Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ III Патриарх Александрийский (не ранее 1391/92 - не позднее 1396). О личности Н. и об обстоятельствах его правления практически ничего не известно. Т. н. Дионисиевский каталог - список Александрийских патриархов, составленный в сер. XIX в., относит начало Патриаршества Н. к 1389 г. и исчисляет его срок 9 годами ( Порфирий (Успенский). Алекс. Патриархия. С. 8). Позднейшие ученые (В. Грюмель, Ж. Насралла) принимали эти даты, признавая, впрочем, их условность. Колофон одной из греч. рукописей Екатерины великомученицы монастыря на Синае (Sinait. gr. 669; см.: Gardthausen V. Catalogus codicum graecorum sinaiticorum. Oxonii, 1886. P. 153), в котором содержится последнее упоминание о предшественнике Н. Марке IV, относящееся к 6900 г. от Сотворения мира (1391/92 г. по Р. Х.), позволяет скорректировать датировку начала Патриаршества Н. Известен греко-араб. Евхологий XIV в. с включенным в него для поминовения именем Александрийского патриарха Николая - видимо, речь идет именно о Н. ( Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 328). В отличие от глав ближневост. Церквей кон. XIII - 3-й четв. XIV в., подолгу живших в К-поле, Н., вступив на Патриарший престол, по всей видимости, оставался в Египте, что отражает заметное ослабление связей между Византией и правосл. Востоком, начавшееся в это время. Сохранилось послание К-польского патриарха Антония IV от 3 янв. 1397 г. к его Иерусалимскому собрату Дорофею I , в к-ром Антоний сообщает о дошедшем до него известии о кончине Александрийского патриарха (т. е. Н.) и просит Дорофея прояснить вопрос об избрании нового предстоятеля Александрийской Церкви (RegPatr, N 3036). Т. о., окончание Патриаршества Н. можно достаточно уверенно отнести к 1396 г. Лит.: Grumel. Chronologie. P. 444; Wirth P. Zur Chronologie der Melchitenpatriarchen Markos IV. und Nikolaos III. von Alexandreia//OS. 1962. Bd. 11. S. 193-195; Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 2. P. 58; PLP, N 20518; Pahlitzsch J. Networks of Greek Orthodox Monks and Clerics between Byzantium and Mamluk Syria and Egypt//Everything is on the Move: The Mamluk Empire as a Node in (Trans-)Regional Networks/Ed. S. Conermann. Bonn, 2014. P. 127-144. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/2566044.html

Нижний Новгород. Часовня Воздвижения Креста Господня Крестовоздвиженского монастыря. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Часовня женского Крестовоздвиженского монастыря " близ Кунавинской слободы " была одной из двух, принадлежавших этому монастырю. Она находилась на очень оживленном месте - здесь тогда начиналось Московское шоссе. На рисунке Д. Я. Быстрицкого (см. в каталоге - Е. Х. ) слева - Канавино, вдалеке видна Владимирская церковь, сама же территория Макарьевской ярмарки простиралась направо. Часовня девичьего монастыря, располагавшаяся вблизи ярмарки, была каменной, в византийском стиле, а другая, деревянная, примыкала к ограде Казанского кладбища рядом с самим монастырем в верхней части Нижнего Новгорода. Часовня в Канавине была выстроена рядом с ярмаркой для сбора средств на содержание монастыря. Н. И. Храмцовский в своих " Очерках истории и описании Нижнего Новгорода " 1857 г. поясняет: " В пристроенной к ней келье живут две сестры Крестовоздвиженского монастыря для сбора от усердствующих подаяния " . Кроме того, монастырь регулярно посылал на ярмарку монахинь для сбора пожертвований, стараясь, по возможности, выбирать для поднятия сборов в период разгара ярмарочных торгов наиболее привлекательных сестер. Проект часовни, разработанный архитектором Брюловым, был утвержден в 1848 г., закончена же она была только в 1855 г. Н. И. Храмцовский считал, что часовня Крестовоздвиженского монастыря " по наружному изяществу своему есть красивейшая из всех часовен нижегородских " . Часовня до настоящего времени не сохранилась. Дмитриевская Г.А., Рябов А.Н. Живописный Нижний Новгород. Первый опыт иконографии. Нижний Новгород, Саранск, 2005, с. 86. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=39700

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕГЛОН предыдущая статья следующая статья печать библиотека 18 , С. 30 опубликовано: 22 мая 2013г. ЕГЛОН [греч. Αϒλων], прп. (пам. визант. 16, 17 авг.). Время и место жизни неизвестны. В визант. синаксарях назван отшельником. В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) он упоминается под 17 авг., в Типиконе Великой ц. IX-X вв. и в большинстве визант. календарей - под 16 авг. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 106; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 376). Память Е. вошла в греч. стишные синаксари, затем в переведенный в XIV в. юж. славянами стишной Пролог и затем в ВМЧ. Однако сведения о Е. не были включены в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и не содержатся в совр. календарях Греческих Церквей и РПЦ. Ист.: SynCP. Col. 896, 903-905. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 248-249; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 17. Рубрики: Византийские святые Ключевые слова: Преподобные Греческих Православных Церквей Святые византийские Еглон, преподобный (пам. визант. 16, 17 авг.) См.также: ВЛАСИЙ (ок. 830 - 910/911/912), прп. Аморийский (пам. греч. 20 дек., 18 февр., 31 марта) ГЕОРГИЙ МАЛЕИН (V-VI вв.), прп., Пелопоннесский (пам. 4 апр.) ГЕРАСИМ ИОРДАНСКИЙ († 475), прп. (пам. 4 марта, пам. визант. 20 марта) ГЕРМАН († 899), основатель мон-ря Косиница (Греция), прп. (пам. визант. 12 мая) ДОМЕТИЙ прп. (пам. греч. 26 янв.) ЕВВИОТ прп. Студийский (пам. визант. 16 сент.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/189521.html

Так, в списке Типикона Великой ц. Patm. 266 (IX-X вв.) на предпразднство Рождества Христова (23 дек.) указан Е. «Вифлееме, благоукрасися» на подобен «Небо звездами», без указания гласа (Fol. 61), на сам праздник - Е. «Посетил ны есть с вышних Спас наш» (Fol. 64v-65) ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 34, 36). В Святогробском Типиконе по списку Hieros. S. Crucis. 43 (1122 г.), отражающем иерусалимские обычаи ок. X в., смешанные с различными заимствованиями из к-польской практики, Е. ежедневно поются на утрене; они сопровождаются указанием подобна или замечанием «самогласен», иногда с указанием гласа (см.: Παπαδπουλο-Κεραμες. Ανλεκτα. Σ. 14, 38, 141, 196). В качестве мелодической модели подобна здесь часто указывается 1-й воскресный Е., что позволило М. Н. Скабаллановичу предположить существование одного напева для всех 11 гимнов (см.: Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 298). Состав Е. на дни Страстной седмицы более разнообразен по сравнению с содержащимся в принятой ныне редакции Триоди - каждый из дней имеет собственные Е. (ср.: Дмитриевский А. А. Богослужение Страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X в. Каз., 1894. С. 10, 36, 38, 56, 71, 87, 143, 166, 186, 198, 202, 206, 208, 212, 214). В Синайском Канонаре IX-X вв. (Sinait. gr. 150), описывающем богослужение согласно Типикону Великой ц. с элементами палестинского монашеского богослужения, для пасхальной утрени упоминается канон, но Е. не указан ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 173); в последовании песненной утрени, согласно рукописи Sinait. 973, 1153 г., гимнографический канон, напротив, не упоминается, но перед Пс 50 указано петь кондак, а Е. занимает место после библейских песней, малой ектении и молитвы, затем следуют хвалитные псалмы со стихирами, великое славословие, воскресный тропарь и Евангелие (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 89; Арранц. 1979. С. 104-105, 116). Об окончательном проникновении Е. не только в монастырскую, но и в кафедральную визант. традицию свидетельствует свт. Симеон Фессалоникийский, к-рый в описании песненной утрени не упоминает канон и Е., но ниже пишет: «Прежде на песненной утрени не пели их (канонов.- С.

http://pravenc.ru/text/189659.html

Работа М. была 1-м в мировой науке исследованием, посвященным комплексному изучению истории богослужебных уставов. Офиц. рецензент книги проф. МДА Лебедев отмечал, что «со стороны обработки материалов и знакомства с источниками труд автора нужно ставить высоко», «эрудиция автора есть черта, самая выдающаяся в сочинении» (РГБ НИОР. Ф. 172. К. 30. Ед. хр. 13. Л. 15 об.). О книге М. посчитал нужным высказаться в печати и А. А. Дмитриевский, причем дважды: сразу после выхода монографии в 1885 г., когда сделал краткий ее обзор, и спустя 3 года в связи с ее представлением к Макариевской премии. В своем не всегда справедливом отзыве Дмитриевский отметил, что книга М. «не дает нам систематически последовательной истории нашего церковного устава...- это добросовестно составленная библиография» ( Дмитриевский. 1888. С. 575); тем не менее рецензент признал, что это исследование должно стать «настольной книгой для всякого, занимающегося литургикой», и счел возможным присудить автору монографии половину премии митр. Макария (Там же. С. 576). Неск. годами ранее были опубликованы статьи, посвященные песненному последованию (О песненном последовании. 1880). В 1-й статье М. на основании сочинения блж. Симеона Солунского «О молитве» и изданных Ж. Гоаром молитв песненной вечерни, утрени и др. служб рассматривает общий строй богослужения, а во 2-й анализирует отдельные службы, совершаемые по этому уставу. Поскольку М. писал работу задолго до издания Дмитриевским и Х. Матеосом Типикона Великой ц., его некоторые выводы могут быть скорректированы. Темы истории рус. богослужения в переходный период М. касался в исследовании о митр. Киприане и его литургических трудах (1882). В работе автор детально рассматривает сохранившиеся богослужебные книги свт. Киприана (Требник, Служебник, Псалтирь) и приписываемые ему сочинения; на основании этого корпуса М. восстанавливает образ богослужения XIV в. В приложениях к исследованию автор публикует документы по истории богослужения во времена свт. Киприана. Дмитриевский в первые годы своей преподавательской деятельности читал студентам КазДА историю русского богослужения, активно используя наработки М. (подробнее см.: Акишин, Щепеткин. 2016).

http://pravenc.ru/text/2561854.html

Ист.: SynCP. Col. 199-201; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 53-54; ЖСв. Нояб. С. 135-142. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 457; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 213; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 2. С. 80-83. О. Н. А. Гимнография Память М. м. указана в Типиконе Великой церкви , отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., под 7 нояб.; на Пс 50 назначается тропарь 1-го гласа Τς λγηδνας τν γων (    ); на литургии - прокимен Пс 67. 36, Апостол - Евр 12. 1-10, аллилуиарий Пс 33. 18, Евангелие - Мф 20. 1-16, причастен Пс 32. 1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 92). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М. м. не упоминаются. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., относящемуся к малоазийской редакции Студийского устава, память М. м. совершается 7 нояб.; богослужебное последование состоит из канона авторства Феофана Начертанного 2-го гласа, 4 стихир и седальна ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 308). В Мессинском Типиконе 1131 г. южноиталийской редакции Студийского устава память М. м. также отмечена под 7 нояб.: совершается рядовая служба без к.-л. особенностей (см.: Arranz. Typicon. P. 50). В древнейших сохранившихся греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава (напр., см.: Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33), Типикон серб. архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. Л. 56б)) память М. м. помещена под 7 нояб. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. под 7 нояб. излагается устав соединения службы М. м. со службой в честь прп. Лазаря Галисийского и с рядовой службой Октоиха; М. м. назначается отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ). Такие же указания содержатся под 7 нояб. в московском первопечатном Типиконе 1610 г. и последующих (в т. ч. в современном); М. м. также поется кондак 8-го гласа       Последование М. м., содержащееся в совр. рус. и греч. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ); кондак 8-го гласа      (Минея (МП). Нояб. Т. 1. С. 189; ср.: Амфилохий. Кондакарий. С. 239); канон авторства Иоанна Монаха с акростихом Δξα κροτεσθω Χριστς τν Μαρτρων (Слава пусть возгремит Христос мучеников) 2-го гласа, ирмос: Δετε, λαο (    ), нач.: Δετε, πιστοπαντες (Приидите, верные все) (Μηναον. Νοεμβρος. Σ. 74-84); канон, составленный Иосифом Песнописцем , c акростихом           8-го гласа, ирмос:           нач.:        (Минея (МП). Нояб. Т. 1. С. 183-192; греч. оригинал этого канона известен по рукописям - см.: Ταμεον. Σ. 80); цикл стихир-подобнов; седален, светилен (разные в греч. и рус. Минеях).

http://pravenc.ru/text/2562904.html

Тексты иерусалимского Евхология изданы лишь частично. Важнейший из этих текстов - формуляр литургии апостола Иакова . Эта литургия была основной евхаристической службой в Иерусалиме; в будние дни Великого поста она могла заменяться иерусалимской версией литургии Преждеосвященных Даров, также носившей имя ап. Иакова (его именем, как 1-го епископа Иерусалимской Церкви, освящались наиболее важные и авторитетные тексты И. б.). Критическое издание греч. текста полной литургии ап. Иакова (без учета новых синайских находок) осуществил Б. Ш. Мерсье ( Mercier. 1946), того же текста на материале новых синайских находок - А. Казамиас ( Καζαμας. 2006); груз. перевода полной и Преждеосвященной литургий ап. Иакова (без учета новых синайских находок) - М. Тархнишвили ( Tarchnischvili. 1950; греч. тексты Преждеосвященной литургии ап. Иакова сохр. лишь фрагментарно и были изданы А. А. Дмитриевским ( Дмитриевский. 1894); существует также неудачная (сделана без использования груз. источников) реконструкция целостного греч. текста этой литургии, выполненная И. Фундулисом). В наст. время С. Верхельст готовит издание нового критического текста груз. версии литургии ап. Иакова с учетом новых синайских находок. Проч. тексты иерусалимского Евхология систематически не исследовались; они сохранились либо в груз. переводе (см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники; в наст. время Э. Кочламазашвили изучает эту группу источников, учитывая новые синайские находки), либо в составе периферийных редакций Евхология визант. обряда, где к-польская основа дополнена элементами, в т. ч. палестинского происхождения (мн. тексты изданы А. А. Дмитриевским: Дмитриевский. Описание. Т. 2), либо в виде грекоязычных фрагментов иерусалимского Евхология среди новых синайских находок (в наст. время С. Фрейсховом и свящ. М. Желтовым проводится их исследование). Иерусалимский Тропологий сохранился полностью в груз. переводе, где он получил название Иадгари (изд.: Метревели. Иадгари). Тексты Древнего Иадгари содержат песнопения кафедрального И. б. IV-VII вв. На основе этой гимнографической традиции в VII-VIII вв. сформировалась новая монастырская традиция, связываемая с именами таких палестинских авторов, как преподобные Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин, и отраженная сначала в Тропологии нового типа (груз. Новый Иадгари), а затем и в ставшими со временем общепринятыми в правосл. мире Триоди, Минее и Октоихе. После VII в. эта традиция вытеснила старую. Греч. оригинал известен лишь для отдельных песнопений Древнего Иадгари, но их общее значение для истории правосл. гимнографии невозможно переоценить (см. франц. переводы песнопений воскресного и триодного циклов Древнего Иадгари и комментарии к ним в книгах: Renoux. 2000; Idem. 2008; подробнее см. ст. Иадгари ).

http://pravenc.ru/text/Иерусалимское ...

Богослужебная реформа патриарха свт. Евфимия Тырновского оказала значительное влияние на литургическую традицию Сербской Церкви, где вскоре был принят новый болг. перевод И. у. и, вероятно, связанный с ним корпус богослужебных книг. Перевод И. у. на церковнослав. язык рус. извода был осуществлен на Руси во 2-й пол. XIV в. независимо от южнослав. переводов и связан, вероятно, с деятельностью свт. Алексия, митр. Московского. Греч. оригинал перевода, подобно оригиналам первых болг. и серб. переводов, принадлежал к «базовой» редакции И. у. Заметного распространения этот перевод не получил. В 1401 г. в К-поле была составлена новая рус. редакция И. у., созданная с использованием 2-го болг. перевода устава. В XV в. она распространилась (под названием «Око церковное») в Русской Церкви и стала основой всех последующих рус. редакций И. у. Первое греч. издание И. у. было напечатано в Венеции в 1545 г., одно из последних - там же в 1771 г. (в наст. время в греч. традиции И. у. в полном объеме используется лишь на Афоне и в мон-рях со строгим уставом, тогда как в проч. мон-рях, в соборах и на приходах порядок совершения служб по сравнению с регламентацией И. у. значительно изменен - см. ст. Виолакиса Типикон ). В России церковнослав. перевод И. у. был впервые издан в 1610 г. в Москве Онисимом Радишевским. В XVII в. печатный текст перевода И. у. неоднократно редактировался. До наст. времени без существенных изменений перепечатывается текст московского издания 1695 г., который используется в РПЦ в качестве общепринятого богослужебного устава. См. также ст. Уставы церковные и монастырские . Лит.: Мансветов И. Д. Как у нас правились Типик и Минеи: Мат-лы для истории книжной справы в XVII ст.//ПрТСО. 1884. Ч. 33. С. 272-320 (Отд. отт.: М., 1884); он же. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греч. и Рус. Церкви. М., 1885; Дмитриевский А. А. Отзыв о соч. проф. И. Мансветова «Церковный устав...»//ХЧ. 1888. 9/10. С. 480-576; Дмитриевский. Описание. Т. 3; Пентковский А. М. Иерусалимский типикон в К-поле в Палеологовский период//ЖМП. 2003. 5. С. 77-87; он же. Иерусалимский устав и его слав. переводы в XIV ст.//Преводите през XIV столетие на Балканите. София, 2004. С. 153-158.

http://pravenc.ru/text/Иерусалимский ...

В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. T. 1. C. 391-392) 15 янв. помещен подробный устав соединения службы И. К. с последованием Октоиха и со службой прп. Павлу Фивейскому; служба совершается с пением на утрене «Бог Господь», указан отпустительный тропарь И. К. Εν σο, πτερ, κριβς διεσθη (          ), поется канон И. К. 2-го гласа, по 3-й песни - седален И. К., по 6-й - кондак И. К.; И. К. назначаются 4 стихиры-подобна и самогласен; на литургии поются тропарь И. К., прокимен Пс 149. 5 со стихом, аллилуиарий Пс 111. 1, Апостол и Евангелие - дня, причастен Пс 111. 6. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 107-108) последование И. К. включает: отпустительный тропарь И. К. 4-го гласа Εκ βρφους τν Κριον πιποθσας θερμς (С младенчества Господа горячо возжелав...), кондак, канон, цикл стихир-подобнов и самогласен, седален; на литургии указания те же, что и в Евергетидском Типиконе. В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 251) память И. К. также отмечается 15 янв.; важные особенности, касающиеся последования И. К., не указаны. В богослужебных книгах Иерусалимского устава , начиная с древнейших рукописных памятников (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 38) и до совр. печатных изданий, память И. К. отмечается 15 янв. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) последования И. К. и Павла Фивейского соединяются со службой Октоиха; служба совершается с пением на утрене «Бог Господь» и тропарям (указан тот же отпустительный тропарь И. К., что и в Мессинском Типиконе); И. К. также назначаются канон 2-го гласа, цикл стихир-подобнов и самогласен. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 15 янв. отмечено знаком шестеричной службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); последование И. К. также соединяется со службами Павлу Фивейскому и Октоиха; святым назначается общий отпустительный тропарь 4-го гласа      указаны посвященные И. К. кондак 3-го гласа           канон, цикл стихир-подобнов и самогласен, седален, светилен. В московском издании Типикона 1633 г. И. К. назначается иной кондак 2-го гласа         В исправленном издании Типикона 1682 г. И. К. также назначается др. кондак 2-го гласа        

http://pravenc.ru/text/471337.html

В кон. дек. 1897 г. К. запланировал и получил разрешение университета на командировку в Европу и на христ. Восток. Перед командировкой по совету докторов К. прошел курс лечения на минеральных водах в Кисловодске и утром 6 сент. 1898 г. на пароходе «Николай II» отправился в Стамбул. На пароходе К. почувствовал недомогание и сразу по прибытии, 7 сент., вместе с монахами отправился на подворье Свято-Пантелеимонова мон-ря. На следующий день Успенский вызвал доктора, к-рый обнаружил у К. воспаление левого легкого. В последующие дни состояние К. ухудшалось и через 3 дня он скончался (НАРТ. Ф. 10. Д. 1103. Л. 42-42 об.). В воскресенье 13 сент. состоялось отпевание, к-рое совершил настоятель рус. посольской ц. во имя свт. Николая Чудотворца архим. Борис (Плотников) (Поминка по Н. Ф. Красносельцеве. Од., 1899. С. V-IX). Погребен К. на греч. православном кладбище в р-не Стамбула Шишли. Первоначально на могиле К. поставили черный железный крест, но 30 авг. 1901 г. стараниями учеников и почитателей К. был установлен мраморный памятник на гранитном основании (см.: Дмитриевский. На памятник проф. Н. Ф. Красносельцеву. 1899. С. 792; Орлов. 1903. С. 2-3). Научные труды К.- основатель школы рус. литургики, продолжателями которой были его ученики. Все лит. наследие К. можно разделить на 3 неравные группы сочинений: 1) по церковной археологии; 2) по истории богослужения; 3) исторические и историко-литературные (о содержании работ К. писали Дмитриевский, Алмазов и Бердников). Широкий спектр исследований объясняется тем, что К. пришлось трижды «менять» свою специализацию, тем не менее он плодотворно занимался церковной археологией, литургикой и историей Церкви. В качестве вдумчивого и талантливого исследователя К. заявил о себе в магистерской диссертации, посвященной вопросам истории и организации зап. миссий среди татар. населения. На материале источников К. дает характеристику средневек. зап. миссиям и в новое время. Работу высоко оценило академическое начальство, и она была напечатана за казенный счет (см.: НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Ед. хр. 6464).

http://pravenc.ru/text/2458953.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010