Как и свт. Афанасий, Герминий проводит отсутствующую у Оригена «демаркационную линию», и проводит ее, естественно, не так, как это сделал Арий, рассматривавший Бога Сына как высшее творение. 934 Однако в своей пневматологии Герминий все же остался на антиомоусианских позициях, однозначно включив Святого Духа в рамки тварного мира. Подводя итог настоящему разделу, стоит отметить, что вопрос о том, отступает ли Герминий от омийства в 366 г. или нет, по сути дела, теряет всякий смысл в свете всего сказанного выше. Омийство так и не стало после Аримино-Селевкийского собора сплоченной церковно-политической партией. Здание новой имперской ортодоксии, которое Констанций созидал, прикладывая огромные усилия и преодолевая множество препятствий, так и не было достроено и разрушилось вскоре после его смерти. Так называемые омии давали постановлениям 359–360 гг. различные трактовки и даже опирались на различные догматические документы, будь то четвертая сирмийская формула, никская формула или константинопольский символ. Показательно также и отсутствие каких-либо определенных свидетельств о контактах в 60–70-е гг. IV в. иллирийских омиев с их восточными союзниками акакианами. Члены возникшего в 357 г. блока, ставшего ядром омийского течения, были теперь разделены в политическом отношении, и их волновали отныне совершенно разные проблемы. Завершая настоящую главу, следует отметить, что 50–70-е гг. IV в. имеют особое значение в истории арианской смуты, поскольку сам характер противостояния в этот период качественно меняется. Если в предшествующий период камнем преткновения является вопрос о виновности или невиновности (причем как в ересях, так и в канонических и даже гражданских преступлениях) отдельных церковных деятелей, то начиная с конца 50-х гг. IV в. в центре внимания оказывается собственно вопрос об общецерковном вероучении, его письменной фиксации и соборном подтверждении. Очевидно, именно осознание необходимости достижения вселенского согласия по вопросу об общеобязательных основах вероучения и подвигла императора Констанция и епископов из его окружения созвать новый «вселенский» собор в Аримине и Селевкии и попытаться утвердить на нем новую форму ортодоксии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Когда они прибыли в Аримин, Собор, состоявший из 400 епископов, подавляющее число к-рых были приверженцами никейского исповедания, уже открыл свои заседания. Привезенный В. и У. из Сирмия текст вероисповедания был с негодованием встречен всеми правосл. епископами. Они подтвердили свою приверженность Никейскому Символу веры и отлучили В. и У. от общения за отказ произнести анафему на арианство. Последние, впрочем, образовали свой «Собор» из 80 арианствующих епископов, на к-ром и подписали вероисповедание, получившее название «датированной веры». Т. о. Ариминский Собор распался на 2 части, правосл. и арианскую, каждая направила делегацию в К-поль к императору. Ариане во главе с В. и У. сумели опередить православных и очернить их перед императором. Правосл. делегаты даже не были приняты, получив приказ дожидаться в Адрианополе возвращения императора из персид. похода. В. и У. путем уговоров и угроз убедили их поставить свои подписи под только что составленным ими вероисповеданием, где в сокращенном виде повторялась 4-я сирмийская формула, но в соответствии с изначальным стремлением ариан были опущены слова о подобии Сына Отцу «во всем» и вместо этого заявлялось, что Сын подобен Отцу «согласно Писанию»; слово «сущность» (οσα) вообще изымалось из употребления. После того как правосл. делегаты подписали эту формулу, им было позволено вернуться в Аримин; туда же прибыли В. и У., потребовав от проч. участников Собора подписать новое вероизложение. Большинство епископов постепенно уступили и подписались под новой формулой; 20 наиболее стойких «никейцев» во главе с Февадием Агинским и Сервацием Тунгрским (Тонгренским) согласились принять ее только в том случае, если к ней будет приложена анафема на учение Ария. В. и У. согласились на это. Анафематизмы против Ария, составленные Февадием и Сервацием, были добавлены к вероисповеданию. После этого Собор, заседавший 7 месяцев (с кон. мая по дек. 359), был распущен, а В. и У. направились ко двору в К-поль с окончательным вариантом вероопределения; т. н. ариминская формула была утверждена Констанцием и присутствующими в столице епископами (1 янв. 360). Т. о. В. и У. оказались у истоков новой арианствующей партии «омиев» и явились составителями ариминской формулы, к-рая считалась офиц. Символом веры зап. ариан до нач. VIII в. О том, что несмотря на все политические уступки В. и У. оставались убежденными арианами, свидетельствует свт. Иларий Пиктавийский, к-рый сообщает, что во время его пребывания в К-поле (кон. 359 - нач. 360) пользовалось известностью подписанное именами В. и У. сочинение, в к-ром излагалось учение Ария в его строгой форме (не сохр.). Впосл. В. и У. демонстративно отказались признать это сочинение своим.

http://pravenc.ru/text/153949.html

Когда император осознал, что василиане являются хотя и значительной, но не единственной авторитетной богословской партией, он решил созвать новый Вселенский Собор, который положил бы конец спорам в Церкви. Согласование места проведения и предварительная подготовка к Собору были поручены Василию Анкирскому . Однако впоследствии под влиянием придворных церковных деятелей, в первую очередь арианских епископов Валента и Урсакия , планы Констанция изменились. Вместо одного Собора было решено созвать два: западные епископы должны были собраться в Аримине, восточные - в Селевкии Исаврийской (см. Аримино-Селевкийский Собор ). Василий Анкирский узнал об этих планах лишь в начале 359 года, когда ему было предписано явиться в имп. резиденцию в Сирмий. Чтобы предстоящие Соборы не тратили время в бесплодных спорах, император решил предоставить им на обсуждение уже готовое изложение веры . Для этого в Сирмий и были приглашены представители различных богословских партий, в т. ч. и Василий Анкирский как представитель омиусиан. Новое вероисповедание известно как 4-я Сирмийская формула, или " датированная вера " (под ней значилась дата подписания - 22 мая 359 года). В этом исповедании запрещалось употреблять слово " сущность " (οσα), на котором зиждилось все богословие омиусиан. Противники Василия - Валент, Урсакий и Евдоксий Антиохийский - отрицали этот термин на том основании, что его нет в Священном Писании. Омиусианская формула " подобие по сущности " была заменена более общей: " подобен во всем " (μοιος κατ πντα). Еп. Василий уступил и принял новое изложение веры, но при подписании сделал существенную приписку, которую можно рассматривать как его символ веры: " Я, Василий, епископ Анкиры, верую [так] и согласен с тем, что написано выше, исповедуя Сына во всем подобным Отцу: во всем, то есть не только по волению (κατ τν βολησιν), но и по ипостаси, существованию и бытию (κατ τν πστασιν, κατ τν παρξιν κα κατ τ εναι), так как Сын по Божественным Писаниям - Дух от Духа, жизнь от жизни, свет от света, Бог от Бога, истинный Сын от Истинного [Отца], Премудрость Сын от Премудрого Бога Отца (σοφαν Υν κ σοφο Θεο κα Πατρς) - одним словом, Сын во всем подобен Отцу, как [любой] сын - отцу (ς υν πατρ). Если же кто говорит, что [Он] подобен [лишь] в чем-то, тот чужд Кафолической Церкви, так как не говорит, что по Писаниям Сын подобен Отцу " .

http://drevo-info.ru/articles/13679017.h...

4-я сирмийская формула (359 г.), заменявшая слова «по сущности» словами «во всем», явилась частичным реваншем омиев; Никская формула, подписанная в г. Ника делегатами Ариминского собора (359 г.), которая стала новой победой омиев; в ней слова «подобен во всем» заменялись на неопределенное «подобен по Писанию». На Ариминском соборе эту формулу удалось протолкнуть только ценой добавления анафем Арию, но в 360 г. она была подтверждена Константинопольским собором, став основой для омийного арианства в правление императора Валента. В 361 г. император Констанций умер, а наследовавший ему язычник Юлиан вернул из ссылки всех сосланных епископов, надеясь на усиление распрей в Церкви. После воцарения Валентиниана и Валента никейская вера опять возобладала на Западе. На Востоке же утвердилось омийное арианство. Император Валент всячески поддерживал лидера ариан Евдоксия, занимавшего константинопольскую кафедру (360–370), однако не осмелился вновь изгнать из Александрии Афанасия Великого , который вместе с Василием Великим активно готовил почву для церковного воссоединения. Только после воцарения Феодосия I никейская ортодоксия получила поддержку и на Востоке, что было закреплено в императорских указах и в решениях II Вселенского собора (Константинополь, 381 г.). На Константинопольском соборе 381 г. была принята новая редакция Никейского символа в 12 пунктах (членах), известная как Никео-Цареградский символ веры : (по-гречески Πιστεω εις να θεν, Πατρα, παντοκρτορα, ποιητν ορανο κα γς, ρατν τε πντων κα ορτων. Κα εις να Κριον ησον Χριστν, τον Υν το Θεο τν μονογεν, τν κ το Πατρς γεννηθντα προ πντων τν αινων. Φ ς κ φωτς, θεν ληθινν κ Θεο ληθινο γεννηθντα, ο ποιηθντα, μοοσιον τ Πατρ, δι» ο τ πντα γνετο. Τν δι " μς τος νθρπους κα δι τν μετραν σωτηραν κατελθντα κ τν ουρανν κα σαρκωθντα κ Πνεματος γου κα Μαρας τς Παρθνου κα νανθρωπσαντα. Σταυρωθντα τε πρ μν π Ποντου Πιλτου κα παθντα κα ταφντα. Κα ναστντα τ τρτη μρα κατ τς Γραφς. Κα νελθντα ες τος ορανος κα καθεζμενον κ δεξιν το Πατρς. Κα πλιν ρχμενον μετ δξης κρναι ζντας κα νεκρος, ο τς βασιλεας οκ σται τλος.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т. о. оформилась партия крайних ариан - аномеев , признававших Сына ни в чем не подобным Отцу. Возрождение чистого арианства вызвало бурю негодований в Церкви. Первым с призывом защитить правую веру выступил еп. Георгий Лаодикийский . Василий Анкирский с готовностью откликнулся на его призыв. Для этой цели он пригласил всех епископов собраться на Пасху в Анкире по случаю освящения новой базилики. На Анкирском Соборе 358 , проходившем под председательством еп. Василия, участвовало 12 епископов . Выработанное ими постановление фактически ознаменовало рождение партии омиусиан , противопоставлявших себя как никейскому Православию, так и крайнему арианству аномеев. Основой богословских взглядов Василия Анкирского и его сторонников стал тезис о " родственном единстве " (τν γνσιαν) первого и второго Лиц Св. Троицы, в соответствии с которым Сын во всем, в т. ч. и по сущности, подобен Отцу (μοιος κατ οσαν), но не тождествен с Ним. Т. о., на место никейского догмата о единосущии Сына Отцу (μοοσιος) было выдвинуто учение о подобосущии (μοιοσιος). От последнего термина возглавляемая еп. Василием богословская партия и получила название омиусиан ( " подобосущников " ). Часто омиусиан именовали также по имени их главы василианами. После Собора еп. Василий Анкирский вместе с еп. Евстафием Севастийским и еп. Элевсием Кизическим , в качестве делегатов Собора отправились ко двору имп. Констанция II в Сирмий , чтобы ознакомить его с положением церковных дел на Востоке и предложить выработанное в Анкире вероопределение. В Сирмии Василий Анкирский, используя прежние связи и свое красноречие, сумел склонить императора на свою сторону. На состоявшемся летом 358 году 3-м Сирмийском Соборе была выработана новая вероисповедная формула. По существу это была 2-я формула Антиохийского Собора 341 года с добавлением учения о том, что Сын подобен Отцу по сущности . Пользуясь расположением императора, Василий по возвращении на Восток устроил с помощью гос. чиновников настоящий разгром аномеев: 70 представителей этой партии были отправлены в ссылку, в т. ч. Евдоксий Антиохийский и Аэтий . По словам арианского историка Филосторгия , эти меры осуществлялись без ведения императора . Вскоре все изгнанники вернулись из ссылки.

http://drevo-info.ru/articles/13679017.h...

Пользуясь расположением императора, В. по возвращении на Восток устроил с помощью гос. чиновников настоящий разгром аномеев: 70 представителей этой партии были отправлены в ссылку, в т. ч. Евдоксий Антиохийский и Аэтий . По словам арианского историка Филосторгия , эти меры осуществлялись без ведения императора ( Philost. Hist. eccl. IV 9). Вскоре все изгнанники вернулись из ссылки. Когда император осознал, что василиане являются хотя и значительной, но не единственной авторитетной богословской партией, он решил созвать новый Вселенский Собор, к-рый положил бы конец спорам в Церкви. Согласование места проведения и предварительная подготовка к Собору были поручены В. ( Sozom. Hist. eccl. IV 16). Однако впосл. под влиянием придворных церковных деятелей, в первую очередь арианских епископов Валента и Урсакия , планы Констанция изменились. Вместо одного Собора было решено созвать два: зап. епископы должны были собраться в Аримине, вост.- в Селевкии Исаврийской (см. ст. Аримино-Селевкийский Собор ). В. узнал об этих планах лишь в нач. 359 г., когда ему было предписано явиться в имп. резиденцию в Сирмий. Чтобы предстоящие Соборы не тратили время в бесплодных спорах, император решил предоставить им на обсуждение уже готовое изложение веры (Ibid. IV 17). Для этого в Сирмий и были приглашены представители различных богословских партий, в т. ч. и В. как представитель омиусиан. Новое вероисповедание известно как 4-я Сирмийская формула, или «датированная вера» (под ней значилась дата подписания - 22 мая 359 г.). В этом исповедании запрещалось употреблять слово «сущность» (οσα), на к-ром зиждилось все богословие омиусиан. Противники В.- Валент, Урсакий и Евдоксий Антиохийский - отрицали этот термин на том основании, что его нет в Свящ. Писании. Омиусианская формула «подобие по сущности» была заменена более общей: «подобен во всем» (μοιος κατ πντα). В. уступил и принял новое изложение веры, но при подписании сделал существенную приписку, к-рую можно рассматривать как его символ веры:

http://pravenc.ru/text/150685.html

693 Hilar. De synod. 11: Quod vero quosdam aut multos movebat de substantia, quae graece usia appellatur, id est (ut expressius intelligatur), homousion, aut quod dicitur homoeusion, nullam omnino fieri oportere mentionem. 694 В. А. Лёр видит в этих словах аллюзию на исповедание веры отцов Сердикского собора 343 г. где указывается, что «имя Отца более имени Сына» (Theodoret. Hist. eccl. II. 8. 45. Löhr W. A. Die Entstehung. S. 49). 695 Nulla ambiguitas est, majorem esse Patrem. Nulli potest dubium esse, Patrem honore, dignitate, claritate, majestate, et ipso nomine Patris majorem esse Filio, ipso testante, Qui me misit, major me est. Et hoc catholicum esse, nemo ignorat, duas personas esse Patris et Filii, majorem Patrem, Filium subjectum cum omnibus his quae ipsi Pater subjecit. 696 Пятая антиохийская формула (Ath. De synod. 26): «Посему, веруя во всесовершенную и святейшую Троицу, т.е. в Отца и Сына и Духа Святого, и именуя как Отца Богом, так и Сына Богом, исповедуем не двух богов, но единое достоинство Божества, и единое, совершенное согласие Царства; потому что один Отец всеначальствует вообще над всеми, даже и над самим Сыном, а Сын покорствуя Отцу, исключая Его, царствует над всеми, которые под Ним и сотворены Им, и по Отчему изволению обильно дарует святым благодать Святого Духа» В данном случае, несмотря на явный субординационизм, акцент делается не на превосходстве Отца, а на послушании Ему Сына и согласии Лиц Пресвятой Троицы. Первая сирмийская формула (Hilar.De synod. 38; Ath. De synod. 27; Socrat. Hist. eccl. II. 30): «Не уравниваем и не уподобляем Сына Отцу, но считаем подчиненным (Ему)». (non enim exaequamus vel comparamus Filium Patri, sed subjectum intelligimus). Акакий Кесарийский называет Бога Сына Царем, добровольно подчинившим Себя Царю Отцу (см. Epiphan. Panarion. 72. 7). Приведенные цитаты показывают, что иллирийские епископы не были новаторами в своем субординационизме, однако именно в составленном ими тексте идея подчиненности Бога Сына Богу Отцу занимает центральное место, а идея единства Пресвятой Троицы обходится молчанием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Однако решение К., оформленное Собором в Сирмии, лишь осложнило ситуацию для Восточной Церкви. Против омиусиан выступали как ариане-аномеи во главе с еп. Евдоксием Антиохийским, так и вост. консерваторы. К кон. 358 г. представители этих группировок Евдоксий Антиохийский, Георгий Александрийский и Марк Арефузский явились в Сирмий с жалобами на василиан. Под их влиянием К. был вынужден делать следующие шаги к умиротворению Церкви и объявить о созыве нового большого Собора (см. ст. Аримино-Селевкийский Собор ). Он должен был состоять из 2 частей: вост. епископам К. предписывал собраться в Селевкии Исаврийской (ныне Силифке, Юго-Вост. Турция), западным - в Аримине (ныне Римини, Италия). После завершения основных заседаний по 10 представителей от каждого Собора должны были прибыть к К. для окончательного согласования постановления. Этим разделением К. достигал 2 целей. Во-первых, так можно было избежать нового витка конфронтации между вост. и зап. епископами. Во-вторых, такая форма Собора позволяла сократить гос. расходы на его проведение. Впрочем, К. не хотел допустить бесконтрольных дискуссий, к-рые, как правило, приводили к новым расколам, и подготовил для соборного обсуждения свой вариант вероисповедания. Для его выработки в Сирмий были вызваны все основные представители различных богословских партий (кроме никейцев). В результате совещаний в резиденции К. в течение весны 359 г. появилось новое изложение, известное как «Датированная вера», или 4-я Сирмийская формула. Основным автором текста был еп. Марк Арефузский. Формула представляла собой компромисс: ариане-аномеи во главе с еп. Евдоксием отступились от учения о неподобии, омиусиане отказались от положения о подобии Сына Отцу по сущности. Был признан общий термин - «подобен во всем» (μοιος κατ πντα). Впрочем, уже при подписании этого документа 22 мая 359 г. еп. Валент опустил слова «во всем» и лишь потом поставил их по настоятельному требованию К. Свт. Василий Анкирский прибавил свое понимание этих слов: «во всем... т. е. и в сущности, и в ипостаси...» ( Epiph. Adv. haer. 22). Тем не менее с этим исповеданием веры участники совещания направились на Соборы в Селевкию и Аримин.

http://pravenc.ru/text/2057136.html

В 358 г. Евдоксий провел в Антиохии собор с участием вид­ных ариан Акакия из Кесарии Палестинской и Урания Тирского, на котором была провозглашена в качестве вероучительного сим­вола арианская по своему содержанию 2-я Сирмийская формула и одновременно отвергнуто не только учение о единосущии, но и о подобосущии (омиусиос). Реакцией на собор стало послание Георгия Лаодикийского епископам Македонию, Василию, Кекропию и Евгению, в котором он призывал их немедленно принять меры по спасению Антиохийской церкви от еретической угрозы, которую несет с собой Евдоксий, покровительствующий откро­венному аномею Аэцию. В ответ на этот призыв епископ Анкирский Василий 12 апре­ля созвал в своем кафедральном городе собор, на котом было зачитано обращение Георгия. Собор в свою очередь составил окружное послание, и в нем анафематствовались как Маркелл, так и аномеи, анафеме, правда, подвергались и приверженцы учения о единосущии. Превратным, с точки зрения участников этого собора, доктринам противопоставлялось учение о том, что Сын подобен Отцу по существу. Находившийся в ссылке на Вос­токе последовательный никеец Иларий Пиктавийский написал тогда сочинение «De conciliis» (О соборах), в котором, обращаясь к своим западным собратьям, призывал их к сближению с теми на Востоке, кто отвергал арианство. Иларий утверждал, что сим­вол Антиохийского собора 341 г., известный под именем Лукиа­на, а также формула Анкирского собора с ее учением о подобии Сына Отцу «по существу» могут считаться догматически прием­лемыми, если их правильно истолковывать, так же как и в свою очередь никейский термин о единосущии при неверной его интерпретации может звучать по-савеллиански. В свою очередь обращаясь к «восточным», он призывал их принять никейское единосущие: «Ведь вы же не ариане! Зачем же, отвергая это сло­во, вы навлекаете на себя упрек в арианстве? Нужно собраться вместе и сообща рассудить, чтобы не устранялось то, что хоро­шо установлено (омоусиос), и не отвергать то, что худо понима­ется (омиусиос)» 208 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«Один Отец всеначальствует вообще над всеми, даже и над самим Сыном, а Сын покорствует Отцу, исключая Его, царствует над всеми, которые под Ним, и сотворены Им, и по Отчему изволению дарует святым благодать Св. Духа. Ибо таков закон единоначалия во Христе, как нам предали священные словеса» 835 . Завершительным моментом первого периода антиникейской консервативной оппозиции, характеризующегося преобладающим влиянием в ней епископов строго-церковного направления, является т. н. 1-я сирмийская формула (351 г.). Изложенная в значительной своей части в форме отдельных анафематизмов, а в своей положительной части почти буквально повторяющая μαστιχος, эта формула ио существу не привносит ничего нового в оборот богословской мысли восточных консерваторов. Ее анафематизмы, направленные преимущественно против Маркелла, Савеллия, Фотина, и строгих ариан, и лишь косвенно – против никео-александрийцев 836 , имеют в виду исключительно отстоят понятие об ипостасной раздельности Лиц Св. Троицы. Не представляет ничего оригинального и субординационизм, проводимый в сирмийской формуле, правда, с некоторою резкостию, но не выходящий из экономических рамок, и не оставляющий сомнения в своем значении, с одной стороны, в виду ясно выраженного учения, что «Сын рожден от Отца», а не «от иной ипостаси» и есть «Бог от Бога, сущее Слово, премудрость» и т. д., – а с другой стороны, и в виду решительного анафематствования всех основных положений арианства. Тезис 1-й сирмийской формулы: «не сопоставляем Сына Отцу, но признаем Его покорным Отцу. Не без Отчего совета снисшел Он в Содом, не от Себя одождил, по от Господа, т. е. по власти Отца; также не Сам Собою восседает одесную Отца, но слышит вещающего Ему Отца «седи одесную Мене» ( Пс. 109:1 ) – направлен не против никейского единосущия, но наоборот, против тех, «кто, слыша, что Отец Господь, и Сын – Господь, а также Отец и Сын Господь (ибо сказано: Господь от Господа), станет утверждать, что два Бога» 837 . Своею исключительною целию этот и подобные тезисы сирмийской формулы имеют лишь – исключить мысль о каком-либо дуализме («двух безначальных и двух нерожденных») в божественной жизни, установить мысль о гармоническом действовании божественного единоначалия в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010