62). S.337–342. – Прим. изд. (К.А.)]. 164 Приселков М.Д. (прим. 73). С. 135–140; Воронин Н.Н. “Житие Леонтия Ростовского” и византийско-русские отношения второй половины XII в.//ВВ. 1963. Т. 23. С. 23–46. (Poppe А. L’organisation diocésaine (прим. 142). Р. 193–197; Щапов Я.Н. Государство и церковь (прим. 184). С.46–48.) 169 ПСРЛ. Т.2. Стб.629 (под 1183 г.); Т.1. Стб.391 (под 1185 г.). Разделение епархии на две – Ростово-Суздальскую и Владимирскую – произошло не позднее 1214 г. (ПСРЛ. Т.1. Стб.438). 172 Рорре A. Pastwo i košciol na Rusi w XI wieku. Warszawa, 1968. S.185 f. (ср. рец.: Lowmiaski Η.//KwHist. 1970. R.77/3. S.792–796). 175 Юрьевна-Роси (равно как и Юрьев-Дерпт-Тарту) назван, очевидно, в честь св. Георгия, святого покровителя князя Ярослава Мудрого, основателя города, а отнюдь не по кафедральному собору, возведенному, разумеется, после основания самого города. (А.Н.) 181 Канонические ответы митрополита Uoahha II : Памятники (прим. 202). Т.1. Стб.19; Goetz L.K. (прим. 27). S.166 f. (§32). О существовавшем непродолжительное время католическом епископстве для половцев (1229–1241 гг.) см.: Пашуто В.Т. Половецкое епископство//Ost und West in der Geschichte des Denkens und der kulturellen Beziehungen. (FS für E.Winter). Berlin, 1966. S.33–40. 182 Мы даем буквальный перевод авторского текста, хотя затрудняемся объяснить, каким образом разделение галицкой и волынской кафедр способствовало разделению Юго-Запада и Северо-Востока Руси. (А.Н.) 183 Ammann A.M. Darstellung und Deutung der Sophia im vorpetrinischen Rußland//OChP. 1938. T.4. S. 120–156; Panajotova D. Le Christ verbe, sagesse et lumière sur les fresques de la tour de Chrelju ou monastère de Rila//Studia in honorem V. Beševliev. Sofia, 1978. P. 404–412 [см. также: Штендер Г.Μ. Композиционные особенности трех древнерусских Софийских соборов в их связи с литургией//Литургия, архитектура и искусство (прим. 104). С. 298–302 (все три постройки ориентированы на константинопольский прототип, но эта ориентация в каждом случае получила специфическое выражение).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9 ПСРЛ. Т. 31. М., 1968. Ñ. 161. Ñì. òàêæå: ÏÑÐË. Ò. 33. Ë., 1977. Ñ. 172. Â ëåòîïèñöå êîíöà XVII âåêà, ñâÿçàííîì ñ Ñîëîâåöêèì ìîíàñòûðåì, åñòü íåêîòорые противоречивые сведения об избрании Патриарха Иоасафа: “Того же году марта в 27 день возведен на Превысокий Патриаршеский престол царствующаго града Москвы Святейший Иоасаф, Патриарх Московский и всея России, бывший архимандрит в Симонове монастыре”. — ПСРЛ. Т. 31. С. 180. Однако, под настоятельством в монастыре, очевидно, следует понимать постриженничество в Соловецкой обители. В перечне Псково-Печерских настоятелей о нем сказано: “…из Печерских же иеромонахов”. — Первоклассный Псково-Печер­ский монастырь. Изд. дополненное. Великие Луки, 1995. С. 85. 12 Опись архива Посольского приказа 1673 года. Ч. 1. М., 1990. С. 35. Перечень даров новопоставленному Патриарху от царской семьи см. Священник Н. Скворцов. Переписная книга домовой Патриаршей казны, составленная при Патриархе Иоасафе I â 1634 ãîäó. Ì., 1911. Ñ. 28–29. 13 Опись архива Посольского приказа… С. 36. Чин поставления Патриарха Иоасафа I ñîõðàíèëñÿ â ñïèñêå XVII âåêà, íå îïóáëèêîâàí; ñì. Шумилов В. Н. Государственное Древлехранилище хартий и рукописей. Опись документальных материалов фонда 135. М., 1971. С. 133. 302. 14 СГГД. Ч. 3. С. 354–359. 105. Муравьев А. Сношения России с Востоком по делам церковным. Т. 2. СПб., 1860. С. 153. 15 Митрополит Московский и Коломенский Макарий. Указ. соч. С. 314; Попов А. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в Хронографы русской редакции. С. 318. Авторы цитируют Хронограф 1650 года архиепископа Астраханского Пахомия. О данном Хронографе см. Солодкин Я. История позднего русского летописания. М., 1997. С. 95–96. 17 Митрополит Московский и Коломенский Макарий. Указ. соч. С. 325. О данном Соборе см. Шумилов В. Н. Дело Земского Собора 1639 г.//Дворянство и крепостной строй России XVI– XVIII ââ. Ì., 1975. Ñ. 293–302; Новосельский А. А. Земский Собор 1639 г.//Исторические записки. 1947. Т. 24. С. 14–29; Черепнин Л. В. Указ. соч. С. 256–260.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Николая Чудотворца, архиеп. Мирликийского, и слава его в России. СПб., 1899. С. 308, 688. Примеч. 258). Фигуры И. и св. Петра, митр. Московского, помещены на правом поле Владимирской (Волоколамской) иконы Божией Матери (ок. 1572, ЦМиАР; Салтыков. 1981. С. 250. Ил. 143; Вера и власть. 2007. С. 134-135. Кат. 53), написанной столичным мастером по заказу Малюты (Григория Лукьяновича) Скуратова-Бельского. Фигура святого повернута вполоборота к среднику, обеими руками он придерживает у груди закрытое Евангелие. И. в светлом узорчатом саккосе, в омофоре с синими крестами, в зеленом подризнике с золотыми зарукавьями, в архиерейской шапке. Особое почитание И. и создание его изображений на предметах церковной утвари связаны с Успенским собором Московского Кремля. По описям собора, прежде всего по самой ранней сохранившейся - нач. XVII в. (по датировке Т. С. Борисовой, 1609-1611), известны серебряная рака с рельефной фигурой святого, неск. лицевых покровов на его мощи, иконы в алтарях собора (главном и «кадильном», т. е. жертвеннике) с одиночным образом И. и с др. чудотворцами - покровителями Москвы. «Повелением благочестивого царя и великого князя Феодора Ивановича всея Руси, и верою его несумненною, и слезами теплыми зачали делати раки серебряные кованыя, многоценныя великим светильником, столпом Русския земля…» (ПСРЛ. Т. 34. С. 199-200). Так, в 1585-1586 гг. появились драгоценная рака с рельефным изображением И. на крышке и раки для мощей др. рус. святых. Вероятнее всего, замысел создания такого надгробия-реликвария был сформирован еще в царствование Иоанна Грозного; в Житии И. упоминается чудо, происшедшее в 1555-1556 гг., когда некая слепая жена, молившаяся об исцелении у Великорецкой иконы свт. Николая Чудотворца в Успенском соборе, а также у надгробий святителей и у чудотворных икон, была исцелена у мощей «дуновением святого Ионы» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 523; Усачёв. 2007. С. 57). Сохранились боковые стенки раки, обложенные серебром (ГММК); чеканное изображение на крышке известно из соборных описей (Описи. 1876. Стб. 299, 418-419, 611-612). Рельефное изображение И. из серебра было позолочено и украшено по одеждам и венцу драгоценными камнями (яхонтами, изумрудами и лалами). Святой был облачен в «сак» (саккос), омофор, архиерейскую шапку, в руке держал Евангелие. В верхней части крышки, над рельефной фигурой святого в рост, были вычеканены изображения: в центре - Св. Троицы, в углах - Богоматери и св. Иоанна Предтечи. К нач. XVIII в. крышка раки И. была установлена в киоте над надгробием и стала почитаться как икона. Существует деревянный рельеф с образом И., возможно также служивший крышкой его раки (посл. четв. XVII в., ГММК - см.: Соколова И. М. Рус. деревянная скульптура XV-XVIII вв.: Кат. М., 2003. С. 176-179).

http://pravenc.ru/text/578250.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ († после 1212), еп. Рязанский (возможно, первый). Сведения о поставлении А. во епископа в новооткрытую Рязанскую епархию из игуменов одного из рязанских мон-рей 26 сент. 1198 г. есть только в «Истории Российской» В. Н. Татищева , но они сбивчивы и степень их достоверности неясна. Как Рязанский епископ А. неоднократно упоминается во владимирском летописании в связи с борьбой рязанцев с вел. кн. владимирским Всеволодом Юрьевичем (Большое Гнездо) в 1207-1208 гг. После взятия Пронска Всеволод с войском в окт. 1207 г. двинулся к Рязани. А. неск. раз присылал к нему послов со словами: «Князь великыи, не опусти мест честных, не пожжи церквии святых, в нихже жертва Богу и молба стваряется за тя, а ноне всю волю твою стваряем» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 432). Князь внял увещаниям епископа; на обратном пути во Владимир состоялось его личное свидание с А., к-рый, видимо, обещал Всеволоду употребить свое влияние для того, чтобы убедить рязанцев выдать ему своих князей, что и свершилось после возвращения А. в Рязань. Однако в 1208 г. рязанцы возобновили борьбу против власти владимирского князя, в результате чего город был взят Всеволодом и сожжен, а его население, в т. ч. и А., уведено во Владимир. А. был отпущен в свою епархию после смерти Всеволода в марте 1212 г., вместе с ним вернулись из плена и рязанские князья. Дата кончины А. неизвестна. Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 432-433, 437; Татищев В. Н. История Российская. М., 1964. Т. 3. С. 166, 180, 182-183. Лит.: Карамзин Н. М. История Государства Российского. М., 1830. Ч. 3. С. 135-137, 141; Макарий (Миролюбов), архим. Сб. церковно-исторических сведений о Рязанской епархии. М., 1863. С. 55, 64, 79-84, 87, 94, 103; Материалы для истории Рязанской епархии. Епископы Муромские и Рязанские: Арсений//Рязанские ЕВ. Приб. 1879. 6. С. 155-160; Добролюбов И. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Зарайск, 1884. Т. 1. С. 11; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889. С. 9-11. Сн. 103-116; Головщиков К. Д. Духовные деятели Рязанского края: Арсений//Рязанские ЕВ. 1897. 9; Проходцов И. Можно ли относить учреждение самостоятельной Рязанской епархии к 1198 году//Там же. 1898. 23. С. 798-815; Левитский Н. Очерки Рязанской иерархии//Там же. 1912. 1. С. 20; 5. С. 192-200. А. В. Назаренко, Т. М. Панкова, иером. Серафим (Питерский) Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/76206.html

(Поппэ А. Русские митрополии Константинопольской патриархии в XI столетии//ВВ. 1968. Т.28. С.85–108; он же. [прим. 156]; см. также ниже, раздел III, 4). 135 Очевидно, автор имеет в виду планы Андрея Боголюбского, направленные на создание отдельной митрополии во Владимире-на-Клязьме в 60-е годы XII в. Однако эти планы не были реализованы, и фактически Владимирской митрополии в киевский период не существовало. (А.Н.) 136 См. обзорные работы: Барсов Т. Константинопольский патриарх и его власть над Русской церковью. СПб., 1878 (устарела); Соколов П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. Киев, 1913; о XIII в.: Irmscher J. Das nikänische Kaisertum und Rußland//Byz. 1970. T.40. P. 377–384; Avenarius A. Nikaia und Rußland zur Zeit der tatarischen Bedrohung//ByzSlav. 1980. T.41. S.33–43. 137 Поппэ А. Русско-византийские отношения (прим. 113). С. 109–120; Poppe А. La tentative du réforme ecclésiastique en Russie au milieu du Xie siede//ΑΡΗ. 1972. Т. 25. P. 5–31 [перепеч.: Poppe A. The Rise (прим. 83) (V). – Прим, изд. (А.Н.)]. Л. Мюллер, учитывая молчание источников, рассматривает поставление Илариона как вполне нормальное явление: Müller L. (прим. 113). S. 100; idem. (прим. 104). S.243 f. О симонии на Руси см.: ПСРЛ. Т.1. Стб.390 и сл. (под 1185 г.). 139 ПСРЛ. Т.1. Стб.208. В общем и целом Русь получила весьма много от носителей греческой культуры, таких как митрополит Иоанн II (см. о нем ниже, в разделах III, 4:5): Podskalsky G. Der Beitrag der griechischstämmigen Metropoliten (Kiev), Bischöfe und Mönche zur altrussischen Originalliteratur (Theologie), 988–1281//CMRS. 1983. T.24. P.498–515. 140 О многообразных контактах на государственном и церковном уровне см.: Abraham M.L. Mniši irlandzcy w Kyowie//Anzeiger der Akad. der Wiss. Krakau. Philol.-hist.-philos. Klasse. 1901. Bd.7. S.137; Abraham Wl. Powstanie organizacyji kosciola laciskiego na Rusi. (Prae naukowie. T.I/1). Lwow, 1904. Т.1.; Соболевский А.И. (прим. 123); Стороженко А. О существовавших в Киеве римско-католических храмах//Eranos.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Киеве. Основан в нач. XII в. Кон. XI-XVII в. Точное время основания К. З. м. неизвестно. В мае 1093 г. упоминается церковь «у святого Михаила», где, собрав войска против половцев, военно-политический союз заключили Киевский вел. кн. Святополк (Михаил) Изяславич и черниговский кн. Владимир (Василий) Всеволодович Мономах (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 210). По мнению Я. Н. Щапова, речь могла идти о Михайловском соборе будущего К. З. м. ( Щапов. 1989. С. 135). Однако вряд ли сбор войск проходил в верхней части города. Отсутствие упоминания в летописях о более статусном киевском во имя вмч. Димитрия Солунского муж. мон-ре дает основание полагать, что в источнике говорилось о Михайловской ц. киевского Выдубицкого мужского монастыря , рядом с которым располагался княжеский Красный двор. 11 июля 1108 г. на средства правителя Киева был заложен каменный собор (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 283; Т. 2. Стб. 259), посвященный арх. Михаилу - небесному покровителю вел. кн. Святополка Изяславича. Позднее с зап. стороны к Михайловскому собору была пристроена круглая лестничная башня, а в 10-20-х гг. XII в.- небольшой храм-крещальня ( Ibakih Г. Храм-крещальня. 1997) - т. о., возможно, одной из целей создания К. З. м. было продолжение крещения городского и сельского населения Киева. В сер. XVII в. игум. Феодосий (Сафонович) считал, что на том месте ранее могло находиться языческое капище. В поздней традиции 1672 г., вслед за игум. Феодосием, и до нач. XXI в. основание собора ошибочно приписывалось Киевскому митр. Михаилу (см.: Фeoдociй (Софонович). 1992. С. 68). Однако археологические раскопки не подтвердили эту версию. Михайловский собор, как и Десятинная церковь , был воздвигнут на месте древнего некрополя, где ранее производились погребения с сожжением ( Каргер. 1958. С. 134, 162-163). Возможно, что его материальные остатки игум. Феодосий ошибочно принял за следы языческого капища.

http://pravenc.ru/text/1684565.html

Почитание И., не зафиксированное в греч. и вост. источниках, нашло, однако, отражение в рус. минологических памятниках, вероятно благодаря широкому распространению на Руси Жития свт. Феодора Эдесского. В рус. святцах XVI-XVII вв. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 207) и в совр. русской Минее под 9 июля указана память не только свт. Феодора, как в ВМЧ и в совр. календаре РПЦ, но и святых, упоминаемых в его Житии, в т. ч. И.; отдельно И. упоминается в рус. списке Иерусалимского Типикона (ГИМ. Син. 336, 1548 г.) и в нек-рых святцах ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 130, 132) под 3 и 4 мая. Обращение И. в христианство отмечено в Воскресенской летописи (нач. 40-х гг. XVI в.; ПСРЛ. Т. 7. С. 250), Хронографе западнорус. редакции (нач. 2-й пол. XVI в.; ПСРЛ. Т. 22. Ч. 2. С. 152), в качестве приписки в Житии кн. равноап. Ольги (РНБ. Погод. 744; кон. XVI - нач. XVII в.). В совр. рус. Минее содержится тропарь И. 6-го гласа «Иже ко Христу верою...» и кондак 6-го гласа «Звезда светлая явился еси...» (Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 506-507). И. также упоминается в тексте тропарей и кондаков свт. Феодору Эдесскому (Там же. С. 502-503). Ист.: Житие иже во святых отца нашего Феодора, архиепископа Едесского/Изд.: И. С. Помяловский. СПб., 1892. С. 72-116. Лит.: Лопарев Х. М. Византийские жития святых VIII-IX веков//ВВ. 1912. Т. 19. С. 52-60, 62-64; Bonwetsch N. Die Vita des Theodor, Erzbischofs von Edessa//BNJ. 1921. Bd. 2. S. 285-290; Vasiliev A. A. The Life of St. Theodore of Edessa//Byz. 1942/1943. Vol. 16. P. 165-225; Abel A. La portée apologétique de la «Vie» de st. Théodore d " Edesse//Bsl. 1949. Vol. 10. P. 229-240; Малахов С. Н. Малоизвестное свидетельство об аланах в житии Феодора Эдесского//Аланы: Западная Европа и Византия/Отв. ред.: В. Х. Тменов. Владикавказ, 1992. С. 135-148; Griffith S. H. The Life of Theodore of Edessa: History, Hagiography, and Religious Apologetics in Mar Saba Monastery in Early Abbasid Times//The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the 5th Cent. to the Present/Ed. J. Patrich. Leuven, 2001. P. 147-169.

http://pravenc.ru/text/469310.html

В. и. в русских летописях XII-XVII вв. В. и. занимала настолько важное место в жизни Владимиро-Суздальского княжества, что летопись того времени «строилась как цепь чудес Богоматери» ( Лихачев Д. С. Рус. летописи и их культурно-ист. значение. М.; Л., 1947. С. 288). Первое упоминание об иконе относится к летописной статье 1155 г., рассказывающей о старшем сыне вел. кн. Георгия Владимировича (Юрия Долгорукого) Андрее Боголюбском: «Того же лета иде Андреи от отца своего Суждалю, и принесе ида икону святую Богородицю, юже принесоша в едином корабли с Пирогощею из Царяграда... и украсив ю постави и в церкви своеи Володимери» (Ипатьевская (XIII - нач. XIV в.) - ПСРЛ. Т. 2. С. 78; Лаврентьевская (1377) - Там же. Т. 1. С. 148; Радзивиловская (кон. XV в.) - Там же. Т. 38. С. 128). Вероятно, эта и др. упомянутая в тексте икона были принесены в дар киевскому кн. Мстиславу Изяславичу греком митр. Михаилом, прибывшим в Киев из К-поля в 1130 г. ( Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 135, 235, 646-647, 663, 678). Одна икона была поставлена в сооруженной в Киеве в 1131-1136 гг. кн. Мстиславом церкви - Пирогощей, по названию к-рой она получила свое наименование. Другая - будущая В. и.- оказалась в жен. мон-ре Вышгорода (в 15 км от Киева), удельного города кн. Андрея. Привезенная им из Киева в Залесскую землю святыня вначале находилась в его резиденции в Боголюбове, а после сооружения во Владимире-на-Клязьме в 1158-1160 гг. нового Успенского собора стала главной иконой этого храма и первым чудотворным образом Пресв. Богородицы во Владимиро-Суздальской земле. В. и. сопровождала кн. Андрея в походе 1164 г. против волжских булгар; одержанную победу летописец назвал «новым чудом святой Богородици Владимирской» (ПСРЛ. Т. 1. С. 151; Т. 38. С. 131). С В. и. связывают изгнание в 1169 г. поставленного в К-поле на Ростовскую кафедру еп. Феодора (Феодорца) , к-рый закрыл во Владимире все церкви, в т. ч. Успенский собор, где находилась чудотворная икона (Там же. Т. 1. С. 152). 29 июня 1174 г. кн. Андрей был убит по заговору бояр Кучковичей. Во Владимире начались грабежи и убийства. Свящ. Николай (Микула) «…поча ходити... со святою Богородицею, в ризах по городу», и мятеж прекратился. По просьбе владимирцев он же встречал со святыней тело кн. Андрея, привезенное из Боголюбова во Владимир на погребение (Там же. Т. 2. С. 115).

http://pravenc.ru/text/154962.html

Союзные же отношения с Андреем Александровичем были установлены на княжеском съезде в Дмитрове в 1300 г. после убийства Ногая и устранения двоевластия в Орде. Важным деянием М. Я. (вместе с матерью Ксенией) после смерти владыки Симеона стал выбор нового еп. Андрея , к-рого в 1289 г. рукоположил в Тверские владыки митр. Киевский свт. Максим . Был освящен, а затем расписан кафедральный Спасский собор. Никоновская летопись (20-е гг. XVI в.) под 6805 г. содержит уникальное известие о строительстве и освящении в Твери ц. св. Афанасия (ПСРЛ. Т. 10. С. 171). Закладывается г. Старица. Договорная грамота блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского с новгородцами. 1316–1317 гг. (ГРАДА. Ф. 135. I отд. Рубр. III. 10) Договорная грамота блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского с новгородцами. 1316–1317 гг. (ГРАДА. Ф. 135. I отд. Рубр. III. 10) Под 6806(1298) г. Лаврентьевская, Симеоновская и Троицкая летописи рассказывают, как на Св. неделе в субботу «на ночь», на рассвете воскресного дня, в Твери загорелся княжеский дворец. М. Я. и кнг. Анна едва успели выбежать из горящего дворца, но спасти имущество не удалось. В эти годы св. блгв. кнг. Анна родила дочь Феодору, сыновей Димитрия (1298) и Александра (1300), впосл. у княжеской четы родились сыновья Константин (1304) и Василий (ок. 1316/17). В 1304 г. умер вел. кн. Андрей Александрович. По свидетельству Жития М. Я., он завещал последнему великое княжение как старшему из рода Ярослава Всеволодовича. Эта информация хорошо согласуется с известием Новгородской I летописи (НПЛ) о том, что после преставления вел. кн. Андрея его бояре «ехаше во Тферь» (НПЛ. С. 92). Поддерживал М. Я. и свт. Максим. Вместе с др. претендентом на великое княжение, Московским кн. Георгием (Юрием) Данииловичем , Михаил отправился в Орду, где от хана Тохты получил ярлык на великое княжение; в кон. 1305 г. М. Я. вернулся на Русь. Проблему составляла и дальнейшая судьба выморочного Переяславского княжества, власть над к-рым стремились установить московские князья. По сложившимся нормам такое княжество должно было войти в состав Великого Владимирского княжения. Однако кн. Иван Дмитриевич Переяславский завещал свои владения Даниилу Александровичу. М. Я. смог обеспечить вхождение Переяславля во Владимирское княжение. Др. конфликт с Москвой был из-за Новгородского княжения. Еще во время пребывания М. Я. в Орде его бояре тщетно пытались посадить в Новгороде его наместников, а новгородцы ждали самого князя. По всей вероятности, в это время М. Я. дважды предпринимал походы на московские территории. 16 июля 1307 г. М. Я. занял новгородский стол. Заключенному в этом году договору вел. князя с Новгородом (ГВНиП. 9-10. С. 19-22) предшествовала серия проектов.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЬГА Киевская кнг. Ольга на приеме у имп. Константина Багрянородного. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. Сер. XII в. (Matrit. gr. 2. Л. 135) Киевская кнг. Ольга на приеме у имп. Константина Багрянородного. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. Сер. XII в. (Matrit. gr. 2. Л. 135) (Елена) [древнерус. Ольга, греч. Ελγα; древнесканд. Helga] (ок. 920 - 11.07.969), равноап. (пам. 11 июля, в Соборе Псковских святых, в Соборе Волынских святых) кнг. Киевская, правительница Древнерусского гос-ва (2-я пол. 40-х - нач. 60-х гг. X в.). Жена кн. Киевского Игоря , мать кн. Киевского Святослава Игоревича , бабушка кн. Киевского Ярополка Святославича и крестителя Руси равноап. кн. Киевского Владимира (Василия) Святославича . Биография Основные вехи жизни и деятельности О. содержатся в древнерус. предании, отразившемся в летописании и Житии, а также в византийских и немецких источниках. Летописная дата брака О. с кн. Игорем - 6411 (903/4) г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 29) - неправдоподобна; брак следует относить к 30-м гг. X в., скорее всего ближе к концу десятилетия. В упомянутом в том же источнике происхождении О. «от Плескова» («родомь пльсковытыни»: Лосева. 2009. С. 421) сомневаться нет причин: судя по имени, О. принадлежала к одному из скандинавских (по древнерус. терминологии, «варяжских») родов, доминировавших в ранних торговых центрах Руси. Равноап. кнг. Ольга. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца (ц. Николы Надеина). 1640 г., под записью 1882 г. Равноап. кнг. Ольга. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца (ц. Николы Надеина). 1640 г., под записью 1882 г. После убийства древлянами кн. Игоря (не ранее зимы 944/5) О. возглавила управление гос-вом, проявив себя деятельным, решительным и дальновидным политиком. К главным событиям ее правления относятся усмирение древлян и последовавшие затем адм. преобразования, личное крещение и усилия по христианизации Руси. Пространное летописное повествование о войне с древлянами (о т.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010