24:2. Земля за рекою. Это определение является специальным термином, применяемым для обозначения региона, расположенного к западу от Евфрата. Например, Харран – город, в который отправился Фарра в Быт. 11:31 , – находился к западу от Евфрата. Строго говоря, Ур был расположен так же, но эта провинция, как явствует из военных анналов месопотамских царей и более поздних персидских административных документов (см.: Езд. 7:21 ), включала северные ответвления Евфрата и «западные земли» в Сирии и Финикии. 24:5–7. Чермное море. См. коммент. к Исх. 13,14 . 24:8. Земля аморреев. См. коммент. к Чис. 21:21–35 . 24:9–11. Валаам и моавитяне. См. коммент. к Чис. 22–24 . 24:12. Шершни. Точное значение слова, переведенного как «шершни», неясно. В Септуагинте (древнейшем греческом переводе Ветхого Завета) это слово истолковано как «шершни», и многие комментаторы признают его как символ божественного вмешательства, подготовившего почву для завоевания Ханаана израильтянами. Насекомые часто используются в метафорическом изображении вражеского нашествия (напр.: мухи и пчелы, Ис. 7:18,19 ; саранча, Иоил. 1,2 ). Тем не менее некоторые исследователи рассматривают это слово как намек на Египет, так как, во-первых, оно имеет сходное со словом «Египет» написание (см. коммент. к Исх. 23:28 ), а во-вторых, шершень является символом Нижнего Египта. В таком случае здесь подразумевается нашествие египтян на Палестину, предшествовавшее вторжению израильтян и способствовавшее достижению их цели. Некоторые комментаторы переводят это слово как «чума» или «ужас». 24:1–27. Церемония возобновления завета. В библейском тексте описаны четыре церемонии возобновления завета, и каждая из них знаменует не только подтверждение условий завета, но и начало нового этапа в истории Израиля (см.: Исх. 24:1–8 ; 4Цар. 23:1–3, 21,22 ; Неем. 8:5–9 ). Каждая церемония включает собрание народа, перечисление могущественных деяний Бога или чтение закона, подтверждение народом преданности завету и жертвоприношение или празднование. В Сихеме Иисус Навин ставит точку в истории исхода и завоевания и открывает новую страницу, в которую будет вписано освоение обетованной земли израильтянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

27:17. Значение межевых камней. См. коммент. к 19:4. 27:19. Справедливость по отношению к незащищенным членам общества. Важный аспект израильской правовой традиции составляет забота о группах населения, называемых уязвимыми, или бедными: вдовах, сиротах и пришельцах (см.: Исх. 22:22 ; Втор. 10:18,19; 24:17–21 ). В месопотамских сводах законов забота о бедных проявляется уже с середины 3-го тыс. до н. э. и касается главным образом защиты их прав и обеспечения справедливости в судебных делах. 27:20–23. Кровосмешение и содомия. Кровосмешение считалось неприемлемым во многих древних обществах (см., напр., запреты в хеттских законах). Исключение составлял Египет, где кровосмешение было обычным явлением в царском роду (но почти не встречалось за его пределами) и считалось средством укрепления власти и ее сосредоточения в руках царствующей династии. Подобные представления разделяли цари государства Элам. Содомия практиковалась на древнем Ближнем Востоке в ритуальных или магических целях. Примеры содомии встречаются в мифологии Угарита (и, вероятно, воспроизводились жрецами в ритуалах). В правовых материалах эта практика запрещалась (в частности, в хеттских законах). 27:25. Подкуп за убийство невинного. Не совсем ясно, кому адресовано это проклятие, – наемному убийце (в каковом случае перед нами вариант предшествующего стиха), судье или свидетелям, получающим подкуп за обвинение невинного человека в совершении тяжкого преступления и тем самым обрекающим его на смертную казнь (ср.: 3Цар. 21:8–14 ). Искушение принимать взятки подстерегало судей и государственных чиновников во все времена (см.: Прит. 6:35 ; Мих. 7:3 ). В «бюрократических» ситуациях, связанных с попытками конкурирующих сторон перехитрить друг друга, взяточничество превратилось чуть ли не в официально признанное явление (см.: Мих. 3:11 ; Езд. 4:4,5 ). Впрочем, на теоретическом уровне взяточничество осуждалось, и эту проблему пытались решить или, по меньшей мере, сгладить. Так, кодекс Хаммурапи (закон 5) предусматривает суровое наказание (большой штраф и отстранение от должности) судье, изменившему свое решение после получения взятки. Исх. 23запрещает принимать дары и рассматривает искажение истины как преступление против Бога, против слабых и невинных и против всего общества (см.: Ис. 5:23 ; Ам. 5:12 ). 28:1–14 Благословения завета

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

5:23. Взяточничество среди судей в древности на Ближнем Востоке. Как явствует из преамбулы к кодексу Хаммурапи (ок. 1750 г. до н. э.) и утверждений красноречивого поселянина из одноименной египетской повести (ок. 2100 г. до н. э.), обязанностью властей была защита бедных слоев населения. Царям, правителям и судьям вменялось судить ближнего «по правде» (см.: Лев. 19:15 ). Фактически же в мире все происходит не так, о чем свидетельствует Книга Судей и пророческая литература (напр.: Ис. 1:23 ), где описывается общество, в котором законы повсеместно нарушаются. Эффективное управление государством на Ближнем Востоке в древности зависело от исполнения закона. С этой целью каждое цивилизованное государство создавало бюрократическую систему из судей и местных чиновников, которые осуществляли правосудие в сфере гражданского и уголовного права. В их задачу входило выслушивание свидетелей, оценка свидетельств и вынесение приговора (все это детально расписано в среднеассирийских законах и в кодексе Хаммурапи). Однако были случаи, которые требовали вмешательства царя (см.: 2Цар. 15:2–4 ), а жалобы направлялись на самый высокий уровень судебной власти (как следует из текстов Мари). Склонность судей и государственных чиновников к взяточничеству известна повсюду и во все времена (см.: Прит. 6:35 ; Мих. 7:3 ). Взяточничество и подкуп (коррупция) становятся почти узаконенной бюрократической практикой в борьбе сторон добиться преимущества искусным, закулисным путем (см.: Езд. 4:4,5 ; Мих. 3:11 ). Однако в идеале существуют методы и система наказаний для искоренения этой проблемы или, по крайней мере, сведения коррупции к минимуму. Например, статья 5 кодекса Хаммурапи предусматривает суровое наказание судьи, который изменит свое решение (вероятно, вследствие взятки), в том числе большие штрафы и пожизненное лишение должности. В Исх. 23:8 говорится о том, что взяточничество и нарушение принципов справедливости – грех против Бога, против слабого и невинного, а также против всего общества (см.: Ам. 5:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

6 повеление. Данное повеление Дария свидетельствует об обращении этого язычника к вере в Бога Даниила не более, чем слова Кира о том, что он отпускает евреев на родину по велению Божию ( Езд. 1,3.4 ; Ис. 44,28; 45,4 ). 6 в царствование Дария, и в царствование Кира Персидского. Или: «в царствование Дария, которое есть царствование Кира». Данное место можно понимать двояко: 1) Даниил «благоуспевал» под властью Гобрия и под властью Кира; 2) Даниил «благоуспевал» в царствование Дария и, что то же самое, в царствование Кира. В последнем случае имена Дарий Мидянин и Кир обозначают одного и того же правителя (см. ком. к ст. 1). Глава 7 7 первый год Валтасара. См. ком. к 5,1. Был ли Валтасар соправителем Набонида с самого его воцарения (556 г. до Р.Х.) или стал им несколькими годами позже неизвестно. В любом случае события, изложенные в данной и в восьмой главах, хронологически должны быть помещены между теми, о которых говорится в гл. 4 и 5. 7 на великом море. В данном случае не имеет значения, относятся ли эти слов к Средиземному морю или нет, ибо очевидно, что море здесь символ изменчивости и непостоянства грешного человечества. См. Ис. 17,12.13; 57,20 . 7 четыре больших зверя. Четыре зверя это четыре царства, связь которых с четырьмя царствами из видения Навуходоносора в гл. 2 очевидна. О том, какие именно царства имеются в виду, см. Введение: Трудности истолкования. 7 Первый как лев, но у него крылья орлиные. Лев с орлиными крыльями был символом Вавилонской империи (ср. Иер. 50,44 ; Иез. 17,3 ). вырваны были у него крылья... и сердце человеческое дано ему. Вероятно, данные слова относятся к наказанию Навуходоносора и последующему его избавлению от семилетнего недуга (гл. 4). 7 второй, похожий на медведя. Мидо-Персидское царство символизирует прожорливый зверь, чьи три клыка это завоеванные персами Лидия (546 г. до Р.Х.), Вавилон (539 г. до Р.Х.) и Египет (525 г. до Р.Х.). См. ком. к 8,3. 7 вот еще зверь, как барс. Быстроногий барс символизирует Греческую империю, что указывает на стремительность, с которой Александр Македонский (356–323 гг. до Р.Х.) завоевал Персию. После скоропостижной смерти тридцатитрехлетнего завоевателя его царство распалось на четыре части (Македонию, где правил Кассандр; Фракию и Малую Азию, подвластные Лисимаху; Сирию и Египет, где правили соответственно Селевк и Птолемей).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2 тайноведцев. См. ком. к 1,20. и чародеев, и Халдеев. О чародеях часто говорится в Ветхом Завете (см., напр., Исх. 22,18 ; Втор. 18,10 ; Ис. 47,9.12 ; Иер. 27,9 ). Слово «халдеи» употреблено здесь в качестве этнонима, как и в 3,8; 5,30; 9,1. 2 по-Арамейски. Отсюда и до конца седьмой главы следует текст преимущественно на арамейском языке (также, как и в Езд. 4,8 6,18). Причины одновременного употребления и древнееврейского, и арамейского языков не ясны, но, возможно, арамейский был избран для текстов, адресованных не только иудеям. 2 если вы не скажете мне сновидения и значения его. Сначала Навуходоносор испытывает могущество тайного знания своих мудрецов. Если они не в силах рассказать сон, то нельзя доверяться и их толкованию (ср. ст. 9). 2 никто другой не может открыть его царю, кроме богов. Мудрецы признают, что не могут исполнить повеление царя, посильное одним лишь богам, которые, однако, не открывают подобного простым смертным (см. Исх. 8,18.19 ). 2 просили милости у Бога небесного об этой тайне. Даниил знает, что земная мудрость здесь бессильна и ответ царю может быть дан только через Божественное откровение. 2 у Него мудрость и сила. См. статью «Премудрость и воля Божий». 2 низлагает царей и поставляет царей. Даниил имеет в виду смысл открытого ему сна. 2 он открывает глубокое и сокровенное. См. ком. к 2,11; Иов 28,20–24 . 2 я открою значение сна. Даниил говорит только о значении сна, подразумевая, что содержание его также ему известно. 2 есть на небесах Бог, открывающий тайны. Как и Иосиф в Египте ( Быт. 40,8; 41,16 ), Даниил объясняет свое знание Божественным откровением, которое превыше всей мудрости звездочетов, бывших у язычников толкователями тайн и прорицателями будущего. в последние дни. Букв.: «после части дней». Значение этого выражения варьируется от понятия «конца времен» эсхатологии ( Иез. 38,16 ) до просто будущего времени ( Быт. 49,1 ; Втор. 4,30; 31,29 ). 2:32–33 Ценность и отчасти прочность материалов уменьшается от головы к ногам истукана.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

6 согласились между собою. Разумеется, Даниила в их числе не было. Придирчивость вельмож Дария объясняется тем, что они любой ценой пытаются доказать царю свою преданность. кто... будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя. Дарий видел в этом решении скорее политический, чем религиозный смысл, рассчитывая таким образом укрепить свою власть над только что завоеванными землями. 6 неизменен, как закон Мидийский и Персидский. См. Есф. 1,19; 8,8 . Постоянство персидских законов подтверждают и другие источники. Царский указ породил противоречие между верой Даниила и его государственными обязанностями. 6 открыты против Иерусалима. См. 1Цар. 8,44.48 ; Пс. 5,7; 137,2 . преклонял колени. Обычно иудеи молились стоя ( 1Пар. 23,30 ; Неем., гл. 9), но в особых случаях в знак смирения преклоняли колени и простирались ниц ( 3Цар. 8,54 ; Езд. 9,5 ; Пс. 94,6 ; Лк. 22,41 ; Деян. 7,60; 9,40 ). 6 который из пленных сынов Иудеи. Именование Даниила по этническому признаку, возможно, выражает предубежденность царских чиновников по отношению к иудеям (3,8). 6 и положил в сердце своем спасти Даниила. Дарий сразу понял, что стал орудием придворной интриги. Его расположение к Даниилу в результате этой интриги нисколько не переменилось. 6 Бог твой... спасет тебя. Против своей воли Дарий подписал указ и, тем не менее, он надеется, что Бог Даниила придет на помощь Своему преданному рабу. 6 царь запечатал его перстнем своим, и перстнем вельмож своих. Перстни с печатками и собственно печати были широко распространены в Ассирии, Персии и Вавилоне. Чтобы получить отпечаток, перстень или круглую печать прикладывали к мягкой глине; полученный оттиск указывал на владельца печати и рассматривался как факсимиле. Сломать чужую печать значило совершить преступление. 6 Бог мой послал Ангела Своего. По всей вероятности, это был Ангел Господень (см. ком. к 3,49). 6 повелел поднять Даниила изо рва. Царский указ уже был фактически исполнен, и поэтому данное повеление не противоречило ему. 6:26–27 См. 2,47; 3,17.18.28.29; 4,2.3.28–37; 5,18.29. Как и в предыдущих эпизодах, Бог являет Свое превосходство над земными правителями и царствами и Свою власть, объемлющую творение и историю. Дарий своим повелением особо и глубоко исповедует Бога Израиля как Бога живого, вечносущего, подающего избавление и спасение, Чье царство несокрушимо и вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

5 дать клятву. Этой клятвой заверяется решимость вернуться к соблюдению Моисеева завета в том, что касается рабства за долги. 5 пусть вытряхнет Бог. Возобновление завета часто сопровождалось обещанием наказания тем, кто отныне нарушит свое слово (ср. Иер. 34,8–22 ). аминь. Народ, произнеся это слово, присоединился к клятве; обещанное было им исполнено. Бог таким образом во второй раз через Неемию отвел опасность, грозившую прервать строительство. 5 от двадцатого года до тридцать второго года. Т.е. с 445 по 433 г. до Р.Х. Эти двенадцать лет первый срок пребывания Неемии в Иерусалиме в качестве областеначальника; по истечении двенадцати лет он был отозван к персидскому двору (13,6.7), после чего снова вернулся в Иерусалим. Продолжительность второго пребывания Неемии в Иерусалиме неизвестна. хлеба областеначальнического. Областеначальник имел право облагать народ податью в свою пользу; Неемия, заботясь о благе народа, отказался от такого права (5,18; ср. 1Кор. 9,4.12 ; 2Фес. 3,8.9 ). 5 прежние областеначальники... отягощали народ. Среди прежних областеначальников названы Шешбацар ( Езд. 5,14 ) и Зоровавель ( Агг. 1,1 ), но, видимо, здесь имеются в виду не они, поскольку их правление предшествовало правлению Неемии почти на столетие. Речь идет о тех, кто был областеначальником непосредственно перед Неемией и своей политикой породил трудности, которые ему пришлось преодолевать (см. ком. к 5,1–13). по страху Божию. См. ком. к 1,11. 5:16 Неемия стал областеначальником не для собственного возвышения, а для исполнения служения, ради которого он и отправился в Иерусалим (2,5). 5 бывало за столом у меня. Согласно персидскому обычаю, Неемия, будучи областеначальником, должен был принимать у себя подчиненных ему чиновников, а также высоких чужестранных гостей. 5 на один день. Обладая значительным богатством, Неемия был человеком весьма щедрым: перечисленной здесь еды хватило бы человек на семьсот. 5 Помяни... во благо мне. Молитвенное обращение «помяни» встречается во второй раз (см. ком. к 1,8). Это первая из четырех просьб Неемии помянуть его и его дела (13,14.22.31). Глава 6

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

32 Там Мешех и Фувал со всем множеством своим. См. ком. к 27,13. Глава 33 33:1–20 Настоящая Глава открывает вторую часть книги Иезекииля. Если в первой части книги пророк преимущественно говорил об Иерусалиме в его прошлом и настоящем, то во второй части в центр внимания ставится будущее Града Божия. Иезекииль возвращается к двум важным темам: повторению призывов в качестве стража дома Израиля (ст. 1–9; ср. 3,16–21); учению о личной нравственной ответственности (ст. 10–20; гл. 18). 33 В двенадцатом году нашего переселения. Иерусалим был уничтожен огнем в пятый месяц одиннадцатого года правления Иехонии ( 4Цар. 25,8.9 ; Иер. 52,12 ). Если принять, что эта новость достигла изгнанников лишь в десятом месяце двенадцатого года, то можно предположить, что вестник затратил на дорогу более полутора лет. Но такой срок представляется нереально долгим для путешествия (ср. Езд. 7,9 ); путь продолжительностью менее шести месяцев значительно более вероятен. По этой причине многие исследователи предпочитают прочтение, содержащееся в нескольких еврейских рукописях, а также в древнем сирийском переводе Ветхого Завета. В них говорится, что скорбная весть поступила к изгнанникам в одиннадцатый, а не в двенадцатый год; разница в этих двух чтениях может быть обусловлена ошибкой в написании всего лишь одной согласной буквы. 33 Он открыл мне уста. Пророк пребывал в немоте продолжительное время (см. ком. к 3,24–27 и 24,27). Но теперь, когда весть о разрушении Иерусалима достигла изгнанников, его уста отверзлись, и Иезекииль обращается как к тем, кто остался в Иудее по разрушении города (ст. 23–29), так и к своим сотоварищам-изгнанникам (ст. 30–33). 33 живущие на опустелых местах. Иезекииль обращается к тем, кто остался в Иудее. 33 вы едите с кровью. См. Быт. 9,4 ; Лев. 7,26.27; 17,10 ). 33 оскверняете один жену другого. См. 18,6.11.15. 33 говорят один другому. Пророчества Иезекииля игнорировались, а он сам подвергался насмешкам, когда же события подтвердили правоту его слов, он стал популярным. Но народ и сейчас не хочет слушать пророка и не придает его словам того значения, которое привело бы к покаянию и послушанию (ст. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

79:12. Море, река. Средиземное море и Евфрат. 79:14. Лесной вепрь. Дикие свиньи были одомашнены очень рано, но некоторые их виды сохранились на Ближнем Востоке в диком состоянии и представлены в египетской и месопотамской живописи. 80:3. Тимпан, гусли, псалтирь. См. коммент. к 150:3–5. 80:4. Трубите в новомесячие. В Древнем Израиле, жившем по лунному календарю, первый день месяца, отмеченный фазой новолуния, считался праздничным (каждые 29 или 30 дней). Как и в субботу, все работы прекращались (см.: Ам. 8:5 ) и совершались жертвоприношения ( Чис. 28– 15 ). В период царств важную роль в совершении праздничных ритуалов стал играть царь (см.: Иез. 45:17 ). Празднование новолуния не прекратилось и после возвращения из вавилонского плена ( Езд. 3:5 ; Неем. 10:33 ). В Месопотамии, где праздник новолуния также считался важным событием, его праздновали с конца 3-го тыс. до н. э. до нововавилонского периода в середине 1-го тыс. до н. э. 80:8. Из среды грома, при водах Меривы. В выражении «из среды грома», по-видимому, подразумевается Синай, а Мерива, где Господь дал народу воду из скалы и испытал Израиль, предшествовала этому эпизоду (см. также: Ис. 29и коммент. к Исх. 17 ). 80:17. Мед из скалы. Хотя мед, о котором говорится в Ветхом Завете, это по большей части сироп из фиников, упоминание скалы позволяет предположить, что речь идет о сотовом меде диких пчел. 81:1. Суд среди собрания богов. На Ближнем Востоке в древности все важные решения принимались на собрании богов. Там боги могли советоваться друг с другом, обмениваться информацией и мнениями. Картина небесного престола, окруженного божественным собранием, хорошо известна из угаритских текстов (самый популярный из них – эпос о Керете), хотя в хананейской мифологии этот совет был представлен богами пантеона. Собрание богов упоминается также в строительной надписи Йехимилька, царя Библа (X в. до н. э.), и в надписи лувийского царя Азитавадды на стеле из Каратепе (VIII в. до н. э.). В аккадском эпосе «Энума элиш» именно собрание богов назначает Мардука верховным богом. Большой совет состоял из пятидесяти богов, а малый – из семи. В религии Израиля место богов заняли ангелы и духи – сыны Божьи, или небесное воинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

6:15. Время завершения строительства. Хотя иудейский историк Иосиф Флавий (37– 100 гг. н. э.) утверждает, что стены были построены за два года и четыре месяца, библейский текст указывает другой срок: всего 52 дня. В древности такие случаи известны. Так, Фукидид пишет, что стена вокруг Афин была построена за один месяц (V в. до н. э.). Поскольку площадь Иерусалима была невелика (археологи считают, что общий его периметр составлял в то время не более полутора миль), и только восточная стена была построена от самого фундамента (тогда как другие стены только «починены»), и археологи утверждают, что эти работы были выполнены не на самом высоком уровне, вполне резонно предположить, что такой срок исполнения работы достаточно реален. 7:1–73 Список по семействам 7:2. Начальник крепости. У персов было много военных командиров гарнизонов по всей империи. Хотя чаще всего они состояли на службе у персидских властей, а не местных сил порядка, подчинялись непосредственно губернатору или лицу, назначенному им. 7:65. Ограничения в еде. Это ограничение упоминается в Езд. 2:63 . Священникам, родословие которых вызывало сомнения, запрещалось есть «великую святыню» (см. Лев. 2:3; 7–36 ). Урим и тумим служили инструментом, с помощью которого вопрошали Бога (см. коммент. к Исх. 28:30 ), и потому их доверяли лишь священникам с твердо установленной принадлежностью к священническому роду. 7:70. Тысяча драхм золота. Золотые драхмы были либо персидскими дариками, либо мидийскими сиклями, либо греческими драхмами (которые имели наиболее широкое хождение). Дарик появился в обращении только во времена Дария. Дарик весил 8,4 грамма, поэтому 1 тыс. дариков весила около 18,5 фунта. Сикль равнялся одному дарику, тогда как аттическая драхма равнялась половине дарика. 7:72. Двадцать тысяч драхм золота и две тысячи мин серебра. По весу это соответствует 370 фунтам золота и 2220 фунтам серебра (1 мина равнялась 60 сиклям). Сравните это с тем, сколько использовал Соломон на строительство храма; см. в коммент. к 1Пар. 22:14 . При раскопках было обнаружено несколько серебряных монет, которые были изготовлены в Иерусалиме или вблизи него в персидскую эпоху. На лицевой стороне на них выбита haдnucьyhduлu Yehud(Uyдa) и изображена голова Афины Паллады, а на обратной – сова (символ Афин). Мастерство изготовления этих монет явно уступало искусству изготовления греческих драхм. Эти монеты имели лишь частичное содержание серебра, и потому ценились меньше, чем другие монеты того времени, встречающиеся на побережье вблизи Тира и Сидона. 8:1–18 Чтение закона

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010