308 Как более характерные... Подробно об этом см. Елеонский „Разбор мнений высшей критики” ... Хр. Чт. 1900, 11. стр. 913939, где автор обозревает все почти собственные имена, приводимые критикой, начиная с патриарха Иакова, и доказывает несостоятельность мнения Сейса (Sayse, Lectures on the Origin and growth of religion as illustrated by the religion ancient Babylonians, 1891), признающего зависимость некоторых имён евреев от Вавилона. 309 Перевод в смысле „муж Ваала” мы встречаем у прот. Солярского (Словарь, т. 1, стр. 654). Он стремится оправдать этот перевод) тем, что имя Ваала употреблялось и в приложении к истинному Богу (срв. свящ. Евг. Капралов, Религиозно-нравственное учение пророков Амоса и Осии. Киев 1911, стр. 148). 310 Таким взглядом отчасти заразился г. Малицкий (op. cit. 1112, стр. 640612), понимая эти имена как показатель не совсем чистого верования этих царей в Иегову. 312 Елеонский, op cit. стр. 919. Новейшие критики (Соловейчик, op. cit., стр. 63) предлагают: понимать слово в смысле „хозяин”, но придают ему своеобразный смыслы „хозяин страны”. Так как таким хозяином у хананеев был Ваал, то и можно переводить „Ваал”. 314 Gesenii, Lexicon manuale. р. 44? [Посл. цифра неразборчива. – Редакция АВ]. Штейнберг. т. 2, стр. 520. 317 Подобная замена вместо может быть, на основании предсказания Ос. 9:10 или Иер.3:24 и Иер.11:13, произошла и в 2Цар. 4:4 () вместо (см., напр., 1Пар.8:34 ). – Елеонский, op. cit., стр. 921922 (прим.); Пальмов, Идолопоклонство, стр. 74. „Которое из имён или является древнейшим“ – пишет Солярский (1, стр. 654) – „решить трудно. Иные полагаю, что Ешбаал было изначальными названием, давая видеть здесь омрачение Саула, что он дал такое языческое имя своему сыну; и только впоследствии Израильтяне заменили это имя намекая на несчастную судьбу дома Саулова. Другие думают, что первым именем было , что значит „муж позора, унижения“, и только позднейший писатель, чтобы смягчить такое имя для царского сына, переменил его на , которое уже не представляло вреда для Израиля той эпохи”. Более вероятным, думается, нужно признать за изначальное , но отнюдь не по тем причинам какие обыкновенно выставляются, а потому, что писатель кн. Царств жил в более древнюю эпоху, чем Хронист. Самая форма говорит за её древность: в последствии сокращено было в (см., вапр., Ис.46, 1 ; Иер.50, 2; 51, 44) – Малицкий, op. cit., стр. 835

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

ИСПУСТИТЬ ДУХ Образное замещение понятия «умереть». Сотворенный Господом из праха земного, человек остается мертвой, косной материей, пока в него не вливается животворящее начало — дух, который одновременно и некая не имеющая физических признаков сущность, и дыхание, доступное чувственному восприятию. Таково дыхание жизни, которым наделяет Бог человека: «И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 , см. также Быт.6:17 ; ср .: «дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих» — Иов.27:3 ; см. также Зах.12:1 ). Смерть вновь разделяет дух и материю, останавливает дыхание человека. «Выходит дух его, и он возвратится в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» ( Пс.145:4 ). Дух — дар Бога и принадлежит Ему: «Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти…» ( Еккл.8:8 , см. также Иов.2:10 ), и к Нему возвращается: «И возвратился прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» ( Еккл.12:7 , см. также Иов.34:13–15 ; Пс.103:29 ). «Испустить дух» — распространенное в тексте Б . иносказательное обозначение смерти конкретного человека: «И испустил Исаак дух и умер» ( Быт.35:29 ); «я скоро умолкну и испущу дух» ( Иов.13:19 ); «лежит в изнеможении родившая семерых, испускает дыхание свое» ( Иер.15:9 ); «вдруг она упала у ног его и испустила дух» ( Деян.5:10 ). Распятый Господь, «возопив громким голосом, испустил дух» ( Мф.27:50 , ср. Мк.15:37 ; Лк.23:46 ; Ин.19:30 ). Исцелять раны ИСЦЕЛЯТЬ (ВРАЧЕВАТЬ) РАНЫ (ЯЗВЫ, НЕДУГИ) см. также БАЛЬЗАМ НА РАНУ ; ВРАЧУ! ИСЦЕЛИСЯ САМ ; ИСЦЕЛЯТЬ РАНЫ ОБЩЕСТВА Помогать кому-либо избавиться от душевных страданий, утешать и ободрять человека, перенесшего тяжелую утрату, подавленного горем. Отношение Бога и человека (человеческого общества), уподобленные отношениям целителя и больного, — одна из сквозных библейских метафор. «Я… целитель твой», — говорит Господь израильскому народу ( Исх.15:26 , ср. Втор.32:39 , см. также Ос.7:1, 11:3 ). Через пророков Он возвещает: «Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы»; «Я обложу тебя пластырем и исцелю тебя от ран твоих» ( Ис.30:26 ; Иер.30:17 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

13. Приложение Перечень в хронологическом порядке Вавилонских, Мидо-Персидских, Греческих и Сиро-Египетских царей, имевших влияние на судьбы еврейского народа со времени Навуходоносора до Антиоха Епифана. А) Вавилонская монархия 1 . Навуходоносор (самодержавный, вождь, повелитель) был сын Набополасара, сперва ему соправитель, а потом и царь вавилонский. Царствование его историками определяется от 607–564 г. до Р. X. В четвертом году царствования Иоакима завоеватель Ассирийской монархии, Набополасар, на 19 году своего царствования, передал главное начальство над победоносным войском своим сыну своему Навуходоносору, чтобы он остановил покушения Египетского царя на Ассирии и усмирил отпавшие народы (см. Ист. Бог., Слов. Соляр. И. Фл. Иуд. древ. кн. 10. гл. 11. § 1). Навуходоносор блистательно выполнил поручение отца своего: он разбил при Кархемисе войско Египетского царя Фараона Нехао ( Иер.46:2 ; 4Цар.24:7 ) и немедленно обратился на данника его Иоакима, царя Иудейского. После краткой осады Иерусалим был взят. Навуходоносор оставил Иоакима царем, сделавши его своим данником, взял часть сосудов из храма и перенес их в сокровищницу вавилонского божества; также велел отобрать красивых и даровитых отроков из царского и княжеского рода и переселить их в Вавилон, чтобы там воспитать для своей придворной службы. ( Иер.25:1 ; 4Цар.24:1 ; 2Пар.36:5 ; Дан.1:1–4 ). Это переселение было в 607 г. до Р. X. и считается первым. Иоаким в продолжение 3-х лет признавал над собою власть Навуходоносора, но потом отрекся от покорности ему. Тогда Навуходоносор, в 7-й год своего правления, начавши осаду Тира (см. И. Фл. прот. Апп. кн. 1.), сам сделал нападение на Иудею и переселил из нее в Вавилон 3023 иудея. Это второе переселение было в 601 г. до Р. X. ( Иер.52:28 ). В следующем году он взял в плен и царя иудейского, Иоакима, и заключил его в оковы. Неизвестно, где пленник умер, под стенами ли Иерусалима, на пути ли в Вавилон или в самом Вавилоне, только несомненно то, что труп его был повержен без погребения. На престол Иерусалимский вступил сын Иоакима, Иехония. Он не был благочестивее отца и царствовал только сто дней. Навуходоносор обложил Иерусалим. Иехония должен был отдать себя на волю победителя со всем семейством и со всем двором своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

2934. Ср.: Ин. 1. 18. 2935. См.: 2Кор. 5. 21 (грехом); Гал. 3. 13 (клятвой, проклятием); Пс. 21. 7; 30. 12 (поношением). 2936. См.: Ис. 53. 3. 2937. Здесь куропаткой назван еретик, потерпевший поражение в споре со свт. Амвросием. В epist. 40 куропатка служит аллегорией дьявола. — Примеч. ред. 2938. Несмотря на рукописную традицию, называющую в качестве адресата Иринея, О. Фаллер (вслед за ed. Romana, 1579–1587 гг.) предложил заменить его имя на Сабина, так как последние строчки предыдущего письма содержат ту же цитату о куропатке. — Примеч. ред. 2939. См.: exam. 6. 3. 13; Aristoteles, hist. anim. 9. 6; Plinius M. nat. hist. 10. 33: Basilius Caes. hcxaem. 8. 172 (Banterle. P. 59, not. 3). 2940. Ср.: 3Цар. 4. 23. 2941. Народная этимология: греческое название куропатки πρδιξ произвольно связывается с латинским глаголом perdere (губить). 2942. Ср.: Быт. 3. 1–5. 2943. Ср.: Быт. 4. 9 и след. 2944. Ср.: Исх. 5. 2. 2945. Ср.: Числ. 16. 2. 2946. Ср.: Исх. 32. 1. 2947. См.: 1Цар. 8. 5–7. 2948. Ср.: Иис. Нав. 1. 1. 2949. См.: Авв. 2. 11. 2950. Ср.: Иер. 17. 11. См. также: obit. Th. 46. 2951. Имеется в виду латинская пословица: cornici oculiim effodere — то есть превзойти кого–либо в его же искусстве. 2952. Ср.: Рим. 6. 8. 2953. Письма 41–53 переведены Н. А. Кульковой. Переводчик выражает искреннюю признательность редактору этих писем Н. Г. Головниной. 2954. Письмо адресовано Римскому папе Сирицию (384–398), которого свт. Амвросий называет братом (ср.: epist. 46, в котором Сириций назван «любящим родителем»). 2955. Ср.: Вергилий, Aen. 5. 452: aequaeuumque ab humo miserans attollit amicum. 2956. Возможно, письмо адресовано Нонию Аттику Максиму (Nonius Atticus Maximus), префекту претория Италии в 384 г., консулу 397 г. Ему адресованы несколько писем Симмаха (см.: Zelzer. Т. 2. P. XXVIII). 2957. Имя Приск (Priscus) на латинском языке означает «старинный, древний». 2958. Феликсу, епископу Ком, адресовано также epist. 5, в котором свт. Амвросий приглашает Феликса приехать на освящение храма.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

– явить правду Божию и неправду человеческую; – вознаградить добро праведных; – наказать вечными мучениями грехи злых (см.: Иов.34:11 ; Пс.61:11; 95:13 ; Притч.24:12 ; Еккл.11:9; 12:14 ; Ис.13:11 ; Иер.17:10 ; Мф.13:41–42; 16:27; 25:41–46 ; 2Петр.3:7 ; Рим.2:5 ). Если человек всего-навсего «земля», не имеющая бессмертной души, как объяснить, что некоторые все же воскреснут, чему вы и сами верите? И почему тогда Спаситель призывает нас ценить душу выше тела, искать не плотского, а духовного? Кому верить вам или Спасителю, учащему о бессмертной душе, цена которой превыше всех богатств мира (см.: Мф.16:26; 17:3; 22:31 ; Мк.8:36; 9:4 )? Вашим измышлениям или Священному Писанию, которое яснее ясного указывает на ад как место вечного мучения для тела и души (см.: Ис.33:14; 66:24 ; Дан.12:2 ; Мф.5:22; 13:40; 18:8–9; 23:33; 25:46 ; Мк.3:29; 9:43–48 ; Лк.3:17; 16:23–28 ; Рим.2–9 ; 2Фес.1:9 ; Евр.10:26–27 ; Откр.14:10–11; 20:10 ). Сектант : Бог всеблаг, человеколюбие Его безгранично, и потому не пристало Ему обрекать человека вечным мучениям. Он для всех Отец, а какой отец предаст детей своих, даже непокорных, на нескончаемые страдания? И если всегда прощают детей земные отцы, тем паче прощает нас Бог! Священник : Воистину безгранично долготерпение Бога к согрешающим, как и Его надежда на их покаяние. Однако время для покаяния и исправления, от которых зависит прощение Божие, дается лишь в жизни земной, но не за гробом, когда Бог будет судить нас по всей Своей правде, воздавая каждому по делам его (см.: Сир.16:16 ; Мф.10:41; 25:35 ). Ибо если бы Он прощал любой нераскаянный наш грех, то действовал бы вопреки правде Своей. Но возможна ли неправда у Бога? Сектант : А справедливо ли, чтобы человек, согрешавший в жизни земной и временной, подвергался наказанию вечному? Ибо кара должна быть соразмерна не только тяжести греха, но и продолжительности нашего пребывания в нем. Всякий же иной суд будет неправым для Бога, всеблагого и праведного. Священник : Если держаться твоего еретического суждения о делах человеческих и Божественном воздаянии за них, то и блаженство праведников не должно быть вечным. Или тебе угодно, чтобы блаженство, которое они получили в воздаяние за добрые дела в жизни временной, было вечным, а осуждение и муки злых за грехи скоротечными? Но такое рассуждение прилично лишь тем, кто, надеясь на милосердие Божие, не желает до последнего вздоха расстаться с грехами.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

" Эта утрата Божией благодати умертвила ум человека, причем все его естество оказалось больным и передало эту болезнь потомкам " (68:33). 52. " Нет человека, который не грешил бы " (3Цар.8:46); " Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного " (Пс.52:4); " Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша, как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас. И нет призывающего имя Твое " (Ис.64:6,7); " но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы " (Ин.3:19); " весь мир лежит во зле " (1Ин.5:19); " воля преклонилась более ко злу, нежели к добру " (Православное исповедание Соборной Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Вопрос 23. Цит. по 23:319. Книга 1); " Этот факт общеизвестный. Наша воля повреждена, видимо страдает наклонностью нарушать законы нашей нравственной природы. Грех есть всеобще признаваемый факт. И не одно Откровение говорит, что все люди грешники. Это подтверждается нашей совестью, на это указывает повседневный опыт жизни, все голоса народов оплакивают это " (26:11). См. также по данному вопросу: Быт.6:5-7,11-13; 19:13; Суд.2:10,11; 3:12; 4:1; 6:1; 10:6; 13:1; 2Пар.6:36; Пс.13:3; Пр.20:9; Еккл.7:20; Иак.3:2; 1Ин.1:8; Рим.3:10-18,23; 46:449; 64:113. Об уклонении ко греху конкретно ума, воли и сердца говорится, например, в Ис.1:3, Иер.4:22, Рим.3:11; Иер.13:23, Иак.4:3, Рим.1:32; Мих.3:2. 53. Возможно, именно из-за того, что наличие тела создает дополнительные соблазны (похоти плоти) для человека, которые отсутствуют у ангелов, человеку и дарована возможность прощения грехов через покаяние: " Ведь один только человек - из всех одаренных разумом существ - имеет то преимущество, что удостаивается прощения через покаяние: ни демоны, ни ангелы не могут получить прощения через раскаяние. В этом более всего сказывается и обнаруживается милосердие и правосудие Божие. Ангелы, не имея никаких неотразимых побуждений, вовлекающих в грех, но по природе будучи свободными от телесных страстей и удовольствий, по всей справедливости не могут получить никакого прощения через раскаяние; человек же есть не только разумное, но и животное существо, - причем, животные потребности и страсти часто порабощают (увлекают) разум. Поэтому, когда человек, отрезвившись (придя в себя), избегает этого и достигает добродетелей, то получает заслуженную милость, т.е., прощение. И как смех является свойством человеческой природы, так как одному ему это только присуще - и всякому, и всегда, - так в том, что происходит по благодати (то есть, Божией), свойственно человеку, преимущественно перед прочими разумными тварями, освобождаться от вины за прегрешения через раскаяние. Ведь одному только человеку - и всякому, и всегда - дается это на время земной жизни: но после смерти уже нет " (25:28,29 - данная цитата приведена нами, в отличие от оригинала, без комментариев переводчика).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

41 ужаснулись. Страх, внушаемый гласом Божиим (ст. 1), смущает человеческие сердца и заставляет их трепетать. 41:8–16 В этих стихах Господь объясняет Израилю его особое положение среди других народов как Божиего слуги. 41 раб. У Исаии эпитет «раб Божий» относится к Киру (45,1–4), пророкам Божиим (44,26), Его народу (в данном стихе) и к Иисусу Христу (42,1–4); все они, таким образом, составляют некое сообщество. Христос стал предельным воплощением того, к чему Израиль стремился на протяжении всей своей истории, и Тем, в Ком Господь явил Свою славу (49,3.6). Израиль... Иаков. Оба имени относятся в данном случае ко всем благочестивым чадам Авраамовым (ст. 14; 40,27; 42,24; 43,1.22.28; 44,1.5.21.23; 45,4; 46,3; 48,1.12; ср. Лк. 1,54 ). которого Я избрал. См. ком. к 14,1.2. Авраама. См. 51,2; 63,16; Евр. 2,16 ; Иак. 2,23 . 41 которого Я взял. См. ком. к 14,1.2. 41 Я с тобою. Ср. значение имени Еммануил (8,8.10; 43,2.5; 45,14; Деян. 18,9.10 ). Я Бог твой. Данный стих напоминает о главном обетовании завета (41,13.14; 43,1.5; 44,2.8;51,12; Быт. 17,7; 21,17; 26,24 ; Втор. 20,1; 31,6.8 ; Лев. 26,12 ; Иер. 32,38 ; Иез. 37,27 ; 2Кор. 6,16 ). укреплю... поддержу. Господь пребывает с людьми как милостивый Спаситель, Источник силы и Защитник (ст. 13; 42,1; 44,2; 48,13; 49,8; 50,7; 63,12; см. ком. к 40,31). десницею правды Моей. Своею властью Бог устанавливает незыблемый миропорядок (63,12; Исх. 15,6 ). 41 Я Господь, Бог твой. См. ком. к ст. 4. помогаю. См. ком. к 40,10. 41 червь. Народ Божий унижен и достоин презрения. Искупитель. См. ком. к 35,9. В древнееврейском языке соответствующее слово означает «заступник рода», то есть один из членов семьи, который при необходимости помогает своим нуждающимся родственникам. Его помощь могла быть самой разнообразной и, в частности, предусматривала месть за убийство ( Чис. 35,19 ) и выкуп из рабства ( Лев. 25,17–49 ). Святый Израилев. См. ком. к 1,4. 41 острым молотилом. Это сельскохозяйственное орудие повсеместно употреблялось в древнем Израиле (28,27; Ам. 1,3 ; Мих. 4,13 ; Евр. 3,12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3:6–12 Народ не только приносил неполноценные жертвы, но также утаивал десятину, формально по причине скудных урожаев, собираемых с полей. Но утаивание десятины означает кражу у Господа. И Господь по справедливости лишил народ Своего благословения. Народ согрешил также неверием в то, что Господь даст людям все необходимое, если только будут исполняться Его повеления. Итак, Господь призывает народ испытать Его. Если народ поступит по слову Божию, благословения ему будут столь обильны, что все люди, увидев их собственными глазами, провозгласят Израиль блаженным. 3 Я Господь, Я не изменяюсь. Неизменность воли Божией проявляется в Его цели благословить Свой избранный народ. Благодаря этому народ Божий уцелел ( Исх. 34,6.7 ; Иер. 30,11 ). 3 обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам. Повеление Божие раскаяться связано с Его обетованиями (ср. Зах. 1,3 ; Иак. 4,8 ). Грех служит преградой между Богом и людьми и причиной того, что Бог отвращается от них ( Ис. 59,2 ). 3 Десятиною. Т.е. десятой частью ( Иез. 45,11.14 ). См. жизнеописания патриархов Авраама ( Быт. 14,20 ) и Иакова ( Быт. 28,22 ). Десятина получила свое официальное закрепление в законе ( Лев. 27,30 ; Чис. 18,28 ; Втор. 12,4–19; 14,22–29; 26,12 ). приношениями. Речь идет о частях жертвенных животных, которые предназначались священникам ( Исх. 29,27.28 ; Лев. 9,22 ). Это дары, добровольно приносимые с определенной целью ( Исх. 25,1–7 ). См. Неем. 13,10 . 3 дом хранилища. Т.е. помещение внутри храма, предназначенное для хранения приношений ( 2Пар. 31,11 ; Неем. 10,38.39; 12,44; 13,12 ). испытайте Меня. Обычно в Библии говорится о том, что Бог испытывает людей ( Пс. 10,5; 25,2; 65,10 ; Притч. 17,3 ; Иер. 11,20; 12,3; 17,10 ). В данном же случае смысл этих слов прямо противоположный. Есть очень немного примеров того, что людям предлагается испытать Бога, т.е. подвергнуть проверке Его требования и найти оправдание Его повелениям ( Ис. 7,11 ; Суд. 6,36–40 ; 3Цар. 18,22–46 ). отверстий небесных. См. Быт. 7,11 . 34,6 Последний раздел возвращает к пророчеству о предтече и грядуще пришествии Бога (3,1–5). Начало его напоминает горестный псалом. Но сетования, содержащиеся в нем, приобретают оскорбительный для Господа смысл. Люди по-разному переживают тяготы и невзгоды: одни богохульствуют в своих речах и навлекают на себя гнев Божий, другие пребывают в страхе Божием их Господь записал в «памятную книгу». Он обещал им, что они будут Его достоянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Бог, попуская или посылая скорби праведникам, поступает по Своей премудрой правде, ибо нет на земле нет праведника, который в чем-либо не согрешил (см. 1Ин.1:8 ; 3Цар.8:46 ; Притч.20:9 ; Иов.14:4–5, 15:14 ; Пс.50:7 ; Ис.64:6 ; Еккл.7:20 ). Бог делает это с добрым намерением: чтобы скорбями еще более закалить их в добре, утвердить в вере и тем самым очистить от всякого греха (см. 1Пет.1:6–7 ; 2Кор.4:17 ; Рим.8:18, 5:3–5 ; Иов.23:10 ; Притч.17:3, 27:21 ; Сир.2:5 ; Зах.13:9 ; Иак.1:2–4 ; Прем.3:6 ; 2Кор.12:10 ). Осыпая же грешников в этом мире Своими благами, Бог делает это для того, чтобы добротой поощрить их к покаянию, являя им Свою милостивую праведность и свидетельствуя, что блаженство и радость – лишь в благе Божественном (см. Рим.2:4 ; 2Пет.3:9 ; Ис.30:18 ). Делая то или другое, Бог поступает по Своей вечной правде, ибо как всеведущий Он до мельчайших подробностей знает, что в человеке (см. Ин.2:25 ). Но наряду с таким Божиим воздействием на праведников и грешников, в душах и первых, и вторых происходит чисто субъективный процесс: с умножением страданий праведников в них умножается и Божие утешение (см. 2Кор.1:5–7, 4:8, 17, 6:4–10 ; 1Кор.4:11–13 ; Рим.14:17 ); грешники же, при всем внешнем благополучии, за свои грехи и беззакония часто бывают мучимы совестью (см. Прем.11:17, 12:27 ). § 20. [Духовное] Божие чувство В духе Божием, так же как и в духе человеческом, помимо ума и воли, существует еще и чувство как Его существенная сила. Эта чувствительная сторона Божия существа разнообразно проявляется в Святом Откровении, вследствие чего по-разному и описывается. Обычно ее природа и действие называются в Священном Писании Божиим сердцем, которое радуется, печалится, гневается, любит правду, ненавидит беззаконие (см. Иер.7:30–31, 23:20, 30:23–24, 32:41 ; Деян.13:22 ; Ос.11:8 ; Пс.44:8 ; Притч.11:20 ; Евр.1:9 ). Но все эти выражения нельзя усваивать в антропоморфическом смысле, их следует понимать как слова, приспособленные к человеческому восприятию. И этой стороной Своего существа Бог также безмерно более совершенен, чем люди; в ней Он изобилует каждым Божественным совершенством и полнотой: вечностью, безгрешностью, безграничностью, самобытностью, неизменностью, свободой, вездесущием.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Анализируя близость 131-го псалма с 88-м, блаженный Феодорит Кирский полагал, что в обоих текстах речь шла о Вавилонских пленниках, которые просят Бога о прощении, ссылаясь на данные Давиду обетования . При этом антиохийский экзегет отрицает, что «рог Давида» (ст. 17) служит указанием на Зоровавеля. Зоровавель правил народом короткое время, а «рог» означает «нечто крепкое и постоянное» . Следовательно, упоминаемый в псалме «помазанник» (ст. 10, 17), по Феодориту, мог быть одним из царей, правивших в Иерусалиме задолго до Зоровавеля (1 Пар. 3:1, 19). За солнечной картинкой, нарисованной в псалме, просматривается грозовая туча. Обращение ко Господу — «вспомни Давида» (ст. 1) означает апелляцию к заслугам Давида от лица его потомков (ст. 10-12). А это означает, что псалом пишется в то время, когда «трон Давида» (ст. 11-12) пытаются опрокинуть безымянные «враги» (ст. 18) . Обозначение Бога «Сильным» (), ковчега — «могущественным» (), «позор» (), который возлагается на врагов вместо оружия (см. Ис. 59:17; Иер. 46:4), — все это говорит о том, что у Израиля не хватает своих сил для сопротивления интервентам. Он нуждается в помощи свыше от Всесильного. Как и в 3-й книге Царств, «вечность» правления династии Давида над полнотой Израиля становится условной (см. Пс. 131:11-12; ср. 3 Цар. 2:4; 6:12-13; 8:25; 9:4-5). Она зависит от того, насколько царь выполняет условия заключенного с ним «договора» (, ст. 12). Термин , переведенный в Синодальном издании Псалтири как «завет» (см. Пс. 131:12), скорее всего, указывает на список обязательств монарха по отношению ко Господу и к народу, который вручался ему в храме во время интронизации (см. 4 Цар. 11:17; 2 Пар. 23:16) . Целью договора с царем была попытка израильских племен заручиться гарантией, что государь будет следовать сложившимся традициям совершения судопроизводства и управления народом, т. е. не будет самочинствовать, как Соломон . Хотя именование Бога «Сильным Иакова» ( , ст. 2, 5) впервые появляется в конце книги Бытия (см. Быт. 49:24), чаще всего такой способ указания на Всевышнего использует в своих писаниях пророк Исайя (см. Ис. 1:24; 49:26; 60:16), живший намного позже Соломона. Множественная форма слова «жилище» ( от , ст. 5, 7), скорее всего, говорит не о дворах храма (ср. Пс. 42:3), а, как полагает Франц Делич, о шатре, который Давид построил для временного пребывания там ковчега (см. 2 Цар. 6:17; 1 Пар. 15:1; 16:1) .

http://bogoslov.ru/article/6177151

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010