52 неторопливо. Т.е. не как во время исхода из Египта (ср. Исх. 12,11 ; Втор. 16,3 ). впереди вас... стражем позади. Эти слова являются напоминанием об исходе из Египта, когда Господь в образе облачного и пламенного столпа пребывал со Своим народом на протяжении всего пути (42,16; 49,10; 58,8; Исх. 13,21.22; 14,19.20 ). Присутствие Божие направляет людей к полноте и великолепию вечного Царства (4,5.6; 42,16; 49,10; 58,8; ср. Исх. 13,21.22; 14,19.20 ). 5253,12 Рассматриваемые стихи представляют собой четвертую песнь о Слуге (42,1–4; 49,1–7; 50,4–11; 52,13 53,12). Из книг НЗ однозначно следует, что страдающий Слуга Божий, о Котором говорит Исаия, есть никто иной, как Сам Иисус Христос ( Мф. 8,17; 26,63.67; 27,14 ; Мк. 9,12; 14,60; 15,4.5 ; Лк. 22,37; 23,33; 24,27.46 ; Ин. 1,29; 12,38 ; Деян. 3,13; 8,32.33 ; Рим. 4,25; 5,19; 10,16; 15,21 ; 1Кор. 5,7; 15,3 ; Евр. 9,28 ; 1Пет. 1,11; 2,22–25 ; Откр. 5,6.12; 13,8 ). Ст. 52,13 53,12 являются чаще всего цитируемым в НЗ ветхозаветным фрагментом. В них Исаия повествует о жертве страдания, которую принес Христос, даровав всем верующим в Него надежду на будущую жизнь. 52:13–15 Господь защищает и прославляет Своего Слугу. 52 раб Мой. Букв.: «Слуга Мой» (см. ком. к 41,8; 42,1). будет благоуспешен. Ср. Иер. 23,5 . возвысится... возвеличится. Из древнееврейского текста ясно, что речь идет соответственно о воскресении, вознесении и славном пришествии Божиего Слуги. возвысится. Возвысится над смертью (53,8–10). Глава 53 53:1–3 В этих стихах говорится о страданиях Божиего Слуги. 53 кто... кому? Этот риторический вопрос подразумевает отрицательный ответ ( Ин. 12,38 ; Рим. 10,16 ), ибо язычники, за небольшим исключением (52,15), так и остались в неверии. слышанному от нас. Эти слова звучат как бы из уст избранного остатка верных Израиля (см. 52,15). открылась. Господь открыл Себя людям в Иисусе Христе. 53 отпрыск. В привычной системе религиозных и общественных ценностей иудеев не было места для Иисуса Христа, и всю Свою земную жизнь Он оставался чуждым народу Израиля, подобно дикому побегу на древе ветхозаветной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

8 В замечании ст. 9-го – „ты ходила также к царю (lammelech) с благовонною масию» Дум еврейское melech понимает, как название божества – Молоха, почитавшегося особенно аммовитянами. Слова -„далеко посылала послов своих, и унижалась до преисподней» Дум также толкует в смысла указания на служение разным божествам: самаряне, хочет сказать пророк, посылали дары отдаленным божествам и, в частности, таким оракулам, при которых существовала некромантия („унижалась до преисподней») S. 406. 14 Meyer, Entstehung des Judenthums. S. 122; Kittel-Dillmann, Der Prophet Jesaja. 1898. S. 473. 479. 519. Gressmann, Ueber die in les. c. 56–66 vorausgesetzten zeitgesch. Verhaltnisse. 1898; Littmahn, Ueber die Abfassungszeit Tritojesaja 1898; Cheyne, Religiose Leben der Iuden nach dem Exil. Deutsche Uebers. von H. Stocks. Giessen 1899. S. 27 f. Sellin, Studien zug Entstehung Judenthums. Leipzig. 1901. II, 129 f. Holscher, Palastina in der Persischen und Hellenist. Zeit. (Sieglin, Quellen und Forsch, zur alten Geschichte und Geographie Heft 5). Berlin. 1903. S. 39–42. K. Cramer, Der geschichtl. Hintergrunt der Kapitel 56–66 im Buche Iesaia (год не обозн.) S. 46. 47. 53. 67 и др. В конце книги Крамера приложена таблица с мнениями новейших авторов о происхождении Ис. Гл. 56–66. 18 Ст. 67–68: „И отверг шатер Иосифов, и колена Ефремова не избрал. А избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил“. 22 Winckler, Alttest. Forschungen. Zweite Reiche I, 455. Schrader, Keilinschrift. und das A. T. Dritte Ausg. von Winckler und Zimmern. S. 294. 24 I. W. Rothstein, Iuden und Samariter. Eine krltische Studie zum Buche Haggai und zur judischen Geschichte. 1908. S. 5–41. 26 Свод доказательств подлинности кн. Исайи в ее целом объеме см. в трудах: иер. Фаддей, Единство книги пр. Исайи. 1901 . Свято-Троицкая Лавра. Проф. П. А. Ютеров, Частное историко-критическое введение в свящ. ветхозаветные книги. Вып. 2-й. Казань 1907. Стр. 10 и дал. 31 Опровержение воззрений новейшей отрицательной критики по вопросу о происхождеши Псалтири см. в книг Robertson " a The poetry and religion of psalms (1898) и в русской литературе кн. Свящ. Н. Вишнякова , происхождении Псалтири. СПБ. 1875

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

поразил Годолию. Этот поступок Исмаила сделал положение Иудеи еще более тяжелым ( Иер. 44,1–14 ). Для выселенных в Вавилон иудеев смерть Годолии стала тяжкой потерей в воспоминание о ней они учредили пост, подобный тем, что были установлены в память о поражении Иудеи и разрушении Иерусалима ( Зах. 7,5; 8,19 ). 25 пошли в Египет. Опасаясь вавилонян, причастные к убийству Годолии иудейские лидеры вместе со своими сторонниками из простого народа спасаются бегством в Египет, правитель которого был врагом Вавилона (см. ком. к 24,20). Предписания закона ( Втор. 17,14–20 ) строго воспрещают израильским вождям уводить народ обратно в Египет ( Втор. 17,16 ). В своем стремлении к власти предводители антивавилонского заговора, сами того не осознавая, навлекают на себя одно из проклятий завета: возвращение в Египет, страну унижения и рабства ( Втор. 28,68 ). 25:27–30 Автор Третьей и Четвертой книг Царств завершает свое повествование на оптимистической ноте, сообщая о милости, оказанной пленному Иехонии царю иудейскому, вавилонским царем Евилмеродахом. 25 В тридцать седьмой год переселения Иехонии... в двенадцатый месяц. Т.е. в марте 561 г. до Р.Х. Евилмеродах, царь Вавилонский, в год своего воцарения. Евилмеродах был сыном и наследником Навуходоносора (см. ком. к 24,1). вывел Иехонию, царя Иудейского, из дома темничного. В вавилонских хозяйственных записях того периода говорится о том, что продовольственное содержание в виде масла и ячменя, помимо прочих, выдавалось также Яукину (Иехонии), царю Иауды (Иудеи), и его пяти сыновьям. Милостью к пленным иудеям Евилмеродах, по-видимому, ознаменовал свое восхождение на престол. 25 поставил престол его выше престола арей, которые были у него в Вавилоне. Во Втор. 4,25–31; 30,1 –10 и в молитве Соломона на освящение храма ( 3Цар. 8,46–53 ) упоминается о возможном пребывании народа Божиего в иноземном плену как о Божией каре за грехи. Во всех этих текстах подчеркивается необходимость для плененных покаяния ( Втор. 4,30; 30,2 ; 3Цар. 8,47 ). Соломон в своей молитве просит Господа сделать так, чтобы победители проявили сострадание к пленникам ( 3Цар. 8,50 ); милость вавилонского царя к Иехонии можно, таким образом, рассматривать в качестве исполнения Господом этой просьбы. Втор. 30,3–5 обещает последующее возрождение народа Божиего, начало которому было положено в 538 г. до Р.Х., когда евреям было позволено возвратиться на родину ( Езд. 1,1–4 ; Ис. 44,24–28; 45,1–6 ). Содержащееся же во Втор. 30,6 обещание, что Господь «обрежет... сердце» Своего народа, чтобы тот действительно от всей души полюбил Его, исполнилось только при нисхождении Святого Духа ( Деян. 2,14–21 ; 2Кор. 3,1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Этот фрагмент представляется довольно сложным, а текст его трудным для прочтения. Здесь затронуты вопросы земледелия (виноград, 1; борозды поля, 4), религиозных обычаев (жертвенники, 1б–2; телец, высоты, 5–8) и политических событий (царь, 3; поражение от Ассирии, 6–7, 9б–10). Прежде всего Израиль сравнивается с виноградной лозой (ср.: Пс. 79:9–17 ; Ис. 5:1–7 ; Иер. 2:21 ; Иез. 15:6; 17:1–6 ). Чем лучше земля у Израиля (виноград умножает… плод), тем более он умножает жертвенники и тем более украшают они кумиры (см. коммент. к 3:4), то есть все более забывают они Бога и привязываются к идолам. Сердце народа разделилось (2а) между Богом и Ваалом, но Господь сокрушит объекты поклонения Ваалу, а народ будет наказан. Затем Осия обращается к теме царской власти: наступает время, когда Израиль уже не будет иметь своих царей (имеется в виду падение Самарии в 722 г. до н. э.) и когда они осознают, что положение их столь безнадежно, что царь никак не сможет помочь им. Вопрос о царе в Израиле всегда был непростым. Согласно Книге Судей, одна из причин, приведших страну в полный беспорядок, это отсутствие в ней царской власти ( Суд. 17:6; 18:1; 19:1; 21:25 ). Бог посчитал просьбу о поставлении им царя, как это принято у других народов, отвержением Себя; так же думал и Самуил ( 1Цар. 8:4–9 ). Но Бог все же поставил им царя, несмотря на моральную ущербность их просьбы, для их безопасности, наставления и надежды на будущее. Осия перечисляет ряд преступлений Израиля. За их ложь (4) явится суд над ними, который будет как ядовитая трава на бороздах поля, погубляющая хлеб уже на корню. Народ в Самарии вострепещет за тельца в Вефиле (Беф–Авене; см. коммент, к 4:15). Слово «телец» в оригинале стоит во множественном числе – «тельцов», хотя в 8:6 – в единственном. Это, вероятно, множественное величания с несомненным ироническим подтекстом: «великий Телец из Дома греха». Этого идола возьмут с собой в изгнание, он же не сумеет спасти даже самого себя (это отмечает Исайя, говоря о вавилонских идолах, 46:1–2). Народ и жрецы, далекие от понимания его бесполезности, будут оплакивать его, когда сам он отнесен будет в Ассирию, в дар царю Мареву. Слово Марев, по всей видимости, не имя собственное, а лишь эпитет, данный царю – «Соперничающий» или «Оспаривающий». Джордж Адам Смит перевел это слово как «Царь Задира». Это похоже на правду, поскольку определенно отражает агрессивный нрав ассирийских царей. Далее пророк предсказывает падение царской власти в Самарии – ее царь исчезнет, как пена с поверхности воды.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   Бог пополнил это общее откровение дальнейшим откровением о Самом Себе как о Спасителе грешников через Иисуса Христа. Это откровение, данное в истории, воплощенное в Писании и поныне открывающее погибшим врата спасения, обычно называется особым или специальным, откровением. Оно включает в себя подробное словесное изложение того, что общее откровение повествует нам о Боге. Первородный грех и всеобщая греховность    Писание характеризует грех как всеобщее искажение человеческой природы, повлиявшее на каждую клетку каждой отдельной личности (3 Цар 8:46, Рим 3:9—23, Рим 7:18, 1 Ин 1:8—10). Оба Завета характеризуют грех как восстание против установленных Богом правил, игнорирование поставленной Им цели, нарушение Божьего закона, оскорбление Божьей праведности нечистотой грешника. Кроме того, грех является преступлением, за которое грешник будет отвечать перед Богом-Судьей. Эта нравственная ущербность очень активна грех это сила иррациональной, негативной и мятежной реакции, направленной против Бога. Это дух богоборчества. Корень греха гордость и враждебность к Богу, тот самый дух, который проявился в первом прегрешении Адама. За греховными действиями всегда стоят греховные мысли, побуждения и желания, в которых тем или иным образом выражается упрямое противление падшего сердца тому праву, которое Бог предъявляет на наши жизни.    Грех можно исчерпывающе определить как неподчинение Божьему закону, проявляемое в действиях, привычках, оценках, взглядах, склонностях, побуждениях и образе жизни. Писание ярко иллюстрирует различные аспекты греха (см. напр. Иер 17:9, Мф 12:30—37, Мк 7:20—23, Рим 1:18—3:20, Рим 7:7—25, Рим 8:5—8, Рим 14:23). Лютер говорил, что Павел написал Послание к римлянам, чтобы придать греху соответствующее ему значение (Гал 5:16—21, Еф 2:1—3, Еф 4:17—19, Евр 3:12, Иак 2:10—11, 1 Ин 3:4, 1 Ин 5:17).    Первородный грех, т.е. грех, присущий нам от рождения, это не библейское выражение (его впервые употребил Августин), но оно помогает осознать присутствие греха в нашей душе. Концепция первородного греха утверждает не то, что грех свойствен самой природе человека, как она была создана Богом («Бог сотворил человека правым», Екк 7:29), и не то, что процессы воспроизводства и деторождения сопряжены со грехом (нечистота, о которой говорится в Лев 12, Лев 15, была только символической и обрядовой, а не нравственной и реальной), а, скорее, что грех сопутствует каждому человеку с момента его рождения. Эта греховность выражается в нечистых помышлениях сердца, предшествующих каждому греховному действию, внутренняя греховность является корнем и источником всех соделанных грехов, она передается нам самым реальным, хотя и символическим, образом от Адама, нашего первого представителя перед Богом. Концепция первородного греха доказывает, что мы являемся грешниками не потому, что грешим, а что мы грешим, потому что являемся грешниками, от рождения порабощенными греху.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Почему тесный путь ведет в жизнь ? Потому что ходящие этим путем истинно каются, смиряются, Бога боятся, терпят и последуют Христу смирением, терпением, любовью и прочими добродетелями. Ибо Христос только последующих Ему вводит в жизнь, а не уклоняющихся от Него. Почему пространный путь ведет в погибель? Потому что ходящие по нему воли Божией противятся, не хотят смириться, истинно каяться, прекратить греховную жизнь и возненавидеть то, что воля Божия ненавидит. Потому говорит Господь: Не всякий, говорящий Мне: «Господи!Господи!», войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф 7:21). И еще: что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» – и не делаете того, что Я говорю (Лк 6:46)? 9) Вот тебе позорище всемирное! Видишь и совершающих путь, но не равно, и каждый к своему центру стремится. Почести и венцы принимают только те, которые тесным и прискорбным, крестным и христианским путем идут (см. 2 Тим 2:12; Иак 1:12). Апостол Христов велит нам так идти, чтобы получить: так бегите, чтобы получить (1 Кор 9:24). На сие позорище не земной царь и сыны века сего смотрят, но Царь Небесный с избранными Своими, Ангелами и всеми святыми взирает с неба(Пс 10:4-5; 32:13, 15; 13:2; 2 Пар 16:9; Зах 9:1; Иер 32:19; 16:17). Взирает Царь Небесный, и хвалит только тех, которые путем заповедей Его и терпения идут, несут благое иго Его; и венцы им не увядающие, но неувядающие, и почести не временные, но вечные готовит, а с пространного пути всех отзывает, и призывает на путь тесный. Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф 11:28-30). 10) Послушаем, христиане Небесного Царя, пока зовет, Того, Которого непременно слушать должны. Ибо если земного царя слушаем и все исполняем, что повелевает, чтобы милости его не лишиться и гневу его не подпасть, то тем более слушать должно Царя Небесного, Бога, милости Которого лишиться – явная пагуба, и гнев Которого вечной предает казни. И совратившись с погибельного пространства, войдем на спасительную тесноту, да сей теснотой в пространство вечных утешений войдем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Ин. 5:45 . Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Огнем; есть на вас обвинитель Моисей, на которого, вы уповаете. 46 .Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне; потому что он писал о Мне. 47 .Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? Быт. 20:17 . И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать. 1Кор. 13:8 . Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Лк. 20:38 . Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы. Лк. 18:7 . Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? 8. Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын человеческий, придя, найдет ли веру на земле? 1Ин. 2:1 . Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали: а если бы кто согрешил; то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника. 1Тим. 2:5 . Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус. Евр. 7:24 . А Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее. 25 . Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Евр. 9:15 . И потому Он (Иисус Христос) есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Евр. 12:24 . И к Ходатаю нового завета, Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева. Рим. 8:34 . Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Утверждающие на основании приведенных мест, что будто «Один посредник» и «ходатай» пред Богом Отцем за грехи людей есть только Иисус Христос, забывают о том, что само слово Божие говорит и о «ходатайстве многих» т. е. ходатайстве св. угодников Божиих: 2Кор. 1:11 . Единым ходатаем Иисус Христос называется в том смысле, что Он один имеет самостоятельное право ходатайствовать пред Отцем небесным об очищении людских грехов, что только чрез него люди получили доступ к Богу: Еф. 2:18 . Как «наставник» в собственном смысле есть один Иисус Христос, и однако в несобственном смысле у нас имеется много иных наставников в лице пастырей Церкви ( Мф. 23:10 , срав. Евр. 13:7–17 , см. о Священстве),– так и «ходатай» в собственном смысле один Иисус Христос, и однако в несобственном смысле, по праву благодати, являются ходатаями и святые люди. Иисус Христос есть ходатай по природе, святые же суть ходатаи по благодати, напр., Моисей называется посредником, что тоже ходатай: Гал. 3:19 . Ап. Павел говорит о многих ходатаях: 2Кор. 1:11 и наконец Сам Бог указывает на пророка, как на ходатая: Иер. 27:18 ; а что святые и по отшествии своем могут ходатайствовать–о сем свидетельствует тоже Слово Божие: 2Пет. 1:14–15 , 2Мак. 15:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ст. 42. Образное описание суда Яхве над врагами, представленное в преды­дущих стихах, в настоящем находит свое логическое завершение. Этот суд срав­нивается с кровавой битвой (аналогичное сравнение используется в Ис.34:5–6 и Иер.46:10 ), а последствия суда – с результатами грандиозного сражения, по­сле которого поле битвы усеяно трупами павших воинов, оружие победителей (в данном случае меч и стрелы Победителя – Господа) до предела обагрено кровью, а оставшиеся в живых враги взяты в плен. Стрелы Яхве, ранее обра­щенные против Израиля (ст. 23), теперь будут «пьяны от крови» (именно таков буквальный смысл еврейского текста) нечестивых язычников. Меч Божий «на­сытится плотью» (более верный перевод – «будет пожирать плоть» 187 , именно так еврейский глагол переводится в других местах Библии, см. 2Цар.2:26;11:25 ; Ис.1:20 ), то есть уничтожающее действие гнева Божия может быть сравнимо с тем, как голодный и ненасытный человек поглощает пищу. То, что здесь «пленные» названы вместе с «убитыми», может означать, что их ожидает та же роковая участь, так как в древности нередко после битвы пленников уничтожали 188 . Таким образом, суд Божий будет настолько строгим, что никто из врагов Израиля не избежит наказания Божия и никому не будет оказано снисхождения 189 . Окончание данного стиха представляет трудность для толкования, так как используемое здесь слово является архаизмом и в Библии встреча­ется еще раз только однажды – в Суд.5:2 (где, впрочем, смысл его также до конца неясен). По одной версии, является специфической формой мно­жественного числа слова , обозначающего в Чис.6:5 и Иез.44:20 длинные (нестриженые или распущенные) волосы. В связи с этим предлагается перевод: «меч Мой насытится длинноволосыми головами врага»; такое чтение мож­но понимать буквально (на Ближнем Востоке некоторые воины давали обет не стричь волос, самый известный библейский пример – Самсон), но более веро­ятным выглядит другое, символическое толкование. В древности длинные во­лосы были символом силы и могущества, так что Моисей в своей песне, говоря о «длинноволосых головах врага», имеет в виду силу и гордость противников Бога, которые будут посрамлены и повержены.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Л. А. Беляев Вавилон в Библии В Свящ. Писании названия г. Вавилон и носящей его имя державы получают глубокое символическое значение и воспринимаются как олицетворение зла во вселенском масштабе, но иногда - как орудие Промысла Божия. Первые упоминания есть в рассказах кн. Бытие о начальной истории человечества, где они связаны с человеческой гордыней, доходящей до богоборчества. Согласно Быт 10. 8-10, Вавилон входил в царство внука Хама Нимрода , к-рый «начал быть силен на земле». Быт 11. 1-9 повествует о намерении людей построить башню до небес с целью «сделать себе имя» и о разрушении Господом этого предприятия путем смешения языков (см. Вавилонская башня ). Место строительства башни получает название Вавилон (евр.  , библейская этимология возводит это название к глаголу   - смешивать). Вавилон. Миниатюра из Толкования на Апокалипсис св. Севера. Сер. XI в. (BNF. Ms. Lat. 8878. F. 217r) Вавилон. Миниатюра из Толкования на Апокалипсис св. Севера. Сер. XI в. (BNF. Ms. Lat. 8878. F. 217r) В повествованиях библейских книг (прежде всего пророческих) о войнах Вавилона с Иудейским царством VII-VI вв. до Р. Х. и переселении евреев в этот город он предстает как носитель зла. Подчеркиваются его гордость и дерзкая самоуверенность (Ис 47. 7, 10; Авв 1. 11), стремление уравнять себя с небожителями и уподобиться Всевышнему (Ис 14. 12-13; ср.: Иер 51. 53), восстание «против Господа, против Святаго Израилева» (Иер 50. 29), жестокость (4 Цар 25. 6-7; 2 Пар 35. 17; Иер 52. 10-11; Пс 136. 7), идолопоклонство (Иер 51. 44, 47, 52; ср.: Ис 46. 1) и чародейство (Ис 47. 12). Однако усиление Вавилона входит в Божественный промысл. Именно Господь дает его царю меч (Иез 30. 24-25) и предает в его руки Иудею и окружающие ее царства (Иер 23. 1-10; 27. 1-7). Вавилон - посланная Богом чаша «с вином ярости», к-рую должны испить все народы (Иер 25. 15-29; 51. 7), молот, к-рым Господь поражает людей и разоряет царства (Иер 51. 20), орудие суда Божия над ними и прежде всего над осквернившей себя многочисленными грехами Иудеей. Сопротивление ему бесполезно и богопротивно, а те пророки, к-рые возвещают скорое избавление от него, суть лжепророки (Иер 27-29).

http://pravenc.ru/text/153803.html

познаешь. Сущность новых отношений завета включает в себя внутреннее единение с Господом ( Иер. 31,34 ). Ныне Христос является источником этого нового завета. 2:21–22 Я услышу... земля услышит. Господь будет милостив к Израилю, когда народ избранный научится вновь слышать Господа и возносить Ему хвалу (ст. 15). небо. Господь покажет, что только Он, а не бог грозы Ваал, повелевает природой, в силу чего земля станет плодородной и даст урожай, которого народ Израиля прежде был лишен (ст. 9). См. Введение: Время и обстоятельства написания. 2 Изреель. См. ком. к 1,4. 2:23 Обетования восстановления исполнятся во всей полноте, когда Израилю будет прощено его постыдное поведение в прошлом (1,4.5; ср. 2,22): Лорухама (1,6 - " Непомилованная») испытает любовь Божию, а Лоамми (1,9 «не Мой народ») станет народом Божиим. Ты мой Бог. См. Рим. 9,23–26 и 1Пет. 2,9.10 относительно исполнения этих обетовании. Глава 3 3:1–5 Осия трактует свое примирение с женой Гомерью как предзнаменование примирения Бога с Израилем. 3 иди еще, и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую. Повеление Бога, которое может показаться нелогичным, основано на Его собственной преданной, отеческой и обильной любви к неверному (и недостойному ее) Израилю. Глава 4 414,10 Осия указывает северному царству на те грехи, за которые Бог накажет его, но затем, после раскаяния народа, Господь дарует Свое прощение. 46,3 Осия обвиняет Израиль в нежелании признать Бога и предсказывает, что в будущем таковое признание произойдет. 4:1–19 Осия излагает суть обвинений, которые Господь предъявляет Израилю, а затем переходит к последствиям, вызванным его нежеланием признать Бога. 4:1–3 Господь как обвинитель определяет вину Израиля (ст. 1,2), а затем объявляет Свой приговор ему (ст. 3). 4 истины... милосердия... Богопознания. См. ком. к 2,19.20. 4 Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство. Перечень грехов, происходящих от отказа признавать Бога. 4 восплачет земля. Грехи людей приводят к экологическим кризисам, которые угрожают всему живому ( Лев. 18,28 ; Ис. 24,4.5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010