже в янъаре они, получивши грамоты от короля, втай отъидоша и приидоша по днех довольных, посреде вощи в Межигорский киевский монастырь, идеже утешный бяху» и откуда отправились в Ватурин к гетману Ивану Самойловичу, а потом в Москву. См. Мечец духовный стр. 31–34.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

96 Шушерин, 49–50. Даже ожесточенные противники Никона признавали его выдающуюся щедрость, хотя, конечно, толковали ее по-своему. «…в окно из палаты нищим деньги бросает, писал о нем протопоп Аввакум, едучи по пути нищим золотые мечет. А мир от слепой хвалит: государь, такой-сякой, миленький, не бывал такой от века! Слово в слово таков-то и антихрист будет». См. П. С. Смирнов . Внутренние вопросы в расколе в XVII в. Спб. 1898, стр. 27. 100 Николаевский, 110 прим. В библиотеке Никона были и другие лечебники. «Докторская книга» – это перевод Анатомии известного Андрея Вессалия. См. Иконников, 97. 101 Никон посылал к Самойлу «травы добыть из аптеки чечюйные... и как строить роспись взять». Самойло посылал к патриарху своего человека Томаска «с белой малиной, да с разными семенами да с душистым деревом». См. Гиббенет, ч. II, стр. 980. 103 Г. Есипов. Люди старого века. Рассказы из дел Преображенского приказа и Тайной канцелярии. Спб. 1880. «Березка и Кораблик». стр. 94–125. 108 Записи эти изданы г. Белокуровым в «Чтениях Имп. Общ. Истории и Древностей» за 1887 г. кн. I. 109 Вот для примера одна такая запись: «(184 года) января в 20 день. Белозерского уезда с устья Шексны реки Кириллова монастыря села Великоселья христианин (крестьянин) Тарасий Иосифов болен был трясавицей, распух что бочка; молитвы говорены, стал здрав». «Из Суждаля Покровского девичьего монастыря вотчины Белозерского уезда села Ухтомы крестьянина Семена Емельянова жена Дарья Артемьева дочь больна была тридцать пять лет галицкой болезнью, всякими голосами кричала; молитвы говорены и елеем святым помазана, здрава стала; Там же стр. 98, 99. 110 См. П. Ф. Николаевский, 58. Опись была сделана 17 июня строителем Кириллова монастыря Исайею по указу архиепископа вологодского Симона. Экземпляр ее сохранился в архиве Кирилло-белозерского монастыря 108 по нумерации Н. П. Успенского) и, по нашему мнению, заслуживал бы издания в качестве церковно-археологического материала. 112 Коврижки с орлами (гербами), литые сахарные фигуры и разные сладости были в старину необходимой принадлежностью царских родинных столов и тем знатным лицам, которые почему-либо не могли быть на пиру присылались на дом. См. И. Е. Забелин. Опыты изучения русских древностей, ч. I, стр. 5–6. Так как эти изделия тогдашнего кондитерского искусства могли при пересылке их в Ферапонтов изломаться и зачерстветь, то их велено было приготовить перед самым Ферапонтовым монастырем, не доезжая верст 5–6. Для этого послан был из Москвы особый повар со всеми необходимыми принадлежностями, отпущенными из аптекарского приказа. Николаевский, 63.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

См. Зап. Гордона в прил. к зап. рус. людей стр. 116, сравн. истор. Соловьева XIV стр. 26, опис. Киево-Соф. собора стр. 197. 486 Замечательно при этом то, что Кочубею велено было доложить государям о болезни приключившейся еп. Гедеону будто бы с того времеви, как ему прислана была из Москвы грамата, в которой он не титулован князем: «епископ человек мнительный, ему показалось, что на него за что-нибудь государский гнев, если бы он умер, то в Польше обрадовались бы, разгласили бы, что Бог покарал его за покинутие своей епархии. – Кочубей просил дозволения – приехать еписк. Гедеону на поклон государям. См. тамже, стр. 28–29. В Москве, видно, не благосклонно смотрели на гетманского любимца, которым он хотел воспользоваться, и воспользовался для противодействия своему недругу – Лазарю Барановичу. 493 В Москву посланы были «честные отцы игумены и во держа Малоросийской священослуженные п. Феодосий Углецкий – Вылубецкого монастыря, Иеровим Дубина – Георгиевского Переяславского монастыря и свой генеральный писарь Савва Прохоров. См. Икон. дел патриарх. л.152. Собр. Закон. II, 1144, стр. 703. 495 Вместе с граматой Самойловича царям были представлены и самы наказные статьи собора в них повторялось содержание граматы, изложенное по пунктам; здесь прибавлено было только то, что Гедеон, новоизбранный митрополитом скорбит в совести о присяге, которую учитель Констонтинопольскому престолу при посвящении в епископа Луцкаго – не отступать от него, и желает, чтобы по ходатайству царей с него была снята эта клятва. См. Икон. дел патр. л. 247. 498 И тогда, говорит Варлаам Яснинский, известно из летописцев и выписано порядно на начала приятия и утверждеиия в России православныя веры: како митрополиты Всероссийстии и где быша и Киевский како и когда особый митрополит учимся. См. Икона дел патр. л. 265. 499 Что мы не навязываем здесь патр. Иоакиму чуждых ему мыслей это видно из его граматы писанной в 1689 г. к Константинопольскому патриарху Дионисию, хотя и не посланной ему, – где, между прочим, прямо сказано, что «престол той (Киевский) и прежде бе Московский аще иногда и впаде тамо в руки польскому королю и тогда намерение ради обладающих приемаше благословение от Вселенскаго (Константинополскаго) престола» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 8. В 1931 году этот документ в несколько подправленном виде под названием " Русские иерархи под игом безбожников " опубликовал католический священник А. Дейбнер. Позднее этот материал в свое собрание включил М. Е. Губонин (см.: Акты... С. 406-407). Воспоминания М. Н. Ярославского (в записи священника Михаила Ардова)//Надежда: Душеполезное чтение. Вып. 18. Базель-М., 1994. С. 167. Архиепископ Серафим (Самойлович) и Е. А. Тучков: подробности взаимоотношений//Вестник ПСТГУ. II. 2006. Вып. 3 (20). С. 130. Там же. С. 130-131. Там же. С. 131-132. Там же. С. 132. " Совершенно секретно " : Лубянка - Сталину о положении в стране. Т. 5. С. 156. Воспоминания М. Н. Ярославского. С. 167. См.: Фаст М., свящ., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск-М.: Водолей Publishers, 2004. С. 62-63. См.: Шкаровский М. В. Судьбы иосифлянских пастырей: Иосифлянское движение Русской Православной Церкви в судьбах его участников. Архивные документы. СПб.: Сатис; Держава, 2006. С. 126. Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М.: Крутицкое Патриаршее подворье, О-во любителей церковной истории, 2004. С. 389. Цит. по: Фаст М., свящ., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск-М.: Водолей Publishers, 2004. С. 60-61. См.: Там же. С. 61-62. См.: Там же. С. 62. ЦА ФСБ РФ. Д. Р-31639. Л. 55. См.: ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 8. В самом " Обзоре " дата указана по старому стилю - 20 марта. Документы Патриаршей канцелярии 1926-1927 годов//Вестник церковной истории. 2006. N 2. С. 99-100. Акты Святейшего Тихона... С. 571. Косик О. В. " Послание ко всей Церкви " священномученика Серафима Угличского от 20 января 1929 года//Богословский сборник. Вып. 11. М.: Изд-во ПСТБИ, 2003. С. 328-329. Акты Святейшего Тихона... С. 576. Иерей Александр Мазырин, магистр богословия, кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории Русской Православной Церкви ПСТГУ

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

С. Абрамовичем-Барановским, обращение, подписанное шестью проживавшими в Ленинграде архиереями, и письмо от ленинградских священников и верующих, написанное протоиереем Феодором Андреевым. Запись беседы ленинградской делегации с митрополитом Сергием, составленную И. М. Андреевским и протоиереем Викторином Добронравовым, см.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943. M., 1994. С. 536–538; более полный текст, не имеющий, однако, никаких ссылок, см.: Протоиерей Владислав Цыпин . Русская Православная церковь . 1925–1938. M., 1999. С. 146–152. Реакция ОГГТУ на данный визит ленинградцев была весьма оперативной. 15 декабря 1927 года E. А. Тучков на присланной к нему из Ленинграда секретной докладной записке собственноручно наложил следующую резолюцию: «Т[оварищу] Полянск[ому]. 1) Сообщите в Ленинград, что была у Сергия делегация с такими-то предлож[ениями]. 2) Предложите наиболее активных из оппозиции мирян арестовать под другими предлогами. 3) Сообщите, что мы повлияем на Сергия, чтобы он запретил в служении некоторых оппозиц[ионных] епископов, а Ерушевич после этого пусть запретит некоторых попов. Е. Тучков» (ЦА ФСБ РФ. Дело «Всесоюзной организации ИПЦ». Т. 9. Л. 3). 8 Обращение от 6 февраля 1928 года, в котором говорилось об отказе признания за митрополитом Сергием права на высшее управление Русской Церковью , было подписано митрополитом Агафангелом (Преображенским) и архиепископом Серафимом (Самойловичем), самим митрополитом Иосифом, а также архиепископом Варлаамом (Ряшенцевым) и епископом Евгением (Кобрановым) (см.: Акты... С. 572–574). 10 См.: Осипова И. И. История «Истинно-православной церкви» по материалам следственного дела//Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 1992–1996 годов. С. 374–380. 11 См.: Шкаровский M. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 17–18. 12 В том числе и при характерном для следователей написании даже имени Христа со строчной буквы.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Примечания: 1 Хранится в архиве Владимирской епархии 2 См.: Дамаскин (Орловский), игум. Житие преподобномученика Неофита (Осипова)//Московские ЕВ. 2009. 1–2.; База данных ПСТГУ «За Христа пострадавшие»; Хайлова О. И. Преподобномученик Неофит (Осипов) и его богословское наследие//Материалы XXI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. Т. I. М., 2011. С. 414–421. 3 «Мысли об имени» — библейский ответ на полемику об Имени Божием — были помечены как первый том произведений о. Неофита и опубликованы в журнале «Начала» (1998. No 1–4). Чуть раньше «Мыслей о стыде» были написаны «Мысли о страхе». Некоторые сведения о судьбе этих и других трудов о. Неофита, об их содержании и перспективах использования см.: Хайлова О. И . Указ. соч. 416–421. 4 ЦА ФСБ РФ. Д. Н–1403. См. также: Дамаскин (Орловский), игум. Житие преподобномученика Неофита (Осипова). 5 ГА РФ. Ф. 10035. Д. 40969 6 Архив УФСБ РФ по Кемеровской обл. Д. П–11246 7 7 Дело содержит ряд признаков фальсификации. Так, в протоколах допросов, произведен-ных одним и тем же следователем, ответы всех допрошенных на первый и на некоторые другие вопросы начинаются одинаково. Наиболее разительным примером фальсификации является наличие абсолютно идентичных показаний у двух из 25 свидетелей (в данных показаниях упоминается среди других и имя о. Неофита) — лишь в двух местах изменен порядок двух идущих друг за другом слов (см.: Архив УФСБ РФ по Кемеровской обл. Д. П–11246. Л. 135, 136). 8 Там же. Л. 161–162 об 9 Там же. Л. 158–160 об 10 См., например: Архив УФСБ РФ по Кемеровской обл. Д. П–9211. Л. 203–212; Д. П–7425. Л. 122; Д. 3233. Приложение; Д. 1968. Л. 679–683. 11 Мазырин А., иер . Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920–1930х гг. М., 2006. С. 105. 12 Среди корреспондентов изъятой переписки были священноисповедник епископ Афанасий (Сахаров), священномученик епископ Дамаскин (Цедрик), священномученик архиепископ Серафим (Самойлович), мученик профессор И. В. Попов (см.: Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви. С. 343–344).

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010