«Но дети Адама и Евы не были повинны в их преступлении и не могли сознать себя преступными только на том основании, что их родители были преступниками» (108: 105). «Адам был виновен (в смысле грешен), он преступил Заповедь в Раю, нарушил волю Божию и совершил грех (в первом смысле этого слова). Все же потомки Адама рождаются уже в этой повреждённости, но не виновны за эту повреждённость, не виновны за первый проступок Адама, а нарушают нравственный закон совести исходя из своей собственной повреждённости, полученной от прародителей по наследству, как следствие первого преслушания» (128). 137 Господь не оставляет грех без соответствующего наказания: «Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей» ( Исх. 32:33 ); «…если я согрешу, Ты заметишь и не оставишь греха моего без наказания. Если я виновен, горе мне!...» ( Иов. 19:14,15 ); «…Всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние…» ( Евр. 2:2 ). См. также, например, Исх. 34: 7 ; Чис. 14: 18 . Исключением из этого являются отдельные случаи (см. Иез. 33: 14 –16 ). О наказании за нарушение заповедей Божиих говорится, например, в: Лев. 26: 14–41 ; ). О наказании за грех говорили царь Соломон и Иисус, сын Сирахов: «… Стремящийся к злу стремится к смерти своей» ( Прит. 11: 19 ); «... Суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных» ( Прем. 14:31 ); «Не прилагай греха ко греху, ибо и за один не останешься ненаказанным» ( Сир. 7:8 ); «И хотя бы и один был непокорный, было бы удивительно, если б он остался ненаказанным...» ( Сир. 16:11 ). Об этом также говорится в 3 Езд. и 2 Мак.: «Не пощадит десница Моя грешников…» ( 3Езд. 15:22 ); «Горе грешникам и несоблюдающим заповедей Моих! Говорит Господь. Не пощажу их» ( 3Езд. 15:24,25 ); «…Нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно…» ( 2Мак. 4:17 ). Примеры конкретного влияния личных грехов на судьбу человека (наказания человека за его грехи) приведены, например, во Второй книге Маккавейской: «На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

е. процессуального, смысла. Эти слова нужны были Каиафе в качестве психологического вступления к тому, что затем последовало. Каиафа прибег к обычаю, который у евреев существовал с древних времен — заклинанию. У этого славянского слова (от корня «клятва», по-еврейски — «шевуа») несколько значений. В исследуемом нами случае «заклять» означает «взять торжественное обещание». Призывание имени Божия имело цель придать действию особую ответственность. Первое упоминание об этом мы встречаем в книге Бытия: умирающий патриарх Иаков заклял сына своего Иосифа похоронить его в гробе, который он выкопал себе в земле Ханаанской (см. Быт. 50, 5). О заклинании упоминают священные писатели и в других книгах (см. Иис. 2, 12–13; 3 Цар. 22, 16; 2 Езд. 8, 92). У вопроса Каиафы была определенная цель: вызвать ответ, который послужил бы основанием для обвинения Иисуса Христа в богохульстве. Первосвященник сказал Ему: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» (Мф. 26, 63). Евангелист Марк, опуская первые слова первосвященника, приводит тот же вопрос: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» (Мк. 14, 61). Повествования евангелистов согласуются между собой, потому что слово «Благословенный» (по-еврейски: «Барух») является одним из имен Божиих. Следовательно, в приведенном вопросе во втором Евангелии Христос назван тоже Сыном Божиим. Оба евангелиста приводят тождественный по смыслу ответ Спасителя. У святого Матфея: «Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф. 26, 64). Согласно святому Марку: «Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мк. 14, 62). В еврейской речи словосочетание «ты сказал» имеет положительно констатирующий смысл, что подтверждается тождеством последовавших затем слов Спасителя. Некоторая разница в словах могла возникнуть потому, что Евангелие от Матфея дошло до нас не в оригинале, а в переводе с арамейского языка на греческий.

http://pravoslavie.ru/2998.html

Выраженное в пророческой лит-ре представление о     как божественной силе, действующей в истории, оказало влияние на историографию ВЗ: в девтерономическом повествовании (см. ст. Исторические книги ) судьба Израиля выражена в виде истории действий слова Яхве (см.: Rad. 1965. P. 94-95). Так, повествовательный цикл о завоевании обетованной земли в Книге Иисуса Навина завершается указанием на то, что «не осталось неисполненным ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; все сбылось» (Нав 21. 45). Подобные слова произносит и Иисус Навин в одной из своих прощальных речей (Нав 23. 14), при этом они дополняются характерным для девтерономического повествования указанием на 2 возможных исторических пути Израиля, образуя связующее звено между Книгой Иисуса Навина и последующими историческими книгами ВЗ: «Но как сбылось над вами всякое доброе слово, которое говорил вам Господь, Бог ваш, так Господь исполнит над вами всякое злое слово, доколе не истребит вас с этой доброй земли, которую дал вам Господь Бог ваш» (Нав 23. 15). В Первой книге Царств Саулу вменяется в вину то, что он не исполнил слово Господа (1 Цар 15. 11). Давид в своей благодарственной молитве в ответ на данное ему обетование просит Господа «утвердить на веки слово», к-рое Он изрек (ср.: 2 Цар 7. 25). В Третьей книге Царств Давид напоминает Соломону об этом обетовании, говоря о слове Господа, обещавшего сохранить за потомками Давида престол Израиля в случае, если они будут «ходить» пред Богом «в истине» (3 Цар 2. 4); как и в Книге Иисуса Навина (Нав 23. 14-15), рассуждение о слове Господа, связывающее текст с последующим циклом исторических повествований, приводится в прощальной речи главного действующего лица книги. Явившись Соломону, Бог обещает ему исполнить слово, сказанное Давиду (3 Цар 6. 12); как и в пророческой лит-ре, само это богоявление описано через выражение «и было слово Господа к Соломону» (3 Цар 6. 11). В молитве Соломона повторяются, вслед за Нав 21. 45 и 23. 14, слова о том, что «не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея» (3 Цар 8. 56). С исполнением слова Господня связывается наказание Ахава (4 Цар 10. 10). Девтерономическое представление о слове Яхве как «движущей силе истории» получает продолжение и в позднейших исторических повествованиях книг Ездры и книг Паралипоменон, в которых с «исполнением слова Господня из уст Иеремии» связывается освобождение Иерусалима (ср.: 1 Езд 1. 1; 2 Пар 36. 22). Учение о Л. в межзаветный период

http://pravenc.ru/text/2110648.html

И если бы не так это было, то не поклонялся бы пророк только на юг, Иерусалиму, но скорее поклонялся бы на восток, ибо Бог есть свет разума и Солнце правды. И в Писании сказано: “И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека”(Быт. 2, 8.), — и много раз Бог разговаривал с человеком в раю с востока, и мы, поклоняясь Богу, обращаемся на восток, ибо там — родина человека. Бог взял Еноха на небо и Ною повелел построить ковчег, обращаясь к ним с востока. Хотя и везде пребывает Бог, но в особенности показал Свою мощь и чудеса на востоке. Даниил, знавший это все, однако поклонялся только на юг, Иерусалиму, где был храм. Ибо пророк доподлинно знал, что там, где храм Господа Бога Вседержителя, — там и Дом Бога, как сказал Господь Бог Соломону: “Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни”(3 Цар. 9, 3.). И если Сам Господь Бог говорит, что имя Его, очи и сердце будут там во все дни, то ясно, что Сам Господь Бог — в храме. И Давид говорит: “Услышал от святого храма Своего голос мой”(См. Пс. 17, 7.). Если известно, что Господь Бог присутствует в храме, кто не поклонится храму? Поэтому поклоняющийся храму Божьему поклоняется Самому Господу Богу. После возвращения из Вавилона, когда обновили иудеи храм, в нем уже не было ковчега и вещей, бывших в ковчеге, — все это Иеремия вынес из храма и спрятал в неизвестном месте, как говорит Ездра . Но иудеи еще имели память о Божественном милосердии к ним — славнейшие древние вещи, сделанные Моисеем: престол (трапезу предложения), алтарь кадильный, семисвещный светильник и другие вещи, устроенные Соломоном, и этим освятили храм Божий; и пророки еще прорицали по повелению Господа. Поэтому поклонялись и тогда храму, как свидетельствует Писание в книге Ездры: “Когда так молился Ездра и исповедывался, плача и повергаясь перед церковью Божией…”(См. 1 Езд. 10, 1.) Если Ездра — пророк, архиерей и учитель, засвидетельствованный Богом, — повергался перед храмом, почему еретики говорят, что нельзя поклоняться храму?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

В последующих пророческих видениях Бог открыл Даниилу и другие грядущие события, в том числе и тираническое правление Антиоха Епифана – предтечи антихриста, прекратившего жертвоприношения в Храме Бога Всевышнего и водворившего на этом святом месте мерзость запустения (Дан. 9: 27; 11: 31). Наученный самим архангелом Гавриилом, святой пророк Даниил предсказал, что народ Божий вернется в Иерусалим по прошествии семи седмин, то есть 49 лет . Он предвозвестил также и то, что Ездра, Иисус и Зоровавель выведут свой народ из плена и восстановят служение Господу в Иерусалимском Храме (см.: Езд. 3: 8). Это явится предвестием искупления всего человеческого рода Мессией-Христом, которое должно произойти по истечении еще 62 седмин, или 434 лет. В третий год царя Кира Персидского Даниил, предызбранный Господом , постясь и молясь три недели, удостоился видеть самого Бога Слово в облике мужа, облаченного в льняную одежду, опоясанного золотом из Уфаза: «Тело его – как топаз, лице его – как вид молнии: очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь, и глас речей его – как голос множества людей» (Дан. 10: 5–6). Пораженный этим великим видением, святой пророк пал лицом на землю, и его душа была уже готова расстаться с телом, но Ангел Господень ободрил и укрепил его, а затем поведал о событиях, имеющих произойти в будущие времена: о войнах между преемниками Александра Македонского, о гонениях Антиоха Епифана, а также о тех последних испытаниях, которые во время пришествия антихриста предстоит выдержать праведникам, чьи имена вписаны в книгу жизни. В Книге пророка Даниила с наибольшей среди всех пророков ясностью засвидетельствовано Божественное откровение о том, что в последний день «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12: 2), и воскресшие праведники озарятся тогда сиянием славы, подобно небесным светилам. На вопрос о том, когда же именно все это должно произойти, Господь в облике Ангела ответил так: «Иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут… А ты иди к твоему концу, и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» (Дан. 12: 9–13).

http://pravoslavie.ru/58465.html

Нам представляется, что такая реконструкция, установленная по принципу «за неимением лучшего», наталкивается на два существенных возражения. Во-первых, выражение в этот/тот час в точности соответствует греч. ν ατ (κεν) τ ρ, которое не раз встречается в тексте Евангелий, в том числе и у ( Мк.13:11 ). А во-вторых, нам неизвестен ни один оригинальный (т. е. непереводной) арам. текст, где бы выражение встречалось с подобной частотой, выполняя роль макросинтаксического элемента. Поиск функционального эквивалента Маркова εθς привёл нас к арам. текстам Библии (имперский арам.), где весьма схожим образом употребляется слово или , которое в LXX переводится как ττε тогда или оставляется без перевода [см. ( Дан.2:14, 2:48, 3:4 и др.], что указывает на то, что греческие толковники осознавали его как логический (формальный) элемент построения арам. повествования. При сравнительно небольшом объёме библ.-арам. текста ( Дан.2:4, 7:28 , Ездр.4:8, 6:18, 7:12, 26 ) слово () встречается 56 раз (11 в Езд и 45 в Дан) в подавляющем большинстве в начале предложения. Напр.: ( Дан.2:14–19 ) Тогда Даниил посоветовался с Ариохом, начальником царских телохранителей, который вышел убивать мудрецов вавилонских И спросил Ариоха, управителя царского: почему такое решительное повеление от царя? Тогда поведал Ариох это дело Даниилу. И Даниил вошёл и просил царя дать ему время, чтобы толкование поведать царю. Тогда Даниил пошёл в дом свой и Анании, Мисаилу и Азарии товарищам своим дело это поведал, чтобы они просили милости у Бога небесного об этой тайне, дабы не погибли Даниил и товарищи его с прочими мудрецами вавилонскими. Тогда Даниилу в видении ночном тайна эта открылась. Тогда благословил Даниил Бога небесного. Соответствие () εθς обладает не только функциональной, но и семантической близостью, которая может усиливаться употреблением префикса в форме . Ср.: если арам. место с префиксом (=+) принимает значение за, вслед за, то арам. тогда, употребляясь с , может по аналогии осмысляться как вслед за тем, сразу после этого, тотчас.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Сыновья Ионадава, сына Рихавля, заслуживают великую похвалу пред Богом за то, что послушались отца своего, который заповедал им никогда не пить вина. Посему они и говорили пророку Иеремии: Не пьем вина, потому что Ионадав, сын Рихава, отеу наш, заповедал нам, говоря: не пейте вина ни вы, ни сыны ваши во веки (Иер. 35,6). Такое послушание отцу не остается без награды, и за хранение поста сего Господь обещает дому Ионадава Свое предстательство: Не отнимется у Ионадава... муж, предстоящий пред лицом Моим во все дни (Иер. 35,19). Итак, если Ионадав мог заповедать своим сыновьям и внукам никогда не пить вина и если таковая заповедь отеческая и послушание сыновнее угодны были Богу, то почему же Святая Церковь, наша Матерь, не может заповедовать нам, детям своим, воздержаться, хотя бы на время, от некоторых снедей, ибо и заповедь Церкви, и послушание оной благоугодны Богу. Для большего пояснения сказанного представим еще примеры. Царь Саул заповедал пост сими словами: Проклят человек, который вкусит хлеба в тот день до вечера, доколе я не отомщу врагам моим, И никто из народа не вкусил хлеба (1 Цар. 14,24). Иосафат, царь Иудейский, будучи поражен страхом, вознес усердную молитву к Богу и объявил пост по всей Иудее (2 Пар. 20, 3). Также и Ездра заповедал пост: И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицом Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших, и для всего имущества нашего (1 Езд. 8, 21). Царь Ниневии, когда услышал слово о покаянии от пророка Ионы, то заповедал пост всему своему народу и таким образом избавились ниневитяне от грозившей им смерти (см.: Иона 3). Вот примеры, из которых видно, что весьма многие облеченные властью лица заповедовали пост своим людям и люди повиновались им совершенно. Итак, если ветхозаветные цари и пророки могли заповедовать пост, то неужели Святая Церковь не имеет подобной и даже большей власти налагать пост на православных христиан по своему произволению и благоусмотрению? И если ветхозаветные люди слушались своих наставников, то тем более мы, просвещенные новой благодатью, обязаны повиноваться Святой Церкви и наставникам нашим, которые заповедуют нам пост.

http://zavet.ru/book/post-yv.htm

     Сыновья Ионадава, сына Рихавля, заслуживают великую похвалу пред Богом за то, что послушались отца своего, который заповедал им никогда не пить вина. Посему они и говорили пророку Иеремии: Не пьем вина, потому что Ионадав, сын Рихава, отеу наш, заповедал нам, говоря: не пейте вина ни вы, ни сыны ваши во веки (Иер. 35,6). Такое послушание отцу не остается без награды, и за хранение поста сего Господь обещает дому Ионадава Свое предстательство: Не отнимется у Ионадава... муж, предстоящий пред лицом Моим во все дни (Иер. 35,19). Итак, если Ионадав мог заповедать своим сыновьям и внукам никогда не пить вина и если таковая заповедь отеческая и послушание сыновнее угодны были Богу, то почему же Святая Церковь, наша Матерь, не может заповедовать нам, детям своим, воздержаться, хотя бы на время, от некоторых снедей, ибо и заповедь Церкви, и послушание оной благоугодны Богу.      Для большего пояснения сказанного представим еще примеры.      Царь Саул заповедал пост сими словами: Проклят человек, который вкусит хлеба в тот день до вечера, доколе я не отомщу врагам моим, И никто из народа не вкусил хлеба (1 Цар. 14,24).      Иосафат, царь Иудейский, будучи поражен страхом, вознес усердную молитву к Богу и объявил пост по всей Иудее (2 Пар. 20, 3). Также и Ездра заповедал пост: И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицом Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших, и для всего имущества нашего (1 Езд. 8, 21).      Царь Ниневии, когда услышал слово о покаянии от пророка Ионы, то заповедал пост всему своему народу и таким образом избавились ниневитяне от грозившей им смерти (см.: Иона 3).      Вот примеры, из которых видно, что весьма многие облеченные властью лица заповедовали пост своим людям и люди повиновались им совершенно. Итак, если ветхозаветные цари и пророки могли заповедовать пост, то неужели Святая Церковь не имеет подобной и даже большей власти налагать пост на православных христиан по своему произволению и благоусмотрению? И если ветхозаветные люди слушались своих наставников, то тем более мы, просвещенные новой благодатью, обязаны повиноваться Святой Церкви и наставникам нашим, которые заповедуют нам пост.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

Относительно возможного места написания книги мнения ученых расходятся. Одна из распространенных т. зр. основывается на сообщении о том, что Ездра жил в Вавилоне (3 Езд 3. 1, 28-29) и его обличение грехов Вавилона может относиться к Риму I в., т. к. в лит-ре этого времени Рим часто называется Вавилоном (ср.: Откр 14. 8; 16. 19; 17. 3-5). Др. возможным местом написания книги исследователи считают Палестину, ссылаясь на то, что первоначальным языком, на к-ром была написана книга, был еврейский, а также на наличие параллелей со 2-м Апокалипсисом Варуха (Ibid. P. 10). Древние переводы Книга сохранилась в лат., сир., эфиоп., груз., араб., арм. и фрагментарно в копт. переводах; все они были выполнены, по-видимому, с греч. текста (Ibid. P. 2). Слав., арм. и груз. переводы были осуществлены с латыни. Сохранился перевод на евр. язык, выполненный в XVI в. также с латинского, возможно с использованием сир. и греч. текстов ( Bialer Y. L. Min ha-genazim: Description of Manuscripts and Historical Documents. Jerushalayim, 1967. P. 36 (на иврите)). Один из араб. переводов был сделан с сир. текста. Согласно наиболее авторитетной в науке классификации, лат. и сир. переводы образуют одну ветвь, все остальные переводы - другую ( Blake. 1926). Пролог (главы 1-2) и эпилог (главы 15-16) книги содержатся только в лат. рукописях и не встречаются в др. переводах. Это является одним из главных аргументов в пользу того, что данные главы представляют собой более позднее дополнение к книге ( Stone. 1990. P. 4). Содержание Начинается книга с родословия Ездры, в основе к-рого лежат аналогичные тексты 1 Езд 7. 1-5 и 2 Езд 8. 1-2, с тем отличием, что в нем сообщается о 3 новых персонажах - Ахии, Финеесе и Илии. В рукописях испан. группы родословие отсутствует. Вслед за родословием передается «слово Господне» Ездре: Бог призывает его обличить израильтян в их беззакониях. Бог напоминает о Своих благодеяниях израильтянам, о чудесной помощи при исходе из Египта и во время пребывания в пустыне (3 Езд 1. 13); он упрекает их в неблагодарности, идолослужении и человекоубийстве (3 Езд 1. 6, 26). Он обещает взыскать кровь пророков (3 Езд 1. 32; ср.: Лк 11. 49); предвещая последствия Своего гнева, «говорит Господь Вседержитель: дом ваш пуст» (3 Езд 1. 33; ср.: Мф 23. 38; Лк 13. 35). Дома израильтян будут преданы «людям грядущим», к-рые уверуют в Бога, хотя Он «не показывал им знамений» (3 Езд 1. 35). Господь призывает Ездру посмотреть «на людей, грядущих с востока», вождями к-рых Он сделает ветхозаветных праведников и пророков (3 Езд 1. 38-40). В дальнейшем Бог называет этих людей «народом Моим» (см., напр.: 3 Езд 2. 10).

http://pravenc.ru/text/189579.html

Camb., 1939r. Vol. 4: The Persian Empire and the West. P. 25). Эти и др. свидетельства являются аргументами в пользу историчности событий, описанных в 1-й гл. (более подробно см.: Yamauchi. 1980. P. 201-203). Во 2-й гл. рассказывается о расселении людей, «возвратившихся в Иерусалим и Иудею» (1 Езд 2. 1). Они названы «сынами страны» (    - 1 Езд 2. 1), где «страна» (букв.- провинция) означает, вероятно, персид. пров. Йехуд (Иудея), в к-рой будут жить бывш. пленники. Приводимый список перечисляет жителей страны, упоминая лишь переселенцев из Вавилона; при этом ничего не говорится о тех, кто, возможно, жили на этой земле прежде, во время плена. Зоровавель. Фрагмент росписи сев. галереи Благовещенского собора Московского Кремля. 1564 г. Зоровавель. Фрагмент росписи сев. галереи Благовещенского собора Московского Кремля. 1564 г. Называются руководители «народа Израилева»: Зоровавель, Иисус, Неемия, Сараий, Реелай, Мардохей, Билшан, Мисфар, Бигвай, Рехум, Ваан (1 Езд 2. 2). Нек-рые из этих имен фигурируют и в др. местах Е. п. к., а также в Книге Неемии и в др. книгах Библии. Иисус и Зоровавель оказываются руководителями переселенцев в рассказе 3-5-й глав Е. п. к. Неемия во всех проч. упоминаниях в Библии (кроме, по-видимому, Неем 4. 16) является главным действующим лицом одноименной книги, правителем пров. Иудея. Сараий назван отцом Ездры (в синодальном переводе этого места он назван Сераия - 1 Езд 7. 1; возможно, речь не идет о кровном родстве; см. в ст. Ездра ). Мардохей - одно из главных действующих лиц Книги Есфири. Бигвай упоминается вскоре в качестве основателя многочисленного рода (1 Езд 2. 14); есть предположение, что это вариант имени упоминаемого в арам. текстах из Элефантины правителя Иудеи Багохи ( Grabbe. 1998. P. 13). Билшана иногда отождествляют с Бишламом, который участвовал в написании Артаксерксу письма об Иерусалиме (1 Езд 4. 7). Имя Рехум приведено несколько раз в разных контекстах. Так звали персид. чиновника при Артаксерксе (1 Езд 4. 8-9, 17, 23), одного из иудейских «глав народа» (Неем 10.

http://pravenc.ru/text/189575.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010