Если Вы, господин директор, хотите найти Бога философией, всуе будете трудиться и никогда не найдете. Вот мой совет, как найти Бога: начинайте свою жизнь вести по Евангелию. Господь сказал: «Блаженны чистые сердцем, тии Бога узрят» [ Мф.5:8 ]. Постепенно очищайте сердце от страстей. Насколько очищается сердце от страстей, настолько Бог познается, и будет Царство Божие внутри Вас [см.: Лк.17:21 ]. Вот тогда все вопросы кончатся. Умудри Вас Господи начать жить по Евангелию. Кончаю писать. Есть пробелы, и много не дописано, а мои недостатки покрой христианскою любовью. Ваш доброжелатель многогрешный схиигумен Иоанн 04 .10.1953 [О примирении] Боголюбивейшая раба Божия Людмила! Христос посреди нас! Радуюсь, что Вы помните Валаам и чувствуете помощь от преподобных Сергия и Германа. Вы отцу Луке пишете, что имеете вражду на тетю уже шестнадцать лет и не можете примириться. Это очень печально. Знай, что твои добродетели Богу не угодны. Как же ты можешь читать молитву «Отче наш»: «Остави нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим» [ Мф.6:12 ]. Сама не прощаешь, а просишь у Бога прощения? Всуе молишься. Бог не простит тебе до тех пор, пока не примиришься с тетей. Прочти Евангелие, в пятой главе от Матфея стих двадцать третий. Сам Господь даже молился Отцу Своему за распинателей: «Отче! Отпусти им: не ведят бо что творят» ( Лк.23:34 ). И святой апостол архидиакон Стефан молился за побивающих его камнями: «Господи, не постави им греха сего» ( Деян.7:60 ). Вот какие примеры имеем, а ты не можешь примириться с тетей. Пишешь, что она обидела тебя. Но внимательно рассмотри себя, может быть, ты и сама не права была. Пусть будет так, что она напрасно обидела тебя, все же ты должна сходить к ней и примириться. Хотя жестокое сердце твое не захочет примириться, понудь его, помолись Богу и проси Его помощи, чтобы Господь смягчил сердце твое, непременно так сделай, иначе ты погибнешь. Ибо Суд Божий во Второе пришествие будет по Евангелию. В молитве ко Святому Причащению говорится: «или примирись тя опечалившим». А если не примирившись приступишь ко Святому Причащению, тогда Святые Тайны не вменятся в Тайны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Святитель Митрофан Воронежский «Вера православная есть та, которую содержит Единая, Святая Соборная и Апостольская Церковь , и без этой веры невозможно спастись, кому бы то ни было». Преподобный Паисий Величковский «Крещение необходимо для спасения. Кто не принял крещения, не может спастись». Священномученик Лука (Вкуманович) «Может ли человек спастись без Церкви? Нет, не может, ибо Церковь есть ризница Божьей благодати, без которой никто не может спастись, как не может жить рука, отсечённая от тела». Святитель Николай Сербский «Страх и ужас Страшного Суда для грешников будет заключаться в том, что все они в тот момент ясно увидят и познают, что Иисус Христос действительно единственный Спаситель людей… Тогда всякий не уверовавший во время земной жизни во Христа как Бога и Спасителя ясно почувствует всем своим существом, что тем самым он уже на земле осудил себя на вечные муки ( Ин.3:18; 5:24 )». 6 Мысли о способах к успешнейшему распространению Христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе, 1. 7 Полное собрание проповеднических трудов Преосвященного Макария, архиепископа Томского и Алтайского, за всё время его служения в архиерейском сане. Томск, 1910. Сс. 215–216. 8 Собрание сочинений епископа Игнатия. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. СПб., 1905. С. 471. 10 Исследование, проведённое в 2017 г. службой Pew Research Center, показало, что из всех православных стран именно в России лжеучение о возможности вне Православия распространилось больше всего. Веру в то, что только в Православии возможно спасение, разделяют 80% православных верующих Грузии, около 60% верующих Молдовы, но лишь 25% православных в России (см. доклад «Orthodox Christianity in the 21 st Century» на сайте pewforum.org). 11 «И когда Апостолы хотели было проповедовать асийским язычникам, тогда это возбранено им Духом ( Деян.16:6 ); и однако же тот же самый Дух, Который прежде возбранил проповедание, после влил оное в сердца асийцев. Ибо давно уже вся Асия уверовала. Следовательно, что прежде возбранено, то после совершено потому, что прежде в ней не было таких, которые были бы способны ко спасению. – Тогда в ней были такие, которые ещё не заслуживали быть восстановленными к жизни, но не заслуживали и подвергнуться стражайшему осуждению за презрение проповеди. Итак, по тонкому и сокровенному суду святая проповедь не допускается до слуха некоторых, потому что они не заслуживают быть восстановленными благодатью» (Свт. Григорий Двоеслов . Сорок бесед на Евангелия. 4.1).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Патриаршее поздравление архиепископу Берлинскому и Германскому Феофану с 60-летием со дня рождения 8 июля 2014 г. 12:54 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил архиепископа Берлинского и Германского Феофана с 60-летием со дня рождения. Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Феофану, архиепископу Берлинскому и Германскому Ваше Высокопреосвященство! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни — 60-летием со дня рождения. Примите молитвенные пожелания доброго здравия, мира, радости и обильных милостей от Приснотекущего и Неисчерпаемого Источника всякого совершенства — Человеколюбца Господа Иисуса. Насыщая свой ум твердой пищей дивных евангельских истин, Вы обучались в Ленинградских духовных школах , где приняли монашеский постриг, диаконский и священнический сан, а впоследствии долгое время несли различные ответственные послушания. Пастыреначальнику и Спасителю мира было угодно сопричесть Вас к великому сонму епископов, дабы Вы, внимая себе и всему стаду, пасли Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (см. Деян. 20:28). И ныне уже более двух десятков лет Вы управляете Берлинской епархией , стремясь всесторонне развивать ее жизнь, заботясь о возрастании людей в добродетелях, о привлечении ко Христу находящихся вне ограды церковной. Во внимание к Вашим трудам и в связи со знаменательной для Вас датой полагаю справедливым удостоить Вас ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени. Предстательством Заступницы усердной рода христианского да обновит Пастырь Добрый Ваши душевные и телесные силы для дальнейшего служения во славу Его пресвятого имени. С любовью о Господе + КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3682026.ht...

Речь Стефана о том, как Бог готовил израильский народ к спасению, оканчивается видением славы Христа: Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога (Деян. 7, 55). …И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего (Деян. 7,59–60). Как созвучна предсмертная молитва Стефана с молитвой распинаемого Господа: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). Возможно, молитву Стефана слышал юноша по имени Савл, одобрявший убиение его (Деян. 8, 1). Никто в тот момент не мог бы и подумать, что Савл, говоря современным языком, станет самым узнаваемым христианином в мире… Гонения и проповедь Каменование святого Стефана В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии (Деян. 8, 1). Убийство Стефана — святой апостол Лука подчеркивает, что это было именно убийство,— стало переломным моментом в истории христианской Церкви. Это не преувеличение. Сам Господь Иисус Христос сказал: Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства (Лк. 21, 12–13). Быть гонимой — нормальное состояние Церкви. В гонениях Церковь являет Свое самое ценное свидетельство о Христе — готовность отдать жизнь за Того, Который, отдав Свою жизнь на кресте, приобщил всех к вечной жизни Бога. Убийство Стефана явилось началом великого гонения, во время которого Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Поэтому многие покинули Иерусалим (рассеялись). На первый взгляд может показаться, что рассеявшиеся испугались преследований, попытались скрыться. Но это не так, потому что рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса (Деян. 8, 4–6). Филипп, так же как и первомученик Стефан, был одним из семи диаконов, избранных апостолами (см.: Деян. 6, 5). Святой Филипп совершает крещение мужа Ефиоплянина, евнуха, вельможы Кандакии, царицы Ефиопской , приезжавшего в Иерусалим для поклонения (ср.: Деян. 8, 26–40). Крещение язычника из дальней страны — в то время Эфиопия представлялась очень дальней страной, почти на краю света — стало символом начавшейся в скором времени миссии к язычникам. Проповедником Христа среди языческих народов, а также автором половины новозаветных книг станет бывший гонитель христианской Церкви.

http://pravoslavie.ru/68568.html

ст. 50–51 59. Ин. 6:59 . Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. Ин. 6:24 . В синагоге: см. прим. к Мф. 4:23 . – В Капернауме: ср. ст. 24–25. См. прим. к Мф 4:13 . Это простое историческое замечание о месте, где произнесена была эта особенно замечательная беседа. 60. Ин. 6:60 . Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? Ин. 8:43 . Из учеников Его: разумеются ученики не в тесном смысле двенадцати (ст. 67), а в обширном смысле последователей Его, которые ходили за Ним, слушали Его учение и считали себя Его последователями (ср. Феофил.) – Слыша то: всё, что Он говорил о Себе в этой речи: как о хлебе жизни, как о сошедшем с неба, о необходимости вкушения Плоти Его и пития Крови Его, в особенности о сем последнем, породившем споры между слушателями Его (ст. 52). – Странные слова: собственно тяжёлые, жёсткие слова, соблазнительные (ст. 61), совершенно противоречащие обычным ходячим тогда представлениям о лице и деле Мессии. Не тех обетований, не тех требований, чтобы есть Его Плоть и пить Его Кровь и тем получить жизнь чрез смерть Его, ожидали они от Мессии; они ждали чудес, чудес и чудес (ср. ст. 26 и прим.), и вот речь Господа показалась для них тяжкой, суровой, неудобоприемлемой (Злат., ср. Феофил.). – Кто может это слушать: спокойно, не соблазняясь. 61. Ин. 6:61 . Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Ин. 2:26 . 62. Ин. 6:62 . Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Ин. 6:38, 3:13, 20:17 ; Деян. 1:2 д.; Еф. 4:8 д. 63. Ин. 6:63 . Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. 2Кор. 3:6, 17 д. Зная Сам в Себе: без посредства других (ср. 2 и прим.) Господь ясно понимал, что было в душах Его слушателей, читал их мысли и чувства в сердцах их. – Ученики (ст. 60) ропщут, как в ст. 41. – На то: что сказал Он тяжкого, соблазнительного для них, невыносимого для их уха. – Это ли соблазняет вас?: вопрос, выражающий не столько удивление, сколько скорбь об ослеплении их, о плотском чувственном направлении всех их воззрений и упований.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Беседа П. с женщинами закончилась тем, что одна из них, Лидия из города Фиатиры, уверовала, и П. крестил ее вместе с домашними. По приглашению Лидии П. со спутниками поселился в ее доме (Деян 16. 14-15). По церковному преданию, Лидия из Фиатиры впосл. стала диакониссой в Филиппах (см. в ст. Лидия ). Др. женщина, о к-рой упоминает ап. Лука,- «служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим». Она встретила П. и его спутников, включая ап. Луку, когда они шли на то же самое место молитвенных собраний. В течение мн. дней она ходила за ними и кричала: «Сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». В конце концов «Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час» (Деян 16. 16-18). Ап. Лука описывает это событие как одно из чудес П. Чудеса были частью того мира, в к-ром жил П., и неотъемлемой составляющей жизни раннехрист. Церкви ( Twelftree. 2013. P. 59-60, 109-118). В данном рассказе служанка «одержима духом прорицательным (χουσαν πνεμα πθωνα)». Очевидно, П. распознал в ней одержимость нечистым духом (ср.: 1 Кор 12. 10), а потому решил изгнать его из нее (ср.: Деян 8. 18-23). Чудо, совершённое П., не осталось без последствий. Господа, у к-рых работала служанка, «видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам» (Деян 16. 19). Эти господа были язычниками, возможно даже жрецами, на к-рых прорицательница работала ( Keener. 2012-2015. Vol. 3. P. 2421). Поступок П. лишил их дохода, поэтому они решили расправиться с пришельцами: обвинили их перед городскими начальниками в том, что те возмущают город и проповедуют неприемлемые для римлян «обычаи». Избитых апостолов бросили в темницу, где сторож, выполняя приказ городских властей, «забил в колоду» их ноги (Деян 16. 20-24). (Избиение палками в Филиппах было одним из 3 подобных избиений, о к-рых П. упоминает в 2 Кор 11. 25; ср.: 1 Фес 2. 2.) В темнице П. и Сила не спали, но, изможденные и израненные, «воспевали Бога», т. е. пели псалмы.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Первоначально апостолы совершали это таинство через возложение рук (см.: Деян.8:14–17, 19:2–6 ), но вскоре способ совершения таинства был изменен, и дары Духа Святого стали преподаваться новопросвещенным через помазание миром. Возможно, это было обусловлено численным и пространственным ростом Церкви, вследствие которого апостолы и епископы сочли целесообразным заменить возложение рук действием миропомазания, которое могли совершать также и пресвитеры, при условии что миро для таинства будет освящаться самими апостолами и епископами. Однако можно предположить, что апостолы, вместе с возложением рук, изначально использовали и помазание. Прямых свидетельств об этом в Священном Писании нет, но в то же время в книгах Нового Завета имеется ряд мест (см.: 2Кор.1:21–22 ; Еф.4:30 ; 1Ин.2:20, 27 ), где говорится о благодатном помазании, контекст которых вполне позволяет отнести эти высказывания к рассматриваемому таинству 1267 . Веществом таинства является святое миро 1268 , представляющее собой жидкое благовонное вещество весьма сложного состава: обычно при изготовлении мира используется от 40 до 60 различных ингредиентов. Миро варится по особому чину и затем освящается, как правило, высшим священноначалием 1269 – обычно предстоятелями автокефальных Православных Церквей, при участии Собора епископов, как преемников апостолов, которые «сами совершали возложение рук для подаяния даров Святого Духа» 1270 . При этом в новоосвященное миро добавляется небольшое количество древнего мира, хранящегося в специальном сосуде на престоле, а в древнее добавляется немного нового. Право самостоятельно освящать миро является одним из важнейших признаков церковной автокефалии. Избрание для совершения таинства именно мира, а не какого-либо иного вещества было обусловлено тем, что в Ветхом Завете помазание миром совершалось для низведения на людей особых благодатных даров (см.: Исх.27:41, 30:25 ; 1Цар.16:13 ; 3Цар.1:39 ). О внутреннем действии таинства миропомазания в Священном Писании говорится следующим образом: ...вы имеете помазание от Святого и знаете, всё... помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте ( 1Ин.2:20, 27 ). Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши ( 2Кор.1:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Утешителя, извлек меч на предателя и воинов и думал, что нужно отражать силу силою. Но Стефан, исполненный Св. Духа, искал Христа уже не на земле, а видел славу Божию в отверстом небе, и не помышлял об отмщении, но молился и взывал о своих гонителях: Господи, непостави им греха сего ( Деян. 7:60 ). До пришествия Св. Духа, в самое время креста, одни из учеников убегают, другие боятся голоса рабыни и в страхе, объявшем их сердца, отрекаются от своего Господа; но после просвещения и утверждения от Св. Духа, когда были мучимы в темнице и терпели раны, идяху радующеся, яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие прияти ( Деян. 5:41 ). И те, которые с клятвою отвергались Христа, ныне радуются в страданиях, за Него подъятых. Те, которые устрашались прежде слов, ныне укрепляются в страданиях и муках, исповедуют Христа не только словами, но и делами, свидетельствуя о силе своей любви кровию, и, будучи согреваемы и воспламеняемы вином Господней любви, восклицают: недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас!» ( Рим. 8:18 ). Св. Злат. Бес. на деян. ап. 4 гл. 3: ч. 1 с. 81–82. Спб. 1856. Евсев. см. Бес. на 50-цу 8: больш. библ. св. отц. т. 6 с. 642. Лион, 1677. Пр. Иер. Толк. на Исаию: воскр. чт. XV, 67. Бл. Авг. Слов. 185: там же XVIII, 71–73. Св. Кипр. Письм. 57: там же с. 276. «Что ныне во время миропомазания (confirmatio) новопросвещенных сообщает каждому возложение руки, то тогда (во дни апостолов) давал каждому Дух Святой, нисходя на народ верующих. Но поскольку сказали мы, что возложение руки и миропомазание может сообщать нечто тому, кто отрожден уже во Христе, то может быть, подумает кто-нибудь: какая мне польза от служения миропомазующего после таинства крещения? Неужели мы не все получили от купели, когда после купели нужна нам прибавка нового рода? Не так, возлюбленнейшие! Да внемлет любовь ваша. Как воинский устав требует, чтобы полководец, приняв кого-нибудь в число воинов, не только запечатлел принятого, но и снабдил его, имеющего сражаться, оружием: так и в крещенном благословение то есть ограждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Но что и сродное с еврейским арамейское (или халдейское) наречие в те времена носило название еврейского, для этого достаточно принять во внимание выражения: еврейский, еврейски, употребляемые в Новом Завете, как напр. Деян. 21, 40; 22, 2; Иоан. 5, 2; 19, 13, Апок. 9, 11 и др. 15 О Савеллие и его ереси см. творений св. Епифания ч. III, стр. 60–72. 16 Это место римские католики приводят, как самое ясное будто–бы доказательство учения св. Епифания об исхождении Святого Духа и от Сына (Filioque). Но напрасно. Здесь речь о единстве Божеского существа у Святого Духа с Отцем и Сыном, как то явствует и из приведенного в конце изречения Священного Писания: Дух есть Бог. 17 В книгах Против ересей просто: «Птолемеи», см. напр. Творений Св. Епифания ч. I, стр. 8. 18 См. св. Иринея, Против ересей, кн. I, гл. 17. 19 Здесь в подлиннике является незначительный пропуск. 20 Разумеется школа антиохийская, чуждавшаяся аллегорического толкования Священного Писания и наблюдавшая лишь контекст речи буквального смысла Писания. 21 Акила — иудейский прозелит II в. по Р. Хр., перевел ветхозаветную Библию с еврейского на греческий язык для обитавших в Малой Азии иудеев. 22 Собственно по еврейски: но еще задолго до времен св. Епифания вошел в силу между палестинскими и вавилонскими иудеями обычай — священное и неизреченное, по их мнению, имя Иеговы заменять в произношении, при чтении Библии, именем: Адонаи (-Господь мой) Шаддаи (-Крепкий) и т. д. 23 Употребление слова: угнездить, см. Сир. 1, 15. 24 В каком смысле безумно мнение манихеев, об этом можно читать в книгах св. Епифания против ересей, именно в рассуждении о 46 (66) ереси (Творений ч. 3, стр. 241 и дал.) 25 Такое же почти число глав или малых отделений насчитывает в четвероевангелии (именно 1163) и блаж. Иероним. Само собою разумеется, такое деление не соответствует теперешним ни главам, ни стихам. 26 См. подобное же сравнение в книгах против ересей, творений св. Епифания ч. IV, стр. 251. 27 Срав. св. Епифания протяв ересей, твор. ч. III, стр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Те, кто облекся во Христа, познал полноту жизни «в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти» (2:10). Христос Иисус – единственный посредник между Богом и человечеством. Было бы неразумно со стороны колоссян поддаваться ложным увещеваниям лжеучителей и считать, что нужно поклоняться ангельским силам, которые контролируют связь между Богом и человеком. Этот путь общения ныне находится под контролем Христа, Своей смертью открывшего Себя как победителя начальств и властей (2:13–15). Разоблачая лжеучителей, Павел более полно, чем в других своих посланиях, излагает учение о вселенской роли Христа. Предварительные замечания на эту тему уже появлялись ранее в Рим. (8:19–22) и в 1 Кор. (1:24; 2:6–10; 8:6), но наиболее полно эта доктрина раскрыта в Кол. 1:15–20 и в 2:13–15. Апостол дает глубокую, даже уничтожающую критику адептов этой «философии» с ее неверными посылками, а также их поведения (см. коммент. к 2:16–23). Местоположение Колосс Место и дата написания Традиционная точка зрения, что Павел написал Послание к Колоссянам во время своего тюремного заключения в Риме, представляется более правильной, чем предположение, что оно было написано апостолом в Эфесе или Кесарии. Другие случаи его пребывания в тюрьме, описанные в Деяниях, вряд ли подходят больше (маловероятно, что это было во время его пребывания в заключении в Кесарии, Деян. 24:27 ). Приветы от собратьев в гл. 4 позволяют полагать, что они имели непосредственные контакты с Павлом, а это согласуется с его пребыванием в римской тюрьме ( Деян. 28:30 ). Кроме того, упоминание Онисима (приводящее на память Послание к Филимону) лучше всего объясняется в контексте столицы империи, даже несмотря на утверждение, что расстояние между Колоссами и Римом не позволяет принять римскую версию происхождения послания. Никакие предположения о постепенном развитии идей Павла не помогают нам в установлении времени написания послания. Если принять римскую версию, тогда наиболее вероятным представляется, что Павел написал свое послание довольно рано, находясь (впервые) в римской тюрьме, то есть ок. 60–61 гг. Придерживающиеся мнения, что послание было написано в Эфесе, датируют его 54–57 гг. и даже более ранним временем (52–55 гг.). Дополнительная литература

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010