P. 299−306, 387−416; Bickell G. S. I. A. Doctoris syrorum opera omnia, syriace, arabiceque primus edidit, latine vertit. 2 partes. Gissae, 1873−1877; Bedjan P. Ном iuae asncti Isaaci Syri Antiocheni. Τ. Ι. Paris, 1903 (издал 67 гомилий, из которых 43 ранее были неизданными); St. Syr Vol I. P. 15−25 (14−23); (отметим, однако, что гимн на р. 23−25 (22−23) не подлинный); Ср. Nöldeke Th. ZDMG 58 (1904). P. 494]; Lamy Th. S. Ephraem i syri hym ni etserm ones. T. Г. P. 453−461 ; Moss С. Isaac of Antioch. Homily in the Royal City. Zeitschrift für Semitistik 7 (1929). S. 295−306; 8 (1932). S. 61−72 (англ. перевод); Kazan S. Isaac of Antioche Hom ily against the Jews. OC 45 (1961). P. 30−53; 46 (1962). P. 87−98; 47 (1963). P. 89−97 (с англ. переводом). Немецкий перевод. Bickell G. Ausgewählte Schriften der syrischen Kirchenväter Aphraates, Rábulas, Isaak von Ninive. Bibliothek der Kirchenväter 12. Kempten, 1872. P. 109−191. (6 гимнов); Ausgewählte Schriften der syrischen Dichter Cyrillonas, Baläus, Isaak von Antiochien und Jakob von Sarug. aus dem Syrischen übers, von P. S. Landersdorfer. Bibliothek der Kirchenväter 6. Kempten, 1912. P. 101−248 (12 гимнов); Krüger P. Der dem Isaac von Antiochien zugeschriebene Serm O Überden Glauben. OST. ST. 1 ( 1952. Итальянский перевод. Furlani G. Tre DiacorsiI m etrici di I. D " A. sulla fede. Riv. Trim estr Sc. Fil Rel 4 (1923). P. 257−287. Учение. Гомилии, которые сохранились под именем Исаака Антиохийского, изобилуют утомительнейшими повторами и экскурсами, так что относительно богословия они едва ли содержат что-то оригинальное. Скорее в них используется учение св. Ефрема, однако без свойственной последнему глубины и одаренности. Христология различается от одного Слова к другому, как мы уже об этом сказали. Из нее проистекает и мариология, не содержащая ничего нового. Согласно некоторым Словам, наряду с геенной допускается также «шеол», в котором все, как праведники, так и грешники, пребывают вплоть до Страшного Суда, и где до тех пор могут грешить.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

1909 г. (копия багдадского списка) Paris syr. 178 1490 Dayral-Surian Vat. sir. 509 1928 г. (копия багдадского списка) Mingana syr 601 1932 г. (копия багдадского списка) ΝΒ: существует большое количество сирийских рукописей, содержащих различные молитвы, автором которых указан прп. Исаак; хотя полномасштабное изучение подобных текстов произведено не было, анализ некоторых из них показал, что они являются выдержками из определенных трактатов. 2 Я опираюсь как на уже имеющиеся исследования по рукописному наследию Исаака Сирина , так и на результаты моей собственной работы по изучению рукописной традиции корпуса Исаака Сирина . Библиографию публикаций, посвященных Исааку Сирину, см. Kessel G., Pinggéra К. A Bibliography of Syriac Ascetic and Mystical Literature. Leuven, 2011. P. 103–122. 3 Murre-υan den Berg Η. L. Paul Bedjan, Missionary for Life (1838–1920)//Bedjan P. Homilies of Mar Jacob of Sarug [Homiliae Selectae Mar-Jacobi Saurgensis]. Vol. 6. Piscataway, 2006. P. 339–369. 4 Примечателен также тот факт, что в европейской науке XIX – начала XX в. интерес к сирийской монашеской письменности в целом и к наследию Исаака Сирина в частности был минимален. Точнее будет сказать, что его тексты вызывали антипатию (см., например, хлесткую характеристику Ф. Беркитта, из которой я приведу только один фрагмент: «Признаюсь, что я не нахожу, что Исаак Ниневийский вдохновляет меня. Он представляет собой то полное отречение от мира, которое привело к капитуляции христианского Востока перед исламом, а затем – к варварству и стагнации. И когда мы исследуем причины такого отречения, то они оказываются не чем иным, как эгоизмом, основанным на суеверии. У Исаака очень мало практической мудрости св. Бенедикта или пылкости св. Бернара, не говоря уже о св. Франциске» – Journal of Theological Studies. 1925. Vol. 26. P. 82). 6 Wensinck A. J. Mystic Treatises by Isaac of Nineveh. Amsterdam, 1923. P. XII–XVII; Thomson W. Isaac of Nineveh. A Study in Syrian Mysticism [PhD thesis]. Harvard, 1924. P. XXI–XXVII; Khalifé-Hachem É. Issac deNinive//Dictionnaire de la Spintualité. 1971. T. 7. Col. 2053 ; Vööbus A. History of Asceticism in the Syrian Orient. A Contribution to the History of Culture in the Near East. Lovanii, 1988. P. 339; Chialà S. Dall’ascesi eremitica alla misericordia infinita. Ricerche su Isacco di Ninive e la sua fortuna. Firenze, 2002. P. 66–68; Кессель Г. Рукописная традиция Первого собрания Исаака Ниневийского . Предварительные наблюдения//Map Исхак Ниневийский. Первое собрание. Трактаты 1–6/Под ред. А. В. Муравьева. М. (в печати).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ru...

P. 27-37. (Syr. Churches Ser.; 16); Vanderkam J. The Origin, Character and Early History of the 364-Day Calendar: A Reassessment of Jaubert " s Hypotheses//CBQ. 1979. Vol. 41. P. 390-411; Alichoran F. Missel Chaldéen: l " ordre des mystères avec les trois anaphores selon le rite de la sainte église de l " Orient. P., 1982; Yousif P. The Divine Liturgy according to the Rite of the Assyro-Chaldean Church//The Eucharistic Liturgy in the Christian East/Ed. J. Madey. Padderborn, 1983. P. 173-237; idem. Classified Bibliogr. on the East Syr. Liturgy. R., 1990 [bibliogr.]; idem. Anaphora of Mar Theodore, East Syrian: Further Evidences//ΕΥΛΟΓΗΜΑ: Stud. in honor of R. Taft. R., 1993. P. 571-591; A Syriac Lectionary from the Church of the Forty Martyrs in Mardin, Tur Abdin, Mesopotamia/Ed. A. Vööbus. Louvain, 1986. (CSCO; 485); Isaac J. aksa d-Hussaya: Le rite du Pardon dans l " Église syriaque orientale. R., 1989. (OCA; 233); Vadakkel J. The East Syr. Anaphora of Mar Theodore of Mopsuestia. Kottayam, 1989. (Orient. Inst. of Religious Stud.; 129); Elavanal Th. A Study of the Anaphora of the Apostles Mar Addai and Mari. Kottayam, 1989; Bradshaw P. Ordination Rites of the Ancient Churches of East and West. N. Y., 1990; Kannookadan P. The East Syrian Lectionary: An Hist.-Liturgical Study: Diss. R., 1991; Gelston A. The Eucharistic Prayer of Addai and Mari. Oxf., 1992; Naduthadam S. L " anaphore de Mar Nestorius.: Diss. P., 1992; Spinks B. D. Prayers from the East. Wash., 1993; Mannooramparampil Th. The Explanation of All the Divine Mysteries of Yohannan bar Zo " bi. Kottayam, 1993; Kollamparampil A. G. Week of the Victorious Paschal Lamb: From Palm Sunday to Easter Sunday in the East Syrian Liturgy//Hebdomadae Sanctae Celebratio: Conspectus Historicus Comparativus. R., 1997. P. 135-163. (BEL.S; 93). А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО чин полной евхаристической литургии, некогда использовавшийся в византийской богослужебной традиции по воскресеньям и праздникам, а в настоящее время совершаемый в православной Церкви 10 раз в год АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице

http://pravenc.ru/text/155372.html

240 . Исаак Сирин , преп. О Божественных тайнах и о духовной жизни: Ново-открытые тексты/Пер. Иларион (Алфеев) , иером. М. 1998. 289. [Рус. V2]. 241 . Исаак Сирин , преп. О совершенстве духовном/Пер. Иларион (Алфеев) , иером.//ЦиВ 1998. 4(7). 179–191. [Рус. VI. Неперев. С Соболевским 5.238) слова 19, 20, 21, 55]. 242 . Οι ασκητικο, λγοι ββα Ισακ το Σρου μετενενεχθντες εκ της αρχαας εις την νεωτραν Ελληνικν Εκδ. Παντοκρατορινοσ Κ. θναι 1961. [Новогреч. VI]. 243 . Mystic Treatises by Isaac of Nineveh. Transl. Wensinck A. J. Amsterdam 1923. 2 Wiesbaden 1969. [Англ. VI. Первый пер. с сирийского на (неск. искусственный) англ., сделанный голландским востоковедом]. 244 . Ascetic Homilies of St. Isaak the Syrian. Transl. the Holy Transfiguration Monastery. [Transl. Miller D.] Boston 1984. [Англ. VI]. 245 . Isaak le Syrien. Oeuvres spirituelles/Trad. Touraille J. P. 1981. [Франц. VI]. 246 . Isacco di Ninive. Discorsi spirituali (Capitoli sulla conoscenza, preghiere, contemplazione sull’argomento della Gehenna, altri opuscoli)/Introd., trad., note a cura di Bettiolo P. Bose 1985. изд., доп.: Bose 1990. 272. [Итал. VI]. 247 . Isacco di Ninive. Un’umile speranza. Antologia. Scelta, tradotta dal syr. a cura di Sabino Chialà, monaco di Bose. Bose 1999. 248. См. также Peradze G. Die altchristliche Literatur in der georgischen Überlieferung 14 .91): здесь опис. и каталог груз. пер. древнехрист. лит-ры включают пер. Исаака Сирина (см. 15, 16 под им. Ефрема). Главы подвижнические (Capita ascetica, CPG 7868) 248 . Besson М. Un recueil de sentences attribuées à Isaac//OrC 1901. 1. 46–60; 288–298. [Греч.]. О вере православной (Tractatus de fide orthodoxa, CPG 7870) 249 . Abramowski L., Goodman A. E. A Nestorian collection of christological texts. Cambridge 1972. 1. 58–105. [Пер.]; 2. 36–61. [Введ., указатели]. Исследования 250 . Иларион (Алфеев) , иером. Мир Исаака Сирина . М. 1997. 323. 251 . Иларион (Алфеев) , иером. Творения преп. Исаака Сирина в греческом и русском переводах: послесловие к публикации новооткрытых текстов//ЦиВ 1998. 4(7). 146–178. [Обсуждаемая публ.: см. 5 .240].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

3 . Х XI [Абуладзе И. «Учения отцов» согласно рукописям X и XI вв. Тбилиси, 1955]. Эта публикация основана на следующих рукописях: Tbil. S–1139 (930–940), Tbil. Н–1662 (1040 г.), Tbil. А–1142, которая представляет собой копию Ath. 9 (977 г.). К этой группе принадлежит и рукопись Sinai geo. 36 (925 г.), которая была недоступна Абуладзе во время его работы над изданием «Учения отцов». 5 См. Pataridze Т. Discours Ascétiques d’Isaac de Ninive: Etude de la tradition géorgienne et de ses rapports avec les autres versions//Le Muséon. 2011. N 124. P. 27–58. 6 См. Pirard Μ. ββ σακ Σρου, Λγοι σκητικο. Κριτικ κδοση. ερ Μον βρων, 2012. Ρ. 187. 7 Это следующие Слова: 4, 5, 6, 35, 15, 36, 8, 10, 11, 13, 14, 12, 7, Иоанн Дальятский (2 по изданию Феотокиса), 16, 17, 30, 32, 63, 5, 2, Иоанн Дальятский 1], 33, 34, 37, 38, 39, 40, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 50, 57. Номера Слов приведены по изданию Беджана. 8 Об этих двух редакциях см. главным образом: Кессель Г. Рукописная традиция первого тома сирийского корпуса Исаака Ниневийского . Предварительные наблюдения (в печати; будет опубл. в сб. Муравьев Α., Жульен Ф., Каввадас Н., Кессель Г., Патаридзе Т., Пирар М. Map Исхак Ниневийский ( Исаак Сирин ): Книга о восхождении инока. [Т. I, трактаты 1–6]. М., 2014; Chialà S. L’opera di Isaaco di Ninive nella tradizione manoscritta siriaca: PhD Thesis. Louvain, 2007; Idem. Dall’ascesi eremitica alla misericordia infinita: ricerche su Isacco di Ninive e la sua fortuna. Firenze, 2002. (Biblioteca della Rivista di Storia e Letteratura Religiosa. Studi, 14); [Miller D.] The Ascetical Homilies of Isaac the Syrian. Boston, 1984; Pirard M. ββ σακ Σρου… 9 Эта рукопись разделена на три части: BnF syr. 378 (fol. 61–68), Milan, Ambr. A–296 (fol. 122–129) и Sinai syr 24. См. Briquel-Chatonnet F. Manuscrits syriaques de la Bibliothèque nationale de France (nos356–535, entrés depuis 1911). P., 1997. P. 76–77; Nau F. Analyse du manuscrit syriaque de Paris 378»//Revue de l’Orient Chretien. 1929–1930. N 7/27. P. 411–415; Géhin P. Manuscrits Sinaïtiques disperses I: Les fragments syriaques et arabes de Paris//Oriens Christianus. 2006. N 90. P. 23–43; Chabot J. B. Inventaire des fragments de mss. Syriaques//Le Muséon. 1936. N 49. P. 44; Smith Lawis A. Catalogue of the Syriac Manuscripts in the Convent of the S. Catharine. L., 1894. P. 41; Kamil M. Catalogue of All Manuscripts in the Monastery of St. Catharine. Wiesbaden, 1970. P. 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/is...

9. Две мемры об Иове ( Biesen. N 73-74); изд.: Rahmani. Luqote. Vol. 2. P. 92-109, 109-115; 1-я из них опубл. также: Bedjan P., ed. Homiliae Selectae Mar-Jacobi Sarugensis. P.; Lpz., 1910. P. 180-202. 10. Др. мемры, приписываемые Е. С., опубликованные в последние годы; поскольку семисложный размер известен как «размер св. Ефрема», большое кол-во мемр, заведомо не принадлежащих Е. С., были ошибочно приписаны ему в рукописной традиции; это также относится к следующим мемрам, опубликованным в последние неск. десятилетий: Мемра об Аврааме и Сарре в Египте ( Biesen. N 47; CPG, N 4160. 1); изд. с англ. переводом: Brock S. P., Hopkins S. A Verse Homily on Abraham and Sarah in Egypt//Le Muséon. 1992. Vol. 105. N 1/2. P. 87-146; текст имеется также в Rahmani. Luqote. Vol. 2. P. 16-22; 2 мемры об Аврааме и Исааке ( Biesen. N 55; инципит, приводимый под N 55, ошибочный, он принадлежит N 61); изд. с англ. переводом: Brock S. P. Two Syriac Verse Homilies on the Binding of Isaac//Le Muséon. 1986. Vol. 99. N 1/2. P. 61-129 (переизд.: Brock S. P. From Ephrem to Romanos. Aldershot, 1999. Chap. 6); текст имеется также в Rahmani. Luqote. Vol. 2. P. 35-48; Мемра о прор. Илии ( Biesen. N 61); изд. с англ. переводом: Brock S. P. Syriac Verse Homily on Elijah and the Widow of Sarepta//Le Muséon. 1989. N 102. P. 93-113; Мемра о Марии и Иосифе. Издана в Rahmani. Luqote. Vol. 2. P. 58-67; представляет собой др. редакцию мемры, изд. в CSCO; 363-364. Syr.; 159-160; Мемра об ап. Андрее ( Biesen. N 48); изд. с франц. переводом: Esbroeck M., van. Actes syriaques d " André attributes à Éphrem//Symposium Syriacum VII, 1996. R., 1998. P. 85-105. (OCA; 256). Периодизация (хронология) произведений Е. С. Очень мало можно с уверенностью сказать о хронологии творчества Е. С. В нек-рых случаях ту или иную работу можно отнести к его нисибинскому или эдесскому периоду. Так, мемры о вере, постный и пасхальный циклы мадрашей (исходно - одно собрание, если судить по данным рукописи Sinait. Syr. 10) и, возможно, мадраши о рае относятся к раннему периоду. Самая поздняя датировка может быть определена на основании внутренних свидетельств по крайней мере для тех мемр о нисибинцах, в к-рых говорится о конкретных нисибинских епископах; мемр о Никомидии, к-рая была разрушена землетрясением в 358 г., и об императоре Юлиане, который умер в 363 г. Мадраши против ересей и прозаические опровержения почти несомненно принадлежат к эдесскому периоду жизни Е. С.; то же может быть сказано и в отношении мадрашей о вере (нек-рые из них направлены против Евномия). Комментарий на Диатессарон был, возможно, окончательно отредактирован уже после смерти Е. С. Для датировки других собраний мадрашей данных либо слишком мало, либо нет вообще.

http://pravenc.ru/text/376984.html

517-642) ( Biesen. N 31); 20 гимнов, возможно, Е. С. не принадлежат; последние 3 (гимны 18-20) переизданы в CSCO. Vol. 186-187; 17-й (диалог между Девой Марией и ангелом) переиздан С. Броком: Brock S. P. Sughyotho mgabyotho. Losser, 1982). Hymni de Jejunio et de Christi Miraculis ac Mysteriis (Гимны о посте и о чудесах и тайнах Христа - Col. 643-824); гимны 1-12 переизданы в CSCO. Vol. 246-247 (Гимны о посте), гимны 13-17 в CSCO. Vol. 198-199 (Гимны о Церкви. 40-44), гимны 22-34 в CSCO. Vol. 223-224 (Гимны о девстве. 1-10, 14, 19, 33). T. 4. Acta Mar Abrahae Kidunaiae (Деяния мар Авраама Кидунского - Col. 1-84) ( Biesen. 155); маловероятно, чтобы Е. С. был автором этого произведения: в самой древней рукописи автор не указан. Sermones de Reprehensione (Гомилии об укорении - Col. 85-140); Col. 85-134 переизданы в CSCO. Vol. 363-364. Syr. 159-160. Sermo de Monachis, Ascetis et Eremitis (Гомилия о монахах, аскетах и отшельниках - Col. 141-186) ( Biesen. N 106); принадлежит Исааку Антиохийскому; переиздана: Bedjan. 1903. P. 49-70 (гомилия 6); исследование о ней: Mathews E. «On Solitaries»: Ephrem or Isaac//Le Muséon. 1990. Vol. 103. N 1/2. P. 101-110. Sermo de Reprehensione (Гомилия об укорении - Col. 185-208) ( Biesen. N 93). Cohortatio ad Monachos (Увещание к монахам - Col. 207-216) ( Biesen. N 51). Sermo de Oppressione et Calumnia (Гомилия о насилии и клевете - Col. 217-226) ( Biesen. N 80). Sermo de Cupiditate (Гомилия о любви - Col. 225-242) ( Biesen. N 58); принадлежит Исааку Антиохийскому; переиздано: Bedjan. 1903. P. 36-44 (гомилия 4). Sermo de Reprehensione (Гомилия об опровержении - Col. 241-262) ( Biesen. N 92); принадлежит Исааку Антиохийскому; переиздано: Bedjan. 1903. P. 13-24 (Гомилия 2). Sermo de Reprehensione (Гомилия об опровержении - Col. 263-356); переиздана в CSCO. Vol. 305-306; Sermones Rogationum (Просительные гомилии - Col. 357-454) ( Biesen. N 100); являются дополнением к T. 3. Col. 1-125. Sermo de Poenitentia (Гомилия о покаянии - Col. 453-462) ( Biesen. N 85); принадлежит Исааку Антиохийскому. Hymni de Ecclesia et Virginitate (Гимны о Церкви и девстве - Col. 497-670); переизданы в CSCO. Vol. 223-224 (Гимны о Девстве. 9-38, 43, 45-47, 49, 50, 52). Hymni Dispersi (Различные гимны - Col. 671-790) ( Biesen. N 41); из 25 гимнов 1-й (по-видимому, подлинный) переиздан в CSCO. Vol. 174-175, 19-й переиздан в CSCO. Vol. 212-213, 13-й принадлежит Иакову Саругскому (изд.: Madrosho d-Mor Yaqub Malfono d-al naphsho//Qolo Suryoyo. Hengelo, 2001. N 133. P. 230-227 (так!)), 18-й цитируется в ркп. Sinait. Syr. 10 как принадлежащий к «Тому о посте». Sermones de Joseph (Гомилии об Иосифе - Col. 791-844); завершают серию стихотворных гомилий об Иосифе, начатую в Т. 3. Col. 349-640.

http://pravenc.ru/text/376984.html

Гл. 3), – пусть даже мы согласимся, что он [имеющий сожительниц] не соблазняется и не уязвляется страстью вожделения, но если и не терпит вреда сам, тем не менее не может и остальных с легкостью убедить в том, что не подвержен страсти. Соблазнять же многих, не имея ни одной добродетели, небезопасно для того, кто это делает. Кроме того, нужно иметь в виду и другое: пусть даже мужчина не терпит вреда, глядя на женщину – однако он не может утверждать, что и женщина свободна от страстей плоти. Может статься, она немощна разумом, или более восприимчива к страсти – и приобрела любовное влечение к тому, кто неосторожно общался с ней. В таком случае он сам не был ранен – однако же ранил неоднократно, не зная о том. Словом, чтобы не случилось всего этого, каждый должен хранить себя и, если возможно, совсем не общаться с женщинами. Если же невозможно, то, по крайней мере, избегать частых и продолжительных встреч с женщинами, как вообще со всеми, так в особенности с монахинями» (Basil. Magn. Const. monast. 3. 2//PG 31, 1345A–1345C). И это касается всех: и клириков, и мирских, и особенно монахов, – потому что ту же самую брань, какую имеют монахи к монахиням, имеют и монахини к монахам. Потому и авва Исаак, наставляя одного из своих монахов, говорит сверх того, что от посвященных дев, т. е. монахинь, должно бежать как от огня (Isaac. Syr. Or. 9). Если же святые запрещают общаться с женщинами и монахинями, не тем ли более жить вместе с ними? Все, что мы сказали об имеющих женщин-сожительниц, подходит и к тем, кто держат в домах безбородых юношей и живут вместе с ними. Поэтому великий Григорий в своих стихах советует не только невинному юноше, но и всякому, а особенно клирику или монаху, избегать сожительства с такими молодыми людьми: «Мужа всякого избегай, сожителя же – более всех» (Greg. Nazianz. Carm. moral. 2//PG 37, 586A). А Василий Великий в подвижническом слове об отречении говорит: «Если ты молод телом или хотя стар телом, но молод умом, избегай как огня близких отношений с юными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

R., 1989; Blum J. G. Zum Bau von Abschnitten in Memre von Jakob von Sarug//III Symp. Syriacum, 1980. R., 1983. P. 307-321. (OCA; 221); Samir K. Un example des contacts culturels entre les églises syriaques et arabes: Jacques de Saroug dans la tradition arabe//Ibid. P. 213-245; Rilliet F. Rhétorique et style à l " époque de Jacques de Saroug//IV Symp. Syriacum, 1984. R., 1987. P. 289-295. (OCA; 229); Brock S. The Published Verse Homelies of Isaac of Antioch, Jacob of Serugh and Narsai: Index of Incipits//JSS. 1987. Vol. 32. P. 279-313; Bou Mansour T. L " Eucharistie chez Jacques de Saroug//PdO. 1992. Vol. 17. P. 37-60; idem. La théologie de Jacques de Saroug. Kaslik, 1993-2000. 2 vol.; idem. Die Christologie des Jakob van Sarug// Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg i. Br. etc., 2002. Bd. 2/3: Die Kirchen von Jerusalem und Antiochien nach 451 bis 600/Hrsg. Th. Hainthaler. S. 449-499; Papoutsakis M. Formulaic Language in the Metrical Homilies of Jacob of Serugh//VII Symp. Syriacum, 1996. R., 1998. P. 445-451. (OCA; 256); Fiey J. M. Jacques, évêque de Saroug//DHGE. T. 26. Col. 739-740; МсСаггоп R. E. An Epiphany of Mystical Symbols: Jacob of Sarug " s Mêmrê 109 on Abraham and His Types//Hugoye: J. of Syriac Studies. 1998. Vol. 1. N 1 [Электр. ресурс: Kollamparampil T. Salvation in Christ according to Jacob of Serugh. Bangalore, 2001; Kohlbacher M. Die Taufe Kaiser Konstantins und ihr geheimer Held: Anm. zu einem Memra des Jakob von Batnan in Sarug (BHO 1070. 1072 [syr.]/1071 [arab.])// Tamcke M., hrsg. Syriaca. B.; Hamburg; Münster, 2002. S. 29-76; Puthuparampil J. Mariological Thought of Mar Jacob of Serugh (451-521). Kottayam, 2005; Ashbrook S. H. Bride of Blood, Bride of Light: Biblical Women as Images of Church in Jacob of Serug//Malphono w-Rabo d-Malphone: Studies in Honor of S. P. Brock. Piscataway (N. J.), 2008. P. 177-204. Библиогр.: Alwan Kh. Bibliographie générale raisonnée de Jacques de Saroug ( 521)//PdO. 1986. Vol. 13. P. 313-383. А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВДА († 420), еп. г. Хормизд-Ардашир, сщмч. Персидский (пам. 31, 11, 12 или 30 марта, 5 сент., 17 окт.) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/200347.html

2000. С. 43-44). Тезис о «формальной» принадлежности И. С. к несторианской Церкви был повторен А. И. Сидоровым . Он выдвинул гипотезу о том, что И. С. мог принадлежать к прохалкидонскому течению внутри несторианской Церкви. В монашеских кругах Церкви Востока с кон. VI в. существовало течение, к-рое имело тенденцию к сближению или даже слиянию с православием халкидонского направления: к этому течению принадлежали, в частности, Хнана и Сахдона (Мартирий) . Если И. С. также принадлежал к данному течению, его отречение от епископской кафедры можно истолковать как разрыв с Церковью Востока и тайный переход на халкидонские позиции ( Сидоров. 1996. С. 121-122). Эта гипотеза, предлагающая выход из противоречия между принадлежностью И. С. к Церкви Востока и его почитанием в православной Церкви, не подтверждается ни одним заслуживающим доверия источником. Писания самого И. С. (в частности, II 39. 7, где он повторяет анафемы Соборов рубежа VI и VII вв., созванных против Хнаны) свидетельствуют как раз об обратном: он предпочитал держаться официальной доктрины своей Церкви и не симпатизировал оппозиционным течениям. Сочинения Восточносир. источники говорят то о 5, то о 7 «томах» сочинений И. С., однако неизвестно, идет ли речь о различном делении корпуса текстов, к-рый дошел до нас, или о к.-л. утраченных сочинениях И. С. Том 1 Оригинальный текст 1-го т. сочинений И. С. включает 82 Слова. Он сохранился в 2 редакциях - восточной и западной. 1-я редакция представлена в издании Беджана ( Isaac Syrus. De perfectione religiosa. 1909; далее: B) - единственном имеющемся издании сир. текста, основанном на рукописи 1235 г. (Mardin 46). 2-я редакция отражена в неск. рукописях, самая ранняя из к-рых датируется IX-X вв. (Sinait. Syr. 24). Главные различия между редакциями: 1) восточная содержит многочисленные тексты и 8 Бесед, отсутствующих в западной; 2) западная содержит немногие тексты, отсутствующие в восточной; 3) восточная содержит цитаты из сочинений Феодора Мопсуестийского и Диодора Тарсийского: в западной эти тексты приписаны др.

http://pravenc.ru/text/674153.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010