Удары наносил синагогальный слуга – хазан. 87 По свидетельству И. Флавия, («Иудейские древности», кн. XX, гл. XII, 8, 9), прокуратор Феликс был низкий человек, у которого жестокость, несправедливость и произвол соединялись с раболепством, и вскоре сами иудеи принесли императору жалобу на злодеяния Феликса 90 Агриппа II-й, последний царь из фамилии Иродов, воспитывался при дворе римского императора Клавдия. Около 53 г. по Р. X. он получил тетрархию Филиппа и тетрархию Лисания, имел номинально титул царя и полномочие иметь попечение и надзор за Иерусалимским храмом и избирать первосвященника. 92 Деян.27:4, 9 . Около острова Крита путники были, когда пост прошёл, а пост падает на 10-е «тиери» т. е. конец сентября; следовательно, у Крита путники были в конце октября. Отсюда надо заключить, что отплытие из Кесарии состоялось не ранее конца августа или начала сентября. Кроме того, когда путники были у острова Кипра, «куда они прибыла через несколько дней из Кесарии, начались уже «противные ветры», не благоприятствовавшие плаванию; а это и бывает на Средиземном море в начале осени. 95 В Деян., гл. 28, ст. 16, упоминается только один префект. Можно заключить, что здесь разумеется известный Бурр, друг Сенеки и воспитатель Нерона. Он погиб в феврале 62 г.; следовательно, ап. Павел прибыл в Рим не позже весны 61 г. и не мог прибыть весной 62 г., т. к. префекты до Бурра и после него всегда были в количестве двух человек. 102 См. подробнее об этом у епископа Феофана: Толкование пастырских посланий св. ап. Павла, стр. 5–11, Москва 1894 г. 107 См. подробнее об этом у Полянского П. Первое послание святого апостола Павла к Тимофею, стр. 33–37, Сергиев Посад, 1897 г. 112 Остров Крит, или Кандия, имеет в длину около 270 км. при средней широте 35–40 км., площадью более восьми тысяч км. В цветущее время своего существования имел до одного миллиона населения, при многих городах. 121 Современная Франция, которая у древних греков в начале христианского периода известна была под именем Галатии, тогда как восточная Галатия (в Малой Азии) называлась Галатией Асийской или Галлогрецией. 124 2Тим.4:16 . Принимая во внимание, что апостол из Коринфа вышел весной 66 г. и расстояние от Коринфа до Рима указанным путем составляет две тысячи километров, можно полагать, что арест ап. Павла произошёл в конце 66 года или в начале 67 г. Читать далее Источник: Никольский Николай, прот. Св. апостол Павел (его жизнь и деятельность)//Журнал Московской Патриархии. 1950. 8. С. 60-67; 9. С. 46-54; 10. С. 40-51; 11. С. 43-48. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Первая проблема состоит в том, что Уэллс, как и большинство других критиков, согласен с тем, что основные произведения Павла находились в обращении уже к 60-м гг. Но это подрывает его позицию. Даже в этих книгах, созданных тогда, когда ещё были живы очевидцы, имеется достаточно признаков интереса Павла к истории. Павел говорит о рождении Иисуса от Девы ( Гал. 4:4 ), о Его безгрешной жизни ( 2Кор. 5:21 ), Его смерти на кресте ( 1Кор. 15:3 ; Гал. 3:13 ), воскресении ( 1Кор. 15:4, 12–20 ) и Его явлениях ученикам после воскресения ( 1Кор. 15:3–8 ). Павел указывает на тот факт, что буквально сотни очевидцев могут подтвердить его слова. Павел также сообщает исторические детали о прямых последователях Иисуса, апостолах ( 1Кор. 15:5–8 ; Гал. 1:18–19; 2 ). Ещё одна опора в аргументации Уэллса рушится из-за того, как он датирует Евангелия. Даже некоторые критически настроенные учёные относят Евангелие от Марка к 65 г., а Евангелия от Луки и от Матфея – к периоду до 90 г. Как отмечалось в статье Новый Завет: историческая достоверность – это датировка настолько поздняя, насколько, с учётом имеющихся свидетельств и в пределах разумного, вообще возможно. Фактические даты могут быть несколько более ранними. Безусловно, такая датировка никак не согласуется с «четвёртой стадией» в сценарии Уэллса. Известный палеограф исходит из самых узаконенных представлений науки нового времени, когда делает вывод о том, что «все книги Нового Завета были написаны обратившимися в христианство иудеями в период от сороковых до восьмидесятых годов первого столетия по Р. X. (вполне вероятно, что между 50 г. и 75 по Р. Х.)» (Albright, «Toward a More Conservative View», 359). К. Хемер (Hemer) привёл убедительные доказательства того, что Книга Деяний была написана между 60 г. и 62 г. Евангелие от Луки было написано раньше Книги Деяний (см. Деян. 1:1 ), следовательно, не позднее 62 г. (см. Книга Деяний: историческая достоверность). Вопреки предположениям Уэллса о позднейших добавлениях, вставные подробности и точность исторических данных – особенно в Евангелии от Луки и в Книге Деяний – настоятельно указывают на раннюю дату их создания.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

352 Творение иже во Святых Отца нашего Афанасия, Архиепископа Александрийского. Ч. I. Москва. 1851. «Защитительное слово против Ариан». Стр. 218–237. 360 Так назывались лица, действовавшие на римских зрелищах. Это были по большей части наемные люди из язычников, а также пленные и невольники. Дух язычества придавал зрелищным представлениям столько нечистоты и позора, что само ремесло лиц, действовавших на этих зрелищах, почиталось низким в нравственном и даже общественном отношении, а честные христиане считали это ремесло для себя бесчестным и непозволительным. См. Карф. соб. правила 72 и 74 и объяснение их у Иоанна в Опыте курса церковн. законовед. Вып. II. Стр. 191. 361 Geib: Geschichte d. Romisch. Criminalprocesses bis zum Tode Justinians. Leipzig. 1842. S. 517 et seq. 368 Не имевших состояния по крайней мере в 50 солидов. Iustin. Nov. 137. Basilic. Lib. 60, tit. 34, cap. 8–11. 371 Деян. Всел. соб. Т. III, стр. 256. Та же форма допроса встречается и в других частях этого процесса. См. стр. 253, 262. 372 В объяснение этого допроса считаем нужным представить следующее. Допрашиваемые – Феофил и Мама – были святым Флавианом отправлены послами к Евтихию для вызова его на суд по обвинению, поданному на него Евсевием, епископом Дорилейским. Их очень важные показания, содержавшие ответ Евтихия на этот вызов, были занесены в деяния этого собора. Евтихий в лице своих поверенных монахов Константина, Елевсиния и Констанция (Т. III, стр. 303) обвиняет теперь нотариев святого Флавиана в том, будто бы они исказили эти деяния и, вместе с тем, исказили и ответы, которые дал им Евтихий. Устными показаниями этих послов теперь и проверяется подлинность деяний. 375 См. Карф. собора прав. 97; ср. III Всел. соб. прав. 8. Святой Афанасий Великий на основании подлинного списка пресвитеров Мареотиды, рукоположенных епископом Мелетием, опроверг на Тирском соборе обвинение в нападении, будто бы совершенном им на пресвитера Исхираса, указав судьям, что в этом списке нет вовсе пресвитера такого имени. См. ниже, сн. 381.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Ввеннский Вер, еп. Везонский Даон, еп. Лионский Воций, еп. Триденский Агреций – по одному заклинателю; еп. Реймский Имбетозий, еп. Кельнский Матери и еп. Бордосский Ориеталий – по одному диакону. На Эльвирском соборе 309 г. было 19 епископов, 26 пресвитеров, диаконы и множество народа. На Александрийском соборе 321 г., вместе с предстоятелями Египта и Ливии (около ста), были и пресвитеры. На Константин. соб. 394 г. были епископы «со всем освященным чином». В V в. Римские соборы 461, 465, 487 гг. состояли из епископов, пресвитеров и диаконов. Константин, соб. 536 г. при патриархе Мине включал в себе и весь клир столицы. На соб. Мопсуетском 549 г. кроме 9-ти епископов были 10 жителей этого города, все пресвитеры, диаконы, иподиаконы и чтецы Мопсуетской церкви. На I всел. соб. (325 г.) «вместе с епископами прибыло много пресвитеров и диаконов» (Деян. всел. соб. т. I 19 стр.). «Сопровождавшим их (епископов) пресвитерам, диаконам, чтецам и многим другим и числа не было» (Сократ Схоласт. Ц. Ист. кн. I, 8 гл. 33 стр., сравн. Евсевий; Цер. Ист. т. И, кн. III, гл. 8, 173, 174 стр.; «тогда же явились в Никею и некоторые из языческих философов» (Деян. всел. соб. I т. 19 стр.; см. «Соборное опровержение мнений философа по имени Фэдона» 104–157 стр.). На IV всел. соб. (451 г.) епископы – Константинов, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский имели с собой «подчиненных им иереев и лиц, имевших старшинство в сенате» (Евагрия Ц. Ист. кн. II, гл. 4, 60–61 стр.). На всех заседаниях этого собора присутствовали сенат и сановники (последних было 20), которые во все время собора принимали самое деятельное участие в делах; на одном из заседаний (40-м) был даже император Маркиан с императрицей Пульхерией и произносил речь. На VI всел. соб. (680 г.) кроме 170-ти епископов присутствовали: император Константин Пагонат, занимавший даже на большинстве заседаний место почетного председателя, 13 сановников, принимавшие также деятельное участие в делах собора. На VII вс. соб. (787 г.) кроме 350 епископов было много архимандритов, игуменов и иноков (131) и несколько сенаторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

С этою целью она, несмотря на преклонные лета, сама путешествовала в Иерусалим, где имела величайшее утешение обрести Крест Христов в 326 г. (см. 6 мар. и 14 сент.). Она соорудила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской и других свв. местах. Скончалась она 18 авг. 327 г. (или в 328 г., по другим, в 326 г.), около 80 лет от роду. Тропарь, гл. 8. Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи: егоже спасай всегда в мире, молитвами Богородицы, едине Человеколюбче. Кондак, гл. 3. Константин днесь с материю Еленою крест являют, всечестное древо, всех убо Иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие, и во бранех грозное. Парем. (1. 3Цар.8:22–23, 27–30; 2 . Исх.61:10, 11; 62, 1–5; 3. Исх.60:1–16 ; Утр. Ев. Ин.10:9–16; 36 зач.; Ап. Гал.1:11–19; 200 зач.; Аще же Пятидесятница, – Деян.26:1–5,12–20; 49 зач.; Ев. Ин.10:1–9 ; зач.). На утрени, по 50 псалме, на «Слава» – «Молитвами Боговенчанных царей», на «И ныне» – «Молитвами Богородицы». См. Аще случится память св. Константина в Вознесение или неделю Свв. Отцов, службу его пети якоже Иоанну Богослову, по тем же главам. В Часослове, изданном Киево-Печерской Лаврой в 1642 г., находится такое величание: Величаем вас, святии благовернии и равноапостольнии царие, Константине и Елене, и чтим святую память вашу, святым крещением всю вселенную просветивших. Cpmehie чудотворной ікны Пресвятыя Богородицы Владимїрскї. Владимирская икона Богоматери, по преданию, была написана евангелистом Лукой (см. 18 окт.). Удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, св. апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Одно из летописных сказаний говорит о сем так: «апостол Лука изящно видение тоя Богоматери и прочия подобия начерта во образ возраста средней меры». Когда богомудрый писатель принес эту и другие две иконы, написанные им, к Пресвятой Богородице, то Она, воззрев на них, повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: «отныне ублажат Мя вси роди», присовокупив: «благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

17. Что такое Евангелие? Евангелие — слово греческое. Оно означает «Благая Весть» (о спасающем Боге). Так Сам Христос называл Свое учение (евр. «Бесора», радостная весть; (см. Мф.25:14, 26, 13 ; Мк.1:15, 13, 10 ). Евангелием называется также христианское благовестие, переданное через апостолов ( Деян.8:25 ; Гал.1:11 ). Кроме того, Евангелиями принято называть четыре первые книги Нового Завета, посвященные жизни и учению Иисуса Христа. Хотя они написаны как свидетельство веры, как проповедь и наставление новокрещаемым, однако основаны на твердом; хорошо сохранившемся предании и поэтому являются достоверными историческими документами. Устные и письменные источники Евангелий возникли в 30-50–х гг. I b. Сами они были написаны во второй половине этого столетия (предположительно: Мф. — 50-80 гг. Мк. — 60–е гг., Лк. — 70 гг. и «От Иоанна» — 90–е гг., хотя некоторые специалисты считают его более ранним). Все четыре Евангелия написаны на народном греческом языке (койне). 18. Как соотносятся Закон Ветхого Завета и Евангелие? а) В Библии мы имеет два аспекта, или, вернее, два этапа Завета. «Закон» обращен к детскому, еще не зрелому сознанию. Он повелевает и запрещает, делая ударение на внешнем поведении человека. Он дает своего рода этический регламент, а толкователи Закона (в ветхозаветной Общине) старались распространить его на все проявления жизни (социальные, правовые, бытовые и т. д.). Принимавшему Ветхий Завет нужно было подчиняться четким правилам. Исторически эта «религия Закона» играла и играет немалую роль (она сохраняется и в неразвитом христианском сознании). Поэтому наставление богатому юноше Христос начал с призыва соблюдать заповеди ( Мк.10:19 ). Примечание: 1) Говоря о заповедях Ветхозаветного Закона, Христос обычно имеет в виду не столько культовые, сколько религиозно–нравственные заповеди, причем те, которые уже в это время считались основными (см. 15 в). Эти заповеди даже при первом чтении разительно отличаются от культовых и юридических уставов, приведенных в Пятикнижии (Торе или Законе). Последние в большинстве своем относятся к давно минувшим векам, к образу жизни древневосточного общества. Уже пророки стремились выделить основные, непреходящие заповеди ( Мих.6:8 ; Ис.1:11-17 ). В евангельскую эпоху некоторые учители Израиля (Гиллель) считали, что стержень Закона — это любовь к Богу и к людям, «прочее же — только комментарий». Иисус Христос подтвердил это понимание.

http://azbyka.ru/katehizacija/v-pomoshh-...

Т. о., М. является видимым знаком дара Св. Духа, сообщаемого крестившемуся; оно уподобляет христианина Христу; «воцаряет в небесном Царстве» ( Nicol. Cabas. De vita in Christo. 1); является «печатью», защищающей христианина, свидетельствующей о его принадлежности к Церкви; эта «печать» подтверждает происшедшую в нем перемену и завершает его Крещение. Установление М. Установление М. нередко связывается с тем, как апостолы Петр и Иоанн совершили возложение рук на крестившихся самарян, чтобы те приняли Духа Святого (Деян 8. 14-17). Однако в соседнем рассказе (8. 36-39) Дух Святой сходит на крестившегося евнуха без к.-л. возложения рук, а при обращении сотника Корнилия и его близких Св. Дух сходит на них не только без всякого внешнего действия, но даже еще до принятия ими Крещения (10. 44-48). Поэтому действие, совершенное апостолами Петром и Иоанном, допускает различные толкования (см. обзор версий в работе: McCollough. 2014. P. 132-139). В последующей церковной традиции знаком принятия крещаемым Св. Духа становится именно помазание. Уже сщмч. Киприан Карфагенский говорит об особом освящении елея, используемого для этого ( Cypr. Carth. Ep. 70 (57)). Возражая против практики принятия крещеных еретиками через возложение рук, он различает таинства Крещения в воде и дарования Духа Святого: «Всех обращающихся от ереси к Церкви должно крестить, дабы те, кои чрез Божественное возрождение в законном и истинном и единственном Крещении Святой Церкви уготовляются к Царству Божию, возрождались обоими таинствами (sacramento utroque), по Писанию: «Если кто не родится водою и Духом, не может войти в Царствие Божие»» (Ibid. 73 (60). 21; ср.: Ibid. 72 (59). 1). В раннехрист. эпоху крещальное помазание могло совершаться как до, так и во время (прямо в купели) или после Крещения, что не противоречит рассказам кн. Деяния св. апостолов о различных моментах сошествия Св. Духа на крещаемых. В частности, в Сирии и Каппадокии практика помазывать крещаемых елеем или миром для принятия ими Св. Духа перед Крещением, а не после него, сохранялась до кон. IV в. (см.: Brock. 1972; Даниелу. 1999; Бухингер. 2009). В других регионах уже в IV в. М. стало послекрещальным, напр. в Египте ( Джонсон. 2009). С кон. IV в. совершение М. именно после Крещения становится повсеместной традицией, а предкрещальное помазание и помазание воды в купели получают иные интерпретации. Свидетельство о переходе к такой традиции содержится в 48-м прав. Лаодикийского Собора: «Просвещаемые должны после Крещения быть помазаны помазанием небесным (μετ τ βπτισμα χρεσθαι χρσματι πουραν) и быть причастниками Царствия Божия», сама необходимость принятия которого свидетельствует о том, что послекрещальное М. еще не успело получить всеобщего распространения.

http://pravenc.ru/text/Миропомазание.htm...

НОВЫЙ ЗАВЕТ 16. Что такое Новый Завет? Новый Завет, предсказанный в Ветхом (Иер. 31.31), был заключен Иисусом Христом на Тайной Вечери (Мф. 26.28; Мк. 14.24; Лк. 22.20; 1 Кор. 11.25). В отличие от Моисеева (и вообще — от Ветхого) Завета он полагает основание вселенской Церкви, путь в которую открыт всем верующим (Кол. 3.11). Новым Заветом называется также часть Библии, включающая четыре Евангелия. Деяния, послание апостолов и Апокалипсис (Откровение Иоанна). 17. Что такое Евангелие? Евангелие — слово греческое. Оно означает «Благая Весть» (о спасающем Боге). Так Сам Христос называл Свое учение (евр. «Бесора», радостная весть; (см. Мф. 25.14; 26.13; Мк. 1.15; 13.10). Евангелием называется также христианское благовестие, переданное через апостолов (Деян. 8.25; Гал. 1.11). Кроме того, Евангелиями принято называть четыре первые книги Нового Завета, посвященные жизни и учению Иисуса Христа. Хотя они написаны как свидетельство веры, как проповедь и наставление новокрещаемым, однако основаны на твердом; хорошо сохранившемся предании и поэтому являются достоверными историческими документами. Устные и письменные источники Евангелий возникли в 30–50–х гг. I в. Сами они были написаны во второй половине этого столетия (предположительно: Мф. — 50–80 гг. Мк. — 60–е гг., Лк. — 70 гг. и «От Иоанна» — 90–е гг., хотя некоторые специалисты считают его более ранним). Все четыре Евангелия написаны на народном греческом языке (койне). 18. Как соотносятся Закон Ветхого Завета и Евангелие? а) В Библии мы имеет два аспекта, или, вернее, два этапа Завета. «Закон» обращен к детскому, еще не зрелому сознанию. Он повелевает и запрещает, делая ударение на внешнем поведении человека. Он дает своего рода этический регламент, а толкователи Закона (в ветхозаветной Общине) старались распространить его на все проявления жизни (социальные, правовые, бытовые и т. д.). Принимавшему Ветхий Завет нужно было подчиняться четким правилам. Исторически эта «религия Закона» играла и играет немалую роль (она сохраняется и в неразвитом христианском сознании). Поэтому наставление богатому юноше Христос начал с призыва соблюдать заповеди (Мк. 10.19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Этот Александр мог быть лжеучителем из 1Тим. 1:19,20 , хотя это имя было широко распространенным. «Много сделал мне зла» – речь может идти и об осведомителе, доносчике; но не ясно, действительно ли Павел относится к Александру как к одному из тех, кто выдал его римским властям. Павел, вероятно, не был арестован в Эфесе, поскольку он перед этим провел зиму в Никополе; он, возможно, направлялся в Рим и просто прибыл во время начавшихся преследований христиан при Нероне ( Тит. 3:12 ; ср.: 2Тим. 4:10 ). Псалмопевцы часто молили Бога оправдать и воздать по делам их врагам (напр.: Пс. 16:13,14; 34:1–8,26; 54:16; 68:23–29 ). Павел здесь предсказывает (будущее время), а не молится о возмездии (ср.: Пс. 51:6; 54:24; 62:10,11; 72:17–20 и др.); вместе с тем, он подчеркивает, что Бог воздаст каждому по заслугам в конце времен. 4:16. Здесь Павел, по всей видимости, имеет в виду не свое заточение, упомянутое в Деян. 28:30,31 , которое, вероятно, завершилось благополучно, а более позднее слушание дела после своего повторного ареста. Это могло быть предварительное слушание дела, рпта actio, до передачи его в римский суд (на практике, вероятно, не самому императору). 4:17,18. Здесь у Павла, возможно, ссылка на исповедание веры Давида или Даниила ( 1Цар. 17:37 ; Дан. 6:27 ; ср.: 1Мак. 2:60 ); Даниил был брошен в ров со львами по приказу царя, хотя царь сделал это с большойнеохотой. Лев в древней литературе был символом высшей власти, здесь это относится к власти Нерона. Уже после смерти Павла, во время преследований христиан Нероном, некоторые христиане в буквальном смысле слова были брошены на съедение львам на арене. Но Павел использует выражение «львиные челюсти» как метафору в том смысле, в котором она часто встречается в Ветхом Завете (см., напр.: Пс. 21:14, 22 ). Слово, переведенное как «избавит», указывает на земное избавление и безопасность (ст. 17), но этот термин применялся и к окончательному спасению (ст. 18). Молитвы в древних письмах считались деломестественным, поскольку жизнь была буквально пронизана верой, которую исповедовали и на практике.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

В речах Девтероисайи ясно и определенно формулируется монотеизм как абсолютное единобожие. «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня» ( Ис.45:5 ), — неоднократно, в разных вариациях мы встречаем это высказывание. Утешение Израиля-страдальца — еще один лейтмотив — выражается необыкновенно поэтично и проникновенно: «… не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» ( Ис.43:1-2 ). Со слов утешения начинается все это собрание ( Ис.40:1 ), почему его иногда и называют книгой утешения Израиля. Совершенно особое место в корпусе Девтероисайи занимают так называемые песни о страдающем Рабе Господнем (или, используя другие термины, Слуге, Отроке Господнем или Яхве). Их четыре: 1-я: Ис.42:1-4 ; 2-я: 49:1-6; 3-я: 50:4-9 и 4-я, самая важная и известная: вся 53-я глава. Христианская традиция, восходящая ко временам апостолов, усматривает в этом страдающем Отроке Яхве Мессию, Христа, о Котором говорит Евангелие (см. Деян.8:30-35 ). Трудно сказать, что дает больше оснований называть Исайю «ветхозаветным евангелистом» (как это часто делают) — пророчества об Эммануиле в 1-й части книги или пророчества о страдающем Мессии во 2-й. А ведь еще есть 3-я часть, не менее насыщенная новозаветным смыслом. Тритоисайя (VI–V вв. до Р.Х.) — аналогично Девтероисайе: безымянный пророк, речи которого составляют 3-ю часть книги пророка Исайи ( Ис.56-66 ). Пророк эпохи возвращения, эпохи разочарований и несбывшихся ожиданий. Восстановление разрушенного храма идет не так успешно, как хотелось бы, возвращенная земля занята другими людьми… В этой ситуации очень вдохновляющее должны были звучать известные слова: «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою… Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут» ( Ис.60:1,4 ). Наконец, в речах Тритоисайи, как бы подводя итог грандиозной трилогии, составление которой растянулось более чем на два столетия, Ветхий Завет уже в полный голос говорит об универсализме спасения для всех народов.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010