1222 Адиабена — местность к востоку от реки Тигр (на территории современного Курдистана). 1223 об этой местности см. выше, I, 6, 4. 1224 Тиара — царский головной убор в форме усеченного конуса. 1225 По сведениям Тацита (Анналы. XI, 8), Артабан II вместе с женой и сыном был, убит своим братом Готарзом. Но парфяне признали царем сына Артабана Вардана, который в борьбе за власть победил Готарза. Вардан I правил в Парфии в 39—45 гг. 1226 очевидно, речь идет о намечавшемся походе парфян в Армению, где римлянам удалось утвердить у власти своего ставленника Митридата. 1227 По сообщению Тацита (Анналы. XII, 14), Готарз заболел и умер. В борьбе за власть в Парфии (инспирированной римлянами) при правлении Готарза Изат склонялся на сторону Готарза, хотя и вынужден был присоединить свое войско к войскам противника. Впрочем, Изат довольно скоро покинул войско римского ставленника Мегердата, способствуя этим поражению того в борьбе с Готарзом. 1228 По Тациту (Анналы. XII, 14), после смерти Готарза царем Парфии стал Вонон, но правил он очень недолго, и Вонона сменил его сын Вологез I (50—76 гг.). 1229 В среднеазиатской Бактрии после завоевания ее кочевниками в 40-х годах II в. до н.э. вначале сложилось несколько мелких государств кочевников, а в I в. н.э. Она вошла в состав Кушанской державы. 1230 об этом событии в Деяниях святых апостолов (Деян 5.36) говорится так: «Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли». 1231 В Деяниях святых апостолов (Деян 5.37) хронология событий спутана, и утверждается, что после Февды во время переписи населения Иуда Галилеянин поднял мятеж, но погиб. 1232 Вентидий Куман был прокуратором Иудеи в 48—52 гг. 1233 Т.е. территорию Халкиды. 1234 По «Иудейской войне» (II, 12, 1),— десять тысяч. 1235 Уммидий Квадрат был наместником Сирии в 51—60 гг. 1236 Агриппина Младшая (дочь Германика и Агриппины Старшей) была четвертой женой Клавдия, выйдя замуж за него (своего дядю) в 49 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

В веке апостольском, как мы заметили выше, наименование епископа прилагалось иногда к пресвитерам. Некоторый недостаток раздельности в названиях епископов и пресвитеров дает повод к возражениям. Так указывают на Деян.20:17, 28 , где имя пресвитеров и епископов прилагается к одним и тем же лицам; также на 1Тим.3:1–8 или Флп.1:1 , где показаны только две степени священства: епископская и дьяконская. Но 1) не удивительно, если имя пресвитеров оставалось и при епископах; ибо это имя есть само по себе общее, означающее вообще старейшего, – отсюда и предстоятеля (см. 1Петр.5:1 ). Посему-то и сами апостолы иногда называют себя пресвитерами (см. там же и 2Ин.1:1 ). 2) Не удивительно также, что в первых, еще не довольно устроившихся обществах христианских, епископы свою должность совмещали с должностью пресвитеров, что не противно основаниям церковной Иерархии; 3) В 1Тим.3:1–8 излагаются не собственно церковные обязанности, а нравственные, общие епископам и пресвитерам: потому опять не странно, если тут одно из этих имен стоит вместо другого. В послании к Титу (1:5 след.) те же самые обязанности Апостол соединяет с именем пресвитера. Нельзя с точностью определить, когда имя епископов усвоено исключительно высшим иерархам в Церкви, и стало означать особую степень священства. В послании Климента Римского к Коринфянам (первом, т.е. в 69-м году по Р. Хр.) имя епископов дано еще пресвитерам. Иероним говорит, что отдельное сословие епископов (разумея не в отношении к сану, а к отличию самого наименования и должности), образовалось после коринфских беспорядков (т.е. около 60 года по Р. Хр. Иерон. in Tit. 1 ). Вообще, из писаний древних отцов видно, что это имя вскоре по кончине апостолов начало исключительно усвояться первому чину в Иерархии, так что св.  Игнатий Богоносец и Тертуллиан уже определенно употребляют его в том смысле, какой он ныне имеет, хотя иногда епископы (как напр. Киприан) еще называются и называют сами себя пресвитерами, так как слово: пресвитерство, по его изначальному употреблению, означало вообще священство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Иудейские учителя обычно призывали изучать «закон, который был полезен и в этом, и в грядущем мире. Павел подчеркивает то же самое в связи с духовной дисциплиной (ст. 8). 4:12. Пресвитеры (старейшины) высоко почитались в греческих gymnasia и осуществляли руководящие функции в «синагогах и «церквах, как это имело место и в религиозных общинах «ветхозаветной эпохи. Тимофей присоединился к Павлу до 50 г. н. э. ( Деян. 16:1–3 ; мужчины становились взрослыми на этапе достижения половой зрелости, так что Тимофей в это время мог быть еще подростком), а Павел пишет своепослание в начале 60-х гг., следовательно, Тимофею в это время могло быть за двадцать, а то и за тридцать лет; этот термин «юность» (точнее, «молодость») может относиться к возрасту до сорока лет, хотя обычно его применяли к человеку до двадцати девяти лет. Такие молодые люди часто не считались подходящими кандидатами на руководящие посты (см.: 1Цар. 17:33 ), а многие ответственные служения в иудаизме доверялись только в возрасте сорока лет. Назначение молодого человека Тимофея, таким образом, было редкой привилегией в его культуре. Но даже если Тимофей был моложе, чем положено для пресвитера, он должен был взять на себя роль зрелого руководителя и являть собой образец для религиозного сообщества. Учителя обычно просили «учени-ков подражать им, беря, тем самым, на себя роль отцов. 4:13. Как и во время службы в синагоге (по обычаям, принятым и в Палестине, и у евреев диаспоры), публичное чтение Писания было центральным моментом христианского собрания; чтение из закона обычно сопровождалось чтением пророческих текстов. Затем следовало их разъяснение (увещевание и обучение) через проповедь. (Эта иудейская практика [ср.: Неем. 8:8 ] была понятна и в греко-римском контексте. В греко-римских школах дети переводили тексты с классического греческого, затем разъясняли их, отвечая на вопросы.) В середине II в. наряду с ветхозаветными текстами во время церковной службы читались и апостольские писания (позднее официально признанные как Новый Завет). Фразой «доколе не приду» Павел наделял Тимофея полномочиями и подтверждал его авторитет. Его разъяснения Писаний имели такую же ценность, как если бы Павел говорил лично.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Один из них, говорят, воспылал страстью к мачехе 57 , а другая – к пасынку и удавилась 58 . О страсти же к мальчикам, которая обыкновенно называлась “детской забавой” 59 , и сказать нельзя. Но это что! Хочешь ли видеть браки сыновей с матерями? 60 У них и это бывало… Одна влюбилась в другого и ради прелюбодея убила возвратившегося с войны мужа. Наверное, многие из вас знают этот рассказ. Сын убитого убил прелюбодея, заколол и её, после этого обезумел, и его самого преследовали эринии. Затем и сам он в исступлении убил другого и взял себе жену его 61 . Что может быть хуже таких бед? Говорю это, взяв из внешних писателей, ради того, чтобы убедить эллинов, какое зло господствовало тогда в мире… У них один 62 повелел бороться нагим девицам перед глазами мужчин. Да будут вам великие блага за то, что вы даже слышать об этом не можете; а у них этого не стыдились даже философы. А другой философ, главный между ними 63 , выводит женщин даже на сражения и повелевает, чтобы они были общими, словно какой сводник и развратитель. Жили в злобе и зависти ( Тит. 3:3 ) – говорит апостол. Ведь если философы их узаконивали подобные дела, то что сказать о тех, которые не были философами? Если носившие длинные бороды и одевавшиеся в плащи 64 говорят так, тогда что мне сказать о других? Не для того сотворена жена, человече, чтобы быть общей для всех. О вы, извращающие всё!.. Но что я говорю об этом? Они представляют какую-то свою женщину 65 , убившую даже своих детей, и не краснеют и не стыдятся, влагая в уши людей такие мерзкие рассказы» 66 . Τρες ερρχαι, май 1960 г. 8. Давайте посмотрим и сегодня на боевые заряды святого Отца против внешней мудрости. Говорим «и сегодня», потому что пора уже закрыть эту тему. Конечно, мы не исчерпали все соответствующие места из творений святого Отца, но нашей целью было лишь представить некоторые примеры ... любви святого мужа к «эллинохристианским» синтезам!.. И эта цель, как полагаем, достигнута тем, что было опубликовано. В 4-й беседе на Деяния Апостольские он говорит: «И что удивительно, (Апостолы) совершенно безоружными ополчались против вооружённых, против начальников, имевших власть над ними. Будучи неопытными, неискусными в слове и необразованными, они наступали и вели борьбу с магами, обманщиками, с толпою софистов, риторов, философов, засидевшихся в Академии 67 и в школе Перипатетиков 68 . И тот, кто трудился при озёрах (Пётр), так овладел ими, будто вёл борьбу с безгласными рыбами, ведь он победил их так, как подлинный рыболов – безгласных рыб. И много наговоривший вздора Платон умолк , а этот вещает не перед своими только, но и перед парфянами, перед мидянами, перед эламитянами (см. Деян. 2:9 ), и в Индии, и повсюду на земле даже до пределов её населённой части. Где ныне надменность Эллады? Где громкое имя Афин? Где пустая болтовня философов? Галилеянин, вифсаидянин, простолюдин, победил их всех…

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

2) Не такова любовь христианская. Так как она приводит к вечному блаженству, то и первая её черта – это: а) Вечность. Она «никогда не перестаёт» ( 1Кор.13:8 ). Как бы её не оскорбили или обманули, она не прекращается. б) Она есть самопожертвование – 1Кор. 13:4–5 . Она ничего для себя не требует, а всем себя отдаёт. Она «душу свою полагает за ближних» (см. Ин. 15:13 ). в) Она бескорыстна, «не ищет своего» ( 1Кор. 13:5 ); не преследует своих выгод и не ждёт благодарности или награды. Делать добро, отдавать всем себя – есть её потребность, свойство. г) «Она не мыслит зла» ( 1Кор. 13:5 ), всем всё прощает. Её гонят, она же служит гонителям; её мучают, а она молится за мучителей. Примеры: Апостолы, архидиакон Стефан ( Деян. 7:60 ) и мученики. д) Внешние условия её не уменьшают: болезненное изуродование лица любимого человека порождает к нему ещё большую любовь и жалость; бедность вызывает нежную заботливость. е) Она собою всех обнимает, всех делает близкими. Вот главные черты спасительной христианской любви. III. Заключение. Тебе дано было познать сладость обычной, человеческой любви. Вспомни то время, когда впервые ты полюбил и взаимно был любим, – каким прекрасным тогда казался мир Божий, какими добрыми все люди, и как счастлив был ты сам. Расшири же своё сердце, взойди на высшую ступень любви, – и ты будешь ещё более счастлив. Как приятно жить, когда ты любишь одного человека, но сколь счастливее тот, который полюбил всё человечество, для которого все люди – братья, близкие, родные. Не думай, что люди, не любящие нас, отнимут у нас это счастье. Нет, ибо христианская любовь ничего от людей не требует, а сама всё им даёт. И даже среди гонений и мук она даёт радости, ибо она любит гонителей и мучителей своих. Источником её являются не люди, а вечный, неизменяемый, всеблагий, всесвятый, совершеннейший Господь. В Нём её счастье и радость. Возлюби же Господа и весь мир всею душою твоею, – и Господь возлюбит тебя всею силою Своей Божественной любви. 29. О любви пастыря и пасомых

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Реакция тех, кто отвергал Христа. Реакция иудейских властей тоже свидетельствует о факте воскресения Христа. Они не смогли найти и предъявить тело, даже не организовали его поиски. Вместо этого они подкупили стражников, охранявших гроб, чтобы те солгали ( Мф. 28:11–15 ); а также боролись с учениками, свидетельствовавшими, что видели Иисуса живым. Тот факт, что они отрицали, а не опровергали утверждения учеников, говорит о реальности Воскресения. Существование ранней церкви. Ещё одним косвенным доказательством Воскресения является сам факт существования ранней церкви. Имелись все основания для того, чтобы церковь вообще не зародилась. Первая церковь состояла преимущественно из иудеев, которые верили, что существует только один Бог (Вт. 6:4), и всё же они провозгласили Иисуса Богом (см. Христос: божественная сущность). Они молились Иисусу ( Деян. 7:59 ), крестились во имя Его ( Деян. 2:38 ), проповедовали, что Он вознесён одесную Бога ( Деян. 2:33; 7:55 ) и называли Его своим Господом и Христом ( Деян. 2:34–36 ), то есть тем самым именем, за которое Иисуса обвинил в богохульстве иудейский первосвященник на суде синедриона ( Мф. 26:63–65 ). У первых христиан не было достаточно времени, чтобы утвердиться, прежде чем их начали преследовать, избивать, грозить им смертью и даже предавать казни ( Деян. 7:57–60 ). Однако они не только держались своей веры, но и быстро росли в числе. Если бы то, о чём они свидетельствовали, не было реальностью, у них были все основания и все возможности от этого отказаться. Но они этого не сделали. Только реальная встреча с воскресшим Христом может адекватно объяснить их существование в качестве иудейской секты, членов которой стали называть «христианами» ( Деян. 11:26 ). Распространение христианства. В отличие от других религий, таких как °ислам, который поначалу распространялся довольно медленно, распространение христианства началось незамедлительно и происходило очень быстро. В первый же день спаслось около трёх тысяч уверовавших ( Деян. 2:41 ). Ежедневно к ним присоединялись многие другие ( Деян. 2:47 ). Через считаные дни прибавилось ещё 2000 верующих ( Деян. 4:4 ). Так стремительно «умножились ученики», что возникла необходимость избрать диаконов для попечения о вдовах ( Деян. 6:1 ). Бесспорно, ничто другое, кроме телесного воскресения Христа и ниспослания Им Святого Духа ( Деян. 1:8 ), не могло бы оказаться достаточным объяснением для этого незамедлительного и поразительно быстрого роста церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Посланий ап. Павла. Наиболее близко в этом отношении к К. П. Послание к Филимону (Флм 10, 23-24). Оно написано из заключения от лица ап. Павла и Тимофея, в нем упоминается большинство из известных по К. П. сподвижников апостола, в тексте содержатся подробные сведения об Онисиме - беглом рабе, которого ап. Павел отправляет к Филимону, его хозяину и адресату Послания, с просьбой простить его и прислать обратно для служения апостолу (Флм 10-18). Из заключения написаны еще Послание к Филиппийцам (также от лица ап. Павла и Тимофея) и Послание к Ефесянам (из всех Посланий ап. Павла оно структурно и содержательно наиболее близко к К. П.- см. в ст. Ефесянам Послание ). Кроме того, ряд упомянутых в К. П. имен связывает его со 2-м Посланием к Тимофею. Комментаторами К. П. и исследователями раннехрист. лит-ры было предложено 3 варианта ответа на вопрос о месте и времени написания Послания: Эфес (52-54), Кесария (58-60) и Рим (по разным оценкам - 60, 61-63, 62). Каждый из них предполагает особую комбинацию известных и реконструкцию недостающих фактов биографии и лит. деятельности апостола. Так, в Деяниях св. апостолов сообщается о продолжительном содержании ап. Павла под стражей в Кесарии (Деян 23. 23-26) и в Риме (Деян 28. 14-31). В главах, посвященных пребыванию апостола в Эфесе, нет ничего о заключении (Деян 19. 1 - 20. 1, 31). Однако в своих Посланиях апостол говорит, что неоднократно был заточен и подвергался смертельной опасности (2 Кор 6. 4-5; 11. 23; 2 Тим 3. 11), в т. ч. «в Ефесе» (1 Кор 15. 32) и «в Асии» (2 Кор 1. 8-11). В пользу Эфеса высказываются следующие соображения. Расстояние между Римом и Колоссами настолько велико, что беглый раб Онисим едва ли мог проделать этот путь, а сам апостол вряд ли стал бы говорить о визите Марка и о своем посещении Колосс как о возможных событиях ближайшего будущего (Кол 4. 9-10; Флм 10-11, 22). Этих трудностей не возникает, если предположить, что К. П. было написано в Эфесе, расположенном значительно ближе к Колоссам, чем Рим. В то же время ни в Посланиях апостола, ни в Деяниях св.

http://pravenc.ru/text/1841792.html

Святые на небе видят во свете Божием честь, воздаваемую изображениям их и поклонением, и возжением светильников, и каждением и другими видами, и все виды почитания икон их, воздаваемого православными христианами, по указанию церкви, приятны самому Богу, иначе Он не стал бы через иконы святых творить чудеса. Честь, воздаваемую святым, Бог относит к Себе (Мф. 10, 40). Деян. Вселен. Соборов VII, 14. Деян. Вселен. Соборов VII, 295. См. ниже о чуде исцеления Феодора в Египте мучениками Киром и Иоанном. Известны открытые уже в христианской церкви мощи пророков Исаии, Иеремии, Елисея, Авдия, Захарии. См. Полный Месяцеслов Востока. Архимандр. Сергия Т. П. Заметки февр. 8 мая 1 и 9 и июня 14. Так объясняют св. отцы: Амвросий Медиоланский и Григорий Богослов. Воскр. чтен. 1888 г. 34, стр. 532. Деян. Вселен. Соборов VII, 85. Глава 12. Видимый мир - отображение свойств Божиих Как между людьми есть святые, в которых по преимуществу отображается Бог и проявляет свою силу в великих знамениях и чудесах; так и между местами и предметами мира есть такие, в которых и через которых по преимуществу открывался и открывается Бог, которые самим Богом названы святыми и особенно чтились и чтутся людьми.Когда Господь Бог явился патриарху Иакову в Вефиле, сей сказал: истинно Господь присутствует на месте сем. Страшно место сие. Это не иное что, как дом Божий. Это врата небесные. И возлил он елей на камень, на котором спал (Быт. 28, 16-18). Когда Господь явился Моисею в купине или терновом кусте, который горел и не сгорал, то сказал ему: сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. Чтят и ныне христиане места погребения и воскресения Христова в Иерусалиме, гору Фавор, на которой Господь преобразился, и Елеон, откуда вознесся на небеса, и другие св. места, как об этом предсказано пророками: и будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа (Зах. 8, 21-22; Ис. 2, 3. гл. 60).Также и предметы, созданные руками человеческими по Божию повелению, для проявления через них славы Божией, особенно чтились и чтятся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

собраны в изд. «Исследования по исагогике Нового Завета» (Beiträge zur Einleitung in das Neue Testament). Писаниям ап. Луки посвящены 1-й и 3-й тома. В 1-м т. (Lukas, der Artz) Г. подчеркивает достоверность раннехрист. традиции об авторстве Евангелия от Луки и Деяний св. апостолов. Проводит тщательный лингвистический анализ с целью показать единство кн. Деяний, ибо в той части книги, где повествование ведется от 1-го лица мн. числа, используется та же лексика и тот же стиль, что и в остальной части книги. В 3-м т. Г. анализирует источники, использованные автором при написании кн. Деяний, а также подчеркивает, что Лука, создавший жанр истории первохрист. общины, внес большой вклад в развитие идеи каноничности НЗ. Наиболее достоверным, по Г., является т. н. Иерусалимо-Антиохийский источник (Деян 6. 1-8. 4; 11. 19-30; 12. 25-15. 35) с его характерным живым повествовательным стилем. К менее надежным Г. относит 2 др. источника: Иерусалим А, или Иерусалимско-Кесарийский, источник (Деян 3. 1-5. 6; 8. 5-40; 9. 31-11. 18 и 12. 1-23), возможно восходящий к ап. Филиппу, и Иерусалим Б, ставший основой для той части кн. Деяний, где повествование ведется от 1-го лица (Деян 27), и, возможно, восходящий к эллинистическим кругам. Во 2-м т. содержится стилистический анализ источника логий Иисуса (Q), к-рый использовали Матфей и Лука (см. ст. Синоптическая проблема ). Г. сделал вывод, что этот материал лучше представлен в Евангелии от Матфея, и на этом основании предложил свою реконструкцию источника. По Г., в нем отражена ранняя аутентичная традиция, вероятно, он более древний и достоверный, чем Евангелие от Марка, и изначально был написан в Палестине на арам. языке до 70 г., возможно ап. Матфеем. Г. считает, что Q и Евангелие от Марка предлагают надежное основание для исторической реконструкции учения и жизни исторического Иисуса из Назарета. Вопросам датировки кн. Деяний и синоптических Евангелий посвящен 4-й т. Соглашаясь с тем, что ап. Павел после первого заключения покинул Рим, чтобы продолжить миссионерскую деятельность, Г. считает, что Деяния были написаны в 64 г., вскоре после этого. Как следствие Г. принимает и раннюю датировку синоптических Евангелий: первый вариант своего Евангелия Марк написал в 50-х гг., ок. 60 г. в Риме он показал евангелисту Луке копию, к-рую тот использовал при написании своего Евангелия приблизительно в то же время; Марк, по Г., позднее отредактировал свое Евангелие, к-рое было использовано автором Евангелия от Матфея, написанного ок. 70 г. Т. о., по Г., «2-е и 3-е Евангелия, так же как Деяния, были составлены еще при жизни ап. Павла, и 1-е Евангелие было написано лишь несколькими годами позднее» (Ibid. S. 88, 162).

http://pravenc.ru/text/161705.html

Такие люди вполне боголепно и совершенно живут даже при одном только душевном общении. В самом деле, послушаем прежде всего высокого и дивного гласа Самого Господа и Бога нашего, Который взывает к Своим ученикам: шедше сотворите то-то и то-то, и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф. 28:19–20 ). Подобным же образом и апостолы Господни не держали своих учеников постоянно при себе, но великий, например, Павел одного послал к коринфским христианам ( 1Кор. 16:10 ), другого поставил для христиан Крита ( Тит. 1:4 ), третьего отправлял еще в иное место; они, поделив между собою места проповеди , разлучились и разошлись во все пределы земли ( Деян. 1:8 ). Просиявшие после них в мире божественные отцы делали то же самое. Вспомните, например, как чудный Антоний отправил святого отца нашего Илариона 60 к братиям в Палестину. Славный Пахомий 61 , – не начальствовал ли он над многими монастырями? Все-таки он жил только в одном из них, а другие лишь посещал 62 . Вспомните и житие преблаженного и божественного Саввы 63 , как он начальствовал над семью монастырями, а игуменом был только в одном. Если угодно, так можно отыскать множество таких примеров, которые ясно показывают, что они служили Богу не тяжелым совместным житием, но единодушием благочестивой жизни. Все они, как бы пребывая вместе, обладали одним сердцем, не имея в то же время никакой собственности (см. Деян. 4:32 ). Ибо какая польза людям от наружного совместного жития, когда у них нет единомыслия в благочестии? Посему, чада, и я не испытываю неудовольствия и не огорчаюсь, хотя в то же время, конечно, и не радуюсь своей разлуке с вами. Ведь мы разлучаемся не на год, не на месяц, даже часто и не на недельный срок, притом же это телесная разлука, душевно же я постоянно имею с вами свидания, беседую и обращаюсь с вами, слушаю, говорю и отношусь к вам со вниманием; грешник, могу похвалиться (см. 1Кор. 11:2 ), что держу вас всех в своем сердце и осмеливаюсь, блудный, сказать, что вы не утесняетесь во утробе моей (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010