Эти интерполяции приписаны самому Иларию лишь по недоразумению недалеким писцом, скопировавшим их с очень древней рукописи. Нетрудно угадать, что рука фанатика-люциферианина 26 приписала их на поле творений св. Илария: ненависть этой секты к епископу- " отступнику» не могла заглохнуть и по смерти Либерия, и анафемы у его могилы совершенно в тоне люциферианского фанатизма. – Итак, очищенный от интерполяций текст " Pro deifico» bnoлhe уместен в творении св. Илария. Но та же самая рука, которая испестрила поле своими анафематизмами, поставила и в конце списка епископов cboe REQUIRENDUM. U не странное uмя «Junior» 27 возбудило такой интерес в фанатичном сектанте; он спрашивал: был ли в числе этих 22 епископов хотя один православный в духе Люцифера калариского? По справке – вероятно с полными актами собора сирмийского – люциферианин пришел к зakлючehuю: omnes haeretici. – Тон св. Илария, при таком понимании, остается достойно-объективным и спокойным: он судит как богослов, называя эту «bepy» «perfidia», ho он не клеймит именем еретиков всех епископов, в числе которых были лица, достойные и не таких «братий и соепископов», как Евдоксий, Урсакий и Валент, – были люди стремлений столь чистых, что и сам св. Иларий удостаивал их hauмehobahuя «vir sanctissimi». Остается – значительно смягченная – разность во взгляде на «веру, изложенную в Сирмии». Но в последние годы своей жизни св. Иларий убедился опытно, что те упования, которые возбудила в нем энергичная борьба василиан против омиев и аномиев, не близки еще к осуществлению: эта партия, как церковная сила, надломлена была внешним давлением событий 360 г., а как догматическое направление, начала выясняться как убежище для многих поборников «золотой [а в действительности – фальшивой] средины». Поэтому и на богословские погрешности василиан он смотрел теперь менее снисходительно, buдeл «perfidia» b том, что прежде казалось ему многообещающим колосом, который созреет и принесет чисто кафолический плод. – Это (обычное) объяснение достаточно хорошо – за неимением лучшего. III. Формула Profitemur

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Э. Швартц 177 указывает еще, что Елена была большая почитательница пострадавшего в 310 году мученика Лукиана, и Константин поэтому назвал вифинское селение Дрепана, где был погребен св. Лукиан, – Еленополем. Показание Афанасия в. принимает как факт и Каваллера 178 . А. А. Спасский 179 скептически относится к обвинению в прелюбодеянии. Но так как известия об этом идут по меньшей мере из трех источников 180 , так как о нем, очевидно, знал и Созомен, и даже одно выражение в письме Константина к народу антиохийскому можно тоже понять, как намек на это же обвинение 181 , и так как подобные обвинения были в ходу в то время, то прав Каваллера, который и к этому известию относится с доверием 182 . Но Каваллера 183 , вслед за Сократом скептически относится к сообщению Георгия Лаодикийского, что на Евстафия донес Кир верийский, обвиняя его в савеллианстве: непонятно, как же после этого могло случиться, что сам Кир низложен был по обвинению в савеллианстве, и у Афанасия в. всегда упоминается в компании со своею жертвой в качестве православного епископа, изгнаннаго арианами. Низложение и изгнание Кира верийского евсевианами есть, конечно, совершенно бесспорный факт 184 . Но как ни невероятно выглядит поэтому сообщение Георгия Лаодикийского, в данном случае едва-ли ни приложимо тертуллиановское критическое правило: prorsus credibile est, quia ineptum est; certum est, quia impossibile est. – Нельзя, конечно, оспаривать и той возможности, что на Кира наклеветали в данном случае сами евсевиане. Но столь же возможно, что сам Кир, когда дела приняли такой оборот, что всем убежденным защитникам никейского символа стала грозить ссылка под теми или иными предлогами, желая сбросить с себя всякое подозрение в «савеллианстве» и в единомыслии с Евстафием и остаться на кафедре, действительно донес на него, как на савеллианина; но это предательство не спасло и его от низложения под тем же предлогом. Или же сообщение Георгия не представляет ли собой извращения – в сторону благоприятную арианам – только того факта, что Кир присутствовал на соборе, низложившем св. Евстафия и подписал его постановления и, может быть, и на самом соборе обвинял Евстафия в савеллианстве? – До какого нравственного унижения способны были в IV–V веках господствующие, опирающиеся на светскую власть, догматические партии (ариане и монофиситы в особенности) доводит своих противников, доказывает, напр., тот факт, что на разбойничьем ефесском соборе 349 года Домна антиохийского заставили сначала подписать низложение его друга Феодорита кирского , а потом всетаки и самого низложили. В 357 году 2-я сирмийская формула «богохульство», blasphemia, по выражению св. Илария пиктавийского , выпущена была за подписью самого Осия кордубского, который по словам Афанасия в. «в Никее изложил веру».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

– " Ибо глава, т. е. начало всему – Сын, а глава, т. е. начало Христу – Бог . Таким образом, через Сына все восходит благочестно к Единому Безначальному, Началу всяческих» 838 . Отсюда, в сирмийской формуле – подчеркивание различие ипостасей Господа-Отца и Господа-Сына, – первого, как советующего (изволящего), – а второго, как активно-действующего (покорного). Словом, не давая ничего существенно-нового собственно для характеристики консервативно-реакционного богословия, 1-я сирмийская формула имеет для нас преимущественно церковно-исторический интерес: она показывает, насколько в догматическом смысле здоров был корень восточной консервативно-богословской оппозиции и насколько он был еще исторически-силен даже в начале уже единодержавного царствования Констанция. Между тем, церковно-политические симпатии Констанция, сделавшегося после победы над Максенцием, единодержавным владетелем обеих половин империи, резко определились уже в скором же времени после первого Сирмийского Собора, и ото настроение властного императора имело глубокое влияние на дальнейшую судьбу никео-консервативной оппозиции. Как исторический характер, личность Констанция представляет собою довольно любопытное явление. Кажется, ни один из византийских царей не уделял столько внимания к церковно-богословским движениям современности, как Констанций, посвятивший им всю свою жизнь, и интересовавшийся ими более, чем вопросами администрации, государственного хозяйства и внешней политики. И трудно сказать, что преимущественно одушевляло Констанция в данном случае: личный ли религиозный и даже партийно-богословский интерес, как можно заключать из его безусловной нетерпимости к никейской доктрине, или интерес политический, стремление какими-либо средствами сковать раздираемый религиозными неурядицами организм империи, как можно думать из переменно-благосклонного отношения Констанция, то к более крайним арианским, то умеренным (омиусианским) партиям, представлявшимися в тот или другой исторический момент наиболее надежною силою, на которую можно было опереться в церковно-политических вопросах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Но здесь встречается новое недоумение. Иларий формулу, подписанную Ливерием, называет perfidia ariana и самого Ливерия за подпись под ней называет отступником (apostata), между тем в сочинении о соборах, о первом сирмийском вероизложении он отзывается весьма благосклонно и комментирует ее в ортодоксальном смысле. Под perfidia ariana Иларий никоим образом не мог разуметь этого вероизложения., На помощь в этом затрудении приходит Филосторгий. Следя за хронологическим порядком событий, как они излагаются в выдержках у Фотия (Philost. IV, 2. 3), можно видеть, что папа Ливерий по своем возвращении из ссылки вынужден был подписать еще и этот манифест 357 г. (2-я сирм. формула); Во второй главе четвертой книги своей истории Филосторгий сообщает о назначении Юлиана в Галлии, а это было 5 июля 356 года, и затем в 4-й главе продолжает: «сам Констанций проживал в Сирмии (1 Дек. 357, когда и издан сирмиский манифест- Gwatkin, append. II, 300), где по настоятельной просьбе римлян (вероятно, вследствие его собственных писем) вызвал из ссылки Ливерия: при этом случае Ливерий подписал приговор против единосущия и против Афанасия, да к тому же на бывшем тогда соборе привлек и епископа Осию». Приговор против единосущия и притом составленный на соборе, – здесь нельзя ничего видеть кроме разсмотренного сейчас сирмийского манифеста, как уже об этом свидетельствует и хронологический распорядок событий у Филосторгия. Что Осий подписался под этой формулой, видно из независимого сообщения Сократа (Н. E. II. 31). Только эту формулу, названную в другом месте Иларием «богохульством Потамия и Осия», он мог отметить, как perfidia ariana, под которой подписался Ливерий. 1123 Он присутствовал на антиохийском соборе, осудившем Афанасия и издавшем известные формулы (Soz. Н. Е., II, 19; Theodor. I 21), и участвовал в константинопольском соборе (Socr. Н. Е, I, 35). 1133 47 диалектически построеных силлогизмов его о «рожденном и нерожденном Боге» сохранились у Епифания. Наег. LXXVI. 1135 Ср. характеристику Филосторгия: «сравнивая Евномия с Аэцием (выдержка Фотия) по силе доказательств и готовности отвечать на все, предпочитает Аэция.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

ар. с. аг. nn. 48. 49. 43. 36; hist. ar. ad mon. n. 17; Hilar. fr. 2, 7.8); рядом, как пара же, стоят они и в ряду тех, которые » μεγλως  σχνοντο«вследствие событий 347 г. (Athan. hist. ar. ad mon. n. 28) и парою [в 348 г.?] являются и на соборе в Антиохии (Soz. 4,8, 4 ) и в. 349 г. в Kohcmahmuhonoлe (hismoria acephala, ed. Sievers in Zeitschrift f. histor. Theo). 1868, S. 149, n. 2). 8 Современное состояние вопроса о сирмийских соборах и сирмийских формулах наиболее отчетливо выражено y Harnack, II, 243 – 249, взгляд которого можно представить в такой схеме: Соборы: Формулы: 1 сирмийский (347 г.) 2 сирмийский (351 г.) =1 сирмийская. 3 сирмийский (357 г.) =2 сирмийская. 4 сирмийский (358 г.)  =3 сирмийская. 5 сирмийский (359 г.) =4 сирмийская. Собор 1 сирмийский (о котором сведения только b Hilar. fr. 2, 21 – 31) к 347 г. относит уверенно лuшь Zahn, 80, и за huм Gwamkin, 145; Harnack, II, 242: сможет быть уже в 347 г.»; HefeleI, 640, не в состоянии сделать выбор между 349, 347 и 350 г. – Названная здесь 2-я сирмийская формула (Athan; desynod. n. 28; Socr. 2,30,  31–41 ; Hilar. de synod. n. 11) у Илария характерно haдnucыbaemcя: «exemplum blasphemiae apud Sirmium per Osium et Potamium conscripmae», a 4-я сирмийская формула, помеченная датою 22 мая 359 г. носит название «датированной веры» (Athan. de syn. n. 8; Socr. 2, 37,  18–24 ; Hilar. fr. 15, 3; Epiphan, haer 73, 22). – Thesis probanda мoero настоящего этюда: сирмийских соборов было не пять, а только четыре. 9 Ее текст y Amhan. de syn. n. 27; Socr. 2, 30,  5–30 ; Hilar. de syn. n. 38 и комментарий Илария пп. 39–63. 10 note 55, p. 773: ce qu’il y a de plus difficile en cela, c’est d’accorder S. Hilaire avec luy mesme. 18 Афанасий великий смотрит на падение Либерия весьма снисходительно (apol. с. аг. п. 89. 90; hism. ar. admon. n. 41), как высокий характер и светлый ум, который все понимает и все прощает. Разумеется, особым стимулом к этому благородному отношению было и то обстоятельство, что Либерий изменил и личному делу Афанасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Однако запротестовали не только епископы Запада, но и восточные «омиусиане», провозгласившие на Анкирском соборе в 358 г., что Сын подобен Отцу по сущности. Их делегация во главе с епископом Анкирским Василием (ум. около 362/363 г.) сумела заручиться поддержкой Констанция, но ненадолго. 22 мая 359 г. в Сирмии была подписана новая (уже четвертая по счету) формула, где ненавистное омиям выражение «по сущности» было заменено на расплывчатое «Сын подобен Отцу во всем». Для окончательного решения проблемы Констанций созвал в 359 г. собор, задуманный им как Вселенский. Его заседания проходили сразу в двух городах: в итальянском Аримине собрались более 400 епископов Запада, а в исаврийской Селевкии – 160 епископов Востока (расколовшиеся, однако, на два лагеря). Правдами и неправдами победу одержали омии, продавившие формулу «Сын подобен Отцу». Всего в правление Констанция арианами разного толка было предложено около 10 различных вероучительных формулировок, которые Сократ Схоластик называет «лабиринтом вероизложений». Вот основные из них: 2-я формула Антиохийского собора (341 г.) – так называемый Символ веры Лукиана, пресвитера Антиохийского (ум. 312); составлена в расплывчатом квазиарианском духе («Сын – неотличимый образ божества, сущности, силы, воли и славы Отца»); 4-я антиохийская формула, представленная послами Антиохийского собора (341 г.) императору Констанцию. Она близка к Никейскому символу, но без термина «единосущный». Ее повторяют формулы: филиппопольская (343 г.); 5-я антиохийская (344 г.) и 1-я сирмийская (351 г.); 2-я сирмийская формула (357 г.) запрещала использовать понятие «сущность» и постулировала иерархическое подчинение Сына Отцу, что означало смещение в сторону крайнего арианства; она была одобрена на Антиохийском соборе 358 г.; формула Анкирского собора, предложенная омиусианами («Сын подобен Отцу по сущности») как реакция на 2-ю сирмийскую формулу и повторенная с одобрения Констанция в 3-й сирмийской формуле (358 г.); это был возврат на более умеренные позиции;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

De synod. 27). Из этого можно заключить, что формула была подписана не только участниками совещания в Сирмии, но и рядом других епископов. 660 Phoebad. Liber contra arianos. III: «Но нужно обратиться к Урсакию, Валенту и Потамию, так как часто этими же словами исповедовали Единственного Бога, прибегая к хитроумному коварству» (Sed respiciendum ad Ursacium et Valentem et Potamium, quia saepenumero iisdem verbis unicum Deum subdola fraude confessi sunt). 666 По сути дела Сократ и Созомен превращают три разных собрания епископов в Сирмии 351, 357 и 359 гг. соответственно в один Сирмийский собор. 668 Необходимо отметить, что особое место в историографии занимает чрезвычайно дискуссионный вопрос о том, была ли вторая сирмийская формула подписана папой Либерием, однако поскольку эта проблема не является предметом исследования в рамках настоящей работы, то в приведенном ниже кратком обзоре историографии она затрагиваться не будет. 669 По мнению Л. Дюшена, вторая сирмийская формула представляла собой не символ веры , а «богословскую декларацию». Сходного мнения придерживался и А. А. Спасский. В. В. Болотов называет вторую сирмийскую формулу «трактатом». По мнению Т. Д. Барнса, отвергающего, как будет сказано ниже, соборный статус сирмийского совещания 357 г., вторая сирмийская формула также, соответственно, не является официальным соборным определением. Д. Х. Уильямс называет вторую сирмийскую формулу position paper (см. Duchesne L. Histoire ancienne de l’Église. T. II. P. 1908. P. 284; Спасский А. А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Сергиев Посад, 1914 (1995). С. 344; Болотов В. В. История Церкви в период Вселенских Соборов. М., 2007. С. 102; Barnes T. D. Athanasius and Constantius. Theology and politics in Constantinian Empire. Cambridge, 1993. P. 139; Williams D. H. Another Exception to Later Fourth-Century «Arian» Typologies: The Case of Germinius of Sirmium. Journal of Early Christian Studies. 1996. No 4. P. 343; Williams D. H. Ambrose of Milan and the End of the Nicene-Arian Confl icts.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Путаница объясняется тем, что Сократ и Созомен рассматривают все четыре Сирмийских собора/епископских собрания (351, 357, 358 и 359 гг. соответственно) как один собор. 561 В содержащемся в «Исторических фрагментах» свят. Илария письме папы Либерия восточным епископам (357) признается православие некоего Сирмийского собора (fidem vestram et catholicam), в котором, по утверждению Либерия, участвовало множество епископов (Sirmio a pluribus fratribus et coepiscopis nostris). 562 Свят. Иларий указывает в примечании к письму, что исповедание веры, которое Либерий признает кафолическим, на самом деле является проявлением коварства (perfidiam autem apud Sirmium descriptam, quam dicit Liberius catholicam). Далее святитель приводит список участников собора: Narcissus, Theodorus, Basilius, Eudoxius, Demophilus, Cecropius, Silvanus, Ursacius, Valens, Evagrius, Hyrenius, Exuperantius, Terentianus, Bassus, Gaudentius, Macedonius, Marthus, Aticus, Julius, Surinus, Simplicius, et Junior. Свят. Иларий или, что более вероятно, позднейший переписчик, 563 подчеркивает, что все названные епископы являются еретиками (omnes haeretici). Следует отметить, что приведенный список связывается большинством исследователей именно с Сирмийским собором 351 г. 564 , поскольку среди участников собора присутствуют имена таких известных восточных епископов, как Василий Анкирский, Евдоксий Германикийский, Демофил Беройский, Македоний Константинопольский, Нарцисс, епископ Нерониады Киликийской, и Феодор Гераклийский, в то время как собор (или епископское совещание) 357 г., судя по всему, был собранием латиноязычного епископата (сама формула, по свидетельству свят. Афанасия, а также Сократа и Созомена, была написана на латинском – τ Ρωμαων φων). 565 По мнению Р. П. К. Хэнсона, согласие большей части исследователей с отождествлением указанного в послании собора с Сирмийским собором 351 г., объясняется не силой аргументов в пользу подобного решения, а нежеланием принять «неприятную альтернативу», т.е. связать послание со второй сирмийской формулой 357 г. 566 Впрочем, альтернативные точки зрения все же присутствуют в историографии. Так, Г. К. Бреннеке склоняется в пользу отождествления упомянутого Либерием собора с Сирмийским собором 357 г., однако связывает список епископов с Сирмийским собором 351 г. 567 По мнению исследователя, свт. Иларий по ошибке присоединил его к посланию Либерия. Г. Фернандес полагает, что Либерий подписал исповедание веры, присланное восточными епископами отцам Сирмийского собора 347 г., который исследователь рассматривает как западный по своему составу. Список епископов, присоединенный к посланию Либерия, включал, по мнению Г. Фернандеса, его авторов, а также ряд западных епископов, подписавших это исповедание на соборе в Арелате 353 г. 568 П. Батиффоль вообще считает послание фальсификацией, составленной Урсакием, Валентом и Герминием и направленной против папы. 569

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Император Констант погиб в результате борьбы с узурпатором Магненцием в 350 г. А в 353 г. Констанций становится единовластным правителем империи. Запад оказался обнажен перед лицом арианской экспансии. В 351 г. в Сирмии был поставлен епископ арианин. На соборе, состоявшемся в этом городе в 351 г., была принята первая сирмийская формула, повторявшая четвертую антиохийскую формулу. Под напором императора уже в 353 г. отцы Арелатского собора, созванного по инициативе папы Либерия, осуждают Афанасия. Решение подписывают даже послы Либерия Римского, стоящего на стороне Афанасия. Однако до 355 г. все попытки даже силой изгнать Афанасия не имели успеха. В 355 г. осуждение Афанасия будет повторено на Медиоланском соборе, который также замысливался как собор в защиту Афанасия. Именно на этом соборе Констанций произнес свои знаменитые слова: «Моя воля должна быть для вас каноном». В 356 г. Афанасий, спасая свою жизнь, убегает из Александрии. Папа Либерий, не согласный с осуждением Афанасия, арестовывается и ссылается. В ссылку отправляют и Осия Кордубского. С 357 г. начинается эра торжества арианства. В 357 г. в Сирмии создается вторая сирмийская формула, которая внешне выглядела не как символ, а как догматический манифест, определяющий общеобязательные положения веры. Эта формула запрещает называть Сына Божия Богом, потому что и Сам Господь сказал: «Иду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» ( Ин.20:17 ). Запрещается употреблять слова усия и омоусиос, как отсутствующие в Писании и т.к. вопрос о них выше человеческого ума и ведения. Отец больше Сына по чести, достоинству, божеству и имени. Сын подчинен Отцу во всем. Являясь внешней победой арианства, эта формула на самом деле знаменовала собой начало конца арианства. Откровенное, смелое провозглашение арианского учения своим следствием имело разложение арианства на партии. Дифференциация арианства. Омиусиане и омии Большинство восточных епископов с недоверием относилось к Никейскому символу, было арианствующим, но не было арианским. Откровенное провозглашение арианского учения испугало их. В своих богословских взглядах восточный епископат не был однороден. Можно выделить пять богословских направлений, сформировавшихся на востоке в связи с учением о Сыне Божием.

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

Однако восточный епископат был очень подвижен в своих взглядах, многие епископы очень часто меняли свои богословские предпочтения. В 357 г. умирает Леонтий Антиохийский. Констанций на его месте хотел видеть Евдоксия Германийского. Приехав в Антиохию, Евдоксий собрал собор, на котором осудил как омоусианство, так и омиусианство, а также вновь провозгласил вторую сирмийскую формулу. На востоке начало зреть недовольство. В 358 г. в Анкире собирается собор, осудивший антиохийские решения. В результате Констанций отзывает Евдоксия из Антиохии и появляется третья сирмийская формула. Для разрешения возникших споров Констанций решает созвать вселенский собор, который состоялся в Селевкии Исаврийской в 359 г. Результатом предсоборных заседаний стала четвертая сирмийская формула. В ней Сын назывался бесстрастно рожденным от Бога прежде всех веков и прежде всякого начала, прежде всякого представимого времени и всякого мыслимого существа. Сын провозглашался подобным Отцу во всем, как учит Писание. Вероятно, против аномеев говорилось о непостижимости рождения Сына. Однако в этой же формуле запрещалось употребление термина усия . Эта формула получила название датированной веры, т.к. в ней точно указывалось время ее написания, 22 мая. Самым лучшим в ней было признание Сына во всем подобным Отцу. Сам собор открылся в Селевкии, где военная и гражданская власть сочувствовала арианам, 27 сентября. На соборе высказались и против термина единосущный, и против термина неподобный, признавая подобие Сына Отцу. В целом же собор, на котором произошло столкновение василиан и акакиан, зашел в тупик и разделился на несколько соборов. Василиан же приветствовал из Фиваидской пустыни Афанасий. Император же склонялся на сторону акакиан. В 360 г. в Константинополе состоялся собор по случаю завершения строительства церкви святой Софии. На этом соборе рассмотрели четвертую сирмийскую формулу, убрав из нее слова «во всем», разъясняющие подобие Сына Отцу. Василий Анкирский и еще несколько омиусиан были низложены под предлогом канонических нарушений. Омии торжествовали победу. Однако их разрыв с аномейством поссорил их со строгими арианами. Осознавая свое одиночество, омии начали искать сближения с василианами. Александрийский собор 362 г.

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010