Св. Климент, папа Римский Подлинное сочинение Первое послание к Коринфянам CPG 1001. TLG 1271/1 Издания Clement de Rome. Epître aux Corinthiens/Intr., texte, trad., notes et index par A.Jaubert. Paris, 1971 (SC 167). Clemente Romano. Carta a Corintios, Homilía anónima (secunda dementis)/Ed. J.J. Ayán Calvo. Madrid: Giudad Nueva (Fuentes patrísticas 4), 1994. Clemens von Rom. Epistola ad Corinthios/Brief an die Korinther. Griechisch-Lateinisch-Deutsch. Übers. und eingeleitet v. G.Schneider. Freib. i. Br.: Herder, 1994 (Fontes Christiani 15). 276 S. (превосходное изд. с подробными комментариями, библ. и указателями). Задвориый В. История Римских Пап. Т. 1. От св. Петра до св. Симплиция. М.: Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского в Москве, 1995. (1 Послание к Кор.: паралл. греч. текст по изд. 1876 г. [sic!] и рус. пер. Преобр. [с лакуной!] на с. 20–71). Переводы Неполные (без гл. 57, 6 – 63) И.И. Дмитриевского: Иже во святых отца нашего Климента папы римского к коринфянам послание первое с греческого на славенский язык переведенное, 1780 года Иваном Дмитриевским . М.: Унив. тип. у Н.Новикова, 1781. 80 с. о. Герасима Павского (по указанию Барсова в ХЧ 1880, с. 684, примеч. См. у Kern 1957): ХЧ 1824, ч. 14, 238–296 (по изд. 1765 г.). П.А. Преображенского: ПМА1, 101–158. Переизд.: ПМА2; Брюсс. Антол., 42–79 и Настоя, кн., 766–791. Имеется также рукописный анонимный перевод XVIII в. в Б-ке СПб. Духовной академии, старый 44 (Kern 1957, 27). Перевод лакуны по Иерусалимской рукописи (гл. 57, 6–63) Приселков Ал-р. Обозрение Посланий св. Климента, еп. Римского, к Коринфянам. Вып. 1. Обозрение Первого послания. СПб., 1888, 135 с., 2 илл. (с. 43–51, 53–56 перевод лакуны, греч. текст с парал. рус. переводом по нескольким изданиям). Ср. библиогр. заметку Н.Барсова в ХЧ 1888, ч. 1, 525–532. Полный перевод [Анонимный по изд. SC]: ЖМП 1974, 10, 64–80 (перев. нас. 65–79). Исследования Святый Климент, Епископ Римский. Патрологический опыт. Сочинение П.С. СПб., 1852, 31 с. Рец. (положит.) П.Б. в ЖМНП 1852, апр., ч. 74, отд. 6, 1–3. Отрицат. отзыв Приселкова.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Среди памятников нашей седой старины три митры преданием выносятся в XI-XII века: одна 2 находится в Новоторжском Борисоглебском тверской епархии монастыре и считается, принадлежащею преподобному Ефрему, архимандриту и основателю сего монастыря (§ 1053), а две другие составляют принадлежность ризницы новгородского Софийского собора (бывшие на выставке Новгородского XV Археологического Съезда см. табл. X, 1 и 3), из коих одна якобы была на святителе новгородском Никите в гробе с 1108–1558 г., а другая считается даже за «велико-княжескую» шапку 3 . Но все эти фактические данные малоубедительны, и на них строить какие-либо выводы довольно трудно. Во-первых, о митре пр. Ефрема, архимандрита Борисоглебского Новоторжского монастыря, прямо можно утверждать, что она позднейшего происхождения (чему не противоречат и самые общие описания её), потому что архимандриты на православном Востоке доселе не носят митр, а у нас в России некоторых наиболее почитаемых монастырей архимандритов стали награждать митрами лишь с XVI столетия 4 . Во-вторых, митра новгородская, в виде синей гродетуровой шапочки, опушенной горностаевым мехом, ныне совершенно изъеденным молью, с вышитыми золотом по синему полю небольшими крестами и двумя херувимами и серафимами с надписями: «херовим», «серафим», и якобы лежавшая на голове святителя Никиты с 1108 по 1558 г., т.е. до времени открытия его мощей, не может быть относима к XII в. В год открытия мощей святителя Никиты в его гробу найден, между прочим, и находящейся на той же выставке посох из трех жимлостных палочек, с тремя резными яблоками и резными же на моржовой кости, которою украшены его поперечина и верхняя часть, изображения многих святых и в числе их святителя московского Петра, ростовского Леонтия и пр. Сергия Родонежского 5 . Ясно, следовательно, относить эту принадлежность епископского сана, странным образом попавшую в гробницу, ко времени погребения святителя Никиты мы не можем. Правильнее считать этот посох памятником XV-XVI в. и плодом усердия или архиепископа новгородского Евфимия II (1429–1458), или даже архиепископа (впоследствии митрополита московского) Макария (1526–1540) 6 . К этому приблизительно времени следует относить и занимающую нас митру, чему не противоречат ни форма её в виде шапочки, ни существующая на ней надписи. Что же касается другой шапки, которую считают «шапкою древнею великокняжескою или архиерейскою новгородскою», то она весьма мало имеет общего с указанными выше шапочками-митрами. Эта вторая новгородская шапка – деревянная, круглой формы, обложена алым атласом, с вышитыми на нем золотом и серебром шелками Деисусом, с двумя ангелами и херувимами, опушена горностаевым мехом внизу и венчается деревянным позолоченным крестом в деревянном круге 7 . По всем признакам это памятник XVII столетия и в число митр архиерейских отнесен по недоразумению.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Ярославль. Церковь Похвалы Божией Матери (Дмитриевского прихода). Похвальская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Дмитриевский приход. Теплый храм прихода с престолом в честь Похвалы Богоматери занимает северную половину церковного участка. Северный фасад храма расположен почти параллельно по отношению к проходящей рядом улице Большой Октябрьской (бывшей Большой Рождественской). Церковь Похвалы Богоматери возведена на фундаменте из дикого камня, а стены из красного кирпича (30х15х8 см) на известковом растворе. В своем нынешнем виде церковь состоит из четверика с декоративным деревянным куполом, полукруглой апсиды и обширной трапезной под двускатной кровлей, равной по ширине четверику. К западной стороне последней примыкает притвор, состоящий из двух помещений, с большим дверным проемом по оси здания. Западный торец здания прикрывает тосканский восьмиколонный портик с фронтоном, разорванным в центре полукруглой аркой и круглым окном над дверью. Четырехколонные, с фронтонами портики располагаются также вдоль южного и северного фасадов четверика. Притвор и трапезная перекрыты коробовыми сводами, четверик - более поздним коробовым сводом с распалубками над полукруглыми окнами. Опорой для сводов служат боковые стены. В четверике между помещениями трапезной и апсиды перекинуты подпружные арки. Апсида перкрыта конхой, имеющей первоначальное происхождение. Над куполом храма возвышается стройная, изысканная по рисунку и пропорциям главка. Освещается интерьер Похвальской церкви через окна, расположенные по периметру здания. Наряду со вспышками золота, белыми и зелеными цветами колористика фасадов храма включает в себя также участки исполненные желтой охрой. Благословенная грамота митрополита Ионы на построение теплой кирпичной церкви Похвалы Богоматери датируется 1677 г.: " В нынешнем в 1677-м году марта 17 били нам челом ты поп Аникей с прихожаны своими, а в челобитной вашей написано: обещались де вы у себя построить теплую каменную трапезу во имя пречистыя Богородицы честного и славного Ея Похвалы на новом благопотребном месте, где будет годно; и нам бы вас пожаловать ... и как к тебе ся наша грамота придет и ты б поп, по нашему благословению и по сей нашей грамоте тое новую каменную теплую церковь велел сваи и бутовой камень и известь и кирпич готовить " ...

http://sobory.ru/article/?object=00586

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Рукоположенный иерей с Залогом в руках Согласно совр. правосл. изданиям богослужебных книг, вручение З. происходит после освящения Даров: в совр. рус. традиции - перед словами эпиклезы       в совр. греч. традиции - после окончания эпиклезы и 1-й ч. intercessio, перед возгласом Εν πρτοις μνσθητι, Κριε (        ) (см.: Θουντολης. 1977. Σ. 21). Архиерей вручает З. (обычно он сразу полагается на отдельный дискос и подается уже на нем) ставленнику, говоря:                                                               (Чиновник. Кн. 1. С. 97-98; в греч. традиции текст неск. отличается, см.: Дмитриевский. 1904. С. 103; Τρεμπλας. Μικρν Εχολϒιον. Τ. 1. Σ. 235). Получив З., новорукоположенный священник держит его в руках до возгласа     когда З. вновь ставится вместе с остальным освященным Хлебом на главный дискос. Согласно первоначальной византийской практике, отраженной в ряде древних рукописей чинов хиротоний (в т. ч. в их древнейшем слав. переводе; см.: Желтов. 2005. С. 150, 155), З. вручался ставленнику не после, а до освящения Даров; тем самым смысл вручения З. состоял в том, что новорукоположенному священнику сразу после его хиротонии доверялось освятить хлеб Евхаристии, хотя и не в качестве предстоятеля (его место занимал рукополагающий епископ), а в качестве сослужащего, чтобы сразу явить главное содержание полученного во время рукоположения священнического служения. Такой порядок полностью соответствовал порядку чинов хиротоний в др. церковные и священные степени: чтецу после хиротесии вручался Апостол, и он читал из него зачало; певцу - Псалтирь, и он пел по ней прокимен; диакону после хиротонии - Св. Чаша, и он причащал из нее народ Св. Кровью (впосл. эта практика была отменена в связи с повсеместным распространением практики причащать мирян с помощью лжицы, одновременно Св. Телом и Св. Кровью); наконец, епископ после хиротонии вставал на место предстоятеля (в современной практике новорукоположенный епископ не занимает место предстоятеля, но по-прежнему произносит возглас, который некогда был 1-м возгласом предстоятеля на литургии,     перед Апостолом). Вручавшийся новорукоположенному неосвященный хлеб представлял собой отдельный Агнец (в Византии долго сохр. практика совершения литургии по мере необходимости на мн. Агнцах и Чашах; см.: Taft. Great Entrance. P. 208); архиерей подавал его новорукоположенному в молчании (см.: Θουντολης. 1977. Σ. 22), и тот читал над ним одновременно с архиереем всю анафору .

http://pravenc.ru/text/182537.html

В.В. Виноградов Притоманный, доконный Притоманный, доконный. Б. В.  Томашевский в своей книге «Пушкин. Современные проблемы историко-литературного изучения» намекал на возможность связывать «Письмо Калиника Чупрынского» с участием и именем Пушкина, ссылаясь на то, что здесь «между прочим, цитируется «La Guzla» Мериме как раз на тех страницах, которые позже Пушкин целиком перепечатал при «Песнях Западных славян». Но в стиле этого письма есть такие речевые особенности и приметы, которые едва ли можно отнести к Пушкину. Прежде всего следует упомянуть о диалектном слове притоманный, которое неизвестно в языке Пушкина и которое в ту эпоху связывалось главным образом с украинским языком, хотя оно свойственно и говорам южновеликорусской области и даже некоторым диалектам северновеликорусского наречия. В «Словарях Академии Российской» (1789–1794 гг. и 1802–1822 гг.) слова притоманный нет. М.  Макаров в 1820 году среди областных народных слов, «уже совершенно забытых хожденьем и употребительных языком русским, поместил некоторые слова разных уездов Рязанской губернии» (см.: Труды общества любителей российской словесности, 1820, ч. 20, с. 12–26. Краткая записка о некоторых простонародных словах Рязанского, Пронского, Скопинского, Михайловского, Ряжского и Спасского уездов Рязанской губернии, с объяснением их значения). В числе этих слов оказались некоторые слова, затем канонизированные Гоголем, например, байбак, телепень. Здесь же: «притоманно– будто бы правда, точно так, или лучше: почти так, почти правда» (там же, с. 19). Д. Дмитриевский в том же томе «Трудов Общества любителей росс. словесности» отметил слово притоманно в значении: «досконально, верно, точно так» – среди «простонародных наречий, употребляемых в разных округах Владимирской губернии» (там же, с. 204). В новой серии этих «Трудов» – «Сочинения в прозе и стихах» (1822, ч. 1) Николай Суровцев, учитель Вологодской гимназии, включил слово притоманный в значении «собственный», «свой» в «список слов особливых Вологодской губернии» (там же, 1822, ч. 1, с. 275).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Рецензия на книгу архим. Гавриила «Руководство по литургике о православном богослужении применительно к программе для духовных семинарий Источник Книга, заглавие которой выписано нами, содержит в себе только первую часть Литургики и одну главу из второй, а между тем она обнимает собою до 35 печатных листов. Если по­чтенный автор продолжить свой труд, то, можно думать, что и вторая часть его книги будет не меньшого объема. Уж самый объем составленной и изданной о. Гавриилом книги ни в каком случае не дает права смотреть на нее, как на учебник по Литургике, а потому мы должны судить о ней, как о руководстве – пособии по Литургике. Да и сам автор называет свою книгу «руководством». Смотря на книгу о. Гавриила, как на предназначенную в руководство к изучению Литургики, мы должны сказать, что она отличается обилием литургического материала. Видно, что автор не пожалел ни времени, ни труда на извлечение и собрание этого материала из разных источников и пособий, перечисленным им во «введении» к своей книге. По обилию и богатству литургического материала его книга далеко оставляет позади себя изданные и существующие у нас учебные руководства к изучению Литургики. Но при обилии и богатстве литургического материала «Руководство» о. Гавриила страдает немалочисленными и весьма значительными недостатками. Прежде всего нужно заметить, что: 1) автор допустил недостаточную разборчивость в выборе материала: внес в свое «Руководство» не мало таких сведений, которые относятся к области догматического и сравнительного (обличительного) богословия, пастырского руководства и проч., и которые (сведения), если и могут занимать место в литургике, то должны быть выражены в ней кратко и сжато (см. стр. 86–93, 193–196, 257, и др.). 2) При недостаточной разборчивости в выборе литургического материала, автор нередко собирает оши­бочные сведения, приводит факты и свидетельства несогласные с действительностью и правдой исторической. Напр. на стр. 192 автор говорит, что до 4 в. при богослужебных собраниях христиан читались для оглашенных «апостольские постановления», тогда как чтение этих книг для оглашенных при богослу­жебных собраниях христиан было запрещено еще 85 ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Скачать epub pdf (К вопросу: имеет ли право диакон заменять священника в совершении некоторых священнодействий?) В недавнее время 1 был поднят вопрос о праве диакона одному, без священника, совершать некоторые молитвословия и священнодействия – литии, панихиды, вынос тела умершего из дома в храм («подъём покойника»), вечерни, часы и другое. По этому вопросу не излишним почитаем со своей стороны указать несколько частных дополнительных данных. 1) По свидетельству Св. Писания диаконы, служа бедным и вдовицам ( Деян. 6:2–7, 13:5 ), вместе с тем помогали апостолам «во благовестии Христовом» для утверждения и утешения христиан в вере ( Кол. 4:7 ; 1Фес. 3:2 ). Указание на эту последнюю деятельность диаконов в первохристианское время можно находить, думается нам, в названии диакона «благовестителем» (ευαγγελιστν) в теперешнем чине литургии св. Златоуста. Перед тем, как читать Евангелие, диакон обращается к священнику с возгласом: «Благослови, Владыко, благовестителя святаго апостола и Евангелиста (имярек)» и проч. 2) По второму правилу Анкирского собора диакон, «идоложертвовавший и возобновивший снова подвиг веры» должен «престать от священнослужения», между прочим «от провозглашения молений» (κυρσσειν). Под «провозглашением молений» справедливо разумеют ектении и возгласы, с которыми диакон обращается к народу во время совершения литургии. На возглашение ектений, как на самую главную обязанность диакона во время совершения богослужения, указывает также и самое название ектений в греческих и древне-славянских богослужебных памятниках: «διακονικ» и «диаконства», или «диаконская». См. например «διατξις της θεας Λειτουργας, εν η κα τα διακονικ» Константинопольского патриарха Филофея, изданный профессором Красносельцевым в Материалах для исторических чинопоследований литургии Златоуста, Казань, 1889 г, стр. 36. Также: Διακονικ της προηγιασμνης Λειτουργας το αγου изд. профессором Дмитриевским в «Православном собеседнике» за 1892 год. В славянских служебниках ектении называются диаконствами весьма часто; так, например, в рукописном служебнике Хлудовской библиотеки 113 на первом листе читаем: «устав божественныя службы, в ней же и диаконства».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

1 Церковные торжества на православном Востоке, ч. 1. СПб, 1909 г., очерк Х, стр. 7. 2 Церковные торжества на православном Востоке. СПб, 1909 г. Ч. 1, очерк IX, стр. 22—23 и очерк Х, стр. 14—22. 3 Житье и хоженье Данила руськыя земли игумена 1106—1107 гг. 3-й и 9-й выпуски Прав. Пал. Сб., 1885 г., стр. 126—127. 4 Паломники-писатели петровского и послепетровского времени. М., 1874 г., стр. 19. 5 Воскр. чтение, 1879 г. 14, стр. 153—154. 6 Церковная история, кн. VI, гл.9, в русск. переводе. СПб. Дух. Ак. ср. Eusebius. Kirchengeschichte herausgegeben v. Eduard Schwartz. Leipzig, 1908. 7 Обе описаны прот. Кекелидзе в его работе «Иерусалимский канонарь VII в.» Тифлис, 1912. 8 Издан в 1894 г. проф. Дмитриевским в его работе «Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X века» (по списку с ркп 1804 г.) и Пападопуло-Керамевсом в его VAna,lekta VIerosolumitikh j staciologi,aj(T) B) Petropol) 1894) 9 Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц, стр. XV. То же самое в его работе «Древн. патр. типиконы». Киев, 1907 г., стр. 64. 10 Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме. Казань, 1894 г., стр. 171—173. 11 Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X в. Казань, 1894 г., стр. 175—179. 12 Иерусал. канонарь VII в., Тифлис, 1912 г., стр. 24—25. 13 Иерус. канонарь VII в., Тифлис, 1912 г., стр. 87—90. 14 Кекелидзе. Иерус. канонарь VII в., Тифлис, 1912 г., стр. 90. 15 См. Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме. Казань, 1894 г., стр. XIII. 16 Дмитриевский. Древн. патр. типиконы. Киев, 1907 г., стр. 93—97. 17 Прав. пал. сб., вып. 20, СПб, 1889 г., стр. 161. 18 Там же, стр. 242—243. 19 Скабалланович. Толковый типикон. вып. 1, стр.75. 20 Карабинов. Евхаристическая молитва. СПб, 1908 г. стр. 16. 21 Апология, гл. 39. 22 Testamentum Domini nostri Yesu Christi, Moguntiae, 1899 г., кн. II, гл. II. 23 Там же, р. XVIII-XI. 24 См. нашу диссертацию «Чин всенощного бдения в греческой и русской церкви. Л., 1949 г., стр. 4—12.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3751...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИАКОНИКОН [греч. Διακονικν], 1) особый компартимент христ. храма - см. Диаконник ; 2) Служебник особого состава, предназначенный для диакона . В древности Д. как богослужебная книга был достаточно широко распространен на Востоке; зап. Д. (лат. Diaconale), напротив, почти неизвестны. В частности, среди егип. папирусов и рукописей сохранился ряд греч., копт. и араб. (а также билингвальных) Д., к-рые, как правило, содержат характерные для егип. литургий аккламации диакона и ответы народа ( Lanne. P. 12-14; Henner. S. 129-207). В совр. практике Коптской Церкви Д. является стандартной богослужебной книгой и регулярно переиздается (см.: Malak. P. 8-9, 27). Неск. греч. Д. хранится в б-ке Синайского мон-ря, среди них - рукопись Sinait. gr. 1040, 3-й четв. XII в. Она содержит диаконские части литургии ап. Иакова, иерусалимского чина литургии Преждеосвященных Даров (к-рый атрибутирован здесь ап. Иакову), литургии свт. Иоанна Златоуста, к-польского чина литургии Преждеосвященных Даров (к-рый атрибутирован здесь свт. Василию Великому), воскресной вечерни, литийные прошения (см.: Дмитриевский. 1894; он же. Описание. Т. 2. С. 127-135), а также рукописи Sinait. gr. X 237, XII в.; X 305, XVI в., и др. В поздневизант. греч. практике Д. как самостоятельная книга был распространен мало, хотя в полных Евхологиях т. н. διακονικ, т. е. диаконские части тех или иных служб (в первую очередь ектении ), нередко выписываются в виде отдельных статей (см., напр.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 41, 44, 73, 80, 150, 160, 182, 237, 255, 285, 328, 503, 504, 924). В позднейшей греч. традиции Д., содержащие в первую очередь ектении и диаконские возгласы литургии свт. Иоанна Златоуста (таков, напр., Д. Patm. gr. 725, XVII в.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 970), снова начали употребляться очень широко; в частности, к XX в. в греч. Церквах утвердился обычай вручать хиротонисуемому во диакона не рипиду, а Д. ( Дмитриевский. 1904. С. 68).

http://pravenc.ru/text/Диакониконе.html

Дмитриево (Горловские выселки). Церковь Михаила Архангела. Церковь Архангельская Церковь. Не действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1858 и 1910. Адрес: Рязанская область Скопинский район село Дмитриево (старое название Горловские выселки). Координаты: 53.858633, 39.091344 Проезд:Расположено в 5 км от села Горлово Скопинского района ( см. село Горлово ) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Дмитриевское, церковь Архангельская. Дмитриево до построения в нем церкви значилось деревней в приходе с. Горлово. По версии михайловских краеведов И. Журкина и Б. Катагощина, название села происходит от фамилии землевладельца Дмитриева. Деревянная церковь не сохранилась, существующая ныне кирпичная церковь Архангельская была построена в конце 19 века, в 1930-е годы прошлого столетия колокольню снесли, храм закрыли, позже здание использовалось как зернохранилище. Точную дату образования села Дмитриево Скопинского района назвать трудно, но поселение уже на картах Рязанской губернии из Атласа Российской Империи за 1792 и 1800 гг. обозначено как Выселки, находилось в 4 км от большого села Горлово и относилось к приходу церкви  Димитрия  Солунского этого же села. По 10-й ревизии (1858 г.), село называлось Дмитриево (Дмитриевское, Дмитриевка) или Горловские выселки.  В «Списках населенных мест Российской империи» за 1862 год село упоминается как Дмитриевское. «В 1856 г. священником села Горлово Павлом Феодоровичем Мизеровым куплена была деревянная церковь на его же собственный капитал,  которая в 1858 г. и поставлена была в дер. Дмитриевское (Горловские выселки) в качестве кладбищенской, с устроением в ней престола в честь  Архистратига Божия Михаила. В 1859 г. по указу Св. Синода от 29-го октября 1.115 обращена в приходскую.  Земли при ней числится усадебной 3 и пахатной 33 десятины. В приходе первоначально состояло не более 80 дворов, но в настоящее время в нем при 175 дворах считается муж. п. 638, жен. п. 651. В причте по штату 1873 г. положены 1 свящ. и 1 псал.»

http://sobory.ru/article/?object=19659

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010