Димитрия — «и убояшася греци, и реша: несть се Олег, но святый Димитрий послан на ны от Бога» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 30). С принятием христианства в кон. X в. вмч. Димитрий стал одним из наиболее почитаемых на Руси святых. В «Сказании о Борисе и Глебе» заступничество этих святых сравнивается с покровительством вмч. Димитрия Фессалонике : «Темьже и борета по своемь отечестве и пособита, якоже и великий Димитрий по своемь отечестве. Рек: «Аще убо и веселящемся им с ними бех, тако же и погыбающем им с нимь умьру». Но обаче сий великый милосердый Димитрий о единомь граде сице извеща, а вы не о единомь бо граде, ни о дву, ни о вьси попечение и молитву воздаета, но о всей земли Русьскей!» (БЛДР. 1997. Т. 1. С. 348). Число средневек. рус. монастырей, посвященных вмч. Димитрию невелико. В честь него в 1051 г. был возведен монастырь в Киеве вел. кн. Изяславом Ярославичем (в крещении Димитрий), который не возобновлялся после взятия города войсками хана Батыя в 1240 г. (Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 157, 170–171; Зверинский. Ч. 3. С. 61, 1580). В домонгол. время существовал также монастырь во имя вмч. Димитрия в Суздале , упоминаемый в летописи под 1096 г. как митрополичий (Там же. С. 60, 1577; о позднейших монастырях в честь великомученика см. там же. Ч. 1. С. 135–136. 171–173; Ч. 2. С. 125–126. 782–783; Ч. 3. С. 60–61. 1578, 1579, 1581–1583). Храмы, посвященные вмч. Димитрию, имелись (иногда несколько) почти в каждом значительном рус. городе. Так, в Новгороде в период независимости было 3 храма, посвященных вмч. Димитрию (на Софийской стороне на Даньславле ул. в Кожевниках, на Торговой стороне — на Славкове ул. и на Лубянице) и придел на хорах в церкви Константина и Елены на Росткине ул. (Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV в. М., 1982. С. 226. Кат. 15). Миро вмч. Димитрия находилось и в серебряном золоченом кресте- мощевике 2-й пол. XVI в. из ризницы Троице-Сергиевой лавры (Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII–XVII вв. в собр.

http://drevo-info.ru/articles/7689.html

250. Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. М., 1980. С. 26. 251. Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 8—9. 252. Моисеева Г. Н. Отрывок Троицкой пергаменной летописи, переписанный Г. Ф. Миллером//ТОДРЛ. Л., 1971. Т. 26. С. 93—99. 253. Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. С. 135—140. 254. ПСРЛ. Пг., Т. 15. вып. 1, 1922. Стлб. 107. 255. Там же. Стлб. 108. 256. Там же. Стлб. 109. 257. Там же. Стлб. 137—138. 258. Там же. Стлб. 141—142. 259. Там же. Стлб. 142. 260. Там же. Стлб. 147. 261. Там же. Стлб. 148. 262. Там же. Стлб. 149—150. 263. Там же. Стлб. 150. 264. Там же. Стлб. 151. 265. Там же. Стлб. 152. 266. Там же. Стлб. 153—154. 267. Там же. Стлб. 156. 268. Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 445. 269. Там же. С. 455. 270. ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стлб. 163. 271. Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 440. 272. ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стлб. 163. 273. Тихонр. 705. Л. 108 об., 109, 110 об., 112. 274. РГБ, ф. 173/I (Фундаментальное собрание библиотеки Московской Духовной Академии), 88. Л. 359. 275. Там же. Л. 291 об. 276. ПСРЛ. Т. 15. вып. 1. Стлб. 132. 277. МДА, 88. Л. 291 об. 278. Житие Стефана Пермского. С. 74. 279. Там же. С. 85. 280. МДА, 88. Л. 299. 281. Житие Стефана Пермского. С. 40. 282. Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 386—387. 283. Там же. С. 364. 284. Тихонр. 705. Л. 119 об. 285. ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стлб. 97; Житие Стефана Пермского. С. 87. 286. ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стлб. 98—99; Житие Стефана Пермского. Стлб. 31, 41. 287. Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 439, 441. 288. Тихонр. 705. Л. 117 об. 289. ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стлб. 106, 108. 290. Там же. Стлб. 121. 291. Там же. Стлб. 123. 292. Там же. Стлб. 129. 293. Там же. Стлб. 130. 294. Там же. Стлб. 133. 295. Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 442. 296. МДА, 88. Л. 300 об. 297. ПСРЛ. Т. 15. вып. 1. Стлб. 106—107. 298. МДА, 88. Л. 300. 299. Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 470. 300. МДА, 88. Л. 276 об. 301. Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV—XV веков. Л., 1987. С. 116—117.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

ПСРЛ. Т. 1. С. 92, 188; Т. П. С. 4, 75, 112, 135. 141 и др. 315 Преп. Исаакий, Феодор и Евстратий Печерский пред пострижением в иночество раздавали бедным все свое имущество. 316 ПСРЛ. Т. I. С. 102. 317 Ibid. С. 53,54; Т. II. С. 6, 112 и др. 318 Ипатьевская летопись//Ibid. Т. II. С. 4. 319 См.: Киево–Печерский патерик о Никоне Сухом: после набега половцев в 1096 г. кто–то из киевлян приходил в страны половецкие и»искупил многи пленники». 320 ПСРЛ. Т. I. С, 54; Т. II. С. 258; Иаков Черноризец. Похвала Владимиру в: Макарий. 1ЫЙ. Т. I. С. 260–262; Илариона… два слова//ПТСО. 1844. Ч. II. С. 276,280. 321 ПСРЛ. Т. 1. С. 112,129; 101,102; 105–107. 322 Ibid. С. 69, 258. 323 Ibid. С.81. 324 Житие Феодосия Печерского (Нестора). 325 ПСРЛ. Т. II. С. 6 и др. 326 ПСРЛ. Т. I. С. 69, 258. 327 Ibid. С. 69. 328 Игумены упоминаются в Андреевском киевском и Успенском владимирском монастырях. 329 Ibid. С. 82–85. 330 См.: Киево–Печерский патерик. 331 См.: проложное сказание о нем. 332 Макарий. Ibid. Т. III. С. 56–58. 333 Голубинский Е. Е. Ibid. Т. 1.2–я пол. С. 548. 334 ПСРЛ. Т. II. С. 82. 335 Ibid. Т. 1. С. 108. 336 Ibid. Т. II. С. 82. 337 См.: житие Феодосия Печерского. 338 ПСРЛ. Т. II. С. 94–95. 339 Белечский Устав Георгия в: Макарий. Ibid. Т. II. С. 374,375. 340 Голубинский Е. Е. Ibid. Т. I. 2–я пол. С. 522. 341 Ibid. С. 607–621. 342 Пособия Григорьев В. В. О достоверности ханских ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству Историко–филологическое исследование. М., 1842. С. 33— 50; Макарий. История Русской Церкви. Т. IV. 1866. С. 115–148; Т. VI. 1870. С. 319–350; Макарий. Взгляд на первые следы православной веры между монголами ХЧ. 1848. Ч. I. С. 32—46; Православие и русская народность в Литве ХЧ. 1851. Ч. I. С. 430 и след.; Макарий, архиеп. Литовский. Успехи Православной Церкви Русской в период монгольскийХЧ. 1859. Ч. I. C. 436 и след.; Литва в отношении к России и Польше Вестник Юго–западной и Западной России. 1860. Кн. I. Отд. II; Аничков–Платонов И. О мирном распространении христианства в России ПТСО. 1845. Ч. III. С. 263–291; Русская Церковь в Северном Поморье в XV–XVII в. ПС. 1860. Ч. I. С. 3, 256. 343

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

129 Список БАН, 32.8.3 – 30-х годов XVII в. Филиграни: Столбы-Тромонин, 1606 (1638 г.); Гербовый щит (только на л. 370–377)-Лауцявичюс, 743 (1629 г.); Гербовый щит с тремя полосами под короной – Гераклитов, 231 (1628–1630 гг.). 131 ПСРЛ. Т. 24. С. 80, вар. 2; С. 190, вар. 21; С. 194, вар. 26; С. 197, вар. 15; С. 199, вар. 5; С. 202, вар. 32. 133 Список Унд., 757 – середины XVII в. Филиграни: Гербовый щит с медведем под короной, контрамарка РС-Дианова и Костюхина, 973 (1651– 1659 гг.); Гербовый щит под короной, под щитом буквы DD – Дианова и Костюхина, 1053 (1647 г.). 134 Список РГАДА, ф. 196 (Собр. Ф. Ф. Мазурина), оп. 1, 533 – 30-х годов XVII в. Филиграни: Щит с лилией под короной, под щитом буквы AD – Дианова и Костюхина, 902 (1638 г.); Домик под крестом, обвитым змеей, – Дианова и Костюхина, 530 (1632 г.); Щит с рогом изобилия под короной, контрамарка F – Дианова и Костюхина, 1133 (1638 г.). 135 Список СПФИРИ, ф. 11 (Собр. Археографической комиссии), 41 датируется началом 40-х годов XVII в. Филигрань: Щит с лилией под короной, под щитом буквы MD-Дuahoba и Костюхина, 903 (1641 г.). 138 В составе 24 тома ПСРЛ опубликован Синодальный список с вариантами по списку Т Типографской-Академической редакции. 146 ПСРЛ. Т. 25. М.; Л., 1949. С. 222–225. В издании слова «месяца августа 26» ошибочно отнесены к предыдущему сообщению. 147 Там же. С. 222. В списке Эрм., 416б (С. 566) заголовок внесен в другое место текста: «В той же день Слово о чудеси Святыя Богородицы, егда принесена бысть икона честна образа Ея, ю же написа Лука иевангелист, от града Володимера в славный град Москву». 148 СПФИРИ, Лих., 365, л. 707 об. В Прилуцкой – «дают» (ПСРЛ. Т. 28. М.; Л., 1963. С. 87), в Своде 1518 г. пропуск (Т ам же. С. 251), в Ермолинской переделано – «имаху» (ПСРЛ. Т. 23. СПб., 1910. С. 134). 152 Клосс Б. М., Лурье Я. С. Русские летописи XI-XV вв.: (Материалы для описания) Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Вып. 2. М., 1976. С. 105.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Олег Ингваревич Красный и Василько Константинович Ростовский. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. 1873. С. 98, 100; ПСРЛ. Т. I. С. 198–199. 344 Свидетельство Плано–Карпини Собрание путешествий к татарам и другим восточным народам в XIII, XIV и XV столетиях. 1. Плано–Карпини. 2. Нецелин (пер. изд. Д. И. Языкова]. СПб., 1825. С. 87. 345 Макарий. Ibid. Т. IV. С. 115–116. 346 Григорьев В. В. О достоверности ханских ярлыков… М., 1842. С. 184— государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел В 5 ч. М., 1813–1894. Т. П. 2. С. 6. (Ярлык Менгу–Темира). 347 См. Макарий. Ibid. Т. IV. С. 118. 348 ПСРЛ. Т. I. С. 201; Т. V. С. 182–186; Т. VII. С. 153–156; Т. V. С. 387–391 и др. 349 Ibid Д. VII. С. 170; Т. XV. С. 403 и др. 350 Ibid. Т. V. С. 208–215; Т. VII. С. 188–197; Т. XV. С. 411–412 и др. 351 История монголов Перев. с персидского. СПб., 1834. С. 49. 352 См. ПСРЛ. Т. V. С. 211. 353 Дочь Менгу–Темира Анна, жена Феодора Ярославского и Смоленского; сестра Узбека Кончака—Агафья, жена Юрия Московского и др. См. ПСРЛ. Т. VII. С. 174, 188, 228 и др. 354 Жены Ногая, Тохнагу и Узбека. См. Макарий. Взгляд на первые следы… ХЧ. 1848. Ч. I. С. 34. 355 Собрание путешествий к татарам… СПб., 1825. С. 41—43,134,135; Voyage du Rubruis изд. Бержерона. С. 48,78. 356 Вопросы Феогноста Сарского на Константинопольском соборе 1301 г см. Макарий. Ibid. Т. IV. С. 121. 357 Отрывки из его жития см. в Макарий. Ibid. Т. IV. Прилож. XVII. С339. 358 См. Макарий. Ibid. Т. IV. С. 123, 125–126; Макарий. Взгляд на первые следы… ХЧ. 1848. Ч. I. С. 38–40. 359 ПСРЛ. Т. VI. С. 297, 299. 360 Соловьев С. М. Ibid. Т. VII. С. 177. 361 О крещении Казани см. Макарий. Ibid. Т. VI. С. 334—335; Макарий. Взгляд на первые следы… ХЧ. 1848. Ч. I. С. 40–46; Житие Гурия ПС. 1868. Ч Житие Варсонофия Ibid. С. 23—29; Елисеев. Жизнеописания свв. Гуртя, Варсонофия. Казань, 1847. С. 31—46. 362 Доклад митр. Казанского Гермогена см. в Макарий. Ibid. Т. X. С. 73. 363 Соловьев С. М. Ibid. Т. VI. С. 135. 364

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

109 ...яко при Ильи бысть: “Горьсть мукы... не умалится?” – Имеется в виду библейский эпизод. Во время великого голода Илью-пророка по Божьему повелению должна была кормить вдова. Придя в Сарепту Сидоноскую, Илья попросил у встретившейся ему женщины дать ему напиться воды и накормить его. Эта женщина – вдова – ответила: «У меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот я наберу полена два дров, и пойду приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем». На это Илья сказал женщине: «...говорит Господь, Бог израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю...» ( 3Цар. 17 ). 110 И от того дне уставися монастырь сей. – Ростовский Петровский монастырь, что на Поле, находился на берегу озера Неро в трех верстах к северо-востоку от Ростова. Согласно «Повести», он был основан в XIII в. при епископе Игнатии. Исторические документы о монастыре сохранились только начиная со второй половины XVII в. Известно, что в монастыре в 1684 г. вместо деревянной была выстроена каменная церковь Петра и Павла. Летописи сохранили известие о существовании в Ростове Петровского монастыря еще в начале XIII в.: ростовский епископ Пахомий, умерший в 1216 г., до поставления в епископы (в 1214 г.) был тринадцать лет игуменом Петровского монастыря. По всей видимости, летописные известия относятся к другому Петровскому монастырю, более древнему. В. В. Зверинский (в кн.: Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1897. Т. III. С. 125) считает, что второй (древнейший) ростовский Петровский монастырь находился не на восточной, а на западной окраине г. Ростова, недалеко от Спасско-Яковлевского монастыря, на улице Петровской. 112 Ахмыл – посол золотоордынского хана Узбека. В 1322 г., как сообшают летописи, он с большим воинским отрядом, сопровождая возвращавшегося из Орды московского князя Ивана Даниловича Калиту, пришел на Русь: «...и много зла учиниша Низовским градом, и Ярославль взяша сожгоша, и много полона безчислено взят» (Никоновская летопись//ПСРЛ. СПб., 1885. Т. Х. С. 188).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там же. С. 122–123; Соловьев С . М . История России. Кн. 1. Санкт-Петербург, 1862. С. 1535. Тихомиров М . Н . Древняя Москва. Москва, 1947. С. 142. Хачикян Л . С . Армяне в древней Москве и на путях, ведущих в Москву. Ереван, 2014. С. 95–105. См.: Слово о Куликовской битве Софония Рязанца//Воинские повести Древней Руси/под ред. В. П. Адриановой-Перетц. Москва; Ленинград, 1949. С. 37; Сыроечковский В . Е . Гости-сурожане. Москва; Ленинград, 1935. С. 46; Хачикян Л . С . «Гости-сурожане» в русских летописях и Сказании о Мамаевом побоище (к вопросу об их национальной принадлежности)//Русская и армянская средневековые литературы. Ленинград, 1982. С. 333–357; Хачикян Л .  С . Армяне в древней Москве и на путях, ведущих в Москву. С. 104–105. Лаврентьевская и Троицкая летописи//ПСРЛ. 1846. Т. 1. С. 233; ПСРЛ. 1948. Т. 1. С. 81; Софийские летописи//ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 90 (Прибавления); Софийская первая летопись старшего извода//ПСРЛ. 2000. Т. 6. Вып. 1. С. 467; Софийская первая летопись по списку И. Н. Царского//ПСРЛ. 1994. Т. 39. С. 122. См.: Софийская первая летопись старшего извода//ПСРЛ. 2000. Т. 6. Вып. 1. С. 455 (Л. 388); Софийская первая летопись по списку И. Н. Царского//ПСРЛ. 1994. Т. 39. С. 118; Новгородская четвертая летопись//ПСРЛ. 1915. Т. 4. С. 311; Софийские летописи//ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 90 (Прибавления); и др. Айвазян К . В . История отношений русской и армянской церквей в Средние века/ред. С. С. Аревшатян. Ереван, 1989. С. 98. Памятники древней письменности и искусства. Повесть о Царьграде Нестора-Искандера XV века (по рукописи Троице-Сергиевской Лавры нач. XVI века, 773)/сообщил архимандрит Леонид. Санкт-Петербург, 1886. С. 12–14; См. также: Патриаршая или Никоновская летопись//ПСРЛ. 1901. Т. 12. С. 84–86; Русские повести XV–XVI вв. Москва; Ленинград, 1958. С. 225–226. См., например: Лаврентьевская и Троицкая летописи//ПСРЛ. 1846. Т. 1. С. 233, 240 (Прилож.); ПСРЛ. 1948. Т. 1. С. 81; Ипатьевская летопись//ПСРЛ. 1908. Т. 2. С. 3; Новгородская четвертая летопись//ПСРЛ. 1915. Т. 4. С. 311; Софийские летописи//ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 90 (Прибавл.); Софийская первая летопись старшего извода//ПСРЛ. 2000. Т. 6. Вып. 1. С. 467; Воскресенская летопись//ПСРЛ. 1859. Т. 8. С. 14; Патриаршая или Никоновская летопись//ПСРЛ. 1862. Т. 9. С. 145–148; Патриаршая или Никоновская летопись//ПСРЛ. 1901. Т. 12. С. 84–86; Дополнения к Никоновской летописи//ПСРЛ. 1906. Т. 13. С. 386; Симеоновская летопись//ПСРЛ. 1913. Т. 18. С. 104, 140; История о Казанском царстве (Казанский летописец)//ПСРЛ. 1903. Т. 19. С. 130; Львовская летопись//ПСРЛ. 1910. Т. 20. Ч. 1. С. 33; Русский хронограф. Ч. II. Хронограф западнорусской редакции//ПСРЛ. 1914. Т. 22. С. 86–87; Московский летописный свод конца XV века//ПСРЛ. 1949. Т. 25. С. 183; Софийская первая летопись по списку И. Н. Царского//ПСРЛ. 1994. Т. 39. С. 122.

http://bogoslov.ru/article/6192778

  Георгии ( Рамазян ), иеродиак . Русско-армянские межконфессиональные связи в Древнерусском государстве//Церковныи историк. 2021. 2 (6). С. 181–214. Армянские общины (в основном купцы, ремесленники, врачи, строители, воины) включали в себя представителей трех разных религиозных конфессий: православные армяне (известные больше как «греки», «греко-армяне», «армяне-халкидониты», единоверные грекам и русским), входившие в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, прибывшие на Русь в свите царевны Анны и князя Владимира (затем прибывали на службу и к следующим князьям); представители непосредственно Армянской Церкви; армяне-павликиане и другие близкие к ним еретические группы, не имеющие отношения к Армянской Церкви. См.: Там же. См., например: Фома Мецопский . История Тимур-Ланка и его преемников/пер. Т. Тер-Григоряна, А. Баграмяна. Баку, 1957. С. 55–80; Армянские источники о Средней Азии VIII–XVIII вв. Москва, 1985. С. 82–85; Петрушевский И . П . Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI — начале XIX вв. Ленинград, 1949. С. 35; Закавказье в XI–XV вв.//История Востока/под ред. Р. Б. Рыбакова. Москва, 1997. Гл. V. См., например: Летопись по Воскресенскому списку//ПСРЛ. 1856. Т. 7. С. 210; Патриаршая или Никоновская летопись//ПСРЛ. 1885. Т. 10. С. 217; Симеоновская летопись//ПСРЛ. 1913. Т. 18. С. 95; и др. См., например: Софийские летописи//ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 125; Воскресенская летопись//ПСРЛ. 1859. Т. 8. С. 65; Патриаршая или Никоновская летопись//ПСРЛ. 1897. Т. 11. С. 158–159. См., например: Фома Мецопский . История Тимур-Ланка и его преемников/пер. Т. Тер-Григоряна, А. Баграмяна. Баку, 1957. Московский летописный свод конца XV века//ПСРЛ. 1949. Т. 25. С. 183; Воскресенская летопись//ПСРЛ. 1859. Т. 8. С. 14; Симеоновская летопись//ПСРЛ. 1913. Т. 18. С. 104. Патриаршая, или Никоновская летопись//ПСРЛ. 1897. Т. 11. С. 122; Летописный свод 1497 г.//ПСРЛ. 1963. Т. 28. С. 86; Симеоновская летопись//ПСРЛ. 1913. Т. 18. С. 140. Тихомиров М . Н . Средневековая Москва в XIV–XV вв. Москва, 1957. С. 42, 121, 215.

http://bogoslov.ru/article/6192778

3. ПСРЛ.Т.1., Стб.279. 4. Там же. Стб.282. 5. ПСРЛ.Т.1.Стб.282. 6. ПСРЛ Т.2. Ипатьевская летопись. М.,1962.Стб. 260. 7. Татищев В.Н. История Российская. Т.2. М-Л., 1963. С.126. 8. ПСРЛ. Т. 2. М., 1962. Стб.266. 9. ПСРЛ Т.2.Стб. 266. 10. ПСРЛ. Т.2. Там же. 11. Татищев В.Н. История Российская. М.-Л., 1963. Т.2, С. 126. 12. Кудряшов К.В. Половецкая степь. Очерки исторической географии. М., 1948. С. 13. Татищев В.Н. История Российская. Там же. 14. ПСРЛ.Т.2. Стлб. 266. 15. ПСРЛ. Т.2. Там же. 16. Татищев В.Н. История Российская. Там же. 17. ПСРЛ. Л., 1927. Т.1. Стлб. 289; ПСРЛ. Т.38. Радзивилловская летопись. М., 1989. С.103. 18. Алланиязов Т.К. Военное дело кочевников Казахстана. Алматы, 1998. С.67. 19. ПСРЛ. Т.1. Стлб. 251. 20. Там же. 21. ПСРЛ.Т.2.Стб. 266. 22. Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русской земли. М., 2002. С. 79; Его же. Донской поход Мономаха//Родина. N 1997. С. 29; Его же. Борьба Руси с половцами//Энциклопедия для детей. История России. М. " Аванта+ " . 1997. Т.5. С.158. и др. 23. Татищев В.Н. История Российская. Там же. 24. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 2-3. М.,1991. С.86. 25. Кудряшов К.В. Указ. Соч. С.. 26. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. М., С.459 и др. 27. Сырнев И.П. Путь Игоревой рати. М.,1996.. 28. Сухарев Ю.В. Князь Игорь//Московский журнал. 2000. N11. С.15; Его же. Князья и княгини Русской земли... С.171. 29. Cmapopycьki kuibcьki i raлuцьko-boлuhcьki лimonucu: Острозький список (Xлeбhikobcьkuй) i список Четвертинського (Noroдihcьkuй). Ykpaihcьkuй Науковий Ihcmumym. Harward., 1990. С.124. Статья подготовлена по заказу редакции Военно-исторического журнала, но, успешно пройдя двойное рецензирование, по неизвестной автору причине была отвергнута, в сокращенном виде опубликована в " Московском журнале " N 12 за 2005 г. Сухарев Ю.В. , научный сотрудник Центра военной истории России при Институте российской истории РАН Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/analitika/2006/02/14/...

Примечания Нет никаких данных считать, что приглашение прибыть в Москву, посланное князю Юрию, «было продиктовано желанием не допустить совместных политических акций галицко-звенигородского князя и «ордынского царя»» (Греков И.Б. К характеристике политики галицко-звенигородского князя Юрия Дмитриевича в 20-е годы XV в.//Древняя Русь и славяне. М., 1978. С. 229). Андрея — Акинфа Ослебятева см. в митрополичьей, грамоте 1383 г. (АФЗХ. Ч. I. 1. С. 24 — Андрей) и в грамоте 1391 г. (Там же. 201. С. 179-180 — Акинф). По Ермолинской летописи, в ночь смерти Василия I Фотий послал за князем Юрием в Звенигород, но тот, «не ида на Москву, иде к Галичу» (ПСРЛ. Т. 23. С. 146). По московским летописям — сходно: после посылки Акиифа князь Юрий, «не ходя на Москву, иде к Галичу» (ПСРЛ. Т. 26. С. 183). В позднейшей Софийской II летописи содержится неясность: Фотий якобы после смерти Василия I послал «по брата его князя Юрия; он же иде на Москву из Звенигорода , а послал по него Акинфа... Тое же весны князь Юрьи Дмитреевич иде в Галич» (ПСРЛ. Т. 6. С. 142). Получается вроде, что князь Юрий поехал в Галич после вторичного приглашения посетить столицу и что первоначально он сам хотел прибыть туда из Звенигорода. «Тое же зимы отьеха князь Юрьи в Галич во Великое говение» (ПСРЛ. Т. 17. СПб., 1907. Стб. 59). Версия Никоновской летописи о том, что сам князь Юрий «присла... с грозами» к Василию II (ПСРЛ. Т. 12. СПб., 1901. С. 2), носит явно позднейшие черты. ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Пг., 1915-1925. С. 380; Т. 5. СПб., 1851. С. 247-248; Т. 26. С. 165. ПСРЛ. Т. 26. С. 166; Т. 15. СПб., 1863. Стб. 487; Т. 23. С. 137 (6907 г.). НПЛ. С. 399. Подробнее см.: Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV вв. Т. 2. С. 290-306. См.: Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М., 1976. Прозвище Шемяка скорее всего восходит к татаро-монгольскому чимэху, что означает украшать, а отсюда чимэк — украшение, наряд. Если не считать сомнительного упоминания о некоем Василии Шемяке, рыльском князе XIII в. («Повесть о граде Курске»), то впервые прозвище Шемяка связывается с князем Дмитрием Юрьевичем. Прозвище Красный означает красивый. Неизвестно, когда Василия Юрьевича стали называть Косым. Некоторые историки связывают появление этого прозвища с его ослеплением в 1436 г. (см., например: Черепнин Л.В. Объединение русских земель вокруг Москвы//История СССР. Т. II. М., 1966. С. 99). Он так именуется в Устюжской летописи уже в 1433 г. (ПСРЛ. Т. 37. М., 1982. С. 85), в Никоновской летописи (ПСРЛ. Т. 12. С. 19), в Московском летописании 70-х годов XV в. в записи о его смерти (ПСРЛ. Т. 26. С. 208).

http://sedmitza.ru/lib/text/438775/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010