Отдельно гетман ходатайствовал о митрополите Гедеоне, прося патриарха освободить митрополита от той части «обещания», произнесённого Гедеоном при его епископской хиротонии (см. 6), которая относилась к послушанию Константинопольскому престолу 28 , и подать ему благословение «исправляти митрополию Киевскую под архипастырским, святейшего патриарха Московского, началом», то есть признать его как митрополита post factum. Самойлович считал необходимым подчеркнуть, что избрание Гедеона было свободным решением народа Малороссии, и что российские государи гарантировали сохранность особых обычаев 29 Киевской митрополии в составе Московского патриархата 30 . В конце своего послания гетман просил у патриарха Константинопольского направить в «епископии, архимандрии, монастыри, церкви и ставропигеон, нарицающиеся братства» на территории Польской державы отдельную грамоту («грамотное с подкреплением архипастырское благословение») с требованием сохранять верность Киевской митрополии (что соответствует пятой просьбе царей и четвертой просьбе патриарха) и убеждал патриарха отказать в организации отдельной Киевской митрополии на польской территории, если такая просьба оттуда поступит (ср. вторую часть пятой просьбы царей), поскольку это послужило бы планам творцов унии 31 . Резюмируя сказанное, можно обобщить поступившие из Москвы и Киева в Константинополь просьбы следующим образом: – юрисдикция патриарха Московского должна распространиться на Киевскую митрополию (просьба содержится во всех грамотах 32 ); – впредь Киевские митрополиты должны поставляться в Москве от патриарха Московского (просьба содержится в царских и патриаршей грамотах). Если патриарх Константинопольский готов согласиться с двумя предыдущими пунктами, у него испрашиваются соответствующие документы: – грамота царям, содержащая «отпустителное благословение» (запрашивается в царских грамотах); – грамота патриарху Иоакиму (запрашивается в патриаршей грамоте); – грамота гетману и малороссийскому народу, содержащая «милостивое отпустителное благословение» (запрашивается в грамоте гетмана);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Крымский поход был бесполезен для России. Войско возвратилось ни с чем, ибо степи на 200 верст были выжжены татарами. Обвиняли Самойловича в тайном согласии с татарами. Он был лишен гетманства и сослан с сыном своим сперва в Нижний, а потом в Сибирь. Старший сын его казнен в Севске за возмущение. Генеральный есаул (?) Иван Мазепа избран малороссийским гетманом (1687 г.). Царевна наградила щедро князя Голицына, всех начальников и даже простых воинов. Первый получил 1000 дворов крестьян и золотую братину; все офицеры получили золотые медали (каждая была в 300 черв. и осыпана алмазами); простые солдаты получили медали, старые по золотой, молодые по вызолоченной. Сей поход принес большую пользу Австрии, ибо разрушил союз, заключенный в Адрианополе между крымским ханом, французским послом и славным трансильванским принцем Текели. По сему союзу хан должен был дать 30 000 войска в помощь верховному визирю при вступлении его в Венгрию; сам же хан с таковым же числом должен был вместе с Текели напасть на Трансильванию. Франция обязывалась помогать Текели деньгами и дать ему искусных офицеров. В летописи: История царя Михайла Феодоровича и его преемников сказано, что Петр был недоволен походом и упрекал князя Голицына в том, что он только что раздражил татар, а отступлением обнажил границы. Тогда повелено трем полкам (30 000) стать по Белогородской черте под начальством боярина князя Михайлы Голицына, боярина князя Михайлы Ромодановского и думного дворянина Авраама Хитрова. Между тем (1688 г.) янычары свергли Магомета и возвели Солимана III. Но как Польша не воспользовалась внутренними смятениями для начатия войны, то и Россия оставалась в покое. Хан собрал меж тем войско с намерением вторгнуться в Россию. 25 января 1689 года  в царском совете положено его предупредить. Князь Голицын опять выступил в поход и при впадении Самары в Днепр заложил крепость Богородицкую, по плану голландца архитектора (?). Петр в сей поход посылал своего любимца Лефорта, дабы, говорит Голиков, ведать поведение начальников. Перед его отъездом взял он себе в лакеи (несправедливо) Меншикова и записал в потешные (см. Голиков, ч. I, стр. 205).

http://predanie.ru/book/221013-istoriya-...

(См. Восторгов И. И. прот. Полн. собр. соч. М., 1913. Т. V. Ч. 1. С. 15.).). Революция 1905–1907 гг. показала, что религиозность «простого народа», особенно рабочих масс, весьма шатка, и что антирелигиозная пропаганда в их среде, как правило, соединялась с антиправительственной пропагандой. Неудивительно, что одной из причин равнодушия крестьян к религии и Церкви, православные клирики считали большое влияние в деревне тех ее жителей, которые работали на фабриках и заводах, познакомились с жизнью и бытом рабочих. «Отхожие промыслы расстраивают духовную жизнь деревни» – отмечалось, например, в отчете Новгородской епархии. 79 Впрочем, правомерно задаться вопросом: насколько высоким был уровень духовного развития этого самого рабочего класса, как он мог влиять на мировоззрение обрядоверовавших (в большинстве своем) крестьян? Ответ на него очевиден: уровень был невысок. Но это как раз и определяло влияние на еще более отсталую крестьянскую массу. Пытаясь объяснить отход крестьян от Церкви, советский исследователь Е. Ф. Грекулов приводил в своей работе характерные крестьянские высказывания: «Только время теряем и обувь рвем, а стоим в церкви, все равно ничего не понимаем». 80 Удивительным образом это заявление находит подтверждение у генерала А. А. Киреева. убежденного в том, что если религиозное образование не проникнуто этикой, оно не прочно. «Не подлежит сомнению, – полагал генерал, – что глубокие слои русского народа религиозны, церковность наша загнана была в эту глубь Петром Великим. Но вот беда. Как только эти религиозные слои выворачиваются наружу плугом истории, и приходят в соприкосновение с нашей культурой ложной и гнилой, они ей подчиняются и теряют свою религиозность. Самую скверную часть нашего народа составляет именно распропагандированный мужик» (рабочий). 81 «Вывернутые наружу» слои, действительно, демонстрировали свою религиозность порой весьма экзотическими способами. Так, старый большевик Ф. Н. Самойлов вспоминал, как во время стачки иваново-вознесенских рабочих 1905 г. представители совета рабочих депутатов демонстрировали свое отношение к религии на переговорах с губернатором. Во время переговоров прогремел гром, и засверкала молния, не вызвавшая религиозного «рефлекса» у рабочих, в отличие от губернатора и его свиты. Они даже не перекрестились. «Неужели вы не верите в Бога? –воскликнул губернатор, удивленный нашим поведением. – Нам бояться грозы нечего, а вот голода побаиваемся, – ответили ему рабочие». 82

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сжаты сцены бытового плана – приезд Серебряковых в гости к Желтухиным, разговоры за столом и т. д. В то же время расширен эпизод ссоры Войницкого с Серебряковым, в котором усилена напряженность действия. В ремарках в написании имени Марьи Васильевны в текстах рукописи и литографированного издания допущен разнобой (Мария и Марья). В настоящем издании написание это всюду в ремарках унифицировано и дано как в перечне действующих лиц («афишка»): Марья Васильевна. «Леший» был впервые поставлен в Москве 27 декабря 1889 г. труппой общества драматических артистов на сцене театра Абрамовой, куда перешла часть артистов из театра Корша. Роли исполнили: В. В. Чарский (Серебряков), М. М. Глебова (Елена Андреевна), Н. Д. Рыбчинская (Соня), И. П. Киселевский (Войницкий), Н. А. Мичурин-Самойлов (Желтухин), Н. Н. Соловцов (Федор Иванович), Н. П. Рощин-Инсаров (Хрущов) и другие. Премьера была приурочена к бенефису Соловцова и, как сообщали газеты еще в конце ноября, должна была состояться «в непродолжительном времени» («Московский листок», 1889, 25 ноября, Однако ввиду реорганизации театра переговоры с Чеховым затянулись. После перехода руководства от Абрамовой к товариществу артистов (подписание договора состоялось 12 декабря 1889 г.) Соловцов, возглавивший труппу, обратился к Чехову с просьбой о передаче пьесы новому театру. 16 декабря, продолжая, видимо, начатый накануне разговор, он писал: «Утро вечера мудренее, и не принесет ли сегодняшнее утро мне счастливую весточку, что Вы согласитесь дать Вашего „Лешего“ и тем вывести нас, заблудившихся, из леса на широкую дорогу и тем сделаете доброе дело всему нашему товариществу. Жду с замиранием сердца весточки Условия от Вас какие пожелаете» (ГБЛ). 20 декабря Соловцов встретился с Чеховым, чтобы договориться о распределении ролей и репетициях: «Сегодня пред спектаклем заеду к Вам. Вы назначите репетиции и роли Привезу Вам условие, подписанное мною…» (письмо без даты – ГБЛ). По тексту этого Условия, Чехов отдавал пьесу Соловцову «в исключительное пользование сроком 15 февраля 90 г.» (ГБЛ; см. т. III Писем, стр. 481).

http://predanie.ru/book/221183-pesy-1889...

152 Jäger, Untersuchung der Frage, ob die Ehescheidung nach der Lehre der Schrift erlaubt sei oder nicht, Arnstadt und Rudolstadt 1804, S. 19 ff. Dr. Dreher в «Katholik» 1877, S. 587. 153 Выдерживая всю грамматическую энергию Мф. XIX, 10, prof. Е. Burton (Syntax of the Moods and Tenses in New Testament Greek, Chicago 1893, § 264, p. 109; cnf. § 243, p. 102) передает этот стих так: «если принцип, установленный Иисусом, верен, то отсюда вытекает общее правило, что жениться не следует». 154 В деле развода еврейская жена не имела прав, равных с мужем. Иосиф Флавий упоминает, что Саломия сама послала распустную книгу Костовару, но к сему он прибавляет, что это ο κατ τος Βουδαων νμους. Antiqu. XV, 7: 10 у Niese III, 378, и у Самойлова III, 38. 156 Pastor, lib. III, mand. 1: Migne, gr. ser. t. II, col. 919–920, и cnf. Proleg. Ibid., p. 882–883. Cp. Hermae Pastor grace add. Lat. vers. Recent, e. cod. Palat. Rec. O. de Gebkardt et A. Harnack, Lipsiae 1877, p. 78. 159 Liber de exhortation castitatis, cap. 9 (Migne ibid., col. 925 A): Alloquin quae res et viris et foeminis omnibus adest ad matrimonium et sturpum? Commixtio carnalis scilicet, cujus concupiscentiam Dominus sturpo adaequavit. Ergo, inquis, jam et primas, idest, nnas nuptias destruis? Nec immerito, quoniam et ipsae ex co constant, quo et sturpum. 161 De exhort., cap. 9 ibid., col. 924; ср. и ниже: de forma autem et cultu carnalis concue ingenium sit quae ctiam sturpi causa est: ecquid videtur tibi sturpi adfine esse sccundum matrimonium, quoniam ea in illo deprehendo quae sturpo competent? 165 См. восьмую речь «The Church in England not a sect» в книге R. E. What is the Church? London 1894, p. 129–146. 166 Этот принцип с особенною резкостью был проведен и обоснован впервые Марсилием Падуанским и Вильгельмом Оккамом по тому случаю, что Людвиг Баварский (1314–1347 гг.) произвольно расторгнуть брак между Богемским князем Иоанном и Маргаритой, выдав последнюю за своего сына Людвига, хотя она приходилась ему в третьей степени кровного родства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Серафим (Ляде), обн. митрополит 493, 496, 499–501,603, 917–918 Серафим (Мещеряков), митрополит 256, 257, 286, 308, 313, 340, 344, 503, 619, 918–920, 947, 950, 952 Серафим (Руженцов), обн. митрополит 256, 344, 353, 376, 402, 416, 417–419, 422, 428, 435, 437, 438, 441, 442, 448, 451, 461, 462, 464, 465, 470, 474, 479, 480, 506, 521, 555, 711, 744, 863, 920–922 Серафим (Самойлович), архиепископ, свмч. 43, 87, 467 Серафим (Силичев), обн. архиепископ 923–924 Серафим (Чичагов) , митрополит, свмч. 192, 577 Серафим Ахтырский см. Серафим (Ляде), обн. митрополит Серафим Московский см. Серафим (Руженцов), обн. митрополит Серафим, архиепископ Костромской см. Серафим (Мещеряков), митрополит Серафим, архиепископ Тверской см. Серафим (Александров) , митрополит Серафим, архиепископ Угличский см. Серафим (Самойлович), архиепископ Серафим, архиепископ см. Серафим (Александров) , митрополит Серафим, епископ Змиевский см. Серафим (Ляде), обн. митрополит Серафим, епископ Муромский см. Серафим (Руженцов), обн. митрополит Серафим, епископ Угличский см. Серафим (Самойлович), архиепископ, свмч. Серафим, игумен, эконом Александро-Невской Лавры 237 Серафим, митрополит см. Серафим (Руженцов), обн. митрополит Серафим, обн. архиепископ Иркутский 79 Сербский Патриарх см. Димитрий (Павлович), Патриарх Сербский Сербский Патриарх см. Димитрий, Патриарх Сербский Сергеев Петр см. Пётр (Сергеев), обн. митрополит Сергиев, митрополит Ростовский см. Пётр (Сергеев), обн. митрополит Сергий (Андреев), обн. епископ 924–925 Сергий (Баженов), обн. архиепископ 925–926 Сергий (Болгаров), обн. архиепископ 529, 531, 926–927 Сергий (Васильев), епископ 814 Сергий (Волков), обн. архиепископ 927–928 Сергий (Воскресенский), митрополит 1016 Сергий (Гришин), архиепископ 43, 1017 Сергий (Дмитриевский), обн. архиепископ 310, 363, 391, 421, 433, 450, 451, 531, 928–929 Сергий (Добросмыслов), обн. архиепископ 929–931 Сергий (Зверев), архиепископ, свмч. 931–933 Сергий (Иванцов), см. Сергий (в монашестве Софроний) (Иванцов), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Да ты же, великий государь, присылал свое жалование с Родионом Матфеевичем Стрешневым... и то твое не принял... – См.: 2. Примечания. Л. 181. ...прелюто бо есть и воистину бдно, иже кому гнвъ царьский понести. – Ср.: Притч. 16:14; 19:12; 20:2 . ...все злое видл от приставов, яко же от первых, тако и нын. – За время пребывания патриарха Никона в Ферапонтовом монастыре при нём сменились три пристава: первым был полковник Аггей Алексевич Шепелев (см.: 2. Примечания. Л. 181), вторым – Степан Лаврентьевич Наумов (см.: 1. Примечания. Л. 14), третьим – Самойло Шайсупов (о нём см. ниже: Примечания. Л. 199). Л. 197 «Будете, – рече, – щедри, яко же и Отецъ вашъ Небесный щедръ есть». – Лк. 6:36 . ...прислал Ивана Обрасцова с милостивым своим указом. – См.: 3. Примечания. Л. 55. Л. 198 ...присылал Родиона Матфеевича Стрешнева с встью... великие княгини Марии Ильичны не стало... – О Р.М. Стрешневе см.: 2. Примечания. Л. 181. Царица Мария Ильинична Милославская, первая жена царя Алексея Михайловича, скончалась 3 марта 1669 г. А по государын цариц во всю сороковицу и Канонъ плъ... – В течение сорока дней после кончины по умершему правят сороковицу – совершают поминовение, читают заупокойные молитвы и иные молитвословия на каждый день. И после Поста и Свтлой недли, по твоему, государеву, правили в монастыре сороковицу. – Сороковой день после смерти царицы Марии Ильиничны совпал с праздником Пасхи – 11 апреля 1669 г., поэтому по указу царя панихидную службу в Ферапонтовой монастыре совершали через неделю, после Светлой седмицы. Л. 199 ...сына твоего, государева, а нашего государя царевича и великого князя Алексия Алексиевича не стало... – Царевич Алексей Алексевич скончался 17 января 1670 г. А как переменил князь Самойло... – 12 июня 1671 г. на смену приставу С. Наумову в Ферапонтов монастырь прибыл стольник князь Самойло Никитич Шайсупов с 20 новыми стрельцами и сотником, но указа об облегчении участи опального патриарха не привёз – РГАДА, ф. 27, оп. 1, л. 140а, ч. 1, л. 189; ч. 2, л. 35; Барсков 1912, 113, Шушерин 1997, 235. С.Н. Шайсупов в 1627–1629 гг. патриарший стольник, с 1629 г. стряпчий, стольник с 1636 г. до 1676 г. – Указатель 1853, 470. В 1653–1654 гг. С.Н. Шайсупов был воеводой в Карпове – Барсуков 1902, 95, 596.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Да ты же, великий государь, присылал свое жалование с Родионом Матвеевичем Стрешневым... и то твое не принял... – См.: Примечания. Л. 181. ...прелюто бо есть и воистину бтдно, иже кому гнев царьский понести. – Ср.: Пр. 16:14; 19: 12; 20:2. ...все мое видел от приставов, яко же от первых, тако и ныне. – За время пребывания патриарха Никона в Ферапонтовом монастыре при нем сменились три пристава: первым был полковник Аггей Алексеевич Шепелев (см.: Примечания. Л. 181), вторым – Степан Лаврентьевич Наумов (см.: 1. Примечания. Л. 14), третим – Самойло Шайсупов (о нем см. ниже: Примечания. Л. 199). Л. 197 «Будете, – рече, – щедри, яко же и Отец ваш Небесный щедр есть». – Лк. 6:36 . ...прислал Ивана Обрасцова с милостивым своим указом. – См.: 3. Примечания. Л. 55. Л. 198 ...присылал Родиона Матфеевича Стрешнева с вестью... великие княгини Марии Ильичны не стало... – О Р.М. Стрешневе см.: Примечания. Л. 181. Царица Мария Ильинична Милославская, первая жена царя Алексея Михайловича, скончалась 3 марта 1669 г. А по государыне царице во всю сороковицу и Канон пел... – В течение сорока дней после кончины по умершему правят сороковицу – совершают поминовение, читают заупокойные молитвы и иные молитвословия на каждый день. И после Поста и Светлой недели, по твоему, государеву, правили в монастыре сороковицу. – Сороковой день после смерти царицы Марии Ильиничны совпал с праздником Пасхи – 11 апреля 1669 г., поэтому по указу царя панихидную службу в Ферапонтовом монастыре совершали через неделю, после Светлой седмицы. Л. 199 ...сына твоего, государева, а нашего государя царевича и великого князя Алексия Алексиевича не стаю... – Царевич Алексей Алексеевич скончался 17 января 1670 г. А как переменил князь Самойло... – 12 июня 1671 г. на смену приставу С. Наумову в Ферапонтов монастырь прибыл стольник князь Самойло Никитич Шайсупов с 20 новыми стрельцами и сотником, но указа об облегчении участи опального патриарха не привез – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 189; ч. 2, л. 35; Барсков 1912, 113, Шушерин 1997, 235. С.Н. Шайсупов в 1627 – 1629 гг. патриарший стольник, с 1629 г. стряпчий, стольник с 1636 г. до 1676 г. – Указатель 1853, 470. В 1653 – 1654 гг. С.Н. Шайсупов был воеводой в Карпове – Барсуков 1902, 95, 596.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

263 См.: Шевченко Т. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (19171957). М.: ПСТГУ, 2012. С. 255. 265 См.: Положение Православной Церкви в Польше. Церковная жизнь. 1939. 11. С. 174175; На Холмщине. Церковная жизнь. 1940. 6. С. 93. 267 В эмигрантской прессе приводились данные, что за время правления красных в одной только Каталонии было убито более 2 тысяч священников. В Барселоне было убито 318 священников, то есть две трети всего количества. Из 60 церквей в Барселоне осталось шесть. В Леридской и Тортозской епархиях было уничтожено 80 % духовенства. По словам кардинала Гома, в одной Теруэльской епархии было убито 350 священников из 500. Римско-Католическая Церковь в Испании потеряла убитыми 12 епископов. По свидетельству французского депутата каноника Полимана, испанскими коммунистами было уничтожено около 500 тысяч христиан, многих из которых убивали лишь за ношение креста (см., напр.: Мартиролог Римской Церкви в Испании. Хлеб Небесный. 1939. 4. С. 51). О страшном погроме, которому испанские коммунисты подвергли Римско-Католическую Церковь , говорилось и на II Всезарубежном Соборе (см.: Деяния Второго Всезарубежного Собора. С. 462). 270 См.: Рождественское послание Высокопреосвященнейшего митрополита Анастасия. Церковная жизнь. 1939. 12. С. 7. 273 ГА РФ. Ф. 6343. Οп. 1. Д. 22. Л. 2 об.3. См. также: Приветствия Архиерейского Собора 1939 г. Церковная жизнь. 1939. 910. С. 130131. 277 См., напр.: Троицкий. О неправде карловацкого раскола. С. 9496; Гордиенко, Комаров, Курочкин. Политиканы от религии: Правда о «русской зарубежной церкви». С. 54. 279 Серафим, архим. «Господи Иисусе Христе, воскреси святую православную Русь!». Православная Русь. 1941. 12. С. 1. 287 Феодосий (Самойлович), архиеп. Письмо некоему архиерею 3.09.1941. HTSA. F. «Talberg». В. 1. F. 9. 291 Феодосий (Самойлович), архиеп. Письмо некоему архиерею 3.09.1941. HTSA. F. «Talberg». В. 1. F. 9. 293 См.: Поздняев Д., свящ. Принятие юрисдикции Московского Патриархата и церковный раскол в Шанхае. Альфа и Омега. 1997. 2 ( 13). С. 166.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Печатается по единственному списку XVII в.: ГИМ, Синодальное собр. свитков, 1119. 1430 ...я в Москву приехал прошлого году... – Аввакум вернулся из сибирской ссылки в конце зимы–начале весны 1664 г. 1434 ...не забреди... к Никону в горкой Сион! – Аввакум называет Сионом построенный Никоном на Истре в подражание Иерусалимскому храму Новый Иерусалим – гигантский Воскресенский собор и монастырь. Сион – один из холмов, на которых стоит Иерусалим, Сионом назывался и сам Иерусалимский храм. 1435 Родион, Иван – московские священники, активные защитники церковной реформы и Никона (Иван, по-видимому Иван Фокин, священник церкви в московской слободе Бараши, неоднократно упоминаемый в сочинениях старообрядцев). 1436 ...начальнику их Илариону... – Архиепископ Рязанский с 1657 г., с 1669 г. – митрополит, один из главных деятелей церковной реформы, жестокий преследователь старообрядцев, ум. в 1675 г. 1439 А Ондрей Самойлов у меня на Колмогорах... жил... – Андрей Самойлов – сторож Кремлевского Благовещенского собора, один из самых преданных последователей Аввакума. При отъезде Аввакума в ссылку на Мезень 23 августа 1664 г. А. Самойлов проводил его до Холмогор. 1440 ...Афонасья заставь. – Возможно, имеется в виду юродивый Афанасий, впоследствии известный деятель раннего старообрядчества инок Авраамий. 1441 Болото – один из районов посадского Замоскворечья, где на Болотной площади происходили публичные казни. 1443 ...про старцово житье... – Речь идёт об Иване Неронове (см. выше), в монашестве – старце Григории, к этому времени принявшем троеперстие. 1444 ...в рогах ходят... – «Рогами» Аввакум называет новую форму монашеского головного убора, введённую Никоном. 1446 Инок Авраамий – духовный сын Аввакума и его ученик (до иночества известный московский юродивый Афанасий), историограф движения, составитель уникального полемического сборника подлинных сочинений 1660-х гг. «Христианоопасный щит веры»; после осуждения старообрядцев на церковном соборе 16661667 гг., казней и высылки их лидеров стал одним из главных руководителей московской старообрядческой оппозиции (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010