Составлена была по этому случаю для выполнения программы Василия Анкирского так называемая 3-я Сирмийская формула. Эта формула — прямой пересказ Антиохийской 341 г. с дополнением μοιος κατ οσαν («подобный по сущности»). Василий Анкирский назначается как бы главой епископата на антиохийскую кафедру. к епископату обращается императорский приказ: признать подобие по сущности или уходить с мест. Папа Ливерий и Осий еще раз подписались под этой формулой. Не подписавших это диктатурное богословие (аномеев) оказалось много. Они были императорской властью сосланы: Евдоксий в Армению, Аэтий в Пепузу, Евномий в Магом. Всего сослано до семидесяти аномеев. Неожиданная диктатура партии вызвала бурное недовольство новыми временщиками. Патрофил Скифопольский подал императору жалобу на самоуправство омиусиан, и сами последние признались императору, что они не хотят рисковать совсем проиграть свое дело, искажая его формой государственного давления. Они доверили Констанцию пересмотреть и решить выдвинутый ими вопрос путем действительно полного западно-восточного вселенского собора. «Вселенский собор» в Ариминиуме — Селевкии    Уже издан был указ собираться в Никомидию, уже епископы ехали на собор, как вдруг случившееся землетрясение, разрушившее в Никомидии нужные здания, заставило переменить план. Заговорили о Никее. «Западным» очень приятна была эта мысль. Но именно потому-то арианские интриганы — Урсакий и Валент — испугались, что такая встреча «западных» и «восточных» может привести их к единению. Они постарались убедить Констанция, что лучше собрать «западных» и «восточных» раздельно, но на общей, предписанной сверху программе. И их проект был принят. Собору восточных назначено было собраться в Селевкии Исаврийской (это военный центр для восточных армий), а западному собору — в Ариминиуме (на берегу Адриатического моря — Римини).    Как выработать согласительную программу раздвоенного собора? Столичные дельцы знали, что западным, так сказать, «староверам» омоусианства нелегко сойтись с новыми восточными омиусианами. Решили вызвать на консультацию Василия Анкирского с его группой, чтобы те представили текст проекта вероизложения, который полагал бы непереходимый барьер направо, к староникейству. Прибыли в Сирмиум Василий Анкирский и Марк Аретузский. Последний и набросал формулу, где наряду с термином «усиа» одновременно совершенно устранен был бы и термин «омиусиос». Все заменено неопределенным «омиос ката панта». Так родилась на свет 4-я Сирмийская формула (или так называемая «датированная вера», 22 мая 359 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Крупную победу над никейцами В. удалось одержать в 353 г. на Соборе в Арелате, где Констанций передал в его руки все полномочия. В. убедил собравшихся епископов подписать осуждение свт. Афанасия Великого, внушив им, что это дело касается лично опального Александрийского архиепископа и не связано с вопросом о Никейском вероисповедании. Успех В. побудил вступить в активную борьбу с никейцами более осторожного У., и в 355 г. они вместе добились осуждения свт. Афанасия на Соборе в Медиолане; чтобы ввести правосл. епископов в заблуждение, В. применил ту же тактику, что и в Арелате, доказывая, что речь идет только о «преступлениях» Афанасия. Добившись осуждения главного защитника решений Никейского Собора большинством зап. епископов, В. и У. решили открыто провести арианское исповедание веры. Они сыграли решающую роль в составлении текста 2-й сирмийской формулы (авг. 357); неизвестно точно, были ли они ее авторами, но она отвечала их подлинным воззрениям, т. к. в ней утверждалось, что Сын ниже Отца во всем. Однако в 358 г. в Сирмий к имп. двору прибыло посольство Анкирского Собора во главе с еп. Василием Анкирским, к-рый представил Констанцию истинное положение дел на Востоке, где 2-я сирмийская формула была отвергнута абсолютным большинством епископов. На нек-рое время В. и У., ранее убеждавшие императора, что именно эта формула сможет восстановить мир в Церкви и положить конец богословским спорам, лишились расположения Констанция; император в жесткой форме потребовал от них подписать омиусианское вероисповедание, предложенное еп. Василием Анкирским (3-я сирмийская формула), и они вынуждены были подчиниться. Однако после отъезда еп. Василия В. и У. постепенно восстановили свое влияние на Констанция, к-рого они смогли убедить отказаться от чисто омиусианской формулировки о «подобии Сына Отцу по сущности» в пользу более общей - «о подобии во всем», предложенной Марком Арефузским. Весной 359 г. император собрал в Сирмии представителей различных богословских партий и потребовал от них подписать эту новую формулу (4-ю сирмийскую). У. подписал ее безоговорочно, но В. опустил слова «во всем» (κατ πντα), и лишь приказ со стороны императора, заметившего хитрость, заставил его дописать пропущенные слова. После этого Констанций предоставил В. и У. все полномочия по проведению этой новой формулы на Ариминском Соборе.

http://pravenc.ru/text/153949.html

Нетъ никакого разногласия и въ томъ, что Отецъ боле Сына, и никто не усумнится, что Отецъ боле честью, достоинствомъ, божествомъ и самымъ именемъ Отца. И всякому известно сие вселенское верование, что (есть) два лица (persona)—Omeцъ и Сынъ; Отецъ боле, а Сынъ покоренъ Отцу». Формула оканчивается, затемъ, несколькими общими тезисами ο воплощении и Духе Святомъ. Изложенная сейчасъ формула справедливо считается заключительнымъ моментомъ въ прогрессивномъ развитии антиникейской реакции. И действительно, въ борьбе съ никейскимъ символомъ дальше второй сирмийской формулы итти было некуда. Эта формула оффициально уни–чтожала никейский символъ, открыто отвергала веру въ единосущие, принятую некогда всеми епископами, находя его лишеннымъ богодухновеннаго авторитета, осуждая его, какъ превышающую человеческий разумъ попытку проникнуть въ тайны Божественной жизни. Взаменъ учения ο единосущии, т. — е. ο полномъ равенстве, тожестве существа Отца и Сына, она ставила какъ разъ противоположный тезисъ—учение ο подчинении Сына Отцу по божеству и чести, провозглашая старый, пережитый уже богословиемъ, субординационизмъ. Но отказавшись отъ изследования вопроса ο существе Сына Божия сиирмийская формула и этотъ субординационизмъ развивала въ голыхъ и общихъ фразахъ, предоставляя каждому определять ихъ точный смыслъ по своему усмотрению. Въ этомъ отношении она являлась не изследованиемъ веры, за какое выдавала себя, а дипломатической сделкой, расчитанной на то, чтобы общностью фразъ и отсутствиемъ содержания привлечь къ себе все борющиеся элементы. Поэтому, она задавалась задачей по существу дела невозможной; запрещая не только проповедывание въ церкви, но даже упоминание по вопросамъ ο сущноети Втораго Лица Св. Троицы, она хотела насильственно наложить оковы на богословскую пытливость, искусственяо задержать догматическую мысль, возвративъ ее къ тому моменту, который она переросла. Спорныхъ вопросовъ она не решала, a только замалчивала ихъ. Естественно, что она не удовлетворила собой не только изгнанныхъ защитниковъ никейскаго собора, которые назвали ее богохульствомъ Потамия, но и людей, боровшихся противъ никейскаго символа, значившихся въ рядахъ его противниковъ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Особый интерес в контексте настоящего исследования представляет также вопрос о восприятии второй сирмийской формулы в епископских кругах сразу после ее создания. Антиохийский собор 358 г. при участии будущих основных деятелей омийского течения полностью одобрил ее: «Собрав (συνελθν ) своих единомышленников в Антиохии, в числе которых были Акакий, епископ Кесарии Палестинской, и Ураний Тирский, он (Евдоксий) вместе со словом «подобносущный» отверг и слово «единосущный» под тем предлогом, что и епископы на Западе сделали то же... от них было послано письмо к Валенту, Урсакию и Германию (т.е. Герминию), в котором (они) засвидетельствовали им благодарность (χριν) и приписали им причины того, что и западные (τòùς èν τ Δσει) стали мыслить православно (του ρθως δοξζειν)». 705 Однако значительная часть епископата, как Запада, так и Востока, восприняла формулу негативно. Формула была осуждена галльским никейским епископатом в 358 г. 706 На Анкирском соборе 358 г. против второй сирмийской формулы выступили также в недавнем прошлом союзники Урсакия, Валента и Герминия по евсевианскому блоку – малоазийские омиусиане во главе с Василием Анкирским. 707 Затем Василий вместе с епископами Евстафием и Элевсием прибыл ко двору Констанция в Сирмий, где новое совещание епископов (или, возможно, собор) выдвинуло так называемую третью сирмийскую формулу, текст которой до нас не дошел. 708 Урсакий и Валент также поставили под третьей сирмийской формулой свои подписи. По свидетельству свт. Илария, под воздействием восточной делегации свое отношение к формуле изменил и император Констанций, и по крайней мере некоторые из подписавших ее епископов. 709 Сократ, имея в виду, видимо, эти события (а вслед за ним и Созомен), указывает, что епископы, составившие вторую сирмийскую формулу, обнаружили в ней много противоречий и пытались возвратить все ее экземпляры, также и «василевс повелел указом отыскивать» сохранившиеся тексты формулы, очевидно стремясь ее уничтожить, однако добиться этого не удалось. 710

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Весной 356 года был созван Собор в г. Беттеры в Галлии (ныне Безье, Франция), на котором уклонившимся от участия в предыдущих Соборах галльским епископам было также предложено подписать осуждение свт. Афанасия. Собор вновь был вынужден согласиться с линией Констанция II; за отказ от нее были сосланы во Фригию епископы Иларий Пиктавийский и Роданий Тулузский . Тем не менее в течение нескольких лет, пока Констанций II и его сторонники вели кампанию против православия на Западе, свт. Афанасий продолжал занимать свою кафедру. Лишь после того, как большой Медиоланский Собор завершился для Констанция II успешно, император получил достаточные законные основания и принял решение удалить Афанасия из Александрии с кафедры. 9 февраля 356 года арестовать его в храме не удалось: Афанасий скрылся; несмотря на тщательный розыск, в т. ч. по монастырям Египта, он так и не был найден (Афанасий перестал скрываться только после смерти Констанция II в 361). На кафедру Александрии был возведен лояльный к политике Констанция II Георгий Каппадокиец . В августе 357 года на небольшом Соборе в Сирмии , вновь под надзором Констанция II и при активном участии Урсакия и Валента была издана вторая Сирмийская формула, превосходящая своими проарианскими тенденциями все предшествующие изложения веры, издававшиеся восточными Соборами. Вторая Сирмийская формула, как было заявлено в ней, преследовала цель окончательно прекратить богословские споры о Св. Троице, начатые Арием, и восстановить мир в Церкви. Актами Собора запрещалось впредь для описания отношения Отца и Сына в Св. Троице употреблять понятия " единосущный " и " подобосущный " , т. к. этих терминов нет в Свящ. Писании, и вести дальнейшие споры по этому вопросу. Заявлялось также, что Отец больше Сына во всем. Впрочем, Сын признавался рожденным от Отца и Единородным. На Востоке издание второй Сирмийской формулы было встречено с одобрением. Наиболее влиятельным иерархом Восточной Церкви в это время был еп. Евдоксий , который в 357 году решением Констанция II был переведен с кафедры Германикеи (ныне Кахраменмараш, Юго-Восточная Турция) на Антиохийскую кафедру. В начале 358 года еп. Евдоксий созвал Антиохийский Собор , который одобрил полностью вторую Сирмийскую формулу. В послании к Урсакию и Валенту Евдоксий уведомлял их о своей деятельности и принятии нового исповедания всем Востоком.

http://drevo-info.ru/articles/13679966.h...

Как получивший блестящее, научно-философское образование, Диодор, естественно, мог изложить пред св. Василием выработанное таким путём своё мировоззрение в желательных для последнего, ясных формулах, отличавшихся устойчивостью и логической последовательностью. В этом смысле Диодор и св. Василий, встретившись у Мелетия в Армении, можно думать, не только протянули руки друг другу, как антиохиец и каппадокиец, но и запечатлели в известном смысле генетическую связь в общем раскрытии догмата Троичности. Пребывая у Мелетия вместе со св. Василием, Диодор принял участие, между прочим, в сложном и нелёгком деле раскрытия духоборческих тенденций одного из видных представителей тогдашних религиозных движений, Евстафия Севастийского. Известно, что богословие традиции не касалось специально вопроса о Духе Святом, перенося на Его ипостась те выводы, какие отцы установили и о существе Сына-Логоса 529 . Но если в доникейскую эпоху было достаточно такого раскрытия учения о Духе Святом, то после, при попытках знать в более ясных и точных формулах учение веры, эта недоговорённость традиции о третьей ипостаси Св. Духа послужила источником самых разнообразных мнений. Уже сирмийская формула 351 года знакомит нас с самыми разнообразными суждениями современных ей воззрений на Духа Святого 530 . Среди самого арианства, учившего о тварной природе Сына Божия, вопрос о Духе Святом, как тоже творении, „творении сотворённого”, был поставлен впервые Евномием 531 . Но сирмийская формула, а равным образом учение Евномия имели в виду лишь последовательные выводы из учения Ария. Письма св. Афанасия Великого к Серапиону, епископу Тмуитскому (в 358 г. IV b.) 532 свидетельствовали о появлении на Востоке таких людей, которые, отступив от арианского учения о Сыне Божьем, начали держаться неправильных мнений о Св. Духе. Собор Александрийский 362 года направлял свои постановления именно против еретиков этой категории 533 . Это были приверженцы Македония, епископа Константинопольского, и некоторые из омиусиан, принявшие в свою догматику субординационное представление о Духе Святом.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

— Внешняя история спора до первого вселенского собора (15–22). —  Первый вселенский собор . — Состав собора (23–25, 27). — Источники его истории (25–26). — Догматические партии на соборе (27–30). — Ход соборных рассуждений (30–34) и составление никейского символа (34–86). — Значение выражений ν τς ουσας и μοοσιος (36–42). —  Борьба с арианством после Никейского собора. Стадия первая: борьба арианства с православием за преобладание в кафолической церкви . — Невозможность для ариан прямой борьбы против никейского символа при Константине В. (42–44). — Борьба против лиц — защитников никейской веры (Евстафия, Афанасия, Маркелла) (44–53). — Интриги ариан против Афанасия при Константии и удаление Афанасия в Рим (53–55). — Попытка ариан заменить никейскую веру новыми формулами; антиохийские фopмyлы 341 г. (55–62). — Сердикский собор (62–64) и требование со стороны запада принятия его решений на востоке (64–65). — Вынужденная уступка Константия Константу и возвращение Афанасия на кафедру (65). — Торжество ариан и на востоке и на западе по смерти Константа (66–67); «манифест» арианства — II сирмийская формула (67–68). — Стадия вторая: распадение арианской партии . — Характер отношений между православными и арианами в предыдущее время (69–71). — Фракции арианствующих (аномии, левый центр, омии, омиусиане) (71–73). — Победа омиусиан (III сирмийская формула) (74–76). — Торжество омиев над омиусианами: соборы в Селевкии и Аримине и принятие на них VI сирмийской формулы (75–80), подтвержденной затем в Константинополе (80). — Распадение арианской лиги (80–82). — Возвращение сосланных епископов при Юлиане Отступнике (82–83).— Александрийский собор 362 г. (83–84). — Два течения среди восточных омиусиан (84–85). — Церковная политика Валента (86–86). — Св. Василий В. и отличие его, как богослова и церковного деятеля, от св. Афанасия В. (86–94). — Задача его деятельности (95): объединение омиусиан (мелетиан) на востоке (96–100) и установление общения с западом (100–101). — История сношений его с Римом (101–103).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

333 Флавий Феодосий I Великий (347–395 гг.), родился в Северной Испании, сын полководца Валентиниана I, сам стал офицером. После победы готов над армией Валента в 378 г. Грациан провозгласил его в 379 г. августом в Сирмии. В 382 г. Феодосий заключил мир с вестготами и расселил их в качестве федератов южнее нижнего течения Дуная. В 388 г. Феодосий устранил узурпатора Магна Максима и передал власть над Италией Валентиниану II. После убийства Валентиниана в 394 г. Феодосий предпринял второй поход в Италию, в ходе которого разбил войска узурпатора Евгения под Аквилеей и объединил всю империю под своей властью. В вопросах религии Феодосий отказался от арианства в пользу учения Афанасия, провозглашенного единой (католической) государственной религией в 381 г. на II Вселенском соборе в Константинополе. Одновременно Феодосий преследовал язычников: в 391–392 гг. он запретил языческие культы, в 394 г. – Олимпийские игры. 335 Город Элибери (совр. Гранада), на реке Сингилис, расположен в Испании, в области Бетике (совр. Андалузии). 337 См. выше, прим. 70. 335 Фебадий (у Иеронима он назван Федабием, но скорее всего это ошибка переписчика), епископ Агена (совр. Ажан, недалеко от Тулузы), был одним из самых твердых адептов никейского символа веры на Западе. Даже когда в 359 г. члены Ариминского собора подписали компромиссную (с арианами) т.н. «датированную веру» (IV сирмийская формула, в которой было обозначено точное время ее составления), Фебадий был один из немногих, кто протестовал против этого. Его сочинение «Против ариан» было первым подобным произведением на Западе. Причиной его написания была т.н. II сирмийская формула, присланная на Запад с письмами членов Сирмийского собора 351 г. 338 Дидим (310–395 гг.) более 50 лет управлял Александрийским училищем. Он был учеником и преемником по училищу Афанасия Великого , и вслед за ним Дидим активно боролся против арианства. Кроме перечисленных у Иеронима известны два трактата – «О Троице» и «Против манихеев». 339 Пророк Захария был одним из т.н. малых пророков. Он родился во времена вавилонского плена, дожил до возвращения, после чего много содействовал нравственному возрождению народа. Ему принадлежит особая книга, написанная в 520 г. до н.э.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весной 356 г. был созван Собор в г. Беттеры в Галлии (ныне Безье, Франция), на к-ром уклонившимся от участия в предыдущих Соборах галльским епископам было также предложено подписать осуждение свт. Афанасия. Собор вновь был вынужден согласиться с линией К.; за отказ от нее были сосланы во Фригию епископы Иларий Пиктавийский и Роданий Тулузский. Тем не менее в течение неск. лет, пока К. и его сторонники вели кампанию против православия на Западе, свт. Афанасий продолжал занимать свою кафедру. Лишь после того, как большой Медиоланский Собор завершился для К. успешно, император получил достаточные законные основания и принял решение удалить Афанасия из Александрии с кафедры. 9 февр. 356 г. арестовать его в храме не удалось: Афанасий скрылся; несмотря на тщательный розыск, в т. ч. по мон-рям Египта, он так и не был найден (Афанасий перестал скрываться только после смерти К. в 361). На кафедру Александрии был возведен лояльный к политике К. Георгий Каппадокиец . В авг. 357 г. на небольшом Соборе в Сирмии, вновь под надзором К. и при активном участии Урсакия и Валента была издана 2-я Сирмийская формула, превосходящая своими проарианскими тенденциями все предшествующие изложения веры, издававшиеся вост. Соборами. 2-я Сирмийская формула, как было заявлено в ней, преследовала цель окончательно прекратить богословские споры о Св. Троице, начатые Арием, и восстановить мир в Церкви. Актами Собора запрещалось впредь для описания отношения Отца и Сына в Св. Троице употреблять понятия «единосущный» и «подобосущный», т. к. этих терминов нет в Свящ. Писании, и вести дальнейшие споры по этому вопросу. Заявлялось также, что Отец больше Сына во всем. Впрочем, Сын признавался рожденным от Отца и Единородным. На Востоке издание 2-й Сирмийской формулы было встречено с одобрением. Наиболее влиятельным иерархом Восточной Церкви в это время был еп. Евдоксий , который в 357 г. решением К. был переведен с кафедры Германикеи (ныне Кахраменмараш, Юго-Вост. Турция) на Антиохийскую кафедру. В нач. 358 г. еп. Евдоксий созвал Антиохийский Собор, к-рый одобрил полностью 2-ю Сирмийскую формулу. В послании к Урсакию и Валенту Евдоксий уведомлял их о своей деятельности и принятии нового исповедания всем Востоком.

http://pravenc.ru/text/2057136.html

Германикийского Евдоксия , - к-рый не просто провозгласил отказ от употребления этих терминов, но и вынес суждение об их неверности. Это вызвало возмущение др. партии, возглавляемой Анкирским еп. Василием , к-рая настаивала на уместности термина «подобосущный» для описания Сына по отношению к Отцу. Еп. Василий созвал в 358 г. Собор в Анкире (см. ст. Анкирские Соборы ), анафематствовавший сторонников богословской терминологии Аэтия и всей акакианской партии омиев (впрочем, равно как и термина «единосущие») и провозгласивший единственно верным термином «подобосущие». Собор сумел привлечь на свою сторону имп. Констанция, к-рый распорядился издать новое определение веры (3-я Сирмийская формула), так что василианская партия омиусиан одержала временную победу. Для окончательного решения вопроса было предложено провести Вселенский Собор . Группа вост. арианских епископов убедила императора провести его одновременно в 2 городах - на Востоке и на Западе (в т. ч. для того, чтобы зап. епископы, в большинстве придерживавшиеся термина «единосущие», не смогли повлиять на решение вост. епископата) (см. ст. Аримино-Селевкийский Собор ). Собор должен был окончательно утвердить составленное омиусианами определение веры (4-я Сирмийская формула, или «датированная вера»: определение было согласовано епископами и одобрено императором 22 мая 359). Именно этот Собор и должен был рассмотреть помимо проч. дело К. На Востоке Собор состоялся в Селевкии Исаврийской в 359 г. Императора на нем представлял его посланник Леона, настроенный, как и местный военачальник Лаврикий, проариански. В Соборе приняло участие свыше 150 епископов, в их числе К., к-рый не поддерживал акакианскую партию и скорее был близок к василианской. Во всяком случае Феодорит Кирский пишет, что до Собора К. «имел общение с Василием, Евстафием, Сильваном и прочими» ( Theodoret. Hist. eccl. 2. 26) - т. е. не только с приютившим его Сильваном Тарсским, но и с Василием Анкирским и его ближайшим единомышленником Евстафием Севастийским,- а Филосторгий упоминает, что «Василий [Анкирский] с честью принял Кирилла Иерусалимского» ( Philost.

http://pravenc.ru/text/1840257.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010