Было предложено 2 решения этой проблемы: либо рассмотреть З. и Шешбацара как разные исторические личности, либо отождествить их. К 1-му решению пришли мн. библеисты XIX (напр., Б. Штаде, А. Розенцвейг и др.- см. список: Там же. С. 47-81) и XX вв. (см., напр.: Liver. 2007. P. 466). Можно предположить, что Шешбацар был персид. чиновником, в задачу к-рого входили доставка возвращаемой храмовой утвари и контроль над расходованием выделенных на восстановление храма средств из персид. казны. Если Шешбацар являлся персид. областеначальником, а З.- главой иудейской общины, то можно объяснить, почему в тексте 1 Езд 5 оба лица упоминаются без указания на тождество, а в 1 Езд 2. 2 и Неем 7. 7 З.- лишь наряду с другими 12 лицами в списке вернувшихся. Отсутствие имени Шешбацар в числе возвратившихся из плена обычно объясняли тем, что он прибыл в Иерусалим с вооруженным отрядом раньше евреев ( Попов. 1905. С. 57). Его дальнейшая деятельность носила адм. характер, поэтому о нем и не говорится в рассказе о закладке алтаря и начале восстановления храма. Видимо, только после основания храма правление в Иудее перешло в руки З. (Там же. С. 52). Если Шешбацар был персом по происхождению, как предполагали нек-рые исследователи (Там же. С. 53), понятны его отстраненность от религиозных дел в Иудее и участие в них З. и Иисуса. Однако это предположение противоречит указанию 1 Езд 1. 8 о Шешбацаре как о «князе Иудином» (    ). Еще в кон. XIX - нач. XX в. решение проблемы предлагалось через анализ его имени рядом ученых (Э. Майер и др.) ( Попов. Там же. С. 54-55); в сер. XX в. У. Ф. Олбрайт занимался исследованием этого имени и пришел к выводу, что базовой формой имени Шешбацар является распространенное в клинописных документах этой эпохи имя Sin-ab-usur. В арам. документах оно имеет форму Shenabazar, которая близка к имени родного дяди З., в огласовке МТ и в рус. синодальном переводе звучащему как Шенацар (   - 1 Пар 3. 18 ). Эти данные подтверждает и анализ различных форм имени Шешбацар в списках перевода LXX: Ватиканский кодекс в 1 Езд 1. 8 дает чтение Σαναβασρ, в 1 Езд 5. 14 - Σαγασρ, в 1 Езд 5. 16 - Σαρβαγρ; â Александрийском кодексе во всех указанных местах - Σασαβσσαρος. Шенацар, будучи сыном царя Иехонии, действительно мог стоять во главе каравана репатриантов, но, поскольку дата его рождения близка к дате пленения царя Иехонии (ок. 597 г. до Р. Х.), ему было примерно 60 лет при возвращении в Иудею, и, вероятно, он прожил еще недолго ( Liver. P. 466). Его родственная связь с З. позволяла народу во многом отождествить их деятельность, поэтому впосл. в важных событиях упоминается только З.

http://pravenc.ru/text/199997.html

В начале основной части книги от имени Ездры дается указание на время, когда происходили описываемые в ней события: «В тридцатом году по разорении города был я в Вавилоне...» (3 Езд 3. 1). Если считать, что здесь имеется в виду разрушение Иерусалима в 587 г. до Р. Х., то это противоречит в первую очередь сведениям о жизни Ездры, содержащимся в носящей его имя канонической книге, согласно к-рым он жил значительно позже в Персидской империи, «в царствование Артаксеркса» (1 Езд 7. 1). Возможно, в 3 Езд 3. 1 речь идет о разрушении Иерусалима в 70 г. по Р. Х.; в соответствии с этим мн. ученые полагают, что книга была составлена ок. 100 г. по Р. Х. (напр., Schreiner. 1981. S. 301), однако весьма вероятно, что это указание вообще не является значимым для датировки книги и представляет собой лишь типологическую параллель к началу Книги прор. Иезекииля («И было в тридцатый год...» - Иез 1. 1). Уже в ранний период изучения Е. т. к. предпринимались неоднократные попытки использовать для датировки книги содержащиеся в ней описания апокалиптических знамений, получаемых Ездрой от ангелов или непосредственно от Бога. При этом исследователи отождествляли эти описания с различными историческими событиями, полагая, что книга была составлена уже после этих событий. Так, напр., правителя, «которого живущие на земле не ожидают» (3 Езд 5. 6), связывали с Иродом Великим ( Gutschmid A., von. Die Apokalypse des Esra und ihre spätern Bearbeitungen//ZWTh. 1860. Bd. 3. S. 78) или с Августом Октавианом ( Hilgenfeld A. Die jüdische Apokalyptik in ihrer geschichtlichen Entwickelung. Jena, 1857. S. 237). Содержащиеся в нек-рых лат. рукописях и вост. переводах упоминания о «трещинах» во многих местах (chasm или abyss; в совр. издании Вульгаты - chaus; в синодальном переводе - смятение - 3 Езд 5. 8) относили к землетрясению 31 г. до Р. Х. или к извержению Везувия в 79 г. по Р. Х. ( Faye E., de. Les apocalypses juives. P., 1892. P. 44-45). Многие также пытались увидеть в стихах об Иакове и Исаве (3 Езд 6. 7-10) указания на различных исторических персонажей, однако скорее всего Исав символизирует Римскую империю (подробнее см.: Stone. 1990. P. 9, 159-161; I dem. 1989. P. 6-7; Cohen G. Esau as a Symbol in Early Medieval Thought//Jewish Medieval and Renaissance Studies/Ed. A. Altmann. Camb., 1967. P. 19-20).

http://pravenc.ru/text/189579.html

до ухода в Иерусалим не до конца ясно. В письме Артаксеркса Е. назван «священником, учителем (арам.  ,   букв.- книжник) закона Бога небесного» (1 Езд 7. 12), а в др. месте о нем говорится как о «книжнике (евр.  ,  ), сведущем в законе Моисеевом» (1 Езд 7. 6). Наименование «книжник» (арам.   евр.   сопоставлялось также с аккад. словом   - правитель, управляющий, начальник) могло, по мнению нек-рых ученых, обозначать офиц. должность при персид. дворе, к-рую якобы занимал Е. ( Schaeder. 1930. P. 24). Большинство исследователей, однако, считают такой вывод необоснованным ( North. 1992). Сопоставление положения Е. с должностью представителя еврейской общины при персид. дворе в сасанидскую эпоху (    ) является, по-видимому, анахронизмом, хотя и присутствует в нек-рых исследованиях (см., напр.: Schaeder. 1930). Дата прихода Е. в Иерусалим представляет собой проблему при попытке согласовать ее с деятельностью Неемии . По сообщениям Библии, переселение Е. состоялось в 7-й год правления Артаксеркса (1 Езд 7. 8), а деятельность Неемии началась лишь в 20-й год правления того же царя (Неем 1. 1; 2. 1). В чтении для народа книги закона участвовали и Е. и Неемия (Неем 8. 9), поэтому оказывается, что лишь через 13 лет после прихода в Иерусалим Е. приступил к обучению народа закону Божию. Жизнь в Иерусалиме уже была до нек-рой степени устроена (1 Езд 8. 29, 33), в то время как Неемия, по-видимому, нашел город в полном запустении (Неем 2-3). На основании этих и нек-рых др. сведений в зап. библеистике делаются предположения о том, что Е. пришел в Иерусалим на неск. десятилетий позже, чем принято считать (см., напр.: Morgenstern. 1962; Emerton. 1966; Klein. 1992). Так, упоминаемого в 1 Езд 7. 7 царя Артаксеркса (евр.  ,  ) отождествляют не с Артаксерксом I, а с Артаксерксом II, 7-м годом правления которого был 398 г. до Р. Х. ( Galling. 1964. S. 158-161); такой подход также имеет свои проблемы, поскольку уже в 419 г. до Р. Х. была установлена точная дата празднования Пасхи для иудейской общины в Элефантине, что вряд ли могло произойти ранее начала деятельности Е. по возрождению авторитета закона Моисеева в Иерусалиме ( Koch. 1974. P. 179-180). Историчность рассказов о Е.

http://pravenc.ru/text/189571.html

Матфей ссылается на Захарию, «сына Варахиина, которого… убили между храмом и жертвенником» (23:35). Если здесь речь идет о нашем пророке, то данное обстоятельство проливает свет на содержание Зах. 12:10 и 13:7 (см. коммент. ниже). Имя Захария означает «тот, о ком помнит Яхве» («Я» – сокращенная форма от «Яхве»). Имя Захария было распространенным; около тридцати ветхозаветных лиц носили это имя. Оно, тем не менее, приличествовало нашему провидцу, поскольку он призывал народ вспомнить минувшие времена и соответственно переменить свое поведение (1:2–6; 7:5–14; 8:14–17). По всей видимости, из Вавилона в Иерусалим Захария вернулся в 538 г. до н. э. Он пророчествовал с 520 г. до н. э. вместе с Аггеем, побуждая иудеев построить новый Храм и засвидетельствовать тем самым, что Бог занял в их помышлениях первенствующее место (ср.: Агг. 1:9 ). Оставить же Храм лежать в руинах значило показать, что присутствие или отсутствие Бога в действительности вовсе не заботило народ. Гл. 9 – 14 не содержат никаких биографических сведений. Относительно дискуссии об авторстве этих глав см. ниже (« Компиляция Историческая обстановка В 538 г. до н. э. персидский царь Кир захватил Вавилон и подписал указ, разрешающий пленникам из разных мест, включая Иуду, вернуться на родину. Иудеям было дозволено возвести новый Храм в Иерусалиме ( Езд. 1:1–4 ), и они, исполненные радости и надежды, вернулись домой под руководством Зоровавеля (которого также, по всей вероятности, могли звать Шешбацар; ср.: Езд. 1:8; 5:14–16 ). Им удалось заложить основание Храма, но в эпоху царствования Кира эта их деятельность встречала постоянные препятствия со стороны соседних народов (538–522 гг. до н. э.; Езд. 4:4–5 ). Захария и Аггей призывали народ мужаться и продолжать воссоздание Храма; Фафнай, заречный областеначальник, и Шефар–Бознай с его союзниками чинили препятствия этому делу, требуя предъявить полномочия на эту постройку ( Езд. 5:3 ). Власти исследовали вавилонские царские архивы и обнаружили указ Кира ( Езд. 6:1–5 ); он не только позволял иудеям возвратиться в Иерусалим, но и определял, что необходимую финансовую поддержку иудеям следовало производить из царского дома (4), а золотые и серебряные храмовые сосуды – вернуть (5). В результате и сам Дарий ободрил иудеев, поддержав прежний указ, оказывая должное финансовое обеспечение строительству Храма, снабжая животными для жертвоприношений (8–10) и отбивая у других охоту препятствовать труду иудейской общины (11).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Главным источником, повествующим о евреях в Египте в нововавилонский период, является Иер 43. 7-44. 30. Согласно Книге прор. Иеремии, евреи жили в Тахпанхесе (в синодальном переводе - Тафнис, греч. Дафны), Мигдоле, Нофе (Н. Египет), а также в земле Парос (В. Египет). Арам. документы из Элефантины, датируемые в пределах 495-399 гг., дают мн. сведений о жизни евр. военной колонии, к-рая, по всей вероятности, существовала уже в VI в. до Р. Х. В частности, известно, что храм Яхве в Элефантине был построен до завоевания Египта персид. царем Камбизом в 525 г. Существование такого храма и свидетельства поклонения др. богам, кроме Яхве (напр., Анат-Яху), говорят о том, что евреи, жившие в Элефантине, либо не знали о религ. реформах царя Иосии (или царя Седекии) в Иудее, либо их не принимали. А. К. Лявданский Персидский период После захвата Вавилона в 539 г. до Р. Х. Киром II Великим в положении евр. народа произошли значительные перемены. Вслед за Киром мн. ахеменидские правители Персии придерживались значительно более мягкой политики в отношении покоренных народов: им разрешалось возвращаться на те территории, с к-рых они были депортированы, организовывать самоуправление, восстанавливать культовые сооружения и адм. здания. Правительство поощряло сбор денег населением для этих мероприятий и нередко при необходимости предоставляло дополнительную финансовую помощь (см., напр.: 1 Езд 7. 15-17). В рамках этой политики Кир издал эдикт, в к-ром он, обращаясь к жившим в Вавилоне иудеям, призывал их идти в Иерусалим, для того чтобы строить «дом Господа, Бога Израилева» (1 Езд 1. 3). По приказанию Кира переселенцам были переданы священные сосуды и утварь, вынесенные из Иерусалимского храма Навуходоносором (1 Езд 1. 7-8). Первые репатрианты, вернувшиеся в Палестину под предводительством «Шешбацара, князя Иудина» (1 Езд 1. 8), столкнулись со значительными трудностями в попытках восстановления Иерусалима как центра религ. и политической жизни народа. Их деятельности противились жители соседних местностей (самаритяне, идумеи и др.), а также потомки тех наиболее бедных представителей иудейского народа, к-рые по приказанию Навуходоносора были оставлены в Палестине (см., напр.: 4 Цар 25. 12; Иер 52. 16). Результатом этого сопротивления стала временная приостановка строительства храма (1 Езд 4. 24).

http://pravenc.ru/text/293912.html

8:21–23. Опасность ограбления в пути. Поскольку группа Ездры следовала без сопровождения войск (ср.: воинское сопровождение в Неем. 2:9 ), на пути их могли подстерегать серьезные опасности. На западе Персидской империи зрели политические силы, готовые развязать войну. Кроме того, невооруженный отряд, перевозивший большое количество золота и серебра, подвергался реальной угрозе нападения со стороны разбойников. 8:26,27. Количественная оценка даров. Взвешивая и учитывая приношения персидского царя, Ездра выполняет одну из задач своей миссии. Шестьсот пятьдесят талантов серебра эквивалентны 24,5 тонны, а 100 талантов серебряных изделий и 100 талантов золота составляют примерно по 3,75 тонны. Вес 20 золотых чаш «в тысячу драхм» (дариков) равен 19 фунтам. Хотя это очень большое количество, в него входили не только царские дары, но и приношения не возвратившихся из плена еврейских семейств. 8:13. Длительность перехода. Переход начался в апреле, но кратким путем, прямо через пустыню (ок. 500 миль), идти было невозможно из-за жары. Поэтому путешественники выбрали более длинный, северный путь: вверх по Евфрату, на запад к Дамаску, а затем в Палестину (в целом ок. 900 миль). См. коммент. к 1и 7:8. 8:35. Жертвоприношения. См. коммент. к Езд. 6об освящении второго храма. Персидский царь приказал совершить жертвоприношения по возвращении пленников в Иерусалим ( Езд. 7:17 ). Теперь Ездра выполняет его повеление. Упоминание о жертве за грех, как и в Езд. 6:17 , служит еще одним указанием на необходимость очищения каждой возвращающейся из плена группы. 8:36. Сатрапы и областеначальники. Персидская империя была разделена на двадцать одну сатрапию (их стало двадцать две после того, как Вавилон приобрел статус самостоятельной провинции). Во главе каждой сатрапии стоял губернатор, или сатрап. Однако, вследствие огромных размеров этих провинций, возникала необходимость иметь чиновников второго уровня, или peha, чтобы более эффективно собирать налоги и проводить в жизнь царские указы (см. коммент. к Езд. 5:14 ). 9:1–15 Проблема смешанных браков

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В библейских источниках, описывающих этот период, почти не содержится упоминаний о Зоровавеле после возобновления строительства храма, что позволило нек-рым ученым предполагать, что он был отстранен от управления персид. администрацией, а провинция могла в дальнейшем управляться др. представителем иудейской аристократии, персид. наместником или одним из священников Иерусалимского храма (Ibidem). Приход к власти Ксеркса I после смерти Дария сопровождался восстанием Египта, к-рое было подавлено в 484 г. Вероятно, «обвинение на жителей Иудеи и Иерусалима» (1 Езд 4. 6) имело какое-то отношение к восстанию - обвинение палестинских репатриантов в нелояльности к персид. властям становилось в таком случае особо опасным ( Davies, Finkelstein. 2007. P. 73; об исторических проблемах, связанных с этим доносом, см. в ст. Ездры первая книга ). Происходили укрепление иудейской общины и постоянное увеличение ее численности, однако отсутствие сильной центральной власти и заимствование мн. чуждых обычаев в годы плена сделали возможным несоблюдение установлений закона Моисеева; так, одной из главных проблем стало повсеместное распространение браков иудеев, в т. ч. священников и левитов, с представительницами окружающих языческих народов (1 Езд 9. 1-2). Ситуация начала меняться лишь в царствование Артаксеркса I (465/4-424/3), благодаря к-рому из Вавилона в Палестину отправилась большая группа переселенцев во главе со священником Ездрой; это произошло «в седьмой... год царя» (1 Езд 7. 8), т. е. в 458 г. Артаксеркс снабдил Ездру значительными полномочиями и финансовыми средствами и поручил ему организовать ремонт Иерусалимского храма, следить за соблюдением закона Моисеева, поставить «правителей и судей, чтоб они судили весь народ за рекою» (1 Езд 7. 25) и наставлять в законе тех, кто его не знают. Придя в Иерусалим, Ездра повел борьбу против смешения иудеев с др. народами; эта борьба закончилась его полной победой - иудеи покаялись и изгнали своих иноплеменных жен и рожденных от них детей. По просьбе народа Ездра организовал чтения «из закона Божия», к к-рым присоединялись толкования (Неем 8. 8).

http://pravenc.ru/text/293912.html

доколе не обогреет солнце. Обычно городские ворота отворялись на заре; то, что теперь они должны отворяться позже, свидетельствует об особых мерах предосторожности. 713,31 Последняя часть Ездры-Неемии повествует о воссоздании израильского общества как одной из форм восстановления «дома Божия» (ср. Чис. 12,7 ). 7–73 Видя, что Иерусалиму предстоит быть вновь заселенным, Неемия находит в родословной переписи уже прежде возвратившихся из изгнания (ст. 5–73). 7:4–5 Поскольку Иерусалим малонаселен, Неемии приходится заботиться о новом его заселении. 7 положил мне Бог мой на сердце. См. ком. к 2,8. чтобы сделать перепись. Значение этой переписи для нового заселения Иерусалима становится ясной из 11,1.2. 7:5–73 Неемия определяет, насколько тот или иной кандидат достоин пополнить собой население города, справляясь в родословной переписи о возвратившихся из изгнания (ср. Езд. 2 ). 7 родословную перепись тех, которые сначала пришли. См. ком. к Езд. 2,1–70 . Повторение перечня тех, кто вернулся в Иерусалим из Вавилона, подчеркивает преемственность поколений (см. ком. к Езд. 3,12.13 ). 713,31 В результате того, что Израиль возобновляет завет с Богом (7,73 –10,39), освящает стены города (11,1 12,47) и соблюдает предписания закона (13,1–31), возрождается сам народ завета. 710,39 Ездра и левиты читают народу закон Моисея и обучают его этому закону (7,73 8,18), благодаря чему Израиль, исповедовавшись в своих грехах (9,1–37) и присоединившись к клятве (9,38 10,39), возобновляет завет с Богом. Глава 8 8 в первый день седьмого месяца. В это время отмечался праздник Труб («день трубного звука»; Чис. 29,1–6 ). В данном случае день Трубного звука непосредственно переходил в праздник Кущей. мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать. Перечисленные здесь категории населения (см. также ст. 3) соответствуют тем, которым во Втор. 31,10–13 предписывается присутствовать при чтении закона в праздник Кущей. 8 читал из него на площади. О публичном чтении закона при заключении или возобновлении завета см. Исх. 24,7 ; Втор. 11,29 ; Нав. 8,30–35 ; 4Цар. 23,1–3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

будем строить. Замысел Неемии встретил искреннюю поддержку со стороны начальствующих в Иудее и в этом сказалось Божие благоволение (см. ком. к Езд. 1,5 ). 2:19–20 Враги Израиля высмеивают попытку восстановления городских стен, на что Неемия отвечает, что Бог «благопоспешит» строителям. 2 Санаваллат... Товия. См. ст. 10 и ком. Гешем Аравитянин. Третий, наряду с Санаваллатом и Товией (ст. 10), противник Неемии. Возможно, Гешем предводитель арабов, контролировавший территорию к югу от Иудеи. Теперь Неемия оказывается с трех сторон окруженным врагами: Санаваллат на севере, Товия на востоке и Гешем на юге (см. ком. к 4,7.8). 2 Бог Небесный. См. ком. к 1,5. благопоспешит нам. Неемия просил у Бога помощи в достижении своей цели (1,11); теперь же он выражает полную уверенность в том, что всемогущий Бог дарует Своему народу успех. вам нет части. См. ком. к Езд. 4,3 . Глава 3 3:1–32 Неемия подчеркивает, что вся совокупность народа Божиего, а не только одни великие вожди, необходима для исполнения Божественного искупительного замысла (ср. Еф. 4,16 ). 3 Елияшив. Внук Иисуса, первосвященника во дни Зоровавеля (см. ком. к Езд. 2,2 ). Овечьи ворота. Эти ворота находились на северо-восточном углу городских стен (ср. Ин. 5,2 ). Описание строительства в следующих стихах идет против часовой стрелки, до тех пор, когда снова упоминаются Овечьи ворота (ст. 32). от башни... до башни. Эти башни находились на северном отрезке стены, т.е. на участке, наименее благоприятном для обороны. 3 Ворота Рыбные. Главный въезд в город с северной стороны ( 2Пар. 33,14 ; Соф. 1,10 ), которым, вероятно, и воспользовались купцы, упоминаемые в 13,16. 3 знатнейшие из них не наклонили шеи своей. Т.е. не все сыны Израиля откликнулись на творимое Богом через Неемию. 3 Старые ворота. Они располагались на северо-западном углу городских стен. 3 стены широкой. Эта стена была расположена с западной стороны города. 3 против дома своего. Иедаия, как и все прочие строители, работал на участке стены, ближайшем к своему дому.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1 искупил. Ср. Исх. 32,11 ; Мих. 6,4 . 1 любящих благоговеть. Иначе: «бояться», «испытывать страх», что означает знать Его ( Притч. 9,10 ), доверяться ( Пс. 33,11.12 ) и повиноваться Ему ( Притч. 8,13 ). человека сего. Артаксеркса I. виночерпием. В обязанности занимающего эту должность придворного входило отбирать вина для царского стола (2,1) и предупреждать возможные попытки отравления. Близость виночерпия к царю придавала ему вес и влиятельность при дворе. Глава 2 2 В месяце Нисане, в двадцатый год. Это соответствует марту-апрелю 445 г. до Р.Х., т.е. с тех пор, как Неемия получил известие о положении дел в Иерусалиме, прошло четыре месяца. Как раз в это время в Персии праздновали Новый год; см. ком. к 1,11. царя Артаксеркса. См. ком. к Езд. 4,7 . Персидские цари эпохи восстановления, 559–404 гг. до Р.Х.(Книга Неемии 2,1). 2 сильно испугался. Неемия, вероятно, боялся царского гнева ( Притч. 16,14 ), который мог на него обрушиться из-за неподобающей празднику печали или из-за того, что он сейчас попросит царя изменить принятое прежде решение ( Езд. 4,21 ); с другой стороны, он мог опасаться получить отказ на восстановление Иерусалима. 2 чтоб я обстроил его. Восстановление города как восстановление «дома Божия» (ср. Чис. 12,7 ) главная тема повествования Ездры Неемии (см. Введение: Характерные особенности и темы). 2 сколько времени... я назначил время. Представляется сомнительным, чтобы Неемия назначил срок в двенадцать лет (именно столько времени он отсутствовал, см. 5,14), однако, по всей вероятности, он с самого начала просил о большем, нежели о короткой отлучке, поскольку в таком случае он не стал бы заботиться о возведении ворот для дома, где ему предстояло жить (2,8). 2 И сказал я. Неемия обращается к царю с просьбами. письма. Письменное слово могучая сила, используемая Богом в целях исполнения своего искупительного замысла. 2 дерев для ворот. Неемия задумал строительство крепости, городских стен, дворца правителя. благодеющая рука Бога. Обращаясь с просьбой к царю, Неемия действует по своей инициативе, но в том, что ему сопутствует успех, он видит действие Божией суверенной благой воли ( Езд. 7,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010